-AdRiver-
Siar написал 27 минут назад к игре Deep Madness: # Как и любой кикстартер - на bgg/ebay по неадекватной цене. Имхо, ни од...
makemake написал полчаса назад к игре Плотина: # Может кому-то будет полезно, уточнение по 4-му жетону целей. В русских...
tkis написал полчаса назад к игре Deep Madness: # на BGG продают, но по диким ценам...
Mxx написал час назад к игре Древний ужас: # Спасибо,понял.
Mxx написал час назад к игре Древний ужас: # Благодарю за ответ
«Фабрика игр» выпустила «Криптид» и открыла предзаказ
Предзаказ будет идти до 14 июля 2020 года.
Стартовал предзаказ игры «Тропы Туканы»
Скоро локализация Trails of Tucana!
Голосуем кошельком [02.07.2020]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
На экранах [01.07.2020]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
Настольные премии мира. Июнь 2020
Подборка лауреатов и номинантов настольных премий из разных стран мира за июнь 2...

Ksedih

Обзор игры Small World Underground

31 мая 2020

Информация

добавить
игры Small World Underground
персоны Филипп Кейарт
компании Days of Wonder
Hobby World
Дата: 31 мая 2020
Оценка пользователей
9.3447
-

С пыльных полок на фоне новости об издании новой игры в серии Small World — в первых числах мая — была достана Small World Underground. На самом деле не таких уж пыльных — коробка-то локализованная, хотя в то время, когда мы в неё играли, о локализации и речи не шло. Причём я чётко помнил, что мы раскладывали её о-о-очень давно и решил проверить по дневникам — восемь с половиной лет назад. О_о «Обалдеть, как долго я на «Тесере», — подумалось мне, после чего пошёл писать нижеследующий текст.

 

Обзор, наверное, не столь актуальный, но — почему бы не познакомить новичков с этой коробочкой? Благо столько бурное развитие, которые мы наблюдаем сейчас в России, настольные игры получили буквально совсем недавно. Да и просто захотелось после семи освежающих воспоминания партий, тем более, что нашёл свой же обзор микс-расширения для Small World / Small World Underground — неплохо бы его «дополнить».

 

 

 

 

О чём это?

 

 

Итак, есть маленький мир, поделённый на территории. И он настолько маленький, что куче рас, живущих в нём, очень тесно, вследствие чего они всё время сталкиваются на границах, воюют, стараются отобрать побольше жизненно важных территорий друг у друга. Конечно, всё это делается посредством применения своих врождённых умений и свойств. Именно свойства и умения являются одной из главных особенностей игры, ведь здесь в каждой партии расы генерируются случайно: у каждой изначально есть какое-то умение, плюс к этому добавляется случайный навык, в результате чего выходят уникальные комбинации.

 

Игра сверхагрессивная и сражаться приходится зачастую каждый ход. Это фича и механика игры, но Days of Wonders очень семейная компания-издатель, поэтому подала всё это в красивейшей обёртке, добавив не только отличное оформление, но и шуточную подачу всего происходящего с кучей отсылок к различным произведениям («Властелин колец», Tomb Raider, «Ктулху» и пр.). Однако если вы не любитель повоевать, то сразу скажу, игра вам не зайдёт. Здесь вся суть в бесконечном весёлом месилове, ну, или в дипломатичном отсиживании в своём углу, если вам позволят протирать штаны и не вставать под боевые знамёна, конечно (обычно, к сожалению, не позволяют).

 

 

 

 

Что в коробке?

 

 

Про наполнение коробок этой компании даже говорить не стоит ничего. У них всегда всё на высоте. Включая встроенные органайзеры, заметьте. Мало кто может похвастаться чем-то подобным. По крайней мере, десять лет назад точно никто не мог сравниться с ними в этом плане. Да и сейчас как-то не встречаю много жаждущих поделиться с настольщиками удобным организационным инлеем бесплатно.

