Обзорная башня [23.04.2024] | |
Ссылки на материалы, опубликованные в период с 9 по 23 апреля 2024 г. | |
С миру по нитке [23.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Лавка игр» 25 а... | |
С миру по нитке [22.04.2024] | |
О том, что происходит с сайтом и на рынке. | |
С миру по нитке [18.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе: «Д... | |
С миру по нитке [17.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: RollinGames изда... |
игры |
Зомбицид (2-е издание)
Зомбицид |
компании |
Hobby World
CMON Limited |
Дата: | 18 апреля 2023 |
Источник: | NuclearFist |
8.8825 |
- |
Подкрути свой «Зомбицид»!
Не любите «Зомбицид»? Да Вы просто не умеете его готовить!
О вкусах, разумеется, не спорят, но иной раз я читаю высказывания о том, что «Зомбицид» 2-й редакции: «унылый и скучный», «миниатюры в коробку положили, а игру положить забыли», «неглубокий кубомёт на тему зомби», — и мне хочется узнать, а как вы в него играете? Для тех, кто разочарован «Зомбицидом», но всё же готов дать ему второй шанс, и для тех, кто любит «Зомбицид», но хочет освежить свои чувства к этой игре, в этой статье я дам несколько рецептов и порассуждаю на тему глубины игры и качества получаемого удовольствия.
Справедливости ради упомяну о сути «Зомбицида» как настольного игрового явления. Жанр кооператив, поджанр слэшер. Это игра о выживании и уничтожении зомби. Бинарная логика: или вы, или вас. Сеттинг здесь во многом вторичен, а авторы чётко следуют заветам Джона Кармака: «Сюжет должен быть кратким как выстрел». Игра предельно концентрируется вокруг самого процесса убиения зомби и недвусмысленно соответствует своему названию. Проводя аналогию с компьютерными играми, замечу, что при наличии глубоких стратегических и ролевых игр, как, например, линейка Total War или Baldur's Gate, всё это не мешало тем же самым геймерам получать удовольствие от шутеров аля Counter Strike или Call of Duty, что делало последние не менее популярными. И никто не искал в них глубокого смысла, людям свойственно просто любить саму по себе борьбу и состязание.
В этом разрезе глубиной шутеров логично будет считать степень возможного овладения механиками игры, которые позволяют одним игрокам убивать лучше, чем другим. Собственно, именно эта соревновательная часть и является основой получаемого фана. Но удовлетворение от борьбы будет только от победы над равным по силе соперником, а в случае с «Зомбицидом» победой игроков над равной им по силе игрой. Так вернёмся к вопросу: «А как вы в него играете?»
Вот некоторые признаки того, что, если на базовых правилах «Зомбицид» 2-й редакции вам не понравился, то значит, он ещё не полностью раскрылся перед вами, а эту статью стоит читать дальше:
На мой взгляд, нет ничего странного в том, что игра будет навивать скуку, если её баланс позволяет прощать ошибки игроков, не стимулирует использовать заложенные в неё тактические возможности и не держит игроков в напряжении. Концептуально кооператив как жанр сам по себе предполагает кризисность, а зачем в него играть иначе? Какие впечатления вы бы хотели, чтобы 2-часовая партия в «Зомбицид» после себя оставила? Весело и задорно побегать в компании друзей и пострелять по зомби как по тарелочкам в тире? Или принять вызов, брошенный вам игрой, где на счету каждое действие, а для победы надо взвешивать каждое своё решение? Если первое, то «Зомбицид» вам и так нравится, а если второе, то его сложность просто необходимо «подкрутить»… Конечно, если ни то ни другое, то это просто не ваша игра.
Лично я убеждён в том, что тактика и необходимость обдумывать каждое своё действие в «Зомбициде» наступает только тогда, когда без внятной тактики и использования всех возможностей игры победить уже не выйдет, а этот момент наступает, когда играть уже действительно сложно. Соответственно, и глубину «Зомбицида» я вижу в комбинациях и вариативности умений выживших (а их около 70!) для решения разных возникающих тактических задач в процессе. Представьте себе, разные тактические задачи во время партии возникают, если на поле достаточно много зомби. Я думаю, что по озвученным мною признакам выше уже навёл вас на мысль, что даже в примитивном с точки зрения правил «Зомбициде» всё может и не сводиться к бездумному процессу «ходи и стреляй». В конце статьи я опишу тактический смысл некоторых приёмов.
