-AdRiver-
Sandy написал полчаса назад к игре Gloomhaven: # Не знаю, у меня нет аутизма, и потому я не задавался такими вопросами....
powered_by_sith написал полтора часа назад к игре Gloomhaven: # Кто ж клеит наклейки поверх протекторов? это ж против правил!:) А если...
mrdona написал полтора часа назад к игре Gloomhaven: # нашел =) 20 августа в 16:00 по Москве
Ifikl написал 2 часа назад к игре Gloomhaven: # А что еще в легаси? Вместо того, чтобы рвать карты - можно просто убир...
mrdona написал 2 часа назад к игре Gloomhaven: # когда старт то? =)
Юбилейное издание Pandemic
Специальное издание базовой игры Pandemic (Пандемия) в честь 10-летия. Новое офо...
С миру по нитке [17.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Crowd Games прист...
С миру по нитке [16.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Звезда» озвучила...
С миру по нитке [15.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games издала...
Голосуем кошельком [15.08.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...

vladdrak

Традиционная ноябрьская игра

Игры-История-Культура №38, 21 ноября 2012

Информация

добавить
проекты Игры-История-Культура
Дата: 21 ноября 2012
Оценка пользователей
9.7124
-

На протяжении долгого времени с завидной регулярностью в ноябре Америка играет в одну и ту же игру. Не так давно состоялся очередной раунд, что и подтолкнуло меня к мысли рассказать, как и как часто эта игра перекладывалась на язык настольных игр.

 

Игра называется «Выборы президента США». И в двух словах надо описать её особенности. Теоретически, кандидатов сколько угодно, практически — два. Выборы двухуровневые: сперва выбирается коллегия выборщиков пропорционально населению штата, потом эти выборщики голосуют за кандидатов. Кандидат, получивший больше голосов, забирает все голоса штата. Ну и ещё перед выборами проводятся праймериз — это выборы внутри партии, когда из нескольких кандидатов на пост президента остаётся только один.

 

Система очень привлекательна для математиков. Помнится, и Гарднер описывал парадокс, что при двухуровневой системе может победить кандидат, которого поддерживает меньшинство (что и произошло в действительности на выборах в 2000 году), и есть так называемый парадокс Алабамы — возможны ситуации, когда при увеличении общего числа выборщиков (или конгрессменов) у конкретного штата количество избираемых уменьшится.

 

Но и геймдизайнеры тоже не против придумать игру про президентские выборы. Самый известный пример — находящаяся в топе BGG игра «1960». Но так как она слишком молода для моей колонки, то ограничусь только её упоминанием.

 

А про самую старую игру известно не так уж и много. Одно из самых крупных издательств конца 19-го — начала 20-го вв. «Маклафлин Браз.», к сожалению, уже давно не существует. В 1876 году они издали игру Centennial Presidential Game. Единственная доступная информация об игре — это описание из рекламного каталога компании. Но там слишком много места уделено новшеству, которым компания, судя по всему, сильно гордилась — два кубика заменены вертушкой с двумя стрелками. А про остальное известно, что для игры использовалась колода в 56 карт, на каждой карте был портрет президента или вице-президента. Правила игры, к сожалению, не уцелели.

 

Следующим двум играм повезло намного больше. Первой из них (запатентована в 1888 году) её автор Бенджамин Келлогг (Benjamin F. Kellogg) даже не стал придумывать название. Всё-таки Game — не самое лучшее название. И рассказывать, может, про неё не стоило бы — что там интересного? — фишки ходят по карте США, на какой штат попала фишка, столько очков игрок и заработал, у кого стало 201 очко (при 401 тогдашних выборщиках), тот и выиграл. Но...

 

 

По-моему, это самая старая игра из виденных мной, у которой счётчик победных очков располагается вокруг поля. На тот случай, если не я один заблуждался, думая, что это сравнительно недавнее изобретение, решил включить игру в обзор.

 

Вторая игра по-своему не менее интересна. Президентская гонка (Race for the Presidency) была издана в 1887 году, а запатентована в 1889. Для победы тоже нужно было добыть 201 очко.

