Siar написал полчаса назад к игре Dead Cells: The Rogue-Lite Board Game: # Рогалики разные бывают. Шпиль тоже настольный рогалик, но без обязател...
Nekron написал полчаса назад к игре Dead Cells: The Rogue-Lite Board Game: # Тогда Slay the Spire тоже нельзя пройти, ведь нельзя сразу зайти в чет...
Duncan_Isidor написал час назад к игре Deep Madness: # Ерунда
Insight написал час назад к игре Hamburg: # Сыграли 10 партий подряд и собирать игру совсем не хочется. На этом от...
Siar написал полтора часа назад к игре Deep Madness: # Так что их заменило-то? Вы так и не ответили, постеснялись видимо... И...
Идут сборы на Goblin Party
Легковесная карточная игра про месть гоблинов героям.
Заканчиваются сборы на Dungeon Pages: Underboss
Roll-and-write про паззловые походы героев в подземелья. Или, напротив, игру за ...
С миру по предзаказу (23.11-05.12)
Предзаказы локализуемых игр за последние недели.
Netflix приобрел глобальные права на экранизацию культовой игры Catan
Netflix приобрел глобальные права на экранизацию культовой игры Catan и готовит ...
Идут сборы на The Hunters A. D. 1492 2nd Edition
Переиздание темнофэнтезийной кампании охотников на монстров.

Ksedih

Обзор Arboretum

15 июня 2017

Информация

добавить
игры Арборетум
персоны Dan Cassar
Дата: 15 июня 2017
Оценка пользователей
9.0190
-

Есть у меня пара мелких коробочек от малоизвестного, но, тем не менее, интересного геймдизайнера Дэна Кассара. Вторая игра появилась относительно недавно, но, как и Arboretum – с которым познакомимся в нижеследующем тексте – оказалась весьма оригинальной и необычной разработкой, с эдаким, что называется, особым стилем автора. Из колоды карт с циферками, этот разработчик делает какие-то волшебно-необычные штуки. Информацией о них и хотелось бы поделиться сегодня.  

 

Всего у Дэна Кассара в портфолио три настольные игры. Опробованы пока две, и в третью уже хочется поиграть исключительно из-за имени автора – настолько впечатлили оригинальностью первые две – что же он там опять такого выдумал интересно в очередной раз? Ведь обе зацененные игрушки отличаются такими простыми, но… неклассическими, что ли, механиками, что становится понятно – автор ходит своими, неведомыми тропам геймдизайна. А это с точки зрения любителя настольных игр, как минимум, познавательно.  Итак, Arboretum.

 

 

 

О чём это?


Каждый игрок высаживает перед собой на столе дендрарий из карт с изображением различных деревьев. В нём могут оказаться деревца десяти различных видов (мастей) с разным номиналом. И вот тут, казалось бы, можно пролистывать обзор дальше, так как ничего интересного от коробок с подобным наполнением бывалый настольщик ждать не может – ну, серьёзно, просто десять мастей с циферками. Однако, Arboretum Кассара сможет удивить. Конечно, игра проста как три копейки, но некоторыми своими нюансами сумеет изумить бывалого настолкомана, привыкшего к чему-то более стандартному.

 

Хотя, по-честному сказать, нюанс тут один – подсчёта очков. Необычный и вводящий в ступор адептов при первом знакомстве. Но перед разбором этой оригинальной механики давайте посмотрим на компоненты.

 

 

 

Что в коробке?

 

Восемьдесят карточек десяти мастей, от единицы до восьмёрки в каждой. Всё. Вот так неоригинально и примитивно. Что может быть в этом захватывающего, правда? Разве что иллюстрации деревьев – необычайно красивые. Художники постарались на славу, рассматривать свой парк и каждое дерево в отдельности, да даже листья на них – одно удовольствие.     

