skammi написал 20 минут назад к игре Enormity: # Предыдущая игра от данного издателя Aeon Trespass: Odyssey просто шика...
Artemas написал полчаса назад к игре Плоский мир: Анк-Морпорк: # Вообще, проблема баланса на уровне гипотезы бросается в глаза очень бы...
Rumata83 написал час назад к игре Bloodborne. Настольная игра: # Спасибо
addvard написал полтора часа назад к игре Splendor: Pokémon: # Здравствуйте, подскажите пожалуйста, может ли мой пойманный покемон эв...
teallite написал 3 часа назад к игре Плоский мир: Анк-Морпорк: # Я написал, что «..._большой_ опыт _рекомендую_ проверять на BGA. Может...
С миру по нитке (Зарубежье) [29.11.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр. 
С миру по нитке [27.11.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: В продаже Горо...
Предзаказ на Bloodborne с дополнениями
Вернёмся в Ярнам, добрый охотник?
С миру по нитке (Зарубежье) [21.11.2024]
В этом выпуске: Кучка переизданий старых игр Райнера Книция под логотипами ...
Предзаказ на «Защитников Диких Земель»
Кооперативная защита леса от безжалостных машин и загрязнения.

pegasoff

Как разрабатывались игры «Знаменитость» и «Соображарий»

11 января 2018

Сегодня я расскажу про разработку двух игр для вечеринок: «Знаменитости» и «Соображария». Первая из них оказалась предшественницей и прообразом второй игры — гораздо более успешной, чем первая.

 

 

ЧАСТЬ I. ЗНАМЕНИТОСТЬ

Разгляди беду

 

Концепция «Знаменитости» родилась из мысли о том, что все настольные игры на эрудицию — несовершенны. По-английски такие игры называются «trivia games», и Trivial Pursuit — одна из самых известных игр жанра. Принцип прост: есть вопрос на какую-то тему (поп-культура, лингвистика, кино, математика — да что угодно), и игроки должны выбрать правильный ответ из списка или назвать его «из головы».

 

Неустранимая беда игр на эрудицию в том, что количество вопросов ограничено. Комплектация игры конечна, колода вопросов конечна, поэтому за несколько партий игроки ознакомятся со значительной частью вопросов и ответов, и играть станет неинтересно. Тут нужно сказать, что интерес падает даже не когда все вопросы будут использованы, а существенно раньше — когда вопросы, на которые игроки уже знают ответы, станут попадаться в новых партиях слишком часто.

 

Я видел «challenge» (геймдизайнерский вызов) в том, чтобы придумать игру с бесконечным количеством вопросов. Понятно, что вопросы должны генерироваться в процессе игры из неких компонентов. Осталось придумать эти составляющие.

 

Назови человека

 

Сперва нужно условиться, что за «категория» будет основой игры: например, история, литература или географические названия — достаточно популярные темы trivia-игр. Но мы конкретизируем ещё точнее: нужно назвать известного человека.

 

Если я правильно помню, то первой идеей было «назови человека [профессии], чья фамилия начинается на [букву]». Художник на «Р» — Рембрандт или Репин, писатель на «П» — Пушкин или Пастернак. При тестах выяснилось, что нужно разрешить называть не только фамилии и псевдонимы, но также имена и прозвища, ради упрощения.

 

Хорошо, но мало и просто. Что составляет наши знания о какой-либо знаменитой личности? Так я вычленил четыре субкатегории: уже названные профессия и первая буква, а также яркий факт биографии и страна происхождения. Впоследствии стало ясно, что страна происхождения — слишком узкое ограничение, и стало можно называть любую страну, как-либо связанную с известной личностью. Например, Репин на закате жизни проживал в Финляндии, а Пушкин побывал-таки в Турции, в Арзруме.

 

Под эту комбинацию подойдёт, например, легендарный царь Эдип.

 

Собери прототип

 

Я быстро подобрал «вопросы» по четырём субкатегориям и нарезал четыре колоды для тестирования. Мне сразу было понятно, что другие компоненты игре, скорее всего, не понадобятся: будем считать очки картами заданий.

