-AdRiver-
Solo написал 18 минут назад к статье «О мышах и тайнах». Впечатления начинающего игрока: # Правил не читал, в игру не играл, но боюсь, хоумрул с сохранением оруж...
Ifikl написал 19 минут назад к игре Баталия: # Один прорыв батареи и 1 соседский пожар - вот уже и очень сильно.
scorp666ion написал 20 минут назад к игре О мышах и тайнах: Угасшее сердце: # Вот здесь https://drive.google.com/file/d/1Wl3NyRIL7aTa9v3Cl-d1xflnDTo...
Carboxed написал час назад к новости На экранах [11.12.2018]: # Разумеется я про цифру
Brahman написал час назад к игре Root: # А втроем? туда же, к 2?) Троих вот смогу собрать, 4 на постоянной уже ...
На экранах [11.12.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
Локализация игры «Раджи Ганга»
«Фабрика игр» открыла предзаказы на игру «Раджи Ганга».
Добро пожаловать в Мир Тьмы!
«Студии 101» удалось собрать основную сумму для выпуска НРИ «Вампиры: Маскарад».
Обзорная башня [10.12.2018]
В этом выпуске: обзоры игр ROOT («Корни») и «О мышах и тайнах», а также стандарт...
Кланк! Спускаешься в подземелье или забоялся?
«Лавка игр» открыла предзаказы на игру «Кланк! Подземное приключение».

Carlito

Три столпа в мире евро

12 октября 2018

Оценка пользователей
6.7465
-

 

Сегодня речь пойдёт о трёх настольных играх, которые являются признанной классикой жанра. А именно: «Каркассон», «Каменный век» и «Агрикола». И если вы не представляете настольный вечер без размещения крестьян на поле, добычи дерева и камней, разведения коров и овец, а также обмена этого всего и получения выгоды в виде непонятных неискушённому читателю очков победы, или же хотите разобраться, про что вообще речь, то мы приступаем.

 

Это будет вводный обзор, в котором я расскажу о своём знакомстве с этими отличными, давно ставшими признанными хитами, пережившими не один тираж экземплярами настольных, не побоюсь громкого слова, шедевров. Кто-то может не любить жанр Евро и ему только подавай орды зомби в виде пластиковых фигурок, рандом на кубиках, густую атмосферу и крепко сбитый сюжет. Копаться в полях «Каркассона», шахтах «Каменного века» и фермах «Агриколы» ему может быть нестерпимо скучно, но не признавать значимость данных проектов для мира настольного хобби в целом рассудительный и вдумчивый настольщик, даже если он подвержен духу авантюризма ролевых игр, просто не может. Мне одинаково нравится как жанр Евро, так и Америтреш, и ролевые игры. Люблю чёткий расчёт, но и швырнуть кубики в стакан, доверившись воле случая в отдельно взятом приключении, в которое настольная игра может увлечь вас не на один час, я тоже не против.

 

И, стало быть, наши сегодняшние гости.

 

 

Подбирал их осмысленно и вдумчиво. Хотел, чтобы в игру можно было без ущерба (плюс-минус, конечно) играть вдвоём, и желательно масштабирование на большее количество участников, это было первое и, наверное, основное требование. Забегая вперёд, скажу: на мой взгляд, по сложности эти игры как раз расположились в той последовательности, как я их выше и перечислил. Здесь нет примитивных игр. Если я считаю «Каркассон» легче «Каменного века» и «Агриколы», это не значит, что он менее интересен, нет. «Лёгкость» здесь идёт в том контексте, что он более аскетичный в визуальном, тактильном плане. Вводные правила перед игрой с человеком, не видевшим его до этого, можно рассказать минут за 5–7, и в процессе объяснять нюансы. Лёгкость — в освоении, но не в стратегической глубине. «Каменный век» — золотая середина: лаконичное, но в то же время красивое и необычайно уютное оформление, правила, которые осваиваются минут за 8–12, делают его кандидатом номер один в моём рейтинге игр, служащих для заманивания новых жертв в настольную секту! ;) Ну и мастодонт Еврогейма, заслуженный фермер Германии, игра «Агрикола». Здесь ваш стратегический талант можно раскрыть в полной мере, есть над чем поломать голову и даже прожжЁнные гики не уйдут обиженными, достанется всем! А кто сказал, что жизнь фермера легка?