 

 

А, ещё блокнотик для записи очков забыл. И да, в локализациях разных стран виды деревьев названы по-своему. Например, в немецкой дубы – это Eiche, во французской – Chêne. В этом, конечно, ничего необычного нет, но радует всех безумно, как будто школьников, впервые начавших изучать иностранный язык и узнающих свои первые слова, в данном случае называния деревьев. 

 

 

Как в это играть?


Итак, определимся сразу – Arboretum это филлер. Партия занимает буквально 20 минут для 2-4 игроков. Думать тут действительно есть где, но решения принимаются быстро, основываясь на опыте сыгранных партий, хотя поначалу затупы будут случаться непременно, так как система начисления очков хитро закрученная, и в неё надо въехать. Обычно это происходит со второй партии, так как в первой все машут рукой, пуская освоение нюансов на самотёк: «Ладно, в конце разберёмся», – ведь задумка Кассара на самом деле нестандартна и не укладывается в привычные нам шаблоны, поэтому даже искушённым настольщикам проще один раз сыграть и сразу на практике понять, как же тут всё подсчитывается.

 

Правила же самой игры  Arboretum умещаются в одном абзаце: всем раздают по семь карт, в свой ход тянем две карты из общей колоды, затем одну любую выкладываем на стол ортогонально к уже выложенным (у каждого свой садик с деревьями) и ещё одну сбрасываем. Итого, на конец хода у нас на руках всегда остаётся семь карточек . Нюанс тут такой – у каждого игрока свой сброс и когда начинается ваш ход, вы можете тянуть карты не только с верха общей колоды, но и из любого сброса. 

 

Постепенно наш дендрарий разрастается и превращается в нечто подобное:

 

 

Игроки продолжают по кругу совершать описанные выше действия до тех пор, пока колода не закончится, после чего сразу же начинается подсчёт очков. И вот это самый интригующий момент в партии.

 

Обычно удаётся сделать около десяти ходов пред окончанием игры (в зависимости от того как активно игроки разбирают карточки из сбросов) и дендрарии разрастаются в подобные парки:

 

 

Счёт ведётся так: за каждый вид (цвет) деревьев в своём саду игроки получают победные очки по следующему принципу – ищется «дорожка» от дерева одного цвета с минимальным значением, до дерева с тем же цветом с максимальным значением. «Дорожка» – это по возрастанию ортогонально расположенные карты. Сколько деревьев в этой дорожке столько очков вы и получаете. И так по каждому цвету.

 

Но есть одна закавыка – засчитывает цвет только тот игрок, у кого на руках остались карты соответствующего цвета с максимальной суммой номиналов. То есть, получается, что нужно не только дорожку выкладывать, необходимо ещё и позаботиться о том, чтобы к концу партии на руках было чем «защитить» свой цвет.

 

 

Такая вот необычная система. Причём есть ещё несколько нюансов, которые в сумме дают не такие простые правила, типа, за восьмёрку в дорожке +2 очка, за единицу +1 очко, если дорожка состоит из одного цвета, очки удваиваются. При «защите» своего цвета картами с руки единица обнуляет восьмёрку, другими словами, если у вас на руках восьмёрка, а у противника семёрка, то очки за цвет получаете вы, а если у вас восьмёрка, а у оппонента единица, то он.  

 

Минимализм со «стандартной» колодой из циферок в несколько мастей, а сколько оригинальности, а? Не увидели её? Тогда переходим к впечатлениям.

 

 

Впечатления


Самое первое – это красиво, коробочку можно взять просто в качестве набора чудных открыток. Рассматривать деревца одно удовольствие. Обложка и рубашки карт оформлены таким зелёным, пыльно-энциклопедическим цветом, будто старую библиотечную книгу по ботанике держишь в руках, с золотым тиснением. И хотя визуальные впечатления обычно со временем смазываются, фон от них остаётся в любой игре. Вот и в Arboretum после пары партий замечать картинки в течение партии уже не приходится, однако, нет-нет, да зацепится взгляд за необычную форму кроны или за чудную расцветку листьев. В общем, благодарность иллюстраторам и дизайнерам от игроков должна быть ничуть не меньше, чем автору настолки.

