Июнь закончился, решил сварганить отчёт за месяц. По нескольким коробкам захотелось поделиться мыслями, по остальным просто коротенькие заметки, ну, действительно, чего рассказывать об очередной партии в TI.
Unfathomable. Опробовал новую интерпретацию той самой игры. Тут не скажу ничего нового, ибо это действительно клон BSG с минимальными изменениями, ни плохими, ни хорошими. Если выбирать чисто механически, по факту опереться не на что, так как изменения хоть и не косметические, но минимальны. Можно даже книгу правил одной и второй игры открыть, и, если исключить терминологию и оформление, вы зачастую не будете знать какую книгу в данный момент читаете, так как под копирку большинство пунктов переписано.
Если вы всегда хотели сыграть в легендарную игру и знаете, чего от неё ждать, то новинка вполне её заменяет. Из принципиального – только антураж. Ну, и для многих открытие, но победить людьми в игре достаточно сложно при освоении игры: для кого-то оно займёт одну партию, а для кого-то и все три-пять. Всё потому, что игра из серии кооперативов, где механики бросают вызов игрокам, по сути просто топя их в бедах и невзгодах, с которыми как-то нужно справляться. А с учётом того, что сделать это без погружения в механику и, как следствие, в математику игры сложно, из-за незнания какие фортели может выкинуть коробка, в принципе выиграть в первых партиях сложновато.
Тут, конечно же, ещё один фактор – предатель, который просто в нужный момент утопит вас окончательно (в этой игре слово “утопит” напрямую отражает цель плохишей). Да даже если он будет малоактивен, шансов у игроков-людей по минимуму выиграть. Вот. Это просто предупреждение – готовьтесь и молитесь, чтобы вам выпала карта предателя, иначе вы пойдёте на дно через пару часов своей первой партии.
Являясь большим нелюбителем кооперативов, всё равно оцениваю механику BSG как хорошую, так как за годы увлечения настолками лучшего ничего в коопах с предателем мне не встречалось. Для постоянной группы игроков, хорошо изучившей игру (сыгравшей не одну партию), настолка становится интереснее в разы, так как начинает работать так, как задумывали авторы – с грамотными подсёрами предателя и раскрытием вовремя. Поначалу же… ме-е, такое себе развлечение (особенно с новичками в игре) – смотреть как раз за разом тонет корабль. Даже на стороне предателей грустно, ибо ты просто ждёшь, когда же этот пароход наконец пойдёт ко дну, чтобы можно уже было объявить себя победителем.
Great Wall. Игра-открытие для меня в этом году, целая куча эмоций относительно коробки, которые и пришёл вывалить на вас. Как обычно от кикстартера и всего вот этого, связанного с “дайте денег прямо сейчас, а мы вам как-нибудь потом, что-нибудь, может быть, выкатим”, ожидания у меня следующие: “Очередная куча гов… пластика”. До сих пор вспоминаю, как к нам в город в 2012 приехал Zombicide, у меня тогда вопросы были не просто “сколько-сколько это стоит”? Главные вопросы были: “Почему это вообще называется настольной игрой” и “Авторы слишком серьёзно восприняли вопрос «Это что-то типа монополии»? и решили подстроиться под этот запрос”? За десять лет с тех пор я пообтесался и принял, что разным людям нравится разное. Са-а-амое разное. Но отношение с кикстартером были серьёзно подпорчены.
Так вот, это я веду к тому, что и к Great Wall я подходил только из энтомологического интереса и для расширения кругозора. Не ожидая ничего и зная лишь приблизительно, что это такое: очередное евро с расстановкой рабочих (и с оверпродакшеном, конечно же) про китайцев, строящих антимонгольскую стену. Каково же было удивление, когда в первой же партии узнал, что каждый пункт моих претензий опровергнут геймплеем, и это чуть ли не настольный шедевр (для меня, естественно, очень уж ожидания *овна не оправдались). Дальше же хочется описать почему и чем приглянулась коробка, разбивающая все мои до неё личные дое**шки.
Претензия: оверпродакшен, бессмысленный пластик для повышения цены.
