-AdRiver-
Ifikl написал полтора часа назад к игре Brass. Бирмингем: # Ясно, так и преполагал. А еще вопрос - правильно ли мы поняли, что для...
Ifikl написал 2 часа назад к новости С миру по нитке [15.08.2018]: # Теперь и я ставлю но более 300 коробок. Может и 400, но это предел.
Ifikl написал 2 часа назад к игре Gloomhaven: # Да уже полгода говорят, что у нас.
jet800 написал 2 часа назад к игре Чартерстоун: # Что мешает самим туда ходить? :)
Ifikl написал 2 часа назад к игре Gloomhaven: # Второй акт - сколько будет РРЦ? РРЦ каркассона кельтского (к стати, ка...
С миру по нитке [17.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Crowd Games прист...
С миру по нитке [16.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Звезда» озвучила...
С миру по нитке [15.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games издала...
Голосуем кошельком [15.08.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
«Мой маленький серп». Предзаказ
На сайте CG открыт предзаказ на семейную игру по мотивам «Серпа». 

oranged

Из 2014-го в 2015-й: Indigo Games

11 февраля 2015

Информация

добавить
персоны Тамара Персикова
компании Indigo Games
Дата: 11 февраля 2015
Оценка пользователей
9.3834
-

(Прим. автора — Сегодня у нас в гостях Тамара Персикова, и мы побеседуем об итогах 2014 года и планах на 2015-й компании Indigo Games. До этого мы опубликовали интервью с Сергеем Голубкиным («Геменот»), Михаилом Акуловым (Hobby World), Александром Ермаковым («Студия 101») и Дмитрием Кибкало («Мосигра»). Ещё одно интервью опубликуем в ближайшее время, но остальные из запланированных под вопросом. Зато добавился новый собеседник, для которого сейчас составляется первичный опросник. Скорее всего, эта статья пойдёт вне серии.)

 

 

— Для начала расскажите немного о себе. (Ведь я правильно понимаю, что Indigo Games — это только вы и подрядчики?)

 

— Да, и это, пожалуй, главная проблема Indigo. Слышали про тест «автобусом»? Это когда задаёшься вопросом: «Сколько человек должен сбить автобус, чтобы проект загнулся?» Сейчас — одного.

 

Indigo я запустила около двух с половиной лет назад, потому что сидеть на попе ровно и просто играть стало недостаточно. Хотелось сделать что-то для хобби и реализоваться самой. Плюс, меня очень вдохновило «Королевство Ничто» — игра так понравилась, что хотелось показать её всем.

 

— Летом 2013, в беседе с pnprpg.ru, вы уточнили, что намерены выпускать малоизвестные игры с изюминками и с упором на ваш любимый жанр — хоррор. И добавили, что в каталоге найдётся место и для более известных игр, главное, чтобы выполнялись два условия: игра должна быть необычной и малознакомой российскому игроку. Что-нибудь поменялось с тех пор?

 

— С тех пор российские игроки познакомились с частью тех самых «малознакомых» игр лучше, так что в этом смысле — пожалуй, поменялось. Но я до сих пор хочу делать упор на «зарытых сокровищах», а более крупные, популярные игры издавать в промежутках.

 

— Если я правильно помню, на сегодня в каталоге Indigo Games числятся следующие игры: «Королевство Ничто» (Kingdom of Nothing), «Теперь я не забуду» (A Penny for My Thoughts) «FATE. Максимальное ускорение» (FATE Accelerated Edition или FAE) и «Грань Вселенной: Фронтир». Расскажите, пожалуйста, за какие черты и особенности вы выбрали их в качестве первых проектов.

