Причина поста проста -я не думал, что все будет... так.
То есть - одно дело обзоры, а другое личный опыт. Итак - начнём!
Заказывая русскую версию игры, я знал, что там будет мясокровища, викинги, но рассчитывал как минимум на достаточно длинные партии. Ну, в каком смысле "длинные" - я не изучал геймплей, не смотрел стримы, и не читал правила. Поэтому был слегка изумлен, когда партия вдруг подошла к концу.
Что мне напомнила "Кровавая Ярость" после четырех партий? - Быстрые шахматы.
Все. Очень. Быстро.
Яростно, безжалостно, увлекательно - но Очень Быстро.
При игре людей, которые уже знают правила, и не страдают симптомами тяжких раздумий, Рагнерёк наступит почти сразу же, как расстает лёд в вашем бокале.
Поэтому, подобно игре, я не буду разглагольствовать, и просто кратко опишу свои ощущения.
1) Игра маленькая, лаконичная и простая.
Вся это большая коробища - это просто просторный "дом" для шикарнейших миниатюрок. Не было бы их, все бы уложилось в маленькую коробочку. То есть скорее напоминает шикарное переиздание какой-то небольшой игры.
2) Вместе с тем, хотя все очень просто, в игре есть факторы (некоторые карты боя, некоторые монстры, некоторые карты улучшений клана и вождей), кардинально влияющие на геймплей, и придающие ему глубины - что спасает от элементарных победных тактик.
3) Как мне показалось, игра полностью раскрывается на четырех - на троих часто срабатывала фишка "пока двое бьются, третий в дамки". То есть не хватало четвертого для сдерживания третьего игрока. А вот вдвоем играть не пробовал, врать не буду - может там и будет равная борьба.
4) Игра может служить неплохим филлером перед (или после) серьезными посиделками в долгие игры. Это вовсе не плохо, но я предостерег бы тех, кто ждет от игры нечто того, что ждут от огромных коробок - многочасового геймплея одной партии и долгого постигания правил и тактик.
Вывод?
Я рад что купил игру. Она короткая, увлекательная, и там нет ничего лишнего. Учитывая качество миниатюрок, своих денег она точно стоит. Теперь буду расскрашивать миниатюрки - а это та еще игра в игре!
P.S.
Надеюсь все эти кампании по сбору средств уже закончились, и мой пост не будет воспринят как рекламный.
Серп - филлер, Блад Рейдж - филлер. И только Твилайт Империум на 6 игроков может на что-то претендовать)
TI - просто лайтовая стратежка :)
прошу извинить за оффтоп, но столько раз уже слышал о TI, но так ни разу и не сыграл, расскажите как она в сравнении, например с таким филлером, в сравнении конечно, как Эклипс:
1) по времени, если мы в 4-6 человек играем за примерно 5-6 часов, сколько у нас время уйдет на полную партию в TI?
2) баланс - насколько хорошо фракции в TI сбалансированны между собой? (а то у нас обязательно в компании найдется человек считающий "эта раса имба - победа нелигитимна"
3) лучше пробовать сразу с допом?
4) много ли сложного английского текста, которого при этом нельзя раскрывать? (не все хорошо знают язык)
p.s. что по теме Blood Rage, хорошее, годное, и весьма быстрое евро, с приятными миниатюрками, и замечательно себя чувствующее в этом сеттинге.
1) часов 9-12 примерно (если знают правила и не "думу думают");
2) как мне кажется - все сбалансировано;
3) без допа совсем не то(((
4) индивидуально: кому легкий текст, а кому и тяжелый.
2. Йиссарилы, Лизиксы, Хаканы, Ментаки, Жол-Нары?
сравнивать евро и америтрэш бессмысленно) из общего тут только космос и гексы) партия может растянуться и на 18 часов, зависит от состава участников. расы разные, но их выбор не имеет значения, т.к. игра не про войну, а о выполнении заданий. без допов играть не нужно.
Я не сравниваю ) А отвечаю на вопрос о балансе фракций )
"но их выбор не имеет значения, т.к. игра не про войну, а о выполнении заданий."