Реальность: оказалось, что миниатюры здесь действительно выполняют полезную функцию. Так как поле большое, как и карты монгольской орды, на них очень удобно выставлять эти пачки миниатюр, всегда видно кто где стоит даже издалека, ничего не спутать (разные типы воск) и выглядит просто красиво, плюс лаконично смотрится.
Можно ли заменить миниатюры на условные жетоны, без потери в удобстве? Заменить можно, конечно, но думаю, будет реально менее удобно, так как игроки оперируют миньками часто, и этот пластик очень наглядно и быстро показывает чей, где и какой воин стоит. В общем, решение разработчиков меня удовлетворило на все 90%, миниатюры полезны, как минимум не вызывают ни одного вопрос “зачем они здесь”? Причём даже их достаточно большое количество оправдано механически, а не просто “чтобы было”. И это говорю я, который всё бы поменял на картон в большинстве игр.
Из бессмысленного оверпродакшена можно отметить только стены и башни картонные, которые не просто бесполезны, но ещё и вредны, так как загораживают обзор и просто мешаются на поле, как дерево из Everdell, которое все активно играющие в настолку, я уверен, просто выбрасывают.
Претензия: просто очередное слабо-среднее евро про тыканье рабочих по клеточкам.
Реальность: оказалось, как когда-то с Anachrony, очень даже самобытное евро с интересными придуманными авторами особенностями. Это не просто тыканье по клеточкам с действиями, а особенное тыканье, с тригерром активаций, с шансом получить минусовые очки, если ты активируешь как-то “неправильно”.
Ну, и помимо прочего в Great Wall куча интересных фишек, работающих в комплексе и составляющих дух крепкого евро:
1. Огромный выбор генералов и советников со своими особенностями, которые очень сильно разнообразят игру и дают возможность “прокачаться” как-то по-особенному, иначе, чем другие игроки. У меня сравнение с Grand Austria Hotel всплыло, где тоже набираешь разных помощников, создающих для тебя какие-то особенные возможности. Но здесь они так сильно меняют направление твоих действий, что напрашивается сравнение уже с персонажами из Voyages of Marco Polo. В общем, разнообразие в каждой партии за счёт приобретаемых советников-особенностей просто топовая фишка игры.
2. Война с монголами тоже прикольная на этих их картах с клеточками. С отправлениями отрядов в атаку, выстрелами лучников и прочими пушечными ядрами – простая, казалось бы, механика боя очень хорошо разнообразится, и её просто интересно использовать и так, и эдак. Возможностей реально достаточно много, и в зависимости от вашего подбора советников и плана, вы можете пользоваться в одной партии пушками и баллистами активно, а другой будете налегать на атаки копейщиками.
3. Карты артефактов, они же карты целей на партию. Это очередная отличная фишка игры. Три артефакта на поле фактически показывают нам то, чем мы будем заниматься в этой партии. Да, очки выбиваются из сражений с ордой, но очень много их собирается и с артефактов, которые в одной партии говорят тебе больше воевать такими-то войсками, а в другой заставляют заниматься поактивнее строительством кольев перед стеной.
Претензия: опять распилили на пачку допов, а в базу положили огрызок неполноценный от игры.
Реальность: этой претензии у меня на старте знакомства с игрой не было, но потом она внезапно вспомнилась по ходу партий, из-за того, что осваивали коробку, начав с голой базы и переходя постепенно к “полноценному варианту”.
Фишка в том, что играя голой базой, ощущал полное разнообразия игрового процесса. Но потом, добавляя всё, что должно быть в “полной версии” – усиление монголов, новые войска и уникальные войска для каждого игрока – становилось понятно, как же игра должна выглядеть в идеале. Однако, в Great Wall можно смело играть базой и не париться о допах, это будет по-прежнему полноценное хорошее евро. Претензия разве что в разнообразии артефактов, которых в базовой коробке всего 5 штук (на партию выкладывается три случайных артефакта-цели), что несколько снижает разнообразие. В остальном же всё на месте и работает как часы.
Вот как-то так. Great Wall заняла место одной из самых играемых и любимых игр в июне и обосновалась на столе, думаю, надолго. Очень много вариаций в партиях, много возможностей и выборов.
