Проект «Тесера» ищет партнёра | |
Меня зовут Тимофей Бокарёв, я — основатель «Тесеры». Я ищу партнёра и готов пере... | |
С миру по нитке [15.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Издательство «Лавка игр» открыло предзаказ на «Виконты западного королевства» | |
Издательство «Лавка Игр» открыло предзаказ на полное издание игры «Виконты запад... | |
С миру по нитке [14.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Лавка игр» раду... | |
Голосуем кошельком [14.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... |
игры |
Ганзейский союз: Полное издание
|
персоны |
Andreas Steding
|
компании |
Pegasus Spiele
Звезда |
Дата: | 15 июня 2021 |
9.4968 |
- |
Прошло более пяти лет с тех пор, как я написал обзор Hansa Teutonaca. Уже тогда игра была немолода, а в этом году ей исполняется аж 12 лет. Солидный возраст для игрушки, до которого, оставаясь в лучах славы, доживают немногие. Но настолке, как мы теперь знаем, было суждено не только оставаться на столах игроков столь продолжительное время, но и получать периодически дополнения, а в 2020-м даже удостоиться переиздания в коробке со всеми выпущенными наворотами.
Ну, а так как возможности приобрести / попробовать коробку с выходом локализации нет только у ленивого, мне тоже захотелось посмотреть чего там и как, особенно учитывая то, что игра в своё время игралась очень активно — и удовольствия от неё было получено море. Два дополнения и мини-допчики, выпущенные издателем за годы существования настолки, — всё это теперь под одной крышкой на радость фанатам и любителям получать полный фарш, так сказать.
Делать обзор основ игры заново мне совершенно не хочется, так как ничего нового сказать не смогу. Игра по-прежнему прекрасна в своей простоте. Диферамбы можно прочесть здесь, в старом обзоре. А сегодня хотелось бы больше конструктива и полезной информации донести — разобрать, что же это за дополнения такие скрываются под крышкой и что они привносят в геймплей. Стоят ли они того, чтобы покупать их отдельно, если у вас уже есть коробка базовой игры.
Все компоненты, присущие старой версии, присутствуют и здесь, за исключением маленького комплекта жетонов для партии на двоих. Hansa Teutonica рассчитана на 3–5 человек и вдвоём играется несколько убого, что авторы попытались исправить в старой версии, введя «бота». Но так как выглядело это, мягко говоря, хреново, и таким образом никто не играл, предпочитая исключительно партии на «правильное» количество игроков, то в свежей версии 2020 года от этой постыдной практики благоразумно решили отказаться.
Помимо наборов деревянных кубиков и дисков пяти цветов, жетонов и поля, которые были и в старой версии, в новой удалось обнаружить:
Собственно, два вот этих больших поля и являются главной фишкой Big Box-а. Именно они разнообразят игру и призваны радовать игрока новыми возможностями. Что они из себя представляют и как интегрируются в основную игру? Если вы пробовали разные версии Ticket to Ride-а или «Энергосети», то сразу поймёте, что это за новые поля такие. Как и в названных играх, поле в «Ганзейском союзе» — это главный инструмент, изучая который, игроки с каждой партией лучше и лучше понимают хитрости игры и возможности / стратегии, которыми можно пользоваться на карте.
География поля и, главное, действия ваших противников — вот составляющие разнообразия в партиях этой настолки. С каждой сессией вы находите новые фишки (новые пути на карте), какими можно пользоваться, чтобы противостоять тем или иным паттернам действий оппонентов. Игра чрезвычайно конкурентна и требовательна к пониманию участниками того, что происходит на карте, поэтому на освоение «Ганзы» уходит не одна партия, несмотря на — можно сказать — примитивные правила.
Так вот три поля, лежащие в новой коробке 2020 года — это три разных вариации Hansa Teutonica. Каждая со своей особенностью и фишкой. Причём, так как на новых двух полях появляются особые элементы и новые мини-механики, старое поле тоже было решено «облагородить» и придать ему собственные фишки в виде тех самых, упомянутых ранее карточек секретных целей и жетонов благосклонности. Применяются они исключительно на первой карте и придают ей собственного шарма.
Если сравнивать все три поля, то первое действительно выглядело бы как-то куце, пусто, в сравнении с новыми двумя, если бы не эти мини-допы. Поэтому лично я считаю их вообще лучшим нововведением. Давайте с них и начнём.
Что изменилось на старой карте Hansa Teutonica? Ничего, но теперь перед партией каждому игроку выдаётся на руки случайная карточка целей. На ней написаны названия трёх городов, являющихся для игрока приоритетными в текущей партии. Эту карточку и города на ней можно смело игнорировать, но дело в том, что если их к концу игры контролировать, то можно получить неплохой буст по победным очкам.
Нововведение очень приятное, потому что позволяет более точно и вариативно от партии к партии строить свою стратегию. Условно говоря, если все играют хорошо и пытаются выжать максимум из возможного, то будут пытаться отхватить свои победные очки и с личных карточек целей в том числе, что ещё больше разнообразит ситуации на поле, а это очень здорово. Партии с карточками городов стали заметно отличаться в опытной компании, появились новые паттерны действий, порой видно, кто куда стремиться, какие города хочет занять.
