| Идут сборы на Dice Commandos | |
| Кубиковая головоломка про коммандос в джунглях в духе Вьетнамской войны. | |
| Заканчиваются сборы на Wonderland's War Duel | |
| Дуэльная версия мешкостроительного ареа контроля в Стране чудес. | |
| Идут сборы на Chaosphere: Etonak Vanguard | |
| Кооперативное космическое приключение во вселенной Universal Legends. | |
| Идут сборы на Theocratia | |
| Евро-цивилизация про соревнующихся демиургов от Тачини. | |
| С миру по нитке [30.10.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы старино... | |
| игры |
Герои тёмных земель
|
| компании |
Ход котом
Нескучные игры |
| Дата: | 21 декабря 2016 |
![]() |
| 7.8937 |
![]() |
- |
«Герои Тёмных земель» — это, как я понял, 2 издание игры от нашего соотечественника Андрея Бураго, который пересёк океан и осел (тут именно «е», я всегда дотягиваюсь безымянным пальцем до «ё» в случае необходимости!) на континенте им. Америго Веспуччи. Тот случай, когда искренне жаль, что в категорию «отечественные игры» без великодержавного шовинизма игру уже особо и не запишешь =(
Как мы встретились с игрой? Пухлая коробка от — внезапно! — «Нескучных игр» / «Ход котом» играла со мной в догонялки.
Пока я летел слонами аэрофлота из Санкт-Петербурга в Челябинск, она не спеша отправилась «Почтой России» оттуда же туда же. По прочтению правил у меня не оставалось сомнений, что игра — мой клиент. И невзирая на недостатки, которые, конечно, присутствуют, она оправдала все ожидания. Я наконец-то понял, какая механика мне нравится больше всего. Что объединяет «Экслибриум», «Стальную арену», «Артифициум» и чего мне так не хватает в некоторых других играх, которые ну чудо как хороши, но… Не хватает мне в них, видишь ли, секретного ингредиента секретно-ингредиентного голубого метамфетамина, чтобы подсесть всерьёз и надолго. Что за секретный ингредиент? Давайте в конце, чтобы у вас был стимул прочитать обзор =)

Поколение Z доверяет упаковочной фирме «Ямщиков и Ко»! Игра, отправленная Юрой Ямщиковым, пришла в настолько плотном рыцарском доспехе, что даже прямое попадание в лапы любого из монстров бестиария «Почты России» не нанесло бы ей никакого ущерба...
Об чём игра? Олдскул-фэнтези-завязка по нынешним меркам бедновата даже для евро: есть королевство, есть злыдни, которые кошмарят короля, тиранят его подданных, убивают рыцарей у него на зарплате. Последних король и припахал провести ограниченным контингентом принуждение к миру дурно-пахнущую общественность, мигрирующую на земли Благополучного Королевства.

