-AdRiver-
dzayceff написал 3 минуты назад к игре Мачи Коро Шарп: # На мой взгляд, данное дополнение только добавляет дисбаланса игре, осо...
Kazma написал 12 минут назад к игре Корпорация Смартфон: # Да видео обзор бы какой не помешал. По правилам игра заинтересовала, н...
sputnik1818 написал полчаса назад к статье «Игрокон-2018» глазами блогера: # Игра никак не ограничивает действия игрока. Поэтому вначале накидываем...
MacTire написал полчаса назад к мысли на тему Заметки начинающего настольщика: Доминион: # Ну, драфт всё же значительно отличается на мой взгляд от колодостроя. ...
sputnik1818 написал полчаса назад к статье «Игрокон-2018» глазами блогера: # )) Ну речь скорее про игры типа Скотланд Ярд и Последняя пятница
Голосуем кошельком [26.09.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
С миру по нитке [25.09.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Cosmodrome Games ...
На экранах [25.09.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
Обзорная башня [24.09.2018]
В этом выпуске: сравнительный обзор игр «Альтиплано» и «Орлеан», 2 статьи про сц...
С миру по нитке [21.09.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Компания «ПРОСТОР...

igelkott

Past, Perfect: 2003 год

19 сентября 2016

Информация

добавить
проекты Past, Perfect
Дата: 19 сентября 2016
Оценка пользователей
9.0836
-

Вступление

 

Те, кто пропустил начало цикла, могут прочитать его предысторию и концепцию в первой статье, а здесь лишь напомню об авторах и сразу переходим к играм.

 


Авторы статей в основном известны по своим статьям на «Тесере» и «Настолкомании» — Андрей Аганов (Aganov), Алексей Пивоваров (Ksedih), Павел Медведев (Slim_Slam_Snaga) — и как авторы блогов «Настольные игры в Беларуси» (Александр Шерстук / Scafandr) и  «Блог жёлтого мипла» (Алексей Тихонов / Alt).

 

 

 

2003 год в «официальных» цифрах и именах

 

А начнем мы, как всегда, с топ-10 этого года по данным BGG.

 

№1. Yinsh (7.7, #128, Kris Burm) — как и два года назад, на вершине топа - абстракт, еще один из ГИПФ-проекта, более того, лучшая игра проекта по версии BGG, и следовательно, #2 в общем топе абстрактов.

 

№2. Amun Re (7.4, #197, Rainer Knizia) — еще одна из "главных" игр Книции. 

 

 

№3. A Game of Thrones, first edition (7.3, #228,Christian T. Petersen, Kevin Wilson) — У обоих авторов игра входит в их топ10. Причем, если Петерсон занимается гейм-дизайном с 1997 (начав с самой, наверное, известной его игры по сей день - Twilight Imperium), для Кевина Уилсона этот год дебютный, причем за этот год он издал сразу шесть игр.

 

№4. Alhambra (7.0, #344, Dirk Henn) — Про Дирка Хенна уже шла речь в связи с игрой Валленштейн (в топе прошлого года также стоявшей на почетном четвертом месте), но самая знаменитая его игра - именно Альгамбра.

 

 

№5. Santiago (7.2, #400, Claudia Hely, Roman Pelek). Команда разработчиков выпустила затем еще одну игру, Die Weinhändler, осевшую где-то в пятой тысяче топа BGG. Кроме того Пелек выпустил в соавторстве с Михаэлем Шахтом игру Шанхай, рейтингом повыше, но тоже за пределами первой тысячи.

 

№6. Coloretto (7.0, #407, Михаэль Шахт) — эта игра согласно BGG вторая в топе автора после Web of Power, хотя Колоретто гораздо более известна, как у нас, так и в мире.

 

 

№7. Carcassonne: the Castle (7.1, #418, Клаус-Юрген Реде, Райнер Книциа) была локализована у нас под именем Каркассон. Крепость и главная ее особенность не в том, что она исключительно дуэльная (хотя базовый Каркассон тоже многие рекомендуют именно в дуэльном варианте), а в том, что Книции здесь больше, чем Реде. От обычного Каркассона здесь не осталось даже базового правила выкладывания тайлов.

 

№8. Princes of Renaissance (7.5, #435, Мартин Уоллес). Об авторе подробнее уже говорилось в прошлом выпуске. А эта игра стоит на в меру почетном двенадцатом месте в топе его игр. Но, с другой стороны, в этом, 2016, году она дождалась своего переиздания.