Кардинально эти карты целей, конечно, ничего не меняют, игра по-прежнему протекает в прежнем ключе, но то, что они меняют ход партии в плане нестандартности действий, это точно. Приятно. Мне, как матёрому игроку в «Ганзейский союз», видевшему не один десяток партий с классическими «дебютами» и «миттельшпилями», цели пришлись очень по душе (если честно, я вообще считаю их лучшим нововведением). Но, объективно, среди других фишек бигбокса цели, конечно, теряются.
Однако это ещё не всё — теперь, когда вы играете на старом поле, в партии появляются жетоны благосклонности. Они тянутся в начале партии по количеству игроков и лежат возле поля. В течение игры их можно получить в личное пользование, полностью пропустив свой ход и перевернув 2 своих бонусных жетона (потеряв таким образом возможность их использовать).
«Благосклонности» представляют собой какие-то пассивные крутые абилки, типа дополнительного действия каждый ход или увеличения количества победных очков за полное развитие способностей на личном планшете — мощные штуки, воспользоваться которыми захотят многие. В общем, здорово, что они есть, единственная претензия к ним — их маловато, хотелось бы больше. Особенно заметен их дефицит в партиях на пятерых, так как их в коробке всего 6 и в каждой партии используется 5 из них. Но для такой игры как «Ганзейский союз», возможно, этого и не надо: «гениальность в простоте» (и минимализме) — не это ли девиз настолки?
Итого: старая игра осталась на месте, добавились лишь новые варианты получить усиления по ходу партии и дополнительный способ набить победных очков. Ничего из этого не нарушает старый добрый геймплей «Ганзы». Старым игрокам придётся немного подстроиться по новые реалии из-за благосклонностей императора, так как охота за ними порой начинается очень активная.
Мне больше всего понравились цели, так как они вообще кажутся сейчас каким-то вырезанным кусочком игры, если раскладывать партию без них (теперь вообще не знаю, зачем играть без них). На этом можно закрывать разбор старой карты и переходить к особенностям новых двух. Каждая из них по-своему интересна, но давайте начнём с более простенькой, на мой взгляд.
Первое, что бросается в глаза старому игроку в «Ганзу», — слом устоев, которые зиждились на том, что прокачка своего планшета дело сложное, и за это приходится бороться. Причиной тому город Варен, который даёт возможность выбрать прокачку сразу одной из двух способностей на планшете. И мало того, они самые базово-востребованные («+действие» и «банк») — и это только раз. А два заключается в том, что в город Варен ведут сразу три пути! То есть накал борьбы в партиях на троих – за прокачку «действий» и «банка» сильно снижен, теперь это может делать практически любой, не прибегая к супержёсткой конкуренции.
Это мне не очень понравилось, так как играя, например, втроём, можно вообще перейти в какой-то лайт-режим ненападения. Нет, опытные игроки всё равно активно блокируют всё, что можно и нельзя («Ганза» в принципе про это, если что), однако очевидно, что такой суровейшей борьбы, как на первой карте, уже нет. Но надо признать, при игре впятером, в отличие от первой карты, в «Восточных землях» гораздо интереснее конкурировать, так как замес происходит более активно-динамично из-за доступности прокачки действий и соответственном их увеличении.
В общем, если вы играете впятером, то это поле должно очень зайти, как мне кажется. Борьба становится более динамичной, без всех этих ухищрений и уходов в какие-то «щас как-нибудь извернусь, пока они там грызутся». Теперь грызутся все и по всей карте, благодаря бóльшему количеству действий.
Второй фишкой карты является новая механика морских путей. Что это такое? Морские пути — это те же самые дорожки между городами, на которых расставляются ваши помощники, только некоторые слоты этих дорожек требуют присутствия именно купца (кругляшка деревянного), что усложняет их захват. Чем же морские пути так ценны, что на них нужно тратить купцов? Во-первых, тем, что по морским путям проходит самая короткая дорожка для выполнения общей цели «восток-запад». Во-вторых, тем, что на них всегда лежат так называемые постоянные бонусные жетоны. Они позволяют выполнять дополнительные особые действия в конце вашего текущего действия.
Например, один из этих бонусных жетонов работает с третьей особенностью «Восточных земель», а именно с наличием на поле трёх городов (один из них — тот самый Варен) без мест под конторы. Фишка в том, что разместить свои конторы в таких городах можно только либо с помощью обозначенного выше морского пути, либо с помощью стандартного бонусного жетона из базовой игры «дополнительная контора», позволяющего выставлять свою контору левее уже выставленных.
Вот это последнее правило достаточно приятно усилило жетон «дополнительная контора», используемый в базовой игре постольку-поскольку. Вернее, он используется, но не так активно, как другие, и он не столь желаем игроками. В «Восточных землях» он становится куда более актуальным, особенно если учесть тот факт, что контролировать Варен хотят все и всегда, потому что возле этого города идёт беспрерывная тусовка. А безусловное право выставлять свои конторы с помощью жетона, просто выстраивая торговые пути к городу, стоит очень дорого.