Dune: Imperium – ещё одна из коробок, играемых каждую неделю в июне. Тут уже, в отличие от предыдущей, есть, помимо своего шарма и особенностей, фишка в партиях, длящейся менее полутора часов. Просто быстро, на автомате, без долгих размышлений, но всегда очень насыщенно и мясно.
Каждая партия – это масса каких-то микрорешений, завязанных на пришедших в руку картах, на действиях оппонентов на поле и на выложенных на рынок картах. Да, часто решения, делающиеся, как я сказал выше, на автомате, более-менее похожи друг на друга, то бишь есть какие-то “классические ходы”, но это не делают игру ничуть хуже. Взаимодействие очень плотное и злое на столе.
Из того, что запомнилось, это мысль, что в этой настолке карты интриг называются таковыми по праву. Постоянно ими фортеля выкидываются: то в битве внезапное подкрепление, то перехват союза с какой-то фракцией выбивает почву из под ног у лидера, то дополнительные очки неожиданные в конце партии. И тут же приходит на ум Lords of Waterdeep, разложенная в прошлом месяце. Разложенная потому, что по-прежнему великолепна (и в той же нише быстрых простых игр, что и Dune: Imperium), однако там карты, которые тоже называются интригами, совсем беззубые в сравнении.
Ну и ещё из памятного: выведение 10 отрядов воинов “в молоко”, когда никто не поддержал столь серьёзную битву =) и беспрецедентный счёт в партии на троих 10-8-4, когда в предыдущих трёх партиях в трио он всегда был стандартным 10-9-8. Отличная игра с активным взаимодействием на поле, не только в миплплейсмент сегменте, но с борьбой на поле сражений и в построении более эффективного движка своей колоды.
Deus. Ещё одна шикарная настолка, раскладываемая каждую неделю июня, от француза Себастьена Дюжардена. За несколько лет владения я успел сменить пару копий этой игры, с разным наполнением и качеством, и она по-прежнему достаётся и играется. Секрет, как и у “Дюны” скрывается в том, что она рассчитана на быстро подумать и очень скоротечна, партия идёт менее часа, при этом давая очень много пищи для размышлений, резких маневров и попыток составить микродвижок, который должен быстро сработать.
По партиям ничего интересного не скажу, но зато вспомнил свою историю знакомства с игрой, которая отчасти похожа на историю с Great Wall. Точно так же снобски смотрел в 2013-ом на представленную автором Deus: “Пф, гексы заменили на кружки и думают, что это какое-то новшество! Холопы”. В итоге уже много лет играемая коробка, аж заменять пришлось когда-то.
Imperium: Classics/Legends. Уж не знаю, что делал при разработке этой игры один из любимых авторов Дэвид Турци, но имя его сыграло значимую роль в моей заинтересованности этой коробкой. В итоге за июнь игра тоже вошла в топ играемого, но по интересности… не “Стена”/”Дюна”/Deus, скажем так. И не потому, что настолка плохая, не потому что она карточная (карточные игры я сильно люблю и уважаю), а потому, что впечатления от неё более ровные.
А ровные они потому что, в отличие от игр выше – где идёт постоянное активное взаимодействие и сталкивание лбами и интересами на общем игровом поле – здесь у каждого свой личный огородик, в котором можно покопаться, перекладывая карты. И нет, коробка не лишена взаимодействия совсем, здесь и карты есть, активно топчущие противника, и механика раздора, когда можно закидать картами с огоньками противников, завершив партию “по войне”, и даже общее игровое “поле”, на котором выкупаются новые классные карточки. Но в целом это просто таблобилдинг.
Такое спокойное ощущение от Imperium: Classics/Legends только благодаря очень “воинственному” месяцу из-за других более агрессивных настолок. Ведь сам движок в игре очень интересный и в нём будет приятно покопаться любителям подобной вариации декбилдинга. Авторы неплохо завернули и напихали сюда всякого, чтобы простое построение колоды превратилось в нечто новое для видавших виды. Им это удалось, а плюсом они полирнули это разнообразием колод цивилизаций. Каждая их них играет партию по своему. Некоторые похожи, но есть такие, которые прям очень оригинальностью хотят выпендриться и дать игроку почувствовать, что он ещё не всё видел в игре.