 

 

№9. Attika (7.0, #422, Marcel-André Casasola Merkle). Одну игру этого автора, Meuterer, мы уже встречали три года назад, еще одну, самую известную, Taluva, встретим три года спустя. Впрочем, и Аттика не осталась совсем незамеченной, получив в 2003 Meeples' Choice Award.

 

№10. Domaine (7.0, #510, Klaus Teuber) После всех игр вселенной Катан в нашей стране эта игра - самая известная игра Тойбера, как ни странно, по данным BGG в мире она и тут оказывается не самой, а второй, после Hoity Toity. Это что касается известности, но в любом случае после всевозможных Катанов она у Тойбера лучшая. Впрочем, в этом году Тойбер выпустил еще одну вне-Катановскую игру - Anno 1503.

 


Если же посмотреть, какие игры этого года являются самыми играемыми (точнее, получившими самое большое количество оценок), получается такой список: Alhambra, Hey, That's My Fish, Coloretto, A Game of Thrones, Amun-Re, Carcassone: The Castle, Fearsome Floor, Attika, Baloon Cup, Ubongo.

 

Также у нас широко известны Mare Nostrum и Warcraft: The Board Game, вышедшие в этом году.

 

 

 

2003 год, как видим его мы

 

 

Алексей Пивоваров:

 

Что примечательно в 2003 году, так это то, что из него до российских игроков добралось не так уж мало настолок, благодаря стараниям локализаторов. Начиная от какого-нибудь трэша из серебряной серии FFG, типа Arena Maximus и заканчивая Mare Nostrum, Warcraft: The Boardgame и первой редакцией A Game of Thrones. А уж обо всяких Coloretto и знаменитой на наших форумах «Эй, это моя рыба!» (все же помнят «акулу»? =) ) и говорить не стоит.

Но перейдём к «актуальными и знаковым» игрушкам, в которые можно без зазрения совести советовать играть и сегодня..


            №1. На первое место из таковых, по-моему мнению и вкусу, несомненно, стоит поставить Alhambra. Тайлоукладывательная евро, продолжающая традиции «Каркассона», с простым и прикольным механизмом открытого драфта-сбора сетов различных валют и покупкой зданий. Игра получила пачку наград в 2003 и последующий годы. 


            Вообще такие игры у нас получают не слишком широкую известность, хотя и играются вполне активно. Про них нечего особо сказать, так как евро-школа больше делает упор не на созерцательный процесс, а на погружение в механику, а остальное часто вторично – оформлением они не выделяются, и, заметьте, именно красочное исполнение какой-нибудь игрушки, зачастую заставляет общественность обратить взор на хорошую настолку. 


            Честно говоря, назвал бы Alhambra классикой, если б не столпы жанра, затмевающие и подминающие под себя топы – но для того мы и собрались, чтобы раскопать коробки, покрытые пылью и засунутые в дальние углы шкафов, в угоду более модным. Тем, кто любит не сильно замороченные игры, с простыми и понятными механиками, в хорошем смысле этих определений, строго рекомендую.  

 

            №2. На втором месте пусть окажется A Game of Thrones. Не потому что та коробка 2003 года актуальна, но из-за второй редакции, которая пользуется немалой популярностью, по сей день. В этой игре присутствует одна из самых неоднозначных механик, в защиту/против которой можно поломать гору копий. Это нерегламентированные переговоры. Кому-то нравятся, кого-то отвращают и повергают в уныние. Я, честно говоря, не являюсь их почитателем, мне подавай чётких механизмов и циферок для вычислений, поэтому не понимаю фанатов игры (не сеттинга). Однако, задолго до того, как Вестерос стал мейнстримом, у подобного развлечения было множество ярых приверженцев и любителей, значит, в этом что-то есть. Да и в принципе, игра вполне себе ничего, уж точно заметнее и интереснее многого из 2003-го года, поэтому отдаю второе место A Game of Thrones.

