-AdRiver-
AlonZo написал полчаса назад к статье Alien RPG: # Если не сложно, про Нуменеру. Очень не раскрыт такой красивый мир с пр...
Seylorpeg написал полтора часа назад к мысли на тему Небольшой обзор игры Dark Valley: # Да не за что. Война Кольца - отличная игра, спору нет, особенно для це...
Crabs написал 3 часа назад к игре Gloomhaven: Forgotten Circles: # Айзек в последнем апдейте для Frosthaven рассказал, что будет репринт\...
Kaimir написал 4 часа назад к игре Иниш: # Я пару месяцев назад писал им на электронику. Они ответили: 99% что бо...
doom_ak написал 4 часа назад к игре Nemesis: Lockdown: # Если не сильно почувствуешь трату 300 долларов, то бери все. Как выше ...
Предзаказ игры «Тайны эхосферы»
Проект по предзаказу локализации настольной ролевой игры «Тайны эхосферы» (в анг...
С миру по нитке [29.05.2020]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки: «Пандору...
Настольные премии мира. Май 2020
Подборка лауреатов и номинантов настольных премий из разных стран мира за май 20...
НРИ «Неизвестные армии». Старт предзаказа!
«Неизвестные армии» направляются в Россию. Пока в виде стартового набора.
Голосуем кошельком [28.05.2020]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...

Ksedih

Обзор игры «Azul. Летний дворец»

19 мая 2020

Информация

добавить
игры Azul. Летний дворец
персоны Михаэль Кислинг
компании Звезда
Дата: 19 мая 2020
Оценка пользователей
9.4770
-

Третий раз Кислинг выпускает свой «Азул» всего за несколько лет, и третий раз его с удовольствием раскупают любители абстрактов и просто поклонники настолок. Как ни удивительно, но я, не являясь, мягко говоря, любителем жанра, не сразу, но тоже подсел со временем на эти плиточки и «леденцы». Понятное дело, окружение делает своё дело — не сидеть же в стороне, пока остальные раскладывают очередную партию, звеня тяжёленькими пластиковыми камушками. К тому же автора я сильно уважаю за другие его настолки, так что отторжения не испытываю к этому его популярному ныне творению, несмотря на самый непривлекательный для меня жанр. Но и без скидок играть в коробочку «Азула» заставлять себя не приходится.

 

Рассказывать, что такое «Азул», сейчас становится уже как-то странно, ведь о нём знают все. Даже мои знакомые, родители знакомых, знакомые ненастольщики знакомых — все либо играют в него, либо даже приобретают в собственное пользование. Эдакий современный настольный феномен, как маджонг у китайцев, скоро станет — будет каждая бабуля играть.

 

Так что сегодня будем смотреть, чего же такого наворотил в третьей инкарнации своей хитовой настолки дедушка Кислинг. Главным образом акцент хотелось бы сделать именно на сравнении трёх версий, так что не удивляйтесь множеству фотографий с первыми двумя. Нам интересно разобраться, какая из них самая топовая (и для кого) и чем они вообще отличаются.

 

 

 

 

Что в коробке?

 

 

В коробке, как и положено, всё, что было в предыдущих версиях, только... другое:

 

 

 

Например, это плашки-заводы плиточные, куда складываются камушки/стекляшки каждый раунд. Отличия есть только у кругляшей из второго Azul-а, на обороте которых есть разделение на сектора-цвета.

 

 

В первой инкарнации использованные камушки предлагалось сметать со стола просто в сторону, что уже тогда немного напрягало, так как засыпать их потом обратно в мешок было не большой, но проблемой. И вот уже во второй коробке («Витражи Синтры») была добавлена собирающаяся картонная башенка, куда ссыпались фишки и из которой впоследствии можно было быстро и легко высыпать их обратно в мешок для замешивания:

 

 

 

 

В третьем Azul-е у нас снова башня, но на этот раз она стала гораздо больше и солиднее по сравнению с её предыдущей версией. Чем это обосновано, мне не совсем ясно. Фишки не сказать, что стали занимать гораздо больше места, несмотря на свою новую менее эргономичную форму. Но больше не меньше, и новая башня выглядит внушительно:

 

 

 

 

Далее идут двусторонние планшеты игроков, как и в первой части здесь можно играть на более «новичковой» цветной стороне, а можно на стороне «для опытных»:

