-AdRiver-
kruzhalovv написал 2 минуты назад к новости С миру по нитке [21.08.2018]: # *Приготовился бросать бабки в монитор на Ген7*
Brahman написал 5 минут назад к игре Мрачная гавань: # А зачем вам куча копий б/у игры, да еще за 3к? (что серьезно?) Уж не ...
Majo написала 5 минут назад к игре Мрачная гавань: # Это все подростковая жестокость. Наиграются в свои Феоды, а потом на Т...
Galahed написал 5 минут назад к игре Мрачная гавань: # таки, было пару обсуждений на эту тему типа о смотрите, уже пара влад...
Galahed написал 18 минут назад к игре Мрачная гавань: # а я хочу видеть сколько человек покупают ее с рук, мимо краудфаундинга...
С миру по нитке [21.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Crowd Games возьм...
На экранах [21.08.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
Обзорная башня [20.08.2018]
В этом выпуске: перевод анонса игры Discover: Lands Unknown, второе превью игры ...
Юбилейное издание Pandemic
Специальное издание базовой игры Pandemic («Пандемия») в честь 10-летия. Новое о...
С миру по нитке [17.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Crowd Games прист...

Hayato

Сильная сторона Kingdom Builder

Статья опубликована в рамках конкурса «Рыцари круглого стола 2014», 11 апреля 2014

Информация

добавить
игры Kingdom Builder: Capitol
Kingdom Builder: Nomads
Kingdom Builder
Дата: 11 апреля 2014
Оценка пользователей
7.4540
-

Привет всем. Вот и мой обзор по Kingdom Builder для конкурса «Рыцари круглого стола». За выбор игры для обзора спасибо пользователю XaN.

 

Kingdom Builder началась для меня с дуэли и, в основном, этот режим я в ней и приемлю, как основной для раскрытия многообразия и вариативности её возможностей. Тут, наверное, придётся раскрыть немного ход игры для тех, кто с нею до сих пор не сталкивался.

 

Есть восемь частей поля, разлинованных гексагональной сеткой. Каждый гекс несёт в себе либо один из пяти типов местности, на который можно выставлять поселения, либо один из двух типов местности, на которые выставляться нельзя, либо замок (на него тоже выставляться нельзя), либо особое место (тоже нельзя), дарующее дополнительные возможности (их восемь по числу частей поля — за каждой закреплена своя способность). Давайте я покажу на примере одной из частей.

 

типы местности в игре Kingdom Builder

 

Пять типов местности, на которые возможно выставление: трава/лужайка, лес, каньон, пустыня, цветочное поле. Два, на которых невозможно: гора, вода. Замки на всех частях поля одинаковые, но на двух (с гаванью и святым местом) их сразу два, а вот особых мест по одному (оценены, как слишком сильные). На представленном примере особым местом является таверна.

 

Изначально на партию выбирается четыре части (случайным образом или по договорённости), из которых составляется поле. Также вытягивается три из десяти карт условий получения победных очков, которые отличаются по сложности и прибыльности (то есть количество очков в партиях может прилично отличаться). Таким образом, у нас, казалось бы, имеются различные сочетания по четыре из восьми кусочков. Сперва мне казалось, что нам доступно несколько ограниченное количество этих сочетаний (большое, но всё же), но потом, при обращении к FAQ по игре, я узнал, что частям не обязательно соблюдать ориентацию по картинке верх-низ. И таким образом обнаружилось, что комбинаций составляемого поля гораздо-гораздо больше.

 

Варианты стыковки частей поля в Kingdom Builder

 

Варианты стыковки частей поля в Kingdom Builder

 

Варианты стыковки частей поля в Kingdom Builder

 

Варианты стыковки частей поля в Kingdom Builder

 

