КАРТОЧНЫЙ УЖАС АРКХЭМА.
СНАЧАЛА МИНУСЫ.
1.) ЦЕНА
У многих людей бомбит с того, что для полноценной игры нужно покупать две базовых коробки. Да и вообще, последующая куча коробок, необходимых для покупки, напрягает.
Никогда не понимал. Потому, что вижу всё со своей колокольни. На рынке огромное количество игр. Лично мне 99.9% из них не интересны. Я их не куплю ни за 100 руб. ни за 10,000 руб. И около 10 игр, в которые я реально хочу играть. Всего-лишь ~10. С этого ракурса не столь важно, сколько они стоят. Хорошо, что они вообще есть.
Ну да, FFG - хорошие бизнесмены, они успешно монетизируют свои продукты. Чего ещё ожидать от зубастой, старой, уважаемой фирмы? Не умели бы в бизнес, давно бы загнулись. Принять, как данность.
2.) Сложные правила.
Объективно, правила кУА действительно очень.. экхм... глубокие. Да, пожалуй это слово лучше всего подойдёт. Основу, необходимую для игры освоить не так сложно. Но вот в плане нюансов, мелочей, там копать и копать. Дна не видно
Решается этот вопрос очень просто - полюбовно. Вот если произошёл у вас роман с игрой, правила разберёте. Даже если не всё и сразу, со временем. Группа vk в помощь, там хорошая библиотека сформировалась и фан-сообщество. А так, лично мы целых два года играли, не отыгрывая атаку монстров, после того, как они ходят. Два года, Карл! И ничего. Пережили эту трагедию, живём, дышим, в глаза людям как-то смотрим
И тут я завис. Хотел найти ещё минус. Сидел, пыжился-пыжился... Но так и не вышло. Поэтому переходим к плюсам.
1.) Реиграбельность.
Да, уважаемый читатель. Это миф и такая дичь, что у игры дескать с этим проблемы, что я специально хочу начать с этого. У игры ВЫСОЧАЙШАЯ реиграбельность. Просто... И здесь мы возвращается к минусу N°1 "цена". Для того, чтобы обеспечить эту самую реиграбельность, надо потратиться. База её не даёт. По-хорошему нужно сразу покупать 2+ цикла.
Объясняю, как это работает. Вот вы берёте и начинаете компанию. Если вы обычный игрок, собираюшийся в неделю один - два раза, на 4-8 часов в целом, то почти месяц у вас уйдёт на прохождение этой компании.
Потом, вы захотите взять перерыв. Месяц.. Два.. Ну хорошо, вот вы опять захотели вернуться в Ужасный, мрачный Аркхэм.. Берёте следующую компанию. Опять месяц нужен, чтобы её пройти.
И таким образом, при нормальной коллекции, вы возвращаетесь к тому во что уже играли, через пол года - год, два, а то и три. Воспринимается ли при этом игра, как "нууу нее, я это уже проходил". Да ни в одном глазу! Вы там уже и помнить ничего толком не будете. Наоборот, даже интересно вернуться в это приключение, по-новому, с новыми персонажами, с новым игровым опытом. Я так Каркозу уже трижды прошёл!
Это я ещё умолчал про нелинейные сюжеты. Хороший рандомайзер внутри каждой катки, обеспечивающий уникальность оной. Много персонажей, опыт игры за которых сильно отличается. Итог - у игры реиграбельность на самом высоком уровне. По-сути, при нормальной коллекции, её хватит на всю жизнь. Играть, не переиграть.
Просто не надо это делать залпом, по несколько раз одну и ту же компанию подряд, за один месяц. Ну, уважайте свой желудок, в конце-то концов, не пихайте туда то, что не лезет
2.) Геймплей.
Ух.. Уф.. С чего бы начать, чтобы в банальную эмоциональность не скатиться.
У игры отлично сочитаются глубокие возможности. И фан. Идеальный баланс, с одной стороны, мозгоштурма, с другой - рофлоржача.