 

 

И вот такой рисунок размещён на странице этой игры на BGG. Представьте, как ёкнуло у меня сердце! В 19-м веке издана игра, практически неотличимая от хита 20-го — «Монополии». Прочувствовали? Но, увы, сенсации не будет. Это поле игры 80-х годов 20 века, авторы которой, обосновывая новшество своей игры, в качестве предшественников указали и «Монополию», и «Президентскую гонку». По большому счёту, это и есть «Монополия», только деньги заменены голосами. И карточки «Отнимите у каждого противника по 10 голосов». Но, по мнению авторов, зато она несёт в себе обучающий момент, как и «Президентская гонка». Должен сказать, что большая часть авторов игр про выборы в США подчёркивает, насколько полезна их игра для обучения детей.

 

 

А это — настоящая «Президентская гонка». Схожесть полей, конечно, отдалённая есть. Но исчезает при первом же знакомстве с правилами. Это игра аукционного типа. Штаты размещены в алфавитном порядке. И поочерёдно на каждый штат игроки одновременно делают ставки. Кто побеждает, тот и забирает голоса этого штата себе.

 

И для полноты картины надо добавить, что у Маклафлинов в том же 1888 году опять вышла игра про президентов США. Но больше ориентированная не на игровой, а на образовательный процесс. На каждой карте был портрет одного из президентов и основные биографические моменты. А правила, прилагаемые к игре, были очень просты — надо собирать президентские сеты.

 

А мы перенесёмся сразу аж в 1915 год к очередной «Президентской гонке». На этот раз от Густава Лиленкранца. Перед нами очевидный клон «Гуська» («Змей и лестниц») с той разницей, что каждый из игроков бежит по своему маршруту.

 

 

То, что у них — президенты, то у нас спортсмены :) Разумеется, я не мог не вспомнить аналогичную игру довоенного СССР под названием «Футбол». С учётом того, что Лиленкранцу свою игру издать не удалось, думаю, что надо говорить о сходстве мыслей геймдизайнеров одного поколения, а не заимствовании.

 

 

Следующая игра придумана в 1932 году. В одной из предыдущих статей я рассказывал, насколько модны в тот период были игры с буквами, где у каждой буквы есть свое цифровое значение. Оказывается, на этой механике можно сделать и игру про выборы. Во всяком случае, Герману Феррари в его «Политической игре» это удалось.

 

 

У нас есть уже готовое поле, на котором написаны названия всех штатов США. И каждая буква оценена определённым количеством очков. Игроки поочерёдно берут по одной случайной букве из своей чаши (фишки игроков отличаются цветами) и выкладывают на любое место на поле, где есть такая буква. Когда всё поле заполнено, начинается подсчёт голосов выборщиков. В каждом штате считается, сколько игрок набрал очков (по цифрам рядом с буквами), у кого больше — тот все голоса штата забирает. И у кого больше голосов, тот и побеждает.

 

И последняя игра первой половины 20 века — Caucus. Т.е. партийное собрание. Игра была придумана в 1939 году под явным влиянием «Монополии», но издана только в 1975 году. Возможно, причина такой задержки в том, что игра вышла в достаточно отцензурированном виде:

 

 

Это поле 1975 года. Карточки голосования остались, а где карточки кризисов? Штаты на поле есть, но пропали поля «Губернатор», «Сенатор», «Белый дом», «Профсоюзы» и т.д., дававшие дополнительные голоса. Да просто поле «Плохая погода», заставляющее пропускать ход, оно тоже куда-то делось :) Даже и не знаю, что подумать. Из написанного выше можно сделать вывод, что идея переделать «Монополию» под тему выборов авторам приходила неоднократно. Может быть тут не урезанная версия, а просто совпадение — две игры под одним названием и с одинаковой механикой? Или всё же цензура? К сожалению, не имею достаточно информации, чтобы однозначно выбрать один из вариантов.