 

 

 

 

Поле для подсчёта очков и раундов. Тут всё по классике, как и во второй версии игры плюсом идёт вспомогательное поле и напоминалка какой сейчас раунд:

 

 

 

 

Ну, и конечно же, сами камушки. На третий раз они опять отличаются от предыдущих версий: если в первой это были просто квадраты, во второй — квадратные «стёклышки», то в «Летнем дворце» игроков ждут ромбы. Такие же тяжёленькие и приятно звенящие, к которым все привыкли в первой коробке:

 

 

 

 

Огненные компоненты. А уж когда ими обсыпаешься всеми тремя из каждой коробки, м-м-м. Мечта настольных фетишистов:

 

 

 

 

А, ещё мешочек. Третьего цвета. Целая коллекция уже. Наверное, с годами можно ожидать все остальные цвета радуги =)

 

 

 

 

Как в это играть?

 

 

На этом параграфе не хотелось бы задерживаться долго, так как все и так знают, как играть в «Азул», в любом обзоре последних лет об этом можно прочитать. Третья коробка переняла все базовые принципы и основы предшественниц — иначе бы она и называлась по-другому: есть заводы, куда каждый раунд выкладываются случайные камни и откуда игроки в течение раунда их разбирают.

 

Остановлюсь лишь на изменениях:

 

  • Теперь появилось понятие «джокера». В каждом из шести раундов это определённый, заранее прописанный в правилах (и на планшете для подсчёта очков) цвет. Этот цвет нельзя выбирать для забора в текущем раунде, одна плиточка данного цвета даётся только «в нагрузку» к выбранному другому цвету. То есть, если «джокер» сейчас красный, то забирая с завода две условные жёлтые плитки и при наличии на этом заводе красных камней (не важно, одного или двух), игрок забирает бонусом один джокер.

 

  • Большое отличие в том, что теперь игрок не забирает и тут же выставляет полученные плитки на планшет, теперь есть фаза выбора фишек и только после неё — когда плитки со всех заводов разобраны — наступит фаза выставления полученных фишек на свой планшет.  

 

 

 

 

  • От раунда к раунду теперь есть «тайничок», в котором можно сохранять в запасе до 4 плиток, чтобы выставить их впоследствии, в удобный вам момент.

 

  • Появились бонусы в течение партии за заполнение планшета определённым образом.

 

Вроде бы всё. А так — по-прежнему выбираем плиточки, застраиваем ими свой планшет и получаем по определённым правила победные очки. За заполнение «цветов» получаем бонусные баллы, что подталкивает к выбору «линии стратегии», скажем так.

 

 

 

 

Впечатления

 

 

Помните, когда вышел второй Azul, насколько он был не похож на своего прародителя? Да, использовались те же механики и основа, но было введено несколько отличительных механизмов от первой версии. Чего только стоит сборный планшет игрока, который в каждой партии другой. Введение человечка, бегающего по вашим витражам и способного «пропускать» вам ход, также вводило новые хитрости и варианты действий для игроков, ну, и сегментарный сбор бонусов-сетов под планшетом тоже был несколько отличным от базы, причём даже два варианта на выбор давалось (одна и другая сторона планшета).

 

Чем же «Azul. Летний дворец» должен удивить игроков, уже в третий раз садящихся за одну и ту же настолку? Начать с внешнего вида можно, но давайте опустим это пункт, так как, понятное дело, тут дело вкуса и, если я вам расскажу, насколько мне ромбы нравятся больше квадратов, то пользы от такой информации с гулькин нос. Кому-то стекляшки-леденцы второго «Азула» понравились гораздо больше первой версии, а кто-то без тяжести камешков первого не может жить во второй версии. Так что внешний вид в данном случае считаю не самым важным фактором.

 

 

 

 

А удивлять нас третья редакция должна вот чем: большей стратегичностью, чем в первой коробке, но меньшей замороченностью, чем во второй. Я бы назвал эту версию чем-то средним, промежуточным звеном, градиентом-шлифовкой двух предыдущих. Здесь основы базы и повышенная сложность «Витражей Синтры», однако загруз, присущий «Витражам», отсутствует. Помните, как легко было играть в базу? Вот здесь то же самое, но не настолько прямолинейно.

