С миру по нитке [04.12.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Подорожание на... | |
С миру по нитке (Зарубежье) [29.11.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. | |
С миру по нитке [27.11.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В продаже Горо... | |
Предзаказ на Bloodborne с дополнениями | |
Вернёмся в Ярнам, добрый охотник? | |
С миру по нитке (Зарубежье) [21.11.2024] | |
В этом выпуске: Кучка переизданий старых игр Райнера Книция под логотипами ... |
В 2018-м произошло событие. Оно произошло лишь для любителей абстрактных красивых игр, и, может, даже стоит урезать круг сопричастных до «любителей творчества Райнера Книции». Но оно однозначно произошло. Вышла реинкарнация его лучшей игры (а их у него несколько сотен) Tigris & Euphrates. Настолка-абстракт, которая переиздавалась даже FFG, одной из законодательницей мод в сфере америтреша! Продолжение, переосмысление, реинкарнация — назовите как угодно — издаётся сегодня и у нас в России «Лавкой игр», так что можно бы и поближе взглянуть на то, что вышло у доктора Книции.
«Тигр и Евфрат» — одна из моих любимых игр, даже в челендж 10х10 её записывал на 2019 год, поэтому был, мягко говоря, заинтригован, когда услышал о её «переиздании» под названием Yellow & Yangtze. И так как я глубоко в теме, то постараюсь сегодня немного осветить не только саму игру, но и в части про впечатления показать её отличительные положительные и отрицательные качества относительно прародительницы, коли такие обнаружатся.
Пожалуй, это одна из самых тематичных (если не самая) настолок «бездушного» гения Книции. Игроки выступают в роли правителей страны, стремящихся отжать себе побольше территорий и подмять под себя все сферы жизни в государстве, распространяя влияние везде, где только можно. На общем игровом поле участники партии выстраивают империи посредством тайлов, олицетворяющих собой различные классы народа, от рыбаков и торговцев до управителей и воевод.
Собственно, тема игры про «классовую борьбу» за территории очень мощно ощущается в течение партии (для абстракта). И хотя сам процесс больше напоминает что-то типа го, могу сказать, что лично для меня тематичность этого абстракта находится на самом высоком уровне среди всех настолок подобного класса. Может быть, потому что все эти переставления разноцветных тайлов довольно разнообразны, каждое со своими правилами и исключениями, отлично привязанными к происходящему на игровой карте. Вы всегда понимаете, как и почему действуют рыбаки или какие-нибудь воеводы, ведь их действия логичны, и перепутать их невозможно.
Компоненты в зарубежной коробке отличные, как в принципе, и в двух предыдущих версиях игры (и от FFG, и в более древней версии). Впечатляет их количество и деревянность. Помимо игрового поля, кучи деревянных кубов (150 штук), 140 картонных тайлов и деревянных жетонов лидеров, напихано всяких маркеров, ширм и прочего добра.
Не знаю уж почему, но именно у этой игры Книции наполнение всегда было шикарным. (Может, она поэтому топ-1 у него?)
Yellow & Yangtze одна из сложных абстрактных игр, где в правилах наворочено нюансов и исключений больше, чем в какой-нибудь коробке с простым евро, поэтому ограничусь лишь общим описанием. Итак, игровое поле представляет собой страну, поделённую на множество шестиугольников, в свой ход игрок выкладывает на поле тайлы различных цветов из случайно набранной в начале партии руки (каждый ход она пополняется). Помимо тайлов у каждого игрока есть фишки лидеров разных «профессий», соответствующих цветам тайлов. Их тоже можно выставлять на поле и получать за это очки по определённым правилам, в зависимости от выстроенных конфигураций тайлов.
Вражеских лидеров можно и нужно выпихивать с территорий при помощи войн, стараясь выставить своих в наиболее «плодородные», созданные самими игроками места. По мере создания-заселения людьми различных территорий игрового поля на нём будут появляться пагоды, эдакие здания-высотки, которые пассивно фармят вам очки. За обладание последними обычно и идёт война.