 

— «Королевство» — очень необычная, атмосферная, характерная игра. Странная пташка, которая приглянётся не всем, но многих вдохновит. ТЯН («Теперь я не забуду») — крутой инструмент, который легко подстраивается под разные сеттинги и сюжеты. FAE — лёгкая система от талантливого геймдизайнера, которая сама приплыла ко мне в руки в уже переведённом виде от моего друга Кирилла Румянцева. Такой возможностью было глупо не воспользоваться. От него же пришла и «Грань» — очень качественный оригинальный сеттинг на модифицированном движке Dungeon World.

 

— Каким для вас выдался 2014 год? Можете ответить в виде краткой хронологии событий в жизни вашей компании?

 

— Наверное, с такими вопросами надо делать хорошую мину при плохой игре, но, по-моему, поклонники проекта уважают меня в первую очередь за прозрачность. Год, точнее, его вторая половина, был довольно бездарным. После выпуска книг FAE и «Грани» я вложила все силы в работу над «бумстартером» Don’t Rest Your Head. У меня была (что уж там, до сих пор есть) навязчивая идея сделать эту игру с оригинальными иллюстрациями. Чтобы книги (корбук и дополнение) внешним видом соответствовали самой игре и были такими, чтобы ах! Чтобы все попадали от восторга. Но художник, нанятый для этой задачи, исчез в тумане за неделю до запуска.

 

Эта история мигом выбила из меня дух. Я до сих пор считаю решение отложить релиз игры правильным, но после такого облома у меня резко поубавилось желания работать над новыми играми. А потом завертелись личные дела, и стало совсем не до проекта.

 

— Можете привести несколько главных достижений компании в прошлом году? Появился ли какой-нибудь предмет гордости?

 

— Могу лишь с гордостью сказать, что знаю о краудфандинге и его особенностях столько, сколько возможно для человека, который пока не провёл такой кампании.

 

— Возникло ли в прошлом году какое-нибудь препятствие? Как преодолели его?

 

— Я преодолеваю его сейчас — упадок сил и мотивации.

 

— Сложно ли выпускать русские издания ролевых игр? Всё-таки в них обычно текста больше, чем, например, в настольных играх. Сложно ли добиваться прав на издание игр в России? Почему российские издатели не берутся за такие громкие проекты, как D&D? Первой ласточкой может стать Pathfinder. Ходили слухи о локализации ролевой игры компании FFG по Star Wars. (Прим. автора — По новым сведениям, официального перевода Star Wars не будет, проект закрыт.)

 

— Да, текста больше, но разве ж это проблема. Перевёл, сверстал, напечатал в один присест. Настолки гораздо сложнее в производстве, разнообразнее по своему наполнению (карты, миниатюры, токены — не мне вам рассказывать), и сравнимо с ролёвками сложны в локализации. Так что короткий ответ — нет.

 

— Интересный взгляд на вещи. (: Можете поделиться топом продаж среди вашей продукции? (С т.з. издателя. Без цифр. Пронумерованным списком.)

 

— Денег больше всего принесли первые два релиза, «Королевство» и ТЯН, поскольку цена на PDF у них фиксированная, плюс распроданные бумажные тиражи. FAE и «Грань» продаются по модели плати-сколько-хочешь (кстати, на российском рынке ролёвок Indigo в этом плане первопроходец), и часть людей платит, но с фиксом, конечно, не сравнить.

 



 

— Хотелось бы воспользоваться случаем и поинтересоваться, какие ролевые игры вы считаете обязательными к ознакомлению и почему. Назовите, пожалуйста, свои любимые игры (и/или правила) и объясните причины.

 

— Классный вопрос. Новичку стоит взглянуть на:

 

Pathfinder — лучшая версия D&D, не зря же миллионы игроков по всему миру выбрали именно его.

 

Savage Worlds (он же «Дневник авантюриста» от коллег из «Студии 101») — качественная боевая система с простой, чёткой математикой, которая не имеет отношения к D&D.

 

GUMSHOE («СЫЩИК» от той же «Студии»), чтобы увидеть систему с совершенно другим подходом к геймплею. Плюс, сеттинги под «СЫЩИКа» очень хорошо написаны и их просто приятно читать.