В общем, если вы большой любитель карточных игр, эту пробовать точно надо. Хорошая, навороченная, разнообразия для любителей исследовать досконально возможности игры и, в частности, возможности цивилизаций, тут достаточно.
Dominations: Road to Civilization весьма любопытная коробка. Мало того, что выглядит отлично и необычно, так ещё авторы насыпали в неё достаточно небезынтересного геймплея. Интересно пробовать разные варианты развития (на разных технологиях), приятно строить карту мира вместе со своими оппонентами, возводить города разноуровневые и вообще всячески развиваться. При этом игра оставляет простор для вариаций, так как выпадают различные чудеса света каждую партию (кстати, прикольно выполненные в картоне и, выставленные на поле, выглядят достаточно приятно), ну, и цель выдаваемая на партию корректирует ваше поведение на поле. Иногда вы хотите отстроить пару мегаполисов, а порой просто застроить всю карту деревнями первоуровневыми.
Мне очень приглянулась и буду играть ещё, если найдутся сопартийцы, потому что мои напарники по игровому столу как-то были не сказать что шибко впечатлены, хотя в целом отзывались неплохо. Но потенциал у игры большой, как по мне. Я б наигрывал партию за партией, были б желающие.
По Twilight Imperium: Fourth Edition нужен большой отчёт. Но – что имеем =) Как всегда шедевральное космическое противостояние. Партия достаточно интересная, однако я, как одна из сторон, зафейлившая развитие (растениями Арбореками абилку их не прожимал по кулдаун), участвовал лишь на вторых ролях. А ещё одного игрока смели с карты, поэтому ему пришлось отправиться домой =) Суров мир Сумеречной Империи. Победили змейки Наалу, им в спину дышали вторые претенденты – Кабал Уилрайт.
На пятерых очень удобными стали гипер-пути, которые превращают поле в отличное мясное тесное космическое пространство, без всяких костылей. Каждый до каждого игрок может долететь и навалять ему, а не как раньше – тебя зажали с двух сторон и дали жалкую подачку в пару кредитов.
Gloomhaven: Jaws of the Lion. Тут как-то и сказать нечего. Мы проходим “Челюсти льва”. Хотя нет, есть что ещё сказать – мы впервые слились в этой кампании. Порядковая миссия номер 12 для нас. Сами виноваты, ворвались, куда не следует, и действовали не так, как надо. Расслабились, пройдя 11 миссий без проигрышей, и вот закономерный результат безалаберности. Слишком понадеялись на: “Удача нас любит! Справимся и с этой толпой”. Нет, сработало так, как и должно было сработать – в одной из канализаций нас запинали гурьбой какие-то черти.
Пару партий в Underwater Cities сыграл, как всегда, с огромным удовольствием. Настолько евровое-евро, что рассказать про него обычно нечего, одни только впечатления и эмоции о том, как плотно боролись и максимизировали эффективность каждого хода, активируя слоты, занимая нужные противникам и вырывая из под носа госконтракты (каждый из трёх в последней партии достался разным игрокам). Итоговый счёт в одной из партий отличался на пару очков буквально у лидеров. 104-101-97-85
Cthulhu Wars: Duel неожиданно неплохо зашла в дуэльном варианте. В своё время большого собрата этой игры я разносил в пух и прах, рассказывая какой это мусор. Но вот в дуэльном варианте ничо так, можно покатать, так как мясно бездумно (не в самом плохом смысле) и быстро.
В партии в Grand Austria Hotel впервые за шесть лет игр в эту коробку увидел, как за один ход игрок набрал 55 очков, выполнив одновременно все три цели. Как и раньше классная игра на сбор всяких комб. Но тут чёт какая-то мега-комба-везение, завязанная на выпаших целях и конфигурации отеля.
