Оценка пользователей
8.1759
Оценить:
-
-AdRiver-

Старый друг лучше новых двух

время: 10 января 2020

    Игровой год прошел ни шатко ни валко. Тяжело, когда окружающие воспринимают твое увлечение по остаточному принципу. Что, настолки? Да лучше пива попить, да кости соседям перемыть. А ведь я еще хорошо помню времена, когда стабильно 2 раза в неделю к нам приходила компания с горящими глазами (бывало даже 7 человек) с желанием опробовать что-нибудь новое или разложить длительную хардкорную партию в Гавр, Кайлюс или Эклипс. Удивительно, как легко рушится то, что казалось незыблемым. Одни эмигрировали, другие женились, третьи отравились Вархкмером или МТГ. Т.е. год прошел в тщетных попытках разжечь огонь в сердцах и склонить на темную сторону силы (в хардкорные еврогеймы) хоть какую-нибудь заблудшую душу. С завидным постоянством я обзванивал бывших соратников, соседей, сотрудников. Раскладывал кукурузу, тасовал карты эпох и поместий в надежде, что в какой-то солнечной день не ты будешь обрабатывать очередную жертву, а наоборот кто-нибудь позвонит тебе и позовет поиграть. Игры я покупал больше по инерции, основная масса текущих хитов не впечатлила. По большому счету понравился только Великий Западный путь.
    Забавно, но маленький всплеск настоящего огня получился в Детской Многопрофильной Больнице, где мне пришлось летом лежать с 6-ти летней дочкой (перелом руки со смещением). Заручившись поддержкой младшего медперсонала (почему-то странненький многодетный папаша вызвал симпатию у старшей сестры), мы захватили столовую, где стабильно раскладывали 2-3 партии каждый вечер с пацанами десяти-четырнадцати лет. Понятно, что до хардкора дело не дошло — большая текучка и грустная обстановка располагала только к простым гейтвеям (по большей части Доминион и Билет на поезд). С очень большим трудом получилось сыграть 3 партии в Rtfg, все же правила и нюансы столь комплексной игры оказались тяжелы для детей.
    Судя по всему Дед Мороз сжалился на до мной и положил под елку немного компании. 2-го числа на неделю приехал вполне сильный (главное обученный) соперник, а также по совместительству моя мама. Так что втроем с женой мы смогли создать действующую игровую ячейку, которой удалось за праздники провести 7 мощных партий Агриколы подряд (перемежая Azulом, Такеноко, Stone Age с детьми и отдельной партией в Эклипс со старой компанией).
    Агриколу не доставали уже по меньшей мере 4 года (а то и все 5). С одной стороны научиться играть в нее не сложно, почти все, кого я обучал, воспринимали правила с первого раза. Но хорошо играть (стабильно получать 35+ очков) куда труднее — игра требовательна к компании, кризисна и хардкорна. И все же насколько она замечательна! Практически ни в какую другую игру я не готов сыграть столько раз подряд — реиграбельность ее основной конек. Карты занятий у улучшений могут сильно сместить вектор развития фермы. Удачные сочетания карт заставляют выполнять не очевидную последовательность ходов, уникальную для каждой партии. Причем зачастую достаточно всего одной-двух карточек для смещения стратегии. Ранний овощ, дополнительные бонусы от перестройки, дополнительные ресурсы на рыбалке, дополнительные возможности прокорма — все это определяет начальную расстановку сил. При этом даже мощное сочетание карт (например ранний овощ+бонусы на овощные поля+дополнительная еда из овощей) не приводит к тотальному доминированию одного из игроков за счет ограничения очков в каждой категории и штрафов за провалы в других. В той же Каверне можно всю партию абузить пару карточек и победить в итоге с двукратной разницей в счете даже в компании равных соперников.
    Второй основной плюс игры — наиболее комфортная динамика и длительность партии. Например, я очень люблю Гавр, но так как партии ну уж очень длинные, то собраться удается не чаще, чем раз в год. О нескольких партиях подряд не может быть и речи. Получается, что между партиями многие нюансы игры уже забываются, первые ходы выполняются по наитию, в результате от партии к партии все предпочтения игрока сохраняются. Партии в постоянной компании похожи одна на другую, как две капли воды, так как при такой длительности мало простора для творчества, на эксперименты не остается энергии. Также меня очень парят искусственные механики, как бы игры в игре. Ярчайший пример — походы в Каверне. Эти дополнительные, зачастую очень длительные, действия сбивают ритм игры и чрезмерно затягивают партию.
    Третий плюс — очень хороший баланс даже при наличии бесчисленных карточек. Тот же Гавр имеет явный перекос к кораблям и отгрузкам. Возможно, в Агриколе немного выбивается линия прибавления в семействе и в последних раундах неожиданное прибавление остается самым сильным действием, но далеко не решающим. В одной из последних партий благодаря сочетанию Ученого и Книжной полки мне удалось разыграть все карточки с руки и получить на них 18 очков и всего 6 очков за родичей (один был на Тростниковой хижине), а суммарно 50, при этом противники набрали по 45 с 5-ю родичами. Да и в остальных 6 партиях разница между первым и последним местом составляла 5-6 очков (победитель набирал обычно около 40).
Вот так в компании проверенных друзей, жены, мамы и Агриколы, я встретил Новый год. Желаю всем хороших игр и сильных, увлеченных соперников.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Dopler написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

