-AdRiver-
Solarius написал 22 минуты назад к игре Кубарем по галактике: # Да. Считается
GambitX написал 25 минут назад к игре Кубарем по галактике: # "Во время подсчета ПО: Добавьте 1/3 общей стоимости ваших технологий (...
GeniusGray написал 28 минут назад к игре Ужас Аркхэма: Карточная игра: # В Ультра-Прошные Про-Фиты (которые как раз для ККИ выпускаются), карты...
GambitX написал полчаса назад к игре Ярость Дракулы (3-е издание): # 1) Остаются в городе. Если при смене времени суток (закат/рассвет) нах...
Siar написал полчаса назад к игре Runebound. Третья редакция: # да, на бгг есть такой хоумрул. Оно к тому же быстрее, чем каждый раз т...
С миру по нитке [25.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки издательс...
Опрос «Настольные игры сегодня»
Масштабное исследование индустрии настольных игр.
С миру по нитке [24.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Звезда» осенью 2...
Портал в мир приключений [24.05.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: Н...
С миру по нитке [23.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинка издательс...

oranged

История одной войны

Путеводитель по настольной игре Axis & Allies, 14 апреля 2011

 

Давным-давно…

 

Давным-давно, когда настольных игр было мало, а варгеймов много, когда дизайн был плохим, а пластик дешёвым, одна американская компания с названием Milton Bradley задумала линейку игр под общим лейблом Gamemaster Series. Индустрия настолок, как таковая, делала ещё только первые шаги по планете, в настольной истории писалась одна из первых глав. Главными семейными хитами были «Риск» и «Монополия», а суровые бородатые дядьки играли в какие-то таблицы с графиками, кое-как нарисованные на клочках серой бумаги (в Советском Союзе, правда, не знали даже этого, обходясь подкидным дураком, шашками и домино).

 

В чём была идея создания Gamemaster Series? Суть была такая — надо что-то сделать для привлечения широких масс, показать, что есть что-то лучше, чем «Риск», но при этом не отпугнуть дизайном и компонентами. Пусть это будет военная историческая тематика, как в варгеймах, но совершенно другой внешний вид и механика. Нарисуем красивые глобальные карты мира (античного Средиземноморья, средневековой Японии), сделаем правила простыми и понятными по варгеймерским стандартам, но очень сложными и реалистичными по сравнению с «Риском», положим в коробку тонну пластиковых фишек и фигурок. Революция! Многие говорят, что именно с Gamemaster Series началось такое направление настольных игр, как америтрэш — американский стиль, в котором главенствуют большое количество пластиковых фигурок и многочисленные броски кубиков.

 

Было это в начале восьмидесятых, и в итоге свет увидело пять отличных для своего времени игр. Да что там, в них и сейчас играют. Conquest Of The Empire несколько лет назад получила новую жизнь в виде римейка, вот-вот выйдет римейк Samurai Swords, а Axis & Allies, первая игра серии, дала начало собственной линейке игр, которая живёт и развивается до сих пор.

 

Первая редакция Axis & Allies (в переводе — «Ось и Союзники») вышла в 1981 году. Дизайнер Ларри Харрис впоследствии напишет ещё две игры для Gamemaster Series, но именно A&A станет его главной удачей, делом его жизни и принесёт огромные барыши.

 

О чём речь?

 

 

Что представляет собой игра? Это ни больше, ни меньше, чем попытка разыграть ход всей Второй Мировой Войны в планетарном масштабе. На карте уместились все материки и страны, участвовавшие в конфликте. Представлены и основные силы его обеих сторон : Ось — Германией и Японией,  Союзники — Советским Союзом, Соединёнными Штатами Америки и Великобританией. Соответственно, играть могут до пяти игроков, но противоборствующих команд всего две. Если игроков меньше пяти, то кто-то должен взять на себя управление двумя странами-участницами — стран всегда должно быть ровно пять. Существует вариант, когда победителем может стать всего один из игроков, например, Германия и Япония могут воевать только в союзе друг с другом, но победителем станет сильнейший на момент общей победы. Это открывает дополнительный слой игры — напряжённую дипломатию и подковёрную грызню — в лучшем виде.