 

 

 

 

Два игровых двусторонних поля: одно большое, складывающееся вчетверо (на четверых и пятерых игроков), и одно маленькое, складывающееся вдвое (на двоих и троих):

 

 

 

 

Куча жетонов разных рас, сложенных каждая в свой отдельный отсек:

 

 

 

 

Плашки рас и способностей, которые стыкуются друг с другом, создавая комбинации:

 

 

 

 

Жетоны монеток разных номиналов:

 

 

 

 

Куча вспомогательных жетонов на все случаи жизни:

 

 

 

 

И кубик «деревянный, прикольный». С развёрткой 0-0-0-1-2-3:

 

 

 

 

Как в это играть?

 

 

Как обычно, ограничусь лишь кратким описанием процесса, ибо для освоения всех тонкостей есть правила в коробке, а для общего понимания достаточно следующего. Карта мира поделена на множество участков-регионов разных типов и выбирается (масштабируется) в зависимости от количества участников партии — Маленький мир должен быть тесным, иначе воевать будет незачем. После чего начинается её заселение расами.

 

Игроки по очереди выбирают себе расу из доступных шести, получают её жетоны и выводят на поле, следуя определённым правилам: каждый регион для захвата требует два жетона + по одному жетону за каждый вражеский жетон, уже лежащий в захватываемом регионе. Продвигаться по карте нужно строго последовательно, старательно «карабкаясь» по горам (тратя на это лишний жетон), переплывая реки и сражаясь с местными обитателями (затрачивая два дополнительных жетона).

 

 

 

 

Таким образом, постепенно двигаясь по территориям, из раунда в раунд игроки борются за контроль над регионами и получают за это победные очки, представленные золотыми монетками. Очки получаются в конце каждого хода за количество регионов, захваченное вашими подопечными. Другими словами, важно как можно более широко расселяться расой и выбивать с окрестностей побольше монеток.

 

Конечно, этому мешают враги, ведь они хотят того же, и зачастую мирно сосуществовать не получается. А если уж вы смогли подмять под себя бó‎льшую площадь, чем оппоненты, ждите гостей. Именно в противоборстве за земли и применении различных свойств заключается весь сок игры.

 

 

 

 

Рано или поздно вашу расу знатно потреплют и у вас останется не так уж много жетонов для контроля территорий — это то самое время, когда можно и нужно выбрать себе новую расу и снова броситься в бой со свежими силами, отказавшись от предыдущей и отправив её в так называемый «упадок» / «угасание» (называйте, кому как нравится).

 

Всё вышеописанное подкреплено интересными правилами покупки/угасания и свойствами/умениями рас. Угасание расы вообще зачётная фишка серии Small World, с которой нужно партию-другую освоиться новичку, чтобы прочувствовать динамику течения маленькой войны за территории и побеждать, правильно оценивая силы и потенциал выбранной расы.

 

 

 

 

Впечатления

 

 

Изначально, в 2009 году, игра была издана в своём классическом исполнении, но уже через пару лет вышло стэнд-элон дополнение Underground, о котором мы и ведём речь. Так вот в «Подземной» версии осталось всё то же самое (помимо оформления), но с добавлением интересной фичи, после введения которой, как кажется мне, базовая коробка стала не нужна. Ну, по крайней мере, стала казаться менее полноценной, чем последовательница.

 

Я говорю о добавлении волшебных предметов и особых мест на карте, которые привнесли ещё больше бодрости в бесконечный замес и делёжку территорий местными обитателями. Эти жетончики раскладываются в определённых местах карты, и любой игрок, захвативший землю с жетоном, получает доступ к какому-то дополнительному особому свойству. Это сместило акцент на новые «горячие» точки, где лежат артефакты, доступ к свойствам которых желает заполучить каждый. Рубилово идёт теперь не просто за земли, но и за конкретные предметы.

