Оценка пользователей
9.5645
Оценить:
-

10 игр старше 10 лет

время: 17 ноября 2025

Решил рассказать о 10 коробках из коллекции, которым больше 10 лет и каждый год они продолжают играться. 

 

Mage Knight 2011

 

 

Не могу промолчать про нее, но нового тоже из себя не выдавлю. Почти за 15 лет никто не смог придумать аналогов и конкурентов, даже редизайн в стиле Стар Трек не дотянул. В 2018 выпустили репак со всеми допами, а в 2026 к ней снова выходит дополнение, что говорит об 100%-ной актуальности даже со стороны издателя. Если бы в настолках велась статистика наигранного времени как в Steam, у меня в профиле горело бы более 1200 часов. Требуется ли другая реклама для такой игры? Ave, Влада Хватил. 

 

The New Era 2011

 

 

Звезда русскоязычных игроков из 2011 года и покоящаяся по сей день где-то ниже 2000-ого места в рейтинге на BGG. В нашем инфополе собирала лавры всех тогдашних «инфлюенсеров хобби», и возможно была бы популярнее не спотыкнись игроки об инфографику и невзрачное оформление в стиле постапокалипсис. «Последний вагон» данной тематики уезжал вместе с насыщением игрой «S.T.A.L.K.E.R Тени Чернобыля», фильмами «Я легенда» и «Дорога» и книгой «Метро 2033» вышедшими несколько лет назад.

 

Гимн функциональности и неудобству (для неофитов) – инфографика. Сложно идет обучение новичков, стрелочки и дистанции ломают мозг, но потом с приходом понимания, какой бы стороной не сидели бы к вам оппоненты, все эффекты и ресурсы видны и понятны. В игре с плотным взаимодействием жизненно необходимая фича.

 

Все «дети» Эры, шли путем снижения кризисности, основу за которую мы её полюбили. Начиная свой движок с горстки ресурсов и буквально 1-2 возможных действий, под конец партии мы трансформируем его в конвейеры по переработке десятков ресурсов в рамках десятка действий. Плюс замечательное правило трех (ограничение на количество сыгранных карт, сработавших эффектов приносящих ПО и т.д) не позволяет одной сильной картой вырваться по очкам ее обладателю. 

 

В Эре не получится, не глядя на оппонентов шлепать карты в своем «огороде». Игра богата на мирное и не очень взаимодействие. Успех ваших действий может зависеть от умело заключенных контрактов, а исход партии от вовремя подрезанной карты у оппонента на табло. 

 

Не скатывается в бесконечное шило-мыло и требует держать правильный темп, чтобы в нужный момент направить все свои усилия не в развитие движка, а в рывок по добыче необходимых для окончания партии победных очков. 

 

Абсолютно не требует никаких дополнений! Winter я в целом пропустил и при всей любви к Эре совершено не жалею об этом, у меня есть Ruins из которой использовал несколько раз небольшую часть карт. Пару раз задумывался заиметь фанатские фракции, но до сих пор не напечатал. 

 

Не теряет своей актуальности, но по ощущениям сейчас в неё подпольно (в смысле почти отсутствия отчетов) играет только Ksedih, «Олег об играх» в соло, и я :P (если вы играете в Эру дайте знать о себе в комментариях!). Каждый год не обрастает пылью и приятно играется в любом количественном составе.

  

Deus 2014

 

 

Если брать лучшие карточные игр всех времен, Deus буквально на полшага позади «The New Era» (а за ними Race for the Galaxy). Не такое жесткое взаимодействие, в основном в виде соперничества за локации на абстрактном поле (кто первый занял того и тапки), а самое изящное – возможность прокрутки колоды с прикрученными эффектами к сбросу в зависимости от «масти». Регулярно меняешь карты на что-то нужное и утираешь слезы отправляя хорошую карту взамен единички ресурса. 

