-AdRiver-
Artishok написал полчаса назад к игре Gùgōng: # Благодарю)
Sigizmund написал час назад к игре Рик и Морти: Всмортить всё: # Прикрепил к статье английские правила. Сделал это потому, что в русско...
LifePlayer написал полтора часа назад к игре Gùgōng: # В коробке обнаружена колода Автомы для соло-партий! Опробована, бьет б...
AlonZo написал полтора часа назад к игре Fireteam Zero: # Да, спасибо большое за ответы!
asterix81 написал 2 часа назад к игре Ashes: The Ghost Guardian: # https://www.plaidhatgames.com/news/950 сообщение о поступлении в прод...
Портал в мир приключений [13.12.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: П...
Голосуем кошельком [12.12.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
На экранах [11.12.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
Локализация игры «Раджи Ганга»
«Фабрика игр» открыла предзаказы на игру «Раджи Ганга».
Добро пожаловать в Мир Тьмы!
«Студии 101» удалось собрать основную сумму для выпуска НРИ «Вампиры: Маскарад».

Uncle_Zokki

«Цивилизация Сида Мейера». Старая и новая

Сравнение на личном опыте, 06 февраля 2013

Оценка пользователей
8.8850
-

     Конечно, старое издание, за авторством Гленна Дровера, не такое уж и старое, а новое, придуманное Кевином Уилсоном, уже не совсем новое. Старую «Цивилизацию Сида Мейера» ещё можно найти в Сети в продаже, а новую даже в наших магазинах. И так уж получилось, что у меня есть оба издания. Но так и будем их называть — старая и новая.

 

     Старым изданием обзавелся совсем недавно, в конце декабря 2012 г. И, кстати, это к новому году никакого отношения не имеет. Единственная коробка, которая попала в моё поле зрения, была переправлена из оренбургского отделения «Мосигры» в уфимское, можно сказать по спецзаказу ))

 

     Как только открылась коробка и на свет выглянули солдатики в литниках и карта, кулачки мои сжались и с шипением «Моя прелесть» коробку я отобрал себе. До этого момента ещё сомневался в покупке, но теперь просто не мог позволить ей уйти в другие руки, хотя попытки отобрать были. Потом друзья стали просить рассказать об отличиях и играбельности обеих версий. Партнёры по играм смогли уже сами оценить обе игры, а для тех, кто не пробовал, эта статья и написана.

 

  

 

 

     Возможно, кто-то уже пытался сравнить оба издания, но я специально не искал эти материалы, чтобы не писать под воздействием чужого мнения.

 

     Итак, «Цивилизация» vs «Цивилизация». Что сразу бросается в глаза — размер коробки. Творение Дровера значительно больше. И тяжелее, кстати. При открытии коробки тоже бросается в глаза отличие подходов — в старой версии нет воздушных карманов и коробка полностью заполнена компонентами. А в новой воздух занимает не больше половины коробки. Без этого бесполезного пространства игра смотрелась бы на полке куда менее внушительно. А кроме того, приятный процесс вырезания солдатиков из литников растянулся у меня на 2 вечера и это было здорово ))

 

 

 

 

     Сравнивать  эти игры очень трудно, слишком уж разные получились. Для начала попробую пересказать, что понравилось больше, а что меньше в каждой.

 

     Прочтение правил старого издания показало, что играть по простым правилам можно только если собрались любители лёгких и не очень конфликтных игр. Хотя непонятно, зачем такой компании «Цивилизация». Есть немало более подходящих игр, от которых и удовольствия будет больше. В общем, простые правила сразу были выкинуты и никогда не игрались.

 

     Сложность процесса в обоих издания примерно близкая. Несомненный плюс старого издания в максимальном количестве игроков — 6, против 4 в новом. Но при таком раскладе 1-2 игрока будут выжаты с поля довольно быстро, так что подумайте заранее, чем их занять.

