Обзорная башня [23.04.2024] | |
Ссылки на материалы, опубликованные в период с 9 по 23 апреля 2024 г. | |
С миру по нитке [23.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Лавка игр» 25 а... | |
С миру по нитке [22.04.2024] | |
О том, что происходит с сайтом и на рынке. | |
С миру по нитке [18.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе: «Д... | |
С миру по нитке [17.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: RollinGames изда... |
[Прим. ред. — Эта статья участвует в конкурсе «Время ломать языковой барьер 4».]
Несмотря на дату 2015 год, напечатанную на коробке, игра Fief: France 1429 на самом деле не совсем новая. Philippe Mouchebeuf, автор этой игры, выпустил свою первую версию в 1981 году, чтобы переиздать её восемь лет спустя. Но даже это не было окончательным вариантом. В 2011 было ещё одно обновление игры, и, таким образом, мы получаем текущую версию, опубликованную Academy Games и датированную 2015 годом. По факту — это четвёртое издание.
Кампанию на сайте Kickstarter поддержали больше четырёх тысяч человек и было собрано около четырёхсот тысяч долларов США. Благодаря этой кампании мы получили последнее издание игры вместе с несколькими дополнениями, возможностью заменить картонные токены пластиковыми миниатюрами и многим другим. Таким образом, из всех предыдущих — это самая роскошная версия игры и цена у неё соответствующая. И возникает вопрос, стоит ли игра этих денег.
Место действия — Франция 1429 г. Благородные семьи борются за власть и контроль. При этом они не только расширяют своё влияние за счёт территорий, но и используют связи внутри Церкви. Каждый игрок управляет одним домом, к которому он принадлежит в качестве доблестного рыцаря. Он — боец, который в жестоких боях сражается за свои земли, или прекрасный политик, который использует связи и обязуется найти путь в высшие чины Церкви. Он взберётся по карьерной лестнице от кардинала до епископа быстрее, чем священник в состоянии произнести Десять Заповедей.
Цель игрока — получить королевский и папский титулы. Каждый из них — это одно победное очко. Другие очки могут быть получены за каждое феодальное поместье или игровую область под вашим контролем. Игрокам нужно всего три очка для победы в игре. Если только он не вступил в союз через брак с любым другим игроком. В таком случае оба игрока должны набрать четыре очка на двоих. Но даже получение двух победных очков потребует усилий.
Каждый раунд игры, в котором от двух до четырёх игроков пытаются добиться этого, состоит из нескольких этапов. Они, для ясности, отмечены на самом поле. Раунд всегда начинается с объявления браков. Как мы упомянули, игроки могут заключать альянсы друг с другом и сражаться бок о бок. Но одному нужно иметь подходящую невесту, а другому — подходящего жениха. Как только произойдёт обмен кольцами, они становятся партнёрами в горе и в радости. По крайней мере, внешне будет так выглядеть. На самом деле ничто не может длиться вечно, и их договор может быть признан недействительным папой или может произойти несчастный случай.
Следующим этапом раунда игры являются выборы. Игроки имеют разное количество голосов в зависимости от того, насколько высокопоставленные дворяне есть в их семье. Совместно они выбирают епископа, папу или даже короля из подходящих кандидатов. Кандидаты должны соответствовать точным условиям, но, в свою очередь, могут принести немало преимуществ, в том числе победные очки.
Но изюминка игры скрыта в другом, в следующих этапах. Первый игрок разыгрывает игровую карту, которая позволит ему, помимо рождения другого представителя своего дома, издеваться над противниками, активируя такие события, как неурожай, ливень и чума. С другой стороны, есть хорошие события, которые игроки могут использовать в своих интересах. И если они не боятся, они даже могут собирать десятину и налоги с жителей. Это увеличивает доход в казну семьи, которая, как правило, обеспечивается только деревнями и близлежащими мельницами, находящимися под контролем игрока на игровом поле.