 

Как происходит игровой процесс? В начале игры каждая сторона расставляет по карте фигурки войск в заранее установленном правилами составе, никаких вольностей не допускается. Порядок хода также строго установлен. Есть около десяти видов войск — пехота, танки, авиация, корабли и подводные лодки в нескольких вариациях. Всего в игре 299 пластиковых фигурок. Захваченные территории приносят доход, так называемые Военные Облигации, на который покупаются новые войска. Можно рискнуть и попробовать разработать новые военные технологии — при этом есть шанс пустить деньги на ветер. Выигрывает сторона, захватившая определённое количество ключевых областей. С некоторыми правками и усложнениями эта система более или менее повторяется в каждой игре серии.

 

Некоторые сравнивают A&A с классической игрой на захват территорий — Risk. Причём это сравнение приводится в негативном ключе, мол, такая же бессмысленная возня, с результатом, зависящим только от бросков кубика. Так вот — ничего подобного. Во-первых, вместо абстрактного перемещения фигурок в «Риске», A&A достаточно верно симулирует хорошо известный исторический конфликт, что очень сильно влияет на атмосферу. Во-вторых, богатое разнообразие родов войск и способов их применения позволяют с уверенностью заявлять, что грамотное стратегическое планирование в A&A гораздо важнее удачи с кубиками.

 

Может быть львиная доля секрета успеха A&A лежит в удачно выбранных масштабе и дизайне пластиковых фигурок. Их размер и внешний вид за прошедшие тридцать лет практически не менялся. Они совсем небольшие, те же танки гораздо меньше, чем в  Memoir '44 или Tide Of Iron, но на них приятно смотреть и их приятно держать в руках. Расставленные на игровом поле, они здорово играют на атмосферность. В эту войну веришь. Стоит отметить интересное решение для снижения перегрузки игрового поля избытком компонентов — в игре есть два типа круглых плоских фишек, серые и красные. Они подкладываются под любой тип войск и считаются, соответственно, за одну и пять лишних фигурок. То есть один пехотинец, стоящий на двух серых и одной красной фишке, будет считаться отрядом в восемь человек (2 + 5 + сама фигурка). Очень удобно и наглядно. И фигурок всегда хватит, и поле не загромождено.

 

В целом, Axis & Allies получился настолько удачным, что целиком оккупировал целую нишу. На лавры серьёзных варгеймов A&A не претендует — это действительно семейная игра, в которую можно с успехом попробовать играть с детьми (лет 10+). Среди упрощённых варгеймов с пластиком конкурировать с ней практически бесполезно. Правила такие продуманные, что ни прибавить, ни убавить. Разве что попробовать какую-нибудь другую эпоху. Из более-менее популярных современных подражателей, доживших до наших дней, вспоминается разве что Dust. Но там рандомная расстановка в начале партии, каждый сам за себя и вообще фантастический сеттинг.

 

Что же происходит с очень удачными играми? Правильно, к ним делают римейки и продолжения.

 

Давно

 

 

Итак, к концу девяностых годов прошлого века популярность настольных игр, как вида развлечений, резко пошла вверх. А замены старушке Axis & Allies в своей нише так и не нашлось. Права на игру к тому времени перешли к Hasbro, а ещё точнее, к её подразделению Avalon Hill, но права главного дизайнера остались у Ларри Харриса. Что же такого сделать с популярной игрой, которая, по сути, не очень-то и нуждается в улучшении? Очень правильная мысль — слегка поменять поле битвы. Тот же геймплей, но новый антураж и новая геополитическая обстановка, а за счёт смены обстановки и сам геймплей можно немного подкорректировать. Результатом этой мысли стали две новые игры.

 

Axis & Allies: Europe

 

1999 год, 2-4 игрока, 369 пластиковых фигурок. Вместо глобальной мировой карты нам предложили решить ход боевых действий на Европейском театре. Япония осталась не у дел, теперь трём союзникам противостоит одна Германия, соответственно игра стала чуть более камерной. Разработка новых технологий также исчезла. Зато появились новые типы войск: артиллерия, хорошо работающая в связке с пехотой, и эсминцы, эффективные против подводных лодок. Подводные лодки теперь могут нападать на конвои, лишая союзников дохода. Америка и Великобритания могут помочь СССР через поставки ленд-лиза, и, в целом, играют вторую скрипку. В общем, игра изменилась не столько геймплейно, сколько с точки зрения атмосферности. Игра, в которой основные события вращаются вокруг обороны СССР от проклятой фашистской Германии, русскому игроку ближе и родней.