 

     Наибольший шок был, пожалуй, при рассмотрении компонентов старого издания — как нет рас? Вообще никаких? А в новой есть. Но это решается, хотя и с некоторой натяжкой, случайной раздачей 1 технологии каждому. И сразу второй шок — технологии общие. Например, если я придумал математику, то все могут строить катапульты, заплатив 10 монет (в античности). Но важный момент — если строят мои оппоненты, то я получу 5 монет из банка за каждую катапульту. И это уже здорово.

 

     Особенная приятность — дерево технологий. В старом издании оно есть. И даёт немало возможностей для повышения своего благосостояния. Если пытаться проследить логику в открытиях нового издания —какое изобретение что позволяет открыть в будущем, — то она не прослеживается. Попробуйте объяснить вот такой расклад, например:

 

 

     А вот схема старого издания:

 

 

     Теперь о главной прелести старого издания — солдатиках. Когда на тебя идёт 4 флажка, то как-то и не страшно. Так что разведка в новом издании как будто и не работает. А если видно, что к городу подбираются 3 катапульты, конница и пехота, а ты не уверен, что успеешь защититься, делается очень неуютно. На фото идут примерно соизмеримые армии.

 

 

 

     Проход по водным секторам. Новое издание грешит сильным упрощением — изобрели мореходство и идём по воде аки по суху. В старом нужен флот. И любой корабль несёт не более 3 подразделений. Так что для масштабной высадки на другой континент нужен большой флот, а в дороге его могут и потопить вместе с армией. Сначала тратим ход на погрузку, потом ход на разгрузку. Присутствует некоторый элемент при высадке — морской сектор граничит с несколькими сухопутными секторами и точное место высадки не будет известно противнику.

 

     Конечно, странно, что конница в старом издании движется со той же скоростью, что и пехота с артиллерией. Но и в новом скорость даётся всей армии, даже если она состоит только из конницы. 

 

     Схема боя чертовски похожа. Можно сказать, что в новом издании используется принцип старого, но с выключением кубика. В старом же сила подразделения определяется броском кубиков + модификаторы. Количество кубиков зависит от эры, в которую войска производились. Чем ближе к нашему времени, тем больше кубиков. Так что какую сторону примут противники рандома, уже понятно ))

 

     Отдельно стоит сказать о переходе в новую эру — в старом издании это довольно значимое событие. Все оставшиеся технологии прошлой эры дешевеют в 2 раза, чудеса перестают работать, а старых воинов можно продать за 1/5 цены. Новые всегда существенно сильнее, хотя и дороже. И переходят все сразу, как только куплено хоть одно открытие новой эры (не забываем о дереве технологий, так что это не так просто). Переход в новую эру тоже хороший и действенный инструмент ослабить противника, обложившегося эффективными чудесами света.

 

     Карта. Старое издание радует большей картой, весьма похожей на карту мира с историческо-абстрактыми названиями. В новом картой служат квадраты с сеткой ячеек 4х4. И заготовьте место побольше. Новое издание можно разложить на среднем столе, площадка для карточек войск и построек уместится на паре табуреток, а остальную мелочь тоже можно разложить вокруг. А старое издание требует действительно большой стол и дополнительное место для компонентов.

 

 

     Победа. Оба издания предлагают 4 варианта победы. И тут отличия очевидны. В новом игрок, выполнивший условия победы, сразу становится победителем. В старом победу дают только за 2 условия — тотальное завоевание (все поселения на карте принадлежат одному игроку) и технологическую/космическую (запуск корабля к Альфе Центавра). Ещё 2 — дипломатическая (постройка ООН) и военная (программа «Союз-Апполон») дают игроку возможность объявить конец игры, а дальше победа считается по очкам (поселения, технологии, чудеса, бонусы). С ними надо аккуратно, это тоже неплохой инструмент протянуть игру и добавить себе очков до окончания игры. 

