| Идут сборы на Hellbringer: Bestiary & Forbidden Spells | |
| Карточный данжен кроулер в духе "Дьябло". | |
| Идут сборы на игру Interstellar Adventures | |
| Кооперативная головоломка про исследование космоса. | |
| Идут сборы на B.E.L.O.W.: Asylum | |
| Элитные агенты сражаются с потусторонними ужасами в психушке. | |
| Идут сборы на Druid Path | |
| Карточная соло игра про приручение зверей-Бистборгов и борьбу с темными друидами... | |
| С миру по предзаказу | |
| Предзаказы локализуемых игр за последние недели. | |
| игры |
LEVEL 7 [Omega Protocol]
|
| компании |
Privateer Press
|
| Дата: | 12 февраля 2022 |
| Источник: | boardgamegeek.com |
![]() |
| 8.7638 |
![]() |
- |

Level 7 [Omega Protocol] — игра от Privateer Press. Хотя на первый взгляд она смахивает на их линейку Level 7 [Escape], это совершенно иная игра.
Level 7 [Omega Protocol] (далее просто OP) — асимметричная тактическая игра, в которой от 1 до 5 участников берут на себя роли спецназовцев, которые проникли на секретную базу, захваченную Оверсиром (1 игрок, противостоящий остальным) и его ордой пришельцев. Поле строится из модульных тайлов. Тайлы расчерчены на квадраты, по которым двигаются и атакуют фигурки.
Как и в большинстве игр жанра «1 против всех», у плохого парня бесконечный запас монстров, однако они довольно хрупки. Хороших парней же мало, зато они намного сильнее и живучее. В свой ход спецназовцы тратят адреналин на совершение действий. Затем наступает ход Оверсира, и он получает в своё распоряжение потраченный спецназовцами адреналин. Чем активнее спецназовцы, тем больше возможностей у Оверсира. Как и в других подобных играх, результаты атак определяются бросками кубиков, юниты передвигаются с клетки на клетку, у каждого юнита есть разнообразные спецспособности и т. д.
Не буду углубляться в правила, а лучше перейду к отличиям OP от своих коллег по жанру, то есть так называемых данжен-кроулеров. Насколько хороша OP по сравнению с Descent, Dungeons & Dragons: Castle Ravenloft и т. д.? И почему я вообще называю эту sci-fi игру данжен-кроулером?
У меня есть определённые критерии принадлежности к жанру данжен-кроулеров:
В Level 7 [Omega Protocol] есть практически все черты отличного данжен-кроулера:
OP не только соответствует критериям отличного данжен-кроулера, но и обладает достоинствами, которыми не может похвастаться большинство других данжен-кроулеров.

Во многих данжен-кроулерах исследование подземелья достигается за счёт скрытой информации. К примеру, в Descent: Journeys in the Dark (первой редакции) всё содержимое карты скрыто от героев (но не от Оверлорда), они видят только то, что появится в свежеоткрытой комнате. Это даёт ощущение исследования подземелья, когда играете миссию в первый раз. Минус такого подхода — реиграбельность. Ощущение окружающей тебя неизвестности исчезает, когда вы уже знаете, что ждёт вас впереди. Кроме того, это снижает эффективность игрока-Оверлорда.
В OP же после раскладывания карты Оверсир размещает в комнатах карточки комнат. Когда открывается ведущая в комнату дверь, эти карточки вскрываются и происходят разные приятные неожиданности (ловушки, спавн врагов, открытие ключевых целей и т. д.). Спецназовцам заранее известно, какие карточки поджидают их в миссии. Но им неизвестно, какие карточки лежат в каких комнатах. Замечательный способ одновременно дать ощущение исследования (вы не знаете, что именно будет ждать вас за дверь номер 1) и не снизить реиграбельность.
В некоторых играх, например Dungeons & Dragons: The Legend of Drizzt, ощущение исследования достигается случайно вытягиваемыми тайлами игрового поля. В OP же всё поле разложено и видно заранее, однако благодаря тому, что Оверсир сам определяет, что где разложить, одна и та же миссия не приедается при повторном прохождении.

Данжен-кроулерам не обойтись без лута. Как ни странно, в OP есть и лут. Практически в каждой комнате лежат жетоны поиска, которые спецназовец при желании может обыскать. Найденные предметы умеренно полезны, хотя, как правило, уступают стартовой экипировке. Этот рандомный полезный лут способствует атмосфере данжен-кроулера.

Спецназовцы в OP — это местные герои, причём отлично кастомизированные. На старте игрок выбирает себе персонажа, а затем набирает ему экипировку на 6 очков. Выбор велик. Есть как общедоступная экипировка, так и уникальная для определённых персонажей. Часть экипировки даёт дополнительные способности (бесплатное перемещение, более дешёвые атаки, больше кубиков в атаке и т. д.), часть является оружием или аптечками. В общем, простор для кастомизации есть, и это радует.