 

 

Но помимо оформления в любом филлере должен быть достойный потраченного вами получаса процесс, иначе раскладывать подобную игру никогда не захочется. Так вот Arboretum редкий пример того, что в филлер хочется играть не только из-за того, что он быстрый, а из-за того, что тут есть, как и у других отличных коробок этой категории – геймплей, требующий от игрока размышлений и выборов. Быстрые, относительно просто просчитываемые и вариативные, то бишь, правильные «ответы» на вопрос «как сходить», в Арборетуме есть, но всегда имеются альтернативы с перспективами.

 

Это очень здорово для любой настолки, тут же игрок находится в перманентном состоянии растерянности – что оставить на руках для защиты, а что сбросить сейчас, так, чтобы не помочь сопернику, который может прийти рыться в вашу «мусорную корзину». Иногда очень ловко можно сбрасывать карты под свой следующий ход, но этому нужно научиться. Не скажу, что это сложно, но всяческие трюки с откладыванием карт понимаются не с первого раза (ладно, может, со второго и становятся очевидны =) ).

 

 

Очень здорово пытаться выстроить нужные дорожки, вплетая в них другие, отличающегося цвета, чтобы попутно получать очки и за них. Собственно, это и есть суть игры – высадить свой дендрарий так, чтобы в конце партии ухватить победные баллы со всех деревьев. Фишкой Arboretum’а также, по-моему, является сочетание двух составляющих механики: подсчёт за тропинки и сбор мини-сетов на руке, для защиты тех самых тропинок – эдакое разбитие сетколлекшен на две взаимопереплетённые составляющих. Вы и выстроить пытаетесь что-то в саду, но одновременно с этим балансируете распределение карт между столом и рукой.     

 

Раскладывать игрушку хочется не только потому, что она быстрая и подпадает под категорию филлеров, способных отвлечь вас на короткое время и занять перед партиями во что-то серьёзное. Не без этого, но главная причина, почему берётся с полки эта зелёная коробочка – хочется снова и снова выкладывать на столе свой маленький садик из десятка деревьев, выстраивающихся рядами от цифры к цифре. Хочется правильно подсчитывать выгоды и не ошибиться с выбором того, что же оставить на руке, а что скинуть в мусор. Подумать, как правильнее начать свой сад, как запутать оппонента, чтобы он скинул то, что вам необходимо. В общем, всякие тонкости, видимые только играющему достаточно часто в Arboretum

 

 

Не универсальный (и от этого её более притягательный) и не для всех, наверное, филлер, но уникальный, что важно для пресыщенной публики, заевшейся вылизанными мини-играми. Меня, в частности, увлекает своей неординарностью, ради которой и играется. Если же судить строго по какой-то единой шкале идеальности, то настолка достойна своего 350-ого места на BGG. Для филлера так вообще сверхдостойный показатель.  

 

 

Зачем в это играть?


Затем же, зачем играем во все филлеры. Плюсами Arboretum’а являются необычность геймплея, наряду с неглупым процессом, и очень красивое оформление. На полку любителю настольных игр, может, и не обязательна эта маленькая коробочка, но почитатель хороших филлеров, определённо, должен заиметь копию. Это действительно редкий экземпляр для коллекции. И под редким я понимаю не «тяжело приобрести», а «отличная штука».   

 

 

Доставать игру вы периодически будете. Вовсе не потому, что она гениальна и безумно хороша, а потому, что вызывает мысли, типа: «Во что бы такое поиграть быстрое интересное? О, Arboretum»! Мозг цепляется за эту коробочку, выделяя её среди прочих, благодаря незаурядности. Так что её приобретение совершенно точно отобьётся игро-часами.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
shy_ric написал 8 лет назад: # скрыть ответы
правила

Вопрос: А можно ли прерывать дорожку при подсчете? например ряд 1-2-3-4-5 одного цвета - это 11 очков, а 1-2-3-4-5--6--7, где 6-ка другой цвет и это 8 очков.