Да, нужно освоить колодострой. Понять принципы игры. Пройти первую компанию, сугубо, как обучение. Но как только это сделаешь, для мозга открывается целое гуляй-поле.
Одна только подготовка к компании - это теперь час времени, где собирается колода. Обсуждается стратегия с сопартийцами, ведутся споры, дебаты на тему необходимости той или иной карты. И это - отдельный кайф для мозга.
Сам процесс протекает более америтрэшно. Бодро, динамично. Но не тупо и оболваненно. Нет, игра провоцирует на общение, планирование. Рашем и бездумностью её не пройти.
Итог - механики игры отлично сочетают в себе глубину и фан. Самое лучшее сочетание из всех возможных, по моему мнению.
3.) Атмосфера.
Игра настолько сильна в этом, что даже если ты сам - деревянный, она её обеспечит. Некоторые сценарии и события получаются яркими и вкусными, похожи на выверенные сцены из кинематографа.
Но по-хорошему, ей конечно же стоит помогать. Подбирать музыку, подтягивать дополнительный текст, картинки, арт-буки Лавкрафта. Ну и общаться не на уровне "я могу тебе подбросить два плюса, тогда процент успеха составит 80", а так, как советуют авторы ещё в базовых правилах. Играть Гамлета не нужно, но хотя бы немного дурачиться стоит.
Я до сих пор ржу, когда вспоминаю, как мой постоянный коллега по партиям, играя за Хэррригана, разыгрывая карту " Софи", пьяным голосом, угрожая, с огромной гордостью говорил. "Вот видишь эту фотографию? Это моя жена. Это я её убил."
ОБЩИЙ ИТОГ
играть много, играть интересно, играть вкусно. "Дорого".
Еще один из недостатков - для полноценной игры на четверых надо найти еще таких же любителей игры, которые будут готовы тратить время на составление колод
Ну первоначальную колоду можно самому составить если остальные не хотят этим заниматься, а дальше предлагать опции для прокачки, что бы они сами выбирали. У нас с женой так.
Я делаю проще (если есть новые игроки) для них делаю стартовую колоду (есть не только для базовых героев), и разрешаю после первой партии и знакомства с механиками полностью пересобрать колоду под себя если есть желание. Мы в последний раз так прошли Каркозу втроем (2 игрока первый раз в Аркхем играли.
не сказал бы, что это "проще")
ну и такой подход применим, только для условных "хардкорщиков", которые готовы какое то время убить на перебор нескольких сорт карт в попытках оптимизировать свой игровой стиль. Казуалам же хватает возможности улучшать способности по своему выбору.
Мой казуал при первой возможности сменила стоковый пистолет гардиана на лайтнин ган. И очень этим гордилась аннигилируя монстров в будущем.
Блин, захотелось поиграть, надо купить 3 цикл.
"Перебирается" все очень удобно на сайте, там и создать можно колоду (видя статистику цен карт и тд), и потом даже в приложение ведения компании встроить эту колоду и прямо там удобно прокачивать.
это самое казуальное что я читал в жизни (нет)
Для ленивых есть arkhamdb.
Да и не только для ленивых, он вообще крайне полезный ресурс.
и приложение-компаньон очень удобное!
Я полтора года искал человека, чтобы начать проходить КУА. Кому то лень вникать, у кого то времени нет и между партиями такая пропасть, что продолжать нет смысла.
Тащусь когда наступает интерлюдия.
"Ну да, FFG - хорошие бизнесмены, они успешно монетизируют свои продукты. Чего ещё ожидать от зубастой, старой, уважаемой фирмы? Не умели бы в бизнес, давно бы загнулись. Принять, как данность. "
Эта часть заметки заметно устарела за 12 лет...
Не то чтобы они загнулись, но часть уважения и зубастости подрастеряли.
