Оценка пользователей
8.6945
Оценить:
-

24 старых новых игр в 2024

время: 14 января 2025 место: Берлин

Мой любимый из чреды зимних праздников — старый новый год, после которого год окончательно начинается и становится не таким уж новым. Почему бы, в таком случае, не подвести итоги 2024 года с учётом сыгранного ещё и в новогодние праздники? 

 

 

Но прежде чем определять лучшие игры прошлого года, я решил определить что за игры я оцениваю и по каким критериям. В одном из новых старых постов на Тесере возник спор (или я его спровоцировал?) о том, что такое евро-игры сегодня. Мой тезис-провокация состоит в том, что термин «евро» устарел и нам нужна новая категоризация игр.

 

Чтобы мои аргументы были более убедительными, я решил провести небольшое исследование, начав с анализа топ-100 лучших игр по версии бгг и системы категорий самого сайта Board Game Geek.

 

Сайт бгг был сделан американскими поклонниками евро-игр, однако сайт давно отошёл от понятий евро и амери, сейчас сами пользователи голосуют к какой из категорий отнести ту или иную игру. Основные категории следующие:

— Абстракты (и старые игры, которые по сегодняшним стандартам нам кажутся таковыми)

— Кастомизируемые игры (коллекционные карточные игры и т.п.)

— Тематические игры (с упором на нарратив, а также игры, которые раньше называли амери?)

— Семейные игры

— Детские игры

— Игры для вечеринок

— Стратегические игры (то, что раньше называли евро, но не семейные?)

— Варгеймы

 

Подавляющее большинство из топ-100 игр на бгг относятся либо к стратегически, либо к тематическим играм. Есть среди топ-100 также по паре семейных игр, варгеймов и коллекционных карточных игр.

 

Одна игра может относиться сразу к нескольким категориям, например, Everdell — это семейная стратегическая игра, а «Мрачная гавань», на данный момент занимающая 4-е место среди лучших игр, занимает 2-е место среди тематических игр и 4-е среди стратегических. То есть, по мнению пользователей Board Game Geek, является тематической стратегической игрой. Если предположить, что ярлык стратегия это как бы евро, а тематические игры — это типа амери, то можно ли сделать вывод, что согласно бгг, «Мрачная гавань» — одна из лучших современных игр и среди т.н. евро и среди т.н. амери?

 

Но проблема в том, что почти все игры из топа бгг в том или ином виде — евро. Это евро-варгеймы, евро-приключения, евро-экономические стратегии и т.д. Стоит признать, что немецкая школа гейм-дизайна, которая позже стала называться европейской, просто задала новые стандарты для игровых механик и повлияла на все остальные школы, породив как таковые современные настолки. И сегодня получается все популярные настольные игры в той или иной мере евро. Например, Twiligt Imperium 4 я бы охарактеризовал  как многопользовательский 4Х стратегический евро-варгейм в сеттинге научной фантастики (с ключевой механикой выбора роли и следованию ей, взятой из классики «евро» — «Пуэрто-Рико»).

 

Поэтому для меня, что Тесера, что бгг — скорее сайты и коммьюнити любителей евро-настолок, просто разных. В таком случае почему бы просто не называть это настольными играми, отбросив европейскую приставку?

 

Однако нам нужны категории, чтобы понимать какие типы и жанры игр нам нравятся и нет, особенно когда игр становится всё больше! Давайте посмотрим на разные способы систематизации игр. Итак, сайт бгг предлагает теги: помимо основных, перечисленных выше, это механики, например, колодострой или размещение рабочих. Это темы или сеттинги игр: исторические, фэнтези, транспорт и так далее. Помимо этого игры на сайте можно делить по уровню сложности или минимальному возрасту вхождения в игру. Ну и, наконец, по количеству игроков, рекомендованных для партии. Последний инструмент — это относительное нововведение, список рекомендаций под каждой игрой, алгоритмом, позаимствованным с кино-сайта imdb.

 

 

На основании всех этих категорий я начал анализировать топ-100 игр, отмечая в таблице основной тег (стратегия, тематическая игра, варгейм…), сеттинг, уровень сложности. Кроме того здесь я предлагаю новый способ категоризации — взаимодействие между игроками: конфронтационные игры (с прямым взаимодействием игроков), соревновательные игры (с непрямым взаимодействием между ними), кооперативные игры (и соло, то есть игры против игры или алгоритма). Часть игр находятся посередине или попадают сразу в несколько категорий: полукооперативы (например, «Рыцарь-маг», где даже в кооперативном режиме игроки заняты своими делами и лишь в конце должны вместе захватить замок) и соревновательные игры с элементом конфронтации, например, Брасс, где можно зажать соперников в углу, перестроить их здания или ещё как-то унизить.