 

Во второй половине века количество настольных игр увеличилось. И соответственно увеличилось и количество игр на любую тему, включая президентские выборы. Сейчас, когда отечественных авторов и издателей часто ругают за выпуск недотестированных игр, самое время вспомнить про игру «Президент» (Mr.President USA, Mr.President). Точнее — цикл игр. Игра, входившая в книжную серию ЗМ, помимо прочего известна и тем, что к каждому новому изданию выходили улучшенные правила. В результате под одним названием есть игры с правилами 1960, 1965, 1966, 1967 и 1971 годов. При сохранении некоторых общих черт разные редакции отличались достаточно сильно. В целом же, если говорить о последней версии правил, это достаточно удачный симулятор рекламной предвыборной кампании для 2 или 4 игроков. В игре есть у каждой партии кандидаты в президенты и вице-президенты. При игре вдвоём каждый получает 2 персонажей, при 4 игроках — по одному. Кстати, о персонажах. До появления коммерческих RPG ещё почти десятилетие. А тут в начале игры игроки получают вот такие карты:

 

 

И используются характеристики кандидатов достаточно по-рпгшному. У каждого штата есть уровни сложности на каждый способ зарабатывания голосов. Для успеха надо, чтобы характеристика на карте (при игре вдвоём — большая у двух персонажей) превзошла соответствующий уровень сложности.

 

 

Игра «Следующий президент» рассчитана на 2-4 игроков. И на самом деле состоит из двух игр в одной коробке — «Выдвижение» (Nomination Game) и «Выборы» (Election Game). Первая имитирует праймериз. Игроки борются за голоса в штатах, после каждого раунда выбывает игрок с наименьшим числом голосов. Вторая играется только вдвоём. В каждом раунде вскрываются случайные карты событий и игроки тайно распределяют имеющиеся у них ресурсы.

 

Сид Сэксон всё же автор с весьма оригинальными и свежими взглядами на разработку игр. Run for President (1979 год), наверно, нельзя считать полноценной игрой, поэтому она не так известна, как другие игры этого автора. Но про механику игры стоит рассказать, уж больно она неожиданная. Для игры понадобится распечатанное поле с игровой таблицей, ручка/карандаш и калькулятор. Игроки поочерёдно делят случайное число на случайное число. И смотрят первые три знака после запятой. Первые два означают штат (в соответствии с таблицей), третий знак — количество голосов этом штате, которое и вносится в таблицу. Когда у каждого штата в таблице будет хотя бы одна запись, игра прекращается. Каждый, у кого большинство в штате, забирает все голоса штата. И обладатель большинства голосов выигрывает.

 

Из большого числа игр про выборы, которые являются клонами «Монополии», выделю ещё одну, которая всё же постаралась уйти от слепого подражания:

 

 

Эта игра, как и предыдущая, появилась в 1979 году. Интересными находками авторов можно признать несколько путей перемещения, со своими предпочтениями у каждого, и наличие двух дополнительных характеристик: шкалы «Доверие к партии» и «Либеральная-консервативная программа». От положения на этих шкалах зависит количество набираемых голосов. Доверие лучше иметь повыше, а с программой сложнее — на либеральных клетках лучше иметь либеральную, на консервативных наоборот. А в целом стоит придерживаться середины.

 

Так же весьма многочисленен класс игр про выборы в жанре Тривиа. Но там всё обычно — чем лучше отвечаешь на вопросы, тем быстрее приближаешься к победе.

 

Впрочем, и в других жанрах игр про выборы тоже хватает. Я не нашёл в них какой-нибудь изюминки, ради которой стоило бы помещать их в этот обзор. Поэтому просто скажу, что то, что в России игр (игры?) на схожую тематику меньше, возможно, лишь вопрос времени. Может быть, когда число реальных кандидатов увеличится с одного хотя бы до двух, то и игры так же пойдут одна за другой...

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
braveden написал 5 лет назад: #

Сначала показалось что слон в майке СССР бежит, прикольно

Tirkator написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Прикольно )))

http://tesera.ru/game/129599/

Отличный обзор, спасибо.

arky написал 5 лет назад: #

О, да это твое творение, Костя!
Добавь себя в авторы.
Тоже была одна разработка на эту тему. Надо ее возродить на новом уровне...

YCV написал 5 лет назад: #

Эх, а я после первых абзацев думал, что речь пойдет о выборных системах. Есть такой парадокс, что при разных системах голосования с одинаковыми предпочтениями избирателей побеждают разные кандидаты(:

P.S. ЕМНИП, Вольфган Крамер к своим победам причислял как раз создание трека ПО вокруг поля.

Slim_Slam_Snaga написал 5 лет назад: #

Шикарно, очень интересно