 

Axis & Allies: Pacific

 

2001 год, 2-3 игрока, 329 пластиковых фигурок. После Европы нам предложили второй основной театр военных действий — Тихий Океан, где США и Британия сдерживают агрессию милитаристской Японской Империи. Действие начинается сразу после Перл-Харбора, причём удовольствие устроить американцам этот Перл-Харбор игроку-японцу предлагается лично, в свой самый первый ход. Интересное новшество — Японии для победы не нужно захватывать ключевые территории, да она и вряд ли сможет полностью сломить могучих союзников в одиночку. Япония победит, если наберёт определённое количество очков, выдаваемых за получение прибыли от ресурсов. То есть грамотная оборона плюс дерзкие вылазки, и через примерно десяток ходов победа в кармане. Исторически это можно обосновать тем, что накопившая большой экономический потенциал Япония отвлекла на себя слишком много ресурсов англосаксов, и германские танки уже спешат на помощь Императору через джунгли Индии. Из-за географических особенностей игрового поля основной упор сделан на флот и авиацию. У Японии появились камикадзе, а у Штатов в подчинении китайская пехота, помогающая оборонять материковый Китай.

 

Обе игры были очень тепло приняты, и в 2004 году было решено обновить сам оригинал.

 

Axis & Allies: Revised

 

Axis & Allies: Revised, по сути, отличался от своего древнего предшественника не так уж и сильно. Обновлена графика, встроены новые юниты из «Европы» и «Пасифика» (те самые артиллерия и эсминцы), пересмотрены способности некоторых юнитов, обновлены цели победы и разрабатываемые технологии, в комплекте 370 пластиковых фигурок, в конфликте снова участвуют до пяти игроков — всего этого оказалось достаточно для успеха. Оригинал 1981 года, после двадцати трёх (!) лет безраздельного правления, наконец-то можно было убрать на почётное место на дальней полке дальнего шкафа в дальней комнате бабушкиной квартиры.

 

Не так давно

 

 

Следующие три игры серии выделяются сменой масштаба — вместо стратегического уровня был выбран операционный. То есть возможность изменить ход всей войны у нас отняли, но предложили возглавить несколько знаменитых битв Второй Мировой. Это потребовало гораздо большей смены геймплея, чем раньше. Впрочем, такой смелый шаг был обусловлен тем, что разработчикам просто ничего другого и не оставалось, и игра на глобальной мировой карте, и Европа с Тихим Океаном ещё слишком свежие, чтобы обновлять. Новые три игры операционного масштаба  играются немного быстрее и требуют меньшего числа участников, чем предыдущие.

 

Axis & Allies: D-Day

 

2004 год, 2-3 игрока, 240 пластиковых фигурок. 6 июня 1944 года войска Союзников высадились на атлантическом побережье Франции, этой высадкой был открыт Второй Фронт. Целью игры является захват трёх ключевых городов за десять игровых ходов, или, для Германии, оборона их любой ценой. Флота в игре нет, авиация имеется только у США и Британии. Зато у Германии есть новый тип фигурок — бункер. Никакой покупки войск нет — войска прибывают на поле боя согласно листам подкреплений, то есть количество участвующих войск теперь строго фиксировано от начала и до конца игры. В D-Day, в отличие от прошлых игр, ничуть не менее удобно играть минимальным составом — Британия и США представляют левый и правый участки единого атакующего фронта и отлично управляются всего одним игроком.

 

В отличие от всех остальных игр серии здесь есть колода карт, при помощи которых управляется игра, основная колода Приказов и две дополнительные, Тактика и Удача, которые, по отдельности или обе сразу, добавляются в игры для придания ей большей комплексности. Игра довольно аккуратно передаёт ход операции Оверлорд, на листах подкреплений к каждой фигурке имеется приписка о том, какую именно реально существовавшую роту или батальон она представляет. В целом же, несмотря на кажущуюся схожесть, D-Day — совершенно иной игровой опыт, нежели классические игры серии. Она может как понравиться тем, кто не любит классический A&A, так и не приглянуться  тем, кому нравилась классика.

