-AdRiver-
malkavi написал минуту назад к игре Brass. Бирмингем: # Вот по поводу взаимодействия совсем странная претензия. В Брассе не по...
Desert_witch написал 2 минуты назад к мысли на тему Обзор Unlock!, Exit: the Game, Deckscape и переводы Пафа.: # Ну-у-у. Скажем так, если вы прям очень хотите решить загадку, то конеч...
hacker101 написал 3 минуты назад к мысли на тему Поиск игры для ненастольщика.: # Да, лоскутное королевство самое то. Часто с женой играем и подсаживаем...
Confessor написал 17 минут назад к игре Brass. Бирмингем: # Мне из ваших комментариев странны некоторые моменты. Откуда, не играя...
knaff написал 23 минуты назад к новости Может ли смерть умереть?: # Зато у вас будет самый хтоничный присадовый участок.
Обзорная башня [16.07.2018]
В этом выпуске: статья про то, чему разработчики могут научиться, разбирая «Серп...
«Владыки Эллады» на CrowdRepublic
Динамичная настольная игра в жанре технофэнтези.
Может ли смерть умереть?
Российская настольная общественность ещё только отходит от краудфандинга на изда...
Предзаказ на дополнения к «Кромешной тьме»
Ещё 4 дополнения для поклонников игры «Кромешная тьма». 
С миру по нитке [13.07.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Hobby World выпус...

CrowD

Сараево... Мне было 8

15 сентября 2017

Информация

добавить
игры This War of Mine: The Board Game
Дата: 15 сентября 2017
Источник: boardgamegeek.com
Оценка пользователей
9.0797
-

Перед вами перевод отзыва об игре «Это моя война» от человека, пережившего осаду Сараева.

 

Несколько замечаний. Это мой первый обзор, и, возможно, я не буду писать другие. В этой игре очень важна история, поэтому в обзоре не будет спойлеров. Я играл только в одиночку. Английский — не мой родной язык.

 

Мне нравится читать и смотреть обзоры, но я никогда не думал, что достаточно компетентен, чтобы написать его самому. Но в данном случае я понял, что обязан сделать это, потому что это стало личным делом.

 

Предыстория.

 

Осада Сараево началась, когда мне было 8 лет, и закончилась спустя 4 года, когда мне уже исполнилось 12. Жизнь в те дни была кошмаром, но если вы спросите у меня об осаде и не станете требовать подробности, то я расскажу только о хорошем. Почему? В то время мы прятались от обстрелов в одном подвале с кучей детей, и у меня было больше друзей, чем когда-либо ещё в жизни, и мы всегда весело проводили время. А люди помогали друг другу. Если у кого-то была еда, то он делился ею с остальными. Я помню, как 6–7 «взрослых» сидели в подвале и передавали по кругу одну сигарету. Не просто одну, а самую последнюю на тот момент. Нас окружало искусство, в каждом убежище проходили театральные постановки, концерты, вечеринки… Тогда для нас не было ничего важнее, чем стараться жить нормальной жизнью в обстоятельствах, которые нормальными никак не назвать…

 

Но если копнуть чуть глубже…

 

Только тогда я начну вспоминать о событиях, подобных тем, что описаны в игре «Это моя война». Такие воспоминания скрыты от всех. Окружающим меня людям необязательно слышать или знать о них.

 

Но давайте об игре. Я не буду в подробностях описывать процесс, на BGG есть более опытные люди, которые сделают это лучше, если ещё не сделали. Но всё же:

 

