-AdRiver-
Nikolai11 написал полминуты назад к игре Clash of Cultures: Monumental Edition: # Спасибо.
Dobry_Kapitan написал 14 минут назад к игре Clash of Cultures: Monumental Edition: # Да, точно, 4 способа победы, про науку я что-то зыбыл. Это классически...
Malgrim написал 21 минуту назад к игре Clash of Cultures: Monumental Edition: # Можно - сколько раундов договоритесь, столько и сыграете.
Cminor написал 25 минут назад к игре О мышах и тайнах. Сказки Нижнелесья: # Здравствуйте, хотел бы приобрести данное дополнение, желательно не рас...
polniy_lamer написал полчаса назад к игре Titans: # добавил вторую книгу правил и перевод. содержит описание карт наций и ...
Итоги курса «Создание образовательных настольных игр»
Подходит к концу курс по разработке образовательных настольных игр от Гильдии ра...
С миру по нитке [04.12.2020]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки — «Ужас А...
Голосуем кошельком [03.12.2020]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
Открыт предзаказ на «Столкновение цивилизаций. Монументальное издание»
База и два дополнения в одной коробке.
С миру по нитке [02.12.2020]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки: «Банда м...

Ksedih

Обзор игры «Era. Средневековье»

28 октября 2020

Информация

добавить
игры ERA: Средневековье
персоны Мэтт Ликок
компании Звезда
Дата: 28 октября 2020
Оценка пользователей
9.3577
-

Красиво делать игры не запретишь. Видимо, этот девиз выбрал для своей игры «Era. Средневековье» Мэтт Ликок. 3D-миниатюры ВСЕХ (!) элементов игры — такое вы вряд ли где-то ещё видели. Собственно, именно этим изначально и привлекает настольная игра своих потенциальных поклонников. Все, кто мельком замечает эту настолку на столе, сразу начинает спрашивать: «А что это, а почему, а откуда?» И эти вопросы задаются не потому, что игра похожа на какой-нибудь «Сырный замок» или нечто детское, где визуал компонентов преобладает над смыслом. Во всём этом нагромождении «лего»-домиков сразу чувствуется потенциал и видна работа именно что геймдизайнера, поэтому всем сразу хочется разобраться что к чему и сесть погонять в коробочку. Но первые впечатления могут быть обманчивы, так давайте же взглянем, что же под крышкой у этой настолочки.

 

Я, как и многие, ждал коробку давно, чтобы потыкать все эти пластиковые домики по полю и глубже погрузиться в механики игры. Посмотреть, что скрывается за 3D-визуалом, было очень интересно, и когда такой случай представился, я не преминул им воспользоваться, залипнув в игре на пару десятков партий. Так что сегодня могу чуть подробнее рассказать чего стоит ждать от «Era. Средневековье», а чего нет.

 

 

 

 

О чём это?

 

 

Каждый игрок возводит своё маленькое королевство из разных построек (типа ферм, церквей, башен и прочего) у себя на планшете, пытаясь набрать побольше очков за счёт… строительства. Игра полностью сосредоточена на постройке сооружений и зарабатыванию за это победных очков. Тема, как обычно, далеко вторична, но именно здесь настолько подкреплена качественным «визуалом», что не понять и не прочувствовать, о чём игра, попросту невозможно.

 

Как только вы садитесь за стол, становится сразу же очевидно, что вы развиваете свой удел, где живут крестьяне, рыцари, монахи и прочие человеки. 

 

 

 

 

Что в коробке?

 

 

Об этом даже рассказывать не нужно, всё и так очевидно и понятно при беглом взгляде на стол игрой. В коробке из бумажных компонентов только буклет правил, блокнот для записи очков да картонные ширмы для четырёх игроков. Всё остальное выполнено из пластика, включая:

 

Планшеты игроков, на которых и будет вестись строительство:

 

 

 

 

36 кастомных разноцветных кубов, представляющих в «Era. Средневековье» население вашего королевства. Каждый цвет — это вассал определённой профессии. Например, белые — это духовенство, а жёлтые — крестьяне. Грани кубов отличаются и дают разные штуки, но об этом ниже.

 

 

 

 

И куча, огромная куча разноформатных и разноцветных построек и жетончиков. 

 

 

 

 

 

 

 

Как в это играть?