 


            №3? 
Серебряная медаль у нас получилась какая-то… из не самой высшей пробы металла, неуверенная, а уж с третьим местом и подавно решительно назвать победителя не выходит. Претендентов много и все они – неплохие, но не сказать что достойные увековечивания. Например, есть хорошая Amun-Re, но авторство Райнера Книциа сразу же ставит крест на игре для многих настольщиков, пытать себя сухими подсчётами готовы далеко не все; недурственная Domaine (локализованная когда-то и у нас) от знаменитого Клауса Тойберга, опять же придётся по вкусу тем, кто любит лёгкий почерк автора, и покажется простецкой и недостойной остальным; большая Mare Nostrum в своё время успела пошуметь, однако и её актуальной сейчас не назовёшь – давно понавыходила куча более достойных представителей жанра «цивилизаций». 

 

            В любом случае из этой статьи список приятных даже и по сегодняшним меркам игр у вас имеется – от вагеймов до… давайте, чтобы ничего не упустить, вспомним ещё парочку коробок 2003-го, которые не стыдно разложить в выходные: мелкая прикольная карточная Coloretto, абстрактный впечатляющий YINSH, на двоих игроков, и тетрисоукладывательная головоломка Ubongo. 

 

            Вообще, из этого маленького топа, я по своему разумению могу назвать достойной пробы всеми настольщиками только Alhambra, остальные же игрушки не дотягивают по моим личным меркам до «для любого уважающего себя настольщика». Но благо статья пишется коллективно =)

 

P.S. Не считаю это настольными играми в чистом виде, а лишь их подразделом, но в 2003 вышла самая популярная (и единственно популярная) российская ККИ «Берсерк», живущая (или выживающая, не знаю подробностей) на нашем рынке до сих пор. Плюс ККИ War Cry, заинтересовавшая в своё время – когда я был гораздо моложе и впечатлительнее =) – механиками рядов войск и разделения отрядов на классы.

 

 

 

Павел Медведев:

 

2003 год. Лично для меня данный год это опять «Магия» и WarHammer 40000 CCG, клуб «Портал» на Плющихе и пятничные домашние драфты с друзьями… Современные настольные игры еще не начались (редкие партии в Катан не в счет), а старые фавориты давно позаброшены. Если уж речь пошла про ККИ, то сразу отмечу, что этот год примечателен выходом новой ККИ по обычному WarHammer - WarCry, а также отечественной карточной игры «Берсерк». Ни та, ни другая мне не понравились, но стали событием в тогдашнем коммьюнити.

 Однако вернемся к обычным настольным играм. Поиск на BGG подсказывает, что год был изобильным и выходило немало хороших игр, среди которых с легкостью можно найти номинантов на призовую тройку.


Наверняка коллеги отметят и «Эй, это моя рыба!», и первое 
издание «Игры престолов», Mare Nostrum и Carcassonne The Castle. Стоит отметить выпуск Warmachine, удачного конкурента Вархаммера, настольные версии Warcraft и Anno 1503. Не забудем про Колоретто, Queen’s Necklace и Princes of Renaissance (обе переиздаются в наше время), Bridges of Shangri-La и Domaine. Неплохой список, не правда ли? Многое в дальнейшем было локализовано, что-то, как я уже отметил, будет переиздано (а значит не потеряло актуальности)!

 


            
№1.
Вместе с тем, есть одна игра без которой 2003 год нельзя представить. Игра с достаточно скромным оформлением, у которой чуть ли не пятнадцать номинаций и премий. Игра, о которой, скорее всего, скажут все в этом выпуске. Да-да, она самая - Альгамбра от Дирка Ханна (автора мною любимого «Метро», «Валенштайна», великолепной Rosenkönig и пр.). Настолка, что за рубежом давно считается живой классикой, в России прошла практически незамеченной. Не могу сказать с уверенностью, но есть ощущение, что столь малое внимание вызвано и годом издания (бум настолок еще не наступил), и отсутствием локализации. В 2014 году вышло юбилейное издание, где оформление подтянули к современным стандартам и включили все существующие дополнения. Учитывая, что в последнее время у нас стали локализовать шедевры прошлых лет, неплохой кандидат на переиздание? Ах да, первое место, без разговоров..

 

            №2. Второе место отдам «Лестнице с привидениями», которая также собрала немало премий, включая детский Spiel des Jahres. Моё знакомство с игрой состоялось спустя пару лет после её выхода на выставке немецкой игрушки в Москве (там же был и «Санкт-Петербург»). Очень приятная игра с магнитами и механикой «кручу-верчу, обмануть хочу», которая что тогда, что сейчас не оставит равнодушным ни взрослого, ни ребенка.