 

Итак, моё первое предложение, категоризировать современные настольные (евро)игры по типу взаимодействия. Например, мне не нравятся кооперативы, заходят некоторые полукооперативы. Я больше всего люблю соревновательные игры. И иногда готов играть в конфликтные игры, но не с женой, а в другой игровой ячейке более агрессивных альфа-настольщиков.

 

Окей, но среди соревновательных (стратегических) или кооперативных есть очень разные игры и поджанры. Поэтому я предлагаю подумать и о более детальном дроблении на основе рекомендаций (работающих по принципу «что понравилось другим игрокам, которым понравилась эта игра»). 

 

Рекомендации позволяет создавать схемы — облака игр, сгруппированные по принципу «если вам понравилась эта игра, то и эти тоже могут вам зайти». Следуя этой логике и моему собственному опыту (ибо я часто не согласен с тем, какие рекомендации даёт бгг) я нарисовал первую схему, ментальную карту евро-игр, сгруппировав настолки из топ-100 бгг (и около).

 

 

Пока это просто набросок, однако сгруппировав популярные игры, возможно придумать основным группам названия, которые позволили бы точнее определять вкусы и рекомендовать игры. Во-первых, я выделил пограничные территории, которые пока можно отбросить: 

 

— семейные, детские и образовательные игры

— карточные коллекционные игры

— варгеймы с миниатюрами

— настольно-ролевые игры

— игры для вечеринок и бизнес-тренингов

— детективные игры?

 

Далее я постарался выделить подгруппы игр, например, конфликтные игры я разделил на две подкатегории: исторические (евро)варгеймы и фэнтезийные+научно фантастические конфликтные игры. Выделил гибридные игры, в которых есть элемент прямого взаимодействия, однако он не является ключевым, например, «Дюна. Империя» или «Серп». Среди соревновательных (евро)игр я выделил экономические/транспортные/военные тематические игры-симуляторы, например, «Брасс Ланкашир», «Гегемония» и Pax Pamir — эта категория явно близка историческим варгеймам, однако тут меньше прямого взаимодействия, но фокус сделан на тематическом симуляторе экономики, политики. Глубокие хардкорные игры, куда я отнёс помимо Проекта «Гайя» и «Плотины» — «Брасс Бирмингем», отличиющийся от прародителя большими механическими ухищрениями и усложнениями.

 

Наконец, я выделил в две отдельные категории игры, которые мне лично не очень нравятся. Первая — это более лёгкие семейные игры, например, Cascadia и «Крылья». Вторая — тактические игры средней сложности — «Марс», «Арк Нова» и «Арнак». Чем Terraforming Mars принципиально отличается от «Брасса» и так ли сильно отличаются «Брассы», чтобы их аж разносить по разным подкатегориям — вопрос открытый.    

 

Пока это только набросок, и мне было бы интересно узнать ваше мнение относительно того, имеет ли всё это смысл или нет? В качестве игры-задания, я предлагаю вам тоже нарисовать схему, сгруппировав игры по каким-то важным для вас признакам, а после постараться дать названия этим категориям. А теперь переходим к основной части — старым и новым лучшим (субъективно) играм 2024 года.

 

Филлеры, карточные и компанейские игры

 

Мы сыграли в кучу классных карточных игр-филлеров, выбрав самые любимые. Начну сразу победителя в категории:

 

1. Faraway с допом.

 

 

В базовую игру мы наиграли прилично партий уже в 2023, что позволило поставить коробку на второе место среди любимых карточных филлеров всех времён. В этом году в Эссене прикупил мини-дополнение с новыми интересными карточками, которые оживили игру. Темы в игре немного, но оформление приятное. Главное же — геймлей и финальный скоринг задом наперёд.

 

2. Там же в Эссене я приобрёл новую игру от того же французского издательства под названием Castle Combo. Игра тоже очень понравилась, в частности, в ней очень приятно интегрирована тема, которой мне не хватало в Faraway. Впрочем, в «Комбо» мы не сыграли даже близко столько же партий, так что с механической точки зрения, игра несколько слабее и не факт, что вошла бы в список самых любимых карточных игр. Но игра всё равно очень приятная и заслуживающая внимания.

