-AdRiver-
hickname написал 2 минуты назад к новости С миру по нитке [15.08.2018]: # А раньше запрос на цену отправить религия не позволила?
KittenLS написал 17 минут назад к игре Brass Ланкашир VS Brass Бирмингем: # Сыграли 5 раз, в Бирмингем на двоих. Игра огонь как говориться, но кон...
Hrorek написал 25 минут назад к игре Gloomhaven: # Цену завтра обещают объявить)
Ifikl написал полчаса назад к новости С миру по нитке [15.08.2018]: # По текущему курсу потому, что судя по всему на предприятии вдруг нехва...
Livervit написал час назад к игре Иниш: # Спасибо
С миру по нитке [16.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Звезда» озвучила...
С миру по нитке [15.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games издала...
Голосуем кошельком [15.08.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
«Мой маленький серп». Предзаказ
На сайте CG открыт предзаказ на семейную игру по мотивам «Серпа». 
С миру по нитке [14.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games издала...

Alwer

Сан-Хуан. Город, где карты — это всё

Обзор игры San Juan, Статья опубликована в рамках конкурса «Рыцари круглого стола 2», 10 апреля 2013

Информация

добавить
игры San Juan
Дата: 10 апреля 2013
Оценка пользователей
6.5833
-

«Сан-Хуан» — это карточная игра, выпущенная в 2004 году автором Андреасом Зейфартом. За основу взята его же сверхизвестная «Пуэрто-Рико». Игра предназначена для 2-4 человек. Длительность примерно 45-60 минут. Сложность чуть ниже среднего, правила объясняются чуть меньше чем за 10 минут, однако осмысленность действий приходит после 1-2 партий. Игра по механике похожа на Race for the Galaxy и вполне может считаться RFtG light. Рейтинг на BGG составляет 7,32/10.

 

Компоненты

 

Компоненты игры — это, пожалуй, одно из самых слабых её мест. Для иллюстрации можно взглянуть на оригинальные карты. Очевидно, что произвольный фэнтезийный сеттинг выглядел бы на картах вполне уместно. И подобный редизайн был проделан на «5-» Михаилом Маргитычем (минус — это карта «Разрушенный дворец»). Напечатанный редизайн может выглядеть примерно так.

 

Оригинальный вид слева и распечатанный редизайн от Monkey справа. Изображение редизайна  предоставлено пользователем Levsha.

 

Свою версию я печатал следующим образом. Двухсторонняя печать на бумаге плотностью 120 г./м2. На задней стороне — повторяющийся рисунок. Разрезка канцелярским ножом, и округление уголков ножницами. Последнее — это запаковка в тонкий ламинат (100 мк., 65 мм. на 95 мм.). Чёрный задник выглядит лучше, но до чего не догадался — до того не догадался.

 

Ход игры

 

Перед началом игры карты торговых домов тасуются, и из них формируется колода торговых домов. Карта Губернатора выдаётся одному из игроков, по сути, это жетон первого игрока. Остальные персонажи выкладываются в центр стола. Каждому игроку выдаётся одно самое простое производственное здание, оно будет построено изначально. Все прочие карты построек тасуются, и каждому из участвующих игроков раздаётся по четыре штуки. Можно начинать.

 

Игрок с картой Губернатора выбирает одну из ролей для себя, и действие этой роли отыгрывается каждым из игроков. Порядок — по часовой стрелке, начиная с игрока, выбравшего карту. Затем следующий за ним игрок также выбирает себе роль, и все игроки по очереди, начиная с выбравшего карту, играют её действие. Так продолжается до тех пор, пока каждый игрок не выберет карту роли. На этом раунд игры заканчивается. Карты ролей возвращаются на центр стола, а карта Губернатора переходит к следующему игроку.

 

Игра заканчивается тогда, когда кем-либо из игроков будет построено его 12-е здание. После этого начинается подсчёт очков, которые приносят построенные здания и только они.

 

Карты ролей

 

 

Строитель

Каждый игрок может построить по одной карте из руки. Для этого он должен сбросить какие-либо другие карты в соответствии со стоимостью строящейся карты.

 

Золотоискатель

Игрок, выбравший роль, просто берёт одну карту. Фаза золотоискателя распространяется на всех, но сама по себе ничего не даёт.