 

Fate (или «FAE» для скорости) и AW (или другую *W систему), чтобы посмотреть, что такое передача повествовательных прав, и чтобы убедиться: игроки тоже могут влиять на сюжет системно, и это не обязано ломать игру, как часто проповедуют адепты рельсового вождения. «Я мастер, это моя история, а вы можете в неё поиграть» — это плохой подход, и игра из него выйдет плохая. Или как минимум хуже, чем могла быть без него. Такое у меня убеждение.

 

Ну и любые 2–3 инди-игры на вкус. Например, My Life With Master для любителей играть в сложные отношения с другими и собой, Polaris — для романтиков и почитателей ритуализированной игры с похожими на заклинания кодовыми фразами, Dogs in the Vineyard — ради сложных моральных дилемм, A Penny for My Thoughts («Теперь я не забуду» от Indigo) — чтобы научиться доверять другим игрокам за столом... Всего не перечислить.

 

Короче, прежде чем залипать на одной игре и резаться в неё годами, не выходя из зоны комфорта, я призываю игроков вглядеться, а что вообще есть. У нас многогранное, интерактивное хобби — зачем сводить свой опыт в нём к одной-единственной книге правил?

 

— Pathfinder действительно сейчас номер один на рынке. (Если судить по топам продаж, статистике виртуальных столов и т.д.) Но и «пятёрка» D&D активно набирает обороты и армию поклонников. Бытует мнение, что в обозримом будущем она обгонит Pathfinder. Вы так не считаете?

 

— Я почти ничего не знаю о пятёрке. Если тыкать пальцем в небо, наверное, нет. Pathfinder же хорош не столько самой системой, сколько вагоном готовых, проработанных модулей, которые написаны так, что даже новичок разберётся. С этим сложно конкурировать.

 

— Я уже получил ответ от Александра Ермакова («Студия 101»), но хотелось бы услышать и ваше мнение. Нам интересно, насколько выборки, сформированные со слов ритейлеров или сайтов, выступающих «виртуальными столами» для проведения игр, соответствуют реальности. Можете прокомментировать статистику? Вот примеры:

— Думаю, более-менее соответствуют. По крайней мере, похоже на правду. «В D&D и Ко играют больше всего» — это не новость. :)

 

— И раз уж речь зашла о популярности, не могу не вспомнить финалистов премии Gioco di Ruolo dell’anno 2014 («Ролевой игры 2014 года»): Dungeon World, Savage Worlds, 3:16. Первая и третья ожидаются на русском языке, вторая уже вышла. Любопытно? Забавно? На мой взгляд, да. А вы следите за премиями? (Как издатель и игрок.) Просто интересно, насколько (опять же) они близки к реальности.

 

— Реальности чего? Если призовые места в конкурсе распределяются ограниченным жюри, выбор отображает их реальность. Что конкретно этим людям кажется достойным награды. Если победители определяются открытым голосованием, это, считайте, та же статистика «во что любят играть в этом году». Но эта «реальность» тоже субъективна. Я слежу за наградами, потому что список финалистов — источник информации о новых/интересных играх, о которых я не слышала. В остальном — это способ сказать авторам «спасибо» и «вы молодцы». Так что дело благое.

 

— Какие новинки вы сами ждёте? По каким мирам и правилам сейчас сами играете/водите?

 

— Играю по Dogs in the Vineyard и 13th Age. Вожу по «Ктулху» серию пока не переведённых модулей Arkham Detective Tales. Мне всегда дико нравилось как Pelgrane Press упаковывают свои сценарии: чёткая структура, понятные взаимосвязи, куча веток развития и возможностей для допиливания — водить одно удовольствие.

 

Из русскоязычных новинок жду 3:16 от SaF Gang. Не лично для себя, просто 3:16 очень милая, и я хочу увидеть, как на неё отреагирует общественность.