 

            №3. На третьем месте волевым решением будет наш «Берсерк». Да, он мне не понравился, не нравится и сейчас, но игра стала вехой для нашей индустрии настольных игр, игра нашла своего покупателя и была очень популярной. При этом не является калькой, а представляет собой оригинальный продукт. Безусловно явление, мимо которого просто нельзя пройти мимо..

 

 

 

 

Алексей Тихонов:

 

2003 - год "Игры престолов", "Альхамбры" и "...моей рыбы". Первая - какая-то медленная и довольно унылая стратегия с системой секретных приказов, вторая - еврострой с четырьмя видами денег и отсутствующим обменом валют, третья - слишком лайтовая детская абстракция. Я выбрал другие игры и все они довольно легкие и веселые, основанные на принятии рисков и проверке собственной хитрости

 

            №3. Coloretto.

            Coloretto - наверное, лучшая игра Михаэля Шахта. Ну, а что? Сильный филлер! Такого уровня филлеров раз, два и обчелся: можно вспомнить No, thanks! или (с натяжкой по уровню филлерности) "Корову 006". Тут мы собираем карты определенных цветов. Причем, каких - решаем сами. За количество карт каких-нибудь 3 цветов берем ПО, за остальные цвета - платим штрафы. Забираем карты пачками (целиком ряд от 1 до 3 карт). Пачки формируют сами игроки, вытаскивая по карте из общей колоды и выкладывая в один из рядов.

 

            Тут во главе угла извечный вопрос: взять сейчас хорошую комбинацию или ждать пополнения ряда, рискуя, что ряд заберут противники. Оценивать, что ждут противники тоже необходимо и подкладывать в их потенциальные ряды неподходящие цвета. Игра вся состоит из мелких гадостей соперникам, что всех, кроме жертвы, почему-то, радует. Такова суть человеческая? 

 

 

             №2. Maka Bana (6.7, #2027, François Haffner)

 

            Maka Bana - игра от малоизвестного французского дизайнера, локализованная у нас компанией "Звезда" под названием "Райский остров". Игроки строят один за другим бунгало на специально отведенных для этого местах. Для любой комбинации из трех специальных карт (пляж, ландшафт, узор) существует одно и только одно место. Игроки выбирают место постройки с помощью трех карт, одна из которых вскрывается и становится видна соперникам. Каждый игрок ставит свой тотем на пустое место, пытаясь не дать противнику построиться. Помимо застройки можно атаковать чужое бунгало: выкладывается еще одна карта, сигнализирующая что, игрок атакует. Успешная атака "перекрашивает" бунгало в цвет захватчика. Защититься от рейдерства можно, угадав, куда нападают и выставив туда свой тотем.

            Хаотичная веселая игра в стиле "перехитри противника". Поскольку очки за построенные бунгало игроки получают в зависимости от их взаимного расположения, приходится балансировать между "здесь я получу много очков, но противники точно заблокируют" и "это бунгало мне даст всего одно очко, но никто же не подумает, что я собираюсь строить здесь". 

 

 

             №1. Eketorp (6.4, #1910, Dirk Henn).


            А это, пожалуй, лучшее у Дирка Хенна, "домашнего" дизайнера издательства Queen Games. Эта игра тоже завязана на блефе и доставляет примерно такой же фан от геймплея, но несколько более комплексна, чем предыдущая. Здесь игроки отправляют своих миплов-викингов за кирпичами для возведения своих башен-крепостей, нападают на чужие башни и защищают свои. Кирпичи бывают разные от дешевых травяных до дорогих каменных. В конце игры в ПО переводится стоимость каждого кирпича, из которого состоит башня игрока. Каждый раунд на "рынок", состоящий из нескольких торговых точек, приходит некий набор кирпичей. Игроки, пользуясь ширмой, скрытно "программируют" действия своих викингов: сколько и куда пойдет. Ширмы вскрываются и деревянный народ переходит на центральное поле. Дальше происходит разбор кирпичей: каждый мипл "забирает" по кирпичу. Если в конкретной торговой точке кирпичей меньше, чем желающих, то происходят сражения один на один с помощью специальных карт силы, пока количество кирпичей не сравняется с количеством миплов. Проигравшие викинги уходят лечиться в госпиталь и становятся недоступны для игрока на несколько раундов. После разбора кирпичей начинаются нападения, если такие кем-то программировались. Викинги нападают на какую-нибудь стену чужой башни, пытаясь утащить из нее кирпичи. Можно защищать собственные башни своими миплами. Бои происходят с помощью тех же карт силы и определенных модификаторов