 

Мэр

Каждый игрок должен взять 2 карты из колоды (выбравший роль берёт 5) и оставить себе только одну из них.

 

Производитель

Игрок, выбравший эту роль, берёт карту с верха колоды и, несмотря на её лицевую сторону, кладёт её рубашкой вверх на два своих незанятых производственных здания. Остальные игроки могут положить карту с колоды на одно из своих незанятых производственных зданий.

 

Торговец

Игрок, выбравший эту роль, начинает продажу товаров.

 

Вскрывает верхнюю карту торговых домов.

 

Он может продать как один товар, так и два товара. Он берёт соответствующие товары с выбранных фабрик и сбрасывает их в стопку сброса. Затем он вытягивает из колоды карты в соответствии со значениями, указанными на карте торгового дома.

 

Последующие игроки могут продать один из своих товаров по указанным ценам.

 

В качестве своего последнего действия Торговец кладёт вскрытую карту торгового дома лицом вниз под колоду торгового дома.

 

Карта торгового дома определяет текущую цену продажи каждого из производимых товаров.

 

 

Карты зданий

 

Карты построек делятся на два вида: производственные и непроизводственные. Они разделяются по цвету фона и обладают общими свойствами.

 

 

Производственные здания

 

 

Производственные здания бывают пяти видов, которые различаются стоимостью постройки и стоимостью продаваемых с них товаров. Текущая цена продажи, как ясно из описания действия торговца, определяется карточкой торгового дома. Так, цена товара, произведённого в самом дешёвом производственном здании, будет всегда 1. На здании стоимостью три будет колебаться от 1 до 2 (четыре двойки и одна единица), а вот товар, произведённый в самом дорогом здании, принесёт уже 2 или 3 карты (три тройки и две двойки).

 

Производственные здания можно строить в любом количестве, не заботясь о построенных копиях.

 

Непроизводственные здания

 

 

Или «синие» здания.

 

Почти все синие здания работают в какую-либо из фаз и позволяют получать преимущества игроку, который их построил. Эффекты довольно разнообразны и позволяют, например, производить или продавать дополнительные товары, получать карты при выполнении каких-либо условий. Три карты эффекта не имеют и просто приносят больше очков. Игрокам, играющим в первый раз, я рекомендую просто внимательно читать текст на карте, это снимает большинство вопросов. Для более требовательных игроков, желающих лучше понять, что и как, в правилах приведено более подробное описание эффекта действия карт.

 

Для игры вышло два дополнения. Первое содержит дополнительные карты построек, которые существенно расширяют выбор стратегий для игрока. Так, например, собор, который лежит в центре стола и может быть построен любым игроком. Таможня, позволяющая «произвести» в ней товар в фазу мэра, и канцелярия, позволяющая «прокручивать» карты в начале хода. Второе дополнение предоставляет 6 карт событий, при их вскрытии (в результате взятия карты на руки или действия здания) они выкладываются на центр стола и могут быть сыграны одним из игроков вместо выбора карты роли. Сыгранное событие сбрасывается.

 

Советы от игрока, сыгравшего несколько партий

 

Разберите возможные эффекты карт.

 

Старайтесь использовать те карты, которые приходят, а не мечтать о приходе конкретных карт.

 

Старайтесь добиться того, чтобы эффекты построенных вами карт поддерживали друг друга. Например: Шахта с приведениями/Каменоломня (стройте синие здание на одну карту дешевле) и Мастерская/Плотник (получите карту после постройки синего здания). Туда же потенциально хорошо ложится Разрушенный дворец/Кран (стройте поверх других зданий) и Городской совет (по одному победному очку за каждое синее здание). Про комбинации карт можно почитать здесь.

 

Следите за стратегией остальных игроков, игра позволяет использовать действия других игроков себе в пользу.

 

Сравнение с Race for the Galaxy

 



Число игроков 2-4.

Число игроков 2-4. Дополнения предоставляют возможность играть вшестером (6).

 

Большой объём текста на картах. Все действия карты изложены в тексте.

Текст на картах фактически отсутствует. Все действия изложены в символах, которые надо запомнить.

 

Официального перевода на русский не существует.

Официальный перевод на русский существует.

 

Более простые правила.

Более сложные правила.

 

Замкнута. Карты в игре обладают ограниченным набором эффектов. К игре существуют два дополнения, почти целиком закрывающие все возможности для расширения.