Итого: карта с очень активным движняком по всем направлениям за счёт увеличения количества действий для всех. Хорошо играется на максимальный состав в пять игроков, когда конкуренция за Варен возрастает в разы.
Больше всего меня порадовало именно усиление жетонов «дополнительная контора», которые теперь ценятся гораздо выше всеми игроками, потому что дают не просто контроль городов — а ключевых городов (Варена и Дрездена).
А вот с этим полем в партию вносятся достаточно существенные изменения, которые влияют в целом на стратегию игры. Базовые правила модифицируются тем, что всё поле помимо городов теперь разделено на три (две — при трёх игроках) большие области: Уэльс, Англию и Шотландию. И в конце партии очки будут начисляться за контроль большинства городов в этих областях (в Англии — за путь «восток-запад»). Мало того, конец партии наступает не при 10 полностью заселённых городах, а всего при 8, и это при том, что в «Британии» весьма много одиночных городов, заселяемых ровно одним маркером.
Поэтому партии на этой карте достаточно скоротечны. Однако интерес представляют не только быстрые партии, но и механика столиц, по которой осваиваются Шотландия и Уэльс. Собственно, по факту она является единственной, что есть нового на этой карте. Ах да! Ещё морские пути, такие же как в «Восточных землях», здесь тоже присутствуют.
Заключается механика столиц в том, что на территории Англии игроки действуют по обычным правилам, а вот для того, чтобы действовать в Шотландии и Уэльсе, требуются разрешения. Получить их можно, захватив контроль над столицами: если вы контролируете Лондон, то можете раз в ход подействовать в Шотландии или Уэльсе; если контролируете Кардиф, то можете один раз действовать в Уэльсе; если под контролем Карлайл — можете отстраиваться на территории Шотландии.
Естественно, чем больше столиц вы контролируете, тем больше действий можете совершать в соседних с Англией странах. И тут становится очевидно, за какие три города будет самая яростная борьба. При этом получать контроль над ними — и соответственно разрешения на торговлю — захочет каждый; соответственно, и прокачивать трек привилегий на планшете становится приоритетной задачей.
Мне как-то сложновато описывать все плюсы этого поля, так как оно, по-моему, самое интересное из трёх, но интерес тут заключается именно в нюансах, которые видны только уже неоднократно игравшим в «Ганзейский союз».
Во-первых, здесь качается условно «бесполезный» трек привилегий ради контроля новой очень важной механики захвата территорий стран. Во-вторых, здесь можно забить на борьбу больших дядек и удариться в освоение маленьких городков, чтобы ускорить завершение партии по количеству занятых городов. В-третьих, здесь есть интересный морской путь на самом юге карты, позволяющий обойти правило разрешений на стройку в Шотландии и Уэльсе, так что «контрабандным» путём попадать туда никто не мешает. И бонусом: в-четвёртых, на этой карте ко всем ключевым действиям ведут пути, среди которых лишь один «простой»; по две дорожки идут только к не ключевым действия, и всё вместе это возвращает конкуренцию, присущую базовому полю.
Итого: моя любимая карта — это «Британия». Здесь слилось всё самое лучшее от предыдущих двух карт: конкуренция за подходы к важным городам-улучшалкам, морские пути, крутая фишка с территориями стран, благодаря которой основаться на территориях теперь не представляет такую уж простую задачу.
Также на карте «Британия» есть пара городов, за заселение которых сразу дают по два очка.
Любители «Ганзы» точно останутся довольны: в любимую игру завезли больше разнообразия (конечно, если вы уже ранее не играли во все эти допы, когда они были разбросаны вне «Полного издания»). Каждое поле представляет интерес и может понравится определённой группе игроков. Хотя ничто не мешает чередовать их от партии к партии.
«Ганзейский союз»: классическая простота, в которую были добавлены новые фишки в виде благосклонностей и карточек целей для того, чтобы эта самая простота могла конкурировать с двумя другим полями, где явно больше фишек, чем в голой базе. Мне нравится за классичность и механику целей.
«Британия»: навороченная механика размещения контор в разных странах и возможность быстрого завершения партии через контроль мелких городов очень преображают и меняют процесс знакомой настолки. Мне понравилось играть здесь больше всего из-за большего взаимодействия между игроками, постоянно старающимися получить возможность строиться в Уэльсе и Шотландии.
«Восточные земли» — самое экшен-поле во всех смыслах. Много действий, благодаря которым на карте очень динамично развивается ситуация, особенно когда много народу. Для тех, кто всегда хотел получить все пять действий на планшете. Мне понравилось меньше всего из-за этого.
Если абстрагироваться от цен / возможностей приобретения, то я бы советовал приобретать именно то поле, которое нравится вам больше всего (или мини-допы для базового поля, если будете играть на нём). Нужно ли «Полное издание» с полным фаршем — вопрос к покупателю. Но я точно советую вам прочитать мой старый обзор «Ганзейского союза», если вы вообще не в курсе, что это за игра, так как она исключение из правил и мало на что похожа.