А больше всего меня в прошлом году расстроила игра Покорение Марса. Вот как-то прям за все было обидно, и что повелся на хайп, и что потратил на нее время (целых 3 партии по 3 часа), и что она на 3-ем месте на BGG. Есть же прекрасная, цельная, стройная игра Rftg, и играется 30 минут (т.е. 15 партий бы сгоняли на 4). Не стал писать об этом в статье, фанатический гнев она бы не выдержала.

XZidan написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Впервые слышу, чтобы кто-то превозносил Rftg не в дуэльном формате

Desert_witch написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Мне тоже гораздо больше нравится не в дуэльке, на самом деле. :|

Priceless написал полтора месяца назад: #

И мне!

Dopler написал полтора месяца назад: #

В дуэльном формате я играю только на boardgamearena. А в компании играем обычно на 4-х или 5-х, скорее в качестве развлекухи. Серьезной стратегии от такого формата ждать не приходится (как впрочем и от Покорения Марса), только играется живенько. Не обуздал хаос в этот раз, можешь попытаться заново через 20-30 мин.

Artemas написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Только в Rftg поля нет, только карты, что впрочем не умаляет ее достоинства, но заменить Марс она не может. А точнее может, но только в том случае, что хочется сыграть не 4 партии за 9 часов, а 15. Плюс Марс хорош и стратегичен и на четверых, а RftG на 4ых лютый лакфест.

Dopler написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

После 3-х партий мне показалось, что и Марсу поле не очень то и нужно. Возможно, я ошибаюсь, но проверять желания нет. 3 часа можно провести в компании с более глубокой игрой.

Artemas написал полтора месяца назад: #

После проведенных под сотню партий скажу, что поле очень как нужно, и вас любой опытный игрок просто задавит, если не будете обращать внимание собственно на марс. В этом собственно и ошибка людей, которые считают, что Марс - это просто затянутое подобие RtfG. Совсем другое дело, что собственно такое сочетание карточных механик и механик с тайлами может быть вам просто не по вкусу, но говорить, что Марс не глубокая игра, это несколько не верно.

Artemas написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

И по времени: это на старте партии по три часа, потом достаточно быстро переходят в 30-40 минут на человека, т.е. три часа остаются только для партий на 5ых (впрочем, такое количество игроков я бы просто не рекомендовал).

Dopler написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Ну не должна такая простая игра, как Марс занимать 40 минут на человека. 40 минут на человека мы даже в Dominant Species укладывались. В Агриколу втроем вообще за час можно справиться, а в Пуэрто Рико за 40 минут. Вот Марс по сложности очень близок к Puerto Rico (а по попугаям BGG даже проще).

