Вы знали, что 2016 год лучший? Прошла всего его половина, а уже отыграна пара сотен партий в отличные настолки, среди которых свежатина с кикстартера, старые добрые потёртые временем коробки, а также самый сочный трэш и тяжеляк индустрии, такой как Merchants & Marauders, Runewars, Warrior Knights, Imperial Assault, Forbidden Stars, SW: Rebellion и, конечно же, любимая Twilight Imperium 3ed.
Последняя в этом году как-то особо популярна у народа. Куда не посмотрю, играют все и везде, а межзвёздные баталии, несмотря на прилепленные к игре ярлыки «долгая» и «тяжёлая», не думают утихать. Об одной из партий, в которых удалось поучаствовать, сегодня и пойдёт рассказ.
***
Галактический трон делили четверо:
Коалиция Ментак – местные Ханы Соло, раса потомков десятков поколений преступников, ссылаемых Лазаксами на планету-тюрьму Мол Праймус. Опасные и дерзкие типы, малыми флотами с которыми лучше не сталкиваться, так как они имеют существенный бонус, заключающийся в двух предварительных выстрелах перед боем.
Именно поэтому особо сильны в начале партии, когда мало кто может вывести в космос достойные для полноценного сражения силы. Налётчики и похитители товаров (ещё одно расовое свойство), управляя которыми возможно наживаться на грабежах вражеских патрулей, на воровстве из казны врагов, и сбывать заработанные trade goods в два раза дороже, чем обычно.
Винну – слуги, администраторы и кардиналы Лазаксов, самая первая цивилизация, с которой наладили контакт правители галактики. Прошли столетия, Лазаксы сгинули, и Винну стали считать себя законными наследниками могущественной империи, с чем не совсем согласны остальные цивилизации. В игре имеют пассивные бонусы в политике и контроле планет, пользоваться ими просто и удобно, к тому же обладают одним секретным «оружием», хорошо проявившим себя в этой партии.
Муаат – огненные ребята. Во всех смыслах. У них есть Боевая Звезда – самый мощный корабль с начала партии – от которой шарахаются и разлетаются в стороны все соседи. По совместительству их Звёзды являются ещё и сборочными цехами для мелких кораблей.
Выпиливатели и устаршатели всех, ссориться с ними, особенно поначалу, никто не хочет. Однако, хоть их преимущество и очевидно, воспользоваться им ещё нужно суметь, какой бы не казалась простой эта задача.
Некровирус – роботы-терминаторы, поглощающие и усваивающие информацию из останков своих врагов. Враждебные всему и вся, даже в голосованиях галактического совета не участвуют, но почему-то механически в игре могут победить так же, как и все остальные расы, выполнив общественные задания. О_о
Интересно, что зачастую их «недостаток» – заключающийся в невозможности получать технологии обычным путём – игроками воспринимается именно как минус, хотя у него есть и положительная сторона: а) часто с ними стараются избегать стычек, чем можно пользоваться, а если этого не получается, то технологи у вирусов всё равно появятся; б) порой их бонусные «компенсационные» командные жетоны оказываются чрезвычайно ценны и помогают осуществить коварные планы.
***
Миры по космосу разбросало более-менее равномерно, поэтому без лишнего нытья и сетований на судьбу расы принялись за освоение просторов галактики.
Первые попытки колонизации прошли успешно, разве что у Винну, да у Некровируса возникли проблемы на планетах с местным населением, взбунтовавшимся против экспансии и вырезавшим высадившиеся делегации. Но если моим фиолетовым, посредством дипломатии, удалось обзавестись на конец раунда тремя новыми мирами, то терминаторы вселенной TI смогли приобрести всего один. Муаат же и Ментак получили по 2 планеты каждый.
В общем и целом, прошло мирное такое, шаблонное развитие первого года игры, разнообразие в которое вносят разве что события на планетах и агрессивные ходы заточенных на это рас (и отчаянно-дерзких игроков). Например, частенько пираты Ментаки могут атаковать/занимать пограничные системы соседей стартовым флотом, благодаря своему умению куда лучше вести бой на начальных ходах, чем любая друга раса. Однако, в этой партии зелёными управлял не очень опытный в TI3ed. игрок, поэтому зачин нашей истории таков, какой есть – более вялый, назовём его так.
Во второй год Винну под моим управлением, всё таки, пропихнули на ассамблее закон, накладывающий запрет на вторжение на Мекатол Рекс для всех цивилизаций – чрезвычайно полезный для расы, так как есть у неё то самое «секретное оружие», упомянутое в начале и о котором чуть позже. Постоянная четвёрка влияния на стартовой планете Winnu – это вам не хухры-мухры при голосовании, можно пропихивать всякое, главное дождаться, пока все свои планеты с политически активными жителями оппоненты перевернут.