 

«Каркассон»

 

 

С этой настолки началось моё увлечение. Хотя формально она была всё же второй, а первой игрой, которую я купил, была «Мистериум. Анна детектив». Но в тот же день, как я приобрёл «Анну», мне подарили «Каркассон». Пользуясь случаем, хочу поблагодарить того человека за проницательность в выборе подарка! :) То есть первое место поделено между ними.

 

Открывая коробку и видя некоторое количество картонных квадратиков (тайлов! как я потом узнал;))), из которых и состоит игра, трек подсчёта очков, 2 листочка правил и пакетик деревянных человечков (миплов), трудно заподозрить в этом мировой хит с многолетней историей и массой дополнений и ответвлений.

 

 

Но меня не проведёшь! Я-то читал и советовался по поводу этой игры и знал, что нужно убрать скептицизм от первого впечатления, прочитать два прилагаемых листа и попытаться выложить узоры из имеющихся картонных квадратов! Когда формальности в виде чтения правил и обуздания скептицизма от увиденного соблюдены, вам предстоит окунуться в мир средневековых феодальных распрей. Завоёвывать, разбойничать, не забывая про земледелие, само собой! Ну, а если серьёзно, то под довольно лаконичным внешним видом скрыта простая в освоении, но отточенная и глубокая игровая механика. Правила изучить легко, но стать отличным игроком в «Каркассон» — задача уже не такая тривиальная. К этой игре есть какое-то неприличное количество дополнений и ответвлений, как требующих базу игры, так и самостоятельных, выходящих уже на протяжении многих лет. Это красноречиво говорит о том, что замки, дороги и поля Каркассона не оставляют умы игроков по всему миру не просто так. И вам определённо стоит в этом убедиться, если ещё этого не сделали.

 

 

«Каменный век»

 

 

Как уже написал выше, для меня эта игра — золотая середина. У неё несложные правила и шикарное оформление. Это та настолка, которую я предпочитаю разложить, если человек играет первый раз. На эту роль, конечно, подходят и «Каркассон», и «Коднеймс дуэт» (речь о моей коллекции), но в «Каменном веке» подкупает яркое, запоминающееся оформление и несложные правила.

 

 

То есть основу можно рассказать минут за 10, а потом уже в процессе объяснять нюансы, и игра окажется глубокой и интересной. Можно, конечно, начинать и с игр попроще, но мы же хотим вырастить настоящих гиков, ведь так? ;) Оптимальное время партий — в районе часа. Можно, конечно, и быстрее, но, если никуда не торопиться, подумать над ходами, то примерно столько, а подумать есть над чем. Различное сочетание механик.

 

 

Нетипичные для Евро кубики, которые добавляют изюминку, особенно вкупе с кожаным стаканчиком (думаю, из кожи мамонта). Но игра лишь притворяется, что она тоже немного разбитной треш, на самом деле этот рандом — лишь отчасти рандом, его можно контролировать с помощью другой механики игры и изменять результат броска кубиков. «Каменный век» — игра очень элегантная, эстетически приятная и умная. Занимает почётное место в моей коллекции.

 

 

«Агрикола»

 

 

«Агрикола» была в моём вишлисте с самого начала, в первой пятёрке. Но довольно высокая цена вынуждала откладывать покупку. К тому моменту, как созрел, у меня уже был «Каркассон», «Каменный век» и «Великий западный путь». Обдумав это, решил, что покупка четвёртого Евро за 4к будет не лучшей идеей. И, как только смирился, что «Агрикола» так и останется идеей фикс — подвернулся отличнейший случай взять новую коробку почти в половину цены. Как говорится, сами звёзды сошлись, упускать было нельзя. )) Игра от одного из самых именитых авторов, Уве Розенберга, по праву считается жемчужиной Еврогеймов, пережившей не одно переиздание. У меня новая версия с переработанными и оптимизированными правилами. Из всей тройки эта настолка — самая масштабная и сложная, правила довольно объёмны и изобилуют нюансами. Разобравшись с ними, можно погрузиться в этот уютный мир фермерства. Уютным он окажется лишь на первый взгляд. Игра довольно конфликтна, даже в соло-режиме чувствуется потенциальный конфликт. Играя в соло, поймал себя на мысли, что будь сейчас живой противник, то борьба за ресурсы разгорелась бы нешуточная, а если бы он забрал нужный, что тогда? Потом были партии на двоих-троих участников, конфликтность растёт пропорционально количеству игроков. Игра в исключительно мирном сеттинге, которая на практике бросает нешуточный вызов. В зависимости от того, какие вам пришли карты, стратегия каждый раз будет разная, это обеспечивает реиграбельность. Карты комбинируются множеством способов, и вариантов развития — масса, в этом и прелесть данной игры.