Так точно. Чтобы ляпнуть "про успешность и уважаемость", нужно вообще быть не в курсе, как там дела у этой конторы нынче. А этот год у них уж совсем не задался. И многострадальные 5 колец таки прикрыли, и у того же карточного Аркхема схему распространения пришлось менять.
Ну не знаю, Marvel Champions продолжает разлетаться как горячие пирожки. И Unfathomable и новый Descent за 175 баксов все нахваливают (а, значит, раскупают) и просят еще.
Unfathomable как бы на офф. сайте еще пре-ордере, поэтому пока еще рано судить, как оно зайдет в массы. Да и то что Дескент за 175 баксов спешно раскупают меня также гложут некоторые сомнения.
А так достаточно глянуть сетку релизов на сайте FFG и сравнить ее с тем, что было лет5 назад (с десяток позиций против ленты пунктов так в 30). По факту половина их франшиз мертвы мили полумертвые. У конторы целый могильник ЖКИ и фактически закрытое ролевое подразделение не от того, что они супер-успешны и просто оптимизируют список своих продуктов.
На БГГ пишут, что это скорее всего вина Asmodee, которая оптимизирует компании под своим началом, чтобы они занимались только тем, что у них лучше всего получается (то есть приносит больше всего прибыли). В случае ФФГ это кооперативные ЖКИ. Так что в плане доходности ФФГ по-прежнему успешны. В плане качества и разнообразия продукции - другой вопрос...
Ну что контора все еще доходная, спору нет. Только вот насколько я могу судить со своей дилетантской колокольни, прошла уже слава Вавилона, старые схемы распространения ЖКИ таки многих достали. Ну не от доброты душевной запаковали они "На краю света" в две большие коробки вместе одна +6 маленьких, как было раньше, снизив таким образом стоимость цикла где-то долларов на 35. Плюс теперь есть возможность купить вообще одну коробку, если не интересуют новые игровые карты или кампания. Репринт Данвича вроде тоже будет издан по новой схеме.
Интересно будет глянуть, выйдет ли вдохнуть новую жизнь в ЖКИ по Властелину Колец. Мне кажется, что ее время прошло.
По Чемпионам мне крыть нечем, не моя тема.
Так на форумах их активно хвалят за новую нелюдоедскую модель распространения ЖКИ. Думаю, теперь будет раскупать еще активнее.
О да, давайте сравним, период когда в мире все было нормально с производством и логистикой, и пандемийную эпоху, когда началось черти что во всем мире.
Все это, конечно, никак не отразилось на сетке релизов. (нет)
FFG прикончила практически все свои ролевые игры безо всяких пандемий. Как и кучу тех, на которые нужно было согласовывать с кем-то лицензию (у их с этим какие-то хронические проблемы). Как и потиху придушили то, что внезапно перестало быть на хайпе (привет, ЖКИ по Игре Престолов). Для тех же 5 колец пандемия скорее стала лишь вишенкой на торте, FFG и без нее прекрасно рыли этой игре глубокую могилу.
Я откровенно не понимаю для чего заниматься составлением колод в игре без соревновательного элемента. Сосвем.
Я собрал "крутую" колоду чтобы... чтобы что?.. чтобы пройти игру, которая задизайнена, чтобы в нее мог играть любой, далекий от ККИ и составления колод, и пройти даже с рекомендованной в правилах колодой.
Чтобы была супер-комба с колодой второго игрока? Комба сама в себе, она есть и работает не потому что игрок подстроился под мету или популярные колоды (т.е. проявил творческий подход), а просто "потому что так задизайнили, чтобы игрокам не было скучно и они типа взаимодействовали между собой"
Во-первых, это элемент реиграбельности/кастомизации своего персонажа. Во-вторых, от качества колоды будет зависеть успех прохождения. В-третьих, это игра в игре целью которой является противопоставление вашего "творчества" тому что на вас кинули разработчики.
А в чем принципиальное различие с составлением колоды в играх с соревновательным элементом?
