Предзаказ на FateForge: Летописи Эаны | |
РПГ по миру Fateforge. | |
С миру по нитке [04.12.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Подорожание на... | |
С миру по нитке (Зарубежье) [29.11.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. | |
С миру по нитке [27.11.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В продаже Горо... | |
Предзаказ на Bloodborne с дополнениями | |
Вернёмся в Ярнам, добрый охотник? |
9.1658 |
- |
В марте этого года на площадке Кикстартера прошла успешная компания по новинке от Academy Games - 878 Vikings - Invasion of England. При запрошенных $20,000 Academy Games удалось привлечь $562,149 от 5,425 участников.
Бэкером Кикстартера был и один из авторов статьи. В октябре игра пришла со всеми "плюшками" (открыто почти 40 дополнительных целей), в т.ч. 9 крупных дополнений к игре в одной коробке - "878 Vikings - Age Expansion".
О чем игра.
Как видно из названия, «878» посвящена вторжениям викингов в 9 веке в Туманный Альбион. На волне популярности этой темы Academy Games выпустила отличную игру, вполне соответствующую духу эпохи. Разграбление монастырей прилагается! Лидеры викингов и король саксов, Альфред Великий, вполне себе исторические личности (правда, судя по хроникам, не все эти личности могли быть в заявленное время, но плюс-минус 20-30 лет – это такие мелочи, право слово!)
Исторически 9 век – это расцвет эпохи викингов. легендарных бесстрашных северных воинов, прославленных мореходов и славных правителей, кои держали в страхе практически все побережья. В Англии к тому времени оставалось только одно королевство, ещё сопротивляющееся данам – Уэссекс. Остальные – Мерсия, Восточная Англия и Нортумбрия – были завоёваны норманнами. Альфред, король англосаксов, пришедший к власти в Уэссексе в 871 году, сумел отстоять независимость и заложил фундамент той державы, что постепенно завладела не только всем островом, но и практически половиной земного шара. В 878 году Альфред, практически потерявший власть, кидает клич все оставшимся верным его людям, собирает ополчение и разбивает данов в битве при Эдингтоне. Это был переломный момент истории Уэссекса и всей Англии…
Ниже описание игровой механики и «чтовкоробках», а обзор партии будет в следующей статье.
«Распакуй!»
Базовая коробка и ее содержимое
Вот такое богатство ждет внутри базовой коробки - игровое поле, пакет разноцветных армий воинов, кубики фракций, планшет поля с вынесенными подсказками по основным моментам правил, 4 колоды карты фракций, колода фирда (ополчения), маркеры и кубы хода, колода лидеров и сами лидеры с подставками, и, конечно, правила.
В основном дополнении к игре «Viking Age Expansion» находятся правила для 9 дополнений, дополнительные карты, кубики и маркеры для них (о них подробнее в следующем обзоре).
Так же к игре вышли необязательные, но очень симпатичные дополнения - большое игровое поле Giant Map (размер 105 * 76,5 см, в базовой версии поле 66*48см), а так же миниатюры, заменяющие картонные элементы из базовой игры и дополнений на объемные фигуры - «Building Miniatures» (поселения, форты, церкви) и «Leader Miniatures» (Лидеры).
Несколько фотографий дополнения Лидеры (очень уж понравились с визуальной точки зрения).
Как принято в обзорах, фото ДО:
И после:
Именно эти милые симпатяги и поведут ваших воинов на великие подвиги - ломать и жечь все что шатается, и шатать, все, что находится в пределах видимости.
Немного полюбовались, и теперь к самому главному:
Схема походов вторгнувшихся викингов (взято с BGG)
Игровой процесс.
На игровом поле отражены 4 королевства англосаксов (выделены цветом), сложившихся к этому моменту - Нортумбрия (Northumbria) на севере поля, Мерсия (Mercia) в центре, Восточная Англия (East Anglia) в правой части и Уэссекс (Wessex) внизу.
Игровое поле
Каждое королевство состоит из областей («широв») как пустых, так и включающих в себя крупные на тот момент города и укрепления, так же на поле есть несколько непроходимых областей («область в точках») – болота, они играют роль только в дополнении. В городах к саксам приходит пополнение войск, контроль над этими областями определяет победителя партии (17 областей, кто контролирует 9 на конец 5го, 6го или 7го хода - победитель).
