| Идут сборы на Pathfinder Quest | |
| Несложное приключение по сеттингу Pathfinder. | |
| Fantasy Flight Games анонсирует проект Vault | |
| Анонс переиздания старых игр от FFG. | |
| Идут сборы на Microrama Collection | |
| Набор из четырех компактных соло игр. | |
| «Комитет»: не то, чем кажется на первый взгляд | |
| При первом знакомстве с описанием настольной игры «Комитет» может сложиться впеч... | |
| Идут сборы на Bantam West | |
| Соревновательное/кооперативное вестерн - РПГ приключение в открытом мире. | |
| игры |
Сумерки империи. Четвёртая редакция
Twilight Imperium 3rd Edition |
| Дата: | 31 января 2018 |
![]() |
| 9.20118 |
![]() |
- |

Вот представь, дорогой читатель, что у тебя есть полный друг. Как я, например. И даже если полнота — это не очень красиво, аккуратно и изящно, ты привыкаешь к этому или, по крайней мере, смиряешься с этим, потому что другого такого друга нет. Ты любишь и ценишь его таким, какой он есть — со всеми огрехами, громоздкостью и устаревающим стилем.
А теперь представь, что товарищ твой похудел. Прошло столько лет — 6, — и вдруг он изменился. Кажется, не значительно внешне и внутри. Вроде бы и остался твой друг тем же человеком, ничего не потерял в сути своей, но одновременно он стал приятнее и лучше. Да это же просто праздник какой-то!
Такую странную ассоциацию у меня вызвали изменения в Twilight Imperium 4 (далее — TI4) относительно Twilight Imperium 3 (далее — TI3). Действительно — традиционные для игры внешние изменения заметны с первого взгляда, но что изменилось внутри? Что авторы добавили, убрали или поменяли? Неожиданно, но практически весь хардкор остался в игровом процессе. При этом непонятно отчего, но игра стала более элегантной и динамичной. Давайте разбираться!

Как всегда — на обложке красуются представители различных рас, которые борются за господство в галактике. Кстати, в базовую коробку положили все 17 рас, что появлялись в TI3 с 2005 по 2011 годы. Возглавляет их морда льва расы из Объединённых Эмиратов Хакана. Но это фигня — обложка меняется уже в четвёртый раз.

Мне же больше понравилась дизайнерская революция на компонентах игры. Тайлы галактики с их планетами наконец обрели по-настоящему футуристичный вид со своего рода голограммами. Этот дизайн красной нитью проходит сквозь все компоненты игры — жетоны, трек очков, игровые карты и листы рас — всё изменилось и выглядит сногсшибательно. В TI4 я будто управляю космическим кораблём — это ж +10 к атмосфере игры!

С чего начинается Twilight Imperium? — Со стратегической фазы. В этот момент игроки выбирают по одной из 8 доступных карт стратегии, чтобы обозначить свои планы и очерёдность хода на раунд.
Помню, как, впервые играя с дополнениями TI3, сталкивался с выбором этих карт. Базовые были не идеальны, а дополнительные нужно было умело сочетать друг с другом и модулями игры. Та ещё возня.

В TI4 нам сказали: не бойтесь, хлопцы, мы всё утрясли. Авторы составили оптимальные карты стратегии (по крайней мере, для новой базовой игры), и теперь на всех есть действия второго порядка, которые позволяют быстрее развиваться игрокам. Да и вообще свойства и значения карт стали логичнее и понятнее — появились новые действия, новые возможности для заработка очков и постройки юнитов. Всё это ускоряет игровой процесс и одновременно делает его более насыщенным.
Ну, вот взгляните: 8-я карта стратегии теперь позволяет игроку вне очереди зачесть одну выполненную цель и получить очки за неё, а затем заработать ещё одно победное очко, если игрок контролирует Мекатол (центр галактики и предмет спора в игре). Это стимулирует игроков на гонку вооружений, агрессивное поведение в космосе, которое впоследствии влияет на скорость развития событий в TI4.
Ах, да — новый шик-дизайн не обошёл стороной и карты стратегии.

