| Идут сборы на Ikusa Samurai Swords - 40th Anniversary Edition | |
| Переиздание классики про феодальные войны в Японии XVI века. | |
| Идут сборы на Raas: A Dance of Love | |
| Соревновательная игра про индийские танцы. | |
| Дополнения к «Изнанке» — новые грани мира Междугорья | |
| Мир «Изнанки» растёт — и уже скоро вы сможете заглянуть в его самые тёмные, стра... | |
| Грядет «Грозовой Рубеж» Сумерек Империи | |
| О масштабном новом дополнении к еще более масштабной 4х стратегии. | |
| Две новые игры, которые стоит увидеть | |
| Небольшие и обворожительные! | |
![]() |
| 8.0330 |
![]() |
- |
Роман Герберта Уэллса «Война миров» не только пример классической научной фантастики, это ещё и прародитель жанра о вторжении злобных пришельцев (да-да, это было первое произведение про возможную экспансию чужого разума на нашу планету). Для меня лично очень странно, что годных вещей по роману столь мало, что пересчитать их можно по пальцам одной руки. На ум приходит разве что довольно далёкий от оригинала блокбастер Спилберга, да ещё мультфильм «Голиаф» — тоже, кстати, не шедевр. В этом свете предлагаю поговорить ещё об одном представителе этого семейства. Встречайте! «Война миров: Новая угроза» — дуэльная, колодостроительная асимметричная игра с полем. Важно отметить, что это полностью российская разработка, а почему это важно, я постараюсь объяснить дальше.

Компоненты
Начало 20 века, марсиане несколько десятков лет как погибли. Несмотря на прогнозы учёных, технологического прорыва в мире так и не произошло. Жизнь в Великобритании только-только начала входить в мирное русло, как вдруг из Эдинбурга (столица Шотландии, если кто не в курсе) начали приходить тревожные сообщения. Огромная летающая «тарелка» приземлилась где-то на самом севере. Очевидцы рассказывают о фантастических, немыслимых постройках, летающих «блюдцах» и уже печально известных всем треножниках. Люди готовятся дать отпор. Население начинают эвакуировать в южные графства, из большинства мужчин формируют отряды ополчения, а военные спешно организуют рубежи обороны и стягивают на север танки, авиацию и флот. Завязка у игры вполне логичная, я бы сказал, в духе романа. Вообще, автор старается придерживаться канона, если можно так назвать оригинал, которому уже более ста лет. Всё, что добавлено — летающие тарелки, инфразвук, газ и многое другое, — очень лаконично вписывается в общую картину романа (если бы Уэллс писал продолжение, всё это могло бы быть в его новом произведении), но обо всём по порядку.

Магия треножников
С художественной точки зрения игра оформлена очень достойно. Первое, на что обращаешь внимание — это крутая коробка. Казалось бы, коробка и коробка, у кого они сейчас плохие. Но тут есть изюминка. Внутри, на картонной вкладке, напечатан великолепный арт. Под низкими тучами на фоне гор, в окружении полей и крохотных домиков, «лежит» огромный корабль марсиан. Очень эффектно.

Великолепная коробка
Второе — атмосферные иллюстрации. Можно долго смотреть на пару треножников, сжигающих какой-то городок, или на аэропланы, безуспешно пытающиеся свалить трипод, а жители, парализованные газом, заставляют крепче сжать кулаки и продолжить сопротивление. Поле разделено на морские и наземные регионы. Земля выполнена в очень тёмных тонах, она прямо дышит безысходностью и депрессией. Сначала я принял это за брак, хотел занести в минус и даже писал в «Лавку игр» с просьбой решить проблему. Но, сыграв уже более десятка партий, проникся такой подачей картинки, всё очень тематично, и что самое главное, настраивает на нужный лад.