Немного примитивной математики. Рандомная составляющая в «Зомбициде» представлена двумя существенными факторами: случайным попаданием на кубах и случайным количеством выходящих зомби. Последний фактор возьмём за константу, а вероятность попадания всего оружия «Зомбицида» в среднем укрупнённо составляет процентов 50. Таким образом, грубо в первом приближении, если вы играете на максимуме своих возможностей, то исход победа/поражение в партии будет зависеть от попаданий на кубах, т. е. составит те же самые 50%. Другими словами, на пределе возможностей игроков каждая вторая партия будет проигрышной. Но учтём ещё локальную ситуативность выхода отродий и дополнительных ходов зомби, а также неравномерность распределения оружия в колоде, прокрутить целиком которую может и не получиться, и получим проигрыш уже каждую 3-ю или 4-ю партию. В общем-то, это и есть основной критерий, на который стоит ориентироваться, подкручивая сложность «Зомбицида». Также можно из него взять производную и получить критерий, характеризующий то, насколько близко каждая сыгранная партия была близка к полному провалу. Можно субъективно ориентироваться и на него.
Математика математикой, но с идеологической точки зрения: «А как часто вам надо проигрывать в игру, чтобы она не казалась вам слишком лёгкой и сохраняла к себе интерес, а у победы над игрой был хоть какой-то вкус?» Меня, как фаната «Ужаса Аркхэма» 2-й редакции, вполне устраивает и побеждать один раз из 4-х партий, но для «Зомбицида» один проигрыш в 3–5 партий я считаю вполне себе оправданным в плане геймплея. А трата времени на «царство лёгких подвигов и быстрых побед» мне не принесёт того же удовольствия, которое я получу реже, но запомню надолго.
Разберу сначала стандартные методы усложнения «Зомбицида», которые официально предусмотрены правилами игры:
Нестандартные способы усложнить «Зомбицид», разумеется, основаны на хоумрулах. Но мне кажется, эта статья не для евроигроков, строго блюдущих букву закона правил игры, а для тех, кто хочет получить новый интересный опыт. Так что добавим пару тройку тысяч сковилей к партии и насоздаём себе трудностей, которые будем героически преодолевать!
Моя личная подборка самых экстремальных по сложности режимов:
На фоне экстремального уровня сложности должен был появиться хоумрул, хоть немного упрощающий жизнь игрокам. Мой таков: «Порядок хода на каждый раунд игроки определяют сами». Я думаю, что если нам с вами когда-нибудь посчастливится увидеть 3-ю редакцию «Зомбицида», то это правило будет одним из нововведений. По такому же принципу из «Ужаса Аркхэма» 2-й редакции эволюционировал «Древний ужас» и карточный «Ужас Аркхэма», и не случайно для кооператива. Данное правило позволяет более эффективно использовать тактический потенциал всей группы, а значит, делает игру как минимум интереснее.
Как и обещал, приведу свои размышления и опыт по тактическим приёмам выживания на экстремальном и сложном режимах игры:
— Перекрёстки и длинные улицы. Математически всё просто. В идеальном случае для безопасного прохождения сценария нужно, чтобы количество появившихся зомби за раунд было равно или меньше количеству убитых за следующий раунд, но ведь это специально не наш случай… А наибольшая эффективность по убиению зомби достигается при круговой обороне, когда выжившие не тратят действия на перемещения. А проще всего это обеспечить именно на перекрёстке улиц, когда зомби сами идут к вам со всех сторон. Даже на синем уровне опасности у 6-ти выживших, занявших круговую оборону в одной зоне на перекрёстке, выходит совокупно 18 действий атаки с минимум 50% вероятностью на стартовом оружии (у пистолетов 66%). И это при том, что на синем уровне зомби появляются парочками, включая толстяков и бегунов. Что уж говорить о прокаченных героях с супероружием, таким как АК-47 и армейская снайперская, которые во время хода выживших ещё и можно передавать друг другу? Удержание длинных улиц и перекрёстков является самым эффективным способом отстрела и вырезания зомби.