 

Строим домики и активируем цепочку эффектов всех построенных зданий данного типа. Сбрасываем карты получаем больше ресурсов/карт. И всю партию чередуем сброс со строительством в зависимости от возможностей и желаний. Атомарные действия и минимальный даунтайм, частенько не успеваешь подумать, как нужно снова ходить. Партии тоже очень шустрые, с опытными игроками можно и за полчаса отстреляться. 

 

Обладает разнообразием стратегий, то нужно концентрироваться на контроле территорий и рубиться за деревни варваров, то сконцентрироваться на эффектах карт не думая о происходящем на поле, а иногда просто забить и конвертить ресурсы в ПО.

 

Все еще являюсь сторонником необязательности дополнения Египет, сыграл около 80% партий просто в базу. Но когда вам совсем надоест, можно заменять «масть» картами из допа, превращая Deus немного в другую игру на схожих механиках. 


  
Forbidden Stars 2015

 

 

Самый тяжеловес списка, игровой ренессанс которого произошел для меня в этом году. Очень сочное сочетание: Warhammer 40000 и FFG (когда они еще были крутыми). Проверенная механика приказов из Starcraft и богатая асимметричность с первых ходов. Все что нужно для вселенной, где есть место только войне! 

 

Знаменитое утверждение – «Можно проиграть на этапе расстановки», намекает насколько душная в плане ошибок игра.  Приходится много считать свои варианты, так и варианты действий противников. Добавьте элемент блефа на этапе планировании и насладитесь с полна процессом «покерного» чтения оппонентов и комбинаторикой. Прихожу к мнению, что в FS я как в никакой другой игре уделяю большую часть внимания к возможным ходам оппонентов.

 

Микро-декбилдинг с заменой базовых боевых карт на улучшения. Азартная боевка с кубами и нетривиальными эффектов карт позволяет приблизительно прикидывать исход боя, но случайность в приходе боевых карт и результатов бросков не перестает удивлять уникальным исходом таких стычек. За столь интересные бои приходится платить даунтаймом, но всегда интересно следить за происходящим. 

 

В борьбе за место на полках и коллекции Forbidden Stars вытеснил другие долгие мультиплееры такие как Starcraft, Runewars, Eclipse, Игру Престолов (все ушли на барахолку). И в целом по моей коллекции единственный конкурент по комплексности без учета варгеймов – это Опустошение слишком хорошое в соло и в целом совершенно про другое. 


 
Обязательная покупка для любителей вахи как вселенной и просто любителей хороших стратегий. Хочется отметить комьюнити на BGG, которое продолжает развивать идеи оригинала, добавляя новый контент и годами оттачивать его баланс, а у нас умельцев, которые переводят и изготавливают допы в близком к заводскому качестве.

     

Blood Bowl: Team Manager 2011

 

 

Позитивный мордобойный американский футбол. Автору удалось конденсировать саму идею Blood Bowl в понятную для широких масс игру. Сместился акцент с конкретного матча в сторону командного менеджера, но меня до сих пор удивляет насколько органично все вписалось и насколько хорошо игра позволяет влиться в тему. За игровую практику не было людей, которым прям не понравилась данная коробка. 

 

Каждый матч по своей сути набор различных улучшений команды, которые можно получить как просто за участие в этом матче, так и за победу. Ассиметричные стартовые колоды команд сразу задают стиль игры. Кто-то быстрый и юркий будет воровать мяч из любых позиций, а кому-то просто нравится калечить игроков на забаву кровожадным фанатам – местному эквиваленту победных очков. Самые жесткие игроки грубо жульничают, что может идти как во благо и приносит новых фанатов, так и сливать самые важные матчи. Механика толкания, если не ошибаюсь пришедшая почти в неизменном виде из старшего брата добавляет приятную дозу непредсказуемости. 

 

У FFG получилась маленькая понятная спортивная вселенная в коробке. Заигрывать до дыр никогда не получалось, но она всегда званный гость на столе. С налетом легкой белой зависти смотрю на владельцев двух допов к ней.  