Карты сторон
В общем, художники поработали на славу. А если заменить деревянные кубики, символизирующие население, на что-то более атмосферное, да ещё прикупить набор миниатюр, вместо стандартных картонных фигурок, будет просто высший класс (правда, цена минек встанет больше половины стоимости игры). Но тут сразу стоит оговориться, коробка, по современным меркам, стоит не так уж дорого. Подкачали, пожалуй, только жетоны построек и воздействий. Вместо названия было бы информативнее напечатать арт с соответствующей карты, а жетон аэростата вообще оформить отдельной фигуркой. Но это уже из разряда придирок и в целом на игровой процесс влияет мало, так что оценку «достойно» отменять не будем.

Солдаты вместо кубиков
К качеству компонентов претензий также нет. Поле лежит отлично, толщина карт, на мой взгляд, та самая (хотя протекторы крайне рекомендованы, колодострой же). Фигурки армий людей и инопланетян в стандартных пластиковых подставках. Придраться, в общем, не к чему, особенно, учитывая цену. Хотя нет, есть к чему. Печать карт не под лён, для особо эстетствующих — это минус.
Теперь перейдём к самому главному, к игровому процессу. Поскольку игра колодостроительно-асимметричная, то, как полагается, каждая сторона имеет собственные цели и свой набор карт, а значит, нас ждёт разная тактика и способы достижения победы. Механика строительства колоды простая. У каждого есть десять стартовых карт, в начале хода игрок берёт пять из них и выбирает, каким образом будет действовать. Можно применить эффект и вернуть карты в сброс (позже вы снова сможете воспользоваться ими), а можно вывести из игры (сжечь), получить за это дополнительный профит и тем самым почистить колоду от ненужных действий. Есть ещё рынок, на котором лежат пять открытых карт, которые приобретаются за ресурсы. Нет денег, разрешается убрать одну под низ колоды бесплатно, тем самым прокрутив предложение. Вот и вся механика, быстро, несложно, азартно, но… Всегда ведь есть маленькое «НО». Игра не так проста, как кажется на первый взгляд. Необходимо очень аккуратно держать баланс колоды. Наберёшь слишком много — нужные карты будут редко приходить; сожжёшь всё сразу — не хватит средств на покупку с рынка и будешь сидеть с базовыми действиями. В общем, шевелить мозгами заставляет.

Марс ходит
Для победы марсианам необходимо уничтожить всё население на острове. Англичане должны умудриться сохранить хоть какую-то часть жителей и нанести 30 очков повреждений — тогда мерзкие марсианские мешки с щупальцами поймут свою ошибку и уберутся восвояси. Задача, надо сказать, не из лёгких. Людская техника на начало века очень примитивна, так что для тепловых лучей марсиан нет разницы между повозкой с беженцами и бронированным крейсером — всё обращается в пепел с одного–двух выстрелов (чаще с одного). Вероятнее всего, выпустивший первый снаряд танк превратится в обугленный остов, так и не сделав второго выстрела, а треножник продолжит топать дальше на юг, почти не заметив гусеничного «монстра». Люди просто вынуждены спасаться бегством, прикрывая колонны мирных жителей смертниками в железных гробах. Уничтожить инопланетные машины вообще не получится, можно только нанести урон. Да ещё, ко всем бедам, по летающей тарелке вовсе никто не может попасть (очень быстро летает) — и она безнаказанно жжёт всё, что встречается у неё на пути.

Через несколько минут они все умрут
Марсиане начинают на минорной ноте. Весело наказываем лучами всех подряд и бодро движемся к победе, но вот дальше всё становится сложнее. Спокойно жрать (в романе марсиане питались кровью людей) беззащитных беженцев уже не получается. То там, то тут из леса да прилетит танковый снаряд или шарахнет по плазменному реактору корабельное орудие. Вся эта «мощь», конечно, немедленно превратится в металлолом, но свою маленькую лепту внести успеет. А форт, прикрытый аэростатом и артиллерией, одному треножнику вообще не под силу расколупать. Приходится тратить драгоценное время и шагать триподами по минным полям к укреплённому региону под назойливыми, комариными укусами аборигенов.