Так, ход за ходом выставляя с руки тайлы, игроки превращают пустынное поле в заселённую людьми и застроенную пагодами страну, в которой лидеры различных фракций борются за контроль территорий, выталкивая друг друга с насиженных мест и стараясь создать доходные области. При этом очки в игре нескольких цветов (лидеры разных цветов, выставляемые игроком, дают ему соответствующие очки), и победит тот, кто наберёт их больше в самом своём слабом цвете. Так что придётся развиваться во всех направлениях, ну, или развивать что-то одно, а другое отнимать у соседей.
Те, кто играл в «Тигр и Евфрат», въедут в нюансы с первого раза, так как изменения хоть и есть, но они коснулись лишь некоторых аспектов правил, в основном же всё осталось на прежних местах.
Наверное, начну сразу с ощущения относительно прародительницы Tigris & Euphrates — они немного другие. Общая концепция, на которой основаны обе настолки, понятное дело, идентична, но подход чуть иной. В целом, когда мне приходилось объяснять правила T&E, часто это заканчивалось непониманием с первого-второго-третьего раза, так как исключений, ответвлений и нюансов в правилах было предостаточно: в одном случае красные жетоны, в другом синие / зелёные / чёрные считаем — и это при весьма похожих действиях. Новичкам довольно сложно запоминать исключения и навороченные правила. В Y&Y всё упростилось, но не в плохом смысле, а как в TI 4ed по сравнению с TI 3ed. Автор в угоду времени и веяниям индустрии сделал игру более динамичной, оставив при этом прежнюю глубину. Подрихтовали правила в сторону подрезания некоторых нюансов.
Вопрос в том, стало ли всё настолько проще и легче, что в игре исчезло что-то, что неотвратимо влекло игроков к лучшей по версии BGG игре Книции — может, исчез широкий выбор действий, присущий T&E, или что-то другое? Я специально перед написанием обзора переиграл в свою старенькую коробку (не FFG-шную) и обновил впечатления по Y&Y.
Что могу сказать? Периодически буду играть и в ту, и в другую, но чаще на столе неотвратимо появляется новая версия. Почему? Тут есть одна причина, очень весомая и с которой не будут спорить даже противники настолки. Введение новичков в обновлённые правила стало гораздо проще. Отрицать, что обучение в T&E дело непростое и часто неблагодарное, сложно: за простотой механик крылось столько нюансов, что при кажущейся примитивности даже опытные игроки после долгого отсутствия в игре вынуждены были перечитывать правила. Так, на всякий случай, чтобы не упустить какой-то нюанс.
Y&Y пошла по другому пути: в качестве примера можно взять войну, которая теперь проходит в один этап, вместо прежних нескольких последовательных сражений между лидерами всех цветов. Это не только ускорило процесс, но и изменило тактику вступления и навязывания боёв, ведь теперь и победные очки даются лишь за одного лидера в войне, несмотря на то, сколько их участвовало в битве. То есть игрок, по сути, теперь выбирает более выгодный для себя цвет, который необходимо подтягивать, не сильно напрягаясь с просчётом всего сражения наперёд. То есть оно как бы осталось таким же масштабным, но результат стал менее решающим, уступив место стратегическому планированию на будущее и тактическим манёврам посредством тайлов / лидеров на поле.
Война стала более позиционной, а внимание участников партии теперь концентрируется на верном расположении и выстраивании тайлов, дабы основать своё царство-государство, способное выдать максимум очков. Акцент в получении ПО сместился немного в сторону пагод (монолитов по-старому): так как поле теперь поделено на шестиугольники, то для постройки пагоды требуется не четыре (как раньше), а всего три подготовленных места.
Но самое крутое изменение коснулось свойств цветов тайлов — казалось бы, упрощал-упрощал Книция, да и ввёл новых наворотов в игру: каждый цвет имеет какое-то особое свойство-действие, способное помочь в реализации планов игрока. Например, синие тайлы можно выкладывать сразу пачкой при соблюдении некоторых условий; за выкладку зелёного появляется возможность добрать нужный тайл в руку; и т. д. В результате этого появились некоторые признаки «комбо», как в каких-нибудь евро. К тому же лидеры вне игрового поля также приносят некоторые бонусы — то есть на поле они дают очки, а вне поля их можно использовать, чтобы получать какие-либо профиты; так что, с одной стороны, правила даже усложнились, но… Но нет.