Пока все осваивают близлежащий у домашних гексов космос, Винну пролетают через центр карты и занимают планету у Мекатол Рекса, со стороны опасных Муаат (Боевая Звезда которых удалилась от Мекатола на окраины – захватывать нейтралов) – так как это единственный доступный, не пограничный пока мир. С чёрными соседями мы торгуем, до Ментак не добраться, а этот мирок можно подержать и попользоваться его ресурсами пару раундов. Наградой за смелость (или логичность) становится космический док, заботливо построенный на планете для меня нейтралами =)
По левую руку от наследников Лазаксов Некровирус занимает пограничную территорию, куда, естественно, тут же, подтягиваются и они, тем более, что в этом секторе космоса есть портал прямиком на другую сторону галактики… А в голове у меня – безумные планы… Которые всё таки планы и ведут к победе.
Кстати, позволю здесь себе небольшую ремарку. Считаю самым важнейшим аспектом подобных игр то, что каждый участник партии обязан стремиться к победе всеми силами, насколько бы плоха ситуация для него не была на столе. Обидам и нелепой вражде из-за игровых ситуаций, в конфликтных настолках нет места.
За десять лет через нашу компанию прошло много игроков и те, кто хоть раз говорил что-то вроде условного «ты отнял у меня эту планету, теперь оставшиеся 5 часов я буду нападать только на тебя/ буду помогать Васе победить» больше никогда, ни разу, не приглашались на партии – это заведомо испорченная игра (уж такие всегда найдут как это сделать) и настроение.
Не погружающиеся в мир и сиюминутные шестичасовые приключения, сражения и интриги, а решающие какие-то свои душевные проблемы за счёт порчи интереса другим любителям настолки. Набрать достойную команду для партии в действительно большие игры – та ещё задачка. Именно поэтому часто играют давно проверенным составом, из-за чего сложнее собраться на сессию, потому что и так небольшой пул игроков становится ещё меньше. Парадокс. Ладно, это так, о пройденном этапе в переживаниях.
Планету Vefut II (в зоне владения Муаат) отдавать вовсе не хочется, тем более, на ней так удачно оказался готовый док, поэтому основательно вкладываюсь в её оборону – танки, отряды пехотинцев. Мало того, что она с доком, производит 2 ресурса, так ещё и артефакт на ней валяется (+1 победное очко за контроль). Решаюсь стоять до последнего.
Глядя на то, какие все остальные вялые и не собираются конфликтовать, Винну, после отстройки обороны планеты, совсем наглеют и начинают, хохоча, тыкать в морду тигру палкой – дипломатией переманивают жителей планеты Lisis, принадлежащей Муаат, на свою сторону. Лишить противника двух ресурсов (в идеале использовав их самому) – очень приятный профит.
Подобные наглости расой с Боевой Звездой на вооружении в TI не прощается, и вот уже проложен курс, в следующем же году, прямиком к Vefut II. Внимания на мятежную Lisis никакого – с ней разберутся позже – настаёт день жестокого наземного побоища за планету с зелёным артефактом. (Про то, что в космосе два моих фиолетовых корыта были разнесены на обломки за первый же залп, можно и не упоминать).
В высадке участвуют практически равные обороняющимся силы, вот только до десантных капсул на планету дополнительно сыплется град бомб, дабы проредить ряды моих Винну (эх, где жы вы, планетарные щиты? =,( ). Благо пехоты и танков в достатке и силы для сопротивления остаются. В несколькораундном замесе каким-то чудом удаётся укрываться от попаданий атакующих, при этом метко их отстреливая.
Но в итоге в землю ложатся все до единого участники сражения – все солдаты и техника с обеих сторон уничтожены подчистую непримиримым огнём. Vefut II сохранена ценой жизни толп солдат. Я доволен. Профит от приобретения этой планеты, помимо ресурсов, получен хороший – нехилая задержка и напряг Муаат.
Но цель игры – набор очков, поэтому пора бы заняться важными делами, помимо проявления высокомерного бесстрашия и презрения к боевым звёздам. Активирую «Врата Лазаксов», расовую технологию Винну – то самое «секретное оружие» – и с помощью них телепортируюсь прямиком на Мекатол Рекс, в обход стражей и защитников, которых удалось обмануть чем-то вроде: «Так мы ж тут всё время были, прямо за троном стояли». Врата - отличная штука вкупе с принятым ранее законом «Imperial Peace» фактически оставляет права на владение центральной планетой-столицей за Винну на всю партию.
