| Идут сборы на Goblin Party | |
| Легковесная карточная игра про месть гоблинов героям. | |
| Заканчиваются сборы на Dungeon Pages: Underboss | |
| Roll-and-write про паззловые походы героев в подземелья. Или, напротив, игру за ... | |
| С миру по предзаказу (23.11-05.12) | |
| Предзаказы локализуемых игр за последние недели. | |
| Netflix приобрел глобальные права на экранизацию культовой игры Catan | |
| Netflix приобрел глобальные права на экранизацию культовой игры Catan и готовит ... | |
| Идут сборы на The Hunters A. D. 1492 2nd Edition | |
| Переиздание темнофэнтезийной кампании охотников на монстров. | |
Есть у меня пара мелких коробочек от малоизвестного, но, тем не менее, интересного геймдизайнера Дэна Кассара. Вторая игра появилась относительно недавно, но, как и Arboretum – с которым познакомимся в нижеследующем тексте – оказалась весьма оригинальной и необычной разработкой, с эдаким, что называется, особым стилем автора. Из колоды карт с циферками, этот разработчик делает какие-то волшебно-необычные штуки. Информацией о них и хотелось бы поделиться сегодня.
Всего у Дэна Кассара в портфолио три настольные игры. Опробованы пока две, и в третью уже хочется поиграть исключительно из-за имени автора – настолько впечатлили оригинальностью первые две – что же он там опять такого выдумал интересно в очередной раз? Ведь обе зацененные игрушки отличаются такими простыми, но… неклассическими, что ли, механиками, что становится понятно – автор ходит своими, неведомыми тропам геймдизайна. А это с точки зрения любителя настольных игр, как минимум, познавательно. Итак, Arboretum.

Каждый игрок высаживает перед собой на столе дендрарий из карт с изображением различных деревьев. В нём могут оказаться деревца десяти различных видов (мастей) с разным номиналом. И вот тут, казалось бы, можно пролистывать обзор дальше, так как ничего интересного от коробок с подобным наполнением бывалый настольщик ждать не может – ну, серьёзно, просто десять мастей с циферками. Однако, Arboretum Кассара сможет удивить. Конечно, игра проста как три копейки, но некоторыми своими нюансами сумеет изумить бывалого настолкомана, привыкшего к чему-то более стандартному.
Хотя, по-честному сказать, нюанс тут один – подсчёта очков. Необычный и вводящий в ступор адептов при первом знакомстве. Но перед разбором этой оригинальной механики давайте посмотрим на компоненты.

Восемьдесят карточек десяти мастей, от единицы до восьмёрки в каждой. Всё. Вот так неоригинально и примитивно. Что может быть в этом захватывающего, правда? Разве что иллюстрации деревьев – необычайно красивые. Художники постарались на славу, рассматривать свой парк и каждое дерево в отдельности, да даже листья на них – одно удовольствие.

А, ещё блокнотик для записи очков забыл. И да, в локализациях разных стран виды деревьев названы по-своему. Например, в немецкой дубы – это Eiche, во французской – Chêne. В этом, конечно, ничего необычного нет, но радует всех безумно, как будто школьников, впервые начавших изучать иностранный язык и узнающих свои первые слова, в данном случае называния деревьев.
Итак, определимся сразу – Arboretum это филлер. Партия занимает буквально 20 минут для 2-4 игроков. Думать тут действительно есть где, но решения принимаются быстро, основываясь на опыте сыгранных партий, хотя поначалу затупы будут случаться непременно, так как система начисления очков хитро закрученная, и в неё надо въехать. Обычно это происходит со второй партии, так как в первой все машут рукой, пуская освоение нюансов на самотёк: «Ладно, в конце разберёмся», – ведь задумка Кассара на самом деле нестандартна и не укладывается в привычные нам шаблоны, поэтому даже искушённым настольщикам проще один раз сыграть и сразу на практике понять, как же тут всё подсчитывается.
Правила же самой игры Arboretum умещаются в одном абзаце: всем раздают по семь карт, в свой ход тянем две карты из общей колоды, затем одну любую выкладываем на стол ортогонально к уже выложенным (у каждого свой садик с деревьями) и ещё одну сбрасываем. Итого, на конец хода у нас на руках всегда остаётся семь карточек . Нюанс тут такой – у каждого игрока свой сброс и когда начинается ваш ход, вы можете тянуть карты не только с верха общей колоды, но и из любого сброса.
Постепенно наш дендрарий разрастается и превращается в нечто подобное:

Игроки продолжают по кругу совершать описанные выше действия до тех пор, пока колода не закончится, после чего сразу же начинается подсчёт очков. И вот это самый интригующий момент в партии.
Обычно удаётся сделать около десяти ходов пред окончанием игры (в зависимости от того как активно игроки разбирают карточки из сбросов) и дендрарии разрастаются в подобные парки:

Счёт ведётся так: за каждый вид (цвет) деревьев в своём саду игроки получают победные очки по следующему принципу – ищется «дорожка» от дерева одного цвета с минимальным значением, до дерева с тем же цветом с максимальным значением. «Дорожка» – это по возрастанию ортогонально расположенные карты. Сколько деревьев в этой дорожке столько очков вы и получаете. И так по каждому цвету.
Но есть одна закавыка – засчитывает цвет только тот игрок, у кого на руках остались карты соответствующего цвета с максимальной суммой номиналов. То есть, получается, что нужно не только дорожку выкладывать, необходимо ещё и позаботиться о том, чтобы к концу партии на руках было чем «защитить» свой цвет.