Помимо экипировки у каждого спецназовца также есть свой набор карточек боевых стоек. Эти карточки символизируют поведение спецназовца в данный ход: определяют количество доступного ему адреналина (то есть очков действий), дают особую способность и определяют показатели движения и защиты. Это потрясающая механика, к тому же добавляющая игре атмосферности. Ваш персонаж ползёт? Значит, он лучше целится, но паршиво защищён в ближнем бою. Бежит? Высокая скорость, но низкий запас адреналина. И т. д.
В большинстве данжен-кроулеров движение осуществляется по клеткам, и OP не исключение. Однако если разрешать диагональное движение по расчерченному на квадраты полю, то перемещаться слишком просто. Если запрещать, то порой остаётся мало пространства для манёвров. OP разрешает двигаться по диагонали, но только 1 раз за ход. На первый взгляд суровое ограничение, но на практике очень уместное и необходимое. Оно заставляет тщательнее продумывать свой ход и добавляет тактической глубины.
Как и во всех отличных данжен-кроулерах, в OP есть обширный монстрятник. Сами монстры ничем особенно не выделяются по сравнению со своими коллегами. А вот механики спавна выделяются. Монстры могут появиться на краю поля, как в Space Hulk (третьей редакции) и Descent (второй редакции). Или из вентиляционных шахт на поле. Но вам не придётся волноваться и считать, перекрыта ли линия видимости, как в Doom (2004). Тут не бывает моментов «СЮРПРИЗ! За вашей спиной материализовался Пожиратель страза!». Спецназовцы точно знают, где появятся монстры, и зачастую могут предсказать, когда появятся.

Новые монстры появляются либо при открытии новой комнаты (зачастую одна из лежащих там карточек — карточка спавна), либо в начале хода Оверсира. Но у Оверсира не фиксированное количество доступных для спавна каждый ход монстров, как в Space Hulk или Descent 2, и не рандомно приходящие в руку карты спавна, как в Doom или Descent 1, а свой планшет. На этом планшете Оверсир может тратить адреналин на спавн монстров. На следующий ход планшет обновляется, часть адреналина сбрасывается. Оверсир не сможет повторно применить активированную с планшета способность, пока не закончится весь адреналин.
Словом, это своего рода таппинг, растянутый на несколько ходов. После применения способности спавна монстров придётся ждать несколько ходов до следующего её применения. Кроме того, если тратить адреналин на спавн монстров, то у Оверсира останется меньше адреналина на прочие действия и на активацию монстров. Превосходно сбалансированная механика спавна. Спецназовцам не приходится бояться, что их каждый ход будут забрасывать монстрами, а Оверсиру приходится принимать тактические решения (заспавнить побольше монстров или приберечь адреналин на обвал?).

Во всех уважающих себя данжен-кроулерах есть ловушки. В OP они бывают трёх разновидностей:
Ловушки тут тоже великолепно продуманы. Поскольку спецназовцами видны двери и комнаты, им, как правило, известно, что ловушка XYZ находится в игре — только неизвестно, где именно. Опасность исходит не от рандома в виде случайно приходящей или неприходящей в руку Оверлорда карты растяжки, а от продуманного Оверсиром плана. Аналогично с планшетом: способности с планшета балансируются необходимостью тратить на них адреналин. Если Оверсир применит обвал за 10 адреналина, у него вряд ли останутся средства на спавн в этот ход.
Ещё одно достоинство OP: у Оверсира есть множество вариантов действий и ограниченные ресурсы, так что он вынужден тщательно планировать ход. В других данжен-кроулерах игрок за зло, как правило, может осуществить за ход все доступные ему действия. В Doom/Descent каждый монстр активируется каждый ход, и каждый же ход (как правило) спавнятся новые монстры. В Space Hulk каждый генокрад активируется и каждый ход появляются новые сигналы. В Omega Protocol всё иначе.
У Оверсира есть ограниченный пул адреналина, который тратится на все его действия: от расстановки ловушек и спавна до активаций монстров, проведения доп. атак и уворотов. И объём этого пула зависит от действий спецназовцев в прошлый ход. Если они действовали активно, то у Оверсира много адреналина. Если нет, то лишь немножко (Оверсир не может получить меньше определённого минимума адреналина каждый ход: 2 × количество спецназовцев). А запасать можно максимум 10 адреналина, так что нельзя накопить кучу ресурсов, чтобы потом сокрушить врагов одной мощнейшей атакой (в отличие от Descent 2, где Оверлорды не тратят карты в первой половине сценария, припасая их на вторую).
В целом механика адреналина очень инновационна и превосходно работает.