Вон в том жёлтом прямоугольнике с рваными краями, который призван символизировать древний лист пергамент, вся необходимая информация об игровой вселенной.
Много тайлов игровой карты. Они большие и толстые, очень удобные. Но учтите, что благодаря их тактильной симпатичности игра займёт до неприличия много места, что для категории 30–60 минут игрового процесса не очень супергуд.
Много тайлов соратников. Или работников? Короче, мастеровых, магов и воинов. Они много места займут только в коробке, хотя и на столе их рать (соратники же) будет разрастаться в ходе партии.
Много карт войск, укреплений и заклинаний. Они, напротив, мелкие, но так *с деланным сожалением и даже грустью* надо во имя великой цели — Механики!
Кучка монет разного номинала, которые вполне стандартны по размерам и толщине. Очень близко к таковому в Small World, но без глянца и лощённости последнего.
Разноцветные камни. ЧТОООО? Реально, камни! Вместо еврокубов, маркеров и прочих привычных решений. Хмммм, компонент неожиданный. Особенно, в связи с тем, что они немедленно были опробованы Тузовским-мл. на зуб, а не конфеты ли? Да и девушки в нашей компании начинали подумывать, а не орешки ли это в глазури? ;)
Пластиковый органайзер непривычного для настольных игр вида, в который упакованы камни и монеты. Он бы больше для мелких метизов подошёл, но неожиданно удобен.
Правила. Большая книжка, изобилующая иллюстрациями. Крупный текст, примеры, ЧаВо на последних страницах. Все разжёвано до мелочей.
![]() |
![]() |
Компоненты, разложенные по кучкам. Увы, после переноски (особенно после вскрытия колоды карт) всё смешается в доме Облонских.
P.S. Заусенцы в местах выдавливания тайлов из подложек, увы, наблюдаются.
Минуса я вижу два.
Во-первых, снежно-белая последняя страница правил. Хотелось бы хотя бы строчку сверху «Для заметок».
Во-вторых, столь же белоснежные, как волосы одной Изольды и руки другой, рубашки тайлов соратников. Ну, право слово! Экономия краски?
Оформление, увы, вызывает вопросы. Игра явно пытается влезть в шкуру казуально-семейной, прихватив за шкирку младший командный состав гик-сообщества, но… иногда возникает ощущение, что дизайн доверили студенту 2 курса Челябинского государственного института культуры. Оно не то, чтобы отвратительно, но и желания схватить игру и бежать с ней, бежать куда угодно, хотя бы и в Кисловодск, тоже не вызывает.
То, что станет с вашим порядком, после того, как коробка самую малость пропутешествует в рюкзаке.
В основе игровой механики лежат две идеи: ареа-контрол и комбо-цепочки. Да-да-да, внимательный читатель уже понял, какая из них оказалась моей нежданной и тайной страстью! Итак, как играется?
Игроки получают 8 карт союзников (войск, укреплений и заклинаний) и выбирают, исходя из этого, 2 тайла соратников, которые потребуются для активации союзников. Их они будут разыгрывать прямо на гексы поля, зачищая земли от бородатой и рогатой нечисти в камуфляже с драконьими крылышками и получая наградные. Забавно, но размер наградных точно равен силе нечисти и обозначен единственной цифрой на тайле. Вот поэтому-то карты союзников имеют столь малый размер.
Союзные войска имеют следующие особенности: чтобы использовать их в бою по очистке королевства, вам надо активировать (перевернуть рубашкой вверх) столько тайлов соратников, сколько обозначено на карте. Тогда карта может реализовать свою атаку. Если сила атаки равна или больше силе нечисти в данном регионе, то извольте положить туда карту, отметить её своим камнем и получить наградные. Если нет… Обычно на нет и наградных нет, но не в нашем случае!

Забавно, но факт — в бокале такая богопротивная мерзость как безалкогольный эль... Это я вам как ирландец в душе говорю!
Карта, которая была единожды выложена на поле, начинает оказывать «поддержку» попыткам завоевания всех соседних гексов. Для этого у неё и особый показатель имеется. Поэтому если в начале вы с трудом можете взять гексы-единички или двойки, то со временем и захват десятки (максимально дорогой тайл в игре имеет защиту / награду 12 у.е.) становится плёвым делом. Конечно, если вы изначально правильно просчитали логистику глобальной карты и на руку вам приходит что-то полезное.
Розыгрыш карт союзников требуют активации соратников, поэтому тех можно докупать: ровно одного соратника каждый ход за 5 монет (начальный запас равен 25). В начале игры этот вопрос даже не возникает: покупать-покупать-покупать каждый ход! В конце начинаешь думать, а надо ли оно тебе, тем более, что пресловутые монеты и есть победные очки.
Как я уже намекал, я обожаю розыгрыш комбо-цепочек! Начинай с малого и при некотором везении и умении получай всё больше и больше… Есть в этом что-то прямо гипнотическое для меня. Правда, игры с подобными комбами буквально за уши тащат игрока к параличу анализа в попытке сделать идеальный ход. И всё же, всё же, даже первую партию, даже в Питер-пабе мы разыграли на четверых буквально за час, хотя среди нас был один заслуженный ветеран-паралитик 3 Крестового похода, да и я в компании с пинтой эля становлюсь ещё тем мыслителем. 2 партии на трезвую голову пролетели в момент. И вот тут реверансы заканчиваются и начинаются некоторые проблемы… Поэтому в попытке подвести баланс столетнего бюджета нашего королевства я сперва перечислю недостатки.
1- Неудобный сетап и склонность игры съедать всё свободное место на средних размеров на столе. При этом для игры вдвоём и втроём вам придётся ещё и выбирать из общей кучи конкретные наборы тайлов.
2- Зависимость течения партии от случайности. Тут и раскладка тайлов глобальной карты, и карты союзников, которые будут выходить вам из колоды. Конечно, игра оставляет лазейки, но… Роль случайности велика.
3- Необходимость уж очень долгосрочного планирования в начале партии, однако все планы могут рухнуть в одночасье. При этом от умения понять «точку входа» конкретно в данную партию (покорение и зачистку территорий можно начать с любого тайла) зависит очень многое. Цепочки в игре не заканчиваются с окончанием конкретного хода, они «замирают», чтобы продолжиться далее, а вот допустят ли это соперники? Баааааааальшой вопрос.
4- Очень странная динамика партии. Ты начинаешь заправским средневековым нищебродом, раскачиваешься за счёт приобретения карт соратников, плетения интригующих узоров взаимной поддержки войск на поле… И тут игра внезапно заканчивается. А тебе так хотелось поиграть рыцарской мышцой, которую ты старательно тренировал, но нет, увы! Ваше время вышло, сир Ланселот!