Такая вот необычная система. Причём есть ещё несколько нюансов, которые в сумме дают не такие простые правила, типа, за восьмёрку в дорожке +2 очка, за единицу +1 очко, если дорожка состоит из одного цвета, очки удваиваются. При «защите» своего цвета картами с руки единица обнуляет восьмёрку, другими словами, если у вас на руках восьмёрка, а у противника семёрка, то очки за цвет получаете вы, а если у вас восьмёрка, а у оппонента единица, то он.
Минимализм со «стандартной» колодой из циферок в несколько мастей, а сколько оригинальности, а? Не увидели её? Тогда переходим к впечатлениям.
Самое первое – это красиво, коробочку можно взять просто в качестве набора чудных открыток. Рассматривать деревца одно удовольствие. Обложка и рубашки карт оформлены таким зелёным, пыльно-энциклопедическим цветом, будто старую библиотечную книгу по ботанике держишь в руках, с золотым тиснением. И хотя визуальные впечатления обычно со временем смазываются, фон от них остаётся в любой игре. Вот и в Arboretum после пары партий замечать картинки в течение партии уже не приходится, однако, нет-нет, да зацепится взгляд за необычную форму кроны или за чудную расцветку листьев. В общем, благодарность иллюстраторам и дизайнерам от игроков должна быть ничуть не меньше, чем автору настолки.

Но помимо оформления в любом филлере должен быть достойный потраченного вами получаса процесс, иначе раскладывать подобную игру никогда не захочется. Так вот Arboretum редкий пример того, что в филлер хочется играть не только из-за того, что он быстрый, а из-за того, что тут есть, как и у других отличных коробок этой категории – геймплей, требующий от игрока размышлений и выборов. Быстрые, относительно просто просчитываемые и вариативные, то бишь, правильные «ответы» на вопрос «как сходить», в Арборетуме есть, но всегда имеются альтернативы с перспективами.
Это очень здорово для любой настолки, тут же игрок находится в перманентном состоянии растерянности – что оставить на руках для защиты, а что сбросить сейчас, так, чтобы не помочь сопернику, который может прийти рыться в вашу «мусорную корзину». Иногда очень ловко можно сбрасывать карты под свой следующий ход, но этому нужно научиться. Не скажу, что это сложно, но всяческие трюки с откладыванием карт понимаются не с первого раза (ладно, может, со второго и становятся очевидны =) ).

Очень здорово пытаться выстроить нужные дорожки, вплетая в них другие, отличающегося цвета, чтобы попутно получать очки и за них. Собственно, это и есть суть игры – высадить свой дендрарий так, чтобы в конце партии ухватить победные баллы со всех деревьев. Фишкой Arboretum’а также, по-моему, является сочетание двух составляющих механики: подсчёт за тропинки и сбор мини-сетов на руке, для защиты тех самых тропинок – эдакое разбитие сетколлекшен на две взаимопереплетённые составляющих. Вы и выстроить пытаетесь что-то в саду, но одновременно с этим балансируете распределение карт между столом и рукой.
Раскладывать игрушку хочется не только потому, что она быстрая и подпадает под категорию филлеров, способных отвлечь вас на короткое время и занять перед партиями во что-то серьёзное. Не без этого, но главная причина, почему берётся с полки эта зелёная коробочка – хочется снова и снова выкладывать на столе свой маленький садик из десятка деревьев, выстраивающихся рядами от цифры к цифре. Хочется правильно подсчитывать выгоды и не ошибиться с выбором того, что же оставить на руке, а что скинуть в мусор. Подумать, как правильнее начать свой сад, как запутать оппонента, чтобы он скинул то, что вам необходимо. В общем, всякие тонкости, видимые только играющему достаточно часто в Arboretum.

Не универсальный (и от этого её более притягательный) и не для всех, наверное, филлер, но уникальный, что важно для пресыщенной публики, заевшейся вылизанными мини-играми. Меня, в частности, увлекает своей неординарностью, ради которой и играется. Если же судить строго по какой-то единой шкале идеальности, то настолка достойна своего 350-ого места на BGG. Для филлера так вообще сверхдостойный показатель.
Затем же, зачем играем во все филлеры. Плюсами Arboretum’а являются необычность геймплея, наряду с неглупым процессом, и очень красивое оформление. На полку любителю настольных игр, может, и не обязательна эта маленькая коробочка, но почитатель хороших филлеров, определённо, должен заиметь копию. Это действительно редкий экземпляр для коллекции. И под редким я понимаю не «тяжело приобрести», а «отличная штука».

Доставать игру вы периодически будете. Вовсе не потому, что она гениальна и безумно хороша, а потому, что вызывает мысли, типа: «Во что бы такое поиграть быстрое интересное? О, Arboretum»! Мозг цепляется за эту коробочку, выделяя её среди прочих, благодаря незаурядности. Так что её приобретение совершенно точно отобьётся игро-часами.