Выставка в Эссене для настольщика - это всегда праздник. Драйв, который испытываешь, бегая по павильонам в поиске нужного стенда с интересной новинкой, адреналин, получаемый, когда стоишь в очереди за игрой, которая вот-вот закончится, и ночные партии в только что купленное до полного изнеможения... это нужно пережить каждому гику!
В этом году оперативно выкладывал впечатления в "Играем в настолки", в этой статье агрегирую все написанное, вдруг кто-то что-то пропустил. Т.к. Тесера очень недружелюбна с подкачкой фото, то изображений будет мало. Больше фоток в миниочетах Вконтакте по хештегу #EssenSpiel2017
#JoanOfArk - играли исторический сценарий. Англичане должны донести золото до города, французы с тяжелой кавалерией его отбивают. В игре реализована интересная система приказов, когда активируется вся область, и за ход можно сделать марш-бросок через всю карту. Атаки могут убивать, рассеевать и заставлять отступать. Причем убивают только рыцари, а лучники, в основном, рассеивают. Атаки довольно смертоносные, но отряды быстро восстанавливаются. Рандом есть, но управляемый и просчитываемый. В ходе боя отряды получают опыт и усиливаются. В нашей партии сначала английские лучники рассеяли пехоту противника, потом кавалерия отбила сокровище, потом англичане снова отбрасывали противника, а франзузы отбивали цель. Через 3 волны атаки англичане закончились, рыцари выкосили лучников, которые недостаточно быстро двигаясь к городу. Очень понравилось, точно поддержку игру на #Кикстартер-е.
В допах есть огромадный дракон и демон, занимающие половину карты, так и не понял, как с ними можно играть.
Фигурки игры прекрасны.
Одну фигурку дарили победителям демо партии. Детализация на высоком уровне, несмотря на размер.
#CthulhuRiseOfTheCults - игра по популярной сейчас теме управления культистами, вызывающих Древних. Игра - бомба, в ней собраны самые классные механики - декбилдинг, выкладывание стека приказов (как в Forbidden Stars), безрандомные бои и контроль территорий с прозрачной системой победных очков. На деле - первая половина игры проходит в улучшении колоды, чтобы во второй устраивать непрекращающиеся бои за контроль над сходящим с ума Аркхемом. Но важно не затягивать, т.к. сыщики не спят, и терроризировать город со временем становится все дороже. Единственное, что не понравилось в игре - цена в 97 евро, если брать ее в "полном фарше" с уникальными миньками и эдд-оном.
#Armymals (игра слов - "животные военные"). Друзья, это же танчики с Денди! Причем управляют танчиками животные, один из которых генерал! Очки дают за убийство оппонента (с постоянной возрождалкой) и захват флага, механика активации на кубиках, когда вы выбрасываете свои возможные действия на раунд, но с несколькими возможностями переброса (должно быть не так рандомно), играть можно от 2 до 4 человек. А главное - в игру входит прекрасные миниатюрки ландшафта, отменно подходящие для #Battlelore, например. И все это за смешные 29 евро. Послушал правила, встал, крикнул: "Заткнись и возьми мои деньги", - подписал игру у автора и ушел в горизонт :)
#InvasionFreeState - скирмиш в лучших традициях #XCom. Сопротивление людей сражается с инопланетными захватчиками. Программирование очередности действий происходит в закрытую. У каждого персонажа есть 2 действия, напр., движение и атака. Можно менять экипировку бойцов до боя. На карте есть укрытия, которые сильно улучшают защиту, поэтому всегда нужно быть в движении, чтобы обойти противников с фланга. У персонажей крайне мало жизни, каждый выстрел может быть летальным. Выход игры запланирован в начале 2018-го. Точно возьму из-за любви к Икскому.