 

     Реиграбельность. При первом рассмотрении новое издание кажется по этому пункту более привлекательным — в каждой игре карта отличается от многих предыдущих, смена расы приводит к изменению стиля игры. В старом же карта неизменна, рас нет. В защиту старого издания хочу сказать, что расстановка первых поселений по принципу «Колонизаторов» и наличие в каждом секторе случайно выбранного маркера исследований неплохо компенсирует эту ситуацию.

 

     Определение критического ресурса в старом издании каждый ход даёт кому-то из игроков дополнительную прибыль, причём весьма ощутимую. Какой ресурс окажется у вас в начале игры — непредсказуемо, как и результат броска двух кубиков. Так что просто не удастся повторить сценарий игры при всём желании.

 

     Краткое резюме. При игре создаётся впечатление, что старый вариант делал поклонник первой «Цивилизации Сида Мейера» (как, в общем, и сказано в правилах от имени Гленна Дровера). В итоге получилась интересная, но несколько перегруженная игра. Лично меня это не напрягает, а даже радует. Новое издание выглядит как попытка сделать игру проще, удобнее, а также подходящую для игры менее увлечённым людям. На мой взгляд попытка удачная. Условности в настольных играх — вещь совершенно нормальная, вопрос скорее в том, напрягают они в процессе или нет.

 

     А вот сказать, какая из них лучше, не могу. Цепляют обе, каждая по-своему. Иногда появляется желание спаять из двух эти шедевров один идеальный. Но это только после, а не во время игры ))

свернуть все темы
NathanZutt написал 2 года назад: # скрыть ответы
Военная победа

У нас в клубе лежат обе коробки, но в старую не хотят играть из-за того, что она якобы принуждает к военной победе. Что если один из игроков уходит в войну, остальные уже ничего сделать не смогут. Скажите это так?

NathanZutt написал 2 года назад: # скрыть ответы

Апаю свой же вопрос в ленте, потому что мне он кажется довольно важным))

Uncle_Zokki написал 2 года назад: #

Давненько сюда не заглядывал))
Если кто-то усиленно качает войска, можно объединится против него и нападать небольшими армиями с разных сторон.
А переход в новую эру сильно ослабит агрессора.
В любом случае при ориентировании на военную победу нужно запастись не слабой удачей. Известны случаи, когда 1 корабль топил флот из 12.

Metaller написал 5 лет назад: # скрыть ответы

По описанию не увидел, что новая система боя так уж похожа на старую. Никаких модификаторов, только камень/ножницы/бумага.

Uncle_Zokki написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Старая ровно такая же. Только за "камень против ножниц" получаешь модификатор. Ну и еще есть кубик.
Так что если убрать кубик и другие модификаторы, то останется только новая система боя. А для упрощения модификатор заменили сами знаете чем ))

MakVlad написал 5 лет назад: # скрыть ответы

А можно поподробнее про «камень– ножницы– бумага» модификаторы в старой игре? То есть там кавалерия всегда побеждает пехоту, пехота – катапульту, катапульта – кавалерию?

Uncle_Zokki написал 5 лет назад: # скрыть ответы

нет, в старой игре армии берутся в руку и выставляются по одному, так чтобы соперник не видел. Оба не видят, что выставил противник. Потом подразделения вскрываются и бросаются кубики. Античное подразделение кидает 1 кубик, потом +1 кубик за каждую новую эру (т.е. максимум 4).
И потом считаем модификаторы: +1 за защиту своего города, +1 за прокаченную технологию. Так сразу может что забыл, но суть понятна.
И вот теперь принцип КПА - если кавалерия сражается с пехотой, то первым +номер эры к броскам (античность +1, средневековье +2 и т.д.)

MakVlad написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Что-то пока совсем не заметно принципа К-Н-Б.