Artemas написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Не такая уж она простая, во-вторых, да, можно было бы игру сократить в два раза, тупо порезав цели, убрав/скорректировать половину карт и т.д., только вот заданная продолжительность, во-первых, снижает существенно влияние карточного рандома, во-вторых, соответствует тематике игры. Извините, но я здесь марс терроформирую (а это не быстрое занятие), а не просто картишки раскидываю и до ночи еще бы пять партеек сыграть.

Dopler написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Успехов вам на этом нелегком пути.

Artemas написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

А по-первому пункту насчет снижения влияния карточного рандома можете дать такой же ёмкий комментарий? Ведь те же Сквозь Века тоже можно ускорить в два раза, только от этого игра станет другой, и потеряет значительную часть своей аудитории.

Dopler написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

После 3-х партий мне трудно давать какие-либо комментарии по балансу, в Сквозь Века я не играл, имею только Nations, которые мне также в целом не понравились. Особого какого-то развития в Марсе не заметил, по сути к концу ресурсов становится просто больше, можно купить карточку дороже, а действия все такие же. Такое количество разных ресурсов тоже, наверное, играет какой-то смысл, но я его не постиг. Особенно весело, когда на планшет что-нибудь роняешь. Пришлось приклеить узкие полоски двустороннего скотча.

Artemas написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

ну вот явно указывает на то, что у вас поле Марса недооценено, потому что во второй половине игры, акцент, как правило, все больше начинает смещаться к выкладыванию тайлов, порой переходя в весьма такой серьезный контроль территорий.

Dopler написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

ладно, спрошу прямо, вот на BGG есть показатель Weigth, для себя еще много лет назад решил не покупать игры меньше 3.5 по этому показателю. На Марсе отступил от этого правила. Считаете, что для этой игры он ошибочен, и реальная ее сложность выше, чем указано на BGG?

Artemas написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Я считаю, что этот показатель слишком расплывчат и в руках пользователей, в итоге он как правило бессмыслен. Я вот допустим считаю, что стоит только продраться сквозь правила и логику игры Сквозь века, так уровень и сложность принятия решений в ней становится не больше, чем в том же Марсе. И вот этот вот дополнительный балл у Сквозь века из-за ее продолжительности, комлпексности правил (но не геймплея) и высокого порога вхождения (не все нюансы сразу ясны).

Dopler написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Мне трудно что-то возразить, я понял, что вы очень любите эту игру. Всем бы играм таких почитателей. Я вот на bgg уже почти 10 лет, как зарегестрирован, а еще ни одной игре оценку не поставил, так что в том, что Марс в топе, а Агрикола в другом месте, винить некого.

Artemas написал полтора месяца назад: #

Просто у людей разные вкусы. Мне вот допустим не нравится Серп и совершенно не нравится Сумеречная борьба, но я признаю, что с точки зрения дизайна это всё хорошо сделанные игры.

KittenLS написал полтора месяца назад: #

Это рейтинг не глубины игры, а сложности правил. Как правило сложность правил ведут к интересности процесса и большей глубине. Но не обязательно. Я играю чаще в то что 3+ потому что при меньшей сложности правил хорошую и глубокую игру трудно построить. Марс по правилам достаточно простой по сравнению с другими евро но глубина у него хорошая.

Dopler написал полтора месяца назад: #

Keyflower еще по сложности сравним, и тоже играется 45 минут.

zlobno написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Хотел узнать, как у вас обычно под конец партии застроены планшеты? Просто у нас обычно очень редко бывает, чтобы было пустое место. Так же интересует сколько бывает штрафов? Опять же по своему опыту, хотя бы по одному животному всегда за партию удается взять, ну и зерно/овощи само собой, соответственно штрафы так же редкость.
Из за чего кажется, что агрикола слишком уж усредненная в плане стратегии. Т.е. разиваешься везде по чуть чуть (чтобы не было штрафов) и какое то одно направление основное на очки (будь то куча животных или постройки). Даже хижины у нас всегда каменные под конец (редко бывает, но иногда удается подрезать кого то на постройке, и тогда тот игрок заканчивает с глинянными и скорее всего проигрывает)

