В последние месяцы не получалось особо играть во что-то серьезное. Вообще, настолю в двух компаниях, и если внутри одной (с которой несколько лет назад познакомились на тесере исключительно для картонно-деревянного времяпрепровождения) мы сильно эволюционировали в плане дружбы семьями, попутно деградировав до филлеров под алкоголь вечерком в плане настольном, то во второй наше время оккупировал ВК: Странствия в Средиземье. Место для вьетнамского флэшбэка.
Kaosball. О спорт, ты мир!
Лучшее приобретение 2021-го, наиграл партий 10, не надоедает ни на йоту, напротив, хочется пробовать новые комбинации команд / звездных игроков / апгрейдов. К настолкам я пришел в свое время из варгеймов с линеечками: вахи 40к и инфинити. Играя в них, познакомился с Blood Bowl, как раз тогда Games Workshop стряхнули пыль со старичка, выпустив стартер люди-орки. Поиграл некоторое время за норсов на столе и в компьютерную версию, но потом охладел к нему, познакомился с приличными коробочными настолками, увидел какими изящными механиками могут пользоваться разработчики, не связанные годами инертной разработки варгеймов. Ну и захотелось мне чего-то спортивнообразного, установил снова BB 2 и понял, что полюбить игру снова я не в состоянии, настолько дремучими казались уже ее механики, пришедшие к нам прямиком из 80-х, а хорошего в масс-культуре кроме западной рок-музыки тогда было немного. Стал искать альтернативы и как-то приуныл поначалу, доступные в РФ тайтлы (Dreadball и Aristeia) имели в правилах усложнения на пустом месте, ну а что я хотел, их тоже варгеймоделы разработали, как сайд-проекты своих вселенных, а в тех кругах делать процесс изящнее ну не принято что ли. В итоге с полгода назад прознал про Kaosball ну и добыл его на ebay. Сыграл первые партии, и понимаю, вот оно, ровно то, что я искал: несложные интуитивно понятные правила (привет линии видимости из Аристейи), рандом есть, но очень дозированный и с инструментами его сдерживания, даунтайма нет, т.к. в ход оппонента, ты можешь на него активно воздействовать, партии в пределах часа, роскошные, иначе не назвать, компоненты, а главное, очень веселый и увлекательный процесс, от которого не устаешь, получая удовольствие даже от проигранных партий. Разнообразие дикое, уже докупил команд и звездных игроков, хотя и в голой базе команд уже 4 (а не 2 неполноценных, да, Games Workshop?), простор для тактики, как на поле, так и перед игрой во время аукциона за командные апгрейды и наемников. Тем, с кем играл, тоже крайне зашло, в общем, шик.
Runbound 3ed. Обезьяны вместе - сила! Нет
К Рунбаунду в целом у меня отношение смешанное: вроде и духа приключения не чую, тупо гринд. Но сама гонка с другим игроком (с учетом боевой системы считаю игру дуэлью, на коробке которой по недосмотру написали, что можно и другими составами играть) оставляет приятное впечатление, вроде как бегут герои к злодею и орут "я ему втащу, - нет, я!". Ну а дальше уж видно будет, кто там смелый, ловкий, умелый. В этот раз сыграли кооперативный сценарий, и это убрало момент противостояния с оппонентом: и гонки нет, и противники теперь управляются алгоритмом, тупость которого нивелируется кусачестью жетонов. Сюжетно сценарий - это Пандемия переложенная на рельсы Рунбаунда, но пандемии для создания той же игровой ситуации не нужны жетоны для учета жетонов и колоды с колодами, как это у FFG принято, поэтому воспринимается она легковеснее и изящнее. Партию слили, т.к. я недокачался чутка, чтоб бить лицо одного из злодеев, но суть не в этом, кооперативности я не увидел. Если та же Ghost Stories может возить игроков лицом по асфальту, но взамен дает ощущение того, что вы команда, от действий каждой части которой зависит общий успех, то в Рунбаунд герои - просто чуваки, не имеющие ничего друг против друга. Короче, если соревновательно поиграл бы еще, то в коопе эта игра точно не для меня, ну и замешивание / разделение колод, жетонов и т.д. базы и большого допа перед и после партии это отдельный вид картонного рукоблудства, 40 минут на сборку+разборку для игры такой глубины - это непростительно много.
