| Башня анонсов (часть 3) | |
| Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время. | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года по версии ИвН News. | |
| Идут сборы на Goblin Party | |
| Легковесная карточная игра про месть гоблинов героям. | |
| Заканчиваются сборы на Dungeon Pages: Underboss | |
| Roll-and-write про паззловые походы героев в подземелья. Или, напротив, игру за ... | |
| С миру по предзаказу (23.11-05.12) | |
| Предзаказы локализуемых игр за последние недели. | |
| игры |
Эволюция: Новый мир
Эволюция волшебных тварей Эволюция. Естественный отбор Эволюция |
| компании |
Правильные игры
|
| Дата: | 30 сентября 2023 |
| Источник: | Олег об играх |
![]() |
| 7.8217 |
![]() |
- |
Статья от паблика «Олег об играх»

О серии игр «Эволюция» я, безусловно, знал и ранее, но так, наскоками. Всегда хотелось разобраться поглубже, но было недосуг. И вот пару месяцев назад случился некислый такой пуш видосов на многих известных каналах про новую игру серии с волшебными тварями. Маркетинговый отдел потрудился на славу, явно сказывается партнёрство с Crowd Games. Признаюсь, до меня достучался соло-режим, просмотренный у одного из любимых ютуберов. Что ж, сначала освоил «Волшебных тварей» в TTS, а затем полез смотреть, что за серия и что там есть. В фотках для наглядности прикрепляю свежее дерево продуктов из рекламного видео.

1. В ту самую «Эволюцию» 2010 года от Дмитрия Кнорре и Сергея Мачина, которую нынче кличут «зелёной коробкой», я так никогда и не играл. Это вся большая левая ветка на схеме. Благо обилие видео на трубе позволило заценить пачку обзоров и лестплеев, чтобы иметь представление о базовой игре и дополнениях и понять, что возвращаться туда особого смысла для меня нет, потому что есть обновлённая версия, о которой ниже. Игра не пользуется особой популярностью у серьёзных игроков и некоторыми считается чуть ли не нафталиновым барахлом на уровне «Манчкина», что, на мой взгляд, не очень справедливо. Всё-таки даже получила какую-никакую мировую известность. Но оценки везде низкие, это да.

«Случайные мутации» — это небольшое самостоятельное ответвление с гига-мега-рандомом, что научно, как в природе. Но про него ничего не скажу.

2. «Эволюция. Естественный отбор». В 2016 году права на игру купила американская North Star Game Studio и вместе с оригинальными авторами выпустила переработанный вариант. Это большая правая ветка. Я откатал в цифровом приложении, и знаете что? — Мне прям очень зашло! Геймплей стал более еврово-семейным, в отличие от рандомного и всекательного предка. Это своеобразная игра на построение движка по переработке поглощённой пищи в победные очки, но при этом кормовая база ограничена, а твоих зверей могут сожрать вражеские хищники, но и ты можешь поступить так же. Каждый раунд нужно подстраиваться под меняющуюся обстановку на поле, отращивать зубы либо панцири. Классная, динамичная и достаточно разнообразная даже в базе. До дополнений пока не добрался. Очень приятный и радующий арт.

«Биология для начинающих» — это детская версия «американской» ветки, её тоже не изучал.

3. «Океаны». Сам налепил в правый верхний угол схемы. Это отдельная игра от North Star на базе «Эволюции», но без оригинальных авторов и с во многом изменёнными правилами. Теперь это совсем евровый проект про построение движка поедания рыб и эволюцию морской жизни. Укусить за бочок можно, но прям сожрать соседа совсем нельзя, максимум голодом заморить.

Дичайше нравится арт, просто красотища неимоверная. К сожалению, базовая колода в начале игры не самая интересная, а всё сочное открывается с колодой глубины где-то в середине партии. Но годнота всё равно.

4. «Эволюция Новый мир» — это прямой ремейк той самой первой «Эволюции». Часть взяли из допов, часть переработали, пофиксили и так далее. Теперь у всех карт по два разных свойства и кормовая база не подвержена полнейшему рандому. Жаль, нету грибов и растений, что для меня кажется самым интересным дополнением из старой «Эволюции». Геймплейно его перевоплотили в карточки ареалов с едой, но тематически не представлено. Короче, это своего рода мастер-сет и лучший способ знакомства с классикой. Арт пусть и не такой офигенный, как в коробках от NSG, но вполне себе приятный и современный. От американского собрата отличается высокой случайностью и агрессивностью.