Dopler написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Единичные штрафы бывают. В игре на 3-х обычно либо из-за отсутствия какого-либо животного, либо из-за пустой клетки усадьбы.
В том то и дело, что Агрикола - это игра на максимальную оптимизацию действий. Действие в ней главный ресурс. Во многих играх достаточно просто определить курс-стратегию и двигаться в ее направлении примерно оценивая каждый ход. В Агриколе оценивать нельзя, только считать. Кто способен точно рассчитать очковый эффект от действия, тот и выигрывает. При этом стратегия наоборот может быть намечена пунктиром - сначала строю комнату, потом размножаюсь, потом поля и не является основой для победы. Также на стратегию (последовательность развития) сильно влияют карточки на руках. Выиграть вполне можно и 2 родичами в хижине.
Более правильный вопрос, удается ли вам так сыграть, чтобы в каждой категории было максимум очков (по 4)? В последней сессии мне это практически удалось, только коров и свиней на 3 очка собрал, все остальное по 4.

zlobno написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Все верно, из за чего игра внезапно начинает играться по одному и тому же оптимуму из партии в партию.
Обязательно как можно раньше получить родича ибо чем раньше родич, тем больше дополнительных действий он принесет до конца игра (потому я с трудом представляю, как можно только на двух родичах выиграть у равных по силе оппонентов, тем более если они пойдут за родичами. Тут и выдумывать ничего не надо, простая математика. У вас два родича у оппонента 3 = у оппонента в полтора раз больше действий/ресурсов/ПО за игру. с двумя родичами выиграть можно только если оппоненты так же страдают фигней). Из за этого, расширение дома до 4 комнат опять же становится обязательным (иначе некуда сажать новых родичей). Кроме того больше комнат и родичей (помимо действий) = больше ПО в конце за сам факт наличия.
Дальше конфигурация изгороди из 14 брусков на 4 загона, через несколько партий становится просто стандартом т.к. это оптимальное соотношение количества дерева/места на планшете/количества загонов.
Это и есть то, что я называю "усредненной" стратегией. Карты разбавляют этот стандарт, иначе игра бы совсем унылой стала. И к сожалению попытки отойти от стандарта приводят к провальной партии, а конкретно в цифрах меньше 30 очков в конце.
Но если, например, взять Каверну, то там как раз таки вариантов развития из за большого количества комнат куда больше. Именно различных векторов больше, чем в агриколе.

Dopler написал полтора месяца назад: #

По большей части я согласен с вашей оценкой, небольшой перекос в размножение есть. Особенно, если построил быструю комнату, а прибавление вышло в 5-м раунде. Если изгороди строить в конце, то размножить животных просто невозможно, строить много изгородей в начале тоже не получается, так как дерево расходуется на комнаты. Я не люблю играть в быстрое размножение, это излюбленная тактика моей жены.
Конкретно в последней игре набрал 50 очков, имея 2 комнаты (каменных), 2 родичей в доме и одного на тростниковой хижине, 7 полей (2 из них в зачет не пошли) и 15 изгородей. 9 зерен, 4 овоща, 4 коровы, 8 овец и 6 свиней. И 18 очков на карточках (колодец, тростниковая хижина, пруд с утками, пруд с лебедями, пивоварня и книжная полка - ими и кормил всю игру. У обоих соперников были по 5 родичей и по 5 каменных комнат. Я не разыграл ни одной печи, не съел ни одного животного и ни один овощ. За счет пивоварни и еды от улучшений и занятий я вообще не тратил действия на прокорм. Также я вообще не тратил действия на первого игрока, так как не конкурировал с другими за комнаты, перестройки и размножения. Меньше 30 очков в нашей компании вообще никто не набирает, меньше 35 очков бывает редко.

