Весенний Орекон таки состоялся, я съездила на 2 дня и успела сыграть в восемь игр, из них четыре для меня новые. Надо отметить, что на этот раз я и не рвалась пробовать как можно больше новинок. Тут расскажу о впечатлениях и мнениях, начиная с моих игр (о которых давно собиралась написать).
Моя коробка, которую я привезла «выгулять».
В игре надо снаряжать и отправлять в плаванье корабли. Первая фаза — размещение четырёх дисков действия, вторая — последовательное выполнение этих действий. Звучит как что-то до крайности заезженное, но фишка «Васко» в том, что вместе с дисками ставятся и взятые с поля номера, и именно эти номера определяют очередность действия. Если игрок поставил «8» на покупку корабля, «12» на наём команды и «5» на отправку в плаванье, то этот корабль в этом раунде никуда не плывёт, потому что действие отправки должно быть выполнено раньше, чем два других. Это заставляет по-новому играть старую механику и добавляет новое измерение при планировании («хочу сделать это действие раньше других» vs. «но сначала мне надо сделать другое»), особенно с учётом того, что маленькие номера небесплатны.
Третья фаза и еще одна интересная механика — собственно навигация, когда вышедшие в море корабли приносят игрокам очки и доход и, если горизонтальная линия полностью заполнена и предел навигации корабля не превышен, перемещаются дальше, на более выгодные места. И здесь снова поле для расчёта, потому что корабли разных игроков могут, в зависимости от обстоятельств, и помогать, и мешать друг другу.
Для меня оказалась просто отличная коробка. Я люблю умеренно-кризисное планирование, лаконичные механики, взаимодействие игроков, — и всё это часа за полтора (указанное на коробке время не занижено).
Тоже моя игра, чисто карточная, сыгранная по случаю и влюбившая в себя вплоть до немедленного изготовления PnP с частичным редизайном (заменила трёх не встречающихся у нас птиц на «наших»). Ну, признаться, тема птиц, толкающихся у кормушки, мне близка, что внесло свой вклад.
В игре шесть видов птиц, в каждом самка и самец с номиналами от 1 до 6. У кормушки кормятся две или три птицы (в зависимости от числа игроков). В свой ход игрок выкладывает карту птицы в очередь к одному из мест в кормушке, и если сумма номиналов птиц в очереди превышает номинал птицы у кормушки, та улетает в коллекцию игроку, попутно принося призовую карту корма, а на кормушку садится самая толстая птица из очереди. Если же после розыгрыша карты сумма очереди всё ещё меньше, то игрок просто может выложить в свою коллекцию карту с руки, но номиналом не выше сыгранной в очередь.
Задача — собрать себе пары птиц (самец и самка одного вида и номинала), призовые карты с кормом и маджорити в каких-то мастях.
Уже, пожалуй, не филлер — чуть длинновато для филлера, минут 30-40 партия занимает. Но очень приятно идёт. Особенно любителям птичек (хотя вот «Крылья» мне как-то не зашли).
Евро старое, классическое, без современных редизайнов и личных огородов, всё взаимодействие на пергаментных тонов поле, по которому раскладываются разноцветные кубики и цилиндры. На дорогу-цепочку из 2-4 слотов надо выложить кубики своего цвета, чтобы отдельным действием создать торговый путь и либо построить контору в одном из прилегающих городов, либо в некоторых городах — воспользоваться бонусом развития планшета, чтобы улучшить свои возможности. Можно выталкивать с дороги кубики соперника с некоторым штрафом себе и бонусом ему (можно и нужно нарочно становиться на чужом пути ради бонуса за выталкивание). Можно перемещать некоторое количество кубиков, выложенных на поле. Всё ради создания торговой сети (контор в связанных дорогами городах) и доминирования в городах.
Достаточно простые правила — пять элементарных действий и несколько понятных источников победных очков — дают, кажется, бесконечную вариативность в почти безрэндомной игре, исключительно за счёт взаимодействия игроков. (Кто там считает, что евро — это когда игроки почти не взаимодействуют? Ха!)