 

 

Для кого-то это может стать откровением (для меня стало): «Era. Средневековье» — это игра жанра roll-n-write. Почему-то когда смотришь на весь этот массив пластика и раскидывающиеся на поле красоты, даже мысли не возникает, что принадлежность игры присуща больше простеньким игрушкам, для которых обычно нужен всего лишь карандаш и лист бумаги. Но нет, после прочтения правил и ознакомительной партии-двух становится очевидно, чем является «Эра» — это тот самый roll-n-write, но усложнённый и навороченный, что перемещает игру в категорию лёгкого евро.

 

В начале партии каждому игроку выдаётся набор из башни, фермы, трёх домиков и нескольких стен — всё это добро можно расставить на своём планшете по личному усмотрению. После чего начинается партия.

 

 

 

 

Все одновременно бросают горсть своих кубов, затем могут сделать до двух перебросов, после чего получают набросанные на кубах ресурсы (сокровища, камень, дерево, еда — они отмечаются на планшете с помощью специальных штырьков) — и начинается поочерёдное строительство зданий. Постройки оцениваются в определённое количество ресурсов, заплатив которое, можно добавить на свой планшет соответствующий пластиковый кусочек. Строить можно сколько угодно, где угодно и что угодно, лишь бы ресурсов хватало. И здесь важна очерёдность хода, передающаяся из раунда в раунд по кругу. Ведь тот, кто ходит первым, может первым отстроить важные здания, коих ограниченное количество.

 

Каждое здание приносит в конце партии некоторое количество очков и имеет особое свойство. Например, самые простые домики — это жилища крестьян, они приносят 1 ПО в конце партии и дают вам ещё один жёлтый кубик-крестьянина. Чем больше у вас людей-кубов, тем больше собирается ресурсов за раунд и тем больше можно возвести построек (за каждый значок молотка на кубах разрешается строить 1 постройку). А это, собственно, и есть цель игры — настроить много дорогих зданий и закончить партию, исчерпав запас некоторых построек.

 

 

 

 

Итого: мы каждый раунд бросаем горсть кубов, которая от 4-х стартовых может разрастись до безобразия уже к середине игры. Однако в начале раунда каждый куб требует 1 единицу еды, и эта необходимость кормить подданных является балансирующим условием, за которым приходится следить, потому что если не накормить своих людей, вы будете терять победные очки (потери отмечаются на планшете).

 

 

Впечатления

 

 

Но перейдём от сухих правил к ощущениям от творящегося на столе. Во-первых, когда я увидел на коробке имя Мэтта Ликока, то, признаться честно, расстроился. Ведь я не почитатель «Пандемии» и простых механик, любимых автором. Однако сомнениям суждено было развеяться после нескольких прошедших подряд партий в новинку.

 

 

 

 

По сути «Era. Средневековье» представляет собой типичный roll-n-write, но ощущается он совсем по-другому, как нормальная игра, благодаря исполнению. Это удивительно, но это один из тех очень редких случаев, когда физическое воплощение даёт игре так много. Вы бросаете кубы, что-то «записываете» (с помощью пластиковых колышков) на своих планшетах, после чего прямо своими руками строите свою империю: домики, церковки, стены. Ощущения приятные и визуал на столе очень привлекает. 

 

Если за какие-нибудь… пусть будут «Тропы Туканы» (на самом деле пофиг, подставьте сюда любое название)... усадить тру-настольщика, играющего только в TI в обеденный перерыв, будет проблематично, то в «Эру» легко заманить кого угодно, а там, глядишь, втянется. Ведь процесс здесь — опять же поразительно — преобладает над оболочкой, дающей игре так много.

 

 

 

 

В «Era. Средневековье» есть всё, присущее большой игре: сбор ресурсов, строительство, экономический менеджмент и даже выбор ветки развития своей маленькой империи. Здесь действительно можно играть очень по-разному, избрав тактику на «войне» с толпой рыцарей или на крестьянах, собирающих тонны всего, или же уйти в монахов и добычу «книг»-очков.

 

Мне сложно передать ту динамику, с которой развивается каждая партия. Мы катаем кубы, перебрасываем их, стараясь подобрать комбинацию символов/ресурсов получше. Всё это с оглядкой на общий пул зданий — ведь все хотят заполучить самые желанные и редкие постройки. Кстати, ваша стратегия может и должна строиться не только на следовании генеральному плану, но и на осознании текущей ситуации и понимании, какой тактики придерживаются ваши противники. Ведь можно копить ресурсы, а потом бац — и в один ход увидеть, что все ключевые зданьица разобраны ходящими перед вами игроками.