Серьезно? т.е. игра против живого человека, который точно так же хочет выиграть, применяя всю хитрость и навыки, а так у которого своя составленная колода, это тоже самое что играть против коробки, т.е. против заранее составленных сценариев, в которых просто набор препятствий/скриптов/рандома, и между этим нет никакой принципиальной разницы?
если так, тогда мои полномочия всё. Видимо как раз люди, для которых не видят очевидной разницы, и играют в такие игры.
Серьезно. Так в чем же принципиальная разница между составления крутой колоды для "решения/прохождения" меты/другого игрока и составления крутой колоды для прохождения сценария, придуманного дизайнером/разработчиком игры? Если ответ только в стиле "твой противник - живой человек, а не бездушная коробка", то не вижу причин для вашего непонимания.
Абсолютно серьезно.
Ну коль вас это так фрустрирует, давайте я опишу чем игра с коробкой "лучше" чем игра с живым человеком.
Начать можно с того, что игра против другого игрока сама по себе не имеет цели, кроме как абстрактное "победил" (ну или на деньги играть, как тут предлагали). В тоже время игра против "коробки" цель имеет - пройти кампанию.
Продолжить можно тем, что при игре против "коробки" у дизайнера значительно больше свободы для создания игровых ситуации т.к. отсутствует необходимость в семмитричности возможностей. Ему не нужно делать игру "честной" для двух сторон противостония т.к. те кто оценят его старания находятся только с одной.
И закончу тем что для интересной игры 1на1 в контексте игр с составлением колоды нужны равные соперники по вовлеченности в игру, готовности к трате средств на игру, определенных интеллектуальных способностях и много чему еще.
извечная проблема дуэльных игр - необходим примерно сопоставимый соперник, иначе игра превращается в бичевание/тренировку на кошках
Шта, простите? )
Не оспаривая остального, что значит "игра против другого игрока сама по себе не имеет цели, кроме как абстрактное "победил". В тоже время игра против "коробки" цель имеет - пройти кампанию"?
Чем цель "прошел кампанию" менее абстрактна чем цель "выиграл партию" ("набрал достаточно ПО"/"довел хп противника до 0" и т.д.)? Не говоря уж о том, что не во всех играх против коробки кампания вообще есть.
Видимо, речь идет о конструктивном процессе в противовес разовому испытанию.
Если объективно ценность что одного, что другого неопределенна, то субъективно между ними может существовать огромная пропасть.
Так почему "разовому"? Точнее, при чем тут "одушевленность" противника? Повторюсь, не во всех играх против коробки вообще есть кампания. (Пандемия, Остров духов, Это моя война, соломоды во всяких Покорениях Марса и т.д.) С другой стороны, есть куча игр против живого человека с кампанией: Descent 2, свеженький Mind mgmt, Charterstone и т.д.
Мы про игры в которых нужно колоду собирать т.е. карточные.
Так то, что в случае ЖКИ/ККИ кампания есть только в PvE варианте - это не какое-то особое свойство игры "против коробки" ) Просто так сложилось пока.
Ну и в случае карточных игр все еще странно звучит исходный тезис. Почему выиграть одну партию - это типа "нет цели", а выиграть несколько партий (либо большинство, либо последнюю) - это прям цель, менее абстрактная, чем в случае одной партии.
Ниже я ответил на ваши вопросы?
Я там продолжила )
Речь шла изначально об играх с необходимостью составления колод, т.е. ЖКИ/ККИ, отсюда и контекст.
Ну и вы опять пытаетесь смотреть на вопрос с объективной позиции, а это не всегда имеет смысл.
То, что в ЖКИ/ККИ вообще мало кампаний, и они оказалась против коробки - это просто совпадение ) Это не свойство игры против коробки (в отличие от упомянутого отсутствия требования к симметричности). Кроме того, в широком смысле режим Battlegrounds в Hearthstone - тоже кампания, даром что против людей. Несколько партий с прокачкой колоды между ними - чем не кампания? )
По поводу позиции - так с субъективной позиции эти споры вообще все бессмысленны, просто говоришь "а мне нравится против коробки/против человека", и все, больше никаких обоснований не нужно )
Это не совпадение, речь шла о конкретной ЖКИ против прочих соревновательных игр с составлением колоды.