В большинстве данжен-кроулеров игровые поля составляются из тайлов. В каждой миссии используются свои тайлы. В OP всё примерно так же. Как можете видеть на картинке, тут есть комнаты, коридоры и стены. Всё отлично иллюстрировано, что способствует атмосферности.
Omega Protocol замечательно создаёт атмосферу. В некоторых данжен-кроулерах странные механики отвлекают от игры; к примеру, спавн монстров в Descent 1 — это очень «геймерская», искуственная механика, вынуждающая героев расставляться так, чтобы видеть как можно больше и тем самым предотвращать спавн новых монстров. В OP же практически все элементы тематичны и вписываются в противостояние пришельцев со спецназом.

Компоненты тут шикарные. Игровые поля замечательно смотрятся. Тайлы очень проработаны, видно внимание к деталям. Причём они двусторонние. Многие отличаются от лицевой стороны только тем, что на них изображена сработавшая ловушка (одна из карточек комнат позволяет перевернуть тайл, тем самым активировав электрический барьер, завал и т. д.). Миниатюры тоже замечательные, с проработанными пришельцами и спецназовцами (в отличие от однообразных бойцов в Gears of War). Единственный минус игры — используемый пластик: слишком мягкий и легко гнущийся. Но сами фигурки выше всяких похвал.
Итак, насколько хороша Level 7 [Omega Protocol] по сравнению с другими кроулерами?

Этот кроулер очень хорош во многих отношениях. Тут есть кастомизация героев, множество монстров, модульные поля, отличное исследование местности, замечательные сокровища. Но и недостатков хватает: скрытая информация, странные правила спавна монстров, слишком мощные под конец герои, дисбаланс как на старте, так и в финале, ограниченные тактические возможности у Оверлорда. В OP есть все плюсы Descent (кроме, пожалуй, сокровищ; сокровища в Descent гораздо лучше карточек находок в OP) и ни одного минуса. Она настолько грамотно исправляет все проблемы Descent, что я испытываю искушение попытаться радикально переработать механики игры, основываясь на OP.
Победитель: у Level 7 [Omega Protocol] существенное преимущество.

Все настолки из серии D&D нельзя назвать ужасными кроулерами, тем более учитывая их кооперативность, однако у них хватает проблем. Ravenloft страдает от того, что игра беспощадно давит героев по HP, и контролировать этот процесс невозможно. Бесит настолько, что из-за этого мои друзья отказываются играть в Ravenloft. Ashardalon ничем особо не выделяется из троицы; всё примерно то же самое. Drizzt — лучшая, но некоторые считают её чересчур лёгкой. В целом типичный данжен-кроулер, но с двумя ключевыми проблемами: рандомно приходящими тайлами и ИИ вместо живого игрока. OP исправила обе эти проблемы заранее известной картой и наличием живого игрока за зло. Игры по D&D неплохо передают атмосферу своих сеттингов, но OP показалась мне куда более увлекательной в плане геймплея. Тут намного больше тактики (D&D весьма примитивна), и в целом игра лучше.
Победитель: у Level 7 [Omega Protocol] существенное преимущество.

Мне трудно воспринимать эту игру всерьёз. Точно не знаю, почему; возможно, она слишком миловидна. Если отбросить визуальную часть, то остаётся довольно примитивный геймплей. Исследования тут особо нет, зато много рубилова монстров. Напоминает видеоигру Gauntlet. Пройдись по подземелью, убей монстров, уничтожь спавнящие их тотемы, найди страшного босса и убей. OP превосходит SDE по всем статьям. Карты и элемент исследования лучше, кастомизации героев больше, монстры лучше, тактики и стратегии больше, и т. д. Хотя у SDE есть преимущество в виде опциональной кооперативности, в то время как OP требует минимум двоих участников. Но всё равно SDE — совсем не то. OP куда увлекательнее как данжен-кроулер.
Победитель: у Level 7 [Omega Protocol] большое преимущество.

Вторая редакция — совсем иная игра. На первый взгляд кажется, что это идеальный данжен-кроулер: модульная карта, множество монстров, отсутствие скрытой информации, кастомизация героев и прекраснейшие компоненты! Но она страдает от недостатков, которые делают её скорее приключением, чем данжен-кроулером. Тут практически нет сокровищ, механика спавна примитивна, бездумна и лишь вводит героев в фрустрацию. Мотивации убивать монстров нет, геймплей скорее гонка, чем кроулер, у Оверлорда мало тактических возможностей, исследования вообще нет. OP исправляет все недостатки Descent 2: в ней есть замечательный элемент исследования, множество тактических возможностей для обеих сторон, умная механика подкреплений, сюжет и рубилово монстров. Descent 2 по идее должна была стать чудесным данжен-кроулером, но на самом деле как данжен-кроулер она и близко не валялась.
Победитель: у Level 7 [Omega Protocol] огромное преимущество.