 

Из англоязычного с замиранием сердца жду новостей о третьем издании Unknown Armies. Когда-то эта игра меня поразила.

 

— «Студия 101» вроде активно выпускает на русском модули серии Arkham Detective Tales. В новости о новой редакции «Неизвестных армий» меня, как поклонника второй редакции, пугают изменения в сеттинге.

 

— Да они вообще молодцы. По «Армиям»: а меня не пугают. :) Я люблю, когда игры развиваются, и переписать «Армии» под современность, с новыми аватарами и мифологией, мне кажется совершенно логичным шагом. От старой игры это ничего не отнимет.

 

— А играете ли вы в более привычные нашему читателю настольные игры? Если да, назовите, пожалуйста, ваши любимые, а также приведите текущий «плейлист».

 

— Не скажу, что часто, но играю. В «Ужас Аркхэма» и более поздний «Древний ужас» резалась не раз. Нравятся «Цитадели» за простоту и скорость. Нравится Twilight Imperium — за сложность.

 

Недавно попробовала одну малоизвестную игру, созданную двумя политологами — A Distant Plain, — про войну в Афганистане и Пакистане. Четыре стороны: американцы, местное правительство, талибы и наркотрафик. У каждой свой путь к победе и свои инструменты её достижения. Одна из лучших, самых проработанных, сложных и одновременно элегантных игр, что мне попадались. Если можете её заполучить, бешено рекомендую.

 

— Как будете выживать в условиях начавшегося кризиса? Коснётся ли он ваших клиентов и каким образом?

 

— Печать подорожала существенно, и это, конечно, придётся учитывать, но как именно — я пока не решила. Совсем отказываться от бумажных изданий как-то грустно, к тому же в этом часть моего личного кайфа от работы с Indigo. Может, будут микротиражи, или попробую договориться с сетевыми магазинами настолок, как «Студия», чтобы гарантировать себе какой-то возврат средств. С уверенностью могу сказать только, что кризис никак не скажется на качестве самих локализаций.

 

— Можете наметить тренды российского и мирового рынков?

 

— В России, как мне кажется, рынок на некоторое время замрёт, чтобы переоценить ситуацию, и начнёт сбрасывать лишний жир. После глубоководного погружения рубля те же Hobby World, нацелившиеся на Star Wars, и «Пандора» с Pathfinder лишний раз подумают прежде, чем сильно вкладываться в нишевые проекты (будем честны, пока что ролёвки для России — это всегда нишевый проект). Инди-издатели, в том числе я — не дети Рокфеллера, и тоже не можем сорить деньгами. Поток бумажных релизов и проектов с дорогими лицензиями (а их мы платим в долларах) замедлится, если не пропадёт совсем на год-два. У «Студии» дела лучше всех за счёт большого портфолио цифровых изданий. Нет печати — нет расходов на производство, а краски и бумага у типографий, разумеется, завозятся из-за бугра.

 

По мировому рынку я совсем не эксперт, но попробую. Я чувствую определённую усталость рынка от узконаправленного инди. Авторы попробуют развивать уже проверенные, «большие» системы дополнениями и сеттингами и, возможно, экспериментировать с форматом, благо технологии позволяют: мобильные приложения, дополненная реальность, всякая такая вкуснота. Надеюсь, я права, потому что давно пора мутить подобные штуки.

 

— Позволю себе вас поправить: русское издание Star Wars анонсировал коллектив Contrarian Games. В Hobby World, насколько мне известно, пока считают рынок НРИ малоперспективным.

 

А как вы относитесь к «боксовым» ролевым играм? Их выпускает FFG — с картами, жетонами и прочими аксессуарами для удобства. К Pathfinder и D&D выпускают карты заклинаний, умений и пр. Это действительно удобно?

