| Дополнения к «Изнанке» — новые грани мира Междугорья | |
| Мир «Изнанки» растёт — и уже скоро вы сможете заглянуть в его самые тёмные, стра... | |
| Грядет «Грозовой Рубеж» Сумерек Империи | |
| О масштабном новом дополнении к еще более масштабной 4х стратегии. | |
| Две новые игры, которые стоит увидеть | |
| Небольшие и обворожительные! | |
| Готовится к выходу настольная игра «Послезавтра» | |
| Российская разработка с нарративной кампанией, построением табло и созданием соб... | |
| Идут сборы на Dragon Eclipse: The Grand Quest | |
| Кооперативная кампания в духе Покемона, с дополнительными режимами пвп и рогалик... | |
| игры |
Энергосеть. Карточная игра
|
| персоны |
Фридеман Фризе
|
| компании |
Hobby World
Rio Grande Games |
| Дата: | 18 октября 2019 |
![]() |
| 8.8162 |
![]() |
- |
Сегодня поговорим про игру от странного чувака Фридмана Фриза. Думаю, прожжённые настольщики знакомы с этим именем, хотя другим оно мало что скажет. Ведь по факту, кроме своей нездоровой любви к зелёному цвету и букве «F», как автор, этот геймдизайнер не сильно отличился на игростройном поприще. Пожалуй, единственной его известной настолкой является та самая Power Grid, она же «Энергосеть» в локализации бородатого года. И, кажется, подобная ситуация не только у нас, но и на Западе. За счёт «Энергосети» Фриз раскрутился и стал известен, и надо признать, заслуженно. Игрушка чрезвычайно хороша — эдакая экономическая стратегия особой породы, а не просто очередное евро. Очень советую попробовать — она на любителя, но тем, кто очень любит считать и прогнозировать события наперёд, зайдёт на ура.

Так вот, оказывается, это парень выпустил ещё и карточную версию своего большой настолки. Тихо создал, тихо издал, и никто у нас об этом бы и не знал (по крайней мере, я если и слышал на BGG краем уха о карточной вариации, то давно забыл в потоке других игр), если бы не очередная локализация. Что ж, коль коробка оказалась под рукой — надо опробовать и поделиться впечатлениями. Думаю, заинтересует эта коробка именно почитателей прежней версии игры, хотя и новички могут оценить классику в новой вариации.
«Сюжет» не отличается ничем от старшей сестры. Совсем. Игроки являются управляющими электростанциями, которые в свою очередь должны вырабатывать как можно больше энергии, поглощая различные ресурсы, за счёт чего их владельцы складывают в карман денежку. В версии «Энергосеть. Карточная игра» происходит всё то же самое, за исключением части правил, связанных с игровым полем, которого, по очевидным причинам, в новой версии нет.

В коробке нас ждут 118 квадратных карточек и 100 бумажных денежных купюр. Тем удивительнее, что играется эта коробка точно так же как большая версия. Правила один в один практически. Отличие лишь в отсутствии поля, на котором раньше игроки старались выстроить сеть электростанций, захватывая в выгодной последовательности прибыльные точки. Остальное осталось тем же самым. Но для тех, кто не играл или подзабыл, что собой представляют правила, дам краткую выжимку-пересказ.
В начале раунда все могут купить одну электростанцию, борясь за самые выгодные посредством аукциона. Максимум можно иметь три штуки. Станции дают разный выхлоп в деньгах и питаются разными видами топлива (пять вариантов).

В середине раунда игроки приобретают ресурсы-топливо для своих станций. При этом можно покупать с небольшим «запасом», обезопашивая себя от недостачи в будущих раундах и «подгаживая» соперникам, которым может не достаться нужных карточек.
В конце раунда все жгут топливо и получают со станций доход. На вырученные денежки потом можно будет покупать более мощные станции и обеспечивать их топливом. Выигрывает тот, кто в финальном раунде сможет выработать максимум энергии, на большую сумму денег, так сказать.

Если вы играли в большую коробку, то сейчас удивитесь: отличий во впечатлениях почти не ощущается. Весь тот кризис и борьба за ресурсы, которые были в Power Grid-е, никуда не делись и в полной мере перекочевали в карточную версию. Но, понятное дело, это две самостоятельные игры — и нюансы у них свои. Например, я сходу могу назвать, что мне понравилось в рассматриваемой коробочке и что не понравилось по сравнению со старшей версией.
Плюсом карточной является её мобильность, ведь она почти карманная. Да, для раскладки всё ещё требуется относительно много места, но подготовиться к партии / убрать в коробку компоненты можно гораздо быстрее, да и разложиться более компактно всегда возможно — тут у вас нет гигантского поля.