 

Следующий этап: проработать геймплей. Ясно, что игрок должен назвать знаменитость по отрытой карте (или картам), но как именно, в каком порядке передаётся ход и т. п.? Это был единственный случай, когда я с необыкновенной смелостью принёс свежепорезанный прототип сразу на игротеку в кафе, на которой присутствовали даже незнакомые мне люди. Мы на ходу стали придумывать, как играть в предоставленные компоненты.

 

Открываем первую карту: Клаус Тойбер! Вторую: Том Вэзел! Третью: Александр Булгаков! Четвёртую: Тимофей Бокарёв!!

 

За несколько прогонов выяснилось, что варианты с передачей хода (в том числе при отсутствии версий у активного игрока) не работают. А вот если игроки пытаются назвать знаменитость по открытым субкатегориям одновременно — получается весело. Далее возник вариант открывать по одной карте и каждый раз называть новую подходящую личность. На следующий, если не ошибаюсь, день, мы уже играли в прототип в офисе Hobby World с редакцией и директорами, и это была финальная версия правил.

 

Перехвали автора

 

Игру расхвалили и сразу приняли к изданию. Нужно учитывать, что то была весна 2013 года, когда у Hobby World практически не было собственных разработок в издаваемом портфолио. Впрочем, уже тогда всем было очевидно, что аудитория игры довольно узкая: люди, которые любят непростые trivia-игры.

 

С помощью карт «Знаменитости» можно загадывать загадки. Подберите ответ к этой комбинации:


 

Косметические доработки делались на стадии вёрстки и сопроводительного тестирования. Например, все факты на картах составлены в женском роде, как будто требуется назвать знаменитость-женщину. Это сделано специально для того, чтобы игроки не забывали: можно также называть известных женщин.

 

«Знаменитость» для издательства не стала ни провальной, ни успешной игрой: она пережила два тиража — вполне типично для средних продуктов, которые делают основной оборот компании. Для продвижения были некоторые соображения по маркетингу, например, даже пытались связаться с «Что? Где? Когда?» для возможного пиара или рекламы. Напрасные усилия.

 

Итоговый результат хорошо описал гендиректор Михаил Акулов. Не ручаюсь за точность цитирования, но как-то так: «Знаменитость» — отличная игра, но она слишком умная.

 

Признай недостатки

 

Я часто играю в «Знаменитость» с друзьями: нам игра действительно нравится. Но если признать, что игру мы издавали не для моей компании друзей, а для более широкой аудитории, то стоит найти очевидные недостатки.

  • Действительно сложно, по сравнению с другими trivia-играми. Обычно игры данного жанра предлагают варианты ответа (например, нужно выбрать один из четырёх), а тут ответ нужно сочинить.
  • Сложно, даже если, как рекомендуют правила, играть без колоды стран.
  • Мыслительные паузы во время придумывания ответа к головоломным комбинациям субкатегорий составляют чуть ли не основную часть игрового процесса.
  • Иногда по требованию соперников ответ приходится проверять по википедии (это рекомендуют правила), что также отнимает время у игрового процесса.
  • Значительная часть комбинаций из 4 карт не позволяет игрокам придумать подходящий ответ (и психологически это не очень приятно).
  • Выигрывает самый эрудированный: игрокам, не готовым к такого рода играм, будет обидно, и по второму разу они за игру не сядут.

 

 

Но яркое достоинство «Знаменитости» остаётся достоинством. Это игра на эрудицию с бесконечным количеством вопросов. Стало быть, у нас есть игровой движок с прикольной «фичой». Как его использовать?

 

ЧАСТЬ II. СООБРАЖАРИЙ

Откатись назад

 

Сразу по окончании разработки «Знаменитости» у меня возникла мысль, что её движок можно применить и к другим темам trivia-игр. То есть не обязательно называть людей. Можно разбить на субкатегории и подбирать под них произведения литературы, кино или искусства (такую версию я даже пытался составить, но она не дошла даже до сборки прототипа). Или географические наименования. Или исторические события. Да что угодно.

 

Откатившись к самой ранней идее «Знаменитости», я получил комбинацию «категория» и «первая буква», причём под категорией может пониматься почти что угодно.