Рядом с новым дизайном — эргономика планшета игрока. В TI4 он состоит из двух частей. Да, занимает больше места, зато информация представлена как никогда наглядно, и к ней удобнее обращаться. Благодаря этому же решению визуализирована развёрнутая фаза хода, что, безусловно, сказывается на динамичности игры — не нужно рыться в правилах, чтобы вспомнить следующую фазу.

И самое крутое решение на планшете расы — индивидуальные ячейки кораблей с их характеристиками и (о чудо!) изображением! Перепутать даже мелкие корабли теперь просто невозможно.
Вдобавок к этому, на ячейке War Sun теперь обозначено, что этот корабль недоступен, а чтобы его сделать таковым, указано, какую технологию нужно освоить. Рыться в колоде технологий для этого больше не нужно! Кроме War Sun, и на ячейках других кораблей указана стоимость улучшения. Правда, эти технологии всё ещё нужно искать в колоде, чтобы знать эффект улучшения.
И здесь же ещё один приятный сюрприз — флагманский корабль расы с уникальными особенностями доступен с начала игры! В TI3 эта мощная штука появилась лишь во втором дополнении Shards of the Throne.
Кстати, о фигурках кораблей. Благословенная рука дизайнера коснулась и их. Теперь они сделаны из другого пластика, лучше детализированны и больше отличаются друг от друга. Война в космосе стала ярче и нагляднее.

Как всем интересовавшимся известно, дерево технологий упразднили. Я, глупенький, думал, что упразднили и карты, которые занимали кучу места, но они остались. Ха — дерево уехало, карты остались. Так, нужно собраться!..
Во-первых, для каждой расы положили её специальные технологии. В TI3 они появились опять же во втором дополнении.
Во-вторых, технологии стало проще осваивать. Например, чтобы освоить синюю технологию условного третьего уровня, игроку не нужно теряться в дереве и пятистах других технологий разных цветов. Ему достаточно накопить три синих символа на предшествующих картах — ВСЁ! Это позволяет игрокам в TI4 быстрее развиваться, что несомненно положительно влияет на динамику игры: быстрее начнутся зрелищные бои, можно быстрее добраться до Мекатола и выполнить цели.

А сейчас я напишу о том, что меня пугало больше всего — изменение торговых отношений игроков. Я думал, что экономическую составляющую практически стёрли из игры, а на практике обнаружилось, что авторы сделали торговлю лучше. Забегая вперёд, скажу, что это очень сильно повлияло на моё окончательное мнение об игре и решение о покупке. Но вернёмся к механикам, да?
Авторы TI4 дали каждой расе своё количество Commodities — продуктов. Это то, что раса производит. Отличаются продукты от Trade goods — товаров — тем, что сама раса не может их тратить, но может предложить соперникам… или будущим союзникам.
Это же гениально! Продукты вам всё равно не понадобятся для производства или технологий, поэтому с ними легче расстаться, чем с товарами, которые в TI3 мы держали чуть ли не для особых случаев.
Торговать в TI4 могут лишь те, чьи корабли стоят в соседних системах (ну, тайлах). Благодаря этому правилу можно вклиниваться меж двух и более игроков, выступать посредником между ними и требовать за передачу товаров мзду. В итоге торговля стала интереснее и правильнее.