Сам игровой процесс, если брать без изысков, прост. Игрок получает карту одной из пяти территорий, вытянув её из общей колоды, и ДОЛЖЕН выставить ТРИ поселения (обозначаются деревянными домиками) на соответствующую местность. Причём, если есть возможность выставить поселения так, чтобы они соседствовали с ранее выставленными (хотя бы одним), то игрок ОБЯЗАН ставить их таким образом. То есть, поставив первое из трёх своих обязательных к выставлению селений в свободную местность, следующее селение игрок должен будет выставить рядом с ним, а третье по соседству с одним или обоими из первых двух. Соответственно, игра подразумевает, что игрок, опираясь на данные правила, в их рамках будет стараться создавать как можно меньше невыгодных соседств для себя и как можно более выгодных (выгода, в основном, определяется условиями, вытащенными на партию). Но есть ещё и дополнительные способности, которые даются за соседство селения игрока с особым местом (сразу по выставлении, но она начинает работать со следующего хода). В каждом таком месте лежат два жетона специальной способности. С одного особого места один игрок может получить только один жетон специальной способности во владение. Пять из восьми — это дополнительное выставление поселений, а три предоставляют движение. И вот эти три уже весьма и весьма разнообразят картину партий, позволяя лучшим образом достигать условий получения победных очков.

 

Партия заканчивается после того, как у одного из игроков последнее поселение выходит на поле и круг ходов доходит до последнего игрока (т.е. у всех будет равное количество ходов  в игре). И очки считаются по условиям, и по три очка за каждый замок, рядом с которым есть хотя бы одно поселение игрока).

 

Всё это выглядит очень ярко и сочно, и меня прямо таки поразил выбор цветов для поселений! Тут помимо привычного синего есть неокрашенный, а лишь лакированный древесный, чёрный и оранжевый! Где привычная связка красный-синий-зелёный-жёлтый? Тем более меня это задело в виду того, что на картинках примеров нарисованы красные домики. В общем, довольно странно наблюдать брутально-чёрные точки домиков на нежно-розовых цветах и т.д. Хотя болота или пустоши «Терра Мистики» смотрелись бы тут не так уместно. Домики там и там +/- похожи, некоторые типы местностей тоже... Вот и подумалось.

 

Фишки поселений четырёх цветов в Kingdom Builder

 

Особо древесные лакированные фишки в Kingdom Builder

 

Почему лучше играть вдвоём? Легче следить за выходом карт. Получить второй жетон способности с особого места, а значит и всю полноту возможностей становится реальнее. Подрезание противника имеет смысл. И если игроки приблизительно одного уровня, то и разрыв составит одно-два очка (при том, что счёт в среднем в районе семидесяти очков). Если играют несколько (не домыслы, играл всеми составами), то подрезание одного игрока идёт на пользу другим, жетоны расходятся, как горячие пирожки, и кто-то может легко оказаться обойдённым стороной уже вначале. Ну и выход карт становится менее предсказуемым и оказывает больше влияния на результат. Со счётом также становится всё не так гладко. Пара игроков может оказаться в отрыве минимального диапазона, но кто-то может быть как далеко позади, так и далеко впереди. Опять же некоторые условия получения победных очков при большом количестве игроков менее выполнимы.

 

За что мне нравится игра в целом? Помимо того, что она визуально радует глаз и напрягает мозг одним из самых приятных образов, она ещё и чрезвычайно соревновательна и не заставляет страдать в ожидании своего хода. Раскрою последние два утверждения. В Kingdom Builder очень редко возникает ситуация (при игре на двоих, при относительном равенстве игроков), когда уже в середине партии можно заявить об уверенной победе одного игрока над другим и не ошибиться с этим. Зачастую такое бывает в случае совсем неудачного начала партии одним из игроков (был расчёт, что следующей картой местности точно не будет такая-то, а именно она и пришла, а в следующий ход такая-то, и именно она пришла) или какого-то невероятного везения другого (был расчёт, что следующей картой будет определённая местность и её до твоего хода никто не займёт, и он оправдался). Но, во-первых, такие моменты учат находить менее подверженные таким рискам места и получать больше очков из имеющегося материала, а, во-вторых, ни разу такой момент не заставил нас отказаться от того, чтобы доиграть партию. И иногда утерянная надежда возвращалась и давала новые силы. И ещё, игровой процесс интересен сам по себе. Он затягивает и манит. А потому нет смысла бросать партию в Kingdom Builder. Что касается хода, то после того, как игрок его завершает, он сразу же получает (в тайне от остальных) следующую карту и волен думать над следующим ходом, а продумав, наблюдать за действиями оппонента, обнаруживая всё новые красоты решений в Kingdom Builder.

