Предзаказ на «Петлю трагедии» | |
Дедуктивная сценарная игра с петлями времени в формате «1 против всех» | |
Предзаказ на «Хаос в Старом Свете» | |
Фанатская печать классического ареа контроля. | |
Предзаказ на Forbidden Stars + Forgotten Worlds + Forsaken Voids | |
Фанатская печать эпической космической стратегии и больших допов к ней. | |
Начинается «Обольщение» | |
Борьба за репутацию поместья и знатных гостей в викторианской Англии. | |
С миру по нитке [10.12.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе В... |
игры |
Ведьмак: Старый мир
|
компании |
GaGa Games
Go On Board |
Дата: | 28 сентября 2023 |
Источник: | Олег об играх |
6.9260 |
- |
Статья от паблика «Олег об играх»
Правила пересказывать не буду, лень. Посмотрите любого блогера, сейчас как из рога изобилия должен контент посыпаться. «Ведьмак» — однократное сессионное приключение-гонка, кто первый наберёт 4 трофея за победы над монстрами, другими игроками или достижение максимальной славы в прокачке навыков. Играли втроём с какой-то тучей модулей. В таких проектах мне всегда очень сложно увидеть границу между дополнениями. Особенно учитывая, что база — это выпиленный кусок из фул-фарша этого бесчинства. Навскидку были большие расширенные карты монстров, заблуждающаяся лошадь, одна карта асимметрии в колоду и бомбы в альтернативу эликсирам. Может, какие-то персонажи из допа, без понятия. Больше не знаю. Что Арсений достал, в то и играл.
Претензия ожидаемая и предсказуемая, но игра долгая и бешено даунтаймовая, даже на троих. Минимальное взаимодействие игроков и большая длительность — самая частая претензия к песочницам с открытым миром вроде Runebound, Xia, «Легенд Дикого Запада» и прочих. Вот в их полку снова прибыло. Формально в чужой ход нужно зачитывать соседу карточку или отыгрывать за монстра, но всё равно это для любителей просто по приколу посидеть за столом с людьми, а не для любителей стройного геймплея и состояния потока. Причём досконально свой ход не спланируешь, потому что он и очень длинный, и может что-то поменяться до той поры. Тут Лёша писал недавно, что в своей партии на четверых ждал хода 1 час 10 минут. Геймплей века, не иначе. Можно успеть полную партию в нормальный мидкор сыграть. Под конец я откровенно скучал и листал телефон на предмет плохих отзывов на эту самую игру. Я даже выиграл, если что. Просто на YOLO кинулся на последнего монстра, потому что хотелось домой, и повезло до последней карты его заколотить. Не смог бы, ну Ян бы тогда выиграл скорей всего.
Неожиданная претензия, которую я, кажется, ещё не высказывал ни одной игре: она тёмная! Вот реально как будто в фотошопе яркость крутанули вниз. Блеклое поле, мелкий чёрный текст на коричневых картах. Причём нарисовано вроде и красиво, просто для меня в какую-то буроватую кашу слилось, глазам было тяжеловато. Может, кухонное освещение виновато, не знаю. Если вглядываться, иллюстрации качественные, но какие-то бездушевные что ли. Зайдите на Artstation, и там будут просто горы офигенно исполненного в техническом плане арта. Как художнику, мне до такого уровня как до луны. Как зритель, я забуду этот арт ровно в момент закрытия страницы сайта. И «Ведьмак» именно так и выглядит — как качественное корпоративное фэнтези. Вот поэтому мне визуально нравятся старые игры FFG, пусть даже с карикатурными, но какими-то яркими и манящими образами. Если уж не пердеть по-снобски, то игра красивая. Но она стерильно красивая. Не знаю, разделит ли кто такое же мнение. В миньках не разбираюсь вообще, я не пластикофил, но, как по мне, так себе. В играх CMON или последних от FFG явно покруче будут. Зато аж три вида металлических монет для любителей мац-мац и трог-трог, они классные.
Пользуясь случаем, пожалуюсь на то, что меня уже давненько раздражает как в настольных играх, так и в некоторых компьютерных: это механика выбора своей судьбы в духе книг-игр. В настолках обычно в виде карт событий, которые ты вытягиваешь. Например, вводные: хулиганы напали на девушку. Вступиться или пройти мимо? Допустим, ты вступился и получил по щщам — потеряй что-нибудь, соси палец. А может быть, ты отбил девушку и её отец дал тебе золота. Погладить котика? Может, он тебе палец откусит, а может, это богиня магической удачи под прикрытием. Причём ты вообще никак не контролируешь это, не можешь повлиять или предугадать, за тебя это предрешено в тексте. Это тупо иллюзия. А может, ты прошёл мимо, зато нашёл под лавкой монетку. Ну, бесит меня такое. Это камень не только в огород «Ведьмака», так сделано в большинстве настольных игр со случайными событиями, даже в том же «Глумхевене». Никаких осознанных решений или размышлений о последствиях не вызывает. Выбор без выбора, совершенно бессмысленная механика. Как было бы в идеальном мире? Ты бы представлял свои силы, риски, симпатии к одной из конфликтующих сторон, опыт предыдущих встреч с персонажем, будущие последствия и т. п. Как сделано в подобных встречах? Ты тыкаешь наугад, получаешь результат наугад. Соседу дали по щщам, а тебя наградили, хотя вы оба выбирали вытянуть карту приключения в городе. Проще было бы не давать выбора вовсе, просто тянешь и читаешь. Игра и так играет тобой, зачем делать вид, что это не так?