 

 

3 и 4. Карточная компанейская кооперативная игра года в нашей семье — Belratti, вставшая в один ряд с ещё одной игрой, посвящённой вопросу оригинальности и подделок в современном искусстве Fake Artist goes to New York (на основе которой я даже проводил ролевую игру про художника-самозванца, едущего на «Документу», главную мировую выставку современного искусства). «Белратти» играется очень неплохо даже на троих, но идеальный состав 4+. Об этой игре я готовлю отдельный видеообзор, в котором расскажу обо всём подробнее. И Belratti, и Fake Artist всячески рекомендую — как ценителям современного искусства, так и любителям компанейских игр с ассоциациями.

 

5. Лучшая соло-игра — Naturopolis. Я очень ценю в играх лаконичность и минимализм. Не люблю все эти горы компоненетов и часовые сетапы. Поэтому мне очень нравится когда при минимуме компонентов и с простыми правилами мы получаем глубину и высокую реиграбельность. «Натурополис» в этом смысле идеальная игра, состоящая всего из 18 двухсторонних карточек, с одной стороны которых различные задания (критерии скоринга и одновременно необходимое количество очков, нужных для выигрыша, в каждой партии используются только три), с другой — по четыре фрагмента ландшафта. Из карт надо составлять ландшафт местности (в этой третьей части серии на природе) дабы набрать нужное для победы количество очков.

 

Детские игры

 

6 и 7. Дочка подросла до того, чтобы играть с ней во что-то интересное и нам с женой. На Новый год подарили ей Stone Age Junior — детская версия классического уже «Каменного века», в которой надо собирать и менять ресурсы из которых затем нужно первой построить три хижины; а также кооперативную игру про Хитрого лиса, похитителя пирогов. Мы с женой не любим коопы и детективные игры, но игра про лиса-прохвоста покорила наши сердца. Для дочки она переплюнула даже «Белратти» (в котором мы тоже вместе играем против игры в лице прохвоста, там — крыса, тут — лисы), став на данный момент её и нашей с женой любимой детской игрой, которую я всячески рекомендую для игры с детьми 4-6 лет ( «Белратти», к слову, от 10 лет, но наша дочка четырёх с половиной лет очень быстро поняла правила).

 

 

8. Point Salad — прекрасная лёгкая игра, которую можно назвать и детской, и естественно карточной и даже компанейской, так как играть в неё можно вшестером. Добавил её в этот список только сегодня, так как дочка заставила сделать паузу в финальном редактировании статьи и сыграть с ней (и её плюшевой кошкой) в него.

 

Семейные игры

 

9. Сыграли часть кампании в Робина Гуда. Во-первых, расстроило качество перевода и редактуры на русском, что мешало вхождению в игру. Сама игра конечно занятная, но нам с женой показалась слишком уж простой, лишённой каких-то интересных решений. С детьми наверное было бы интересно пройти, но нам хватило ~5 партий, дальше было решено вернуть коробку другу, благо покупать и тащить её из России нам самим не пришлось. 

 

10. Сыграли в новое издание El Grande. Старое оформление мне лично нравится больше, но новое в целом тоже ничего. Главное, что сама игра продолжает радовать — одна из лучших семейных игр с ареа-маджорити и блефом (наравне с Mission Red Planet), моей любимой мехникой в конфликтных настольных играх.

 

11. Неожиданно семейной игрой года у нас стала не совсем даже настольная игра в традиционном понимании — «Класк», эдакий домашний аэрохоккей, о котором я узнал на Berlin Brettspiel Con, о посещении которого у меня тоже есть видео на канале. Правила простые, но физика в игре такая приятная, а идея с штрафными магтитными фишками-паразитами дающая новое интересное измерение подобным играм — что в игру хотелось поначалу играть со всеми.

 

Конфликтные тематические игры

 

12. Ascention Tactics — игра, в которую можно играть соло, кооперативно, командами и в прямом соперничестве (конфликте) между игроками. В 2023 году я опробовал её только соло, но в прошлом уже смог поиграть на двоих и троих. Игра очень понравилась, в ней классно сделано многое: интересные сценарии, классный сплав механик, невысокая цена. В общем игра заслуживает внимания. Игра тянула на звание лучшей в этом году, но позже была отодвинута на второе место в номинации.