 

 

 

 

Игра как была десять лет назад отличным ареа-контролем, таким остаётся и сейчас. Мало чего появилось за прошедшие годы, и мало кто смог встать на одну ступеньку — не то что в оригинальности, но даже в жанровом противоборстве поспорить со Small World-ом могут единичные экземпляры настолок. Спустя столько времени ничуть не стала хуже коробка, впечатления прежние. И заключаются они в желании раскладывать партию за партией, брать и пробовать расу за расой, в том или ином сочетании с умениями.

 

По-моему, вся суть коробки именно в наигрывании достаточного числа партий одним составом, чтобы каждый участник правильно понимал динамику и чётко осознавал, что и как могут делать те или иные гоблинцы. После подобного погружения начинается самое интересное — настоящее противостояние профессионалов, когда каждый осознаёт те или иные преимущества доступных рас и может правильно подбирать контр-пики, занимать верные позиции на карте и заключать правильные взаимовыгодные союзы с другими игроками, которые точно так же понимают создающиеся ситуации на поле.

 

 

 

 

Small World — это коробка, для которой важно создать свою метасферу для суровых противоборств. Однако и в компании с условными новичками игра приятно заходит; другое дело, что подобный опыт куда более рандомный, ведь не знакомые с законами игры попросту не видят очевидных для опытных вещей. Не понимают, что та или иная раса очень сильна и именно её нужно топить на данном отрезке партии. Не понимают, что воевать стоит за вот этот участок карты, а не за тот. И таких нюансов очень много, порог входа в «опытные» относительно высок.

 

Нет, нельзя сказать, что настолка какая-то сверхумная и стратегичная, но настолько проработанная и отточенная, что отдавать дань уважения ей как ветерану не придётся никогда, наверное. Она будет играться отлично и долгие годы спустя. Именно наполненность и многогранность ощущается всеми, кто пробует Small World.

 

 

 

 

Шутка ли: 15 рас, 21 умение, 15 особых мест на карте. Всё это в отдельно взятой партии в случайной комбинации сочетается друг с другом и даёт каждый раз пищу для размышлений и планов каждому игроку. При этом подобное обилие объединено простыми правилами и весьма динамичный геймплеем. В общем, игра — бриллиант, который не должен быть пропущен и современными настольщиками. Хорошо, что мы достали её с полки и упоролись в несколько сессий.

 

Тем, кто не пробовал, очень советую где-нибудь заценить коробочку, в несколько раскладок. Несколько нужно для того, чтобы понять не только процесс, но и подходит ли именно вам подобный агрессивный геймплей. Бывает, встречаются игроки, сильно обижающиеся на то, что атакуют именно их, и вообще: «Задолбали, вон Вася впереди всех, мочите его!» Здесь нужно брать опытом и не обижаться, а лучше всем вместе — и новичкам, и обучающим (если таковые имеются за столом) — подсказывать друг другу, даже если подсказка заключается в «Мочи меня, я пару раундов получал по 15 монет». Это не только поможет быстрее освоить игру, но и даст правильно прочувствовать, как и что в ней работает и, самое главное, как реагировать на те или иные телодвижения оппонентов на карте.

 

 

 

 

Как и раньше, могу дать, как мне кажется, дельный совет: «Играйте чётным количеством игроков», — именно в этом случае баланс будет максимально хорош. Не будет ситуаций «двое дерутся, третий побеждает». Мы и втроём управляемся неплохо, ибо когда все опытны, дело обстоит получше, но всё равно случаются ситуации, когда попросту не распылиться и даже вдвоём не выходит быстро перегруппироваться, чтобы подрезать лидера (если ошиблись и допустили перевес).

 

В общем, если вы слышали про area control, но никогда не пробовали его на зуб, смело начинайте со Small World, не ошибётесь. Динамичная, разнообразная (это очень слабо сказано) и увлекательная коробка, позволяющая вволю пораскинуть мозгами и выбросить агрессию на соседей.