Мало того, что параметры планеты 1-6 позволяют получать командные треугольники практически бесплатно, так ещё и секретные задания + выпавшее общественное «Я контролирую Мекатол Рекс» могу выполнить только я. Чудненько.
Следующим манёвром Винну становится прыжок через весь космос, на другой конец карты, сквозь портал. Манёвр преследующий одну цель – выполнении миссий. Часто неопытные игроки забывают, что TI хоть и 4Х, но это игра про победные очки и механизмы их зарабатывания нужно использовать, помимо прочих «понастрою армию и полечу всех вынесу».
В руку с начала партии досталось неудобное задание на уничтожение крейсеров, поблизости которых не было, и лёгкой их добычи не предвиделось. Поэтому решил проникнуть в те места, где они водятся – к Ментакам. Дополнительным стимулом послужило задание «Захватить планету с вражеским отрядом на ней», а так как с Некровирусом портить отношения не хотелось, ибо близко он (да и торговали мы с ними), то единственным кандидатом оказались зелёные пираты.
А тут ещё удача привалила – Некровирус нашёл поселения Винну на богатейшей планете Capha. Хорошо – в копилочку, все ресурсы пригодятся.
В какой-то год решаю: «Наглеть так наглеть!» – и с помощью дипломатов ограничиваю доступ в систему Vefut II все расам противников. Предводитель Муаат, наверное, в ярости, а Винну продолжают выкачивать бонусы из приобретённой давным-давно планеты. =) Ну, а что – заслуженно же досталась? Значит пользоваться надо по полной. Всё таки внезапный беспатный док на удалённой от дома планете – это большое преимущество.
Вот с Capha вышло по-другому – как пришла, так и ушла. Два пехотинца против одного, но под командованием генерала Некровируса, и присолено сверху двумя бомбами с линкоров.
... на другом краю космоса, отправленный, чтобы сеять добро и справедливость, фиолетовый флот выполняет то самое задание на захат планеты противника. Правда в результате получает ответку, включающую Боевую Звезду, Линкор и транспорт + пехотинцы-освободители.
Но пехота Винну в этой версии мира TI такова, что выживает не только под ковровыми бомбардировками, но и уж, конечно, может влёгкую справиться «один против двоих» с жалкими недосолдатами пиратов. (Не спрашивайте где я нанимал таких Рэмбо, сам не знаю).
Пока сражаемся на всех фронтах, неплохо бы взвалить на себя ещё одну задачу и заняться выполнением секретной миссии – построить док и пригнать четыре линкора в систему с Мекатол Рексом – к чему и начинаю готовиться, до возможного окончания партии осталось не так много ходов. Док выставлен.
Мне было интересно, какие же мысли бродят в головах оппонентов – их фактически навсегда лишили возможности выполнить свои красные задания, они же должны озлобиться на дерзких Винну и попытаться как-то помешать? Муаат, понятное дело, данную ситуацию терпеть не намерены и продолжат активный штурм Vefut II. Тут стоит сказать, опытный красный делал это не просто так – он тоже старался выполнить задания, да и сама по себе планета с артефактом слишком ценна, чтобы её игнорировать, лишнее победное очко на дороге не валяется.
Население непреступной Vefut II продолжает без устали наращивать оборону – снова на планете появляются танки и даже пара PDS. Форт-Нокс. Наверное, поэтому Муаат направляет свой пламенный гнев на ни в чём не повинный фиолетовый флот, болтающийся по другую сторону орбиты планеты-столицы. Хотя в чём-то он было, естественно, «виноват» – задание выполняли красные, на контроль систем прилежащих к Мекатол Рексу.
Но, к моему удивлению, мощь сил планетарной обороны Vefut II не останавливает врага и его войска идут на очередной штурм, предварительно заслав шпионов-диверсантов, которые сняли щиты и ПВО с планеты. Это – внезапно. О_О Атакующих меньше, единственная надежда на бомбардировку с линкора и удачу. Муаат явно о-очень нужен этот мир.
Но оказалось, что не только лишь на кубы надеялся красный, в запасе у него имелась и воодушевляющая речь для своих танкистов, добавляющая +10% к попаданию на четыре броска. Не помогло, три машины против двух – такое только подкрученная в другую сторону статистика может победить.
На фоне картинки ниже выскажу очередную нравоучительную мысль. Как можно увидеть в правом верхнем углу космоса, у зелёных Ментаков появилось на вооружении уже две Боевых Звезды + расовый Флагман. Признак новичка в TI – дорогущий флот вкупе с самым малым количеством победных очков на треке. Ничего плохого не хочу сказать о правителе пиратов (второй раз играет, насколько знаю), просто это наглядный пример того, как обычно новые адепты пытаются играть в TI – партия в любой момент может закончиться, а они продолжают создавать массовку.