Открыта. Карты из базы взаимодействуют с картами расширений. К игре выпущено 3 больших дополнения и готовится четвёртое.

 

ИМХО от автора обзора. Если вы играли в что-то такое и вам понравилось, то покупать лучше RFtG, причём в оригинальной версии. А вот если вы только хотите познакомиться с играми подобного плана, то найдите распечатанную локализацию «Сан-Хуана».

 

Заключение

 

«Сан-Хуан» — это средняя по сложности и времени партии настольная игра. Оценка на BGG не очень высока, и это объяснимо. Фактор случайности в ней довольно высок, что несколько отталкивает серьёзных игроков. Для семейных и казуальных игроков у неё нетривиальные правила. Большим фактором, на мой взгляд, является неудачный оригинальный дизайн, а печать вручную — это всё-таки лишняя морока. К тому же, хоть и стоит она не дорого, но отсутствие локализации и большой объём текста на картах затрудняет её путь к сердцу отечественных игроков.

 

Однако не всё так уж и плохо. Для более-менее опытных игроков изучение правил не составит проблем, более того, она может быть трамплином для изучения более сложной «Гонки за галактику». Уровень взаимодействия не высок, но за действиями других игроков следить нужно. Даунтайм небольшой, а кингмейкинг фактически отсутствует. Подумать есть над чем и решения принимаются не автоматом, но мозг сломать сложно. Различие приходящих карт и вариативность стратегии позволяют спокойно сыграть много интересных партий.

 

Так что если компания в сборе, а коробочка с игрой лежит неподалёку, то почему бы и нет?

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
tikitavy написал 5 лет назад: # скрыть ответы
Стратегии

Стратегий в игре несколько, выбор зависит от карт, которые приходят на руку и от действий игрока (как перебирать колоду, что делать, что бы не помогать другим игрокам, как дешевле строиться и пр.).
Не стОит недооценивать игру - в ней несколько механик для достижения победы. В наличии методы "пошерстить" колоду в поисках нужных карт, построеный при старте Храм может много дать к концу игры, порт с хорошим товарооборотом приносит много очков, целая "ветка" строений Мэра, здания золотоискателя позволяют использовать и эту роль даже когда вы её не выбирали.. Производственные здания могут так выстрелить, что мало не покажется (в разных связках: кузница + банк + башня + совет гильдий + тот же порт). Наблюдая за развитием других игроков можно много чего предпринять (когда применять события, стоит ли форсировать окончание игры дешёвыми зданиями, какие роли выбирать/не выбирать). События позволяют подпортить жизнь другим игрокам (играть их в момент, когда другим они не принесут пользы, или навредят). Механизм выкидывания карт из игры - прятать под храм или в банк (тут есть хомрул, кстати, когда карты прячутся всегда втёмную - из колоды, таким образом нельзя спрятать редкие здания от других игрков).
То, что оборот товаров идёт всегда втёмную, вносит в игру элемент неопределённости - часть карт в виде товаров не показывается игрокам и даже может уйти из игры под порт.
Игра вдвоём протекает динамично благодаря тому, что губернатор всегда 2 раза выбирает роль.. И всё такое. если коротко.

Игры хороша и 2-ём, и в 4-ом. Но да - мы (и наши друзья, кто подсел) играем только в мой мод, т.к. оригинальный арт у нас совсем не пошёл (оригинальная игра лежит в коробке, не распечатанная). Хорошая "семейная", в которой нельзя разрушить достижения других игроков, но в которой есть различные ходы, варианты и способы :). И реиграбельность на высоте.

Nelud написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Надо бы заметить, что ты говоришь про игру с дополнением. Кстати, Порт показался слишком читерской картой, особенно если приходит вначале игры. Стабильное халявное очко в каждую торговлю - это круто! Хотя, если оппоненты не будут играть на производственных зданиях, и следовательно редко брать торговлю, то, может и не сыграет.

tikitavy написал 5 лет назад: #

Да, с дополнением :). Порт - вполне адекватна: для большого кол-ва очков нужен хороший оборот товаров (т.е. достаточно много циклов произвёл/продал). Кто же их даст из оппонентов? :) А самому постоянно выбирать соотв. роли не получится - надо и строить подешевле, и колоду перебирать.. И стоит порт 4 монеты - т.е. быстро не построить. Эта карта - аналог Храма в чём-то. Т.е. храм, будучи построен вначале и получающий каждый ход карту, приносит весьма прилично. Так что не.. Сильные карты - это дорогая библиотека (но при игре в 3-4 человека её влияние слабее, т.к. часто выбираются "не те" роли, а что достались) и дворец. Да, за дворцом охота. Но он тоже далеко не гарант выигрыша.

tikitavy написал 5 лет назад: #
Редизайн

1. Считаю, что обзор игры должен быть основан на оригинальном арте, но о редизайнах, если таковые есть удачные, можно рассказать.