Dopler написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Как вы строите 4 выпаса из 14 брусков? Я строю обычно из 15 - выпасы занимают 6 клеток (10 брусков на внешнюю ограду), 6 клеток разделены по 2 (еще 4 бруска), одна двойная разделена еще на 2.

zlobno написал полтора месяца назад: #

Да, ошибся не из 14 а из 15

Dopler написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

А вообще было бы интересно сыграть не в своей, но обязательно в сильной компании. На каком-нибудь чемпионате по Агриколе. Эх, мечты-мечты.

DmitriyP написал полтора месяца назад: #

Илья, держитесь. Черная полоса сменится белой. Похожая ситуация была и у меня, когда, как казалось, вечные игровые партнеры остывали к настолкам. А с разными противниками играть интересно, ведь каждый мыслит по-своему, тогда как постоянный оппонент может из раза в раз реализовывать излюбленную стратегию.

dimsoul написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

По-моему, это первое, что стоит знать об Агриколе - игра не является "песочницей" (как более поздние "фермы" от Уве, типа Каверны) и требует вполне конкретного результата в каждой сфере хозяйствования. То, за что любят эту игру, кроется как раз в этих картах, которые игрок и должен заставить работать на себя, чтобы достигнуть лучшего результата в каждой "дисциплине". Как он это исхитрится сделает - "мякоть" геймплея, дающая каждый раз уникальный опыт, что и обеспечивает реиграбельность. Поэтому так много дополнений с новыми колодами вышло и выходит.

Dopler написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Тут нечего добавить. Причем коробочное дополнение к Агриколе вышло провальным, асилили в него только одну партию. Могу подарить его без сожаления, если кому нужно.

zlobno написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Кстати говоря. У вас какая версия Агриколы? А то, возможно, мы просто в разные версии играем.

Dopler написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Версия у меня обычная, Агрикола, 2007 года, локализованная в 2012.

wergg написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Коробочный доп - фермеры болот?
Провальные? Нууу.. это только для вас. Не обобщайте. По мне отличный доп. С ним и застройка планшета интереснее из за препядствий в виде лесов и болот. И мульён карт подвезли. Лошадки. Единственное - новые большие улучшения, типа музея торфа, сомнительные. И акцент с поля на карты совсем съезжает. Вот это может оттолкнуть

Dopler написал полтора месяца назад: #

Я их купил за 8 евро в Германии в свалке с последней ценой. Все также готов подарить кому-нибудь, кто будет играть.

marom написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Так может вам тоже на амери или Ваху перейти, раз большинство знакомых выросли из евро?

Dopler написал полтора месяца назад: #

Боюсь, так сильно вырасти мне не по силам. Да и жена не одобрит. Хотя в Эклипс я играл за Драко которыми выиграть практически нереально, зато кубики вволю покидал, получил некоторое удовольствие от полного уничтожения флота Механимы.

KittenLS написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

это вы не подумали так писать, может не доросли до евро еще?Имхо все таки в классическое амери могут играть почти все, евро же где то золотая середина между амери и варгеймами, но вы же со мной не согласитесь))

ivan111 написал полтора месяца назад: #

устанавливает в комментах плакаты "Руки прочь от евро!" и "Янки гоу хоум!"

ivan111 написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Читаю как многодетный папа играет в "Агриколу" с многодетной мамой (прямо как мы) - ставлю "лайк"!

Dopler написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Я половину партий провел со спящим 5-ти месячным сыном на руках. Маленьким детям особенно сильно передается возбуждение родителей, в это время в кроватках они спать отказываются.

ivan111 написал полтора месяца назад: #

Однажды мы засели с женой и старшими играть в "Агриколу", младший (тогда было 4 года) попросил себе 5-й планшет и построил такое: https://cf.geekdo-images.com/imagepage/img/_QWZI0C5Q0brqFf_fwut0IGdO7w=/fit-in/900x600/filters:no_upscale()/pic3696689.jpg

KittenLS написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

можно рейтинга статье поднять прикрепив пару тематичных картинок)

Dopler написал полтора месяца назад: #

Я, если честно, фотографировать не люблю, хотя 50-ти очковую ферму с 7-ю полями и только 2-мя каменными комнатами можно было бы снять.