 

Разнообразие первых букв:


 

Механика популярная, из детской игры, в которую мы играли в начальной школе. Ведущий задавал вопрос типа «город» или «название фильма» и про себя зачитывал алфавит, а кто-нибудь кричал ему «стоп». Получалось что-то типа «кино на букву Б». А дальше начинался экшен! Кто вспоминал «Белое солнце пустыни», мог без опаски перейти за финишную черту позади ведущего. Остальным надо было перебежать так, чтобы ведущий их не осалил.

 

Впрочем, и в настолках механика «слово на букву, по категории» нещадно эксплуатируется. Проблема таких игр — они скучные, быстро приедаются. «Имя мальчика на Г» или «Город на М» — такие задания выпадают практически в каждой игре с этой механикой (и в «Соображарии», конечно, тоже).

 

Унылые и примитивные задания встречаются и в «Соображарии»:

 

 

Усложни простое

 

Итак, первый недостаток механики — простые и предсказуемые вопросы (скорее всего, из-за того, что игра предназначена для игры детей и родителей). Значит, если сделать задания разнообразнее и сложнее, то это уже конкурентное преимущество.

 

Но есть второй и главный недостаток — гладкость, даже нудность игрового процесса. «Страна на С», «Еда на В», «Животное на У». Кончилась колода? Перетасуйте снова. И больше ничего не происходит.

 

Так родилась идея «взрывного» геймплея, в котором обычные категории перемежаются спецзаданиями, меняющими правила игры на один раунд. Это аукцион («Кто больше?»), перебор подходящих версий («Кто последний»?), попытка назвать самое короткое слово («Кто короче»?) или необходимость назвать два слова на две разные буквы («Две буквы»). Добавление карт спецзаданий удачно «сломало» гладкость игрового процесса и позволило разнообразить количество победных очков, разыгрываемых в одном раунде. Именно спецзадания — самое интересное, что есть в «Соображарии».

 

Всяческие спецзадания:

 

 

Порадуй коллег

 

Первый прототип был и последним: игра сразу была собрана почти в финальной версии, менялись лишь отдельные категории. В офисе она всем понравилась. Но вряд ли кто-то предвидел, насколько «Соображарий» будет успешен. Появившись летом 2015 года, игра стала лучшим дебютом среди всех собственных проектов Hobby World (кроме World of Tanks: Rush): первый тираж был реализован почти сразу.

 

На начало 2018 года линейка «Соображария» состоит из 4 изданий: «Соображарий», совместимый с ним «Соображарий Два!!», скоростной «Соображарий Турбо» и детский «Соображарий Junior». Ещё несколько изданий готовятся.

 

«Ускоренная» версия игры (без тех спецзаданий, которые требуют много времени) с круглыми картами в металлической банке:

 

 

В составляемой мною базе заданий «Соображария» сейчас около 200 разнообразных категорий, протестированных по всем комбинациям с буквами. Это значит, что в игре почти не возникает ситуаций, когда игроки  не могут подобрать ответ к комбинации буквы с категорий (это было одной из главных проблем «Знаменитости»). Вообще, тестирование заданий оказалось чрезвычайно важным, так как многие категории, которые сочиняются «на коленке» и кажутся хорошими, наоборот, не работают: ответы не составляются. Кстати, и википедия теперь игрокам вряд ли потребуется.

 

Задания очень разные, иногда неожиданные:

 

 

«Соображарий» в разных версиях — та игра, в которую я играю в компании с друзьями чаще всего.

 

Бонус для тех, кто дочитал до конца

 

  • И «Знаменитость», и «Соображарий» — мои авторские названия игр, которые успешно прошли утверждение в Hobby World.
  • Название «Соображарий» было предложено в шутку как перекличка с другой моей игрой для вечеринок — «Воображарием». С тех пор игроки обсуждают, какие ещё «-арии» может выпустить Hobby World. У меня, кстати, хранится список таких потенциальных названий.
  • Обе игры минималистичны при высокой реиграбельности. В комплектации — только карты, и теми же картами в индивидуальном сбросе игрок считает свои победные очки. В «Соображарии» очки считаются по звёздочкам на картах: на одной карте их может быть от минус двух (штраф) до плюс двух.
  • Своим успехом «Соображарий» в немалой степени обязан великолепному художественному оформлению, которое создал Сергей Дулин, дизайнер и художник Hobby World.
  • К концу 2017 года «Соображарий» был издан на русском, немецком, польском и итальянском языках. Несколько новых иностранных изданий ожидаются в 2018-м.