Самые активные боевые действия и «сливания в унитаз» денег, вкладываемых в пехоту и танки Винну с Муаат, вывели нас на лидирующие позиции по треку (там мы и останемся). То есть, ещё раз: игра про набор очков и все действия и манёвры, совершаемые расой, должны быть направленны на одно – их набор. Торговля, соглашения, обманы, постройка юнитов и столкновения на границах – всё должно преследовать главную цель.
В стопке общественных задач уже виднеются синие карты, пора задумываться о рывке к победе. Из наиболее реально выполнимых лежащих на столе заданий есть одно на трату 10-ти ресурсов, которые Винну решают лучше пустить на создание дополнительных линкоров, для завершения своей секретной миссии на 2 победных очка.
Пока занимаемся этим, в следующем же ходу надо перехватывать стратегическую карту Бюрократии, положение на треке шаткое, в любой момент фиолетовых могут догнать. Особое опасение вызывают красные, с которыми наша раса рьяно сражается. Вот они снова, в третий раз штурмуют Vefut II, и сегодня нам, кажется, не выстоять =(
Внезапно через альфа-портал к Ментак прибывает Боевая Звезда Некровируса (технологию, которой они, кстати, умыкнули у Мууат, для чего специально выискивали их одиночных юниты, чтобы высосать из них информацию своей способностью). Уже не помню, какие там задания и цели преследовали чёрные, но следующая иллюстрация, по мне, наглядный пример того, чем занимаются менее опытные игроки, пока остальные куют победу.
Далее проявляются плоды ошибки предыдущего года – хожу после красных, в результате чего не получается взять стратегию Бюрократии, которой завладевают Муаат. И да, на этом ходу они вероломно досрочно завершают партию, вытянув из колоды синих карт заданий «Imperium Rex». А так как Бюрократия позволяет мгновенно выполнить любой обжектив на столе, оппонент вырывается вперёд по очкам и выигрывает. =( Какой негодяй, а!? Подобное же собирался сделать и я.
После этой партии отчаянно сильно захотелось сыграть с опциональным правилом открытых перед игрой целей (они определяют продолжительность игры в раундах), чтобы не выходило подобных казусов по внезапному завершению. Чтобы можно было распланировать свои ходы наперёд и действовать исходя из ситуации, а не узнавать за раунд до своей предполагаемой победы, о поражении =( Столько планов – линкоры так и не долетели до Мекатола, 10 отложенных ресурсов на задание не потратил – всё могло реализоваться, кабы знать, когда закончится время на таймере, стратегия же.
Почему-то именно эта сессия расстроила свойством Бюрократии, хотя раньше постоянно играли с ней и никогда негативных мыслей она не вызывала, независимо от итогов партии. Наверное, из-за того, что действия в описываемой игре были очень напряжёнными, и противостояние с Муаат хотелось довести до какого-то логического конца что ли. А всё прервалось.
Но наряду с недовольством остались и приятные впечатления. Противник Муаат был очень хорош, а все мои упоминания насчёт новичков вызваны исключительно тем контрастом, который создавался его действиями против их. Классическая пассивность адептов TI на фоне порой рисковой агрессивности красного. Опыт и мастерство видны сразу.
В любом случае хорошая партия вышла, хотя осадочек остался, поэтому в следующий раз буду настаивать на открытых задачах – надо же их попробовать наконец, впервые за десять лет.
Бюрократия играется в следующей последовательности: сначала вскрывается одна из двух карт заданий, а потом игрок может выполнить одно из открытых заданий. Если я прав, то в момент когда Муаат выложил Imperium Rex - игра должна немедленно закончится, задание выполнить нельзя.
Было раннее утро 11 июня, Винну поверили вероломным Муаат, уверенно заявлявшим, что можно выполнить задание... Хотелось спать. Ах, какое коварство - сейчас полез в правила, в разъяснения по Бюрократии... Так вот почему у нас никогда не возникало претензий к этой карте: "Если открыта Imperium Rex, игра завершается ПЕРЕД возможностью выполнить любое задание". Огненные засранцы =)
Но ладно, это всего лишь повод собраться ещё на партию. Думаю, на этот раз моё буквоедство не заставило смотреть в правила как раз поэтому, а правитель Муаат ничего плохого не хотел, а просто сам заблуждался, так уверенно заявляя, что имеет право выполнить задание. К тому же, у него, по-моему, всё равно на 1 очко больше было, так как артефакт на Vefut II Муаат таки отжали, так что ещё красивее вышло - выбили Винну с планеты с древней реликвией и объявили Imperium Rex. Здорово же.