 

Возможно, мне по жизни везло с оппонентами в этой игре. А может, граничные условия у неё таковы, что не дают испортить практически ничем. Но, на мой взгляд, эта игра наилучшее из того, что можно найти доступного для понимания основ, но при этом глубокого для постоянного совершенствования и интереса новых партий. Я ставлю её на одну ступень с неподражаемым «Каркассоном» и хочу отметить, что она реже игралась (где-то порядка 200 партий против 500), нежели он, только потому что «Каркассон» вышел раньше и носить с собой его проще (а также он меньше расстраивает меня при количестве игроков больше двух).

 

Маленький трюк. Если последнее соседнее с особым местом поселение игрока оказывается не там (отодвигается), то и жетон возможности, даваемой этим местом, теряется. Можно, таким образом потеряв жетон, вновь вернуться, дорасти до особого места и получить второй, не оставив ни одного второму игроку. Но, конечно, это реально проделать и стоит того только при двух игроках.

 

Импровизированный итог по примеру различных обзоров:

  • Название: Kingdom Builder
  • Год выпуска: 2011
  • Фирма-производитель: Queen Games
  • Автор/Разработчик: Donald X. Vaccarino
  • Количество игроков (рекомендуемое): 2-4 (2)
  • Ориентировочное время партии: 25 + (10 на каждого игрока)
  • Реиграбельность: наивысшая (сродни шахматам и «Каркассону»)
  • Рекомендуемый возраст: 12 и выше.

По возрасту, я полагаю, требуются пояснения. Так как доводится и доводилось играть с детьми и приобщать их к настольным играм, могу сказать, что им Kingdom Builder никак не пришёлся по сердцу. Ни яркость домиков, ни рисунков не маскируют жёсткий расчётливый процесс. Это не тот же «Каркассон», в котором открытая система позволяет играть детям с интересом. Если бы разница была только в уровне, тогда бы всё было понятно, но и друг с другом дети не хотят играть в эту игру. Но я перестал предпринимать попытки в этом направлении с того момента, как заинтересованные в настольных играх ребята отказались от неё. Конечно, все люди — разные, и все дети — разные.

 

По базовой игре всё, но так получилось, что я не остановился только на ней и стал счастливым обладателем двух дополнений: большого полнокоробочного Nomads и малого промо- Capitol. Об их вкладе в игру далее.

 

Nomads представляет собой новые полноценные части поля, за каждой из которых закреплено особое свойство, как и в базе. Однако вместо привычных крепостей на поле появились шатры кочевников (что и ожидалось от дополнения с таким названием). Они-то и привнесли новые правила. Когда игрок выстраивает своё поселение рядом с шатрами, он получает жетон одноразовой способности, выложенный туда в открытом виде в начале партии. На следующем ходу способность жетона можно задействовать, но независимо от того, решит ли игрок сделать это или откажется, жетон будет в обязательном порядке сброшен.

 

Сильные ли действия предоставляют эти жетоны? Есть добавочные три очка, что не очень-то уважается игроками, так как всё же больше не возможность, а просто бонусные чистые очки. Некрасиво. Неинтересно. Есть единовременное выставление трёх домиков на один из семи типов местности. Внимательный читатель отметит, что недоступные ранее для выставления вода и гора теперь могут быть использованы. Есть возможность убрать одно из ранее выставленных поселений противнику в запас. Это сильно. Особенно, если только одни поселением он соединён с крепостью или, того лучше, с особым местом, дающим ему способность (он же лишится этой способности). Крайне редко получается так, что это «выпиливание домика» оказывается полезным именно для открытия пути себе куда-то через заграждение из домиков противника. В общем, дюже сильная возможность, как минимум заставляющая играть с оглядкой на неё. Есть возможность подвинуть от одного до четырёх поселений суммарно на четыре гекса всего. То есть можно двинуть, например, только два поселения, одно на три, а другое на один, или каждое из них на два. Хорошая стабильно полезная способность (ей можно найти применение). И, наконец, мой фаворит по силе среди возможностей: выставление одного поселения не по соседству с существующими на поле. Она прекрасна и нужна почти всегда! И тут мы подходим к тому моменту, что жетонов возможностей на партию выходит очень мало, и, если тянуть их случайно, то некоторые можно не встречать десятки игр к ряду.