С объективной позиции все эти споры бессмысленны не меньше. Вот вы говорите: "А какая разница?" Да объективно никакая, но для людей-то разница есть!
И с этих-то позиций и начинается обсуждение.
Это значит, что интерес к карточной дуэльки без дополнительной стимуляции (например большое комьюнити, турниры и что то вроде того) крайне ограничен. На кухне, субъективно, жизненный цикл карточных дуэлек крайне недолговечен.
Но, отчасти соглашусь, аргумент не самый лучший. Игра, сама по себе, должна являться побудителем для желания сыграть. Тем не менее, чувство "исполненности" весьма важно на мой взгляд.
Вы про то, что удержать игроков с помощью кампании удобно? Типа ну не бросать же посередине, добить надо? ) Тогда соглашусь, эффект имеется.
Но вообще "Игра, сама по себе, должна являться побудителем для желания сыграть. " - вот это вот главное, на мой взгляд. Была бы игра интересная, а человек, коробка - какая разница? )
Блин, сложнее выразить чем я думал)
Ну вот смотрите, скажем у вас есть группа из 2ух человек, 4 колоды, скажем, ключекуя и 2 сезна КУА.
Ключекуй вас увлечет в лучшем случае партий на 10-20 (которые будут весьма похожи одна на другую и скоротечны), и скорее всего углубление в него будет вам не интересно после такого опыта.
А КУА вы завершите 1 сезон, если игра понравилась, пройдете второй и так далее.
Т.е. в первом случае чувства завершенности нет, а во втором - есть.
Я вот это пытался передать.
ну и по традиции - это оснавано на моем личном опыте, если кто то заигрывает на кухне карточные дуэльки и получаете в них удовольствие от создания колоды - имеете право.
Ну да, дуэльные, карточные игры - это априори филлер на сегодняшний день. Т.к. всего того, что можно подвести в кооп, там нет.
Лично я могу сыграть раз.. ну два.. но дальше - тоска зелёная. В настолки прихожу за атмосферой прежде всего, общением в рамках игровой условности, фаном. А не абстрактным напрягом соревновательного характера
Ну звучит скорее так, словно вам просто КУА понравился, а Ключекуй нет )
Но я вроде уловила, спасибо.
Неверно. Ключекуй мне очень нравится, но заигрывать с женой одно и тоже по 10 кругу я не хочу, а подходящего комьюнити у меня под него нет.
С другой стороны, пройти новую кампанию КУА я готов с удовольствием.
Может для вас и некоторого типа игроков не долговечен. Да, наверняка есть те, для кого жки/кки живут лишь пока в них вливается новое. Для нас же "на кухне" нет разницы между жки/кки и другими настолками - они так же отлично играются и их ЖЦ ну никак не связан с форматом. Хорошие игры будут играться независимо от этого
Там ж есть уровни сложности.
На экстремальном пройти игру стандартной колодой предложенной авторами из-за модификаторов жетончиков хаоса не представляется возможным. Или надо быть очень лакерком ))
А для кого-то это вызов.
Но да, никто не заставляет на ней играть. И как следствие - никто не заставляет заморачиваться с составлением колоды.
Просто опция.
Я комфортно играю на стандарте, чуть-чуть подстроив стандартную колоду "под себя"
К слову "пройти даже рекомендованной в правилах колодой" - это сильно сказано XD В свое время использование с такой же мыслью в первых партиях рекомендованной колоды отбило напрочь желание играть Роландом у моей девушки и чуть не поставило крест на самой игре в целом. Рекомендованные колоды тут исключительно для знакомства с механикой игры и ее картами, пройти ими базовую кампанию даже на легком уровне сложности можно исключительно на рандоме.
