С миру по нитке [29.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... | |
С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... |
игры |
Спящие боги: Приливы в руинах
Спящие боги |
персоны |
Райан Локет
|
Дата: | 26 мая 2021 |
Источник: | boardgamegeek.com |
8.7267 |
- |
Райан Локет сделал карьеру на создании настолок, сочетающих евро-механики с нарративом. Наиболее наглядный пример — «Дальше и ближе», однако подобный дизайн также прослеживается в «Выше и ниже» и в Empires of the Void II. Увы, по ощущениям, все эти игры не проработали тщательно обе своих составляющих и не слили их успешно в единое целое. Однако с опытом приходит и успех. «Спящие боги» от компании Red Raven Games вышли шедевром.
Подход к дизайну этой игры сильно отличается от предыдущих игр компании. Вместо того, чтобы пытаться уделить равное внимание и расстановке рабочих, и сторителлингу, разработчик сосредоточился на создании постепенно раскручивающегося нарратива. Тут по-прежнему присутствует менеджмент ресурсов — пожалуй, с ним почти что перебор, — а также механики разрешения боя и проверки навыков, однако все они явно вторичны по сравнению с историями о путешествии «Мантикоры» по странной далекой земле чудес.
«Мантикора» — это ваш корабль. Пароход прямиком из 1920-х с командой из девяти человек — то есть персонажей, которыми вы, игроки, будете совместно управлять. Всё начинается словно сюжет из Равенлофта: пароход попадает в густой туман и оказывается в незнакомом море. Вас ждут сюрпризы, удивительные открытия и непростые моральные решения.
Игра, очевидно, вдохновлена недавними хитами — «7 континентом» и «Осквернённым Граалем». Она предлагает игрокам исследовать открытый мир, в то же время требуя уделять пристальное внимание менеджменту здоровья и усталости как членов команды, так и «Мантикоры»: право двигаться дальше нужно заслужить.
Подход к нарративу в «Спящих богах» — нечто среднее между двумя его предшественниками.
«7 континент» ставит перед вами задачу снять проклятие, ориентируясь на несколько слабых намёков-улик. По пути вам, словно голубю, мечущемуся между разбросанными кусками хлеба, встретится множество побочных заданий и других интересных отвлечений от основной задачи. Показалось даже, что основной сюжет нужен лишь как мотивация исследовать континент. Увы, это пошло «7 континенту» во вред, так как в основе геймплея лежит замкнутый круг сбора ресурсов, и он выходит таким однообразным, что постепенно начинаешь желать, чтобы «7 континент» провалился ко всем чертям.
«Осквернённый Грааль» — его противоположность: чёткий фокус на сюжете. Если вы не станете следовать главной сюжетной линии про поиски наследия Короля Артура в пережившей катаклизм Британии, то застрянете на месте, бесконечно таская ресурсы к статуям-менгирам, чтобы зажечь их. Игра стала успешной лишь благодаря очень качественному сюжету.
В «Спящих богах» нет ни тех, ни других недостатков. Хотя вам придётся тратить время на отдых и лечение, гринда тут гораздо меньше. Вместо этого геймплей сфокусирован на посещении локаций и их исследовании, либо взаимодействии с местными. Это отлично сочетается с главной поставленной задачей, спешить с выполнением которой никто не принуждает: собрать тотемы и пробудить с их помощью спящих богов в обмен на свободу.
Особенно примечательно то, что происходящее не ощущается набором бессвязных историй, хоть игра и является по сути огромным сборником побочных квестов. Каждое мелкое поручение, за которое вы берётесь — вроде «отправляйтесь на запад острова и отыщите потерянный меч» или «ступайте на юг и найдите моего сына» — не связаны с основным сюжетом, однако атмосфера участия в едином большом приключении никуда не пропадает.
Дизайн «Мантикоры» сделан по тому же принципу. Поскольку игроки управляют несколькими членами команды — каждый со своей личностью и спецспособностями, — вы привязаны к кораблю и не можете уйти в самостоятельные странствия, в отличие от двух предшественниц «Спящих богов».