 

Новые свойства частей имеют два новых выставления: в цвета и в комбинацию из трёх домиков «ладошкой» (продолжение темы таверн, четвёртым в ряд). Есть движение, и движение это уже носит характер серьёзного отличия от движений, существовавших ранее. Оно позволяет двигать домик по карте до упора в препятствие: гору, воду, другое поселение, крепость, шатры кочевников, особое место. Эта способность увеличивает продолжительность партии в полтора-два раза за счёт того, что возникает необходимость просчитывания траекторий всех имеющихся поселений. И это непросто. И способность эта сильна. Но есть и ещё одна совершенно отличная от имевшихся ранее: выставление стен. Стены выставляются по тем же правилам соседства с уже выставленными ранее поселениями, но при этом просто забивают место. С их помощью можно блокировать противникам доступ к особым местам, например. Но гораздо более приятное действие — это «отрезание» поселений от существующих границ. В общем, с этой стороны дополнение серьёзно расширяет игровые возможности, но также и усложняет просчёт ситуации на поле.

 

Наконец, дополнение привносит три новые цели в игру, очки за которые даются немедленно при выполнении означенных условий. Их влияние на баланс и течение партии можно оценивать только в разрезе прочих условий (других вытянутых на игру целей и общей картины поля). Игровой процесс они не сломали, как я боялся сперва, только увидев их, а приятное разнообразие внесли.

 

Как итог, дополнение Nomads удлиняет партии, если какие-то его компоненты попадают в партию. Также в нём появляются компоненты красного цвета, позволяющие играть впятером. Картон частей поля отличается по качеству выработки от партии базового выпуска игры, печать на поле сильно разнится в цвете (в принципе, различие теряется при скромном освещении). Карт без флага на обложке не имеется больше (но, кто знает, зачем они были в базовой игре...). Всё, что есть в дополнении, в целом интересно и заслуживает похвалы в отношении механик и нововведений.

  • Название: “Kingdom Builder: Nomads”
  • Год выпуска: 2012
  • Фирма-производитель: Queen Games
  • Автор/Разработчик: Donald X. Vaccarino
  • Количество игроков (рекомендуемое): 2-5 (2)
  • Ориентировочное время партии: 30 + (15 на каждого игрока)
  • Реиграбельность: наивысшая (сродни шахматам и «Каркассону»)
  • Рекомендуемый возраст: 12 и выше.

По промо-дополнение Capitol совсем коротко. Это два жетона, кладущихся по одному на место крепости в той части поля, что несёт гавань или алтарь (если одна или обе были вытянуты на партию) в базовой игре, и дающих по очку за поселение в радиусе двух гексов от себя. Бывает приятно, когда совпадает с другими условиями получения победных очков, и только. Кардинальным образом ничего не меняет.

 

Общие соображения по самой игре и её дополнению таковы. Она не проста и подходит для серьёзных партий с вдумчивыми противниками один на один. О её глубине свидетельствует хотя бы F.A.Q. по каждой из частей, превышающий размер самих правил в несколько раз. Неувядающий интерес мировой игровой общественности на том же BGG. Правда, с этим есть одна загвоздка. Там высокая оценка идёт с последнего дополнения, понижаясь к базе, а лучшим количеством игроков считается четверо. Тогда как у меня совершенно чётко сложилось видение завершённости базы и органичное её слияние с первым дополнением (которое тем не менее не может быть оценено выше оригинала) и лучшим форматом партий один на один. Моя рекомендация всем любителям таких игр, как «Каркассон», шахматы, го: попробуйте Kingdom Builder, и весьма вероятно, что в вашей жизни станет на одну хорошую игру больше.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
IvTuzovsky написал 4 года назад: # скрыть ответы

Позвольте и мне покритиковать немножко?
Правда, я не считаю, что результат вышел таким уж и "невзрачным";)
Мне показалось, что очень мало внимания уделено условиям победы на партию. Их вариативность и противоречивость и составляет, в моей представлении, одну из главных изюминок игры.
Ну и 3-4 огромных картинки подряд скорее раздражают, чем иллюстрируют. У вас отличный фотоаппарат и навыки съемки, однако большой формат изображения "не сделает" обзора.