Кланы Каледонии. Достать килтпины
Не большой любитель шильно-мыльных евро-сухариков, но эта коробка очень зацепила своей невероятной тематичностью: поставил на поле коровку - надои с нее молочка, есть молочко и сыроварня? - можешь произвести сырка. Нужна говядина? - забей коровку с поля. Приятно смотреть, как разрастается хозяйство, очень легко воспринимается взаимосвязь элементов этой сельскохозяйственной пасторали. В свое время очень зашла Терра Мистика, и Кланы Каледонии впитали из нее весь цимес, забыв неоднозначные треки храмов и круговорот маны, а также уменьшив время партии до комфортных 1,5-2 часов. Сыграли дуэльно с женой я (впервые) играл кланом, способным нанимать гуляющих по воде рыбаков, и этой абилкой я воспользовался из рук вон, что и стоило мне партии. Кланы не надоедают, а единственный минус, который я в игре видел (долгие сборка / раскладка компонентов), решился органайзером, схлопнув время подготовки до буквально 5-10 минут. Очень душевная что ли игра, всегда рад ее разложить.
Ганзейский союз. Венецианский капец
А вот тут меня постигло разочарование, хотел себе евро с возможностью агрессии на поле, а получил просто ультра-сухарь, абстрактный до жути: выставлять купцов, которые ничем не торгуют, это сильно, конечно. А все хваленое взаимодействие сводится к тому, что ты еще и одолжение делаешь тому, кого срежешь, т.к. он бесплатное действие размещения получит. А то и два. Да еще и личный запас не тронет. Ну офигеть агрессия. Видимо, мало кто подвинет тут Age of Empires III, где солдаты не просто так с ружьями, или Серп, где, если у тебя есть ресурсы - жди гостей, если у оппонента нет звезд за военку - жди гостей, занял нужный кому-то гекс - жди гостей. Всегда жди гостей. В общем, после первой же партии, Ганза, не понравившаяся никому из участников (причем двое из которых евролюбы), улетела на барахолку, скучать не буду.
Cave Troll. Фантастические твари и как они выживают
Прекрасная игра на час времени, нравится всем, с кем играл: красивые (и, что для FFG странно, не заполняющие весь стол россыпями жетонов и стопками карт компоненты), простой процесс. Набор из 4 примитивных действий на ход, отсутствие даунтайма, понятные тактики. Мне нравится, что в Тролле много злого взаимодействия, но воспирнимается оно как-то легко (хотя, надо признать люди в обеих компаниях, с которыми играл, не из обидчивых, и проблем у нас не возникает никогда), сам процесс вот, казалось бы, и элементарный, но всегда есть куда подумать и чем огорчить соседей по столу.
Small Samurai Empires. Предпоследний самурай
Одно из околослучайных приобретений, которые неожиданно превзошли ожидания. Ареа-контроль на программирование действий: в первой фазе кладем жетоны действий на специальные слоты взакрытую, потом по очереди вскрываем, двигаясь по карте последовательно с юга на север. А потом докладывем жетоны в дополнение к тем, что уже есть, но действия будут разыграны в обратную сторону (и новые, и те, что лежат с прошлого раунда), можно закрывать выполненные действия оппонентов или свои при недостатке мест. Сверху все это присыпано дополнительными действиями на самих слотах, общими целями для каждого из 4 регионов, постройками замков (читай точек респауна), ресурсами на поле и пр. Но в целом, игровой процесс прост, элементарно объясняется, моментально схватывается. Играл партии на 2 и 4, причем несмотря на то, что обычно в ареа-контролях считаю 4 оптимальным составом, тут больше заценил именно дуэли, т.к. получается строить действительно красивые цепочки, начинаешь неиллюзорно кайфовать от синергии действий. Игра вернула мою веру в механику программирования действий (изрядно пошатанную Кольт-Экспрессом), убедив меня купить Forbidden Stars. Сами империи покидают коллекцию, потому что стараюсь не держать игр с похожими механиками. Но игра прекрасная, абсолютный hidden gem, единсвенный минус - мелкие компоненты, но на фоне всех плюсов, это сущая придирка.
Терминатор. Да придет спаситель. Заводной мандарин
Игра, которую я давным-давно купил, поиграл и продал. А потом поиграл в Звездные войны: Восстание, Войну кольца и Битву пяти армий... и понял, что хочу Терминатора обратно, потому что партии вызывают ровно тот же вайб от столкновения с одной стороны катка, который методично перекрашивет поле в красный, а с другой - каких-то неудачников, но неудачников с оооочень большими тактическими возможностями на поле. При этом партия в Терминатора длится ~1,5 часа вместо 3 в вышеозначенные гробы, правил в нем на 10 страниц, причем очень простых и интуитивных, колод в игре всего 2 (ну ладно, есть еще 6 карт городов, но это не в счет), короче то же самое, но концентрированнее, изящнее, быстрее. В общем, купил коробочку снова, а недавно наконец-то поиграл железками, до этого партий 6 было за зеленых человечков. Ощущения от управления скайнетом совсем другие, ты именно что должен методично давить сопротивление, не давая ему особо поднять голову. Колода по составу совсем иная, больше потребность в картах атаки (их и у сопротивления навалом, но там они нужны скорее, чтобы, если уж понадобится одна, то точно была), при этом юнитов вдоволь, в самом деле, ощущаешь, что управляешь машиной судного дня. Для меня это пока единственная игра от соотечественника, которая хороша не только как "отечественная игра", но и как конкурент топовым коробкам от загнивающих.