 

Axis & Allies: Battle Of The Bulge

 

2006 год, 2 игрока, 157 пластиковых фигурок. Эта игра представляет собой симуляцию второго по значимости, по мнению американских историков, сражения на Западном Фронте — декабрьскую контратаку Германии на наступающих Союзников, так называемую Битву в Арденнах или Прощальный Блицкриг (последнее крупное наступление нацистов в войне, для них эта операция носила название Стража На Рейне). Впервые игра предназначена строго для двух игроков (хотя среди американских войск встречаются и английские части) и впервые поле разделено не на условные зоны, а разбито строго на шестиугольники. Из всех игр серии BotB больше всего напоминает классические варгеймы. Введены понятия боеприпасов и горючего, а также появились окружения вражеских войск с целью всего этого их лишить. Появились пластиковые грузовики снабжения и картонные ограждения, по которым отмечается линия фронта. Флота снова нет, авиация присутствует в небольшом количестве у обеих сторон, но Союзники всё же главенствуют в небе.

 

Количество войск, как и в D-Day, фиксировано, и пополнения приходят по листам подкреплений, но серые и красные фишки, в отличие от D-Day, были всё же включены в игру — несмотря на то, что самих фигурок меньше, чем в прошлой игре, общее количество войск, находящееся на карте, может быть больше. Здесь есть странный момент — количество пластиковых фигурок отмерялось человеком явно не в трезвом состоянии. Каких-то фигурок явно больше, чем может встретиться за всю игру, а каких-то просто не хватает. Впрочем, много не мало, а когда подкрепления дойдут до нехватающих фигурок, их уже наверняка можно будет заменить убитыми. Тем не менее, осадочек есть. К счастью, во всех остальных играх серии фигурки отмеряются, как в аптеке. Их насыпают ровно столько, сколько указано, и отмеряют число, достаточное для практически всех игровых ситуаций. В целом, BotB самая странная для серии игра. Немного более сложна для понимания, чем обычно, но играется лучше, чем можно было бы предположить на первый взгляд.

 

Axis & Allies: Guadalcanal

 

2007 год, 2 игрока, 172 пластиковые фигурки. «Гуадалканал» переносит нас на Соломоновы острова, где происходило переломное сражение Тихоокеанского фронта. Япония и США воюют за контроль над аэродромами островов. Танков нет, пехота и артиллерия доставляются транспортными кораблями, и основное сражение идёт за доминирование на море. Новый тип кораблей — крейсер. Забавно, оригинальная игра имела в составе надводных морских сил лишь авианосцы и линкоры, а теперь разнообразие кораблей превосходит и сухопутные, и воздушные силы. Впрочем, каждый тип кораблей играет свою особую роль, а карта Соломоновых островов ещё больше заточена под морские действия, чем карта из Pacific. Это единственная игра из операционной тройки, где подкрепления не определены заранее, а покупаются по итогам контроля зон на карте.

 

В целом, затея с Axis & Allies операционного масштаба получилась довольно удачной. Основные сражения Западного и Тихоокеанского фронтов уже охвачены, и ходят слухи, что эта подсерия может быть расширена игрой про Сталинград (или про блицкриг во Франции в 1940). Что ж, было бы неплохо. Тактических игр с миниатюрками на уровне взводов у нас хватает (тот же Memoir '44 или Tide Of Iron), а вот операционного масштаба-то и нет. Негде, понимаешь, раскрыть таланты по взятию Парижа в масштабах пары дивизий. Есть, конечно, настоящие сложные варгеймы с бумажными фишками, но это уже не то.

 

Axis & Allies: Anniversary

 

В 2008 серия с триумфом возвращается к родному стратегическому уровню. Издательство Avalon Hill празднует своё 50-летие и решает выпустить самую дорогостоящую игру в своей истории. Ограниченное издание Axis & Allies: Anniversary является глобальной переделкой оригинальной игры и действительно поражает своей роскошью. Игровое поле вместо стандартного для всех игр серии размера (примерно как в Ticket To Ride) становится больше примерно в полтора раза. За счёт этого на карте появляются новые зоны, в основном, правда, почему-то в Китае. Из «Гуадалканала» переносятся крейсера, у стран-участников появляются особые цели (выполнив которые, данная страна получает дополнительные ресурсы), вносится множество мелких корректив. Главное добавление — Италия, как полноценная страна-участник на стороне Оси. За счёт этого количество игроков вырастает до 6, а количество миниатюрок теперь свыше шести сотен. Две раскладки позволяют начать войну с 1941 и 1942 годов.