 

 

Мирный, успокаивающий сеттинг вкупе с глубоким, напряжённым геймплеем дают нужный эффект. Понятно, почему эта игра входит в обойму лучших. В «Агриколу» у меня отыграно пока 5 партий, надеюсь, в будущем она раскроется для меня ещё больше, чувствуется потенциал.

 

 

Итого

 

Завершая, хочу сказать, что знаю людей, которым не нравится, например, «Каркассон» (просто как пример), они считают его скучным. Я уверен: это отчасти потому, что каждая игра по-разному раскрывается в разных компаниях. У нас были марафоны по «Каркассону» партий на 6 подряд, где все увлечены процессом, обсуждения кипят, даже поругаться успели. И получаешь массу эмоций от этой, на первый взгляд, простой игры. В то же время была пара партий, где человек предвзято настроен изначально, он не пытается понять или проникнуться игрой, ему это категорически не нравится. Если настолка вам не понравилась, возможно, вы попадали в те разы и в том составе участников, который не позволял прочувствовать игру, или же вы были с той стороны, которая недостаточно пыталась вникнуть в процесс. Или же есть шанс, что это действительно не ваше, и надо просто пробовать другое. Если вы чувствовали потенциал в непонравившейся игре — дайте ей ещё один шанс, изменив какие-то вводные, вроде состава участников или своего настроя, это реально работает.

 

Спасибо за внимание. Играйте в хорошие игры!

 

 

P.S. Подпишитесь на группу «Настолки Омск», ваше участие главный стимул для написания следующего обзора.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Exxento написал полмесяца назад: #
Только Агрикола

Агриколу ещё можно назвать более или менее значимой и достойной уважения, остальное - чистая вкусовщина. Если у Вас на полке это столпы, то для меня - кочки, которые надо выровнять, что я, несколько раз споткнувшись, и сделал :) А Агрикола - это вообще, ИМХО, больше феномен и веха. И я, к слову, ближе к казуалу в своих предпочтениях. Но продать такого мастодонта пока рука не поднимается. Из-за совершенной простоты правил, что не иначе как гениально. И при такой простоте, глубина такова, что по ней можно уроки преподавать, и даже по семейным правилам. Правда чувствуешь себя после игры тоже примерно как после занятий... по математичному прагматизму :) Вот только после партии пишу.

ZhiganovAlexander написал 2 месяца назад: # скрыть ответы
Столпы

На аргументах автора о значимости этих игр можно построить тезис о том, что Монополия - столп настольных игр. Вот только это не так.
Продажи и переиздания - это хорошо, вот только что эти игры сделали для жанра?

SadSido написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Нравится вам это или нет, Монополия и Манчкин это ещё какие столпы настольных игр. Для жанра они сделали самое главное: показали миллионам людей в мире, что можно отлично проводить время, собираясь и играя в настолки.

ZhiganovAlexander написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Популяризация - это совсем другая история. Тетрис популяризовал видеоигры, но является ли он столпом какого-нибудь жанра? Нет. В RPG все оглядываются на Baldur's Gate и Fallout, в TBS - на Цивилизацию и HoMM.
С точки зрения популярности Колонизаторы намного важнее, чем Каменный Век и Агрикола, а с точки зрения текущей их роли в евро-играх - все никому не нужны.

SadSido написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Что в вашем понимании означает "никому не нужны"? Я думаю, что в Каркассон и Колонизаторов играют больше, чем во всё остально евро, вместе взятое.