Heroquest (сюда же можно отнести Advanced Heroquest и Warhammer Quest) — классический данжен-кроулер. Один из первых, не считая Dungeon!. В нём есть множество черт отличного данжен-кроулера: исследование, сундуки с сокровищами, монстры, шикарные компоненты (миниатюры, двери, сундучки), хороший нарратив, фановое противостояние «1 против всех». Хорошая игра, но с одним большим недостатком: давно снята с производства. Слишком трудно найти. Собственно, я давным-давно не играл в Heroquest, и если сыграю снова, моё мнение может измениться. OP же достать гораздо легче.
Победитель: Level 7 [Omega Protocol] по определению.

Прадедушка данжен-кроулеров. Space Hulk была моей любимой настолкой в 80-е, 90-е и 2000-е. Некоторые игры приблизились к её трону, но мало какая настолка способна создать такое же увлекательное противостояние людей с пришельцами. Я обожаю Space Hulk, но теперь появилась Level 7 [Omega Protocol]! Такое ощущение, словно OP продолжает путь там, где Space Hulk решила остановиться. OP добавила ещё до 4 игроков за хороших парней, а также множество тактических возможностей для игрока за зло. Лучше ли она? Трудно сказать; Space Hulk очень уж хороша. Скажу честно: OP всё-таки превосходит Space Hulk, но лишь совсем чуть-чуть. В Space Hulk тоже есть великолепная напряжённая атмосфера, даже больше чем в OP, несмотря на то, что в OP куда больше тактики и стратегии, и это более хардкорная игра.
Победитель: у Level 7 [Omega Protocol] крошечное преимущество.

Если Space Hulk — прадедушка данжен-кроулеров как жанра, то Doom — прадедушка современных данжен-кроулеров. Doom занимает в моём сердце особое место. Она появилась на свет во время новой волны настольных игр, и настолько напомнила Space Hulk, что я сразу же купил игру. Я обожаю Doom с её атмосферой, отчаянной беготней десантников по уровню, но у неё есть недостатки. Игра за Захватчика практически бездумна: просто бросай на десантников всё, что у тебя есть, и ты победишь, если только кубики не решат повернуться к тебе спиной. Кроме того, тут максимум 4 участника. Механика спавна скучновата и приводит к тому, что десантники делают странные ходы, просто чтобы видеть побольше поля и мешать спавну, что портит атмосферу. Из всех данжен-кроулеров Doom, пожалуй, ближе всех к OP. Но геймплей в OP проработаннее. У спецназовцев и Оверсира больше возможностей, миссии интереснее и т. д.
Победитель: у Level 7 [Omega Protocol] небольшое преимущество.

Gears of War по-своему потрясающая игра. Здесь есть то, чего не получилось сделать у множества других кооперативных настолок: отличный ИИ. Он порождает на поле множество интересных ситуаций и сравнительно умное поведение врагов, что редкость для кооперативов. Подземелий тут нет, но из-за геймплея Gears of War можно отнести к данжен-кроулерам. По сравнению с другими кооперативами (вроде «Мышей и тайн», Dungeon Run, игр серии D&D) этот — лучший. Как он в сравнении с OP? Определиться нелегко, но, пожалуй, отдам предпочтение OP; здесь у героев очень уж много разнообразных возможностей. В GoW мало простора для кастомизации, чего нельзя сказать о OP. Даже повторно играя тем же спецназовцем, вы можете экипировать его так, что по ощущениям у вас будет совершенно иной персонаж. Обе игры потрясающие, но OP лучше.
Победитель: у Level 7 [Omega Protocol] маленькое преимущество.

Значит, Level 7 [Omega Protocol] — лучший данжен-кроулер на свете? Хотя я обожаю некоторые из вышеперечисленных игр, я вынужден признать, что не знаю ни одной игры, которая могла бы сравниться с OP по глубине тактики и по исследованию местности. Пожалуй, единственный недостаток OP — это то, что формально действие происходит не в подземельях. Игра фантастически хороша, жаль лишь, что не в фэнтезийном сеттинге.
Level 7 [Omega Protocol] — не только шикарнейшая игра, но и один из лучших, а, возможно, и лучший данжен-кроулер на свете. Очень рекомендую его всем, кому интересны тактические игры с миниатюрами, исследование местности, рубилово монстров и наличие большой глубины.