При этом карточная Power Grid совершенно точно не филлер из-за порой мозговзрывательных процессов, и скажу даже больше — первые партии шли со скрипом из-за освоения правил с мелкими нюансами, которые всё время уточнялись в рулбуке. Даже в какой-то из моментов самолично обозвал процесс фидлинговым и излишне перегруженным — перекладывание и кручение карт подзадалбывало. Но потом прорвался, пошло более гладко и, когда нюансы запомнились, управлять процессом стало легко и просто, а время партии сократилось до оптимальных минут тридцати-сорока.
Вся загвоздка была в правилах с исключениями и уточнениями. Ну, сами посудите: в первый ход, в отличие от других, очерёдность этого самого хода определяется заново после аукциона, а не в конце раунда; если никто не купил самую первую станцию на рынке, она сбрасывается; если на аукционе вышла станция дешевле самой дешёвой, то маркер скидки сбрасывается; да что там говорить, даже порядок хода постоянно меняется не только от раунда к раунду, но и внутри него. В общем, нюанс на нюансе. И это ещё не все «исключения». В общем, Фридман Фриз, может, и способен создать отлично работающую экономическую модель в настольной игре, но вот правила писать ему надо кого-то нанимать.

А самое забавное то, что как только игроки осваиваются со всеми наворотами, каждый элемент встаёт на своё место и всё кажется и воспринимается логичным и последовательным. Так что очевидно, что именно рулбук сбивает с толку.
Так, отвлеклись. Карточная «Энергосеть» — это игра на просчёт и предсказание будущего. Важно не просто покупать станции получше, но и «комбить» их. В кавычках, потому что комбинации здесь выступают не в привычном виде, а рождаются только после нескольких партий и вникания в механику. Под комбинациями я понимаю осознание игроком момента, связанного с хранением топлива для станций. Нельзя хранить больше предела, но при этом можно так исхитриться, что излишки ресурсов будут уходить на подпитку будущих станций, покупаемых в поздних раундах. Это интересный момент номер раз.

Второе, за что многие любили старшую сестру — это аукцион. Торги за хорошие станции порой бывают ожесточённые. Здесь очень важно понимать, сколько вы можете вложить в станцию и сколько в итоге получите. Нужно научиться находить тот предел, за которым торговаться уже нет смысла. Очень забавно наблюдать за новичками, которые не до конца осознают ценность вкладываемых денег в какой-нибудь урановый завод. И тем очевиднее потом вычисляются опытные игроки, торгующиеся с осторожностью, вплоть до одного электро (валюта игры).
Правда, здесь всплывает «минус-плюс» «Энергосети»: она очень математическая и просчитываемая на определённое число ходов вперёд. Здесь можно считать выгоду до копейки и в соответствии с вашими прогнозами выгодно торговаться / вкладываться в ресурсы. Плюс в том, что думать всегда есть где. Вы можете предполагать, что же там задумал ваш оппонент и на что рассчитывает, основываясь на выложенных в общем доступе станциях; вы можете планировать, как себя вести и в какой вид топлива удариться, основываясь на доступных станциях и картах ресурсов; и т. д.

Минусом же всё вышеописанное станет для нелюбителей математики и бухучёта. Процесс очень занимательный, но есть тип людей, не переносящих просчёты в любом виде. Так вот, им здесь делать нечего.
«Энергосеть» потому так и популярна, что сумела увязать в себе гроссбух и толику рандома с неравномерным приходом станций и ресурсов на рынок. Именно благодаря этому в неё интересно играть. В одной ракладке вы можете погрязнуть в работе шахтёра, маясь с углём, а в другой станете атомным энергетиком. Конечно, это выражается только в карточках, цифрах и рыночных оборотах на столе, но для ценителей это писк. Если бы курс бухгалтерии был настолько увлекательным, профессия счетовода была бы куда привлекательнее.

Из минусов отметить можно следующее: оформление очень невзрачное и по-фризовски зелёное, что, конечно, не сказывается на геймплее, но для эстетов может стать критичным; фидлинг хотя и становится приемлемым после нескольких партий, пока вы учитесь с ним мириться и сводить на нет, но всё равно подбешивает и чрезмерен. Остальное всё на уровне — большая маленькая игра; математичность для нелюбителей оной.
В общем-то, и так про довольно филлеровую игру сказал много, но простите уж, захотелось. Как итог:
Для тех, кто тащился от предыдущей коробки, новая станет для вас приятной короткой разминкой. Ну, или как у меня — пару партий подряд будете периодически гонять с товарищами-счетоводами. Сухо и экономичненько, но от цифр и вкладов / дивидендов протащитесь. Для новичков: если любите планировать и пооперировать дебетом-кредитом, то «Энергосеть. Карточная игра» станет одной из фаворных филлероподобных коробочек.