 

            Не менее веселая, но несколько менее хаотичная игра не лишена интересных моментов. Иногда на торговую точку с одним ценнейшим кирпичом в результате не приходит вообще никто. Или в борьбе за кирпичи игрок временно теряет нескольких викингов в палатах госпиталя и в это тяжелое время противники начинают атаковать его башню. Я вообще очень люблю элемент скрытого программирования в играх и пусть здесь оно совсем элементарное (не сравнить с Lords of Xidit или Roborally), его здесь и программированием-то назвать сложно, но игра все равно радует.

 

 

 

Александр Шерстук:

Шел 2003-ий год. Почти все игры начала 00-х кажутся какими-то далекими и забытыми. Для многих современных авторов то было время для первых проб пера. Просматривая списки игр того периода, ловишь себя на мысли, что во многое я бы сыграл и сейчас, но это многое все-таки не заменило бы того, что вышло позже. Мне опять сложно выбрать из нового года что-то мегаактуальное, чем я горжусь до нынешних времен. 

Yinsh? Довольно нелохой абстракт. Абстракт – тип игр, который потихонечку умирает и становится неактуальным на рынке (имхо, конечно).

Amun-Re? Одна из лучших игр Райнера Книции, но сказать об игре нечего, ибо не играл (судя по отзывам, эта настолка вполне имеет право стать вневременной).

Alhambra? Наверное, неплохой гейтвей, который какое-то время назад можно встретить на полках наших магазинов. Сам не играл, только наблюдал за другими, своих эмоций, которыми бы я мог поделиться, нету.

Coloretto? Да ну, что-то скучновато и простовато.

 

В 2003 году вышел Domaine Клауса Тойбера (того самого, который придумал Catan), но я в него не играл. Еще в то время вышло Убонго, но я к этому тетрису равнодушен. 2003 год подарил нам Warmachine – коллекционный варгейм, который меня ничем не заинтересовал, кроме вселенной. Dungeons & Dragons Miniatures – это страшные миньки, которых нужно перекрашивать. Warcraft Board Game – скукота. 

Поэтому от меня будет всего 2 игры. Но за эти игры я спокоен как удав.

 

 

            №2. Hey, That's My Fish! (6.8, #542Günter Cornett, Alvydas Jakeliunas)

 

            Игра-малютка. Игра, в которую играешь быстрее, чем происходит подготовка к игре. Странный выбор, да?

 

            Но влюбился я в эту настолку с первого раза, потому что она проста и гениальна. «Эй, это моя рыба!» напомнила мне игры из детства, в которые я играл со своими родителями. Взять хотя бы те же шашки – частенько с отцом играли до 10 или 15 побед. Знай себе прыгай по клеткам и ставь соперника в тупик. Только в «рыбе» нужно не только прыгать по клеткам, но еще и подбирать за собой тайлы. То, что подобрал, возможно принесет тебе победу. Но смотреть нужно не только на то, что на тайлах нарисовано (а это рыбки в разных количествах), но и на то, где стоит соперник. Для меня наибольший фан приносит закрытие фишек соперника в зоне с мелкими рыбами, а то и вовсе запирание его в «туалете». 

 

            Игра прекрасно «кушается» новичками, которые только присматриваются к настолкам. 3 партии в «рыбу», и потом тебя спрашивают – а покажи мне что-нибудь еще!

 

            Правда, игра все же не без огрехов. Как я уже писал – раскладывать ее дольше, чем играть в нее. Это печально и лечится только помощью других игроков или электронным приложением. Кому-то проще скачать игру на свой телефон или планшет, и заняться ловлей электронных рыб. Там все то же самое, только поле за тебя раскладывают электронные гномики. А еще плохо то, что игра-то на самом деле как мыльный пузырь. Она не заставит тебя долго думать о ней. Ты не будешь в голове изобретать тактики и стратегии. Ты просто съешь ее пару раз и забудешь, переключишься на что-то другое. А потом, как я недавно, цепляешься глазами за нее на полке и снова проводишь за «рыбой» несколько десятков минут. 