 

 

13. Крёстный отец 2 — Cyberpunk 2077. Я не то, чтобы большой фанат игр Ланга, но во всех них есть что-то занятное. Моей любой из его игр остаётся как ни странно «Крёстный отец». Во-первых, мне ближе тема. Во-вторых, игра быстрее и динамичнее остальных его игр. Насколько я понял, «Киберпанк» делался хоть и не самим Лангом, но при его участии. Игры очень похожи по духу и ряду механик. Мы выставляем наших чуваков на карту города, получая дань, двигаем оппонентов, нанимаем новых чуваков, выполняем поручения (собирая сеты). Странно, что никто пока не сделал подобной игры по мотивам «Слова пацана» — две фракции из дополнения к «Киберпанку», базирующиеся за пределами города — это прямо таки Любера и ждановские в Москве, описанные в книге (в сериале про них вроде бы ничего не было). При том, что «Крёстный отец» тематически и эстетически мне ближе, «Киберпанк» после первой партии понравился больше, при случае обязательно сыграю ещё (хорошо бы и в видеоигру сыграть, чтобы лучше прочувствовать тему).        

 

14. Осенью мне наконец удалось сыграть в «Гегемонию», названную многими лучшей игрой 2023 года. Игра очевидно заслужившая внимание и весь хайп. Однако единственная сыгранная партия выявила те же проблемы, что и у «Корней» — высокий порог вхождения, для полноценной игры нужны четыре игрока, которые знают не только как играть за свою, но и за все остальные фракции. В результате отдельно игра за конкретный класс вроде бы даже не то, чтобы очень глубокая и сложная, но всё вместе получается в 4 раза сложнее — потому что надо пытаться понять хотя бы примерно что делают другие игроки. При случае поиграл бы ещё, но был бы рад, если бы игра была менее асимметричной и от этого более доступной и гибкой.

 

 

15. Лучшей же конфликтной тематической игрой для меня стали «Арки». Мне очень понравилось то, насколько доступна и легка в основении базовая игра, в которой механика взяток (trick-taking) является по сути выбором и следованием роли, одной из любимых механик, но имеющяя здесь гораздо более интересное и необычное исполнение. Мне очень нравится механика амбиций — объявления критерия скоринга для текущего раунда с потерей инициативы. «Арки» дают похожие эпичные впечателния как другие большие евро-варгеймы (в космосе и чуваками на карте), но в более доступном и современном формате. После базы мы освоили асимметричные роли и абилки из мини-допа. А потом сыграли первые две из трёх партий (или актов) в кампанию, которая пока оставила неоднозначные впечатления. С одной стороны, тут есть история, асимметрия, необычные механические и тематические повороты. С другой стороны, игра становится значительно более сложной и требовательной. Например, большую часть первого акта кампании мы вообще не понимали, что происходит и что надо делать (и это после 4 партий в базу), а сессия с разбором правил заняла 8 часов. То есть освоение правил кампании даже после нескольких партий в базу потребовало больше усилий, чем освоение самой базы. Так что моя рекомендация — обязательно попробовать базу, и уже при наличии интереса, а главное устойчивой игровой ячейки — покупать кампанию-дополнение.

 

 

Соревновательные стратегические игры

 

16. Брали много игр в библиотеках: помимо карточных филлеров и детских игр, отыскал игру, за которой давно гонялся, но которая стоит слишком дорого в магазинах — Low Lands. Игра занятная, в которой есть кооперативный элемент, напомнивший «Труа». Игра занятная, по сути языконезависимая, но нескольких партий было достаточно, чтобы понять, что в коллекции ей места не найдётся. Тем не менее игра, заслуживающая внимания.

 

17. Rats of Wistar, очень люблю игры итальянцев. Тут вроде бы всё на месте: наконец, интересная хорошо интегрированная тема, исследование локаций, многочисленные комбо, мидкор. Однако есть у игры и проблемы: на карточках слишком много символов, и не все они указаны в правилах или разбросаны по разным страницам. В целом не хватает памяток по символам и фазам раунда (в частности подготовки к раунду, даже во время третьей партии приходилось всё время лазить и сверяться с правилами). Вероятно проблема ещё и с тем, что у нас игра на немецком, которым я пока только начинаю овладевать. Однако кажется проблема не только с этим. Кроме того, немного раздражает колесо, которое надо каждый раз раскручивать (храню отвёртку в коробке с игрой) и на котором есть очень нужные и достаточно бестолковые действия, в результате подрезать друг друга можно достаточно больно, что не очень вписывается в дух данной игры. В общем хотел бы полюбить эту игру, но, к сожалению, она не зацепила так, как, скажем «Отель» или «Цолькин». Но, поскольку игру подарили на др, расставаться с ней пока не планирую, дадим ей ещё пару шансов в этом году.