Игра довольно простая. Ты управляешь группой друзей в осаждённом городе. Твоя единственная цель — выжить. Ты живёшь (играешь) день за днём. Один день — это один раунд. Утром тебе нужно попить и поесть, если есть еда и вода. После этого начинается небольшое приключение — ты обходишь полуразрушенный дом, в котором живёшь, и пытаешься прибраться, найти что-то полезное и, самое важное, сделать так, чтобы жить было как можно комфортнее. Когда ты закончил мастерить кровати, разжигать печи и просто осматривать всё вокруг, нужно идти на улицу. На улице непросто. Там опасно, там может случиться плохое. Но тебе постоянно нужно доставать еду, бинты, лекарства и детали для починки сломанных вещей. И всё это можно найти только снаружи. Поэтому тебе приходится набраться храбрости и покинуть дом, найти какие-нибудь вещи, встретиться с другими жителями города, возможно, подраться разок-другой, собрать все находки и идти домой. Ты возвращаешься в убежище, довольный уловом, но понимаешь, что твой друг, который защищал дом, ранен или до смерти перепуган. И тогда приходит осознание, что, пока ты «веселился» в поисках провизии на улице, убежище обокрали в ходе ночного налёта. Чёрт возьми. Теперь тебе нужно ещё больше чинить и делать. Но мы по-прежнему вместе, мы в безопасности. На улице холодно, но всё будет в порядке, у нас есть печка. Так, подождите… Её нечем разжечь… Хорошо, ляжем спать рядом, чтобы согреться, к утру нужно быть в форме. Кто останется на карауле? Я знаю, что все устали, но кто-то должен следить за домом.

 

Заметили, как я перешёл с «ты» на «мы»? Именно так и работает игра. Вы начинаете глубоко привязываться к персонажам. Настолько глубоко, что становитесь одним из них.

 

Чтобы оставить обзор без спойлеров, я приведу примеры из реальной жизни к каждой фазе игры. Память — странная штука. Я уверен, что все эти события происходили именно так, но, возможно, в них есть неточности. Поэтому перед вами не факты, а лишь воспоминания.

 

Утро.

 

Мы спали в убежище и проснулись от грохота снарядов. Мы выглянули из подвала и увидели, как метрах в ста от нашего убежища остановился вражеский танк, который стрелял в наш дом наугад. Мы были в безопасности, но уже не смогли поиграть в футбол, как собирались.

 

День.

 

До войны моя мама была учительницей. Поэтому, когда началась осада, было решено, что в нашем укрытии будет школа. Мама продолжила преподавать, и все дети из нашего и соседних домов ходили на уроки. Мы официально учились в школе. Однажды я пошёл к другу, уже не помню зачем, и внезапно начался мощный артобстрел. Моя мама не знала, где я, я ей не сказал. И я не мог вернуться в убежище, хотя должен был сдавать экзамен по математике, один раз меня от него уже освободили. Я не успел прийти вовремя, и мама поставила мне единицу.

 

Вылазка.

 

Моя школа стала первым зданием во всём районе, которое сожгли. Люди бежали туда прямо во время пожара, чтобы отодрать дерево с внутренней отделки и со стен. Они не собирались спасать школу, просто хотели набрать дров.

 

Во время войны в людях раскрывается всё лучшее и все худшее. Во время осады Сараево мы встречали ужасных людей. У них было всё, хотя у остальных ничего не было. Для меня самой тяжёлой частью игры стал обмен. Мой отец однажды обменял телевизор на пачку сигарет и пару яиц. Вот такая была тогда жизнь, но это тема для другого разговора. Люди могут быть как удивительно хорошими, так и неописуемо плохими.

 

Ночные налёты.

 

До войны наш сосед Ата служил в полиции, и у него был пистолет. Во время первых дней осады он и ещё один мужчина из соседнего дома охраняли наше убежище. Одной тёмной ночью (электричества не было, поэтому ночи действительно были тёмными) кто-то начал колотить в дверь и кричать: «Откройте!!!» Второй мужчина, Сейо, тут же пустился наутёк. От страха. Ата открыл дверь и начал изо всех сил избивать человека пистолетом. Тоже от страха. Тот мужчина хотел что-то сказать, но не мог. В какой-то момент Ата остановился, и бедолага, уже весь в крови, показал на две большие сумки, которые принёс с собой. Он дожидался темноты, чтобы перебежать улицу и принести нам еды. Обстрелы артиллерии и снайперов не прекращались тогда несколько дней, и у нас заканчивались припасы. Мужчина остался с нами ещё на неделю, потому что на улице продолжались жуткие обстрелы. К счастью, Ата был так напуган, что не догадался выстрелить из пистолета.