#MonsterSlaughter - игра, в которой вы упраляете семейкой монстров (в каждой семье папа, мама, сын), которые напали на дом с людьми в лучших традициях фильмов ужасов. Причем каждый игрок делает ставки, в каком порядке людишки должны быть убиты, и личную цель, которую хочет прикончить сам. А затем начинается бойня, монстры вламываются в дом, ищут людей по комнатам (в кажой комнате есть колода карт, в которой нужно найти человека) и атакуют. Чтобы воздействовать на очередность убийства, есть 2 механизма: пугать тех, чье время еще не пришло, чтобы он опять затерялся в колоде (спрятался в шкаф). Или при атаке человека кидать ему карточку оружия, найденного в доме, чтобы он мог отбиться. Очень весело, быстро и довольно рандомно. У ребят еще шикарный стенд с домиком, в окнах которого крутится видео происходящего в игре. Сами Монстры стартуют на #Кикстартер 31-го октября, аккурат в Хелловин.
Сегодня 1-го ноября игра появилась на Кикстартере за 70 евро + доставка. По такой цене ее брать точно не буду, слишком дорого.
#WarOfTheWorldsTheNewWave - новый декбилдинг от Лавки игр, прототип которого, наконец, добрался до Эссена. Это игра Отечественных разработчиков нового уровня - прекрасный арт (не отстает от Серпа), великолепные миниатюрки, вкусная тема со вторжением Уэллсовских пришельцев в Британию во время 1-й Мировой войны. Игра ассиметрична: пришельцы очень крутые, делают на карте, что хотят, но у них ограничение по времени, за которое нужно убить всех гражданских, люди же сами управляют этим ограничением, атакуя щит, который все же можно пробить. Несмотря на это баланс в игре выверен очень хорошо, видны часы работы тестеров. У игры серьезный плюс - простота, знающим механику декбилдинга правила объясняются за 3 минуты. Но у игры есть и весомый недостаток - простота :) опытным игрокам может не хватать разнообразия действий и стратегий. Второй недостаток - "синдром Батталии", когда колода так легко чистится, и опытный игрок может вылететь из процесса, лишившись всех карт с деньгами, уже в начале партии. При этом играется динамично, партия проходит быстро (мы сыграли минут за 20), почти филлер. И выглядит игра отлично. Обязательно возьму версию с миньками, когда игра появится на #Кикстартер, если цена будет разумная.
#MythicBattlesPantheon - первая игра ребят, выпускающих Joah of Ark. Когда-то давно я пробовал оригинальные #MythicBattles с картонными жетонами, и мне не понравилось. С миниатюрками играется бодрее, но игра почти не поменялась. Вводный сценарий не дает особо поманеврировать (у сторон всего несколько отрядов, половина из которых боги Олимпа), поэтому процесс превращается в дайсфест. И в нем одна из фишек игры по модификации кубов другими кубами и превращению того, что удалось выбросить, во "взрывающиеся" пятерки, которые можно перебросить. Вобщем, особых восторгов система пока не вызвала. Попробовал бы еще полный сценарий, он должен быть веселее. А миньки шикарные.
У нас есть карта кроличьего мира, расчерченная на квадраты, как в морском бое. В колоде есть по одной карте для каждого квадрата, например, H5. Если вы сыграли такую карту, то ставите туда своего кролика. Второй тип карт - улучшение квадратика ресурсами, можно выращивать морковку, рубить лес и что-то делать с рыбой (так и не понял, как кролики ее используют). А можно строить города, деревни и крепости, у которых от одной до трех башен. Третий тип карт - задания, которые превращаются в победные очки в конце игры.
В игре 3 раунда, каждый начинается с драфта 10 карт, причем кролики ставятся на карту сразу. После окончания драфта можно сделать улучшение своих земель. Потом начинается сбор урожая: вы умножаете количество разных ресурсов в своих связанных областях на количество башен городов и получаете победные очки. Процесс был настолько увлекательным, что я решил: "Надо брать"!
Но в конце партии начался сбор очков за задания... который занял минут 15. У каждого накопилось по 10 миссий, для каждой надо пересчитать на карте собираемые ресурсы, башни и что-нибудь еще. А еще пара карт позволяет скопировать свойство оппонента, и игрокам нужно пересчитать все возможные комбинации ресурсов и сравнить их с другими игроками. Это очень испортило позитивное впечатление от игры. Брать не стал, но может быть еще разок бы сыграл.