Uncle_Zokki написал 5 лет назад: # скрыть ответы

а КНБ - это что?
В правилах КПА: Кавалерия - Пехота - Артиллерия

MakVlad написал 5 лет назад: # скрыть ответы

КНБ - это камень-ножницы-бумага. Кавалерия против пехоты - ОК, а остальные варианты есть?

Uncle_Zokki написал 5 лет назад: #

Принцип К-П-А Кавалерия бьет пехоту, пехота артиллерию, артиллерия кавалерию. Бонус одинаковый, как в описанном случае

Khelkafuin написал 5 лет назад: # скрыть ответы

И где здесь вы нашли сходства с боевой системой из новой Цивы? Только в том, что и там и там один род войск имеет преимущество над другим и слабость перед третьим?

Levran написал 2 года назад: #

Тоже вижу сходство, кубик д6 в старой заменён на карточку отряда со значением 1-3 в новой. Модификаторы добавляются похожим образом. Выставление воинов из-за ширмы похоже на открытие фронтов. А случайный набор ограниченных карточек на одну битву аналогичен сильному разбросу в бросках кубиков. Итого и там и там разброс итогов битвы может быть очень большой. Как и тщательная защита может не сработать против небольшого отряда)))))

GingerBreadMan написал 2 года назад: #

Система боя практически идентична системе боя в другой игре Дровера - Age of Mythology. Только там за эпоху не дается кубов.

ZoRDoK написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Новая "цивилизация" вообще не цивилизация, а навороченный еврогейм с кучей механик, но без упора на доставшие всех выставления рабочих и круговорот ресурсов.

А старая, как и все игры Довера кроме Age of Empires - неудачный рископодобный варос.

Uncle_Zokki написал 5 лет назад: #

О творениях Дровера ничего сказать не могу - другие не пробовал. Положусь на авторитетное мнение, хотя меня выставление еще не достало. Но это еще и вопрос опыта и времени.
А насчет новой трудно не согласиться

RAVE написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Не понимаю, в чем разница? что в игре должно быть такого, чтобы она перешла из евро с кучей механик в Цивилизацию?

Имхо, новая - очень даже цивилизация. (в старую не играл)

slayerkiss написал 3 года назад: #

Лично мне один момент показался слишком похожим на еврогейм - технологии изобретаются практически каждый ход. Ну может для 4 и 5 уровня по два хода. А это значит что через 15-18 ходов партия закончится чьей-то научной победой. Торговлю кроме изобретений тратить практически некуда. Все расы по максимуму развиваются по науке. Причём научная победа это какая-то позорная победа получается. Как будто победил из-за того, что время закончилось. Обычно все остальные должны были получить это 15 изобретение в этот же ход и получает его счастливчик который ходит первым. Поэтому если есть желание победить в области культуры, финансов или военной мощью надо чётко укладываться в эти 15-18 ходов. Иначе пролёт. Другими словами игра по сути ограничена по времени и не прощает ошибок в развитии. На мой взгляд типичная черта еврогейма.

GingerBreadMan написал 3 года назад: # скрыть ответы

Age of Mythology Дровера - отличная игра

GingerBreadMan написал 3 года назад: #

Bootleggers, кстати, тоже Дроверовская и тоже норм игра.

slayerkiss написал 3 года назад: #

Отличный обзор. Мне в новой цивилизации тоже не нравится замена миниатюр убогими флажками и самое главное непонятное дерево технологий, когда игрок изобретает новые изобретения независимо от старых. Т.е. изобретаешь всё что угодно из технологий доступного уровня.

zlodich написал 5 лет назад: #

Старая цива весьма напрягает постоянным подсчетом доходов, особенно во время боевых действий, когда все меняется (использовали блокнот). Ну и весьма большим временем игры. Мы пытылись играть в нее несколько раз, но до новой истории так и не доигрывали ни разу. (Может было слишком много пива) Механика боев не очень радует - рандом от кубиков помноженый на рандом от КНБ, но масштаб игры поражает