![]() |
С миру по нитке [07.12.2023] |
Порция новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Стиль жизни» вып... | |
![]() |
Голосуем кошельком [07.12.2023] |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
![]() |
Новый портал в мир приключений |
Ролевые игры в России на мышиной неделе. Доставайте шпаги с чердака и готовь... | |
![]() |
С миру по нитке [06.12.2023] |
Порция новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Интаглиф» тизери... | |
![]() |
Анонс: дополнения для «Проекта L» |
Мы издадим дополнения Finesse и Ghost Piece на русском языке! |
игры |
На Марсе
|
персоны |
Витал Ласерда
|
компании |
Лавка игр
Eagle-Gryphon Games |
Дата: | 27 сентября 2023 |
Источник: | Бубылда |
![]() |
8.0423 |
![]() |
- |
Суперстильная обложка
Евро-мастодонт с ворохом весьма качественных компонентов и реально сложными правилами.
Правила игры пересказывать не буду — при подготовке к нашей первой партии объяснять игру пришлось минут сорок, а по ощущениям целый час. Тут очень много взаимосвязанных элементов и нюансов, но в своём сердце это практически обычное выставление рабочих с застройкой общей карты, конвертацией ресурсов и движением по трекам. Но обычным весь этот знакомый микс тут не ощущается в силу ряда причин.
Скажу сразу, что до «На Марсе» я в игры Ласерды не играл, но наслышан о них, а во время предзаказа хвалебные отзывы шли отовсюду. Одним из плюсов, как правило, выделялась тематичность действа: якобы во всех его играх механики очень хорошо привязаны к теме и не вызывают какого-то когнитивного диссонанса.
Да, это оказалось по большей части правдой. В принципе, всё, что происходит в этой игре, поддаётся логическому объяснению, все действия вполне себе естественны для выбранного автором сеттинга, а их связь оправдана и не раздражает с точки зрения атмосферы. Кое-кто сетовал на непонятую роль кристаллов, которые вроде бы нужны везде, но не совсем, да и добываются весьма странными способами, однако в них я вижу репрезентацию скорее грязных зелёных бумажек, чем непосредственно полезных ископаемых, которые в игре представленны, собственно, минералами, которые, между прочим, тут ресурс-джокер.
С BGG — трудяги
Дабы не быть голословным, ярким примером может служить механика повышения уровня нашей общей колонии: специальный маркер, отражающий наши успехи в обеспечении её жителей, например водой, двигается вверх, когда вы увеличиваете комплекс соответствующих сооружений, а сделавший это игрок получает сразу несколько плюшек. Подвох в том, что если вы будете бездумно увеличивать снабжение колонии водой, не позаботясь предварительно о других нуждах (чистый воздух, электричество, еда), то вот этот вот переизбыток никому не будет нужен — уровень снабжения вырастет, но бонусов за такое расточительство никто не даст, что логично, ведь новенькие очистные сооружения будут простаивать. Здорово.
Плюс атмосферности накидывает и оформление, которое хоть и минималистично, но всё же прибавляет очков тематичности, а если напрячь воображение, то и вовсе можно увидеть во всём этом рабочий стол некоего специалиста, осваивающего красную планету, ну или главы местного Роскосмоса.
Относительно самих компонентов, качества картона и карт, а также встроенного органайзера нареканий тоже нет: все миплы разных форм красивые, жетоны, поле и двухслойные планшеты (котороые, кстати, не выгнулись) толстые, пластиковые кристаллы приятно елозить туда-сюда. Всё это дело ещё и достаточно быстро раскладывается, что тоже плюс.
С BGG — планшет, на нём завязана уйма всего
Ну и насчёт механик.
Они в игре, как уже было сказано, комплексные и очень тесно друг с другом увязаны: действий всего 10, но в каждый момент времени вам доступны только пять, а также все дополнительные действия, которые открываются по мере прокачки планешта, постройки зданий и найма учёных к себе на работу. Помимо этого, если смотреть глобально, то все действия можно разделить на несколько групп, работа каждой из которых имеет свои нюансы, а также выделить ещё парочку действий с уникальными только для них правилами. Но в основном всё держится на классическом выставлении рабочих со всеми присущими механике плюсами (психологическая замануха с получением простейшего удовольствия от схемы «выставил мипл — загрёб очки / ресурсы / иной бонус» никуда не делась).
Если остановиться на плюсах лично для меня, то безумно порадовало то, что игра очень интерактивная сразу на нескольких уровнях: тут и на общей карте строим, толкаясь локтями, и общие треки прокачиваем, и технологиями друг друга пользуемся, и т. д. и т.п. На самом деле практические любое ваше движение влияет на всех игроков за столом тем или иным образом, зачастую приводя к эдакой лавине последующих событий. Тут даже конец игры во многом завязан на том, насколько успешно развитие вашей колонии, да и составлющая триггера концовки, которая выходит за эти рамки, тоже, так сказать, общая.
Вторым удивившим моментом стала реиграбельность: на первый взгляд то, что менялось от сетапа к сетапу, не казалось чем-то интересным, но по итогу каждая партия сильно отличалась от предыдущей, открывая игру с разных сторон. К примеру, очевидное по началу превосходство стратегии с упором на получение минералов со временем вышло из моды в ячейке, сменившись острым желанием в покупке учёных, и да, учёные очень важны, но хороших результатов достигали и за счёт постройки улучшений или развития технологий.
С BGG — органайзер
Ну и в-третьих, сам игровой процесс, с его постоянной проверкой и перепроверкой возможностей себя и соперников, с заметным напряжением от постоянно изменяющегося окна вероятности получения победных очков, с тем, как всё дёргает друг друга за ниточки, просто интересный и приятный. Классная смесь эмоций для густого механического варева.
По минусам — это, в первую очередь, сильнейшая нишевость игры, и я говорю не только про то, кому она подходит. Игра тратит действительно много сил при игре в неё, особенно на первых порах, занимает много времени и пространства за столом, имеет высокий порог вхождения и требовательна к способностям игроков. На мой взгляд, лучше нет способа отбить у новичка желание вкатываться в хобби, чем партейка в «На Марсе».
Лично мне в такое не хочется играть чаще, чем раз в месяц, да и по составу я предпочел бы всё же троих — оптимальный баланс времени и взаимодействия.
Из неоднозначных моментов — это несколько странный ритм игры, где вы половину партии разгоняетесь, а потом наступает внезапный быстрый финал, а также механика с шаттлом, которая действительно практически теряет своё значение уже, зачастую, на втором уровне колонии. Меня самого это не особо смущает, но всё же.
С «Настолио» — все пёстрое, но хорошо читаемое
Подытоживая сей текст, просто ещё раз скажу, что игра всё-таки крутая. Крутая, но абсолютно не для всех, и нет ничего страшного, если она вам не понравится, несмотря на свою репутацию в настольном сообществе. Туповатое замечание «игра не для средних умов» можно смело пропускать мимо ушей.