А вот и первая новинка, да от любимых авторов (Крамер и Кислинг). Выкладываем ключики из своего скромного запаса на здания в строящихся округах Парижа и перекладываем выложенные ключи, чтобы задоминировать в каких-то районах и получить тем самым победные очки, которые тоже еще надо в этот район добыть. Попутно с некоторыми действиями перемещаем строго по часовой стрелке инвестора, который добывает немного денег и много (если успеть и правильно распорядиться) победных очков по ходу партии. Почерк любителей очень кризисного и очень конкурентного евро — вполне характерный. Где взять деньги, чтобы получить очки, и как сделать так, чтобы все очки не увели, пока ты бегаешь за деньгами?
Отдельно отмечу красоту издания. Причём здесь эта роскошь даже не выглядит нарочитой и эргономика от неё не пострадала (хотя толщина жетонов кажется уже избыточной).
Долго, ох долго эта игра значилась в списке «попробовать при случае». Наконец мы встретились.
Игра любопытна механикой выбора действий. В свой ход игрок ставит диск на поле в выполняет два соседних действия в любом порядке. При этом если место уже занято чьим-то диском (или двумя), то владельцы этих дисков выполняют те же самые действия. Так что основная проблема не «как что-то сделать», но «как что-то сделать так, чтобы не наиграть соперникам больше, чем себе».
Если в результате хода в стопке оказывается четыре диска, то нижний диск запускает подсчёт очков по какой-то из 15 целей (маджорити по тем или иным областям, некоторые пересекаются). Очки за каждую цель начисляются только однократно, порядок целей определяется случайно при сетапе, и значительная часть стратегии — решить, за чем бежать, а за чем нет.
По впечатлениям — хороший «сухарик с изюминкой», просто затерявшийся в потоке других хороших игр. Ну и оформление подвело: оно вроде как под ретро в пергаментных тонах, но и для ретро в нём чего-то не хватает.
Спонтанная партия в игру, о которой я ничего не знала. Ничего принципиально новаторского: использование общих и личных кубиков для выполнения действий, заселение монахов с планшета в монастыри одновременно открывающее возможности с планшета, погоня за дополнительными действиями.
На оригинальность претендует механика с кубами, где игроки сначала по очереди кидают и выставляют в общий пул кубы (один свой и по два общих), а затем разбирают кубы для совершения действий, причём брать можно до трёх кубов, что делает игру ближе к «Ysphahan», чем к «Гранд-отелю Австрия» в том смысле, что при неудачном раскладе последнему игроку могут достаться одно-два действия за раунд, и не тех, что ему надо. С другой стороны, все одинаковое число раз оказыаются в этом невесёлом положении.
Общее впечатление — приятно, но восторгов не вызвало. Есть интересные фишки вроде правил выставления монахов в разные части монастырей и передвижения ослика, но главный механизм с кубами я то ли не поняла, то ли не оценила.
«Вы что, на Ореконе собираетесь играть в Пуэрто-Рико?!» — «Да, а что? Не, если ты нам расскажешь правила Merv, то мы будем в него...» — «Правил Merv не знаю... А в Пуэрто у вас места ещё есть?» (диалог, с вариациями повторившийся несколько раз).
А правда, почему бы, пока не срастается с новинками, не сыграть в старую всем известную игру, чтобы еще раз ощутить, что «старое» — не значит «устаревшее» (главным признаком возраста игры является её тема).
И наконец таки Merv, новинка того же автора, что Calimala. И с фирменным принципом, что можно воспользоваться результатами чужого труда, правда, тут оно намного мягче.
Играются три раунда по четыре действия в каждом. В ход игрок может построить в центре поля домик и должен собрать ресурсы с домиков одного цвета (своих или чужих) и выполнить действие клетки одного из домиков (если строил — то только что построенного). При этом после второго и третьего раундов случаются разрушительные набеги монголов, к которым желательно подготовиться. Хочется также отметить изящный механизм конкуренции за очерёдность хода.