Я откровенно не понимаю для чего вы наложили эту кучу именуемым комментарием. Совсем.
Претензия, что в КАРТОЧНОМ Ужасе Аркхэма необходимо собирать колоду, где это одна из неотъемлемых механик? Ну, да. Это реиграбельность, битва твоего творчества с коробкой игры. Ранее уже написали.
А про соревновательные ККИ - это вы лукавите. Ладно, если речь идёт о кухонных посиделках, то тут вы ради веселья (а ради чего вообще играть тогда?) можете собрать свои колоды. Но подавляющее большинство, в битве с игроком, использует метовые колоды. Ни о каком своём творчестве в созидании тут речи и нет. А в кУА вы против игры. Можно поэксперементировать и не краснеть, что твой собранный хлам совсем не тащит против метовых колод.
>>>А про соревновательные ККИ - это вы лукавите. Ни о каком своём творчестве в созидании тут речи и нет.
Это полу-правда. Почти всегда в игре есть форматы на безупречное исполнение и понимание меты, а есть лимитед, где тоже присутствует некоторая заскриптованность, но построение колоды это его основа и думать придется своей головой.
Вы это... почитайте про Тимми, Джонни и Спайка )
"Я собрал "крутую" колоду чтобы... чтобы что?.. " - чтобы что угодно.
Чтобы пройти так, как еще никто не проходил - на одних заклинаниях (или заклинаниях конкретной школы); без хила; только на дипломатии (примеры вымышленные, если что, не из КУА, а вообще).
Чтобы понять, как работает вон та карта и зачем ее вообще напечатали.
Чтобы собрать тематическую колоду на вампирах и косплеить Дракулу. (Или на кошках - и косплеить старую деву ^^)
Чтобы взять вот эту увиденную мною мегакомбу и посмотреть ее в деле.
Чтобы посмотреть, какое максимальное число скелетов сможет призвать некромант в боевых условиях.
Можно бесконечно продолжать.
На удивление почти во всём согласен с автором поста.
Реиграбельность конечно не и правда хромает, хотя если проходить не слишком часто один и тот же цикл то норм, но тут помогут только допы, как и сказал автор.
КУА одна из лучших игр в своём жанре, и самых любимых игр в целом.
Но все же напрягаем один момент - а именно то что у игры явная проблема с хранением компонентов и оперативной их раскладкой.
После покупки 3-го цикла я понял что надо что-то делать, тк. подготовка и так долгая и пота там все эти карты найдешь и разложишь...
Сначала я думал что можно это решить коробочными органайзерами, но НЕТ!
Как оказалось лучшее решение - специальные альбомы для хранения карт. Да, это дорого, зато это очень помогает в хранении и способствует быстрой раскладке игры, что лишает её главного минуса. Если не считать высокой цены за допы и эти альбомы. Ну и да, про протекторы надо не забывать, а карт столько что их понадобиться весьма много.
я подумываю приобрести для хранения картотеки. был опыт использования? или альбом все таки лучше?
у меня тематичный ящик от Ортиза, текущий игровой цикл+все карточки персонажей лежат в ящике, а отыгранные циклы в своих коробках, весьма удобно как по мне
У меня два больших игронайзера в 2-х больших коробенях от GBA. И это удобно только для хранения, но не для стремительной раскладки игры! К тому же места там всеравно маловато, не хватает на 3 цикла, а ведь есть еще и односценарные допы!
Поэтому решил перейти на альбомы. К тому же используя альбомы удобнее колоду собирать!)
Я вот не вижу, как альбом может ускорить раскладку.
Сделать удобным составление и апгрейд колоды - да, безусловно.
Но раскладку-то как?
У меня все циклы. И не вижу никаких проблем с раскладкой. Главное сортировка карт и раскладывание их на свои места после игры. Максимум пластиковые коробки для карт. Со временем привыкаешь и делаешь всё на автомате.