Это очень важный момент по нескольким причинам. Во-первых, игра раскрывается на полную независимо от количества игроков. Каждый член команды будет задействован независимо от количества игроков. Благодаря этому «Спящие боги» и в соло очень неплохи, и прекрасно раскрываются в кооперативном режиме. Во-вторых, сохраняется общая вовлеченность в игровой процесс. Когда вы ввязываетесь в бой (что происходит нечасто), в нём участвуют все. Когда вы читаете отрывок из книги историй, все заинтересованы услышать, что там. Хотя от хода к ходу лидерство может переходить от одного игрока к другому, акцент на важность каждого участника сохраняется.
То, как все эти отдельные квесты завязываются в клубок вокруг миниатюрного парохода, вызывает какие-то тёплые приятные ощущения. Одна из центральных тем сюжета — плавание по морям загадочного мира, однако на самом деле это мир плывёт вокруг вас. Все примечательные события происходят благодаря вашим усилиям и вашим решениям. Пусть мир «Спящих богов» и не является вашим личным творением, но его судьба — исключительно в ваших руках.
Одна из особенностей стиля Red Raven Games заключается в том, что созданные ими миры… не вполне серьёзны. Поэтому «Спящие боги» воспринимаются больше как подростковая литература, чем серьёзное драматическое произведение. В «Осквернённом Граале» присутствует гримдарк, тут же всё более игриво и эксцентрично. Иногда «Спящие боги» становятся немного мрачноватыми и жутковатыми, но в целом это приключение подойдёт для всей семьи. С одной стороны, это преимущество в плане общедоступности, с другой — затронуть поднимаемые в классической литературе глубокие и важные темы сюжет «Спящих богов» не может. Тем не менее, сюжет в целом качественно прописан и чётко соответствует выбранному стилю.
Также стоит отметить механику ключевых слов. Её можно было бы назвать инновационной, если бы подобное уже не использовалось в «Дальше и ближе» и в «Осквернённом Граале», однако она всё равно отлично продумана и служит одной из основ игрового процесса.
Суть в том, что вы получаете всяческие квесты, когда встречаете незнакомцев или исследуете локации. Квесты вытягивают из огромной колоды карт, и спустя какое-то время у вас их будет целое море. Игроки периодически будут брать то одну, то другую карточку, пытаясь вспомнить, зачем они согласились доставить статую одноглазой макаки старухе на другом конце света; рекомендуется вести заметки.
Внизу каждой карточки есть ключевое слово. Когда вы посещаете локацию, вас могут спросить, есть ли у вас определённые ключевые слова. От их наличия зависит доступ к дополнительным опциям. Именно таким образом сюжет ветвится. Некоторые из триггеров могут даже сохранять актуальность до финала и повлиять на концовку.
Игра не заставляет вас следовать чёткой сюжетной линии, а дозволяет бродить по динамичному миру, словно листая страницы справочника. Каждый квест — это ещё один кусочек общей истории мира. Играть в «Спящих богов» всё равно что медленно рисовать картину, штрих за штрихом, до тех пор, пока отдельные элементы не сложатся в единую картину.
Если в игре и есть какой не вполне продуманный элемент, то это сложность. В целом она по ощущениям неплоха: определённый челлендж есть, но далеко не убийственно сложный. Однако по ходу партии сложность может сильно меняться. При выборе определённых сюжетных опций или провале квестов можно получить много результатов, которые истощат ваши ресурсы или способность эффективно сражаться. Получается снежный ком: чем больше провалов, тем сложнее становится играть, и тем больше провалов и фрустрации. С другой стороны, нахождение мощного тотема может значительно повысить боевой потенциал или полезность членов вашей команды. Найдите несколько мощных образцов оружия — и следующая стычка с группой минотавров будет походить на детский сад.