 

18. Ещё одна игра с центральной механикой колодостроя, к которой приделано поле — «Кланк Катакомбы». Я не играл в прошлые версии, давно мечтаю сыграть в легаси-кампанию, но пока вот приобрели эту версию, которую сильно хвалят на бгг. В целом игра классная, но понравилась меньше, чем Ascention Tactics, впрочем она и попроще и вообще про другое, так что может и не стоило сравнивать. Мне нравится исследование локаций и само по себе модульное поле, нравятся разные механики, которые (судя по обзорам) перекочевали из легаси игры. Судя по обзорам — это лучшая и самая реиграбельная версия обычного «Кланка». Но те, кто играли в легаси Кланк всё же отмечают, что механики тут те же, но без кампании это всё равно не то. Так что ждём перевод на русский легаси, а пока играем в «Катакомбы».

 

19. Endeaver. Deep Sea уважаемые мной обзорщики назвали лучшей игрой года, поэтому ожидания были повышенные. Я играл когда-то в прошлую версию игры о колонизации и империализме, которая вроде бы оставила приятные ощущения. Сначала прошёл мимо, но после многочисленных позитивных отзывов решили приобрести коробку, которая внезапно появилась в одном из немецких онлайн магазинов. Игра является эталоном современного продакшена: нет плёнки, карты упакованы в переработанный картон, органайзеры не из пластика, а тоже из прессованного картона, но главное сама тема! Как же ловко разработчики смогли перекроить своё детище под запросы современных игроков — вроде механики те же, но вместо экспансии и империализма, мы исследуем мировой океан, ничего из него не добывая материального, пишем научные статьи и восстанавливаем экологический баланс. 

 

 

Понравилось, что в игре есть сценарии (почти кампания), а это нам в стратегических играх очень нравится. Это придаёт глубину теме, плавнее вводит в игру, увеличивает реиграбельность. Понравилось оформление, исследование океана, сценарии. Игра протекает очень быстро, правила простые. Однако после трёх сыгранных сценариев есть ощущение, что игре не хватает глубины (что конечно смешно, ибо именно изучению глубин мирового океана она и посвящена). В ней есть много похожего на «Кланк. Катакомбы» — мы спускаемся на глубину, исследует модульное поле, на котором есть разные локации, с разными механиками получения очков. Однако в Кланке исследование выглядит более интересным и скоринг очков тоже более занятный. Правда тут есть сценарии и притягательная тема, которая особенно понравится поклонникам современных хитов — «Арк Новы», Earth, Cascadia и т.п.

 

Ещё мы все любим комбо, однако в последней партии это перешло все границы — более прокаченные работники могут давать до трёх действий, каждое из которых в сочетании с другими факторами (например, эффектами глубинных фрагментов игрового поля-океана) может запускать цепочки действий. В результате ход может состоять из 6 или 7 дейстивий и занимать очень много времени. В конце игры я уже забывал что было сделано, что нет — всё тот же это ход или нет. Не говоря уже о том, что жена в это время просто сидела и скучала. В общем первые впечатления от игры немного противоречивые. Хочется сыграть остальные 7 сценариев, чтобы поставить окончательную оценку, но при всех плюсах и интересных моментах, на игру года она пока в моих глазах не тянет.

 

20. И переходим к двум последним играм. Во-первых, это «Герои», которым я уже посвятил отдельный обзор. Вроде бы в игре есть прямой конфликт, однако сражения в ней происходят так редко, что она местами больше походит на соло-игру с элементами соревнования. Сначала я был уверен, что эту игру я назову игрой года. Однако сыграв за все фракции по одному-два раза я немного поостыл — и не только потому, что маркеры окончательно сдохли и перестали писать. Всё же, игре чего-то не хватает. Но, тем не менее, для меня «Герои» — открытие и самая инновационная игра года. Инновация заключается в том, что эта игра фактически предлагает новый тип серьёзных стратегических игр, в которые можно сыграть где угодно, что важно — даже без стола. Я очень надеюсь, что авторам и издателю игры удастся её допилить, добавить соло-режим, добавить реиграбельности и да, положить нормальные маркеры — и с этим покорить мировых настольщиков и попасть в топ-100 бгг : )