Да,
Помимо отжатого Vefut II, Муатт, с помощью action карты протолкнул закон, который выбирал из всей пачки, за который сам в итоге и проголосовал, что дало Муатту еще +1 победное очко.
Выполнение задания по последней бюрократии в этой партии уже ни на что не влияло.
В следующий раз будем настороже.
В целом, ввиду блокады Мекатола, Муатты захватили Vefut II, объявили его Новым Мекатолом и настал Imperium Rex.
Про Бюрокартию вам написали - задание при вскрытии Imperium Rex действительно не выполняется.
На всякий случай ещё замечу один момент. Возможно у вас это хоумрул - но в спецсистемы (с красным бордюром) Space Domain Counters не кладутся.
Каждый раз как читаю отчет по TI3 ловлю себя на мысли: а где те 6-8 часов? Это все события, которые произошли за целую ночь? И все? Складывается ощущение, что в том же Эклипсе или WK происходит тот же объем интересного, но за половину времени от TI.
Больше половины переживаний, впечатлений и эмоций остаётся на ментальном уровне, и не представляется возможным обличить их в писанину.
Попробуй сам, а мы рассмотрим ;)
Вот как раз такие отчеты и отталкивают от игры. Судя по описанию, пираты с некровирусом всю партию фигней страдали и за победу соревновались только финалетовые с красными. То есть, не просто "играли все, а выиграл Вася", а еще и помноженное на 6-8 часов унижение нубов.
И чего это так мало людей в TI3 играет?
Слух, ну не возможно описать абсолютно всё что происходит за столом. Это не стенография, и не протоколирования партии.
Некоторые вещи бесконечно радуют во время самой игры и в воспоминаниях, но бесконечно скучны в виде написаного. Это образы, выражения лиц, реплики, собственные мысли, волнение, веселье, напряжение и т.п. Эно невозможно в должной мере отразить словами.
Ну и далеко не вся партия со всех сторон запоминается настолько, что б можно было обличить её в интересный для других текст. В голове картина целостна, яркие и формулируемые моменты имеют целый прицеп более глубинных переживаний, но "на бумагу" попадают лишь эти самые моменты, к тому же пропущенные через интерпритатор авторского пейсательства, который тоже у каждого свой.
Тем, кого обзоры отталкивают от игры, и приближацца к ней не стоит ;)
а вот свои мысли и мысли о том, что думают другие игроки - стоит описывать
это как голос автора, это то что отличает книгу от фильма
в фильме Бильбо постоял с тупым выражением лица и пошел дальше, а в книге - там буря эмоций и воспоминаний пролетела
Ну, по крайней мере за одного "нуба" могу уверить, можно быть спокойным, она все равно была рада:)
Зато такие партии почему-то помнятся годами, в то время когда партии в более лайтовые игры сливаются в одно серое целое. За это мы и ценим хардкор.
партии? нет.
отдельные моменты.
Но дык отдельные моменты даже в филлерах запоминаются.
И все вместе сливается в одно играющее красками целое.
Смотри на это так: кто-то другой сидит, и играет 6-8 часов, потом еще какое-то время все это пишет. Самому наворачивать в итоге необязательно, но впечатления какие-никакие получаешь, а сам спокойно играешь в куда более быстрый и в общем-то не менее напряженный FS/Эклипс - профит. =3
Спортсмены и болельщики :D
Кузьмичи настольные)
Как всегда прекрасный отчет.
Хотелось бы узнать твое мнение в части сравнения ТИ3 с Рунворс. Я видел на игроведе, что ты продал Руны с допом. Это разочарование в Рунах и выбор в пользу ТИ и ФС?
Так вроде, TI ожидает та же участь?!
Так если глянуть, то такие тяжеловесы на 70% состоят из атмосферы и с каждой новой итерацией атмосфера из них улетучивается, превращая их в непомерно сложное раздутое по времени евро.
Хотелось бы понять, через какие дырки атмосфера из Рун вышла.
Никуда она не вышла. Рунварс такая же классная штука, как ТИ. Каждый раз окунаешься и переживаешь полноценное приключение.
Кседых по другой причине продал игру.
Хотелось бы услышать автора...
Кажется, он примерно это и писал на форуме.
Всё, прочитал. Я там же и задавал вопрос, просто не рассчитывал уже на ответ.
Просто я сейчас компанию людей по Рунам натаскиваю, хотелось узнать подводные камни.
Отличная партия и отличная игра.
У нас не так часто получается собраться, но тем эпичней потом воспоминания о каждой сыгранной партии.