А тут небезалкогольный эль! Будьте бдительны! Употребление алкогольных напитков однозначно ведёт к сливу партии!
Теперь ещё раз о достоинствах.
1+ Азарт разыгрываемых комбо-цепочек. При этом в игре нет прямого конфликта и напасть на тайл, уже зачищенный сиром Гавейном (чуть не написал в обратной последовательности и с другими частями речи...), не выйдет. Но косвенное-то взаимодействие тут гуще зелий, которые варил Мерлин по воскресеньям для возвращения Артура за Круглый стол. Да, взаимодействие в этой игре определённо доставляет фан! Отсечь оппонента от дорогого тайла, на который он явно нацелился, внезапным вторжением «из ниоткуда» пресечь линию развития другого соперника.
2+ Оригинальная механика, которая как будто и оригинального-то ничего собой не представляет. Но это действительно интересный ареа-контрол. Сперва он напомнил мне когда-то любимую Neuroshima Hex, но, в отличие от творения пана Михаила Орача, «Герои Тёмных земель» проще для понимания, изящней, универсальней по механическим решениям. Кстати, о них...
3+ Практически полное отсутствие костылей, очень «прозрачный» и ясный геймплей. Такого, чтобы человек уж совсем не въехал в правила после одного демонстрационного хода, я ещё не встречал.
4+ При общей лаконичности и стройности концепции игра в рамках семейной парадигмы предоставляет участникам предостаточно возможностей для более-менее успешной борьбы с любым рандомом или неожиданными действиями оппонентов. Одновременно с этим игра точно придётся по нраву гикам определённой гейм-ориентации (ох, по тонкому льду, по тонкому...). Повторюсь, она требует от вас не только рассчитывать свои действия, но и прикидывать запасные варианты развития.
Как говорил Сунь-цзы, правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придёт, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападёт, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него».

На поле что-то происходит, но уже не очень понятно, что именно. Под конец партии чтение карты становится самую малость затруднительным.
Конечно, хочется, хочется странного. Например, прикрутить к игре декбилдинг. Но это во мне гик говорит, для условно-семейной игры колодостроение будет тут совершенно лишним. Да и время партии, вероятно, увеличит до безобразия. Но хочется ведь, хочется, аж колется!
Итак, что мы имеем в результате?
Отличная игра на своего любителя (впрочем, я подозреваю, что круг любителей будет достаточно широк)! Высокий уровень рандома, но широкие возможности его преодоления. Необходимость долгосрочного многолинейного планирования, но понимание того, что все планы будут порушены (иначе вы сели играть не с теми людьми). Качественные (иногда странные) компоненты, но средней руки дизайн. Механика… аааааа! Чёрт, для меня такие комбо-цепочки искупают в буквальном смысле всё и даже больше! Я готов стерпеть и оформление, и рандом, лишь бы мне позволили плести свои коварные сети и дальше. (Хмммм, хотя 3 из 5 сыгранных партий я вдул. Ну как вдул... 2–3 место в партии на четверых, два вторых места в партиях на троих игроков и выиграл оба раза в дуэлях — то ли приигрался, то ли противники слабее попались.)
Я не особо следил за релизами «Нескучных игр», но теперь, пожалуй, нет-нет, да и буду поглядывать XD

P.S. Спасибо «Нескучным играм» за предоставленную на обзор игру и Юрию Ямщикову за её «рекламу» и отправку в Челябинск!