 

 

21. И, наконец, лучшая, на наш взгляд, соревновательная стратегическая игра года — Phoenix New Horizon. Игра про пост-апокалипсис, купленная в Эссене. В ней много того, что мне очень понравилось: классное оформление, паразитическая экономика в духе Брасса (здесь мы имеем регенараторы, которые позволяют строить здания рядом с ними — и сами здания, условно трёх типов) и главное — супер-интересная механика размещения рабочих. Да, кажется, что цели в игре немного скучноватые, в ней нет кампании (как в Revive), нет сценариев как в Endeaver: Dea Sea, нет транспортной инфраструктуры как Брассе. Нет даже асимметричных ролей. Однако поле с прокачкой рабочих, толкотня на общем поле и улучшение своего планшета — создают поле для действительно интересных решений, которых не хватает другим перечисленным в этом разделе играм. Я готовлю о ней обзор, в котором надеюсь рассказать о ней подробнее.

 

 

Три игры, которые я предзаказал и пока так и не получил в прошлом году

 

22. Gloomhaven Bugs and Buttons — заказал себе ещё в августе на др, но онлайн-магазин до сих пор не может доставить. Взял себе промку в Эссене и жду, когда смогу сыграть в эту игру, от которой жду многого. Я обожаю тактические рпг с пошаговыми боями, «Мрачная гавань» — одна из самых любимых игр. По сути, эта игра похоже что делает нечто подобное, что и «Герои» — переносит машстабную стратегию в карманный формат. При этом это версия «Мрачной гавани» — соло-игра, а именно этого мне и не хватило в «Героях».   

 

23. Nucleum — взял в довесок по скидке с карманной «Мрачной гаванью», однако из-за первой игры, эту мне пока тоже так и не доставили. Игру некоторые хвалят, некоторые аккуратно ругают. Посмотрим, ожиданий поменьше, но нравится, что география игрового поля — это места, в которых я частенько бываю — чуть южнее от Берлина, в Саксонии.

 

24. И, наконец, ещё одна игра отечественного разработчка — «Индустрия. Дуэль» от Вани Лашина. Прошлая версия игры мне очень понравилась как механически, так и с точки зрения темы и оформления. Но проблемой оказалась реиграбельность, достаточно быстро игра нам наскучила и была продана. Здесь же есть разные поля, сценарии и, кажется, даже кампания. В общем игру очень жду.

 

P.S. Видеоигры

 

Моя любовь к настолками давно затмила интерес к видеоиграм, однако эти два интереса начинают всё чаще пересекаться. Взять хотя бы историю со Slay the Spire — видео-колодострое, то есть видео-настолке, которая на волне популярности становится обычной настолкой, при этом, говорят, очень хорошей.

 

2024 стал для меня годом Nintendo 3DS, которую «Нинтендо» отправили недавно на пенсию, тем самым открыв дорогу для развития нового хоумбрю коммьюнити. Теперь легче чем когда либо 3дс-ку можно прошить самому(ой) и загрузить на неё не только фанатские приложения, но и игры с самых разных консолей, в том числе Gameboy, DS и даже Virtual Boy (ведь 3DS позволяет показывать игры в 3D).

 

Моей самой любой консолью всех времён остаётся Nintendo DS — которая предвосхитила во многом идею тач-скрин гейминга, ставшего популярным на смартфонах. На DS вышло огромное количество очень интересных стратегических, ролевых и детективных игр, например, Advance Wars: Dual Strike, The World Ends with You, Ghost Trick: Phantom Detective, Hotel Dusk: Room 215, Phoenix Wright Ace Attorney — и много ещё революционных в своих жанрах играх, которые очень круто работали на двух экранах, чем-то близких по духу настолкам (в противовес кино-играм, доминировавшим в то время в области домашних консолей).

 

Одна игра из вишлиста, до которой я так и не добрался в эпоху DS — была спин-оффом «Героев меча и магии» под названием Heroes of Might and Magic: Clash of Heroes. И так вышло, что в конце 2024 года, на волне повышенного интереса к старым добрым «Героям» — я наконец сыграл в (и прошёл) эту игру сразу и на Switch’е, и на 3DS. При том, что механически и сюжетно это практически одна и та же игра, в новом издании всё перерисовано заново, настроен лучший баланс и, что очень важно, — добавлен режим игры pvp на одном устройстве! Всё это делает новую версию гораздо более привлекательной и доступной, так как выходила она на множестве консолей, в «Стиме» и даже кажется на мобильных телефонах.