Какие евро-игры по вашему являются столпами жанра?

ZhiganovAlexander написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Я же обозначил, что веду речь не про популярность.
"Никому не нужны" означает, что уникальные механик этих игр не встречаются в более поздних евро-играх высокого уровня, потому что эта троица не привнесла в жанр ничего такого, за что их можно назвать "столпами" с точки зрения геймдизайна.

ThunderWolf написал полтора месяца назад: #

т.е. после Каркассона не вышло ни одной евроигры с механиками тайл-плейсмент, мипл-плейсмент (не путать с вокер) и ареа-контрол?

maleficmax написал полтора месяца назад: #

А потом начали уверенно делать обратное, так как уже раза три за последний год слышал разновидности фразы "типа монополии, не я не хочу".

Ifikl написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Для жанра? Они его популяризировали. Этого мало? Так бы у нас до сих пор люди старше 15 лет играли лишь в азартные да протоабстракты.

ZhiganovAlexander написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Если про Каркассон это еще можно принять с натяжкой, то вот процент игравших в России в Каменный Век или Агриколу ничтожно мал для популяризации.

DmitriyP написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Россия не показатель, у нас в настольные игры вообще недавно стали играть

perec написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

В них везде недавно стали играть. Обе игры всего лет десять назад появились.

DmitriyP написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Имею в виду совсем недавно. В России подъем настольных игр произошел года два-три как. Поэтому сейчас и воспринимают локализованные Гавр, Агриколу, Брасс, Через века противоречиво: кто-то как новинки, а кто-то как старье (всего-то десять лет), которое "не привнесло ничего нового" (сразу понятно, насколько в теме комментатор). Я вот для себя только открыл Принцев Флоренции. Невзрачная на вид (по нынешним временам) игра 2000 года, но внешними атрибутами меня не купить. Сыграв, понял, почему в свое время она занимала место в тройке БГГ, и чаще всего ее называли элегантной.

USSRocker написал полтора месяца назад: #

Подняли настолки, теперь можно и страну поднять!

ThunderWolf написал полтора месяца назад: #

Мнэ... столбики у вас какие-то жиденькие.

Столп - это основва,твердыня на которой зиждется нынешнее поколение игр. Что то знаковое и древнее. Каким образом пойнт-салат из достаточно свежей Агриколы(2007) может быть столпом я не понимаю

Какие у нас сейчас механики самые популярные в евро?

Ну вот, например, Закрытый драфт. Есть в каждом втором корыте. Нынешний яркий европредставитель - Покорение Марса. Откуда пошел закрытый драфт? BGG подсказывает нам, что одной из первых игр с механикой card drafting была игра ZooLoo. Аж 1900 года издания. Вы со своим столпом промахнулись более, чем на век. Впрочем, в Зулу драфт не слишком похож на привычный нам, а провести исследование и найти реальных прародителей современных игр у меня, к сожалению, нет времени.

Valenox написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Слог хороший. Язык русский. Но создается ощущение, что статья могла называться "Евро-игры, которые удалось купить", что не отменяет прелести выбора представителей поджанров.

Mazz_O написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Константин, напиши своих столпов. Мне интересно твоё видение.

Valenox написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Макс, сначала надо договориться о понятиях:

а) "Столп" - в значении "столб" (высокий, выдающийся объект) или в значении "опора, основа", "авторитет, яркий пример, побуждение к развитию" ?

Вот, братья Березуцкие - это столпы или столбы?

б) наломать еще копий на тему "что такое евро-игра"?

Но, как бы там ни было, твоя тройка мне нравится. Она умудряется сидеть между стульями А и Б.

Mazz_O написал полтора месяца назад: #

Выдающиеся объекты - это предмет споров на сотню комментариев. Что-нибудь из опор и основ.

Ну и про копья я бы тоже почитал. =)

Mazz_O написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Разговоры в сторону, продолжаем делится столпами.

Puerto Rico, Caylus, El Grande.

Slim_Slam_Snaga написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Дедуля, вечеринка "кому за 70" у нас по средам;))))

Valenox написал полтора месяца назад: #

Макс, зажигай, среда настала!))