Здесь согласен. Но, если сравнивать в вакууме, то есть расы, которые сильнее других.
1. От 3 до 10 часов, зависит от многих факторов.
2. Сбалансированы плохо. Несколько рас из базы гораздо сильнее остальных.
3. Без допов лучше не играть. База без допов - УГ полнейшее. Лучше с обоими допами.
4. Текста много на секретных заданиях и картах действий.
Сам ты евро. Евро обычно невоенные и про строительство и добычу, дорогостроение и где каждые тупит в свой планшет. Здесь убивают, ресурсы грабят а не добывают, постоянное взаимодействие и смена картины на поле. Здесь нет понятия контролирования полей, просто после боя там кто-то остался и скоро уйдет маршем. Только очки в конце игры не делают ее Варгеймом.
Если что-то и не делают эту игру варгеймом, то это точно не наличие победных очков.
Вы определяете отношение игры к определённой школе (евро, америтреш) по тематике, а не по механикам? Тогда проведите мысленный эксперимент: замените псевдовикингов на фермеров, а поля сражений — на огороды, рагнарёк становится засухой, а вальгалла — пенсией. Если в результате этого эксперимента новая тема «легла» органично и не вызывает вопросов, то, скорее всего, это евро.
Точно, монстры это сельхоз техника, а пилладж региона это сбор урожая, собирает только кто-то один, кто объявил сбор урожая и победил в гонке аграрного вооружения, а те кто проиграли уходят на пенсию сразу же грустить о былых временах. Отлично прям подходит.
Тема легла прям так гладко, что просто невозможно.
Ну что ж, если эта тема не подошла, то Blood Rage — точно варгейм.
Жаль только, что победные очки присутствуют. В варгеймах их же не бывает. С другой стороны, это наглядно показывает, насколько BR инновационная.
Да просто Чушь Петровну пишите какую-то.
Тему можно натянуть почти где угодно с определенными условностями, как вы пытались сделать с рагой. Что на еврухах, что на трешах. Почти любое треш приключение или войнушка переживут смену сеттинга более чем элементарно. Перенесите ТИ на фентези и ничего не потеряете, как и если перенесете рунварс на космос. ПО в том или ином виде присутствуют во многих трешах, будь то голда в данжнквесте или количество рун в рунварсе. Если игра не идет то полного выбывания всех игроков, то победитель как то определяется по какой либо метрике - она и есть ПО. В этом нет ничего овер еврушного.
Вас понял. А теперь покажите, где я причисляю наличие победных очков к евро-элементам.
мне просто кажется мы спорим о разных вещах уже ))
Ничего страшного.
Изначальная моя мысль была направлена тов. xopen'у, который, вероятно, в определении принадлежности игры к определённой школы отталкивается от темы игры. Вот я и поинтересовался у него, что будет с BR, если поменять монстров на колхозников (или поней, как в случае с известным варгеймом «Серп»).
Конечно, тут я перегнул слегка: «Если в результате этого эксперимента новая тема “легла” органично и не вызывает вопросов, то, скорее всего, это евро.», но это было «утрирование в целях усиления эмоционального окраса», так сказать.
Что-то у меня не "ложатся" эти ваши фермеры на BR. Как минимум встают такие вопросы: 1) Какое обоснование того, что пенсионеры снова и снова возвращаются работать в поля? И техника тоже на пенсию выходит? Глупость какая-то. 2) Параметр ярости и его прокачка. Как-то я не могу сообразить ему адекватной замены для фермеров, так что бы это подходило и под "вторжение и перемещение фермеров на полях" и под "покупку сельхозтехники". 3) Засуха как-то не очень подходит на замену рагнарёку. По идее на следующий "посевной сезон" поля всё ещё пригодны для сева, возможно, даже лучше удобрены, земля отдохнула и с неё при благоприятной погоде можно будет собрать нормально урожая. Не знаю такого явления в с/х, которое было бы также неотвратимо и непоправимо как мифический рагнарёк. К тому ж засуха непрогнозируема, в то время как в BR конец света уже объявлен и постепенно наступает. Так что с засухой это мимо...