 

 

 

 

Несмотря на то, что игра как бы мирная, косвенного агрессивного взаимодействия в ней вполне достаточно. Начиная с уведения из-под носа нужных построек (особенно когда вмногером играете) и заканчивая атаками. Да-да, здесь есть и прямая агрессия. Выражается она в двух аспектах: во-первых, каждый ход игрок, набросавший на серых кубах-рыцарях больше мечей, имеет право ограбить всех своих более слабых в военном деле оппонентов; а во-вторых, при помощи черепов на кубах можно даже здания врагу разрушать.

 

Вообще концепт с черепами достаточно забавно разбавляет остальные механики игры. Ведь на черепках можно как влететь под какое-нибудь событие «эпидемия», так и, наоборот, нагадить оппонентам, в зависимости от выпавшего их количества. Очень живо разнообразит процесс эта маленькая механика. Ну, и покрутить кубы, конечно, кому не захочется, чтобы подогнать себе правильный финальный результат на верхних гранях — и для этого есть особое здание.

 

 

 

 

Всё течение партии в «Era. Средневековье» выглядит так: каждый раунд вы набрасываете и крутите кубы для того, чтобы набрать нужные ресурсы и отгрохать какое-то здание, дающее много очков «за что-то», например, за количество жителей в вашем царстве-государстве, или за пустые клетки возле этого самого отгроханного здания, или за ресурсы на складах в конце игры, или... Для максимизации очкового дохода с него вы стараетесь выполнить «условие» этого здания как можно полнее к концу игры. Естественно, вы захотите ещё и несколько таких построек, чтоб и там, и сям успеть.

 

И при всей этой гонке за «большими» постройками нужно успевать следить за текущей ситуацией, развивать свою инфраструктуру, добавлять нужных человеко-кубов под своё управление, отбиваться от соперников, а ещё лучше нападать на них, отбирая ресурсы посредством серых кубов-рыцарей. Напряжёненько обычно получается. Особенно с учётом ширмы, за которой производятся броски. Изначально, кстати, её не было в игре, но во время тестов Мэтт заметил, что подавляющему большинству тестеров нравится именно ширма, придающая результату войны в каждом раунде непредсказуемости.

 

 

 

 

В общем и целом «Era. Средневековье» вышла достаточно уникальной коробкой. Во-первых, благодаря содержимому — навскидку не могу вспомнить ни одной подобной игры с таким наполнением внутри. Во-вторых, механика roll-n-write как-то… не инновационно, конечно, но необычно замешана с классическим тетрисоподобным строительством на поле. Только каждая фигурка здесь обладает каким-то полезным свойством. В-третьих, при простом геймплее в игре достаточно глубины, чтобы со временем раскрывать новые интересные стратегии. В-четвёртых, старый добрый азарт от бросков кубов никуда не делся и здесь. Я, как любитель пошвырять горсточки выстроенных в «правильный» сет кубов, это подтверждаю.

 

 

Итог

 

 

Зачастую каждую игру я советую пробовать лично. Ведь что зашло одному, не зайдёт другому, и наоборот. Особенно хорошо это можно проследить на классических играх типа «Каркассона» или шахмат, если хотите. Игры по факту гениальны, однако каждый знает нелюбителей и даже хейтеров каждой из названных игр. Вот и с «Era. Средневековье», возможно, та же ситуация. Она чем-то похожа на «Пандемию» этого же автора, только более умная (простите, любители «Пандемии», я не из ваших рядов).

 

 

 

 

Рецепт настолки от Ликока достаточно прост: дайте игроку инструменты управления процессом, с которыми сможет справиться ребёнок, добавьте щепотку рандома (в данном случае кубов), внесите разнообразие за счёт большой вариации выборов — на выходе получается несложная увлекательная настолка.

 

У «Эры» в плюсах:

 

1. Необычность исполнения, которая увлекает даже нелюбителя чрезмерных украшательств (строительство «лего»-империи само по себе доставляет удовольствие).

 

2. Механика, выжимающая гораздо больше из жанра roll-n-write, чем видено до этого.

 

 

 

 

3. Возможность интересной интеграции расширений (и, конечно же, новые домики!), механика позволяет достаточно гибко обращаться с кубами.

 

4. Это roll-n-write здорового человека, где листы не портятся, а остаются всегда готовыми к употреблению, причём в 3D-формате.