В игре четыре источника больших очков, и распыляться кажется вредным, лучше выбрать вектор развития и достичь вершин в выбранном деле, не пропустив шанс взять максимальный коэффициент награды за него.
Пожалуй, из новых игр эта вызвала у меня наибольшее желание сыграть в неё ещё несколько раз, чтобы попробовать разные пути. Особенно интересно, как бы она игралась опытными игроками, которые старались бы блокировать друг другу особо мощные рывки.
Я тоже хотел и предлагал сыграть в Пуэрто-Рико, но как-то не срослось. Чем плохи старенькие игры? Зато удалось поиграть в 7 чудес)
В Пуэрто-Рико используются кубики "колонистов", которые на самом деле изображают негров-рабов. Предлагая в нее сыграть, вы поддерживаете расизм!
Ёрничанье неприятно. Давайте без него, если можно.
ИМХО. Тема у игры действительно поганенькая. Авторы в луших традициях немецкой школы взяли "какую-нибудь условную тему" и ни разу не задумались, что на самом деле творилось в регионе (ад и геноцид, без преувеличения, одни из самых позорных страниц истории европейской цивилизации).
Но я вполне могу любить что-то за достоинства, сознавая недостатки. Механики великолепны, а тема... нам в России вообще хорошо, тема "не наша", легко абстрагироваться.
Что меня отдельно бесит -- это идея перекрасить фишки рабочих в розовый, "никаких рабов, исключительно добровольцы" -- и как бы вычеркнуть то, что стыдно вспоминать.
Такое ощущение, словно на BGG попал) Убивать десятки людей (и нелюдей) в америтреше или миллионы в варгеймах - это нормально, а коричневые кубики мерзость и ни-ни.
Если что, рабство на Пуэрто-Рико отменили раньше, чем там появились университеты. А в игре есть университет. Так что...
Вы победили, университет, конечно же, восстанавливает историческую правду! А никак не подтверждает тезис, что авторам игры было просто плевать на реальность.
Я не вижу никаких проблем "играть за плохих", понимая, что делаешь. Меня не радует избирательная моделька реальности, в которой очень плохие превращаются в нейтрально-хороших. Именно это кажется мне недостатком игры. Не тема сама по себе, а выбранный способ её представления.
Спасибо за лёгкий наезд, помогло сформулировать. :)
Ну вам, конечно, виднее, о чем думали авторы.
Ничего особо "плохого" в колонизации Пуэрто-Рико силами колонистов, а не рабов, нет. Во всяком случае, не хуже тем подавляющего большинства евро, особенно средневековых, которые про безжалостную эксплуатацию народа в ужасных условиях. А другие жанры вообще про убийства, брр. Причем за "хороших" (героев в америтреше, союзников в аргеймах и т.д.) во множестве игр тоже надо убивать кучу народу.
Так что единственные настолки, в которые морально допустимо играть - это абстракты
Я тоже когда-то приводила этот аргумент, мы ещё обсудили, что не выйдет: шахматы -- это тоже про войну, а го -- про отжимание земли у соседа.
Не надо про убийства в игре, не о том речь шла. Я вроде бы явно написала: мне вполне ОК играть в плохишей и в игре злодействовать, но не нравится, когда при этом делают вид (из над-игровой позиции), что тут все хорошие пушистые заиньки.
Хотите проходиться по моему белому пальто -- проходитесь по делу, а не приписывайте мне позиции обобщенного дурака-моралиста.
Колонизация Карибского региона и трансатлантическая работорговля -- глава истории, в которой количество ужаса существенно превышало "среднеисторическое". Нет, силами колонистов оно сделано быть не могло: люди, у которых был выбор, не выбирали смерть на сахарных плантациях.
Желание не знать, забыть и переписать историю я понимаю, но не одобряю.