В зависимости от усталости, накопившейся у сторон в ходе войны и желания заключить мир, партия длится от 5 до 7 ходов. Каждый ход состоит из 4 фаз, фаза - ход одной из фракций, во время которой фракция разыгрывает карту активации армии/войска для движения и может дополнительно сыграть карты событий.
Фракции - Викинги (северяне и берсерки), Аборигены (тэны, хускарлы). Соответственно можно играть как вдвоём, так и вчетвером, тогда каждый берёт под управление половинку фракции. Честно говоря, нам это деление кажется номинальным, потому что всё равно побеждает только одна фракция, а деление нужно для активации только той банды, где есть фигурка нужного цвета. Иногда, да даже не иногда, а довольно часто, это может сыграть свою роль, ибо боевые кубы (до них мы дойдём позже) за разные фракции кидаются разные, и вероятности попаданий на них разные, поэтому иной раз подумаешь, армию из каких фигурок двигать (спойлер – из саксов самые сильные хускарлы!).
Фигуры воинов по порядку – северяне, берсерки, тэны, хускарлы, фирд (ополчение англосаксов).
Какая из фракций и в каком порядке будет действовать в данный ход, определяется случайно, что иногда приводит к сильной печали и затаенным обидам одной из сторон конфликта. Например, высадились викинги в первый ход, похозяйничали где успели на побережье и потом 4 раунда подряд (4 раунда может получиться, когда саксы ходят 2 раза подряд последними в раунде, а потом на следующем ходу ходят первыми) смотрят, как саксы получают подкрепления, что-то замышляют, коварно хихикают и набегают толпой, запинывая по пути ни в чем неповинных хороших рыжих ребят, вплоть до полного очищения острова. Рандом (вздох)… Он такой…
Верно и обратное - викинги, действуя 4 раунда подряд с прибывшими подкреплениями (например, во 2-3 ход), действуют как асфальтоукладчик, но только очень быстрый, умело закатывают в высокую зеленую траву всех из истории королевств до их появления, причем настолько успешно, что могут отжать почти все игровое поле в такой финт. Обидно? Ну что ж, это его величество Случай, и, честно говоря, именно этот рандом в игре и придает огромную реиграбельность «878», держит в напряжении всю партию и подталкивает игроков раз за разом садиться за «ещеоднупоследнююпартейку» с желанием вырвать победу наперекор кубам, броскам, порядку хода, картам, рандому и всему прочему... У нас, кстати, поначалу были партии, длящиеся в один ход, причём выигрывали как даны, так и саксы. Но это, скорее всего, произойдёт только поначалу, в порядке эксперимента, когда вы только начнёте понимать, как правильно действовать за обе стороны.
Но продолжим по игровой механике - на поле есть области с крупными городами, как мы уже писали ранее, и в них к англосаксам постоянно приходит подкрепление. Викинги наоборот, раз в ход вытаскивают «Карту Прибытия», на которой указан один лидер и армия, с которой он высаживается на остров, есть так же одна карта пополнения армий викингов, уже бесчинствующих на острове.
Хальфдан Рагнарссон, сын легендарного Рагнара Лодброка «Кожаные штаны» с «Великой армией язычников» из 17 северян и 8 берсерков В 870 году вторгся в Уэссекс, и после серии битв заключил с Альфредом мир в 871году. Вообще очень интересный персонаж, мотался по всей тогдашней Англии и Ирландии, получая и раздавая щедрой рукой.
В свой ход вы можете активировать для движения всех воинов в одной области, сие войско без лидера ходит толпой, и как только находит на своем пути противника, начинает с ним бой до победы одной из сторон, победитель остается в области и празднует победу, никуда более не двигаясь в этот ход. А вот войско с лидером - это уже полноценная армия, она, даже встретив на своем пути врага и победив его, не останавливается на грабеж и остановки под девизом «да лан, ща отметим, что живы и завтра двинемся дальше» не происходит. Армия с лидером после победы может продолжить движение и начать еще битвы. Лидеры до 5 хода есть только у викингов, у саксов появляется только один лидер на всю игру (естественно, что это Альфред Великий), и то на 5 ходу. Поэтому, как легко понять, фракция викингов очень мобильна и может даже планировать целые кампании. В противовес им саксы не очень-то поворотливы, но могут неожиданно собраться и грубо «навалять» толпой этим шустрякам-викингам.