 

Space Hulk: Ангел Смерти 2010

 

 

Единственная коробка за все время в хобби, которую я продал, пожалел и купил обратно. Удачнейшая идея засунуть большую игру в маленькую коробку до «Bugs & Buttons». Казалось бы, кооперативный симулятор нарезки тиранидских ушей в узких коридорах космического скитальца… а получился фильм ужасов, где огромные терминаторы, закованные в доспехи, боятся результатов на маленьком красном d6.   

 

Хорошо идет и как «подпивасный» кооперативный филлер и как соло на 30 минут.  Все лаконично и до гениальности просто: секторы обстрела, три базовых действия (смена позиции в построении, атака и положить жетон поддержки позволяющие перебрасывать броски), свойства десантников позволяющие продержаться на один раунд дольше в полностью беспросветной ситуации. Выбираем одну из трех карточек на отряд из двух десантников, разыгрываем их в порядке инициативы, покидываем кубы. Тиранидов которых не убили мы, пытаются загрызть нас, событие, спаунятся новые гады, повторять до полной зачистки всех локаций. 

 

«Ангел Смерти» может сгенерировать драматическую и остросюжетную картину с самопожертвованием, героизмом и превозмоганием на грани с безысходностью или заставить тлеть вашу пятую точку вместе со стулом, выкинув пять раз подряд на кубе «0» гарантируя себе гибель в первом же коридоре (как у меня произошло буквально вчера).

 

В целом получился азартный и красивый дизайн, но любителям все контролировать точно проходить мимо. Кому хочется микроданжкроулер по вахе 40к, при адекватное цене можно взять на барахолке (базы будет достаточно), но гонятся за «миллионы» рублей не рекомендую. 

 

Battle Line 2000

 

 

Один из многих шедевров Райнера Книция в оформлении GMT Games. Абстрактная битва в декорациях античных сражений на механике покерных комбинаций. 

 

Колода из 6 мастей со значениями от 1 до 10. Поле боя представлено 9 флагами, куда каждый игрок может сыграть 3 карты. Кто соберет сильнее комбинацию (или докажет преимущество своей комбинации) забирает флаг себе. Для победы требуется собрать 3 соседних флага или 5 флагов в любом месте поля.

 

Каждый ход играем по одной карте и тут же добираем руку новой картой. И уже это создало достаточно интересную игру, но Книция не был бы собой если бы не добавил колоду тактик, которая дополняет игру джокерами и эффектами способными нарушить базовую логику игры. Баланс количества карт отрядов и карт тактик на руке отдельное искусство. 

 

Когда флаг забран оппонентом, даже при наличии свободных слотов туда запрещено играть новые карты. Финальная стадия накаляет градус борьбы до предела, нужно внимательно считать все сыгранные карты и молиться богам, чтобы новая карта помогла закрыть незавершенные комбинации. Лаконичный и неглупый дизайн в филлере на 15 минут. З.Ы. выбирай трушное GMT оформление от многоуважаемых варгеймеров, шутка… или нет. 

 

Агрикола 2007

 

 

Классика Уве Розенберга по выставлению рабочих в сеттинге средневековой фермы. Уверенно заняло нишу семейных евро. Помню, что позднее все хвалили Каверну, что она во всем лучше Агриколы. Я не стал душить жабу и переплачивать за пещерную агриколу и ни разу не пожалел.

 

Простое и в меру кризисное евро. Выставляем рабочих, чтобы получать ресурсы, возможность выложить постройку или карты с руки. Каждые несколько ходов должны кормить наших рабочих, а с середины игры появляется возможность увеличить их количество. Развиваться нужно во всех направлениях умеренно и соблюдая баланс в количестве. 

 

При кажущейся однотипности целей, суровый таймер и большое количество направлений развития требуют хорошей адаптации к ситуации на поле. Движемся мы к одному и тому же, но возможности маневрировать всем игрокам хватает. Солидные по толщине колоды занятий и простых улучшений добавляют необходимое разнообразие для каждой партии. Еще ее можно раскладывать соло при желании размеренной игры.