Вся игра в целом стала ощущаться гораздо легче, воздушнее что ли. Правил по-прежнему немало, но укладываются в голове они быстрее, нагляднее, так, что ли, сказать можно. Конечно же, остались и памятки на внутренних сторонах ширм игроков, подробно объясняющие все действия, доступные игрокам. Книция смог переделать свою хитовую коробку в нечто совершенно новое — не зря я упомянул о TI 3ed и TI 4ed (две практически идентичные настолки, но последняя является «облегчённой» версией первой). Так и тут: Yellow & Yangtze — свежая версия старушки Tigris & Euphrates. И как бы я ни любил много лет вторую, приходится признать, что игродизайн не стоит на месте, а новое — это не просто хорошо забытое старое, но и допиленное за годы существования до блеска.
Опять-таки оговорюсь, что, как мне кажется, на столе имеют право на существование обе коробки, так как хоть механически они и похожи, однако играются всё же чуточку по-другому. Может, во мне говорит привязанность к T&E, ведь все последние разы раскладывается только свеженькая коробочка (кроме того, «вспоминательно-ностальгического»). Одна из причин, понятное дело, то, что это новинка, но вот вторая — люди по-прежнему отказываются въезжать в правила «Тигра и Евфрата», и за вторую партию усадить удаётся мало кого, в то время как Y&Y всеми принимается гораздо теплее.
Я было подумал сначала, что это благодаря оформлению, но у FFG-шной версии ведь тоже было шикарное оформление, однако мало что менялось в деле сбора новых адептов настолки. И кажется, причина большей популярности свежей коробки мной найдена. Она кроется в ощущениях и общих впечатлениях. Если T&E — это чистейший абстракт, играется как абстракт, думается за столом с ним как за любым абстрактом, то Yellow & Yangtze больше евро. Не по сути, но по ощущениям. Посудите сами: тут вам и особые свойства тайлов появились, и лидеры теперь умеют всякое вне поля (тоже по сути абилки), и комбы можно проворачивать на тайлах. Всё это в рамках тех же правил, но благодаря маленьким изменениям процесс превратился в некий евро-динамичный движок. Так что игра сейчас занимает в моём представлении нишу между абстрактом и евро.
У тайлов каждого цвета появилось больше индивидуальности и специализации, они стали чуть менее бездушными. Здесь нет шахматных «матов», которые встречались в «Тигре и Евфрате», когда вы выстраивали такую позицию или проводили такую войну, после которой оппоненту оставалось только плестись в конце по очкам, здесь всё происходит более плавно, все плавно набирают очки, на чём-то специализируются, в общем, как в евро, говорю ж. И при этом игра остаётся оригинальной. Я бы даже назвал её «возможностью плавно познакомить евро-геймеров с хорошими абстрактами».
Что ещё понравилось в Yellow & Yangtze, так это варианты действий в свой ход. Если в прародительнице каждый ход был чем-то вроде подготовки к выстраиванию комбинации, как в тех же шахматах, то есть вы условно десять ходов переставляете свои тайлы-фигуры таким образом, чтобы привести игровое поле в нужное вам состояние, то в Y&Y вы каждый ход совершаете что-то значимое. Подобное стало возможно благодаря именно что приданию тайлам и лидерам дополнительных свойств, позволяющих проворачивать комбо-вомбо. Игрок не просто выкладывает картонную плашку и передаёт ход, а может выложить одну-две-три, привести ситуацию на поле к более неожиданным результатам для соперников. При этом подготовка и планирование наперёд никуда не делись, так как есть жёсткие ограничения и понятные рамки возможностей.
Более живой и менее сухой абстракт от Книции, граничащий с евро, который, сдаётся мне, найдёт гораздо больше поклонников, чем изначальная версия игры. Это всего лишь ощущения и мнение, но, кажется, что целевая аудитория у новой коробки гораздо более широкая, так как в ней предлагается — как бы так выразиться — вовлечение в процесс без заучивания комбинаций, дебютов и эндшпилей. Мы просто садимся и играем, а закончив, не встаём из-за стола с прострацией и пониманием, что всё делали не так и чтобы понять, как делать «так», нужно сыграть не одну и даже не две партии. В общем, для людей как будто делал доктор, а не для роботов, как обычно =)
Станет ли она со временем игрой Книции № 1, не берусь сказать, но как минимум это достойный продолжатель игры № 1.