Англосаксы - тэны (зеленые), хускарлы (синие), фирд (желтые).
Вся фишка игры завязана на карты. Движение армий и лидеров происходит путем розыгрыша карты фракции. У каждой фракции своя колода из 19 карт, в которой 7 карт движения и 12 уникальных событий, которые меняют базовые условия игры для данного раунда в бою или при движении и т.д. Перед началом игры игрок составляет свою уникальную колоду из 12 карт для данной партии, замешивая 7 карт для движения и только 5 карт событий из 12. Именно это и определяет вашу стратегию на игру до самой игры! Откровенно сильных или слабых карт практически нет, но вариативность связок, которые вы планируете до партии…. Это уже сама по себе игра в игре на подготовку «милых, смешных сюрпризов» вашему дорогому оппоненту.
Например, можно настроить колоду англосаксов на максимальную мобильность, и после начала игры соперник будет только изумлённо наблюдать, как большая толпа разъярённых вторжением саксов махом пересекает 3 графства-шира и выпиливает расслабившихся после трудов праведных данов. Можно устраивать битвы-ловушки, когда к горстке вроде оказавшихся в западне крестьян вдруг прибывает мощная подмога и много стрелков из луков; но можно и наоборот, наказать зарвавшихся саксов, задавив их «стеной из щитов» и игнорируя большую часть попаданий. Шикарно, когда таким изящным образом настраивается реиграбельность игры.
Слева направо пример карт из колоды берсерков - карта движения (две армии/войска могут пройти 4 области), карта предложения мира (две армии/войска могут пройти 4 области), событие - Форт (во время битвы в ход англосаксов викинги игнорируют 1 нанесенный хит в каждом броске), Ceolwulf (ловушка и убийство всей армии саксов в одной области в центре поля).
В случае, если викинги пытаются захватить область с крупным городом, игрок за англосаксов получает поддержку местного населения, вытаскивая из специальной колоды карту «Фирд» (ополчение) и добавляет количество войск, указанное на карте, к защитникам (от 2 до 5 юнитов).
Карты фирда
Битва.
И вот мы добрались до главного в игре - БОЙ! (РАНДОМИЩЩЩЕ!)
Игровая механика боя является аналогом ранее выпущенных игр в серии «Birth of America» - 1754, 1774, 1812. При столкновении противоборствующих сторон в области происходит бой, решаемый бросками кастомных кубиков d6, на которых вместо цифр на грани нанесены знаки.
Каждая сторона конфликта имеет свой набор кубов, дающий разное соотношение по возможности нанесения хитов и бегства с поля боя. В «878» это выглядит следующим образом:
У фирда 2 жёлтых куба, на которых 2 грани урона и 3 бегства, 1 грань остаётся пустой.
Итак, встретились две армии на поле, и давай метать кубы до изнеможения. Стоп. Не совсем. Для каждой армии есть ограничение на количество бросаемых кубов, кубы бросаются по одному за каждую фигуру в бою, но не более 2 (хускарлы, берсерки) или 3 (тэны и северяне). Так, например, встретились в чистом поле две армии в каждой по 10 воинов - саксы 5 синих и 5 зеленых, а викинги все 10 северяне. Соответственно саксы будут бросать 3 зеленых + 2 синих куба в атаке = 5 кубов, северяне, т.к. нет берсерков в армии, только 3 куба - свой максимум.