 

Если у вас нет или никогда не было Агриколы, скорее всего вам она и не нужна. Для своего времени была хорошей игрой, сейчас уже одна из многих крепких игр. Грозит очередной кикстартерный бигбокс, а я буду дальше сидеть со своей первой редакцией все равно больше 5 партий в год не наиграю :P Здесь могла быть ваша реклама… Замки Бургундии о который вы и так помните по сработавшей маркетинговой схеме 20к-гейминг за старое коричневое евро в новых ярких тонах.

 

Nations 2013

 

 

Меня всегда завораживала идея игр Civilization, но только как идея. Я не оставлял попытки проникнутся жанром в PC версиях и настольных вариациях. Одним из лучших вариантов того времени были «Сквозь века» от автора моего любимого «Магорыцаря». «Сквозь века» гремели от самых уважаемых господ нашего хобби. Я всех внимательно выслушал и взял более легкую и быструю Nations :D

 

Все косвенные признаки цивы есть: разные эпохи, строительство чудес света, гражданские и военные технологии в виде карточек зданий и войск, максимально абстрактные войны и революции тоже в наличии, лидеры, менеджмент ресурсов и растущее население, которое нужно прокормить. Важно классические мемы цивилизации – а ля лучники античности против дредноутов ХХ-века присутствуют. 

 

Стоить упомянуть прикольную фишку – система гандикапа встроенную в игру. Меняет всего лишь количество ресурсов, получаемых в одну из фаз, но значительно усложняет или упрощает жизнь игрокам с разным опытом.

 

Последней попыткой избавится от Nations была Civilization: A New Dawn, но FFG уже была не FFG и силенок не хватило. В своей категории Nations стала слишком уважаемым для меня кандидатом, поэтому потребность в жанре закрыта с лихвой. 

 

Окошки 2014

 

 

Внезапно очень нетипичная для меня игра  – филлер авторства Юшиных, на базе японской игры «кой-кой», о которой я бы никогда не узнал. Карточная игра на специфические взятки: играем карту с руки одной из мастей, если она совпадает по цвету с картой в общем пуле, то можем забрать ее себе для сбора разноперых сетов, если нет совпадений она добавляется в пул. После чего играем одну карту с верха колоды с такой же логикой.

 

Собрав какую-либо из комбинаций, игрок может остановить раунд и получить очки, либо продолжить с надеждой собрать комбинацию сильнее и получить x2 модификатор для победных очков, правда если оппонент соберет комбинацию первее вас удвоенные очки уйдут к нему. Потом еще играется пять таких же раздач и по количество очков определяется победитель. Много удачи, чуточка блефа, быстрые партии и конечно же котички западающие прямо в сердечко. 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
ivan111 написал полтора часа назад: #

хорошая статья!

ожидание: играл в 75% игр
реальность: только в "Агриколу"

Duncan_Isidor написал 2 дня назад: # скрыть ответы

Разве баталия играется 15 минут?

Ifikl написал 2 дня назад: # скрыть ответы

Смотря кем.

Duncan_Isidor написал 2 дня назад: # скрыть ответы

Нуда, есть же игроки в сумеречную борьбу за 40 минут

Dawnreader написал 2 дня назад: #

Про 40 не знаю, но 60 - это турнирный формат по умолчанию.

Avalanch написал 2 дня назад: # скрыть ответы

Отличная подборка игр, но если бы я составлял - халк в неё бы не попал ни за какие коврижки.

naileN написал 2 дня назад: # скрыть ответы

Вы просто боитесь красного кубика :P

Avalanch написал 2 дня назад: #

Кубики в том же форбидене на порядок интереснее создают игровую среду.

slflycat написал 3 дня назад: # скрыть ответы

Рыцарь-маг. Мое почтение. Так и не удалось сыграть в нее в живую, но в TTS весьма понравилась. Хотя поиметь ее в коллекцию не вызвала.
New Era. Не знаю насколько соответствует ей 51 штат, но чет вот он вообще не зашел. Вроде все отлично работает, но то ли сеттинг не тот (хотя сомневаюсь, что с Поселенцами было бы веселее), то ли тип игр не нашей игровой компании (Ract for galaxy так же не оценили), но помучились раза 4 и продали.
Space hulk покупался именно что с надеждой получить карточный кроулер по вахе 40 k, но оказался унылый кубомет от которого реально подгорает. Продали после пары-тройки партий.