Так-то я ещё могу вопросов по этому сеттингу накидать, но пока и этого хватит.
Нет желания развивать эту тему, потому что всерьёз никто и не предлагал менять сеттинг в этой игре. Ну, допустим.
1. Кто вам сказал, что это те же самые работники? Старые ушли на пенсию, умерли — пришли новые. Войны в BR тоже те же самые, по-вашему (поправьте меня, если в правилах указано что-либо о перерождении)? Сельхозтехника как замена монстрам — не моя идея.
2. Абстрактный показатель валюты. Есть деньги — нанимаются работники, «вторгаются и перемещаются» и т.д.
3. Это может быть необратимая деградация почвы в следствии природных, климатических условий и влияния антропогенного воздействия. Опустынивание, например. Никто не устанавливает промежуток игрового хода в один год, это может быть гораздо больший период (сюда же и столь быстрое «вымирание» фермеров).
Можете ещё вопросов накидать, конечно, если хотите. Но суть заключается в том, что это был лишь пример (возможно, неудачный) того, что на данную механику можно натянуть любую тему, при желании. У меня такой задачи нет и я её, тему, не прорабатывал. Но если бы такая задача стояла у CMON (чтобы ещё раз продать вам комплект клёвых миниатюр), то они её бы выполнили. И тогда вы, и товарищ сверху в комментариях заявили бы:«Farm Rage — это евро в чистом виде. Видите: тут поля, колхозники. Викинги? Какие викинги? Что за чушь вы тут несёте, никакие викинги тут не подойдут.»
Вы вообще(!!!) не понимаете, что такое еврогейм. Это направление добра и мира, где пенсионеры не убивают друг друга, а просто работают тяпками на скорость. Где нет деления - это мега-селянин, а это босс-селянин, а у этого свойство двойной урожай с клетки фармить.
Вы правда только в Blood Rage и Мертвый Сезон играли, или так "тонко" шутите?..
нет конечно. Просто эти две игры реально достойные.
А-ха-ха, хорошая шутка :)
Лол.
Что же тогда такое Scythe, Age of Empires III и Sons of Anarchy?
Вы бы еще добавили, что евро - это только когда в средневековой Европе все происходит. =3
1. Часов 10 вынь да положь)
С раскладкой, объяснением правил, тупняками и т.д.
2. Все более-менее, но мы, к примеру, играем без Иссарилов, ибо в умелых руках это лютый вин.
3. Срау с допАМИ. Их аж две штуки и без них игра вообще не торт.
4. Текста много, причем не только игрового, но и художественного. На zigfer.ru лежит полная локализация и даже переделка планшетов-карт и т.д., так что проблем быть не должно.
От себя добавлю, что ТИ это либо любовь с первой ложки, либо ненависть до гроба)
Потому что много компонентов, правил внутри правил и механик, она нифига не streamlined, как принято сейчас называтьу прощенные игры, там мегатонны бэка и флаффа, пафоса и мелодрамы, немерено болтовни и дипломатии, и да, броски кубиков способны обломать даже самую мощную армию, хотя технологии-карты событий-законы и пр. это нивелирует, но не полностью, разумеется.
3 - играл всего один раз, но соглашусь. Судя по тому что мне рассказывают, действия в допах гораздо лучше и более равноценные.
Новые карты стратегий, планеты, маркеры "сюрпризов" на планетах-системах, интересные новые расы, расовые технологии, просто новые технологии, минные поля, флагманы, штурмовики и механизированные юниты, наемники, представители в парламенте (каждый со своими плюшками), wormhole nexus (планета в сердце червоточин, грубо говоря, откуда можно в любую вылезать), новые варианты игры, в последнем допе еще сценарий "Падение империй", который про падение Лазаксов и облегченные условия победы для тех, кто в первый раз играет или не готов тратить по 1,5 часа на игрока в среднем, не считая даунтайма)
Эх.