 

К сожалению, тираж был и в самом деле небольшой. Сейчас эту игру можно достать, если поискать, но искать придётся хорошо, а цена будет астрономической. Впрочем, сильно переживать по этому поводу не стоит, потому что на Anniversary история Axis & Allies не заканчивается.

 

Axis & Allies: 1942

 

Эта игра появилась буквально следом за Anniversary и представляет собой уже третий по счёту вариант базовой игры после первой редакции 1981 года и Revised-редакции 2004 года (Anniversary не считаем, потому что это не прямой римейк, а усложнённый и расширенный). По своей сути это сильно улучшенный вариант Revised-редакции. Графика игрового поля взята из Anniversary, но размер и количество зон остались на уровне обычных редакций. Количество родов войск идентично Anniversary-редакции. Скульптинг фигурок, пожалуй, даже чуть получше. В коробке можно обнаружить 392 миниатюры.

 

Главный недостаток: игра позиционируется, как входная в серию, эдакая заманиловочка. Поэтому в наличии крайне низкая цена (это плюс), но и некоторые пробелы в комплектации (это минус). Во-первых, отсутствие бумажных денег — рекомендуется взять их из любой прошлой игры стратегического уровня. Во-вторых, отсутствие разработки новых технологий и отличительных особенностей стран. Но можно просто скачать правила из Revised и применить их без изменений. При выполнении этих условий 1942 будет отличаться от Anniversary разве что меньшим числом игровых зон на карте, отсутствием Италии (что где-то даже плюс — игра на 6 участников становится слишком громоздкой и медлительной) и небольшим полем (а вот это, конечно, однозначный минус).

 

Лично я совсем не жалею об отсутствии в моей коллекции Anniversary, обходясь 1942-редакцией. Если уж совсем тесно на игровом поле, в интернете по адресу www.axisandallies.org можно легко найти PDF-файл от пользователя Imperious Leader и распечатать. Качество будет даже лучше, чем в Anniversary. Кстати, владеющие английском языком могут найти на этом сайте множество подсказок по правилам, различные стратегии ведения войны и официальные правки/улучшения к правилам всех игр серии.

 

Недавно

 

 

Вслед за 1942-редакцией появились последние две на сегодняшний день игры — Pacific 1940 и Europe 1940. О, это очень интересная задумка. Каждая из них по отдельности представляет собой римейки обычных Europe и Pacific десятилетней давности, но, приобретя их вместе и расположив игровые поля рядом, вы получите самую масштабную версию игры, какую только можно представить. Только вдумайтесь — поле размером 178 на 81 сантиметр, 9 основных стран-участников. Только один ход будет занимать до часа времени. Вряд ли когда-нибудь в серии появится что-то более масштабное. Героям, играющим в такое, поём мы песню. И давайте лучше рассмотрим эти две игры... по отдельности.

 

Axis & Allies: Pacific 1940

 

2009 год, 2-4 игрока, 454 пластиковые фигурки. Тихоокеанский театр, Япония воюет с США и Великобританией. Четвёртая сила — это объединённые силы Австралии и Новой Зеландии, так называемые АНЗАК. В те времена Великобритания по-прежнему оставалась мировой империей, но её доминионы всё чаще действовали как независимые единицы, хотя в союзе с ней и под её покровительством. Игровое поле, в отличие от вытянутых прямоугольников классических игр, почти квадратное по форме. К старым родам войск прибавились тактические бомбардировщики (штурмовики) и механизированная пехота, сгладив превосходство флота по разнообразию. За основу правил была взята Anniversary-редакция, но с дополнениями и улучшениями. К сожалению, бумажные деньги отсутствуют — как будто это бюджетная 1942, а не делюкс-версия. Разработки новых технологий нет. Хуже того, заводы и зенитные установки (они существуют в одном сером цвете, поскольку могут принадлежать любой стране, на территории которой находятся) ранее были в пластиковом исполнении, а теперь это бумажные жетоны. Решить проблему можно разве что объединив фигурки из 1942 и, к примеру, старого Pacific — как раз в сумме наберётся 24. Плохо, очень плохо. Также имеются некоторые жалобы на играбельность, кое-кто ставит старый Pacific выше нового. Возможно, это мнение где-то и справедливо, поскольку новый Pacific прежде всего является частью глобальной 1940-редакции.