Признаюсь: я не много играл в TI3, и запомнить или испробовать все модули у меня возможности не оказалось. Карты Promissory — обещания — появились в третьей редакции лишь во втором дополнении, а в базовую TI4 их положили сразу.
Обещания — это очень мощный инструмент влияния на соперников, который позволяет держать их на безопасном расстоянии от себя. Как я раньше-то с ними не играл, блин?
Если коротко, то игрок отдаёт одну (или несколько) карт обещаний соседу-сопернику. Это резко повышает вероятность того, что тот не будет нападать или спекулировать игрока, а возможно, и защитит в нужный момент. Конечно, эти обещания можно нарушить, но в таком случае предусмотрен нехилый штраф.
Короче говоря, мы в своей партии буквально обмазались этими обещаниями, и у всех было по дополнительному очку. Чит, конечно, но зато и весело, и напряжённо.
В базовый TI4 не положили ещё много карт из дополнений к третьей редакции — Representative (делегацию), Mercenary (наёмники), Treaty (договоры) и прочее. Но, как я уже признавался, ни разу с ними не играл, а некоторые игроки называли их лишними. Возможно, они появятся в дополнениях, а пока и так всё хорошо.
В остальном же политика, насколько я мог оценить, осталась без изменений, но всё с теми же активными обсуждениями до седьмого пота, будто мы и вправду находимся на каком-то галактическом совете.

Боёвка и вообще. Старая-добрая механика с жетонами приказов никуда не делась, и за неё я обожаю TI. Но некоторые упрощения появились. Например, теперь производственный док можно построить в тот же ход, в котором вы завоевали планету. Раньше было не так, что осложняло распространение кораблей и зазря тратило время.
В остальном без изменений, разве что положили 8 костей вместо 4. Что-то Fantasy Flight Games расщедрились, учитывая, что в коробку TI4 они ещё и органайзер положили.

Цели, с помощью которых мы зарабатываем победные очки, поменялись и стали более сбалансированными. Если цель первого уровня — она попроще, если второго — то посложнее. Секретные цели, меня, правда, смущали во время партии, но сейчас, остыв после горячих и обидных перепалок, я понимаю, что разные секретные цели были также равнозначны по затрате сил и ресурсов.

Тогда коснёмся тех элементов, которых в базовой коробке TI4 не оказалось. В первую очередь, это жетоны Domain (территорий), которые при подготовке к игре выкладывались на планеты и вскрывались, когда планету захватывал игрок. Они совершенно не отягощали процесс, но оживляли его и позволяли представить, будто вы на самом деле исследуете новые миры. Очень хочется верить, что они появятся в будущем.
Как я писал выше, нет некоторых карт и соответствующих модулей (Representative, Mercenary и других). Без них процесс, полагаю, особо не пострадал, но, возможно, их доработают, сделают интересными и действительно нужными в дополнениях.
Не оказалось и мощнейших танков, которые можно было посылать на истребление населения планеты. Тотальное такое доминирование и устрашение соперника. Собственно, нет и компонентов для 7 и 8 игроков. Эх, я бы жахнул в этот эпик! Может, появятся позже… с новыми юнитами?
Спасибо за внимание, друзья. Помните, что это мои впечатления и обрывки воспоминаний об изменениях в новой редакции одной из лучших игр всех времён. Если я забыл что-то, что вы знаете, то мирно напишите об этом в комментариях — не посылайте ко мне враждебные дредноуты.
Пока я писал эту статью, сам себе ответил, как так авторы внесли изменения, что не убрали почти ничего, а сделали легендарную игру вновь молодой и конкурентоспособной во всех отношениях.
Выучить и понять правила стало проще; благодаря повышенной динамичности и сократившемуся времени партии игроки будут меньше сомневаться во что поиграть. Принести на 8-часовую игротеку? Да почему бы и нет!
Сам того не зная, я ждал эту игру целый год. Остальной мир — 6 лет. И ожидания оправдались сполна. TI4, безусловно, всякого рода маст — -плей, -бай и -хэв! Перевод с непонятного — в эту игру нужно сыграть, купить и обладать. И я очень рад, что Hobby World локализует эту игру — жду с нетерпением.
Вновь великое творение команды Fantasy Flight Games показывает всем, что такое космическая стратегия и как её нужно делать. Идеальных игр, конечно, не бывает, но с Twilight Imperium 4 начнётся новая эпоха масштабных космических баталий.

P.S. Для более подробного ознакомления с обновлённой Twilight Imperium 4 рекомендую прочитать эту статью: https://tesera.ru/article/1144014/.