 

            «Эй, это моя рыба!» - это легко и просто. Это даже не нужно варить и пичкать специями. Этой игре не нужен редизайн – у нее есть прекрасные фигурки пингвинов и отличные тайлы с рыбешками (у ФФГ они маленькие и брать их неудобно). Такие игры не устаревают. О них можно забыть на какое-то время, а потом опять вспомнить.

 

            И знаете, я в какой-то мере благодарен Звезде за скандал с акулой. Долгое время мне была по барабану эта игра, хоть я и видел, что ей дают какие-то призы за лучшую игру в такой-то области. Акула позволила мне по-другому посмотреть на игру. Именно после той шумихи я взял и заказал себе версию ФФГ. Мне пришла маленькая удобная коробочка с милыми пингвинчиками на коробке, и я никогда с этой коробкой не расстанусь..

 


           №1. 
A Game of Thrones (first edition).


            Другого выбора у меня не было, кроме как выделить именно эту игру, в которой кипят страсти и вершиться судьба мира. В этой игре удачно сплелись известная франшиза и удобоваримый геймплей.

 

            Честно говоря, я не знаю, что стоит на первом месте у тех, кто любит эту игру – возможность поиграть за один из Домов из любимого цикла или возможность победить, элегантно выкладывая жетоны приказов на стол. Т.е. франшиза или геймплей? По этой же причине у меня возникают сомнения, была ли бы популярна одноименная карточная игра, если бы она была сделана не по произведениям Мартина.

 

            ИП – это прекрасная возможность поиграть в книгу. У нас есть большой кусок земли, поделенный на регионы, мы царь всея куска земли, но таких царей несколько, в чем и заключается проблема, т.к. царем объявляется тот, кто владеет бОльшим количеством земли. Остается только делать военные походы на соседние земли, сражаться, защищать завоеванное и отбиваться от атак нейтралов. Получи военную стратегию на 2-3 часа и распишись. В этой игре можно делать союзы, которые потом мгновенно рушатся предательством. В этой игре можно тихонько сидеть в уголочке, пока другие тягают друг друга за чубы. В этой игре ты сам себе хозяин, король своей земли. Вы мечтали поиграть за Баратеонов или Грейджоев? Велкам!

 

            Данная настольная игра, в отличие от карточной игры, переносит нас на другие стропила, которые расположены высоко в небе, откуда мы смотрим на карту Вестероса и думаем, как ее будем делить. Мы решаем глобальные вопросы и занимается планированием. Мы отдаем приказы и предъявляем контраргументы узурпаторам. В ИП легко разругаться в пух и прах. Тяжело сидеть на троне из стальных клинков…

 

            Для меня важным признаком актуальности игры является ее долгожительство на рынке. Хорошие игры с большой вероятностью можно купить и сейчас. Если что-то вышло и через год забылось, то на сколько процентов она является актуальной? В свое время ИП обзавелась второй редакцией, которая многим настольщикам понравилась больше первой. И эту самую вторую редакцию можно купить и сейчас. Даже на русском языке. В ИП можно переиграть и остыть к ней, но поиграть хотя бы раз стоит. И неважно, нравится вам ПЛиО или нет. 

 

 

 

Андрей Аганов:

 

                №3. Duel of Ages (6.6, #1368, Brett G. Murrell)


            Причудливая игра, в наших краях известная благодаря агрессивной рекламе от Тома Вэсела, который ежегодно называет ее одной из десяти лучших игр всех времен в своем топ-100. Соотнести его восторги с тем, что ты видишь на фотографиях - задача нетривиальная. Duel of Ages выглядит как угодно, но только не фаново и совсем не похожа на веселую дурашливую игру. Которой она на самом деле и является.

 

            Глядя на куски картона неопрятной формы с ужасным компьютерным артом можно решить, что это какой-то варгейм. Тогда как на самом деле Duel of Ages это квинтэссенция америтрэша: игроки, разделившись на две команды, воюют друг с дружкой, собирают лут и проходят челленджи и приключения - побеждает команда, заработавшая больше всего игровых достижений. Механически все просто: игра это череда проверок на кубах. Главная "фишка" Duel of Ages это огромное количество контента, просто невообразимое. Толстенные колоды предметов, приключений, персонажей. Все это настолько over the top, что количество переходит в качество и рождает комический эффект. Duel of Ages это именно игра про "Чингисхана на велосипеде с лазерным мечом". За это ей прощают и неприглядное оформление, и ориентированные на задр.. на гиков правила (только раздел по определению line of sight занимают почти две страницы). 

