![]() |
Идут сборы на Conquest of Paradise |
Стратегия про осовение Полинезийских островов и создание своей империи мореплава... | |
![]() |
Geek Media Awards 2025 |
Уже в эти выходные, 13 числа пройдет награждение Geek Media Awards 2025. | |
![]() |
С миру по нитке [09.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Интересные ано... | |
![]() |
С миру по нитке [05.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Несколько анонсов... | |
![]() |
Идут сборы на Risk of Rain: The Board Game |
Выживание и побег с полной монстров неизведанной планеты. |
Вавилонов М.
Обзор настольной игры «Бронза»
Бронзовая математика
С тех пор как наш народ приручил лошадь, мы начали двигаться к новым землям всё быстрее и настойчивей. На своём пути мы осваивали новые поселения и деревни, а наша вера в легенды старого шамана о волшебной земле, раскинувшейся за горизонтом, только крепла. Путь был труден и жесток, мы пробирались по ледяным скалам, сквозь топи и болота, пока не оказались в этих плодородных степях, где вот-вот взойдут побеги привезённых нами растений. По пути сюда мы встретили множество городов, удивлялись людям, живущим за высокими каменными стенами. Где-то мы были желанными гостями, и нам повезло обменять шкуры на провизию и другие ценные товары, в иных же городах в нас кидали камнями и клеймили горьким словом «чужак».
Теперь я слишком стар, чтобы продолжать путь вместе с племенем, и мне придётся остаться тут, на чужой земле, готовой дать нам кров. Я надеюсь, что однажды мой народ сможет избавиться от этого проклятья и наконец обретёт собственный дом, быть может, в тех землях, о которых говорил в своих видениях старый шаман, или намного дальше, но я верю, что однажды этот трудный путь подойдёт к концу, и мои внуки, или внуки моих внуков смогут зачерпнуть горсть плодородной земли и понять, что они дома.
Признаюсь, что я не слишком пристально слежу за новостями мира настольных игр, но крупицы информации про новый собственный проект Hobby World под названием «Бронза» до меня всё же дошли. Правда, эти новости, на мой взгляд, просачивались какими-то урывками, недомолвками, дескать: «Есть тут у нас отечественная разработка молодого автора, мы её отшлифуем, намарафетим, сбалансируем и в красивой коробочке преподнесём». В сеть просачивались отзывы людей, успевших опробовать игру: кто-то нахваливал, кто-то сулил огромный успех, словом, никакого негатива обнаружено не было. Интерес к проекту издатель подогревал постепенно, но не навязчиво, как большинство компаний, о новой игре которых слышно на каждом углу. Давайте разбираться, что за мамонт в коробке к нам прибыл?
«Бронза» представляет собой еврогейм, на борту несёт механику построения игрового движка, разогнав который, мы и должны привести нашу первобытную общину к процветанию и стать успешнее прочих на пути к Железному веку. Забавный факт, первоначально автор (Константин Домашев) не планировал никакого исторического сеттинга древних миров: согласно изначальной идее игрокам предстояло окунуться в мир джазовой музыки. Пошла ли эта перемена игре на пользу, разберёмся позже.
Три племени к забегу готовы!
Рассмотрим ход игры. Игровое поле формируется из случайных тайлов земель, количество которых зависит от числа игроков. Каждый такой тайл содержит семь типов местности (поля, леса, горы и т.п.) с изображением возможных построек (суть ячейки), на которых нашему племени предстоит выстроить свою «империю». Для этого в игре используются карточки технологий, из которых участники строят собственный игровой движок, именуемый в игре страшным словом «матрица». Карточки технологий в игре бывают всего двух типов: это собственно различные технологии, которые позволяют занять ячейку только с конкретным типом постройки (их в игре всего три) на определённых типах местности, или карточки с бронзовым литьём, которые играют роль своеобразных джокеров и позволяют занять любую ячейку на карте. Игровая «матрица» может содержать до четырёх столбцов, а новые карты игроки выкладывают строго сверху вниз. Вторым важным нюансом карт технологий является то, что, добавляя новую технологию, игрок активирует не только вновь выложенную карту, но и карты технологий справа и слева от вновь добавленной, а также все карты с таким же названием как выложенная карта по вертикали, за исключением «джокеров». Развивая игровой движок, участники стремятся к тому, чтобы за ход активировать как можно больше своих карт, что, в свою очередь, позволяет занять большую территорию. Важно планировать развитие своего движка таким образом, чтобы избегать пустых ходов, выстраивая стратегию наперёд. Такой пересказ правил выглядит сложным, с этим можно согласиться, правила в игре не самые простые, но написаны достойно и при внимательном прочтении не вызовут проблем.