Вот жалко у меня как раз "ненависть до гроба", вкусно расписываете. =.......=
Если учесть, что допов уже давно нигде не найти, а база судя по комментариям без них не нужна - то чего сожалеть?
Все находится, было бы желание)
Блад рейдж конечно ни разу не филлер, но называть его евро не перебор ли? На мой взгляд для евро игра слишком конфликтна. Я бы БР определил как скирмиш с ареа контролем.
И снова здравствуйте! Я понимаю, что земляника - не мясо, но называть ее плодом не перебор ли? Я бы определил ее как голосеменную ягоду.
Почему вы определяете евро как некофнликтную игру? Вы с семейными не спутали?
Да потому что евро типично не игры про прямые конфликты друг с другом, с зарубами и убийством солдат, они скорее про косвенные конфликты, типа занятие нужного действия, или выкупа нужного ресурса.
А то нынче все так любят делить игры на евро и амеротреш, что у многих Игра Престолов без опциональных карточек боя евро, а с ними амеротреш.
Эм... Да? эклипс, игра престолов, старкрафт, бладрэйдж, хаос в старом мире, варьор кнайтс, это всё что? Почитайте определение Еврогейма сначала хотя бы...
так поделитесь.
Вы правда считаете что все игры можно разделить либо на евро либо на амеротреш и третьего не дано?
вот признаки на бгг:
Most Eurogames share the following elements:
Player conflict is indirect and usually involves competition over resources or points. Combat is extremely rare.
Players are never eliminated from the game (All players are still playing when the game ends.)
There is very little randomness or luck. Randomness that is there is mitigated by having the player decide what to do after a random event happens rather than before. Dice are rare, but not unheard of, in a Euro.
The Designer of the game is listed on the game's box cover. Though this is not particular to Euros, the Eurogame movement seems to have started this trend. This is why some gamers and designers call this genre of games Designer Games.
Much attention is paid to the artwork and components. Plastic and metal are rare, more often pieces are made of wood.
Eurogames have a definite theme, however, the theme most often has very little to do with the gameplay. The focus instead is on the mechanics; for example, a game about space may play the same as a game about ancient Rome.
https://en.wikipedia.org/wiki/Eurogame вот с вики выдержка моими словами:
1. тема есть, но игра к теме крепко не привязана.
2. большинсво евро игр имеют простые и понятные правила.
3. малый элемент рандома
4. выбываение игроков до конца партии отсутсвует в принципе
5. не являются сильно языкозависимыми играми, простыней текста в них нет.
6. типичные механики:
Tile Placement
Auctions
Trading/Negotiation
Set Collection
Area Control
Worker Placement or Role Selection
7. чаще экономические чем боевые, приоритет отдается стратегии а не конфликтам.
И по какому пункту здесь блад рейдж не подходит? Хоть один назовите. При этом многие спорны, например шестой, ибо список механик пополняется ежегодно, настольные игры не стоят на месте, но и тут БР вписался.
игра престолов, старкрафт, бладрэйдж, хаос в старом мире - все эти 4 игры я точно не считаю евро геймами даже близко. Все что у них есть от евро игр это малый эелемент рандома.
Ну почему же, вон у бладрейджа кроме п.3 - малый элемент рандома еще есть п4. - выбывание игроков отсутствует; п.5 - нет простыней текста - немного абилок на картах, и то не на всех; по п.6 из типичных механик ареаконтроль.
П. 1 и 2 спорны - насчет темы еще ладно, но вот правила не сказать чтоб особо сложные, у евро и посложнее бывают (хотя это субъективно, конечно).
П. 7 - уже то, что там написано "чаще экономические, чем боевые" подразумевает, что боевые евро реже, но бывают, так что не тематикой единой :)
Может быть, пора уже вводить термин "гибридная игра" или что-то такое? )
на мой взгляд, гибридная была бы адекватна, если бы не тот момент что не всё в мире евро и амеротреш. Это всего лишь 2 известных представителя определённых наборов механик. Большинство игр не относится ни к одну, ни к другому.