Ksedih написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Не совсем понял вопрос.
Если 1,2,3,4,5,7 - одного цвета, а 6 - другого, то в приведённом примере вы получите 11 очков (за непрерывную линию из цветных карт), то есть вы не будете засчитывать цвет два раза (ещё и за семёрку).

Если же вопрос в том, будете ли вы засчитывать с единицы по семёрку цвет, если он прерывается, то, конечно, да. То есть, если вы поставили дуб-единицу, за ним кучу всяких деревьев других, а в конце этой аллеи дуб-восьмёрку, то получите 11 очков (8 очков за количество карт, 1 очко за единицу дубовую и 2 очка за восьмёрку дубовую). Иначе в игре просто не выстроить дорожек - один цвет непрерывно собрать весьма непросто. В среднем за партию игроки набирают около 10-20 очков.

shy_ric написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Если 1,2,3,4,5,7 - одного цвета, а 6 - другого, то в приведённом примере вы получите 11 очков - КАК? 1чка 1 очка и ряд из 7 карт.. итого8.. Почему 11?
из правил: Одно дополнительное очко за каждую карту, если тропинку составляют минимум 4-ре, и все они одного цвета (ВЫДЕЛЕНО ЖИРНЫМ)

Ksedih написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Имею в виду, что если есть два варианта как посчитать цвет - в данном случае С семёркой, или БЕЗ неё - то выбирается лучший, два раз цвет не засчитывается. А лучший вариант здесь - это от единицы до пятёрки одного цвета.

shy_ric написал 8 лет назад: #

а ну вот теперь понятно! т.е. "прервать" дорожку можно в любом месте. это и хотел узнать ;)

shy_ric написал 8 лет назад: #

благодарю

Tanion написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Сыграл на Лавкакэмпе, занятная игра, чем-то напоминает Затерянные города, но на большое число людей (да, я знаю про Кельтис, но Arboretum мне понравился гораздо больше).

Ksedih написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Филлеры Книциа бесспорно хороши, но лично у меня новый фаворит - Дэн Кассар. У него игр-то всего три, но зашли отлично, для своего уровня (филлероты), конечно.

hackch написал 8 лет назад: #

Спасибо за обзор. Добавил игру в виш-лист.

Dimazgetman написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Люблю Затерянные города, не нравится Кельтис, так вот для меня Arboretum - это Затерянные города +.
Плюс не только в плане того, что можно играть и в 3ём и в 4ом, а плюс ещё и в плане игровых решений.
Хорошая игрушка, действительно всегда, когда глаза натыкаются на неё на полке возникает желание разложить.

Ksedih написал 8 лет назад: #

Кстати, да, сравнение с Lost Cities неплохое. В них решений тоже немало, но Arboretum кажется позабористие, планирование посложнее, всё из-за своего двухуровневого сбора сетов (рука+стол). Правда и играется тяжеловеснее.

IvTuzovsky написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо за обзор!
ПнП, что ли, сделать?..

Ksedih написал 8 лет назад: #

Сделайте. Только качественное, арт шикарный. Вроде, тупо деревья - но какие!

NatThecat написала 8 лет назад: # скрыть ответы

Игра потрясающая, простая и глубокая, а именно это я в играх ценю превыше всего. Арт - отдельная песня, деревья нарисованы так, что вот-вот услышишь шелест ветвей. Показывала настольщику с большим опытом, он оценил с первой партии ее как идеальную дуэль - так зацепила, что сразу решил распечатать.
Но да, игра точно не для тех, кому трудно считать до восьми.
А у меня в коллекции любимых филлеров наряду с "Koryo".

ShadowAN написал 8 лет назад: #

А мне эта игра как раз в большим составом нравится. Хотя в качестве дуэли она тоже отлично играется.

Ksedih написал 8 лет назад: #

Может, не уровня безрандомных абстрактов, но вот на карточном уровне поборется со многими. А арт, безусловно, завораживающий.