В этот раз кэмп проходил в новом месте. И надо сказать, что пансионат мне больше понравился. Номера были просторнее и удобнее. Кто-то жаловался на прохладу, но по мне было нормально. В крайнем случае в комнатах были обогреватели и пледы. А вот матрасы на кроватях слишком мягкие. Впрочем в номер я приходил только поспать. С проживающим в этой же комнате Ильей я познакомился только в момент отъезда, от него же узнал, что третьего соседа зовут Павлом.
Кормили замечательно. Конечно это не европейский «Шведский стол» с его десятками блюд. Но выбор из пары мясных блюд, гарниров, супов и салатов был, плюс овощи, соленья и фрукты. В итоге к кэмповскому печенью я подходил всего пару раз, да и то с утра. Так сытно тут кормят.
Игровая зона тоже стала просторнее и удобнее. Появился интернет, доска для записи на партии и таблички с поиском игроков. Так что найти компанию на игру стало намного проще. Правда в первый день в зале было довольно холодно, да и в последующие дни чувствовался сквозняк. Но в этом случае можно было пойти играть на балкон, там было гораздо теплее. И главное, между игровой зоной и жилым корпусом был крытый переход, так что на улицу не нужно было выходить.
На кэмпе я познакомился с Виталием и Татьяной из Барнаула и Кириллом, именно с ними было сыграно большинство партий. Большое им за это спасибо. Все же благодаря постоянной компании и кэмп проходит гораздо продуктивнее. Но теперь собственно к играм.
1 день
Тропы Туканы
Сыграли как обычную версию, так и удлиненную. Простая и быстрая игра на соединение деревень с достопримечательностями. Есть небольшая гонка за дополнительными наградами и веселье от составления комбо на дополнительные ходы. Говорят, что есть игроки, которые прям просчитывают оставшиеся карты, но у нас партия прошла без этого. В итоги Тропы мне понравились больше Картографа.
Хадара
7 чудес на минималках. За неё самое то сажать новичков. Здесь нет обилия ресурсов и сложной взаимосвязи между картами. Ту просто каждый цвет прокачивает соответствующий трек, а фиолетовый – приносит дополнительные бонусы. В правилах сказано, что для первой партии стоит отложить часть фиолетовых карт со сложными эффектами, но на кэмпе сыграл две партии, и никаких проблем с этими картами не было.
Маракайбо
К сожалению, партия с опытными игроками изменила мое отношение к игре. Больше нет восторга от нее, так как слишком очевидно стало необходимость постоянно воевать и прокачивать влияние в державах. Пока я прокачивал планшет, выполнял задания и увеличивал доходы, соперник почти до конца прокачал два трека влияния, что приносило ему порядка 60-70 очков преимущества. Мы даже не стали итоговый подсчет делать, и так была очевидна его победа.
2 день
Королевство кроликов
Я буквально влюбился в эту игру. Красивое оформление, простые правила, быстрые партии (на четверых мы чуть больше часа играли). Осталось только научится в нее играть. В наших партия всегда побеждал Кирилл, причем, как через свитки, так и через лучше построенные феоды.
Кланы Каледонии
После завтрака мы хотели сыграть Во славу Одина, но на Кэмп привезли дульный вариант игры. И здесь случился забавный конфуз. Оказалось, что в игре с новичками надо внимательно следить, что они делают. Один игрок активно продавал виски и благодаря этому уже в середине игры он сделал все улучшения и выставил всех рабочих. И только в конце четвертого раунда выяснилось, что виски он производил, не тратя пшеницу. После этого мы конечно доиграли, но уже чисто номинально.
Новолуние
По просьбе ребят показал им эту игру, хотя мне она еще на прошлом кэмпе не понравилась. Но если в прошлый раз была хоть какая-то борьба, то в этот Таня обыграла нас в сухую. Сразу видно специалиста по абстрактам.
Марко Поло 2: На службе хана
Давно хотел попробовать эту часть. По сравнению с первой частью, игра стала вариативнее. Легче зарабатывать деньги и путешествовать. Чаще стали выполнять действия в городах. Но при этом игра стала насыщеннее, а поле перегружено информацией. На мой взгляд, новичкам лучше сперва показать первую часть, а потом сажать за вторую.