 

            Да, я немного лукавлю, поскольку первую редакцию Duel of Ages найти можно только на зарубежных барахолках, и в уме (и на полке) я держу именно доступную сегодня вторую редакцию, вобравшую в себя все лучшее из игры 2003 года. Это не то что бы обязательная в коллекции коробка, но без понимания Duel of Ages представление о мире современных настольных игр будет неполным.

 

 

                №2. Amun-Re.


            "Омон - имя не особо частое и, может, не самое лучшее, какое бывает. Меня так назвал отец, который всю жизнь проработал в милиции и хотел, чтобы я тоже стал милиционером.

- Пойми, Омка, - часто говорил он мне, выпив, - пойдешь в милицию - так с таким именем, да еще если в партию вступишь..."

            Причем тут Пелевин? Да ни при чем, просто про Amun-Re в рунете вспоминают так редко, что если я сейчас не воспользуюсь возможностью привести цитату из "Омон Ра", то рискую уже никогда не блеснуть сомнительной эрудицией. А игра между тем выдающаяся. Да, это снова Райнер Книция и снова античная тема. Проект Past Perfect, к сожалению, пока оставил за бортом 90-е годы, когда вышли его главные игры - в частности, гениальная Ra, с которой у Amun-Re много общего. Обе игры используют эстетику Древнего Египта, в обеих центральная механика - аукцион (в Amun-Re еще добавляется менеджмент ресурсов), в обеих важный элемент игры - смена эпох, когда после очередного скоринга часть нажитого непосильным трудом уходит в сброс (особенно эффектно это реализовано в Amun-Re, где вообще остаются одни только пирамиды).

            Но если Ra это чистый push your luck аукцион на сбор сетов, то Amun-Re построена на аукционной борьбе за контроль территорий, определяющих дальнейший ход игры. Вообще, Amun-Re во многом более "навороченная" чем привычные нам другие работы Книции: в ней есть такой нехарактерный для него элемент как колода специальных карт, дающих бонусы к действиям или при подсчете очков; структура хода сложнее, так как включает в себя помимо торговли за регионы еще и покупку ресурсов, и слепой аукцион, влияющий на доход игроков; вдобавок в игре есть красивые пластиковые пирамидки, что для евроигры 2003 года было смелым шагом. Причем, все это работает, все элементы игры тесно завязаны друг на дружку, нет "пустых" действий или докрученных сбоку "для балансу" систем. Единственная проблема, это труднодоступность игры: уже второй год сообщество ждет обещанного англоязычного репринта от компании Tasty Minstrel Games, но конкретных сроков выхода до сих пор нет, поэтому единственный реальный вариант сегодня это французское издание от издательства Super Meeple (50€ на "филибере" - дорого, но с другой стороны Asmodee продают гораздо более аскетичную Ra за 50$, так что коробка Книции на полке становится символом успешного настольщика)..

 


                №1. Grimm.


            Тут я немного нарушу правила проекта и сунусь в смежную с настолками сферу - настольные ролевые игры (НРИ). В 2003 году издательство Fantasy Flight Games опубликовало небольшую (64 страницы) созданную для D&D 3.5 миниигру Роберта Швальба Grimm. В ней персонажи игроков это дети, попавшие в волшебную страну, где сказочные герои оказываются чудовищным отражением своих привычных образов как в знаменитой видеоигре American McGee's Alice. Grimm оказалась настолько удачной, что в 2007 году Fantasy Flight Games выпустили ее "полнометражную" версию - одноименную двухсотстраничную самостоятельную (уже без привязки к D&D) НРИ. Почему для меня это главная игра 2003 года (точнее, ее расширенная версия 2007 года)? Потому что Grimm это фантастически изобретательная и очень страшная игра. Ее можно просто читать для удовольствия, удивляясь фантазии авторов. Это замечательный источник вдохновения, и в каком-нибудь параллельном измерении наверняка по мотивам Grimm сняли свои лучшие фильмы Терри Гильям, Тим Бертон и Стивен Спилберг. Но пока что в нашем несовершенном измерении это просто хорошая и относительно малоизвестная книга, которая может ожить на вашем столе. А может и не ожить - ролевые игры штука тонкая, не все игроки способны проникнуться подобным материалом, - но и в самом худшем случае вы получите как минимум сто страниц остроумного и пугающего чтива. Сегодня Grimm можно найти только в виде pdf-файла на сайте drivethrurpg.