 

 

Сама же игра является очень интересным переосмыслением жанра. Подавляющее большинство следуют формуле классических пошаговых тактических рпг, перечислять которые не хватит пальцев на руках и ногах. Сами классические «Герои» тоже стали прародителями поджанра. При этом данный спин-офф, оригинально вышедший на дс — это интересный сплав аля крестики-нолики соедини три в линию около тетрисный пазл с битвой против другого героя.

 

Играя в эту игру мы с женой не раз обсуждали как эту механику можно было бы перенести в настольный формат. Если коротко, мы имеем два поля соперников 6 на 8 клеток (изначально размещённых как раз на двух экранах дс — один против другого). В ход ты имеешь три действия, одним из них ты можешь переставить крайнего юнита из одного ряда в другой. Можешь убрать одного юнита (или фрагмент стены), при этом не обязательно крайнего в ряду. Или призвать подкрепление (в рандомном порядке вылетает определённое количество юнитов).

 

Если юниты собираются в столбец из трёх юнитов — они определяют боевое построение (как «Баталии» Книции), готовое через определённое количество ходов к атаке. Если же юниты собираются по горизонтали (в три или более) — они возводят из себя стену, принимающую на себя атаку соперника. Есть большие и огромные юниты, которые заряжаются базовыми. У каждого юнита свои абилки, а у построения свои показатели. Есть возможность делать комбо, получая дополнительные действия в ход. Есть артефакты, есть прокачка как самого героя, так и каждого юнита. Есть разные фракции со своими способностями.

 

 

У игры очень приятный и не совсем избитый сюжет (за исключением финальной развязки), приятная отрисовка, сайд-квесты и главное — очень аддиктивный геймплей. Мне удивительно, что у игры нет никаких продолжений, быть может дойдут руки и в этом году я попробую сделать прототип настольной игры с подобной механикой.

 

На этом всё, хорошего года!
Подписывайтесь на мои каналы в Ютубе и Телеграме

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
KittenLS написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Евро не евро, да мы все идём в сторону евро во всех играх если говорить что там появляются механики с нормальными просчитываемыми цифрами. Поиграл в древний ужас и понял на сколько её легко можно было бы исправить добавив пару нормальных евро механик. Но я бы наверно тот же глум оставил амери ведь это просто жанр позаимствовал что то хорошее из другого но остался при этом самим собой как был амери так и есть. Просто стало сложнее различать жанры и кому то принимать что теперь современные игры без математики скучны становятся. Да даже мафия эволюционирует в кровь на башне добавляя туда связки а по сути комбинаторику. Суть в том что с числами игра гораздо интересней будь то амери или евро что доказывает топ бгг в котором по сути уже далеко не гиковские игры зачастую.

Siar написал полмесяца назад: #

>Поиграл в древний ужас и понял на сколько её легко можно было бы исправить добавив пару нормальных евро механик

))) Что ни слово, то перл

LittleBigPlanet написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Заинтриговали. Какими евро механиками можно разбавить "Древний Ужас"?

VDmitry написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Выбор ролей?
Поинт-салад?
Аукцион?
...

Avalanch написал полмесяца назад: #

Ну что же вы! Это ведь очевидно - выставление рабочих!

KittenLS написал 12 дней назад: # скрыть ответы

Карточную связку событий, боевка от ФС была бы тут офигенна. Колоду каждому герою с действиями на ней по типу мейдж кнайта. Карты как в глуме чтобы не куча всего с рандомным эффектом а чем то полезным. Прокачку по уровням внутри сценария более универсальных героев. Скрытые цели чтобы кооператив был без Альфы. Дальше не буду продолжать игра боль особенно когда ты читаешь бессвязные энкаунтеры с бессмысленной подготовкой к ним и просто принятием результата выбор без выбора игра играет тобой.

Siar написал 12 дней назад: #

То есть хотите превратить в Древний ужас в то чем он никогда и не пытался быть)))

Вообще вы странным образом зацикливаетесь (уже не первый год подобное пишете) на ДУ. Как насчет добавить нормальных евро механик Ужасам Аркхэма, Немезиде, Fortune & Glory, Tales of Arabian Nights? А то сплошной рандом и бессвязные энкаунтеры, ну как так можно

KittenLS написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Endeavor и не может быть игрой года это такой своеобразный Арнак. играется легко хорошо в конце многовато просчёта конечно, особенно когда рассчитывал всю игру как в начале играть легко и понятно). Но она всё больше нравится от партии к партии. Да там нет супер механик или что то нового, но игра хорошая быстрая в меру разнообразная, особенно с мини допами которые там есть.

makemake написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Апдейт после 8 партий (сценариев).