А вот с выводами согласен. Одна из любимейших игр. Ваккарино удивителен тем, что создавая абстракты, не превращается в Книция. Его абстракты, если можно так сказать, ПАХНУТ. Вкусно пахнут, разумеется=)
Спасибо за обзор!

Hayato написал 4 года назад: # скрыть ответы

Спасибо за комментарий, критику и похвалу. По поводу освещения сочетаний условий победы также промашка вышла. Это очень существенная часть игры, оказывающая на течение партии чуть ли не столько же (а может и больше - тут сложно судить) влияния, как сформированное поле.

P.s. Ваш обзор очень понравился мне. Спасибо и за него. Как давно Вы пишете?

IvTuzovsky написал 4 года назад: # скрыть ответы

Спасибо за комплимент. С 3 курса, но эпизодически. Сперва работал в рекламном журнале, потом на одном из городских мультиблогов, а когда он начал зарабатывать на грязных заказов ушел и долго не писал. Но специально только этим никогда не занимался: все больше по приглашению в качестве вольного стрелка на ограниченный круг тем. Интересно - пишу, как становится неинтересно или тема исчерпывает себя - не пишу)))

Hayato написал 4 года назад: # скрыть ответы

Если "специально этим никогда не занимался", то какова же сфера Вашей занятости? Можно в личку.

IvTuzovsky написал 4 года назад: # скрыть ответы

я - вузовский преподаватель с профильным историко-педагогическим образованием и некоторым опытом работы по специальности ( в смысле сперва в школе работал XD)

Slim_Slam_Snaga написал 4 года назад: # скрыть ответы

Сказал бы честно - драгдиллер, а то сразу под умного косишь :D

IvTuzovsky написал 4 года назад: #

С учетом того как историю сейчас качает в две стороны, драгдиллер - более интеллектуальная и почетная профессия XD

Waller написал 4 года назад: #

При чтении обзора мне как человеку, не игравшему в КБ, вообще абсолютно не понятно, что вообще делают игроки и зачем (толком не рассказано об условиях победы).
Повторение одной и той же информации в тексте и по сути одинаковых фотографий - тоже не айс.
В целом суховатый стиль изложения, по-моему, никак не соответствует этой игре. Я слышал и читал про нее много хорошего, а при чтении обзора сложилось впечатление, что... игра ни о чем.

Прошу прощения, но не зацепил ни обзор, ни игра по фотогафиям и описанию.

Ogro написал 4 года назад: # скрыть ответы

Такая простенькая игрушка, и так много путанного текста.
На мой взгляд, обзор оставляет весьма смутное представление об игровом процессе в целом, содержит очень много совершенно ненужных слов, фраз, невнятных суждений, неуместных справочных деталей (год, производитель и т.д.)

Про детей - игра чистой воды абстракт, и никакие домики, замки, травка-цветочки, да и само эпичное название "Строитель Королевства" этой сути не меняют. Это, скажем так, сильно навороченные крестики-нолики. По этому детям может понравится только в каких-то исключительных случаях, а в большинстве случаев - скучно и неинтересно.

Оформление - почти примитивно. Как выглядят поля и домики на нём - ясно, и... всё. Ни игровое пространство, ни жетончики, ни карты - не показаны. Зато целая куча "одинаковых" полномасштабных картинок, призваных показать варианты комбинирования, которые всё равно никакой нагрузки смысловой не несут (и так ясно, что повертев поля получим разные комбинации), и большинство их просто скролит.

Вобщем - мутно. Очень мутно.
Автор молодец, конечно, старался, делился впечатлениями, спасибо. И я хотя бы узнал, что там в дополнение положили.
Но коли уж взялся писать обзоры - учись совершенствуйся, работы ещё много в этом направлении.

vladimirs написал 4 года назад: # скрыть ответы

(просто интересно) А вы что, местный эксперт по обзорам? :) Или в конкурсе участвуюте?
К каждому обзору тонна какого-то заумного и невнятного негатива ...

