-AdRiver-
perec написал 10 минут назад к игре Зодчие: # Че-то не понял, кто у кого по вашему что-то украл. В "Королевский дво...
Ramali написал 17 минут назад к статье «Клинок и колдовство»! Впечатления: # Даже если стоять на месте...вы забыли о событиях.
onlyan написал 19 минут назад к новости «Эволюция. Климат» на CrowdRepublic: # Копрофаги, налетай )
sintenced написал 23 минуты назад к статье «Клинок и колдовство»! Впечатления: # 1. Потому что он перечислил черты доброй половины игр. И не надо сейча...
amberLord написал 27 минут назад к игре Феод: # Не то чтобы, я сомневался в коллегах с БГГ, но аналогия крайне неудачн...
«Эволюция. Климат» на CrowdRepublic
На площадке народного финансирования CrowdRepublic началась кампания-предзаказ п...
На экранах [16.10.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
Обзорная башня [15.10.2018]
В этом выпуске: рецензия на игры «Каркассон», «Каменный век» и «Агрикола», а так...
«Шерлок Холмс, детектив-консультант»
«Шерлок Холмс» — неустаревающий прародитель жанра «настольных» детективов — уже ...
С миру по нитке [12.10.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Cosmodrome Games ...

Carlito

Три столпа в мире евро

12 октября 2018

Оценка пользователей
6.7762
-

 

Сегодня речь пойдёт о трёх настольных играх, которые являются признанной классикой жанра. А именно: «Каркассон», «Каменный век» и «Агрикола». И если вы не представляете настольный вечер без размещения крестьян на поле, добычи дерева и камней, разведения коров и овец, а также обмена этого всего и получения выгоды в виде непонятных неискушённому читателю очков победы, или же хотите разобраться, про что вообще речь, то мы приступаем.

 

Это будет вводный обзор, в котором я расскажу о своём знакомстве с этими отличными, давно ставшими признанными хитами, пережившими не один тираж экземплярами настольных, не побоюсь громкого слова, шедевров. Кто-то может не любить жанр Евро и ему только подавай орды зомби в виде пластиковых фигурок, рандом на кубиках, густую атмосферу и крепко сбитый сюжет. Копаться в полях «Каркассона», шахтах «Каменного века» и фермах «Агриколы» ему может быть нестерпимо скучно, но не признавать значимость данных проектов для мира настольного хобби в целом рассудительный и вдумчивый настольщик, даже если он подвержен духу авантюризма ролевых игр, просто не может. Мне одинаково нравится как жанр Евро, так и Америтреш, и ролевые игры. Люблю чёткий расчёт, но и швырнуть кубики в стакан, доверившись воле случая в отдельно взятом приключении, в которое настольная игра может увлечь вас не на один час, я тоже не против.

 

И, стало быть, наши сегодняшние гости.

 

 

Подбирал их осмысленно и вдумчиво. Хотел, чтобы в игру можно было без ущерба (плюс-минус, конечно) играть вдвоём, и желательно масштабирование на большее количество участников, это было первое и, наверное, основное требование. Забегая вперёд, скажу: на мой взгляд, по сложности эти игры как раз расположились в той последовательности, как я их выше и перечислил. Здесь нет примитивных игр. Если я считаю «Каркассон» легче «Каменного века» и «Агриколы», это не значит, что он менее интересен, нет. «Лёгкость» здесь идёт в том контексте, что он более аскетичный в визуальном, тактильном плане. Вводные правила перед игрой с человеком, не видевшим его до этого, можно рассказать минут за 5–7, и в процессе объяснять нюансы. Лёгкость — в освоении, но не в стратегической глубине. «Каменный век» — золотая середина: лаконичное, но в то же время красивое и необычайно уютное оформление, правила, которые осваиваются минут за 8–12, делают его кандидатом номер один в моём рейтинге игр, служащих для заманивания новых жертв в настольную секту! ;) Ну и мастодонт Еврогейма, заслуженный фермер Германии, игра «Агрикола». Здесь ваш стратегический талант можно раскрыть в полной мере, есть над чем поломать голову и даже прожжЁнные гики не уйдут обиженными, достанется всем! А кто сказал, что жизнь фермера легка?

 

«Каркассон»

 

 

С этой настолки началось моё увлечение. Хотя формально она была всё же второй, а первой игрой, которую я купил, была «Мистериум. Анна детектив». Но в тот же день, как я приобрёл «Анну», мне подарили «Каркассон». Пользуясь случаем, хочу поблагодарить того человека за проницательность в выборе подарка! :) То есть первое место поделено между ними.