2. Редизайн от monkey считаю мрачноватым и недоделанным. Есть большая модификация его рабоы (по сути - перерисовка с осветлением, заменой большинства изображений, добавлением символов дял удобства игроков, правкой ошибок и пр.)

Картинка тут: http://www.boardgamegeek.com/image/1643478/san-juan

pegasoff написал 5 лет назад: # скрыть ответы

В «Сан-Хуан» я играл всего пару раз, хотя бордгейм-вариант, то есть «Пуэрто-Рико», я очень люблю.

Основная проблема «Сан-Хуана» в том, что производственные здания на фиг не нужны. Играть можно на трёх, даже на двух (при том, что первое дают в начале бесплатно).

По сравнению с «Пуэрто-Рико», в котором все действия и здания сбалансированы, это довольно грубый прокол.

Race for the Galaxy, безусловно, изящнее и лучше «Сан-Хуана».

maleficmax написал 5 лет назад: #

Хм, мне никогда не хватало двух производственны, тем более с учетом стартовой карты.

Valenox написал 5 лет назад: #

Николай, двух разиков маловато, чтобы хорошо проникнуть в стратегическую суть. Я-то сыграл раз двадцать+, хотя последний раз довольно давно. Тоже поначалу упирался строить производство. У нас с Кешей, помню, на даче была серия. Он меня уделал 13-3. Причем был момент ваще 10-1, пока я не изменил подхода.

А с П-Р трудно сравнивать. Прародитель ведь. Да и ты сам прекрасно знаешь, сколько лет П-Р держалась на первом месте в рейтинге БГГ.
Выигрыш только в компактности и времени партии. Но для разных людей и ситуаций это приличный плюс.

Nelud написал 5 лет назад: #

Не строить производственные здания - это всего лишь одна из стратегий. А вот самая прямолинейная - это построить кучу производственных зданий и к ним фиолетовое здание (забыл как называется) дающее по 2 ПО за каждое из них.
З.Ы. Кстати стратегия без производственных - это вообще игра только на одном стартовом здании.

ArMikael написал 5 лет назад: #
Чтобы не запутать читателя

Вы подготовили красивые фотографии к статье. Но мне кажется, что не стоило мешать классический Сан Хуан и редизайн в обзорной статье о Сан Хуане.

Мне игра понравилась оформлением прежде всего за счет изящества. Может оно и не бросское, но очень акуратное и приятное глазу. Я был бы очень рад, если бы оформление строений San Juan перекочевали в классическую версию Puerto Rico.

Редизайн же вносит смуту и может координально изменить впечатления об игре. Я например, если мне не нравится оформление, ни за что игру себе не куплю, в каких бы топах она не находилась. Из-за этого, например, отказался от идеи покупки Tzolkin и Ora et Labora.

Что самое смешное, именно сегодня подумал о том, чтобы сделать себе ПНП Сан Хуана и первой мне попалась именно заредизайненная версия. Прочел похвалы, скачал и открыл... Да, красивое цветное оформление. Но понял, что ну вообще не моё. Показалось, что редизайн даже усложнил в какой-то степени игровой процесс. Вместо производства стандартных ресурсов предлагают зачем-то производить монстров и броню?! Зачем вообще мешать всё в одну кучу? Сделали бы хотя бы ресурсы одного направления в фентезийном сетинге: хлеб, мясо, эль, ягоды, орехи. Я в свое время был большим поклоником жанра фентези, но в данном случае он не в кассу.

В общем, дам рекомендацию тем, кто хочет познакомиться с игрой... Если будете делать ПНП, то делайте его из оригинальной версии игры. А ещё лучше, оценить сначала игру на iPad. Реализованна она в цифровом варианте на 5+.

volt написал 5 лет назад: #

"Смешались в кучу кони, люди"