Необходимо отметить, что грани кубов дают лишь большую вероятность того или иного выпадения результата, но никто не застрахован от бросков викингов, при которых на 5 кубах ни одного хита. Или фирд (ополченцы) – самые слабые в армии саксов, неожиданно начнут выкидывать раз за разом хиты урона. Кубики… Рандом… Что с него взять… И не раз такое случалось, что довольно большая армия данов разбивается в щепки без всяческих событий, просто так легли кубы. Но и наоборот – не стоит забывать о том, что при атаке саксы не тянут карты фирда, и довольно часто ЭТО БОЛЬШАЯ БОЛЬ. И пара-тройка фигурок викингов, одиноко охраняющих шир, сполна собирают кровавую жатву с армии саксов фигурок эдак в 8, заставляя умываться кровавыми слезами игрока, неосмотрительно севшего за Уэссекс…
Дело в том, что обороняющиеся кидают кубы первыми, и иногда сразу выбивают чуть ли не половину сил противника. Это необходимо учитывать, и есть различные события на картах, помогающие в этом вплоть до того, что саксы атакуют с фирдом. Но есть нюанс – если в первом раунде боя северяне несут потери, то первым должен быть выпилен берсерк (видимо, учитывается то, что они первыми бросались в бой). А у берсерков самые сильные кубы в игре!
Вообще стоит отметить, что разработчики блестяще сделали ассиметрию сторон в базовой игре, учитывая количество карт событий и их вариативность. Понятно, что если сильно не везёт на кубах, то ты, скорее всего проиграешь, но партии длятся не так долго (в среднем 1.5-2 часа с тенденцией к уменьшению, мы только один раз доиграли до самого упора, 7 ходов), чтобы тут же не попытаться взять реванш. А вот с дополнениями вышло не так хорошо, но об этом в нашем отчёте по партии и кратком обзоре дополнений.
Во время боя ваши войска могут сбежать, погибнуть, отступить, но бой будет идти до последнего бойца в армии - все сурово.
Побоище в одной из партий
Победитель в конце партии определяется как фракция, контролирующая большинство из 17 победных областей на поле. Также для игрока за викингов есть возможность победить досрочно, захватив все 17 широв.
Итого.
Как промежуточный итог обзора - Academy Games выпустила отличную игру по незаезженной исторической теме, с высокой вариативностью и великолепным оформлением.
«878» отлично подойдет как новичкам, так и гикам для легкого времяпрепровождения, в игре нет зубодробительных расчетов множества модификаторов и таблиц, все значительно проще.
Объяснение правил займет не более 10 минут, после которых уже можно начать партию - simple, but smart.
Противостояние игроков начинается еще до начала партии, когда вы формируете свою колоду событий, но идеальной колоды нет, так что под каждого соперника надо формировать что-то уникальное.
Каждый ход непредсказуем и ситуация на игровом поле постоянно держит в напряжении и расчете оптимальных действий и стратегий. Несмотря на все сказанное о роли случая, есть мнение, что викингам без плана действий на игру начинать завоевывать остров даже не стоит пытаться. Несколько партий с новичками, действующих нахрапом, приводили к полному выпиливанию викингов к 3 ходу.
Туземцы хоть и действуют в большинстве ходов, отталкиваясь от сложившейся на поле ситуации, но бывают и у них волнительные моменты, связанные с принятием судьбоносных для партии решений, когда все зависает на волоске и велик шанс, что игра может пойти по совершенно иному «руслу», и тотальное доминирование армий викингов на поле может исчезнуть как мираж.
Победа и поражение в игре настолько тесно связаны, что иногда лучше осознанно дать бой и проиграть его, но выиграть войну. Много раз в течении партии весы победы раскачиваются на полную катушку. После третьего хода, смотря на те орды данов, орудующие на острове, думаешь – ДА КАК ВОЗМОЖНО ИХ ПОБЕДИТЬ?! Но спустя ход уже игрок за викингов в отчаянии рвёт на себе волосы во всех местах, с ужасом наблюдая за армиями саксов, неумолимо накатывающих из глубины Уэссекса… Также хочется отметить, что, несмотря на высокую долю случая (да и в ходе прочтения обзора могло сложиться мнение о «878» как рандомной игре), все-таки у игрока большое количество вариантов по минимизации рисков.
Отдельно отметим дополнения (подробнее о них в следующем обзоре), благодаря большому количеству (аж 9 штук), каждый может фактически настроить игру «под себя», добавив или исключив их согласно собственным представлениям и видению «как лучше».
Напоследок, в ожидании обзора партии:
Лагерта в окружении алчущих наживы вождей.