 

А ещё это же будет серия игр под общим заголовком ERA, насколько я понимаю. И очень интересно посмотреть, в каком антураже будут следующие коробки. У меня мысли, как обычно, про космос — вот что хотелось бы увидеть на столе в «лего»-варианте. Ну, а пока будем ролять и «рисовать» церкви с пашнями.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Benny написал месяц назад: # скрыть ответы

Вот так заходишь почитать обзор будучи ценителем Пандемии, и внезапно наворачиваешь говна :D

Ksedih написал месяц назад: # скрыть ответы

Да кол ему можно за такое поставить =) хороший инструмент. А если серьёзно: я понимаю сколько любителей Пандемии есть (особенно после выхода Legacy), но, честно, не нравится она мне, прям совсем, что тут будешь делать. Я как и любой игре давал ей очень много шансов на протяжении нескольких лет даже, но не срослось.

Benny написал месяц назад: #

О, точно, кол же есть! :)

Что касается Пандемии, просто удивило немного упоминание оной в обзоре игры, практически не имеющей ничего общего с первой. Ну, кроме разве что автора.

Razorvi_KapbITo написал месяц назад: #

С базовой Пандемией у меня тоже не срослось. А вот с версией Падение Рима - вполне.

Tirano написал месяц назад: # скрыть ответы

Скажите пожалуйста, а почему на некоторых фото планшеты белые, а не желтые? Смотрится лучше. Это покрас тоже?

Ksedih написал месяц назад: #

Это просто фотки засвеченные :D а так планшеты жёлтые, как на других фото.

away написал месяц назад: # скрыть ответы

На Картографов не похоже?

Ksedih написал месяц назад: #

Вообще не рядом, по-моему. У них даже посыл разный. ERA тяготеет к стандартным евро и пытается себя за них выдать, хотя куча кубов кричит об обратном, ведь на них завязано много чего. Но весь этот сбор ресурсов и трата их на постройки, которые дают вам какие-то бонусы, плюшки и возможности - явно указывают на то, что "я нормальная евра"! же Картографы - это уникальный draw-n-write, по-моему, самый на данный момент.

Nelud написал месяц назад: # скрыть ответы

В Картографах взаимодействия - абсолютный ноль. Здесь же, судя по обзору, оно даже бывает злое.

Ksedih написал месяц назад: # скрыть ответы

Эмм, ну прям злым-злым его назвать сложно. Хотя каждый раунд тот, у кого больше мечей на кубах, унижет (грабит/минусует очки) остальных. Но целенаправленного взаимодействия нет. Хотя ещё можно черепа на кубах крутить и с помощью них поднагадить противникам... Хм, но всё равно я не считаю это агрессивным взаимодействием =)

А в "Картографах" можно монстров подбрасывать. Так что если в ERA и есть больше агрессивного взаимодействия, то не намного.

Nelud написал месяц назад: # скрыть ответы

В смысле "в Картографах можно монстров подбрасывать"? А можно не подбрасывать?.. Вот смотри, считаешь ли ты взаимодействием, когда в Runebound или DungeonQuest игроки управляют монстрами во время боя? Я вот не считаю. В Картографах - то же самое. Игрокам просто дают на время побыть игровым AI, который разработчики сами поленились или не смогли запрограммировать.

Ksedih написал месяц назад: #

Тоже не считаю. Это не взаимодействие, а отыгрывание механик (пусть и интересное). Хм, если так рассуждать, тогда... ок, в ERA взаимодействия больше. Но дело в том, что каждому игроку с самого начала дают серый кубик, на котором мечи, и по факту, каждый раунд кто-то будет огребать, а кто-то иметь плюхи в виде ресурсов. Это ж как бы тоже запрограммировано. Но да, в ERA можно регулировать свою "силу" и больше или меньше "влиять" на противников. В общем, в ERA больше взаимодействия, но каким-то "целенаправленным" я бы его не назвал. То есть, игрок его использует, но у него как бы и нет выбора отказаться от этого взаимодействия.

KittenLS написал месяц назад: #

Сначала показалось что это про Era of tribes. Показалось(((

Kopleman написал месяц назад: # скрыть ответы

А как интересность корелируется с кол-вом играющих?

Ksedih написал месяц назад: #

Мне больше понравилось вчетвером. Причин две: больше конкурентности за здания, нельзя просто сидеть и строить "раскачивающийся" движок, нужно всякое важное отгрохивать, не зевая; во-вторых, война становится гораздо более важной и привлекательной, так как если ты слабак, то приходится задумываться об обороне, а если ты царь-воин, то грабежи у тебя особенно жирные удаются, ведь тот, кто самый сильный грабит всех остальных. Но пока что это не аксиоматично, так как я сыграл недостаточно для каких-то далеко идущих стратегических выводов.