В качестве заключения

 


  BGG Алексей Пивоваров Павел Медведев Алексей Тихонов Александр Шерстук Андрей Аганов
      №1               Yinsh Alhambra Alhambra Eketorp A Game of Thrones Grimm
      №2               Amun Re A Game of Thrones Spooky Stairs Maka Bana Hey, That's My Fish Amun Re
      №3               A Game of Thrones - Берсерк Coloretto - Duel of Ages

 

  • Не менее веселая, но несколько менее хаотичная игра не лишена интересных моментов. Иногда на торговую точку с одним ценнейшим кирпичом в результате не приходит
      
  • вообще никто. Или в борьбе за кирпичи игрок временно теряет нескольких викингов в палатах госпиталя и в это тяжелое время противники начинают атаковать его башню. Я вообще очень люблю элемент скрытого программирования в играх и пусть здесь оно совсем элементарное (не сравнить с Lords of Xidit или Roborally), его здесь и программированием-то назвать сложно, но игра все равно радует.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Valenox написал 2 года назад: # скрыть ответы

2003-й я бы назвал годом хороших карточных филлеров. Мясистых настолок было не так густо, вот в 2004-м...

Coloretto - гениальная и оч. актуальная вещь.

Spooks - любимый филлер моей жены. У Стива нашего Джексона в издательстве выходил не только манч-трэш.

King's Breakfast - Алан Муун - это не только "ту-ту". Эту игру любят дети (не мои). Я с ними до сих пор раскладываю.

Balloon Cup - не только карточки, но и картонки с деревяшками, но по духу - тот же карточный филлер+.

наконец,
Corsari от любимого Лео Коловини - сугубый карточный абстракт с притянутой темой. Умная, изящная игра. Требует малого пространства. Несколько раз играл в поезде.

2003-й - начало конца ККИ. Среди новинок - засилие игр по мультикам, ориентированных на карман родителей. Симпсоны, черепашки нинзя, дот хак (хорошая игра, правда), большой куш, бубка гоп и т.д.
Под гиков вышли Horus Heresy, WarCry, и особенно хочется отметить реализацию наверняка давно вынашиваемых идей в проектах Cyberpunk и Ophidian. Но жанр умных ККИ умирал.

Абстракт Yinsh - гениальная игра. В нее я плохо играю, кстати.

Всё. Меня зовут ужинать, а вы как хотите )).

Slim_Slam_Snaga написал 2 года назад: # скрыть ответы

Ересь была значительно хуже оригинала.
Киберпанк хорош, но ЦА Тесеры не оценит.

Valenox написал 2 года назад: #

Соглашусь.

diablotm написал 2 года назад: # скрыть ответы

жаль, что у автора ответственного за варгеймы к сожалению вновь не нашлось времени на участие.

Journeyman написал 2 года назад: #

Жаль, что нам так и не удалось выслушать начальника транспортного цеха. ;)

igelkott написал 2 года назад: #

Это да, но, надеюсь, в 2004 он снова к нам присоединится.

DmitriyP написал 2 года назад: #

Только Yinsh, ждем следующий год..

Slim_Slam_Snaga написал 2 года назад: #

В Гримм не играл, но название и арт (!!!!) всегда впечатляли. Очень тематично.

ZoRDoK написал 2 года назад: # скрыть ответы

Топ по BGG хорош, не играл из него лишь в Amun Re и Принцев. Кроме Альгамбры - посредственная игрушка, не ставшая никакой классикой на западе, а просто форсируемая издательством Queen Games до момента появления в их портфеле Kingdom Builder.

Списки ребят похожи на "кто во что играл, тот то и хвалит", а не на реальные топы.

igelkott написал 2 года назад: #

2003 - сложный год, как и 2001, особо не предоставляет выбора. Опытным путем установлено, что счастье началось в 2004-2006, но этот опыт стоило проделать.

Slim_Slam_Snaga написал 2 года назад: #

Не согласен.
У игры полтора десятка номинаций и премий (повторюсь), судя по Инстаграмму, народ до сих пор играет, так что нельзя не включить в топ.

Slim_Slam_Snaga написал 2 года назад: #

И это не топ 2003, а те игры, что не потеряли актуальности и сейчас. Включать в топ тех же Принцев не имеет смысла - переиздают ведь.