 

Открывая коробку и видя некоторое количество картонных квадратиков (тайлов! как я потом узнал;))), из которых и состоит игра, трек подсчёта очков, 2 листочка правил и пакетик деревянных человечков (миплов), трудно заподозрить в этом мировой хит с многолетней историей и массой дополнений и ответвлений.

 

 

Но меня не проведёшь! Я-то читал и советовался по поводу этой игры и знал, что нужно убрать скептицизм от первого впечатления, прочитать два прилагаемых листа и попытаться выложить узоры из имеющихся картонных квадратов! Когда формальности в виде чтения правил и обуздания скептицизма от увиденного соблюдены, вам предстоит окунуться в мир средневековых феодальных распрей. Завоёвывать, разбойничать, не забывая про земледелие, само собой! Ну, а если серьёзно, то под довольно лаконичным внешним видом скрыта простая в освоении, но отточенная и глубокая игровая механика. Правила изучить легко, но стать отличным игроком в «Каркассон» — задача уже не такая тривиальная. К этой игре есть какое-то неприличное количество дополнений и ответвлений, как требующих базу игры, так и самостоятельных, выходящих уже на протяжении многих лет. Это красноречиво говорит о том, что замки, дороги и поля Каркассона не оставляют умы игроков по всему миру не просто так. И вам определённо стоит в этом убедиться, если ещё этого не сделали.

 

 

«Каменный век»

 

 

Как уже написал выше, для меня эта игра — золотая середина. У неё несложные правила и шикарное оформление. Это та настолка, которую я предпочитаю разложить, если человек играет первый раз. На эту роль, конечно, подходят и «Каркассон», и «Коднеймс дуэт» (речь о моей коллекции), но в «Каменном веке» подкупает яркое, запоминающееся оформление и несложные правила.

 

 

То есть основу можно рассказать минут за 10, а потом уже в процессе объяснять нюансы, и игра окажется глубокой и интересной. Можно, конечно, начинать и с игр попроще, но мы же хотим вырастить настоящих гиков, ведь так? ;) Оптимальное время партий — в районе часа. Можно, конечно, и быстрее, но, если никуда не торопиться, подумать над ходами, то примерно столько, а подумать есть над чем. Различное сочетание механик.

 

 

Нетипичные для Евро кубики, которые добавляют изюминку, особенно вкупе с кожаным стаканчиком (думаю, из кожи мамонта). Но игра лишь притворяется, что она тоже немного разбитной треш, на самом деле этот рандом — лишь отчасти рандом, его можно контролировать с помощью другой механики игры и изменять результат броска кубиков. «Каменный век» — игра очень элегантная, эстетически приятная и умная. Занимает почётное место в моей коллекции.

 

 

«Агрикола»

 

 

«Агрикола» была в моём вишлисте с самого начала, в первой пятёрке. Но довольно высокая цена вынуждала откладывать покупку. К тому моменту, как созрел, у меня уже был «Каркассон», «Каменный век» и «Великий западный путь». Обдумав это, решил, что покупка четвёртого Евро за 4к будет не лучшей идеей. И, как только смирился, что «Агрикола» так и останется идеей фикс — подвернулся отличнейший случай взять новую коробку почти в половину цены. Как говорится, сами звёзды сошлись, упускать было нельзя. )) Игра от одного из самых именитых авторов, Уве Розенберга, по праву считается жемчужиной Еврогеймов, пережившей не одно переиздание. У меня новая версия с переработанными и оптимизированными правилами. Из всей тройки эта настолка — самая масштабная и сложная, правила довольно объёмны и изобилуют нюансами. Разобравшись с ними, можно погрузиться в этот уютный мир фермерства. Уютным он окажется лишь на первый взгляд. Игра довольно конфликтна, даже в соло-режиме чувствуется потенциальный конфликт. Играя в соло, поймал себя на мысли, что будь сейчас живой противник, то борьба за ресурсы разгорелась бы нешуточная, а если бы он забрал нужный, что тогда? Потом были партии на двоих-троих участников, конфликтность растёт пропорционально количеству игроков. Игра в исключительно мирном сеттинге, которая на практике бросает нешуточный вызов. В зависимости от того, какие вам пришли карты, стратегия каждый раз будет разная, это обеспечивает реиграбельность. Карты комбинируются множеством способов, и вариантов развития — масса, в этом и прелесть данной игры.

 

 

Мирный, успокаивающий сеттинг вкупе с глубоким, напряжённым геймплеем дают нужный эффект. Понятно, почему эта игра входит в обойму лучших. В «Агриколу» у меня отыграно пока 5 партий, надеюсь, в будущем она раскроется для меня ещё больше, чувствуется потенциал.

