-AdRiver-
Mathias написал полчаса назад к игре Cthulhu Wars: # Ктулху снизили стоимость Снов (теперь 2 вместо 3), и выныривает он из ...
Seylorpeg написал час назад к игре Война Кольца (Второе издание): # Мне вообще кажется, что измерять уровень глубины симуляции в стиле "ха...
Seylorpeg написал полтора часа назад к игре Война Кольца (Второе издание): # Вы ж подводник! Где же ваше инстинктивное чувство глубины? ;)))
fonfrost написал полтора часа назад к игре Война Кольца (Второе издание): # Только сравнением, но так как у GingerBreadMan опыт не большой, он мал...
Kaust написал 2 часа назад к игре Крути педали: # если вам постоянно приходится чесать колоду, особенно в конце, то это ...
Вышел каталог переводов Hero Kids на русском
Выход 10-го юбилейного перевода совпал с годовщиной выхода основной книги правил...
Настольные премии мира. Июль 2020
Подборка лауреатов и номинантов настольных премий из разных стран мира за июль 2...
С миру по нитке [31.07.2020]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Лавка игр» возьм...
Голосуем кошельком [30.07.2020]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
С миру по нитке [29.07.2020]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Звезда» издаст в...

Ksedih

Обзор Heaven & Ale

25 июля 2018

Информация

добавить
игры Heaven & Ale
персоны Михаэль Кислинг
компании Eggertspiele
Дата: 25 июля 2018
Оценка пользователей
9.3582
-

Совершенно незамеченной мимо российского настольщика проплывает свеженькая, представленная на прошлом «Эссене» коробка под названием Heaven and Ale (2017) от известного автора Михаэля Кислинга. Хотя, сказав «известного», задумался — а чем же он так известен? Имя безусловно на слуху у давно играющих в настольные игры, и любой увлекающийся этим хобби хоть краем уха, один раз да слышал это имя. Однако, если перечислить его игры, то окажется, что они не так уж… хороши / популярны? 

 

 

Странно, на самом деле, говорить такое про знаменитого в наших узких кругах человека, но по сути это действительно так: на слуху разве что недавний Azul, да в прошлом Tikal с Torres, созданные в соавторстве с Вольфганом Крамером. Но дедушка Михаэль действительно автор хороший, и его настолки пользуются в мире популярностью. Среди известных отличные Vikings и весьма недурная Coal Baron. Наверное, с коробками этого автора, как с играми Ласерды — они не для всех. Есть в них свой неповторимый авторский почерк, который по тем или иным причинам приходится не по душе некоторым. Тут как с плесневым сыром — для одних вкусен, другие, в крайнем случае, воротят нос или просто говорят: «Норм, но я лучше кусок «Российского» на бутерброд с маслом положу».

 

Сегодняшняя игра Heaven and Ale как раз из этой же категории. С отточенными, чётко пригнанными друг к другу кислинговскими механиками, но со своеобразным ароматом. Как выяснилось за годы увлечения настолками, мне этот авторский почерк очень по душе. Видимо, именно поэтому сегодняшняя настолка понравилась и полюбилась с первого захода, почувствовалось в ней что-то эдакое неуловимо прекрасное. А потом, глядь на коробку, а там Michael Kiesling красуется.

 

 

О чём это?

 

Каждому игроку вверяется под управление надел монастырской земли в виде личного планшета. На нём изображены угодья, расчерченные на гексы: пастбища, хорошие (солнечные) и плохие (в тени) земли. Цель игры — наварить самого знатного пива, для чего потребуется к концу третьего / четвёртого / шестого (в зависимости от количества игроков) раунда насобирать пять нужных ингредиентов, причём как можно больше и в максимально равной пропорции. Хотя вкус пива можно и «подкрутить» за счёт одних составляющих, пожертвовав другими. Чем мастеровитее у вас монах-пивовар (которого тоже надо прокачивать), тем лучше качество пива (победные очки) получится.  

 

Тема, как вы понимаете, как в любом евро, привязана кое-как, но всё равно довольно забавно и приятно гонять монахов и собирать ингредиенты, манипулируя на треке показателями хмеля/воды и т.д. 

 

 

Что в коробке?

 

Стандартный набор, начинающийся с личных планшетов игроков, отличающихся только цветом флага в левом верхнем углу:

 

 

Общее игровое поле-трек, на котором происходит основное действо, наряду с личными планшетами:

 

 

Куча жетонов и немного карточек — монахи, земли для добычи разных ресурсов, цели, деньги и прочая-прочая.

 

 

 

 

Плюс, всякие деревяшки для обозначения количества ресурсов на планшете игрока и активации слотов добычи.

 

 

Как играть?