 

Две буквы, два слова. Ваши варианты?

 

 

А вот в детском «Соображарии Junior» никаких «ругательных» и вообще неподходящих карточек нет. И все карточки заданий украшены забавными рисунками:

 

 

В предыдущих сериях:

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Mazz_O написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Соображарий хорош, уже проверен временем. Прикупил вторую серию и уже всё замешал.

Спасибо за обзор и игры.

(Кстати, дети без проблем рубятся в версию без рисунков =))

pegasoff написал 6 лет назад: # скрыть ответы

А взрослые без проблем рубятся в детскую версию с рисунками :)

Arhiserg написал 6 лет назад: # скрыть ответы

значит, нужно выпустить "взрослую версию с рисунками", ну, вы понимаете, о чем я ;)

pegasoff написал 6 лет назад: #

Реально «взрослый» Соображарий, в который не стоит играть с детьми, скоро появится на прилавках. И он очень весёлый.

interrogateur написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо за статью всегда интересно, как происходит рождение игр. Можете сказать пару слов о вашей игре "Перепутаница".
Мне понравилась идея с двусторонним добблем. Сейчас игры нигде нет особенно первой без Микки мауса. Это проблема из-за близости к игре доббль по механике или игра не пользовалась спросом?

pegasoff написал 6 лет назад: #

Про «Перепутаницу» я, к сожалению, не могу ничего сказать: проект заморожен по не зависящим от автора причинам.

GarnaDevka написала 6 лет назад: # скрыть ответы

Соображарий стал незаменимой игрой на полке! Одна из немногих игр, которая доступна с самого раннего возраста и помогает родителям развивать деток. Знаю, что у Hobby World есть целая серия подобных игр, но начали мы именно с этой. Было приятно узнать о ней немного больше.

pegasoff написал 6 лет назад: #

Спасибо на добром слове!

SkAZi написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Знаменитость есть за подписью автора, что в двойне приятно, и игра хорошая, но вот я как раз из тех, кто чувствует себя полным дэбилом в собственной компании. =)) При том что, вообще говоря, не полный, просто память на имена хреновая, я даже любимых актёров гуглю обычно... «ну этот, как его, ну дядя Фэстор за Аддамсов и профессор из Назад в будущее!». =)

А вот про Соображарий как-то и не знал даже, с 2-х шагов от Воображария не отличил бы. И тут, мне кажется, промах в именовании, я б и не узнал, что есть игра на механике Знаменитости, если бы не эта статья. А так теперь точно возьму. Если в магазине не перепутаю с Воображарием только... %)

pegasoff написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Воображарий и Соображарий сильно различаются размером коробки, трудно спутать )

SkAZi написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Если про меня говорить то ок, теперь запомню и отличу) А вот глобально, опять же, мысли о том, что это не трэвел-версия Воображария - в голову бы точно не пришло. Да я б и не прочитал «С», если бы теперь не знал про то, что это 2 совершенно разные игры.

pegasoff написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Я бы хотел ещё какой-нибудь «-ображарий» выпустить. )

SkAZi написал 6 лет назад: #

Подкину идей, раз такая маза!
Шоображарий - белорусская локализация
Гоображарий - абстракт с элементами тривиа
Бображарий - игра на ловкость с элементами тривиа
Дображарий - музыкальная тривиа игра
Кображарий - варгейм с элементами тривиа
Зоображарий - сет-коллект с элементами...
Нображарий - игра про скачки с элементами...
Яображарий - тривиа 18+ в стилистике аниме
Ооображарий - корпоративная версия
;)

imurseev написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Очень интересная и полезная статья - спасибо!
Я так вообще считаю "Соображарий" одним из лучших пати-геймов, даже за пределами российских разработок, и всегда беру его с собой.
Спасибо за клёвые игры!

pegasoff написал 6 лет назад: #

Спасибо!