Вполне в соответствии с лором в дополнении с расширенными картами монстров предлагается и выслеживать их, и находить слабые точки. На карте случайно выскакивают жетоны, которые можно собирать, чтобы получить первый ход или случайное преимущество над одним из трёх монстров из области контрактов. Это явно антуражное добавление, чтобы всё по понятиям было. По геймплею рандом-рандомыч. Серьёзно высчитывать и готовиться к битве, как к стрессовому взятию города в «Рыцаре-маге», я большого резона не увидел. Мне показалось, что лучше это время потратить на раскачку, чтобы грубой силой угнать у соседа монстра, на которого он копил жетоны слабостей. Но это по одной партии, так что о балансе не мне рассуждать. Хотя такие игры не про баланс явно, а про твою фантазию бытия героя.
Не понравился и покер на костях. Здесь он затычка для иллюзии взаимодействия. Можно играть либо с локацией, либо с другим ведьмаком, а изредка и по карточкам событий. Оба игрока пытаются накинуть с пяти кубов свои стриты и каре с возможностью одного переброса. Презираю покер, да и не фанат этих кубовых комбинаций. У атакующего есть мизерное преимущество, но вообще рандом рандомом. И это основной способ заработка денег. Казино. Браво! Непонятно, зачем это здесь. Мне хватило бы и банального привычного броска «проверьте силу 3» из «Ужасов Аркхэма» вместо этой фигни. Ну ладно, видимо люди любят покер на костях.
Чтоб совсем уж не ныть, похвалю боёвку. Здесь нужно составлять цепочки из боевых карт, собирая нехитрые символы из атаки, защиты и поднятия карт обратно в руку. Есть и небольшая прокачка своей колоды за счёт затачивания её на определённые цвета. А количество карт в колоде служит твоими атаками, но одновременно и лимитом здоровья на битву. Кстати, эти же карты и для передвижения по миру используются. Короче, система вполне себе рабочая, простая и элегантная. Пожалуй, это то, что мне понравилось больше всего. В «Грааль» не играл, так что не знаю, как оно там. Можно было бы посетовать на отсутствие уникальных текстовых карт, но… Кто-то сказал «даунтайм»? Как насчёт большего даунтайма для даунтайма? Короче, кому надо, играйте в ККИ/ЖКИ и не делайте мозги. В дополнение к колоде боя предлагаются эликсиры с бонусами ко взятию карт или урону и перманентные заработанные трофеи с оными же. Но рядовых монстров не предусмотрено, только боссы. Так что вполне реально будет подраться всего лишь 2–3 раза за партию.
Но есть ещё ложка дёгтя: когда другой игрок управляет монстром, он должен выбрать «удар» или «укус», а потом раскрыть карту с колоды монстра и применить соответствующую половину. И вот эти все выборы снова не выборы, потому что эффекты случайные и никакой смысловой разницы не несут. В одной урон 3 и 5, а в другой 5 и 3, я не шучу. Это полный рандом. Зачем этот выбор без выбора, мне непонятно. Если для иллюзии взаимодействия или антуража, то, опять же, дизреспект. Высосано из пальца. Был бы один эффект, ничего бы не изменилось.
Как мне казалось до выхода и как кажется до сих пор, настольный «Ведьмак» имеет скорей коллекционно-фанатскую ценность. Учитывая, сколько человек покупали эти фул-фарши за совершенно невменяемые деньги. Много-много лет говорю и продолжаю до сих пор: геймплей должен быть если и не на первом месте, то точно не на задворках. У меня крайне редко фанбойство возобладает над игровым процессом. Из компьютерных игр такое когда-то было с Mad Max (2015). Непримечательный гибрид GTA и «Ассасинов» в духе «Юбисофт» с зачисткой аванпостов и скучным открытым миром. Но мне было в кайф играть, потому что это «Безумный Макс», которого я обожаю. Какая там крутая песчаная пустыня из песка, ух, ах! Из настольных сложно назвать что-то такое. Ну, может «Немезида. Как игра она не очень, но как возможность переиначить на новый лад свои любимые космические хорроры, в частности «Чужих», здорово. Будь она в другом сеттинге, вряд ли стал бы играть. Но в целом к франшизным играм я чаще безразличен.
Итог? Каждый по-своему, но все трое сошлись во мнении, что людей, неискушённых в настольных играх, «Ведьмак» может поразить. Потому что много штук, и красиво, и геймплей-таки не одноклеточный, и НУЭТАЖЫВИДЬМАК!!1!111!1!! Как подарок для финансово обеспеченных фанатов вселенной, наверно бомба. Или для коллекционеров коробок в плёнке, Бог им судья. Лишний раз кукарекать про засилье кикстартеров с оверпродакшеном и миллионом лишних допов я не буду. Знаю, что я очень унылый петушок. Но голая база, наверное, совсем печальная. Даже с модулями для меня это геймплейно среднескучная игра, местами красивая, местами просто нормальная. Может, ещё и сел бы, но желанием не горю, даже соло в TTS. Для нажористости не придумали ничего лучше «Рыцаря-мага», а в качестве проверенного фэнтезийного приключения нравится Runebound. Играю в него пару раз в год, и для меня это любимая из подобных приключалок без претензий на большее. Так что я лучше в них.