 

Axis & Allies: Europe 1940

 

2010 год, 2-5 игроков, 564 пластиковые фигурки. На мой субъективный взгляд, лучшая из всех. Почему? Во-первых, родной европейский сеттинг игры и выбрано очень интересное время — самое начало войны, когда СССР и США ещё нейтральны. Во-вторых, самые проработанные и детальные правила на сегодня. Все типы войск, какие только есть. Страны — Германия и Италия против СССР, США, Великобритании и Франции. Франция, к слову, не управляется самостоятельным игроком, поскольку обречена на захват с самого начала игры. Рекомендуется отдать её под управление игроку за США или Великобританию. В принципе правильно, 5 полноценных участников — это разумный максимум. Большая квадратная карта; хотя Европа и является основным местом действия, полностью включён Ближний Восток, часть Индии, полностью Африка и обе Америки. Национальные особенности и разработка новых технологий в игре присутствуют (по официальным правилам только в глобальном режиме Pacific + Europe, но кто же мешает нам применить их для отдельной Европы). Впервые нейтральные страны — это не просто непроходимые зоны, а возможные участники конфликта. Они поделены на про-нацистские, про-союзнические и нейтральные и завязаны на интересные правила. Недостаток у новой Европы, пожалуй, один — снова нет бумажных денег и картонные заводы и зенитки вместо пластиковых.

 

Скорее всего, на этом серия на время возьмёт паузу. Из классического противостояния Оси и Союзников выжато всё, что только можно, правила почти перегружены, комбинированное поле Pacific 1940 + Europe 1940 поместится разве что на полу, а Ларри Харрис, бессменный разработчик, уже далеко не молод.

 

Что дальше?

 

Если бы я ставил на дальнейшее развитие, я бы предположил, что следующими разработками действительно могут стать новые игры операционного масштаба. Сталинград, Франция в 1940 году, может быть, действия англичан в Северной Африке.

 

Затем можно опять продолжить развивать классическое направление... но вот куда? Наверное, скорее вширь, чем в глубь. Вряд ли игре нужен больший масштаб. Но вот возведение укреплений, шпионы, атомные бомбы — это могло бы быть интересно.

 

Мало какой игре удаётся встретить своё тридцатилетие в добром здравии и уверенности в своём светлом будущем. Отдадим честь ветерану настольных игр, сделавшему немало на пути их популяризации. Симпатична ли лично нам серия Axis & Allies или нет, она в любом случае достойна самого глубокого уважения — без A&A современные стратегические игры, вероятно, были бы совсем другими.

 

P.S. А ещё в мире существует серия-ответвление — Axis & Allies Miniatures. Это коллекционная тактическая игра с миниатюрами, и она также заслуживает пристального внимания. Но это уже совсем другая история...

 

Статья написана специально для «Тесеры» Максимом Симоновым (ColdFire). Автора сложно поймать в нужный момент, (: поэтому статья пока будет числиться за мной.

свернуть все темы
Alian написал 7 лет назад: # скрыть ответы
компьютерная версия

А кто-нибудь может поделится ссылкой на компьютерную версию?

Ser_vershitel написал 7 лет назад: #

тоже ищу

Alian написал 7 лет назад: #

На бгг нашел ссылку на онлайн версию. Вчера победил за ось)

reader написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Комп.версия (опенсорс) - triplea-game.org. Это сам движок. Для него можно скачать разные карты, сценарии.

WildWespe написал 4 месяца назад: #

Ответ спустя 6 это круто! Много воды с тех пор утекло, например axis and allies miniatures, упоминаемая в статье, умерла полностью. По крайней мере любимая мной naval серия.

stak написал 4 года назад: # скрыть ответы

Отличный обзор. В свое время сильно помог с выбором. Не думаете дополнить, недавно вышедшими А&А 1941 и WWI?
Так же планируются очередные обновления PACIFIC и EUROPE.
Да и 1942 вышла в слегка обновленном виде.
Со своей стороны скажу, что очень нравятся операционные A&A. Жаль, что пока нового ничего нет.

ColdFire написал 4 года назад: # скрыть ответы

Если oranged попросит, напишу с удовольствием.

Просто непопулярны эти игры у нас в стране.