Косвенно это уже говорит о ненагруженности сложностью базовых правил «Зомбицида», и только отродья могут заставить выживших отступить с улиц.
— Имбалансные навыки выживших. Прежде чем я опишу самые эффективные сочетания навыков, нужно сказать о сверхэффективных навыках, которые нарушают тактические основы интересного геймплея. Именно интересного. Но, если хотите на экстремальном уровне сложности стрелять в орды зомби как «по тарелочкам» в тире или вырезать их как овец в загоне, то ради Бога. Это навыки на +1 к урону или урон 3 и навыки «Варвар», «Автоматический огонь». Первые лишают команду необходимости маневрировать между отродьями в поисках коктейлей Молотова, а вторые дают запредельное количество кубов на бросок атаки, а в сочетании с навыками «Спасатель» или «Незаметный» да с двумя мачете или обрезами в руках превращают всю группу выживших в гигантский мясокомбинат по переработке зомби. 10 ходоков за одну атаку? — Да запросто! 20? — Да можно и 20 сделать!
— Самые удачные сочетания «правильных» навыков. Разумеется, это навыки на разные бонусы для двух выживших на ближний бой и бонусы на дистанционный бой для оставшихся четверых в разных сочетаниях. При том следует ориентироваться не просто на навык +1 кубик к чему-то там, а желательно на +1 действие, за которое можно выкинуть дополнительно 3–5 кубов за атаку. А также навыки на быструю прокрутку колоды вещей. «Зажми нос» из них, например, позволяет эффективно и быстро прокручивать колоду вещей прямо на улице, при этом атакуя, экономя действия на перемещения и поиск в зданиях. «Мусорщик» чуть менее эффективен в поиске вещей на улице. Навыки «Толчок», «Твёрдая рука», «Бей и беги» и «Незаметный» делают выживших ближнего боя наиболее эффективными при выставлении перед стреляющими выжившими. «Толчок» дополнительно позволяет максимально группировать зомби в одной зоне для последующего массового сожжения или расстрела. А навык «Спасатель» для стреляющих выживших увеличивает эффективность выживших ближнего боя сразу минимум вдвое.
Целая группа навыков на бонусные движения в разных сочетаниях и при разных условиях тоже вполне себя оправдывают, но в сочетании с определёнными другими навыками и с хорошим оружием в руках.
— Малополезные навыки. Навыки, восстанавливающие здоровье: «Медик», «Санитар» и «Регенерация» — как ни странно малополезны. На экстремальном уровне сложности вас сразу убьют зомби, но даже если и ранят, то целесообразнее тратить действия на уничтожение источника потери здоровья, а не восстанавливать его, чтобы здоровье снова отняли. Зомби-стрелки немного осложняют процесс выживания и постепенно тратят здоровье выживших, но, на мой взгляд, это не настолько критично, чтобы брать эти навыки вместо более полезных.
Также относительно бесполезными считаю навыки «Боевые рефлексы» и «Импровизированное оружие». Слишком уж редки ситуации, где они пригодятся.
— Бежать, ждать или контратаковать? Тем не менее на экстремальных уровнях сложности количество зомби таково, что они всегда будут вас настигать за счёт дополнительных ходов, когда кончатся миниатюры. Поэтому в нужный момент, чтобы вас не догнали, нужно правильно спланировать контратаку на орды противников, уничтожив хотя бы зомби 20, и выгадать немного времени, пока другие выжившие будут обыском прокручивать колоду вещей в поисках коктейлей Молотова. А затем дождаться благоприятного момента на улицах и бежать дальше.
Можно, конечно, проявить чудеса просчёта и дождаться, когда в нужный момент орды зомби сами подойдут на расстояние эффективной контратаки. А есть и интересный навык «Провокатор», который позволяет дать выбранной толпе зомби дополнительную активацию и продвинуться вперёд на выжившего.
Таким образом, самыми интересными и наиболее глубокими тактически я вижу режим игры в «Зомбицид» на экстремальном и сложном уровнях. Только такие режимы порождают ситуации, когда выжившим необходимо действовать по ситуации умело и вовремя выбирать между тактиками бегства, контратаки и выжидания, чтобы хотя бы смочь выжить.
Благодарю за внимание — и не забывайте страдать во время зомби-апокалипсиса!