Треножники рвутся на юг
У людей же всё в точности наоборот. В первой половине партии кажется, что всё бесполезно и победить просто невозможно. Марсиане давят жалких человечков тысячами, и остров опустошается с ужасающей быстротой. Единственный шанс — это возвести укрепрайоны. Тяжёлая артиллерия, форты и аэростаты (не дающие НЛО влетать в сектор) — единственное спасение для людей. Уничтожить такой форпост уже не так просто, и пришельцам придётся попотеть, чтобы сжечь всех спрятавшихся за бетонными стенами отвратительных двуногих. Но для постройки нужны средства — и не малые, поэтому помимо всего прочего необходимо думать, как заработать на всё это хозяйство.

Фортификации землян
Люди измеряют стоимость армий и построек деньгами. У инопланетян другой ресурс — энергия. Каждой стороне необходимо развить свою экономику, чтобы иметь возможность вводить в игру более сильные карты. Пришельцы добывают энергию из своих зданий и от реактора корабля. Люди же от построенных заводов получают мало, основную массу зарабатывают мирные жители. Выглядит это примерно так: совершил эвакуацию населения, не смог заработать, но спас людей; оставил их на месте трудиться — фактически обрёк на смерть, зато дал шанс будущим поколениям. Вот такой сложный выбор.

Беженцы не успели эвакуироваться
Сыграв более десятка партий, могу сказать, что у игры оказался очень неплохой баланс. Большинство побед той или иной стороны происходили на самой грани, ещё пару раундов — и выиграет соперник. Хотя вначале кажется, что игра явно перекошена в сторону марсиан, через некоторое время начинаешь думать, что люди — сила, а марсианам нечего ловить. Это особенность многих асимметричных игр, и ничего странного в этом нет. Найди сильные и слабые стороны, попробуй разные тактики — и тогда всё встанет на свои места, а удовольствие от партий гарантированно увеличится.

Неуязвимая тарелка
Что же в общем и целом можно сказать о творении Дениса Пластинина, и почему в начале статьи мы говорили про некую важность этой игры? Не станем применять сложные оценочные параметры, пятибалльной шкалы вполне достаточно. На мой взгляд, это твёрдая четвёрка, даже с плюсом. Конечно, как и у любой игры, есть свои минусы. Первый — у сторон мало карт. Если игра перевалила за час, то гарантированно рынок иссякнет, и играть придётся только тем, что есть в колоде. С другой стороны, карты сбалансированы, нет ничего лишнего или прилепленного ради количества. Второй минус начинает проявляться после энного количества партий — схожие стратегии от партии к партии. Люди тянут время, чтобы успеть раскачать экономику и создать оборонительные рубежи, пока треноги копошатся на севере. Марсу как можно скорее необходимо вырваться на оперативный простор и не дать создать сильные укрепления. Опять же это не уменьшает интереса к партиям, потому что достичь этих результатов не всегда удаётся.

Люди не успели
По факту, в свете анонсированных дополнений все эти минусы не существенны. Карты будут добавляться с каждым допом, соответственно увеличится и вариативность стратегий, появление третьего игрока также внесёт много изменений в игровой процесс. А буквально недавно появились арты с красной растительностью (кто читал роман, тот поймёт, о чём это). Полагаю, что можно сделать следующий вывод: пришельцы будут активно заниматься терраформированием, значит, правило «что хорошо марсианину, то человеку смерть», заработает с новой силой.

Марсиане начинают терраформирование
Вот теперь, пожалуй, настало время вернуться к началу и сказать о том, почему эта игра так важна. Российских настольных игр, которые могут достойно заявить о себе на мировом рынке, крайне мало. Если прикинуть, не наберётся и десятка. «Война миров: Новая угроза» смело может быть добавлена в этот список. Для своего класса она вышла очень достойной, пожалуй, это лучшая дуэльная игра уходящего года. Конечно, многие с этим поспорят, но уж точно никто не будет спорить с тем, что это лучшая российская игра 2018.
P. S. Если быть откровенным, я мало играл в колодострои. Не скажу, что не люблю, просто как-то не доводилось. За плечами, пожалуй, только «Звёздные империи» и «Терминатор: Да придёт спаситель» (тоже, кстати, российская игрушка, и что интересно, похожая на «Войну). Поэтому попрошу сильно не ругать, если упустил какие-то важные элементы этого жанра.