Погоня за Авророй (поле Бета)
В целом игра понравилась. В меру кризисная, в меру на просчет. Забавно было вырваться вперед, оказавшись одним в новом секторе и в одиночку попасть под обстрел. Или наблюдать, как ребятам одного перемещения не хватает, чтобы догнать Аврору. Правда на четверых не хватает карт снаряжения, да и особые карты (играли в версию без промо карт) почти все замешивались в колоду. В итоге в последнем раунде нам почти нечего было делать в разведке.
Пуэрто-Рико
Евро старой школы, с характерным оформлением и не очень удобно написанными правилами. Тем не менее играется бодро и весело. Правда и победных стратегий тут не так много. Фактически все завязано на отправки товара (особенно если сделать это в невыгодный для соперника момент). Да отчасти в постройки больших зданий.
Орифламма
Неплохой патигейм на просчет и блеф, где возможности игрока зависят от места положения карты в ряду. Правда не факт, что удачно расположенную карту не убьют на следующий ход, а закрытую карту вообще стоит трогать. Первую партию сыграли довольно хаотично, вторую – более осмысленно. Но все равно, тут явно надо больше играть, чтобы понять какую карту когда играть.
Гунны
Эх, не стоило садиться под конец дня в столь конфликтную игру с плохо написанными правилами. В итоге у нас возникли споры по некоторым моментам, а в правилах ничего по этому поводу не было написано. Но так как все устали, то решили доиграть так, как есть.
3 день
Санторини
Меня не особо впечатлила данная вариация шахмат. Говорят, что на двоих и четверых играется напряжённо, но у нас на троих все свелось к тому, что закончились первые и вторые этажи зданий, и текущий игрок вынужден был отдать кому-то победу.
Орлеан с дополнением Торговля и интриги
Старый добрый Орлеан. Поэтому хотелось прежде всего оценить именно дополнение. В нем появилось новое поле Благих деяний (играли с ним), новые события (иногда довольно жестокие), при этом их стало заметно больше, так что разнообразие партий увеличилось, пара производственных мест. Основное нововведение – это контракты на поставку товаров в города. Теперь приходиться лучше планировать свой маршрут. В целом дополнение неплохое, подойдет тем, кто наигрался в базу, но не хочет кардинально менять игру.
Теотиуакан. Город Богов
И ещё одна сломанная партия. Я забыл, что при украшении пирамиды, игроки тоже продвигаются по треку пирамиды. В итоге пара игроков прилично так недополучило ПО, а постройка домиков даже выгоднее оказалась.
Этот безумный мир
И ещё одна цивилизация на минималках. Первую партию мы не смогли доиграть, так как в последнем раунде сбились на драфте и запутались в полученных картах. Играли на стороне корпораций А, и партия вышла довольно странной. Фактически свойства корпораций говорят, или собирать один цвет, или жетоны ПО одного типа. В итоге все наращивают производство 1-2 ресурсов и берут карты своего цвета. Но не дай бог карты, за которые у тебя наибольшие множители, понадобятся другим игрокам, проигрыш обеспечен. Плюс есть ощущение, что за некоторые корпорации проще выиграть. Вообщем надо ещё попробовать игру.
Акватика
Странная игра. Красивое оформление, удобный органайзер, забавные фигурки скатов, необычные планшеты с механикой «затопления» карт, но партия пролетает минут за 20. Пока один игрок покупает карты жителей и пытается лучше скомбинировать глубины, другие в это время выполняют основные задания и выигрывают. Для игры за такие деньги - это слишком просто и быстро.
Покорение Марса со всеми дополнениями, кроме Кризиса
Несколько наблюдений по ходу партии.
Венера бесполезна, стоит качать только если ничего другого нет. Колонии наоборот если грамотно летать на них, то можно неплохо заработать, особенно если другие игроки не мешают. Фарсиды не имба, даже застроив половину Марса, они не выиграли. А вот POLYPHEMOS имба, особенно если с самого начала придут карты с меткой Юпитера и карты с микробами. И в Марс не стоило садиться после ужина, партия затянулась до полуночи, и доигрывал я полусонным.
4 день
Yukon Airways
Тот случай, когда за игру стоило садиться со знающим правила. А так, сперва нам побыстрому рассказали правила. Потом, во время игры стали всплывать дополнительные нюансы (благо один из игроков хорошо владел английским, чтобы прочитать правила). И все равно осталось ощущение, что что-то не так мы делали, слишком уж выгодно было возить 1-2 пассажиров на дальние дистанции, чем 3-4 на короткие или комбинировать доставку. В итоге больше внимания уделялось получению дополнительных бонусов, чем работе с пассажирами.