 

— И удобно, и просто классно. Тактильная составляющая в игре — это очень важно. Когда можно что-то мацать на столе. Знаете же, как ролевики любят играться кубиками за игрой. Тут то же самое. Когда у тебя, скажем, столько-то маны или другого ресурса, всегда приятно взять горсть жетонов в руку и почувствовать это, а не просто абстрактно знать по цифре, выведенной на листе персонажа.

 

— Как вы оцениваете влияние «Ролекона»? Можете привести список конвентов и сайтов, которые играют заметную роль в жизни российского сообщества ролевиков? Вообще, существует ли такое сообщество?

 

— Заметную мне лично — это, пожалуй, «Ролекон», «РРИкон» и «Игрокон» среди конвентов и RNR с GoodDice (новым проектом Бори Гуртового и Кирилла Румянцева) среди сайтов. Наверное, есть ещё куча других, но я не слежу за ними пристально, поэтому мне их влияние как раз незаметно.

 

Последний вопрос очень интересный. Одним словом: нет. То есть формально такое сообщество есть, но по моим ощущением оно слишком хлипкое и дроблённое на отдельные кусочки, чтобы считаться таковым. Может, я просто не вижу чего-то, будучи внутри, или слишком пессимистична, но для меня большой показатель развитости и зрелости сообщества по хобби — это готовность вкладываться в его (хобби) рост деньгами. Бумстартер «Ктулху» на 120 с чем-то тысяч рублей считался успешным. Fate Core на «Кикстартере» собрал миллион баксов. Судите сами.

 




 

— В октябре 2014 выяснилось, что вы работаете над онлайн-сервисом для ролевиков, который сочетает в себе базу активных игроков (с профилями и поиском по ним) и календарь событий (анонсы игр и мероприятий с фильтрами). Проект пока известен под рабочим именем Game Set Match и вроде даже успел добраться до стадии закрытого бета-тестирования. Работы продолжаются? Можно ли уже говорить об ориентировочным сроках его запуска в эксплуатацию?

 

— Проект есть, но он завис немногим позже Don’t Rest Your Head. Это к вопросу о сообществе: идея сайта появилась у меня как раз в думах на тему судеб ролёвок в России. :) Мне хотелось видеть ресурс, который ответит на три вопроса.

  • Кто такие русскоговорящие ролевики?

  • Где они?

  • Во что они играют и во что хотят играть?

С ответов на них и начинается сообщество.

 

Я планирую его развивать во второй половине этого года, но пришла к выводу, что только профиля и календаря будет мало, даже самых красивых и удобных. Нужен контент, который заставит людей возвращаться на сервис, обновлять профиль и постить новые события, а значит, нужны блоги или статьи, или и то, и другое. Я общалась с редакцией RNR на эту тему и обсуждала вопрос слияния, но пока этот диалог не закончен и подвис вместе с проектом в воздухе. Возможно, мы вернёмся к нему, возможно, я придумаю что-то ещё. Я всё ещё считаю, что такой сервис будет полезен и взлетит, если всё сделать по уму.

 

— RNR — это http://rpg-news.ru/? Раз уж речь зашла об информационных сайтах, можете привести список мест, которые вы посещаете, чтобы оставаться в курсе событий и следить за новинками?

 

— Они и GoodDice из русскоязычного. На «Имажинарии» мне сейчас не интересно (исключение — пара конкретных людей), а на «Троллемире» (он же RPGWorld) я никогда не тусила. Из забугорного — те же сайты конкурсов и наград, блоги отдельных геймдизайнеров и издателей (сразу приходят на ум Pelgrane Press и Evil Hat).

 

— Ещё хотелось бы знать, что с вашим сайтом? Увидим ли мы новую версию и когда?

 

— Обязательно и довольно скоро, к весне. Я недовольна текущей версией: она работает только для тех, кто уже решил что-то купить или скачать. Человека, заглянувшего из любопытства, сайт не замотивирует, потому что выглядит уж слишком по-магазинному.