Повысил оценку на полбалла. Сценарии в основной массе действительно интересные, и хочется играть ещё. Есть неровности, например, 8-й очень плохо смастабирован на двоих (в сегодняшней партии мы не успели активировать ни одной цели, и набрали оба всего по 4 очка, кроме тех, что на самом планшете; в итоге вышла практически сухая, хаха, сухая, ничья -- 35/35). Но несколько партий были прямо очень интересными (и совсем не сухими и результативными).

Нам с женой в Эндовере не хватает более, как говорят, хрустящего (crunchy) геймплея, но некоторая простота действий для многих может быть скорее плюсом. Впрочем это только в начале, в последних паре раундов, когда движок уже начинает работать по-полной (не всегда это правда происходит) бывает приходится думать и считать очень долго.

Эх, если бы у игр Пфистера был такой продакшн (оформление, интеграция и програботка темы)! В Маракайбо или КлаудЭйдже! Кстати про Пфистера, смотрел свои прошлые обзоры, где, в частности, ругал CloudAge, дескать там тема дурацкая. Уже не помню, возможно в прошлом году мы эту игру таки купили и поиграли. Был рад, что ряд моментов в теме они поменяли (критика работает!). И в целом игра-то классная, оформление (не считая планшетов игроков) прямо очень хорошее, сюжет норм. В общем игра оказалась хорошая, зря ругал за одёжку. Каюсь. Но всё же, эх если бы...

KittenLS написал 12 дней назад: #

Тут согласен пфистеру бы всё это))

Da2dy написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Специфическая подборка, особенно удивили сравнения Кланка и Асешн Тактикс ну и Гегемонии с Корнями...про копания в терминах евро и амери вообще молчу. Настольный мир давно уже состоит не из черного белого, да и игр гибридов хватает.

makemake написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Кланк и Асеншн два свежих колодостроя, как минимум то, как реализована эта часть двух игр можно сравнить. Гегемония и Рут -- две самых известных (евро? гибридных? тематических стратегических?) игры с асимметричными фракциями и очень похожей темой (противостояние разных идеологий и классов общества), у меня на канале в Тг я подробнее об этом писал (заодно сравнивая их с Пакс Памир и Арками). Про последнее согласен, конечно гибриды, всё перемешано, поэтому и посвятил этому часть поста: ощущение по комментам и постам, что люди на Тесере до сих пор мыслят этими старыми категориями. И мне было важно деконструировать их и предложить варианты систематизации игр, которые были бы адекватны времени. Вот ниже igelkott написал пару интересных соображений, в частности, про архетипы игроков. Спасибо за комменты!

Da2dy написал полмесяца назад: #

Если использовать такую же логику механик для сравнения игр то конкурентом Асешену будут Звёздные империи, а Гегемонии война кольца, что в корне неверно. Все таки на игры надо смотреть чуть шире чем выделение какойто 1 механики...

igelkott написал полмесяца назад: #

По первой части, первое, что приходит в голову, начинать с общеигровой классификации Роже Кайуа (мы даже в какой-то момент игровой фестиваль собирались делать на её основе:). Следующий шаг — посмотреть на опыт премии по "архетипам игроков", не помню, как называлась премия, но была такая, могу поискать. И вот как раз такое применение, через премии и рекомендации, было бы интересно, но фактически это значит, что нужно создавать какой-то новый ресурс/сервис под это дело. Но если что, всегда рад пообсуждать всякое такое:)
А вот по рекомендациям и облакам — посмотрел у меня совсем не так игры связываеются, думаю, тут вообще какие-то ещё тригеры работают.

Elomethod написал полмесяца назад: #

Clash of Heroes с удовольствием прошел в университетские времена. Отличная игра. За Faraway и Castle Combo отдельный лайк, лучшие филлеры для меня за последнее время.

Еще лучше то, что благодаря эврикусу обе игры можно будет купить и у нас.

Arcs очень хочу, но из-за особенностей игровой ячейки вынужден ждать на русском языке.