Battle Line брали именно в виде нашей Баталии... Продали после пары партий :)

Агрикола. Единственная игра из данного списка (именно первое издание) о которой до сих пор жалею что продали. Но не настолько, чтобы покупать заново.

Забавный формат.
Надо будет свои игры так прошерстисть. Как минимум в 3 из них - Зельеваренье, Цитадели и Город синей луны мы с удовольствием играем уже лет 20. С них собственно и случился "перезапуск" моего увлечения настольными играми.

naileN написал 2 дня назад: # скрыть ответы

Эра слегка допиленный 51 штат, основное отличие - убрали лидеров (которых вернули в допах ака руинах) остальное уже не вспомню. Если 51 штат не зашел, то можете не пробовать)

В список добавлял только активно играемые настолки. ПнП B-17: Queen of the Skies, карточный катан и цитадели уже тоже лет 20 лежат, если не больше.

Avalanch написал 2 дня назад: #

Кот скорее всего про тот который мастерсет 2016 года, который и правда никакой.

Ksedih написал 3 дня назад: # скрыть ответы

Mage Knight сказать нечего, играется много-много лет.

По New Era как будто лично писал каждый абзац, настолько правда по каждому пункту, даже изъятие некоторых элементов из допов ради сохранения шикарной кризисности. Последний раз когда показывал новичкам, им так зашло, что они просили партию за партией, настолько им понравились “поездки за ресурсами” друг к другу за столом с толпой фракций.

Deus тоже недавно раскладывали. И тут всё правда: идеальные микро-ходы, быстрейшие партии, прямо развитие народа за несколько десятков минут, с толканием на поле и сбором комбинаций на карточках. Плюс доп так же мной игнорируется в 90% партий, притом, что и с ним можно поиграться, если нравятся действия с его карт. Уникальная по многим параметрам игра.

FS и душная, и жетончики раскладывать душно, и душно сетапить в страхе заруинить, но эта душность хороша и окупается классной боёвкой с кубами и разносторонностью фракций. Но в предлагаемом сравнении отдаю предпочтение Рунам, хотя ни в одну не откажусь играть — хороши.

Так, это уже не нормально, но даже в восприятии Blood Bowl:TM мы совпадаем во всех нюансах ощущений. Не шедевр, но всегда приятно раскладывать и получать спортивный фэнтезийный менеджер на столе.

А вот первый “промах” — Space Hulk: Ангел Смерти. Я попал в “...но любителям все контролировать точно проходить мимо”. Вроде и игралась активно в своё время, но убивала эта “посмотрим умерли ли мы сегодня?”, определяемое броском шестигранника. И это несмотря на то, что к кубам я отношусь достаточно хоршо, если не сказать великолепно.

Battle Line. Подписываюсь. Не шутка. Очень рад, что у меня такое оформление.

Агриколу никогда не любил за фермерскую тематику. Но всегда играл из-за классных механик. Сейчас и правда просто крепкая игра, но всё равно хорошая. Радует, что авторы ЗБ и Агриколы по-прежнему зарабатывают на современных трендах 20к-гейминга: пусть им платят, идеи и игры достойные.

Nations ваша потребность закрыта правильно. Аналогов у Nations и TTA нет — и сейчас кайфую от них. Есть некоторые интересные попытки, но они всё равно “не в ту степь” (типа той же хорошей Mosaic).