(Для непонятливых: это моё отношение, а не директива Всемирного Правительства).
Но ведь в начале игры университет еще не построен! И может быть не построен вообще!
Так что... :)
Вот это срач))
Фиг знает, мне честно говоря, глубоко перпендикулярно, что в Пуэрто-Рико на плантациях работают рабы, привезённые на кораблях из Африки. Ни холодно, ни жарко. Так было в истории, это отображено в игре. Негры и негры. Рабы и рабы. Чего тут такого? Вообще внимания не обращал, пока в комментах не прочитал об этом.
Я больше про то, что игра интересная, играть до сих пор тянет, несмотря на то, что она старенькая.
Долой фарс и фальшь политкорректности! Карфаген должен быть уничтожен!
"Когда они пришли за коммунистами, я - молчал, потому что я не коммунист.
Когда пришли за членами профсоюза, я - молчал, потому что я не член профсоюза.
Когда пришли за евреями, я - молчал, потому что я не еврей.
Когда пришли за мной - уже некому было за меня заступится"
"Не бойтесь врагов они могут только убить; не бойтесь друзей — они могут только предать; бойтесь людей равнодушных — именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете. … Люди, я любил вас. Будьте бдительны!»
Поддержу камрада Monuil. Главное что бы играбельно было. Остальное вкусовщина. Carthago delenda est!
Panem et circenses!
Здорово увидеть в отчёте "Hansa Teutonica" и "Пуэрто-Рико".
"Васко да Гама" заинтересовала.
У Тома Вессела есть отличный обзор "Васко де Гама"). Он "обожает" эту игру)
Не повезло "Васке" заполучить такую антирекламу. Я уже писала в карточке игры, что решительно не согласна со вкусами Тома. Любая игра может кому-то не зайти, но это явно не случай "фу, в помойку", если человеку в принципе нравятся евро.
Начало ролика Heavy Cardboard посмотрите. :)
Да я не к тому, что посмотрите обзор Тома и примите к сведению). Это скорее "Посмотрите прикол - "Васко и Том",.. как, например, "Зуйков и полиэтиленовые палки").
Васька - отличная игра, у нас она в неизменном топе.
Каждый раз, когда играем - наслаждаемая процессом.
С учётом, что игра 2008 года, то удивительно, как же она свежо играется до сих пор.
Птички классные! Не смотря на время партии играть приятно и филлером не ощущается)
Я в Перми 4х видел, зяблика слышал, только вот дрозда черного не видал. Так что они для европейской части России тоже "наши"))
Я живу в западной Сибири. Черных дроздов у нас нет, чёрных ворон нет, овсянки вроде бы есть, но не видела (а я присматриваюсь к тому, кто вокруг летает). Поэтому синицы и щеглы вместо дроздов и овсянок. Зяблики, на самом деле, тоже под некоторым вопросом, т.к. не зимуют у нас.
Да, я поглядел зоны обитания.
Редизайн получился под стать оригиналу.
Органично смотрится. Только карты птиц вроде стали более вытянутыми.
Париж может похвастаться какой-нибудь особенностью? По правилам какое-то перекладывание ключей с места на место.
Пропорции и размер картинки я не меняла, могла разве что с размером полей чуть-чуть ошибиться (не померила на входе). Может, фото чуть искажает.
"Париж" в том-то и дело, что ничего особенного. Всё крепко, всё несомненно играбельно, есть челлендж типа "как в таких условиях чего-то добиться" (перекладывание ключей стоит денег, памятники стоят денег и ресурсов, всего не хватает, пойдешь за ресурсами -- уведут очки и т.д.), но в целом всё более-менее как обычно у этих авторов. Я их люблю, но похоже, уже "немножко слишком много кушаль".
Спасибо за развернутый ответ. А то посматривал на Париж, на барахолке часто мелькает -либо новая, либо после 2-3 партий. Нравится оформление Реша, этим и привлекла внимание. По возможности попробую, но брать не буду.