Смерть тут не особо страшна, так как она просто ускоряет таймер игры, отправляя карты событий в сброс. Это усиливает напряжение, однако вы в любом случае дойдёте до связной интересной концовки независимо от ваших достижений. Что любопытно, при большой эффективности действий добиться мрачноватой концовки будет затруднительно.
Система сохранений — тоже шаткий аспект «Спящих богов». Как ни крути, но раскладывать всё это и потом складывать — та ещё головная боль. Нужны пакетики для каждого из членов команды, для жетонов статусных эффектов. Нужно заполнять листы сохранений. Сыграть партию в режиме одиночных сессий или начать другую кампанию в процессе текущей тоже не получится. Конечно, всё это не проблема, если у вас есть возможность оставить игру разложенной на столе, но такая роскошь доступна далеко не всем.
Последний неоднозначный аспект игры — то, что на карте, по которой вы ориентируетесь и делаете заметки, сразу включены элементы из дополнения Tides of Ruin. Без дополнения часть зон на карте будет недоступна. Нельзя сказать, что без него опыт получается неполноценным, но всё равно остаётся какое-то неприятное ощущение. К тому же дополнение сделано первоклассно, а не прикручено к базе задним числом.
Несмотря на немногочисленные недостатки, «Спящие боги» впечатляют.
Тут довольно много менеджмента компонентов. Так, вы вешаете на членов команды усталость, чтобы повысить шансы успешного прохождения теста. Персонажи со временем получают новые способности за счёт карт навыков, а также сокровища и экипировку. Игровой стол может оказаться набитым битком.
Тем не менее, игра не становится перегруженной, потому что каждый отдельный элемент прост и не требует много менеджмента. Этому способствует и вылизанная структура хода. Вы выполняете действие на планшете корабля, тянете карту событий (они служат таймером), после чего совершаете два личных действия. Следующий игрок совершает то же самое — и так по кругу. Можно без проблем сделать перерыв в любой момент.
Благодаря минимуму помех можно без проблем погрузиться в геймплей. «Спящие боги» — игра из разряда тех, за которыми не замечаешь, как быстро летит время. «Сейчас, только сделаю ещё один ход…»
Сведение боевых элементов к минимуму, простая механика проверок, отсутствие утомляющего менеджмента, — всё это позволяет игре дышать полной грудью и предложить игрокам очень приятное легковесное приключение. «7 континент», по ощущениям, был как тяжёлый труд; слишком монотонный после того момента, когда восторг от первых ощущений улёгся. «Осквернённый Грааль» временами выворачивал руки, ставя множество ограничений, однако я всё равно продрался через них ради увлекательного сюжета. Быть может, самые интересные моменты «Спящие боги» не вызовут такого же восторга, как самые интересные моменты «Грааля» или «Континента», но зато «Спящие боги» — это стабильно качественная атмосфера и геймплей, не ведущий тебя на поводке и не прячущий самые вкусности за чередой бесконечных препятствий.
Также стоит отдать должное карте в форме книги. Куда более продуманная система, чем карточная в предшественницах «Спящих богов». Благодаря этому, чтобы разложить новую локацию, достаточно перевернуть страницу, — вот и всё. Формат «Грааля» и «Континента» обеспечивают большую динамику повествования: к примеру, в Граале город может пасть, захваченный монстрами, и тогда изначальная локация сменится другой картой, но цена такого формата — недружелюбность к игрокам — слишком высока.
Геймплей и сюжет «Спящих богов» держатся на достойном уровне на всём протяжении вашего путешествия. Количество контента в коробке ошеломляет; за одно прохождение вы увидите лишь около четверти квестов и лишь одну из 13 концовок, так что будет стимул вернуться на загадочные острова. Порой игра может начать терять блеск, особенно если вы пропустите большие сюжетные нити, но потом снова привлечёт вас новыми причудливыми сюжетными поворотами. Она прекрасно знает, как не отпускать вас до последнего. «Спящие боги» очень, очень хороши.