Окошки моё упущение, которое обещал себя закрыть много лет, чисто из-за “юшинства”, но до сих пор не закрыл. Надо исправить, спасибо за напоминание.

naileN написал 3 дня назад: # скрыть ответы

Спасибо за подробный комментарий. Мы действительно совпадаем во многих вкусах и мнениях, особенно по классике или просеяли лучшее за годы)
В новиночках тоже есть как 100% попадания, как с решением после "КуМыса" взять Voidfall, так и промахи, Star Wars: Outer Rim абсолютно не понял.

Ksedih написал 3 дня назад: # скрыть ответы

Outer Rim, Runebound, HEXplor It, Xia и прочие америтреш приключенческие игры — это вторая чаша весов, в противовесе с Voidfall-ами, MageKnight-ами, Spirit Island-ам и прочим "просчитай-пазлам", в которую я играю и которая меня влечёт своей простотой + "приключенческим" наполнением. Но во всём вышеперечисленном, например, кубикокидетальном — в отличие от Space Hulk-а упомянутого — гораздо больше контроля. Они по прежнему остаются "брось кубик" и посмотри что получилось, но там достаточно много (как мне кажется) вариантов как это, пусть не контролировать, но "подкручивать" в свою пользу.

Да, почему Space Hulk привёл в пример — чтобы обсудить, а чем он вам нравится, и чем он, например, веселее играется, чем то же Outer Rim? Потому что технически доля рандома в моменте в них одинаковая, и тут в силу вступают уже предпочтения.

Предполагаю, что в SH меня бесит то, что со всеми подкрутами итоговый результат всё равно может вас просто убить, вывести из игры. А в OR, например, опять же с массой "подкрутов" (более разнообразных — это тоже в плюс запишу), даже при провале вы не выходите из игры. Да, вас "тормозит" относительно других игроков, но у них точно такие же шансы быть "заторможенными" на протяжение партии. В SH же и подобных играх неудача при броске является катастрофой, обрывающей партию.

Кстати, именно этот параметр в играх с кубиком и рандомом считаю определяющим коробку как "хорошую" или "плохую". Случайность должна "размазываться" по партии, не являясь определяющей в каждом отдельном случае. (Именно поэтому те же Замки Бургундии прекрасны и, можно сказать, безрандомны, ибо там размазывание идеально).

Также предположу, что ключевой особенностью SH, делающей его для вас хорошим — время партии, сыграли и забыли. И "горение пятой точки", как вы выразились, не столько критично. Однако, именно это горение отталкивает меня. И его нет в OR (и прочих перечисленных играх), где оно "тушится" тем самым размазыванием по партии — там вы можете сказать: "Да, мне не повезло, но я делал правильные выборы на каждом этапе, перед всеми бросками. Меня не убил один лишь единственный бросок — не повезло там-то и там-то, но я всё делал верно". В общем, нет того самого единственного броска и решения (зачастую очевидного в подобных играх), которое приводит вас к катастрофе и неудовлетворённости.

P.S. К Voidfall-у доп. выходит, ждём-с.

naileN написал 2 дня назад: #

И я тоже наслаждаюсь "второй чашей". Hexplore It и нарративные варгеймы, Runebound 3 (продал пару дней назад).

Почему же мне нравится Space Hulk? Потому что не всегда хочется быть богом способным все просчитать. Ангел смерти предлагает риски и вероятности, приходится работать с ними.
"Олег об играх" не так давно писал, что в рогаликах и америтреше мы получаем дофаминчик, когда в несправедливой и нечестной игре получается схватить удачу за хвост (как в рулетке), я с ним согласен. Немалую роль играет тема, ваха в плане книг и лора - большая часть моей жизни.

В Outer rim не получилось проникнутся атмосферой приключений. Космос пустой, что логично, но по нему скучно летать. Pick and delivery еще сильней загоняет в депрессию. В целом понятно, чем он нравится людям, но какого-то эмоционального отклика у меня совершенно не вызвал, не моя кружка чая.