Кланк! Проклятие мумии
Завершил кэмп игрой в Кланк! И снова небольшая ошибка: забыли кидать кубик проклятья, когда бьем мумию. В итоге ребятам дополнение показалось скучноватым. Тем не менее партия выдалась напряженной, и победителя определили только по ценности артефакта.
Итого всего лишь 22 партии в 19 игр. Не много, но нужно было уехать пораньше.
Кэмп стал намного лучше. Удобное место проведения, просторный зал, наличие интернета, проще найти компанию для игр. Но к сожалению, не удалось попробовать некоторые игры которые заинтересовали раньше. Как оказалось, во многих играх на английском просто не было распечатанных правил на русском. Как сказал владелец одной из таких игр: "А зачем, если там правила всего на пару страниц?". Наверное затем, что не все изучали английский язык или владеют им в достаточной мере для перевода. В следующий раз придется заранее распечатывать и привозить правила того, во что планирую сыграть.
А как игрок в Маракайбо, не качая планшет, смог прокачать треки влияния? Чтобы эффективно войну использовать, нужно открыть возможность на планшете. И без карт тут не обойдешься.
А что за дуэльный вариант Одина? Забыли викингов для других игроков?
Именно. Плюс планшетов игроков было только два.
Это ж надо было так заморочиться: вытащить из коробки планшеты и миплов!
>Как оказалось, во многих играх на английском просто не было распечатанных правил на русском. Как сказал владелец одной из таких игр: "А зачем, если там правила всего на пару страниц?"
И этот человек абсолютно прав. Не очень понимаю, откуда вообще было ожидание увидеть в коробках распечатанный перевод правил
Тоже немношк сгорел с этой фигни) Причем сам же сказал что есть интернеты - залезть на тесеру проблем никаких.
Ну раз люди не первый раз на кэмп ездят, то логично было предположить, что они подумают о новичках, которые не владеют английским. Тем более на предыдущем кэмпе были проблемы с интернетом. А так создается ощущение деления на опытных настольшиков, играющих в редкие иностранные игры, и новичков, раскладывающих всем известные локализации.
А разве не так? )
Я вообще думаю, если человек хочет поиграть в игру, то это уже его траблы, как найти людей, найти правила на русском яз или вообще знать правила игры, хорошо что на кемпе обладатели коробок их возят и ещё объясняют правила
"Освобождение рабочих должно быть делом самих рабочих"
Может быть было бы круто побольше гейммастеров пригласить, но готовы ли люди к доп затратам
Новички, не владеющие английским, должны быть готовы либо выучить английский, либо перестать быть новичками до того, как играть в зарубежные коробки
Нафига? Проще возмущаться, что "в коробку не вложили распечатку правил на русском языке". Я помню как отзыв американца об Эссене читал. Суть была в том, что "сама выставка неплохая, но то что в магазинах не понимают по-английски и не принимают доллары - это ужас."
"Для игры за такие деньги" - какие деньги? Два косаря за игру с двуслойными планшетами, большим игровым полем и приличной кучкой пластика - "такие деньги"? Серьезно?)) Акватика в базе - гонка. Доп добавляет больше шансов для игры "в длинную", но и база - отличная игра. Санторини, к слову - игра за в полтора-два раза бОльшие деньги, и партии там втрое короче)
Быстрые игры - это на подобии Взрывных котят или Орифлама. Они и стоят раза в два дешевле, и места занимают куда меньше. Но кода видишь такую большую коробку с красивыми компонентами, то ждешь что партия займет хотя бы час времени. А в итоге игра раскладывается дольше чем играется.
Хадару как 7 Чудес на минималках, видимо можно считать более семейной игрой в сравнении с Чудесами и менее стратегической. Или в ней есть что-то неподхлдящее для того, чтобы считаться семейной?
Хадару вполне можно рекомендовать, как семейную игру. Правила не сложные, сложного подсчета там нету, каких то замороченных комбинаций тоже. Так что с новичками или детьми вполне можно играть.
А какая игра показалась более глубокой или разнообразной - Тропы Туканы или Хадара, или более интересной? С Кроликами их видимо не сравнить, Кролики подлиннее и посложнее.
Это вопрос из серии, что вкуснее: сладкое или теплое. С детьми скорее интереснее Тропы играть. Они попроще и даунтайм там минимален. Но разнообразия и там, и там достаточно.
Обе берите, благо цена позволяет и гики сядут играть в них