 

Рассказать о Heaven and Ale решил просто потому что играл и мне понравилось, а о хорошем нельзя молчать. Про настолку мало что известно широко, а ведь процесс довольно занятный, кислинговский. Уверен, кому-то — может быть, даже многим — он придётся по душе, ибо есть в нём свой изюм и привлекательность. Дополнительным плюсом настолки считаю очень динамичный и быстрый игровой процесс, что очень положительно сказывается на общих впечатлениях от партий, занимающих всегда меньше часа (на четверых минут 50–60 максимум).

 

 

Ладно, к механикам. Есть общий трек-круг с делениями, по которому бегают фишки игроков (как в «Монополии», ага). Ходим в строгой очерёдности по кругу, но только вперёд, причём на сколько угодно делений, хоть сразу со старта на финиш прибегите своей фишкой, если хотите. Остановившись на клетке, выполняем её действие. В игре их всего три типа:

 

1)

 

— Купить землю и пристроить её на свой планшет, она будет приносит деньги или один из пяти видов ресурсов: доски, дрожжи, воду, зерно, хмель.

 

— Купить монаха и пристроить на планшет, он может работать в наших угодьях, добывая ресурсы.

 

 

2)

 

Выполнить сбор урожая одним их способов:

 

— Задействовав один вид ресурса, в этом случае все наши земли с этим ресурсом приносят соответствующее им количество этого ресурса.

 

— Задействовав монаха, который соберёт ресурсы со всех соседних с ним земель.

 

— Назвав число от 1 до 5, и все земли с этим числом принесут вам соответствующее количество ресурсов/денег, если они, конечно, опять-таки есть на вашем планшете.

 

 

3)

 

Выполнить лежащие в общем доступе задания, типа: засадить всю солнечную сторону своего надела, или первым прокачать своего пивовара до определённого уровня, или первым выполнить действия по сбору всех видов ресурсов, и т.д.

 

В целом ход игрока выглядит так: он двигает свою фишку по кругу, останавливается на каком-то делении и, например, покупает землю с пшеном, после чего выкладывает её на свой планшет, пристраивая либо на солнечную сторону, либо на теневую. Изюм Heaven and Ale в том, что в зависимости от того, куда выставлена земля (в тень или на солнце), она будет приносить либо деньги, либо ресурсы. Высадка под солнце дороже в два раза, но она даёт впоследствии ресурсы, необходимые для пива; высадка в тень дешевле, но продукты с такой земли идут только на продажу и приносят лишь деньги, которые, несмотря на то, что не в почёте у монахов, необходимы для развития хозяйства.

 

 

После того, как все игроки пробежали по кругу n число раз, партия заканчивается и все начинают варить пивко, подсчитывать очки то бишь. А считаются они тут довольно интересно. Мастерство вашего монаха (от 2 до 6) умножается на показатель вашего самого отсталого ресурса, причём благодаря другим, более прокаченным ресурсам, можно «подтянуть» отставшие, как за счёт банальных денег (10 монет = деление трека вперёд для любого ресурса), так и за счёт второго показателя монаха-пивовара, назовём его «ловкость рук» (значение от «1:5» до «1:1»), позволяющего, например, обменивать свой крутой хмель на хорошие бочки, которые вы не успели добыть.

 

Ещё есть механика с пастбищами (выделенные гексы на поле), которые заселяются животинками — чем плодороднее вокруг них земля (выше числовые показатели гексов), тем жирнее там животины и тем эффективнее позволят единоразово (в момент своего полного окружения другими гексами) активировать расположенные вокруг поля.

 

 

Присутствует система бонусных карт за активацию определённых пар ресурсов/монахов, но об этом сами читайте в правилах. Как и во всех кислинговских настольных играх, в Heaven and Ale множество мелких важных нюансов, применяющихся на протяжении всей партии и необходимых в использовании для эффективной игры. Поэтому часто его настолки выглядят весьма просто, но довольно глубоки по наполнению для своей весовой категории, чем и радуют.

 

 

Впечатления

 

Отличные. После первой партии, в которую меня чуть ли не заставили сыграть — вид коробки не внушал доверия своими серыми мрачными тонами, — впечатлился и захотел повторить. После второй партии была третья, а потом четвёртая… ну, вы поняли. И с кем бы ни играл, почти всем нравилось. Ходил я мимо этой настолки довольно долго, глядя одним глазом и сомневаясь, что там может быть спрятано что-то хорошее.

 

«Наверное, очередное *просто* евро», — представлялось мне. До этого не видел ни упоминаний о настолке, ни фотографий, ни даже имени автора не знал до тех пор, пока не сыграл и не решил написать обзор. Но первая же партия в Heaven and Ale удивила и порадовала процессом. Маленькое открытие в потоке хайпа и однотипного картона.