Ogro написал 4 года назад: # скрыть ответы

Хмм..
Лукавишь, Владимир ;)
Прям таки к каждому? И прям таки все негативные? ;)

Скажу так - вроде как публичный конкурс обзоров. Конкурс - значит оцениваются, сравниваются. Более того - авторы изначально для этого писали и выкладывали - что бы оценили и сравнили.
Я не участник и не жюри, но мероприятие интересно, когда находится минутка - выборочно читаю, оцениваю. Сравниваю. Мнение публично выссказываю - вдруг пригодится. И выссказать пытаюсь более менее развёрнуто, не ограничиваясь непонятным "Хорошо" или "Лажа."
Ответил? Что-то не так делаю? Здесь так низя? Мешаю?
Ну, прекращаю, коли так.

Waller написал 4 года назад: #

По мне так наоборот критика нужна. Еслои не сложно, мой обзор тоже покритикуйте.)

Hayato написал 4 года назад: # скрыть ответы

Спасибо за развёрнутый комментарий Ogro. Текст, возможно, путан оттого, что много правок вносил по ходу написания, то об одно, то о другом. Но на этом моменте совершенно забыл фотографии из партий дошить (хоть и в избытке их). И отдёргивал себя от объяснения правил в подробностях, хотя без них, как без рук об этой игре. Наверное, даже соглашусь с Вами в том, что она абстрактна (ну любители шахмат и го, которым я её посоветовал, оценили).
Эти картинки для лучшего разъяснения вариативности. Тем более, заметил, что многие играют без таких поворотов, а в них же столько комбинаций сокрыто!
Спасибо за пожелания. Может, правда, слишком самонадеянно было с первым обзором вылезать на конкурс. С другой стороны, такая внешняя мотивация дала стимул к написанию и публикации.

P.s. Пока я отвечал Вам, уже ещё два комментария появилось.

P.p.s. Справочные детали взяты по примеру понравившихся обзоров. Возможно, кому-то пригодятся.

Ogro написал 4 года назад: # скрыть ответы

Нисколько не самонадеяно, отлично, что написал. Главное - каким бы невзрачным не вышел результат - это всё равно результат, в тысячу раз лучше отсутствия оного.
Тем более всё не так плохо, просто я упомянул только неудачные на мой личный взгляд решения. Зато - душевно, открыто и позитивно написано, эмоционально.
Всё остальное - дело наживное.
Извини если слишком негативно.

nastolkus написал 4 года назад: #

"Главное - каким бы невзрачным не вышел результат - это всё равно результат, в тысячу раз лучше отсутствия оного"

жму руку за эти слова

Hayato написал 4 года назад: #

Да нет - нисколько не негативно (ну разве что "мутно" я бы всё же заменил на "сумбурно", если правильно Вас понял). Очень поучительный момент. Если возникнет желание/потребность на написание обзора, непременно перечитаю Ваш и прочие комментарии перед этим. Или на этапе вычитки-корректировки.
И спасибо за тёплые слова.

zuzubun написал 4 года назад: # скрыть ответы

>> Если последнее соседнее с особым местом поселение игрока оказывается не там (отодвигается), то и жетон возможности, даваемой этим местом, теряется. Можно, таким образом потеряв жетон, вновь вернуться, дорасти до особого места и получить второй, не оставив ни одного второму игроку.

Это неверно. См. FAQ:
http://www.boardgamegeek.com/wiki/page/Kingdom_Builder_FAQ#toc12

"You can not collect 2 tiles from the same hex (even if you discarded the first one), but you can touch both location hexes on a sector to collect 2 tiles, 1 from each hex. ("A player may only have 2 identical location tiles if they have build a settlement next to both identical location hexes of that game board section.", rules page 3)"

Правила, стр. 3: "A player may seize only one location tile from a given location".

И подтверждение от автора игры: http://www.boardgamegeek.com/article/14333566#14333566

Hayato написал 4 года назад: #

Посыпаю голову пеплом! Правда Ваша! А я ведь не для красного словца F.A.Q. упоминал. Всегда к нему обращался и обращаюсь в спорных моментах, но ни разу не прочитал его весь "от и до", а потому пропустил в этом месте конкретное разъяснение по данному моменту. Спасибо большое, потом подредактирую в статье опровержение с ссылкой на Ваш комментарий.

alt написал 4 года назад: #

Полностью согласен, особенно с последним абзацем. KB - отличная игра, возможно лучшая у Ваккарино. (Да, я знаю, Доминион - родоначальник механики и все такое, но надоел он, по-моему, всем за прошедшие года...)