 

 

 

 

Итог

 

 

Коробка достойна быть в любой коллекции. Она из тех игр, которые с годами не забываются, а вспоминаются и достаются с полок, как произведения искусства, созданные годы и годы назад, но не увядающие со временем. И если бесконечный поток евро всех мастей сливается в одну большую кляксу, в которой можно лишь порой разглядеть отчётливые проблески в виде отдельных шедевров, то в жанре ареа-контроля, настолько доступного и хорошо поданного игрокам, сложно назвать вообще хоть одну настолку уровня Small World.

 

Я бы сравнил Small World Underground с бессмертным же Nexus Ops. Обе принадлежат к разным школам геймдизайна и использую кардинально отличающиеся механики, но ощущения мяса и расчёта дают очень похожие. Игроки прикидывают шансы тех или иных телодвижений, просчитывают, действуют, моментально получают отдачу — минимум вложений от игрока, максимум отдачи от коробки. Одно из лучших вложений денег в картон, мне кажется.

 

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
cowthulhu написал месяц назад: # скрыть ответы

Я бы не сказал, что осталось все то же самое: карта стала непроработанной (про кислотный вырвиглаз отдельно потом статью напишу), если в базе был "отрезаемый" север и северо-восток, когда можно было захватить одну-две земли, и заблокировать продвижение врага через "твои" земди, особенно героями(heroic), драконом или хобитскими норами, то в подземном мире на карте нет таких мест, появилась невнятная река делящая карту на две части. А артефакты и реликвии сделали из шахматноподобной игры треш, хаос и манчкин. Я бы сказал, что от "того" маленького мира из-за этого всего осталось только название.

rumatik написал месяц назад: # скрыть ответы

а разве "отрезаемый север" - это хорошо? По-моему это вносит дисбаланс в игру.

cowthulhu написал месяц назад: #

Дисбаланс в игру вносят новые расы, они местами откровенно имбовые. К тому же для ребят типа слингманов нет понятия "отрезанный север".

Ksedih написал месяц назад: #

Кому что. Я тоже не считаю отрезаемый север чем-то хорошим. А реликвии и треш - ну, мне лично не хватает в шахматах немного хаоса. Те более такого управляемого и просчитываемого как в Small World Underground.

cowthulhu написал месяц назад: # скрыть ответы

Ну, на карте на 5-ых вообще отрезается путем блокировки двух земель восток, юг и запад. Как по мне- это тактически-стратегически интересно и влияет на планы по оправке расы в упадок. Например держать непробиваемую оборону с одной стороны, посередине удерживать активной расой с бонусами(волшебники, крестьяне и т.п.), и в другой стороны забарикадироваться какими нибудь троллями в пещерах. Подземелье лишает таких приколов.

ashenvall написал полмесяца назад: # скрыть ответы

А как раз эти тролли не имбовые ли?

Ksedih написал полмесяца назад: #

Тролли да, мощны, но, к сожалению (или счастью), Small World очень требователен к скиллу игроков. То есть, при общем хорошем понимании всех игроков, что происходит на карте, сильные расы контрятся временным союзом на один ход, чтобы подопустить зарвавшуюся расу на землю. Если же уровень игроков недостаточно высок для моментального осознания угрозы, то мощную расу легко упустить вперёд. Но благо опыт в игре набирается достаточно быстро. И если после первой партии новички негодуют: "Ну, конечно, отхватил себе имбовую расу"! То впоследствии за этой/им расой/ами устанавливается бдительный надзор.

cowthulhu написал полмесяца назад: #

Не особо. Против них колдуны и дракон.

Razorvi_KapbITo написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Ksedih, на ваш взгляд, какие дополнения стоит взять к Small World Underground. Или они совсем не обязательны?

Ksedih написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Так к нему и допов-то как таковых нет. Разве что Realms можно взять, да карту на шесть игроков. Но вторая нужна только при соответствующем запросе (желание сыграть вшестером), а первый опциональный, так как и база Underground-а прекрасно играется. Вот вышел бы доп с дополнительными расами, было бы здорово, а то впятером 15 рас легко прокручиваются.

Razorvi_KapbITo написал полмесяца назад: #

Понял. Благодарю за информацию.