 

 

Что же в Heaven and Ale такого магического? А волшебство здесь простое: вот вы садитесь за стол, раскладываете, сортируете компоненты, перед вами лежат обычные картонки, планшет, маркеры, разве что поле выглядит чуть нестандартно — ну, серьёзно, какой-то монопольский круг, по которому бегают фигурки монахов, — всё настолько обыденное и приевшееся, что ожидать чего-то интересного попросту не получается. Но вот вы делаете первые пару ходов и вдруг осознаёте, что вам срочно нужно взять парочку вот этих полей, а деньги-то кончаются (!), поэтому надо активировать посаженный хмель на теневой стороне угодий. Кстати, и монаха красного активировать было бы неплохо, но до этого желательно засадить поля вокруг него, дабы работы у него стало побольше, а то что его впустую-то гонять?

 

И вот пока вы пытаетесь осознать всю плачевность своей ситуации — ведь деньги растрачены, вы активировали все свои самые выгодные поля, — быстро и неотвратимо приближается конец партии и подсчёт очков. У вас 20, у противника 40. Хм, придётся повторить. Очень уж быстро всё закончилось, принималось множество решений, и вы всё время были задействованы в процессе, ни на секунду не отвлекаясь от монастырской рутины по засадке полей и сбора урожая. Причём происходило это настолько увлекательно и молниеносно, что привыкшие к долгим задумчивым евро геймеры уже и не помнят, как это — играть в умную настолку не 2 часа минимум.

 

 

Heaven and Ale обворожительна сразу по нескольких показателям.

 

 

Игра очень динамичная: система микродействий прекрасна — двигаете рукой свою фишку монаха, берёте с клетки жетончик и кладёте его на поле, расплачиваясь денежкой, и пока вы несколько секунд решаете, куда же приткнуть взятый кусочек, другой игрок уже может ходить и думать свои пять секунд. Благодаря такому подходу и чрезвычайно понятной системе активации, раунды летят с молниеносной скоростью — куда ставить жетон, простое, но, благо, не очевидное решение. Именно на этом этапе происходят основные расчёты и задумки на будущее.

 

 

Интересный необычный подсчёт очков. Хотя в математическом смысле тут нет ничего невероятного (баланс по осям ресурсов), однако, в игровой динамике это смотрится весьма увлекательно. Мы и воду получше пытаемся добыть, и хмель, и зерно, но вот дрожжи отстают, например. Что же делать? Бегать по кругу и искать подходящие тайлики, которые вывезут наши дрожжи на новый уровень. Вся эта занятость поиском необходимых ресурсов очень привлекательна, особенно с учётом того, что добывается сырьё тоже хитрым способом.

 

 

Возможность сыграть немного по-разному от партии к партии. И разнообразие заключается не только в том, что ресурсы и монахи выходят на общую игровую доску в случайном порядке (в одной игре у вас может быть много одного ресурса, в другой — второго), но и в самой механике заработка очков. Можно играть по классике — набрал много денег, купил самые богатые поля; а можно пойти иным путём — не тратить золотишко на мирские блага, да и вообще добывать его по минимуму, а вместо этого засевать поля кое-как для поддержания в минимально рабочем состоянии, тратя всё своё время на прокачку навыка монаха-пивовара. Ведь хороший мастер в конце партии из г**на и палок скрафтит вам такое пиво, что все настоятели богатых окрестных монастырей обзавидуются.

 

 

Внезапно, но для себя Heaven and Ale определил в новую категорию «евро-семечки». Это довольно умная настолка, где решения принимаются просто и легко, затрачивая в итоге на всю партию совсем немного вашего времени и предоставляя вам полноценное удовольствие от евро-геймплея. Что интересно, в зависимости от количества участников партии меняются вкусовые нотки в игровом процессе. Что на двоих, что на четверых, вы делаете одно и то же — разве что соперничество гораздо выше за ресурсы на доске, — но, например, что заметно невооружённым глазом, в конце будут разобраны почти что все общие задания, и конкуренция за них повышается, если вы раскладываете настолку вчетвером. По ощущениям совсем немного напоминает «Замки Бургундии».

 

 

Реально очень приятно заниматься сбором ресурсов. Вроде обычное накопительство, но тут само действие сбора сделано таким образом, что увлекает. Игрок ищет нужный момент, когда стоит активировать, допустим, сбор пшена. Для этого ему нужно проанализировать и посчитать на будущее, стоит ли сделать это прямо сейчас и так ли критично необходимо такое действие. Знаете почему? Потому что активация сбора урожая может быть выполнена игроком лишь один раз за партию для каждого ресурса, и только косвенные способы останутся впоследствии. Это крайне непривычный подход, поэтому к нему хоть и быстро, но не сразу привыкаешь. Приходится адаптироваться под новые правила.