 

Вернёмся к игре.

 

Это потрясающая игра. Это больше, чем игра. От каждой игры остается определённое впечатление, но в этом случае его действительно можно назвать опытом. У меня часто спрашивают, как мне жилось во время осады. Это невозможно полноценно передать словами. Теперь, если меня спросят об этом, то я предложу им сыграть со мной пару раундов.

 

Тема игры и механики взаимодействуют друг с другом настолько хорошо, что здесь отлично работает даже то, что мне обычно не нравится в играх — «если не понял правило, делай так, как кажется логичным». Это моя первая игра с книгой внутри (игра с продолжающимся сюжетом), и я впечатлён. Каждое произошедшее событие случалось не на пустом месте и продолжало рассказ. Я ни разу не наткнулся на сюжет, который уже видел. Довольно часто прочитанное заставляло меня прерваться, пойти покурить и вернуться к игре чуть позже.

 

Во время осады думаешь не о том, как дожить до конца, а как выжить ещё один день. И никогда не знаешь, что может случиться. Никогда. Но если тебе удаётся выжить, то ты становишься опытнее. Так и в игре. Чем дольше играешь, тем лучше у тебя получается. Это справедливо, наверное, для многих игр, но в случае с этой начинаешь чувствовать, что у тебя появляется настоящий опыт выживания. Постепенно понимаешь, что нужно сделать прямо сейчас, а что может подождать. Но, как и в жизни, когда ты думаешь, что какое-то дело подождёт, то вскоре оказывается, что ты ошибался. Когда выигрываешь или проигрываешь в этой игре, ты действительно понимаешь, что всё это случилось из-за твоих конкретных решений.

 

Во время игры приходится часто бросать кубики и вытаскивать случайные карты, но удачно вытянутая карта или бросок кубика не смогут полностью передать непредсказуемость жизни в настоящей осаде, когда твоя жизнь зависит от того, много ли выпил снайпер. Он может промазать, а может целиться куда-то ещё, но попасть в тебя. Я считаю, что случайность в этой игре настолько же тематична, как и всё остальное.

 

Сам игровой процесс простой и понятный. Тема и игровые механики отлично сочетаются, и ты приступаешь к игре сразу, как только достаёшь её из коробки. В комплекте нет стандартной книги правил, её заменяет дневник, который ведёт тебя через игру и который ты никогда не отложишь в сторону, поскольку это незаменимый компонент игры. Он отлично справляется со своей задачей и помогает освоиться в игре. В книге сюжетов есть ещё и дополнительные правила. В дневнике написано, где их найти.

 

Единственная проблема игры в том, что если у вас уже есть опыт, то она может затянуться. Чем дольше играешь, тем лучше получается. Когда выживаешь дольше — игра становится длиннее. Но тут в дело вступает ещё один отличный элемент — сохранение. Сначала может показаться, что это довольно муторно, но со временем всё становится понятно, как и остальное в игре. Так что можно сохраниться, а потом продолжить с того места, где закончил.

 

Все компоненты сделаны отлично. В коробке полно фигурок, жетонов, карт, есть игровое поле и, конечно, книга сюжетов. И именно она — самый впечатляющий компонент игры. Сначала я думал, что вся игра будет вращаться вокруг неё, но ошибался. В коробке очень много взаимосвязанных и самостоятельных компонентов, а книга — лишь один из них. Но именно она создаёт историю, которая настолько затягивающая, что к игре хочется возвращаться снова и снова. Все сюжеты в книге написаны очень реалистично, и я уверен, что часть из них — истории из реальной жизни от тех, кто пережил одну из многих войн.