Хорошего дня!
Хорошие обзоры. Терминатор мне поначалу тоже очень понравился, а потом я заметил, что он сильно зависит от рандома; если в руку не придут подходящие карточки, то даже с учетом добора большие армии могут ходами тупо торчать на месте, что и дико раздражает и очень нетематично.
А Тролль действительно ареа контроль, а не данжен кроулер, да
> хотел себе евро с возможностью агрессии на поле, а получил просто ультра-сухарь, абстрактный до жути
Разве не практически все евро сухие и с косвенной конкуренцией/непрямой агрессией?
Рандом в термосе не смущает, игра слишком много интересных ситуаций рождает на поле.
А по поводу ганзы, тут я ошибся в ожиданиях, даже прочитав правила и, посмотрев обзоры перед покупкой, ждал от игрового процесса другого. Ни в коем случае не говорю, что игра плохая, мне просто не подошла
Вы просто неправильно в него играли.
Я когда-то давно (когда игра только вышла) сыграл около 30 партий во вторую редакцию Терминатора и могу сказать, что это игра на составление правильной руки карт. Любая сторона должна постоянно играть размен дорогих карт фазы 3-4 в поиске оптимальной для себя руки. И пока ты этого не знаешь сначала игра кажется очень рандомной и статичной.
Но в ходе изучения коробки обнаруживается, что у Скайнета есть оптимально детерминированная стратегия. Я бы даже не назвал это поломом, а скорее оптимальным способом играть. Сейчас уже не вспомню, как должен играть Скайнет (видимо, снова можно играть), но да, такая рука карт у машин есть (насколько помню упор надо делать на редкие карты "движение всех %машин% в секторе") и это очень ультимативная страта, повторяющаяся каждую партию и рандомные города и убежища игру не лечат, поэтому играть в эту коробку нам стало скучно, но она доставила нам массу приятных эмоций в своё время. Допускаю мысль, что это была локальная мета в этой игре, на которую никто не нашёл контру. Но пишу как есть.
Поэтому сейчас Термос оставляет странные эмоции - с одной стороны отличный лор, реально лучшая игра по вселенной, с другой игра не слишком глубокая, не рассчитанная на частые партии. И вроде это неплохо, но при низком опыте Сопротивлению не выиграть никогда, вы так и будете часами забрасывать друг друга кубами в утомительных локальных стычках.
В итоге, это на мой взгляд, пока что лучшая большая настольная игра российского авторства и производства.
Забавно, но ЗВ: Восстание лично мне после стольких партий в Термоса вообще не зашла, поскольку ощущения от неё оказались в принципе, те же самые. Хотя игра гораздо круче сделана, глубже и оттестирована по самое не хочу, чего не хватает изделию от Звезды.
Если для поиска имбы у меня уйдет 30 партий, то я только за)
Так агрессия в Ганзе как раз не в выбивании чужих купцов, а во влезании своими, вынуждая выбивать тебя. Выбивание это вынужденный ответ на агрессию, который по доброй воле ты бы не делал.
Я люблю, чтоб планы оппонентов (или мои, если плохо сыграю) об колено ломались при желании. А тут - так мелкие неприятности. Как верно siar сказал, конкуренция вместо агрессии
Если копнуть глубже лучшая агрессия это когда твои действия и замыслы влияют на будущее состояние игры и делают невозможным выйгрыш соперника. Мне сначала нравилось в играх делать ходы которые сразу отнимают что то или рушат противнику экономику или подобное. Но сейчас мне больше удовольствие доставляют "тихие ходы" когда вроде ты делаешь что то не значимое но оно вносит большой импакт в будущее развитие и разрушает стратегию другого игрока. Я про то что каждому свое но агрессия понятие широкое у вас оно применяется как прямая агрессия
Вам просто нравится конкуренция, а не агрессия)
Держите десятку за хороший слог и веселые картинки. Абсолютно согласен с оценкой "Кланов Каледонии" и совершенно не согласен с мнением о "Ганзейском союзе", что лишний раз подтверждает - любое мнение субъективно, и понять, хороша настолка лично для тебя или нет, можно только поиграв в неё.