7 Wonders Duel не могут быть плохими. Хорошая партия после длительного перерыва. Перерыв даже смыл из памяти одно из игроков, что тут можно победить по науке, и он пропустил один из зелёных символов, отдав его оппоненту, что и привело того к победе. Вторая партия получилась уже адекватной, с борьбой по всем фронтам и как итог: у одного игрока собрана куча синих карт, у второго ни одной синей и пара гильдий с кучей денег. 56-51
Ticket to Ride: Nordic Countries заслуживает тех же самых похвал, что и 7 Чудес. Не может быть плохой, просто идеально спаянная игра с простыми сочными механиками, которую интересно раскладывать как с опытными игроками, так и с новичками. Едиснтвенной, что мы катаем эту коробку, не применяя правила о том, что можно заменять вагончики несколькими другими, а то каким-то читом кажется, после других игр серии.
В Tash-Kalar: Arena of Legends который месяц поигрываем по партейке-другой. Отличная в качестве дуэли тактика с бесконечным разнообразием и при этом вообще не надоедающая даже со стандартными двумя колодами-расами. А с учётом того, что их аж целых шесть разных я вообще не знаю когда она мне надоест, наверное, никогда, раз уже столько лет в ней играю, пусть и не супер часто.
От Clinic: Deluxe Edition очень неоднозначные впечатления. Вроде прикольно и необычно пристраивать эти этажи больницы, но показалась очень уж однообразно-зацикленной. При этом всякие модули не сказать что добавляют ей разнообразия, а просто расширяют возможности. Но при этом, пока кажется, из этих возможностей всегда можно выбрать очевидно оптимальную/ые. Но надо пробовать ещё игру, пока больше непоняток и одно лишь предположение, а не ясное видение картины. Ну, и оформление на любителя, конечно.
Лэнг с очередным своим Ankh: Gods of Egypt опять мимо. Огромные миньки и простейший геймплей чуть ли не в шахматно-шашечной форме, по факту особо делать нечего тут кроме перемещения в другой регион и последующего сражения. И вот уже я говорил об оверпродакшене Great Wall (которого нет), так тут он в какой-то бессмысленно гипертрофированной форме. Фигурки богов, занимающие полнеба, просто ни в какие ворота не лезут, при этом не выполняя вообще никакой функции, кроме обозначения “ентого солдатика нельзя убить, патамушта он большой”!
Из интересного в игре только способ активации действий на треке, да и то “подвигайся”, “найми”, “получи денег” – вот и всё. Ну, да, есть ещё “получить новое свойство”, но… это смех, но я сейчас буду сравнивать игру Лэнга с “Войнами Ктулху”: здесь НЕТ разных свойств богов, в отличие от совершенно разных в этом плане “Войн Ктулху”. А то свойство бога, которое есть у каждого изначально, оно… давайте назовём его не впечатляющим, хорошо? Получить на одно очко больше после битвы – мдя. В общем, полуожидаемое разочарование.
А вот Titans, несмотря на свою похожую концепцию с предыдущей коробкой, внезапно впечатлила. Ожидающим Ведьмака от Лукаша Возняка, наверное, можно радоваться и можно пожелать им, чтобы и настолка про Геральта была нормальной (а лучше хорошей).
Во время партии у меня всплыло сравнение с – внезапно – Nexus Ops. Мол, это современный, навороченный “Нексус” с кучей карт целей, с кучей битв на куче кубов, с кучами разыгрываемых карт-действий. Что тут хорошего? Начать стоит с того, что это мясцо с кубами, которые постоянно и беспрерывно корректируются карточками действий, работающими по простому, но прикольному принципу – разные их типы можно разыгрывать в боях с присутствием разных же соответствующих картам типов войск.
Механика заставляет вас постоянно атаковать и расширять свои территории, дабы собирать очки, так как длительность партии не такая уж большая и приходится действовать быстро, что очень бодрит. Плюс тут разные нации имеют разные абилочки, их можно прокачивать по всякому, ну, и, конечно же, сами титаны. Да, по факту это просто боевая единица, но какая! И куб у него самый топовый (с болшим количетсвом попаданий), и свойства свои у каждого титана, и умеет он усиливать своё войско по-всякому за счёт своих карт. В общем, несмотря на реально простую механику, завезли в игре столько прикольных фишек-абилок-взаимодействия, что одно удовольствие воевать с товарищами за столом. Реально, несмотря на то, что все просто крутят-кидают куды, кадая нация делает это немного по своему, используя разные инструменты.