#WarhammerUnderworldsShadespire - бои героев Вархаммера на небольшой арене. По очереди ходим и атакуем, зарабатывая победные очки за убийства и выполнение секретных заданий. Бои на кубах традиционно рандомные. Что понравилось - рядом стоящие бойцы поддерживают друг друга, увеличивая шансы нанесения урона. Что не понравилось, при определенном результате весь урон аннулируется. Так, если противник хорошо бросает, вы никогда его не пробьете... а именно это дает основную массу победных очков. Есть еще карточки, позволяющие влиять на бой, движение и т.д. Часть из них тоже требует бросков кубика, что еще усиливает рандом.
В базовой коробке Порядок против Хаоситов, 3 крутых бойца на 5 слабеньких. Игра заставляет думать о маневрах и выполнении задач, что довольно интересно. Мне она почему-то напомнила любимый #Battlelore в мире Террионота, если бы оттуда выкинули 90% отрядов, бой сделали менее контролируемым по вероятности выпадения кубов, а цели на контроль сделали скрытыми. После партии сильно задумался о реиграбельности базы, она показалась невысокой. Однозначно, придется ждать выхода дополнительных фракций, пока рано покупать. Да и нужно ли вообще, если есть значительно более крутой Battlelore, где, к тому же, не нужно выпиливать фигурки из литников?
Кстати, на выставке игру продавали только на немецком.
#Nemesis - полукооператив про выживание экипажа космического корабля, на котором обнаружились Чужие, а члены команды имеют свои секретные цели.
Механика игры основана на картах, которые можно скинуть, чтобы выполнить обычное действие, вроде движения и стрельбы, а можно использовать продвинутое - на каждой есть текст с его описанием. Мы начинаем игру с обмундированием, но на корабле можно найти дополнительные предметы. Когда вас ранят, в колоду добавляются засоряющие карты, и действий становится меньше.
Насколько я не люблю кооперативы, но демо в эту игру захватило и продержало во внимании всю партию. История подается просто замечательно - мы движемся по кораблю, в коридорах постоянно слышны какие-то звуки. Потом из вентиляции выпрыгивает здоровенный Чужой, ваш персонаж паникует, стреляет мимо, наконец, попадает... но Чужого не получается убить одним выстрелом. На помощь приходит другой боец, но у чужого опять оказывается больше здоровья, чем ожидалось. Когда пришельца, наконец, добивают, его относят в лабораторию, эксперименты показывают, что Чужие чувствительны к огню, теперь огнеметы будут наносить им больше ранений.
Тем временем пилот и солдат добираются в рубку. Пилот меняет координаты, чтобы вернуться на Землю... или нет. Ведь у каждого персонажа своя цель, только выполнив которую он может выиграть, и целевые пути могут разойтись. А кому-то вообще нужно взорвать корабль.
Атмосферная игра, полукооперативный режим и душетрепещущая история, разворачивающаяся у вас на глазах. Фанатам фильмов про Чужих обязательно нужно попробовать! Сам брать не буду, но еще бы сыграл.
#Altiplano - игра, которая получила в Эссене самую большую волну хайпа. В первый день она закончилась буквально за считанные часы. В субботу на прилавке появилось 24 копии игры, которые не забрали по предзаказам, но в момент открытия выставки перед стендом уже стояла очередь в 30 человек.
Игра последовательница #Orleans / #Орлеан-а с той же идеей бэг-билдинга. Только на этот раз мы перемещаемся по карте не для сбора ресурсов, а для того, чтобы иметь возможность выполнить определенное действие на планшете. Каждое действие привязано к одной из 7 локаций. Вместо рабочих в игре теперь множество ресурсов с не совсем очевидными цепочками (например, с помощью 2 рыб на озере добывается камень). Мешок также сделали менее рандомным, использованные ресурсы сначала уходят в специальный сброс, а лишь когда мешок опустеет, в него. Осталась отличная возможность чистки мешка, которая может принести дополнительные очки.