 

Большое спасибо разработчикам этой игры. Сложно представить, сколько времени им пришлось потратить на изучение и подготовку, чтобы создать такую игру. Кажется, будто они были в Сараево в течение всей осады и занимались только тем, что записывали происходящее. Понравится ли вам эта игра? Это сложный вопрос. Если вы хотите узнать о том, что происходит, когда живёшь в осаде, то ответ — ДА. Если вы хотите сыграть в отличную игру с достаточно мрачной атмосферой, то ответ снова — ДА. Если вы хотите сыграть в действительно тяжёлую игру в одиночку или с друзьями, то ответ ещё раз — ДА. Но мне легко представить людей, которые никогда не станут играть в неё. До покупки «Это моя война» в моей коллекции настольных игр всё было только развлекательным и весёлым. Теперь среди коробок появилась ещё одна, играть в которую тоже может быть увлекательно, но она не похожа на остальные. «Это моя война» — действительно уникальная игра.

 

В какой-то момент я продаю игры из своей коллекции, но эта останется навсегда. В моём рейтинге не так много игр, которым я ставлю 10/10, но «Это моя война» одна из них. Это шедевр.

 

Подытожить всё я хочу такой мыслью. Если вы когда-либо думали, что война и убийства — это весело (очевидно, что есть люди, которые правда так считают), пожалуйста, сыграйте в «Это моя война». Партия будет весёлой, но вы также сможете узнать, насколько ужасной бывает война.

 

Послание этой игры миру очень простое: 

 

 

Ясенко Пасик

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Kuroi написал полгода назад: #

-> Ты управляешь группой друзей в осажденном городе.

Скорее группой людей по случайному стечению обстоятельств, вынужденных разделять горести и радости.

В остальном целиком поддерживаю мнение, что This War of Mine оставляет в разы больше впечатлений о пережитом опыте и реальных переживаний, нежели прочие (играл не один в прототип). И да, некоторые моменты реально заставляли прерваться на осмысление.

WandererFox написал полгода назад: # скрыть ответы

В Сербии людей погибло во времена балканских войн не меньше, и простые люди испытали ужасов ничуть не меньше, только о них, почему то все заюывают. Весь запад только Боснийцев оплакивает и албанцев

Rodgall написал полгода назад: # скрыть ответы

Спасибо, что напомнили. Отменю заказ на локализацию игры и напишу в ООН гневное письмо.

WandererFox написал полгода назад: # скрыть ответы

А кто сказал что надо писать гневные письма в ООН и отменять заказ? Мне игра тем и нравится что она в принципе аполитика, и осада Сараево, просто взята за основу как явление войны в центре Европы

Rodgall написал полгода назад: # скрыть ответы

Ну вот - игра аполитичная. А вбрасовать тогда зачем?

blorm написал полгода назад: #

Не знаю, зачем Крауды вбрасывают

_GrAnd_ написал полгода назад: # скрыть ответы

Был в "нулевых" в Хорватии и Боснии, уже гораздо позже войны. Вид иссечённых пулями и осколками фасадов абсолютно всех домов в каком-нибудь городке неплохо ставит мозги на место.

Gorthauers написал полгода назад: #

Там и сейчас отдельные разрушенные дома с изрешеченными стенами можно встретить. Видимо как память оставляют их.

WandererFox написал полгода назад: #

Все Балканы в крови, Сербия точно так же расстрелянная и измученная войной.

Michael написал полгода назад: # скрыть ответы

Душевно получилось. Энтони отдыхает.

scafandr написал полгода назад: #

Это кстати действительно интересный обзор, которому веришь. Надо отослать Энтони посмотреть, как надо

MisteriG написал полгода назад: # скрыть ответы

Излишняя политизация и притягивание к реальным событиям (тем более таким) обычно только вредит, но тут видимо особый случай, который будет только на пользу проекту. А некоторые может и задумаются даже. Надеюсь.

incred написал полгода назад: #

да нет там политизации, осажденный город, ты в одном из домов выживаешь, всё.

Gorthauers написал полгода назад: #

Ну а что тут вредить? Война на Балканах огромной трагедий была, ее такой и показывают. Причем показывают как трагедию исключительно социальную, не геополитическую.