 

 

Также есть так называемые «цепочки монахов». Активируя монаха (их, кстати, тоже можно лишь однажды каждого активировать), вы задействуете все окружающие его гексы. Если там поле, то вы просто получите причитающийся ресурс/деньги, а вот если там стоит другой брат, то активируется уже он и задействует окружающие его поля. Таким образом можно выстроить целую цепочку пашущих монахов, которую получиться задействовать не один раз, а несколько, включая в работу разных монахов в этой самой цепи.

 

В общем, впечатления от Heaven and Ale реально только положительные. На подобное восприятие и механики повлияли, и компоненты, и тема, и время партии, в которое упихан насыщенный геймплей — отличная комбинация вышла.

 

 

Зачем в это играть?

 

Ответ очень прост: игра приживётся в коллекции тех гиков, к которым часто приходят гости, способные играть в «Колонизаторов», но хозяину хотелось бы перевести их на что-то по-настоящему более качественное, во что не стыдно играть самому. Эти игроки с удовольствием освоят предмет сегодняшнего разговора и, наконец-то, станут играть во что-то адекватное. Это Heaven and Ale.

 

В коробку вы совершено точно сыграете и с «нормальными» своими сопартийцами, которые привыкли ко всяким «Замкам Бургундии», «Покорениям Марса» и прочему. Здесь есть где подумать, выборы, решения, то самое нужное количество рандома приправлено сверху маленькой щепоткой оригинальности.  

 

 

Весовая категория нашей пивной игры чуть легче среднестатистического евро, зато взамен предоставляет адекватное время партии, неординарность (считаю это фишкой Кислинга) и геймплей на грани, когда игра не скатывается в ерунду, но и не становится задумчивой фигнёй на пару часов, где все решения — это поиск варианта, как не потратить лишнюю копейку.

 

Итог

 

Хорошая+ настолка, которую, как и большинство коробок Михаэля Кислинга забудут через какое-то время. Однако она будет постоянно всплывать где-то на игротеках любителей автора, на встречах почитателей просто славных игр и на вечерних посиделках дома с игроками совершенно разных категорий. Настолка более высокого класса, чем кажется на первый взгляд, как и многие работы автора.

 

Элитная же тусовка, как всегда, скажется своё веское «хорошая игра», может, даже премию даст какую и побежит дальше искать Граали в недрах «Кикстартера».

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
_bald написал полтора года назад: #
Правила

Спасибо за обзор, игрушка действительно хорошая.
Хочу уточнить что цепочек активации монахов нет, в случае когда активируется выложенный монах он даёт единицу продвижения по треку пивовара. В английских правилах есть два понятия triggers и activates. Получается что игрок выполняет действие trigger, которое в свою очередь activate тайлы рядом.

Catman написал 2 года назад: # скрыть ответы

Спасибо за обзор, очень славно описали игру! Оформление у неё приятное, точно выглядит более ярко, чем "Замки Бургундии", на которую чем-то похожа визуально.
Игра с Михаэля Кислинга в соавторстве с Вольфгангом Крамером "Coal Baron: The Great Card Game" тоже кажется привлекательной!

Ksedih написал 1 год назад: #

Coal Baron тоже хороша. Когда-то продал зря.

Neytan написал полтора года назад: #

Coal baron карточный - отличная игра, одна из любимых.

maleficmax написал 2 года назад: # скрыть ответы
Кислинг молодец

Porta Nigra его недавно взял -- просто офигеная вещь, совершенно не понимаю, почему она проходит мимо большинства. Нет хайпа, вот и всё. Потом только узнал, что и любимейший супругой Азул -- тоже его рук дело. Внимательно смотрю на его настолки, и Небеса с Элем тоже в вишлисте )

Ksedih написал 1 год назад: #

У него действительно хорошие игры и мимо они проходят чисто из-за того, что нет рекламы мощной (по крайней мере, так кажется). Распиаренных игр тоже немало хороших, но за ними теряются такие вот жемчужинки.

Suzume написала 2 года назад: # скрыть ответы

Номинация на Kennerspiel des Jahres для меня как минимум повод заинтересоваться, очень многое, что номинируется туда, оказывается для меня в итоге хорошей или очень хорошей игрой.

Ksedih написал 1 год назад: #

Я на рандоме игры пробую, а так да, надо номинации и премии смотреть, туда просто так не попадают игры.

wergg написал 2 года назад: # скрыть ответы

> Элитная же тусовка, как всегда, скажется своё веское «хорошая игра», может даже премию даст какую, и побежит дальше искать Граали в недрах кикстартера.

и этот человек недавно обозревал зарубы в анахронность. Нет, я не камень кинуть, просто когда "от души" пишут - видно

Ksedih написал 1 год назад: #

То есть про Anachrony, реально отличное евро, было не от души восемь постов? Девятый, вроде, получается получше, душевнее пишется.