Основная проблема Орлеана была в вариативности, ее отсутствие позволяло через 5 партий остановиться на наиболее крутой стратегии получения победных очков. В Алтиплано сделали случайно выходящие здания и разные стартовые ресурсы у игроков, так что ситуация должна улучшиться. При этом игра на одном уровне с Орлеаном, не лучше и не хуже. Просто с немного другими бантиками. Т.к. я еще не купил Орлеан, сейчас выбираю между двумя этими играми, механика мешкостроения очень нравится. Две одинаковые игры в коллекции не нужны.
Кстати, после партии все игравшие сошлись в выводе, что взаимодействие у игроков почти отсутсвует. В Орлеане с этим было чуть лучше.
#Sentient - еще одна игра на волне хайпа. В четверг ее не успели растаможить и довезти на выставку, а в пятницу сразу разобрали.
Тема игры связана с заводом, собирающим роботов. В начале хода вы кидаете 5 кубиков, ставите их на соответсвующие места. Между кубиками остается 4 места для карт, которые вы по очереди выбираете из 4 доступных (после чего ряд восполняется). На картах есть количество победных очков и при каком условии вы их получите (зависит от значений кубиков). Также на каждой карте есть эффект на соседние кубики: увеличить на 1, уменьшить на 1 или оставить без изменений. Тянем карты, получаем очки и так 3 раунда.
Игру я изучал еще до выставки, ожидания были высокие, и они не совсем оправдались. В нашей партии выбор был довольно очевидный, планировать вперед комбинации почти нереально, т.к. пока до вас дойдет ход, карты поменяются, кризисность невысокая - все ненужные модификации кубов можно заткнуть рабочими. А последняя карта -вообще лотерея, подойдет ли вам из остатка что-нибудь, можно получить треть победных очков раунда или ноль, если не повезло.
Думаю, что сыграл бы еще полную партию, сравнить впечатления, но брать пока торопиться не буду.
Перед нами сражение на арене мистических существ, каждый на начало партии обладает 20 единицами здоровья. Перед боем мы устраиваем торги за оружие, щиты, средства перемещения и т.д., используя здоровье, как валюту. То есть тот, кто имеет самое крутое обмундирование, будет самым слабым, это очень понравилось.
Дальше начинается сам бой. Вы бросаете 7 кубиков и используете символы для активации экипировки или базовые действия: атаки, толчки, движения. Игра закончится, когда один из героев погибнет на арене, оставшись без очков жизни, а победит тот, у кого останется больше всего здоровья. И здесь скрывается основная проблема игры - она никак не мотивирует атаковать врагов, и она не ограничена по времени. Самое выгодное - сесть в углу, прикрывшись щитом, постоянно лечиться и не высовываться. Разве такого ждешь от мочилова на арене? Те же #UltimateWarriors на несколько порядков круче. С трудом доиграл пробную партию в эту нудятину.
#Photosynthesis - одна из самых хайповых новинок последнего времени куплена без пробы. Вечером удалось ее разложить, и она хороша, чертовка. Элементарные правила изучаются за 5 минут, а затем начинается мозгодробительный процесс: какие деревья и где выращивать, чтобы поймать побольше света. И основной вопрос: как же поймать правильный момент для отправи дерева "на пенсию" с превращением в Победные очки, но потерей светового дохода. Кстати, в коробку уже вложены правила на русском. Очень рад покупке.
Я не играл в оригинальный #KingDomino, поэтому не смогу назвать отличий #QueenDomino. Но игра понравилась, играли в нее вечером с новичками, и она прекрасно зашла. Каждый ход мы выбираем себе один тайл, который добавляем в империю. В конце очки приносят одинаковые территории с мультипликатором корон на них, а также специальные постройки - здания, приобретаемые в ходе игры. Также в игре можно мешать противникам драконом, сжигающим выгодное для них здание, а можно заработать скидку принцессой, если вы строите больше всех башен. Отличная семейная игра, покупкой доволен. На Эссене к ней выдавали башню для хранения доминошек, а также можно было подписать копию у Бруно Катало - разработчика, а иллюстратор рисовал на коробках дракона.