 

 

Итого

 

Завершая, хочу сказать, что знаю людей, которым не нравится, например, «Каркассон» (просто как пример), они считают его скучным. Я уверен: это отчасти потому, что каждая игра по-разному раскрывается в разных компаниях. У нас были марафоны по «Каркассону» партий на 6 подряд, где все увлечены процессом, обсуждения кипят, даже поругаться успели. И получаешь массу эмоций от этой, на первый взгляд, простой игры. В то же время была пара партий, где человек предвзято настроен изначально, он не пытается понять или проникнуться игрой, ему это категорически не нравится. Если настолка вам не понравилась, возможно, вы попадали в те разы и в том составе участников, который не позволял прочувствовать игру, или же вы были с той стороны, которая недостаточно пыталась вникнуть в процесс. Или же есть шанс, что это действительно не ваше, и надо просто пробовать другое. Если вы чувствовали потенциал в непонравившейся игре — дайте ей ещё один шанс, изменив какие-то вводные, вроде состава участников или своего настроя, это реально работает.

 

Спасибо за внимание. Играйте в хорошие игры!

 

 

P.S. Подпишитесь на группу «Настолки Омск», ваше участие главный стимул для написания следующего обзора.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
ZhiganovAlexander написал 4 дня назад: # скрыть ответы
Столпы

На аргументах автора о значимости этих игр можно построить тезис о том, что Монополия - столп настольных игр. Вот только это не так.
Продажи и переиздания - это хорошо, вот только что эти игры сделали для жанра?

SadSido написал 4 дня назад: # скрыть ответы

Нравится вам это или нет, Монополия и Манчкин это ещё какие столпы настольных игр. Для жанра они сделали самое главное: показали миллионам людей в мире, что можно отлично проводить время, собираясь и играя в настолки.

ZhiganovAlexander написал 4 дня назад: # скрыть ответы

Популяризация - это совсем другая история. Тетрис популяризовал видеоигры, но является ли он столпом какого-нибудь жанра? Нет. В RPG все оглядываются на Baldur's Gate и Fallout, в TBS - на Цивилизацию и HoMM.
С точки зрения популярности Колонизаторы намного важнее, чем Каменный Век и Агрикола, а с точки зрения текущей их роли в евро-играх - все никому не нужны.

SadSido написал 4 дня назад: # скрыть ответы

Что в вашем понимании означает "никому не нужны"? Я думаю, что в Каркассон и Колонизаторов играют больше, чем во всё остально евро, вместе взятое.

Какие евро-игры по вашему являются столпами жанра?

ZhiganovAlexander написал 4 дня назад: #

Я же обозначил, что веду речь не про популярность.
"Никому не нужны" означает, что уникальные механик этих игр не встречаются в более поздних евро-играх высокого уровня, потому что эта троица не привнесла в жанр ничего такого, за что их можно назвать "столпами" с точки зрения геймдизайна.

maleficmax написал 5 часов назад: #

А потом начали уверенно делать обратное, так как уже раза три за последний год слышал разновидности фразы "типа монополии, не я не хочу".

Ifikl написал 4 дня назад: # скрыть ответы

Для жанра? Они его популяризировали. Этого мало? Так бы у нас до сих пор люди старше 15 лет играли лишь в азартные да протоабстракты.

ZhiganovAlexander написал 4 дня назад: # скрыть ответы

Если про Каркассон это еще можно принять с натяжкой, то вот процент игравших в России в Каменный Век или Агриколу ничтожно мал для популяризации.

DmitriyP написал 2 дня назад: # скрыть ответы

Россия не показатель, у нас в настольные игры вообще недавно стали играть

perec написал 2 дня назад: # скрыть ответы

В них везде недавно стали играть. Обе игры всего лет десять назад появились.

DmitriyP написал 2 дня назад: #

Имею в виду совсем недавно. В России подъем настольных игр произошел года два-три как. Поэтому сейчас и воспринимают локализованные Гавр, Агриколу, Брасс, Через века противоречиво: кто-то как новинки, а кто-то как старье (всего-то десять лет), которое "не привнесло ничего нового" (сразу понятно, насколько в теме комментатор). Я вот для себя только открыл Принцев Флоренции. Невзрачная на вид (по нынешним временам) игра 2000 года, но внешними атрибутами меня не купить. Сыграв, понял, почему в свое время она занимала место в тройке БГГ, и чаще всего ее называли элегантной.

Mazz_O написал день назад: #

Разговоры в сторону, продолжаем делится столпами.

Puerto Rico, Caylus, El Grande.