ColdFire написал 4 года назад: #

Вообще, вторая редакция 1942 тоже вполне себе новая игра. И обе 1940 слегка обновились за прошедшее времы.

oranged написал 4 года назад: # скрыть ответы

oranged будет только за. (:

ColdFire написал 4 года назад: # скрыть ответы

За выходные накатаю и пришлю.

ColdFire написал 4 года назад: # скрыть ответы

Хотя нет, посмотрел по времени - не найду я в ближайшее время пару часов.
Давайте я здесь коротко расскажу.

Итак.

Основная версия игры, потомок той самой первой АА - 1942 - получила Вторую Редакцию. 1942 Second Edition теперь не является самой простой в серии. Изменения серьезные. Фактически, игра поднялась на ступеньку выше в иерархии.

Главное - поменяли поле. Это был главный недостаток первой редакции. Поле прилично выросло в размерах, теперь миниатюркам не тесно. Плюс добавили несколько зон, то есть чуть возрос масштаб. Кто видел поле первой редакции, тот поймет.

Остальное менее важно, но здесь как раз тот случай, когда вроде исправили по мелочам, а общее впечатление другое. Теперь к игре претензий нет совсем, это очень крепкая новая базовая игра в серии.

Смело брать всем, кто не уверен, хочет ли он расширять знакомство с серией за пределы одной игры.

ColdFire написал 4 года назад: # скрыть ответы

1942 прибавил в весе, нужен был новый кандидат на звание самой простой в аерии. На западе серия АА очень популярна уже несколько десятков лет, поэтому обязательна нужна дешевая версия, с которой люди бы начинали знакомство. Здесь важна низкая цена - отбивается за счет высоких тиражей - и относительно простые правила.

Появилась 1941.

Разница в стартовом году смущать не должна, расстановка на карте примерно такая же, что и в 1942 версии. Зато вот сама карта имеет рекордно низкое для стратегических игр серии число локаций. (Операционные игры серии здесь и далее в расчет не берем, новых игр операционного уровня давно не выходило, только стратегического.) И юнитов совсем немного, как их типов, так и число самих миниатюрок.

Не уверен в нужности этой игры, но у нее крайне низкая цена и уменьшенная сложность и время партии. Наверное, она хороша, когда хочется сыграть в АА в условиях ограниченного времени и с новыми, незнакомыми с серией людьми.

Хотя время партии все равно высоко - это основной недостаток всей серии. Возможно, за это серию у нас в стране особо и не замечают. На Западе же в нее играют с детства с родителями и вырастая с друзьями, видно, привыкли, что эти игры для долгих посиделок. Еще раз подчеркну, что с моей точки зрения, серия АА - идеальная стратегия по глобальной Второй Мировой для неваргеймеров. И самая красивая. А насчет длины пантии - ну таая особенность.

Но я отвлекся.

Понимая необязательность этой версии игры, авторы сделали заманиловку для матерых игроков - уникальные для серии скульпты миниатюрок. Я лично купил 1941 только ради них - теперь армия Германии, скажем, может похвастаться Тиграми. Разница чисто визуальная, но фетишистам приятно.

Да, насчет визуала - все последние игры сделаны в одном визуальном ключе, поэтому многие компоненты можно перетаскивать из одной игры в другую - а эта серия такая вещь, что всегда чего-нибудь не хватает. :-) По причине большого разнообразия стран и типов войск.

ColdFire написал 4 года назад: # скрыть ответы

Далее.

О среднем зверене поговонилр, о нижнем поговорили, теперь о топе.

В топах у нас Europe 1940 и Pacific 1940.

Это самые масштабные версии, вышли в 2010 году. Их можно играть по отдельности, как войну в Европе и на Тихом Океане соответственно, а можно обьединить эти игры в одну гигантскую мировую карту.

Скажу честно, для меня это самые интересные версии, особенно Европа - война начинается с 1940 года, Франция еще не завоевана, СССР еще не воююет - и можно самому все это разыграть, тогда как 1942 начинает с середины войны.

Плюс наибольшая детализация, как по типам войск, так и по странам участницам. Но только по отдельности. Обьединять эти игры я не решился, это такой монстр получается, что и за 12 часов не сыграешь.

В общем, вышли вторые редакции обеих игр, Европы и Пасифика. За момента релиза игроки нашли уйму косяков в балансе, и теперь правила хорошо подкорректированы, включая начальный баланс сиш. Также положили немного больше фигурок и сделал новые скульпты для кое кого. Еще теперь зенитки не в виде жетонов, а разных миниатюрок для каждой нации.