#CenturyGolemEdition - абсолютно та же игра, что и #CenturySpiceRoad, ожидал от разработчиков выправления баланса карт, но они этого не сделали. Арт поменяли, стало лучше, но не вай - японские мальчики, дядьки с фингалами, странные големы. Игра нравится, реально считаю ее убийцей #Splendor, она содержит прекрасные компоненты и 2 разные стратегии победы. В нашей партии выиграл новичок, вовремя зарашив до 5 карт, когда остальные имели по 2. Хорошая игра.
На выставке продавали игру в какой-то большой, обшитой поролоном коробке, внутри которой лежала обычная коробка. Так и не понял, зачем мне продали этот лишний картонный воздух.
#DivinityDerby - игра про ставки на ипподроме волшебных существ.
Игра очень похожа на #CamelUp - 6 мифических летунов участвуют в гонке, а вы в ходе нее делаете ставки, кто какое место займет. Но игра более управляемая - перед вами 2 набора карт, каждый из которых вы делите с соседом справа или слева. В свой ход вы играете одну карту из каждого набора, первый летун будет передвигаться быстро, второй медленно. Параллельно делаем ставки и играем спец. способности ваших персонажей. Есть еще фишка - летуны могут нарушать правила, в конце гонки это могут заметить и будет дисквалификация... на что тоже можно поставить.
На выставке в качестве промок были персонажи Ктулху и Макаронного монстра. #ПоВерблюдам мне вполне хватает (мы и так достаем ее очень редко), решил не брать.
#Immortals оказались клоном #Shogun. Докрутили 2 бантика - раздельная карта для добра и зла, на которой можно установить порталы для телепортации в другой мир. И магические свойства в одном из отсеков планшета. Всё. В остальном перед нами все тот же Сёгун или #Wallenstein, парни вообще не заморачиваются с изменениями механики, идет и идет, просто клепают игры с минимумом изменений. Стыдно за них. Queen Games скатились на дно.
#SuperFantasyBrawl - настольная DOTA. У вас есть персонажи и миньоны, цель которых уничтожить базу противника. В игре есть постоянное возрождение и почти безрандомный бой, что очень радует. Если бы выставка не закрывалась через 15 минут, или я был фанатом Доты, то обязательно попробовал. А так мимо. Ждем отзывов от Дотовцев.
RuneWars с миниатюрками. Из-за этой игры закрыли Battlelore, поэтому осадочек у этой игры не очень.
Сразу после покупки Бруно подписывал копии QueenDomino, а иллюстратор рисовал дракона на коробке.
Ганнибала на выставку так и не привезли, зато можно было понаслаждаться прекрасными миниатюрками генералов.
Грядущая игра по Планете обезьян.
Lords of Hellas - фигрки шикарные, только статуи почему-то были полупадающие. Надеюсь, в финальной версии такого не будет.
Star Wars: Legion - новый пылесос для ваших денег от FFG.
King-size версия Айскласс.
Типичные гики.
Дополнение к Wings of Glory, вводящее треноги. Подсиживают Лавку игр :)
Настольный Fallout.
Еще одна игра про выращивание деревьев.
Majesty: For the Realm - была только на немецком, на третий день закончилась, хотя игравшие были не в восторге от нее.
Настоящая хищница обладает выпуклыми формами и держит сразу 3 бокала пива.
Та самая Камасутра.
И мужик, отгонявший своим видом от стенда с игрой.
Жестокая игра про убийства заствляла даже крепких мужиков плакать.
Алкополия.
Ну и последняя фотка - улов. Почему эти игры оказались куплены, можно почитать здесь Эссен 2017 — WTB, WTP, WTF
Armymals заинтересовали, когда их можно будет купить людям, не посещающим Эссен?
Спросите у авторов проекта:
https://www.kickstarter.com/projects/1084608523/armymals-board-game
Не уверен, что они выпускали игру в розницу.
У меня есть Armymals.
Могу продать, так как не играем совсем в нее.