Зеленые вырываются вперёд!
В целом игровая механика сводится к следующему: взял карту технологии, активировал её и соседние карты, выложил на поле несколько своих кубиков-поселений. Приятные особенности игры кроются в нюансах, по которым и стоит пробежаться. Победные очки игроки зарабатывают за жетоны торговых путей, жетоны провинций, а также за выполнение условий карт древних городов. Итак, нюанс первый: жетоны торговых путей участники получают за непрерывную цепочку из своих поселений на одном типе местности — чем больше цепочка, тем больше победных очков игрок может получить; а вот жетоны провинций, в свою очередь, приобретаются за господство (большее, чем у соперников число поселений) на тайле местности. Нюанс второй: игрок может строить поселения только в рамках одного тайла местности, переход на тайл справа лишает возможности вернуться назад. Кроме того, при переходе племени игрока на новый тайл местности участник получает одну из карт древних городов, лежащих над этим тайлом. Карты городов содержат различные условия для получения победных очков в конце игры и могут задавать требования как к матрице игрока, так и к его поселениям. В итоге получается интересный коктейль: с одной стороны, выгодно скорее двигаться к финальному тайлу, т.к. открытие новых земель позволяет быстрее и эффективнее строить торговые пути, получая соответствующие победные очки за длинную цепочку поселений, да и выбирать новые города есть из чего, но, с другой стороны, используя эту тактику, вы, скорее всего, лишите себя большой доли очков от жетонов провинций. Мне партии в «Бронзу» напомнили этакую гонку, где каждый решает, разогнаться ли сильнее по прямой или притормозить для идеального прохождения поворота.
Сколько городов ещё предстоит посетить?
Одним из важнейших достоинств «Бронзы» является то, что игра жутко конфликтна для подобного типа евро-стратегии. На поле эпохи Бронзового века жутко тесно, племена то и дело прерывают чужие торговые пути, стараются построить больше поселений, чем у соперника, ну и, конечно же, увести из-под носа ту самую очень нужную технологию, на которую игрок успел положить глаз. Рандом в «Бронзе» сведён к нулю, поэтому просчитать тактику противника и придумать коварный ход, способный разрушить все его планы соперника, вполне возможно. Кстати о математике — расчёты в игре идут не шуточные, так что мозг в иные секунды начинает в прямом смысле кипеть от вариантов выбора и сложности просчёта. Первые две партии с нами играл товарищ, занимающийся прикладной математикой, далёкий от мира настольных игр, остальные же игроки за столом — бывалые настольщики. Так вот, математик выиграл обе партии у заядлых любителей евро-сухарей, причём с приличным отрывом. Так что, если вам по душе игры со строгим расчётом, «Бронза» ваш выбор. Несмотря на явный математический движок партии проходят быстро и задорно, даунтайм не слишком велик, а время партии составляет около 40 минут.
Целая конюшня и первые торговые пути!
В заключение скажу пару слов об оформлении, оно приятное, но не определяющее, как и у большинства евро. Можно было и про покорение разных космических планет рассказать (но тут «Проект «Гайа» занял) и про фабрику стеклянных бутылок, в общем, от смены сеттинга суть игры бы никак не поменялась. Лично мне тема понравилась, тем более что относительно недавно я приобрёл «Каменный век», а тут вам практически предложено продолжение истории, на полке вместе они неплохо смотрятся. Что касается непосредственно дизайна, то мне он очень сильно напомнил «7 чудес», особенно дуэльную версию этой игры, благодаря размеру карточек. За что оформлению спасибо, так это за грамотную иконографику, позволяющую быстрее ориентироваться в игре.
Итого, мне «Бронза» понравилась, и это даёт повод верить в отечественные разработки, как видно, проработать игровой движок наши могут. «Бронзу» я могу посоветовать всем любителям евро-игр, а также более-менее опытным игрокам (если вы, конечно, не математик, тогда можно брать сходу), которые ищут настолку, основанную на строгом расчёте!
Другие работы автора вы можете почитать в первом мужском журнале о настольных играх PlayDice.