Деньги позволяют игрокам покупать доблестных воинов, строить мельницы или крепости. И если у них есть достаточное количество власти на определённой территории, они могут купить весь фьеф или титул кардинала за излишки этих монет.
Fief — это игра прямого конфликта. Иначе какой смысл создавать всех этих сверкающих металлических рыцарей и не использовать их в бою. Ваши дворяне могут собрать огромную военную мощь под их командованием и встать на тропу войны. Фактически, бой основан на бросках кубиков. И если до сих пор особой удачей было получение хороших карт, то теперь к этому добавилось невезение в бросках кубиков.
В игре ещё очень много событий. Например, вы можете захватить дворянина и держать его в тюрьме. Вы можете убить кого-то при осаде замка и бежать с поля боя тайными путями. Всё очень атмосферно.
Такой акцент на теме и атмосфере также является весомым аргументом выхода в свет этой игры. Что может быть приятнее, чем вторгнуться в соседние владения, которые внезапно были ослаблены эпидемией и неурожаем. Победа приносит сладкие плоды, но каждый бой — это риск почувствовать чертовски горький вкус поражения. Нужно брать в расчёт собственное хладнокровие. Эта игра легко может вывести вас из себя. Влияния случайности в игре огромно, и время от времени рэндом будет проявляться в виде совершенно несправедливых результатов. Я уже не говорю о противниках и их действиях.
Многие игроки жалуются на непонятные правила и постоянно возникающие вопросы. Нужно признать, что мы не совсем согласны. Может, это связано с тем, что игры гораздо большего калибра проходили через нашу редакцию, но Fief казалась чем-то немыслимым только до первой партии. После неё вы вдруг обнаружите, что, в сущности, нет необходимости в почти двадцати страницах правил, написанных плотным текстом. Игра, с точки зрения механик, логична и всё в ней на своих местах.
Помимо всего этого, как уже было сказано, в коробке вы найдёте способы расширить и дополнить игру. И если после этого вы заметите, что ваш интерес к игре Fief начал пропадать, нет ничего проще, чем подобрать другое дополнение или, по крайней мере, добавить пластиковые миниатюры на поле, чтобы несколько улучшить визуальное восприятие игры.
Само оформление немного противоречиво. С одной стороны, оно создаёт соответствующую атмосферу, а с другой стороны, вы будете часто находить рыцарей в бюстгальтерах и с кастрюлями на головах довольно нелепыми.
[Прим. переводчика — долго думал, что такое «рыцарь в бюстгальтере», пока не нашёл блог другого автора. Вот маленький отрывок для ясности из него.]
Видите в середине парня в тяжёлой броне, которая выглядит как голубой бюстгальтер с узором? Его зовут Отон. У него как-то был папский титул, когда я им играла.
Рисунки замков имеют довольно странную перспективу и иллюстрации на картах не слишком выразительны. С другой стороны, это выделяет игру среди остальных, делая её выразительной и легко узнаваемой.
Плюсы:
Акцент на истории.
Грубая атмосфера средневековья.
Простая боевая система.
Высокая реиграбельность.
Небольшие дополнения к классической игре.
Минусы:
На первый взгляд, сложные правила.
Огромное влияние удачи в игре.
Fief является одной из тех игр, которым нужен определённый тип игроков. Вы должны уметь вести переговоры, заключать альянсы во время игры и даже предавать в нужный момент. Если вы хотите контролировать игровой процесс и принимать стратегические решения, вы должны сыграть хотя бы в несколько настольных игр кроме этой. Это бескомпромиссный шторм, где в одном раунде вещи видны под одним углом, а во втором всё может быть перевёрнуто с ног на голову. Основа игры заключается в сюжетной линии, потому что Fief создаёт историю, и если вы ищете именно это, скорее всего, это лучшая игра из последних новинок. Ну и если совсем честно, нужно добавить, что для получения максимального количества впечатлений от игры вы должны играть в идеале 5–6 игроками.