Для меня все же дико называть чисто боевую игру евро потому что, на глобус можно натянуть что угодно.
Суть формулировок не в том что бы из них набирать нужные и объявлять жанр, а в том, что если ты покупаешь жанр, ты представляешь что ждать от игры.
Вы правы насчет сути, но честно говоря, если бы мне описали BR как "чисто боевую" игру, мои ожидания были бы далеки от того факта, что в нее можно выиграть, целенаправленно проигрывая битвы и получая победные очки за убитых юнитов :) Но это пока не точно, я еще не проверяла распространенное мнение, что в базе "стратегия Локи" не контрится.
Ну тут конечно вопрос тонкий. Для вас она конечно не сильно чисто боевая, потому что вы похоже любитель варгеймов, которые и есть консистенция боя. Я это скорее употребляю в плане если меня спросят про что игра я скажу что про войны кланов викингов в рагнареке. Как пример: серп развитие наций в алетрнативной вселенной после 1 мировой. Форбиден старс это война в космосе и на планетах в вахе 40к.
Если подходить более строго наверно надо сказать что-то типа Блад Рейдж это скирмиш(не в значении варгеймов) с дек билдингом на набор очков путем побед в боях, проигрышей в боях, потери солдат, удержания территорий и прокачки скиллов. Не плохо при этом упоминуть его низкую рандомность.
Но опять же я никогда не был мастерм давать краткие и емкие определния :(
Не, наоборот, я варгеймов обычно как огня боюсь ;)
Но ориентируюсь именно на механики, а не тематику, поэтому уж Серп для меня точно евро, BR - что-то среднее, но ближе к евро. Forbidden Stars - я бы использовала термин "стратегическая игра", не уверена, правда, что он имеет достаточно четкое значение, чтобы доносить до людей, что я имею в виду, но лучше ничего пока не придумала. На BGG его относят к категории "варгейм", но в этом я тоже не до конца уверена.
Для общего развития, земляника и не ягода :( она ложная ягода.
А можете уточнить, что вы имеете в виду под скирмишем? В словаре на Тесере "скирмиш" определяют как подвид варгейма, но считать BR варгеймом... скажем так, несколько вводит в заблуждение - когда слышишь слово "варгейм", на ум приходят несколько другие механики чем "сравнить силу отряда + карту, у кого меньше - взяли и все умерли". Хотя я, конечно, не специалист, может, и такие варгеймы есть, но они какие-то не самые известные. Впрочем, если это не так, пусть меня поправят знатоки.
Блад рейдж никаким боком не вар гейм, тут я с вами полностью согласен. Я имею ввиду термин из компьютерных стратегий, когда в ртс воюют без всякого сюжета на специальных картах, который в общем то идет практически по определению слова.
Military. a fight between small bodies of troops, especially advanced or outlying detachments of opposing armies.
2.
any brisk conflict or encounter:
Понятно, спасибо.
Но лучше бы, наверное, было подобрать другой термин тогда, если возможно - все-таки в настолках он вроде уже зарезервирован под немножко другое. Хотя это я уже, может быть, придираюсь )
И опять вынужден согласиться. Хотелось бы иметь набор терминов для описание жанров и механик в играх на все случаи жизни. И наверняка где-то это уже отлично расписано, знать бы где ._.
Это точно, очень хотелось бы )
Не-не, Серп - гейтвей, вы это не путайте!
А фраза то пошла в народ))))
Да что вы! Серп же пати-гейм с миньками!
на семейку? а нет, на 6 человек же... пати-гейм значит...
Твилайт Империум хороша, но партии слишком быстрые. Хочется чего-то посерьезнее
...Опять тесеру штормит спорами вокруг очередной игры с гибридом механик, что это - евро школа или таки америтреш...
Евротреш же!
Уже появился термин на БГГ в отношении таких игр - Франкотреш.
Очень посредственная и унылая игра. ИМХО:)
Согласен с автором на 100%. Отличная лаконичная статья!
Люблю такие игры- богатые по атмосфере и в то же время быстрые.