 

Во-первых, появившаяся возможность откладывать камушки каждый раунд (до четырёх штук) заставляет просчитывать наперёд, что вам потребуется в будущем, и вынуждает пошевелить мозгом, как же так насобирать нужное количество камней, чтобы получить максимальный профит. Ведь выкладывание фишек в слоты на своём поле в «Летнем дворце» довольно сильно отличается от обычных принципов: теперь вам нужно не просто взять и установить фишку, а набрать определённое их количество, чтобы «заполнить слот», и чем дальше в лес, тем больше фишек будет нужно собирать под каждый слот. Хотя неправда — в первой коробке принцип похож, но здесь он более дружелюбный в плане того, что бить фишки теперь фактически не надо, так как игрок очень чётко может контролировать процесс набора и выставления на поле камней за счёт откладывания «в тайник» и свободного выбора в какой слот выставлять фишки.

 

 

 

 

Казалось бы — некоторое облегчение и не труъ? Можно сказать так, но это придало игре два новых свойства: первое — больше удовольствия за счёт чуть меньшей кризисности и ситуаций, когда на пол сыплются плитки и вычитают вам очки «за просто так»; второе — теперь свою стратегию вы строите наперёд, зная, что пусть у вас и есть возможность не бить плитки, однако выстраивать план заполнения планшета желательно так, чтобы он был максимально «идеальным», подразумевающим максимальное же начисление победных очков. Не буду вдаваться в подробности, но здесь есть разница в каком порядке заполняются «цветки» на поле, и игрок хоть и имеет огромный выбор откуда и как начинать застройку, всё же стремится к определённым последовательностям, которые неявно ограничивают его. И — на личном примере замечено — тот, кому лучше удаётся подстроиться под ситуации в партии, попадает на первое место.

 

«Во-вторых» вытекает из первого пункта: фишки нужно собирать и складировать у себя пачками, а откуда же их взять больше, чем мы добываем с заводов каждый раунд? Для этого есть центральный круг на общем поле для подсчёта очков; именно туда можно запускать свои загребущие ручонки, дабы ухватить нужные цвета — и побольше, побольше!

 

 

 

 

Введение этого новшества привело к тому, что пусть основу в строительстве и составляют набираемые по ходу раундов плитки, но пользование центральным, бонусным кругом выходит на передний план при плотном соперничестве, так как именно здесь можно точечно дополучать важные цвета, за счёт которых отрываться от соперников на победном треке. Одной из тонкостей «Летнего дворца» стало именно планирование и правильное «попадание» в моменты, когда нужно брать определённый «джокерный» цвет, когда его использовать и когда оставлять про запас плитки, которыми впоследствии закрывать так называемые «декорации» на поле.

 

Это уже «в-третьих»: необходимо выстраивать узоры на своём планшете так, чтобы собирались некие «фигуры», окружающие те самые «декорации», которые в свою очередь дают возможность копаться в центральном кругу и подбирать себе нужные плитки. Декорации бывают трёх видов и дают разное количество фишек: одну, две, три. Соответственно возрастает и сложность их закрытия. И вот тут очень интересный момент, с каких из них начинать застраивать свой планшет. Со сколькими людьми играл, столько и вариантов заполнения было. Но условно можно их поделить на: «закрою побыстрее мелочь и получу профит сейчас, наращивая мощь» и «буду долго долбиться в тройки, чтобы потом скопом закрывать мелочь полученными плитками».

 

 

 

 

Я понимаю, что всё вышесказанное для совсем незнакомого с игрой звучит, наверное, странно и непонятно, но это первый Azul, про который хочется рассказывать что-то подобное, какие-то фишки, подробности, нюансы. Коробка стала выглядеть более похожей на настольную игру, а не на простой абстракт. Нет, не стоит обманываться, это всё ещё абстрактное поле и такие же абстрактные фишечки, но сюда привнесено довольно много облагораживающих первую версию штук. Не буду оригинальным и наряду со многими другими скажу, что эта коробка нравится мне больше предыдущих.