Может я не в тему, но подскажите, где можно посмотреть стримы boardgamegeek с Essen`17?
https://go.twitch.tv/boardgamegeektv/videos/all
Я вот на Эссене никогда не был, но все лелею мечту побывать. Подскажите, пожалуйста, что там по ценам? Они выше или ниже тех, по которым потом игры продаются?
Кстати вопрос в догонку, а НДС с покупок на выставке там можно возвратить? К примеру в европейских интернет магазинах обычно НДС либо сразу снимают с цены либо позже на карточку возвращают.
Там очень многое продаётся просто в формате сунул помятую купюру в руки, тебе дали игру. Там же там есть магазины с ценами чуть ниже чем с кулстафа, но в них очереди. Основное всё же зачем стоит туда ехать - это новинки/недоступные вне выставки игры, а так же само прекрасное ощущение что ты купил игру в ЭССЕНЕ, скорее всего ещё и промку эссеновскую могут дать.
НДС не вернуть. По-прежнему оплата, в основном, наличными и tax free никто не сделает. Выставка не про это
По-моему, цены там повыше, но если сами везете, то получается примерно столько же, как покупать потом в зарубежном магазине и платить за доставку.
На некоторые из тех игр, что интересовали меня, цены были выше, чем у дискаунтеров и даже некоторых розничных магазинов. Но общее впечатление: если это не барахолка или большой слив, то примерно как в магазинах.
Если я правильно заметил-локализованные версии, на немецком, стоят недорого. А вот английские-в среднем на треть дороже.
И кстати, бывают довольно рриличные ксидки в последний день выставки.
И даже на немецкие версии отнюдь не на все выставляют гуманный ценник. Хотя да, в целом, английские версии дороже.
В последний день не была, ничего не могу по этому поводу сказать.
Цены там +- то же самое, что заказывать игру из Штатов (т.е. дороже примерно на стоимость доставки).
Новинки, которые еще какое-то время не достать, обычно, еще дороже.
Т.е. эффективность закупок там с финансовой точки зрения почти отсутствует. Зато отличная возможность попробовать новинки или купить что-то, что будет в продаже через несколько месяцев.
В этом году стенд Asmodee продавал игры с наценкой в пару евро от стендов производителей. Сравнивал по нескольким играм. Зато у них можно было расплатиться карточкой :)
Примерно те же цены, что потом на кулстаффе будут, зато сразу, а не через несколько месяцев плюс часто всякие промки дают или автограф автора.
Большое спасибо, отличный отчёт! Фотосинтез заинтересовал, а вместо Квиндомино возьму пока Кинга, он попроще. У Majesty очень красивое оформление, как иллюстрации к сказкам в старых книжках. Armymals забавная и 29 это, конечно, дёшево. Видимо, сливали остатки. Вот только её категория 14+ смущает :)
Рад, что понравилось.
В танчики попробую с мелкими (6+) сыграть по облегченным правилам, расскажу потом.
Я не так давно взял копию кикстартерной версии за 50 долларов. А вообще на официальном сайте издателя она стоил вроде 60 евро... Но одно могу сказать точно, игру довольно не просто найти:(
Эх, удача урвать Големов, а в остальном я так понимаю не так много всяких промок и эксклюзивного контента на выставке. Никто почему-то не обмолвился о паках для 7 чудес, видимо тоже никому не интересно. Отличный отчет, спасибо!
Да, промок мало, при этом часть платные. А "временный эксклюзив" - большая часть игр на выставке, потому как в магазинах только к концу ноября появятся.
А что про паки к 7 чудесам говорить? По 15 карт в каждом, добавляются к существующим картам. Обзор всех карт есть где-то на БГГ.
На самом деле промки дают многие при покупке игры. Обычно это выражается в какой-нибудь эксклюзивной карте.
За 7 Чудес перестал следить начиная с Лидеров. Мне нравится играть в базу, но дальше ее слишком усложнили, разбираться во всех нюансах не хочется.
То же самое с Дуэльными Чудесами, купил Пантеон, но базой играть нравится больше.