Карты остались теми же, поэтому теоретически можно просто скачать новые правила, если у вас уже есть первые редакции.

ColdFire написал 4 года назад: # скрыть ответы

Такжеперь главная вишенка на торте - Ларри Харрис сделал игрокам ну просто мегаподарок, Первую Мировую Войну!

Сколько ж ее ждали...

1914 - новая, во многом иннновационная игра.

По масштабу и позициониргвании в целом она напоминает Европу 1940, слегка упрощенную. Типов войск, например, всего 8.

Но все страны участники присутствуют.

Симулированы отличия в боевых действиях, теперь бой, например, длится всего один бросок кубиков. Как сказано в предисловии, успех в ПМВ измерялся ярдами, а не милями. Действительно, позиционность и статичность ощущаются. Но играется не скучнее, к даже где-то пободрее.

Многие жаловались на отсутствте таких знаковых вещей, как кавалерия, траншеи и дирижабли, но все таки АА серия с определенной долей условностей, и эти вещи как бы незримо присутствуют в игре, просто не выражены в миниатюрках и конкретных правилах.

А вот в целом ощущения как раз те, что ждешь от Первой Мировой.


Может эту тематику будут развивать в следцющих редакциях, может это останется единственной ПМВ в серии, но сейчас.я бы порекомендовал 1914 однозначно.

Главный минус - маловато положиди фигцрок. Я написал в службу поддержки, сказали, что выслали дополнительный пакет. :-)

ColdFire написал 4 года назад: # скрыть ответы

Мда, кратенько, называется.

Как говорил доктор в Назад В Будущее, к сожалению, у меня не было времени построить макет в натуральную величину.

Подытожу современную линейку.

1941 базовая простая версия.

1942 Вторая Редакция основная версия.

Европа 1940 и Пасифик 1940 Вторые Редакции это более детальные версии о Войне в Европе и японцами соответственно. Могут быть обьединены в одну мегаигру. Но не стОит. :-)

1914 о Первой Мировой войне. Со своей спецификой.

Будет ли развиваться серия дальше? Будет.

Но куда и как, не знаю.

Возможно, в ближайшие пару лет пока возьмут паузу.

ColdFire написал 4 года назад: #

Извиняюсь за множество опечаток, писал сл смартфона, в перерывах между работой.

Lee написал полтора года назад: #

Какой блестящий обзор! Огромное спасибо, очень помог.

Lee написал полтора года назад: #

Поиграл...
В 1940 Европа и 1914 Первая мировая...
Как вы поняли, это две разные игры. Правила написаны почти гением, отшлифованы до блеска, все вопросы отражены в правилах, их разве можно забыть, но чтобы не было оговорено - нет такого.
Играли всей семьей, теперь будем покупать и Тихий океан, японцев явно не хватает.
Игра сильнейшая, рекомендую думающим людям, любителям компьютерных бродилок точно не подойдет.
Отрыв башки...
Так и не могу сказать, что же интереснее, 1914 или 1940 - выбирайте сами.

kissmybass написал 4 года назад: # скрыть ответы

Теперь я хочу в это поиграть и в коллекцию...

ColdFire написал 4 года назад: #

Главная проблема - с кем играть.

Повторюсь, для варгеймеров эта игра слишком абстрактна, для простых настольщиков - слишком много надо на партию времени и усилий.

Да, она красива, масштабна, позволяет действительно прочувствовать ход влйны, но в России игроков почти нет.

Кстати, есть еще один плюс - в принципе, не обязательно набирать игроков на каждую страну. Все игры замечательно играются вдвоем. При условии, что оба - игроки энтузиасты.

stak написал 4 года назад: #

Можно поиграть в Петербурге, в нашем клубе.
http://vk.com/club54696931

Strannik777 написал 4 года назад: # скрыть ответы
A&A 1941 (eng)

Нашел версию A&A 1941 (eng). Может кто-то знает в чем отличия. В обзоре о ней не упоминается.

stak написал 4 года назад: #

Strannik777 добрый день.
Это упрощенная версия игры стратегического уровня, длина партий до 2 часов. Тех же юнитов меньше, но они, почти все - новые, не встречающиеся в других версиях.
Вот и все различия.