 

Если бы меня спросили, какая версия круче объективно, однозначно сказал бы, что «Летний дворец» лучше стартовой коробки, а вторая версия совсем другая и, несмотря на идентичные принципы, сильно уводит в сторону пусть не геймплей, но ощущения точно даёт совершенно иные. В свежей коробке игроку даётся и стратегия/глубина, и простота геймплея. В предпоследней (второй) — стратегия. В первой же — только простота. Как бы банально ни звучало, но каждая хороша по-своему и выбрать можно именно то, что нужно вам. Например, если хочется грузиться и взрывать мозг, то «Витражи Синтры» к вашим услугам.

 

 

 

 

В общем, в качестве итога могу лишь спросить читателя, что ему нравится больше и почему, например, ему больше по душе первая часть, нежели новая (я, допустим, не могу найти обоснований для себя)? Как ни крути, а сравнивать их можно легко по большинству параметров, и по всем старушка останется позади. А вот вторая коробка по-прежнему стоит особняком, и проведение аналогий со своими родственницами хоть и логично, но обычно упирается в совершенно разное восприятие геймплея и ощущение от него.

 

 

 

 

Итого

 

 

Хорош ли третий Azul? Несомненно, да. Есть ли в нём что-то новое? Определённо. Если в коллекции уже есть I/II коробка, нужна ли третья? Если есть вторая, то третья нужна, при наличии же первой — нет (хотя я бы предложил обменять старушку на свежачок). С какой версии лучше всего начинать? Думаю, с новой. (Хотя, если так подумать, то хитрец Кислинг будет, наверное, постоянно обновлять свой наркотик и мы будем вынуждены закупаться его коробками, как бустерами ККИ. Интересно, на какой он выдохнется и ему нечего будет больше сказать?)

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Razorvi_KapbITo написал 9 дней назад: # скрыть ответы

Аж попробовать захотелось. Спасибо за обзор!

Belsar написал 9 дней назад: # скрыть ответы

Думаю, что основа в механике, а далее вкусовщина:квадратики или ромбики, прозрачные или окрашенные.

Slider написал 5 дней назад: #

С третьей частью это не так.
Тут завезли больше глубины и стратегичности.

Ksedih написал 5 дней назад: #

Пробовать настольные игры - это долг каждого настольшика. =)

Chindzher написал 6 дней назад: # скрыть ответы

Я ещё ни волну часть не играл. Зато смотрел почти все летсплеи на трубе)) Игры выглядят классными, но не могу себе позволить. Много чего хочется сильнее, чем азулы. Насчёт сравнивания, то мне показалась странная вещь "Витражей синтры" и "Летнего дворца". Побеждали в основном те, кто больше набирал жетончиков. И тут возникает вопрос, это баланс такой или неопытность летсплейщиков? В первой части Азула такого не было, потому что сама игра не позволяет. А во втором и третьем Азул (ах), это просто таки бросается в глаза.

Ksedih написал 5 дней назад: #

Я не настолько великий стратег в Азуле, чтобы говорить как в него правильно играть. У нас было много партий поначалу, когда для всех была очевидна стратегия "бери больше - ползи дальше по треку", а были такие сессии, когда каждый понимал, что лидер, хватающий нужные ему цвета каждую партию, просто разрывает остальных, и начинались подрезания по цветам (не важно на сколько там больше плиток остальных цветов можно хапнуть). Так что, думаю, баланс есть. Но необходимо более глубокое практическое исследование, так сказать.

NRGetic написал 6 дней назад: # скрыть ответы

А какой из трех наиболее агрессивный? Где больше взаимодействия между игроками?

knoppix написал 6 дней назад: #

Во второй не играл, но первый агрессивнее третьего. По крайней мере после нескольких партий в третий штрафных очков кроме как за фишку первого игрока никто не получал.

arthouse69 написал 6 дней назад: #

Второй самый агрессивный, огромные штрафы. На второе место я бы поставил первый. В коллекции есть все три коробки.

Ksedih написал 5 дней назад: #

Выше всё вернонаписали, но! Третий не менее агрессивный чем первый, в нём точно такая же конкуренция за плитки. Агрессивность первого кажется выше из-за того, что там минусы получаются чаще, а в третьем получение минусов сглажено. Кислинг постарался как можно больше дать позитивных эмоций игрокам, скажем так, нивелиров минусовые очки. Но конкуренция при этом осталась такой же, так как тот, кто подрезает более важные плитки у оппонентов, выйдет в больший плюс.