Бонусом приятная механика активации действий, пожожая на Eight-Minute Empire чуточку, и задания. Очень прикольные, их интересно выполнять. Например, "разыграть шесть карт дейтсвий в бою" – казалось бы просто, но их надо как-то получить с учётом того, что максимум можно сохранять пять в руке, а потом как-то умудриться разыграть, подогнав под нужные типы войск. Или же "победить в бою, напав меньшим количетсвом войск". Просто, но прикольно и немного заставляет задуматься, как это провернуть.
Обязательно будет появляться на столе и в июле, благо масштабируется на разное количество игроков, вроде бы, хорошо.
Lost Ruins of Arnak. Красиво, чуть долговато, но приходящих гостей-новичков обычно максимально легко увлечь именно этим (чтоб и самому не зевать сидеть). За счёт красоты подкупает кого угодно. Ходовая штука под гостей на любой полке, думаю. Тут вспомнился Эверделл, который тоже красивейшный, но вообще ни разу не под любую компанию, сложна. А вот Арнак, за редким исключением, кому угодно втюхать можно, чуть ли не вашей бабушке.
Не люблю совсем из-за простоты и однообразия, но понимаю. Наряду с Ticket to Ride отличная шутка почти под любую категорию мимокрокодилов. Посложнее, конечно, но для желающих погрузиться в настолки глубже самое то.
***
Филлерота тоже имела место быть по две-три партии в каждую коробку, но тут и так всё понятно:
Morels - 1 партия
A la carte - 1 партия
Sea of Clouds - 2 партии
King of Tokyo - 3 партии
В "Великая стена", вроде колода артефактов больше 5.
Ровно 5 в базе. Это с дополнениями колода превращается в адекватную, а поначалу...
Алексей, а не подскажите... вы про какой доп говорите? "Черный Порох" или про Доп с допами? В первом 8 артефактов смотрю, во втором на два модуля 15 артефактов. Да и в принципе, если есть впечатления от этих двух коробок, буду рад если поделитесь.
Отправлю в личку. Просто у меня уже не раз об этом спрашивали, так что копирну текст, он относительно большой, по допам к "Стене", и переписывать его нет смысла =)
Думал и здесь многим был бы интерес этот ответ) Сообщение вижу, уже читаю. Спасибо!)
Кседих снова пишет про игры. И не продажные/проплаченные обзоры, а прям в дневник про партии. Что делается то :-о
К Дюне обязательно бери доп. прям МАСТ ХЭВ! Игра становится ещё круче
Да я знаю что он огонь, от покупки меня останавливает только цена – сегодня полез на сайт Лавки - 3800р. Блин, 4к за 50 карточек, 18 плашек картонных и 6 тонкокартонных планшета с 15 деревяшками мелкими? Я, конечно, понимаю, современные реалии и всё такое, но я живу ещё в том мире, где TI3ed. стоит 3500р., и никак не привыкну к новым ценам. Надеялся, залезая в магазин, что цена до 3к будет. Чисто психологически некомфортная она сейчас для меня.
Давно уже так. Полгода как точно. Дополнение отдельно от базы в рознице стоит как самолет с Юга до центра России.
На предзаказал или барахолках беру. У краудов и гаги комплекты выгодные бывают.
Буду смотреть, что есть подходящее там. Видимо, только так и остаётся прикупить сильно нужное.
Интересно было прочитать. Спасибо.
Надеюсь, июльское будет не менее интересным.
Спасибо за обзоры!
Заходите ещё.
Спасибо за отчёт. Выходит Unfathomable плохо сбалансированно?
Думаю, автор этого отчета имел ввиду не это, а то, что, чтобы играть хорошо за людей нужно просто набраться опыта, т.е. понять, что в процессе партии тебе может накидать игра и заранее к этому подготовиться. Просто именно при игре новичками проще играть за предателей, но с опытом все начинает меняться
Та не. Просто вы же, играя впервые в кооператив какой-то, не побеждает с первой партии, пока не разобрались как всё работает. А тут вам ещё и предатель палки в колёса будет вставлять.