Но частично беды старой игры перекочевали и сюда. Есть очень известная «проблема последнего хода». Если в «Естественном отборе» очки можно фармить всю партию, то здесь важно лишь, какие звери выжили в последнем раунде, то есть не съедены и не окочурились с голода. От этого многим кажется, что вся игра однообразна и бесцельна, кроме самой концовки. Некоторые даже предлагали вариант не играть ни одной карты до последнего раунда. Эта теория разбита знающими людьми, но эмоционально всё равно обидно в конце помереть от рандома, даже если всю партию нормально шёл. Понятно, что абстрактные победные очки — это нифига не научно, а прав тот, кто выжил. Но здесь уже вопрос, что важнее: игра или симуляция.
В дополнении даже соло-режим завезли. Но увы, это скорей пазловые сценарии, а не полноценный способ игры.
5. «Эволюция волшебных тварей» — это филлерок на базе идей всё той же игры, но уже от Юрия Ямщикова. И надо сказать, вполне себе неплохой. Простенькая и яркая гонка с мультизадачными карточками. Я, конечно, люблю игры геймплейно посочнее, но нормальная игруля, почему бы и нет.

Сплав реальных научных теорий и гейм-дизайна — штука всё ещё довольно редкая. Одно — старое и консервативное, а другое — молодое и еле сформировавшееся. Поле научных игр, на мой взгляд, совершенно роскошное и непаханное. Но волшебную грань между нудным «обучающим» симулятором и затягивающей игрой нащупать не так легко. Мне кажется, «Эволюции» это отлично удалось. Я люблю и просто игры «про зверюшек», но эволюционное — прям моя слабость. Постройка и развитие динамических экосистем, подстраивание под обстановку, бодание, конкуренция. Если б игру выпустили Ion Games Design вперемешку с Эклундом и товарищами, у меня бы и вопросов не возникло. Вполне вписывается, по-моему. В правилах написаны сноски, объясняющие эффекты карт с научной точки зрения. Это балдёж, обожаю такое! Блин, да каждая игра должна иметь объяснения, как сочетаются механики и лор, даже фэнтези!
Итак, мне очень понравилась серия. Безусловно, я пока только по верхам нахватал, потому что очень много всего. В основном гонял ЕО в приложении, и очень доволен. Проблема с этим всем в том, что его реально слишком много. Как выбрать из этого обилия, непонятно. Ну, не покупать же всё, в самом деле. Для меня три столпа — это «Естественный отбор», «Океаны» и «Новый мир». Мои большие симпатии на стороне российского проекта, но не могу избавиться от ощущений, что игры NSG всё-таки гораздо более сбалансированные и отполированные. К слову, теперь к 2024-му они пилят очередной виток «Эволюции» под названием Nature. Она обещает собрать весь опыт их серии, пофиксить несовместимость допов к ЕО, больше комбинаторики, соло-режим прям в коробке, ну и так далее. Интересно, конечно.
В НМ больше нравится кормовая база, конфликтность и наследие оригинальных идей Кнорре. Но не нравится отсутствие лимита на джаггернаутов из 10 карт и та самая «проблема последнего хода» с влиянием рандома. В ЕО больше нравится ограничение на 3 карты в каждом виде, большая синергия между отдельными видами и равномерный набор очков в течение всей партии, а не только в финале. Но популяция и размер туловища кажутся как будто немного лишними и неэлегантными по сравнению с НМ. А также определение кормовой базы больше в НМ нравится, чем в ЕО. В «Океанах» нравится арт и колода глубины, но всё-таки не хватает возможности проглотить соседскую зверюшку. Подводный мир тоже круто, но наземный милее. Ну, а что нравится везде, так это мультизадачность карточек, построение движков и динамичная обстановка на поле, контролируемая игроками. Как уже много раз писал, обожаю всё из этого!
Как и где в это играть? «Естественный отбор» и «Океаны» доступны в официальных приложениях на многих платформах. «Естественный отбор» в разработке для BGA. К «Океанам» есть официальный соло-режим (пока не пробовал). А вот к российскому «Новому миру» ничего особо нет. Соло-режим из дополнения рабочий, но звёзд не хватает — Хоть самому придумывать. Да, можно вспомнить про такой странный способ как «купить коробку и позвать друзей», но вы помните, в каком вы паблике и о чём я пишу? Как насчёт «купить коробку, чтоб 3 года собирала пыль неигранной»?
Подытоживая: серия — лютая годнота. И даже как будто недооценённая. В моём теоретическом топе карточных игр место уже застолбила. Проблема только понять, какая именно из итераций.