Valenox написал 2 дня назад: # скрыть ответы

Слог хороший. Язык русский. Но создается ощущение, что статья могла называться "Евро-игры, которые удалось купить", что не отменяет прелести выбора представителей поджанров.

Mazz_O написал день назад: #

Константин, напиши своих столпов. Мне интересно твоё видение.

Chindzher написал 2 дня назад: # скрыть ответы

Почему все так хайпят эту рандомную семейку? Какой контролируемый рандом? Ничего подобного! Здесь его нет и в помине. Можно слегка улучшить броски кубиков при помощи молоточка, который получаешь раз в 3-4 хода, потому что все его гребут. Выход карт - полное безобразие. Я хожу первым - ничего интересного нет, камень за ресурс и прочая ерунда. Я хожу последним, пожалуйста - держите карту "Молоточки +2" и прочие ништяки. Я соглашусь, что это красивая, легкая игра с элементами выбора от которого может что-то измениться, но рандом тут просто %#&ёклмн.

kotgaf написал день назад: #

Люто согласен. Давно я так не разочаровывался от игр из топ-50 БГГ как от этого, простите, "столпа"

dj_fat написал день назад: #

Поддерживаю! Игра показалась крайне скучной и какой-то даже туповатой. На кубиках лютый рандом, были случаи когда кидал шесть штук за золото, выпали результаты от единицы до тройки... Взял 1 ресурс... Хвалёный кожаный стаканчик лежал в коробке, так как удобнее без него было кидать кубики. В общем, игру брали в клубе напрокат, и это хорошо, потому что вернули после трёх сыгранных партий. Никакого удовольствия не получили, но предположили, что возможно новичкам эта игра будет понятной и доступной, так что для подарка норм, хотя учитывая её ценник, лучше будет подарить тот же Каркассон.

zool_dd написал день назад: #

Если уметь играть и следить за игрой, то все будете контролировать. Я вот не могу у своей девочки выиграть, даже если мне на ресурсах будут одни шестерки падать, а ей только единицы.

Carboxed написал 2 дня назад: # скрыть ответы
Вы не ошиблись?

Три столпа в мире евро или все-таки настольных (возможно семейных) игр? Какое отношение к евро-играм имеет Каркассон?

Ifikl написал 2 дня назад: # скрыть ответы

А что не так?

Carboxed написал 2 дня назад: # скрыть ответы

Ну как-то с трудом можно натянуть. Мне кажется это даже больше абстракт. Поправьте, если не так.

kotgaf написал день назад: #

Не так. Поправил.

Carboxed написал 2 дня назад: # скрыть ответы

Мне кажется он на стыке стоит между жанрами и не относится к чистым представителям ЕВРО-игр. ИМХО.

Ifikl написал 2 дня назад: #

Чистые представители жанра - это что-то, пропавшее лет 20 назад. Ну а так, он вполне себе евро, хоть и довольно авбтсрактен - но это делает его лишь суше.

Slim_Slam_Snaga написал 2 дня назад: # скрыть ответы

Если под евро понимать игры подобные Агриколе, Келюсу или Каменному веку, то вообще никакого.
Но у большинства игроков своё понимание евро (все что не америтреш), поэтому этот ареаконтроль (ща тапки полетят) вдруг стал роднёй всем воркерплейсментам и прочим играм на построение движка получения ПО.

PS А ещё там есть миплы, которые куда-то ставят!

USSRocker написал 2 дня назад: #

=D
=D
летите...

Valenox написал 2 дня назад: # скрыть ответы

Не говоря уже о том, что сам термин когда-то политкорректно вытек из понятия "немецкие игры".

Не припомню, чтобы в период доминирования сеттлеров и каркассонов уже существовал термин "евро-игры".

ivan111 написал полтора дня назад: # скрыть ответы

> "немецкие игры"
> "евро-игры"

"Евро-игры" звучит мультикультурнее.

Ardenis написал полтора дня назад: #

Евро-игры, доллар-трэш, пиастры-пнп...

kotgaf написал день назад: #

Ну да, но тем не менее - родоначальник современного евро это Гермашка

Confessor написал полтора дня назад: #

думаю что древние римляне в свою бытность, не называли себя древними. Но это не означает что сейчас, в наше время они не древние. также и с жанрами и классификациями в настолках. В свою бытность Колонизаторы с Каркассоном не были еврогеймами. А потом пошло развитие и пришла классификация под которую они попали.

kotgaf написал день назад: #

Зайдите в группе МираХобби в ВК, там один чел на серьезных щах доказывает что Каркассон это гибрид евро и америтреша