 

— Поинтересуюсь, водите/играете ли по «Скайпу»? И если да, можете дать несколько советов начинающим: куда и к кому обратиться, в чём отличия и особенности и т.д.? Не все из нас могут найти в своём городе ведущего, чтобы начать.

 

— И даже если найдёшь, у всех своя жизнь, время на дорогу и далее по списку. Где искать, честно, понятия не имею. У меня есть давно сформированный пул знакомых ролевиков из разных городов, в котором большинство — мастера, оттуда и нахожу. По особенностям скажу, что я давно перестала воспринимать игры по «Скайпу» как убогую альтернативу «настоящей» игре. Тут можно получить ровно тот же фан и ровно тот же катарсис.

 

Это, наверное, первый совет. Игра по «Скайпу» — полноценная игра. То, что вы не сидите в одной комнате, почти ни на чём не сказывается.

 

Второй, самый очевидный совет — подготовка. Все инструменты, вроде общих виртуальных досок, дайсроллеров, всяких Roll20 с макросами бросков лучше готовить заранее, чтобы не терять зря время, сэкономленное на дороге.

 

Третий — фокус. Один реальный минус игры по Сети — очень легко отвлечься, потому что друг друга, как правило, не видно, все сидят за компами, соцсети, почта и прочие вкусности очень близко, и если постоянно скакать из игры и обратно, впечатление смазывается, уходит глубина. Я рекомендую мастерам внимательно следить за общей вовлечённостью в процесс и регулярно заманивать обратно тех, кто из него выпал.

 

— Можете рассказать об издательских  планах компании на 2015 год? Если можете, поделитесь, пожалуйста, какой-нибудь эксклюзивной новостью в качестве новогоднего подарка и проясните ситуацию со статусами локализации таких проектов, как Don’t Rest Your Head и Dungeon World.

 

— Я могу поделиться планами, но не могу назвать их новостями. Я вновь взялась за Indigo совсем недавно, и никаких точных дат и прогнозов пока нет. Я обязательно добью Don’t Rest Your Head. Либо с новым художником, либо своими силами, но вряд ли раньше лета. Яждизайнер. :) Dungeon World выйдет ориентировочно до весны. У меня есть договорённости на Fate Core, Little Fears (хоррор про детей и их страхи) и Hell for Leather (динамичная игра, где используется башня из дайсов для наращивания напряжения) — это из близких планов. Последняя игра крайне любопытная, механически слегка смахивает на «Дженгу» и отлично зайдёт на конвенты. Little Fears — ну, вы знаете о моей нежной любви к хоррорам. А Fate — просто известная система, которая должна быть на русском.

 

— А есть ли желание создать что-то своё? И если да, есть ли намётки/идеи?

 

— Желания вагон. Покажите мне ролевика, у которого нет набросков своего сеттинга или системы. У меня тоже есть сеттинг под *W-движок, но в настолько черновом виде, что говорить о нём во всеуслышание даже как-то нелепо. Вот напишу альфу — расскажу, договорились?

 

— Замётано. (: Большое спасибо за ответы! С прошедшими и наступающими праздниками вас! Успехов и удачи на издательском поприще! Хотите ли что-нибудь пожелать нашим читателям?

 

— Желаю развивать хобби и развиваться в нём. Экспериментировать в вождении, попробовать новую систему, жанр или компанию. Выложить какие-то свои наработки или оригинальную статью.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Firkraag написал 3 года назад: #

Тамара, ты молодец! Мы верим в тебя, удачи!

w_holeman написал 3 года назад: #

Отличное интервью. Тамара вообще замечательный человек, который не задирает нос и общается на равных с каждым. Самому довелось встретиться и убедиться в этом на Ролеконе. Очень жду, что Don't rest your head все-таки выйдет несмотря на все проблемы.

HellS1c написал 3 года назад: # скрыть ответы

отличное интревью. Жду релиза Dungeon World

oranged написал 3 года назад: #

Тоже очень жду.