Идут сборы на Grimcoven | |
Новый гримдарковый босс баттлер от Awaken Realms. | |
Предзаказ на «Brass. Бирмингем» | |
Новый тираж игры №1 в мире по версии BGG. | |
Идут сборы на Harakiri: Blades of Honor | |
Кооперативная игра-кампания в сеттинге мифической средневековой Японии. | |
Идут сборы на Dragons Down | |
Современная версия классического хардкорного приключения Magic Realm. | |
Топ-10 игр пользователей tesera — 2025 / Голосование | |
Давайте проведем свое личное голосование с блэкджеком и открытой статистикой сре... |
Каждый год выходит всё больше игр, новинки сменяют одна другую, игроки не успевают освоить одну настолку, как ей на смену уже предлагают новую… В этом потоке постепенно совсем теряются игры, изданные ранее, хотя периодически про них вспоминают в отчётах (например, https://tesera.ru/user/Ksedih/journal/1345928/), что свидетельствует о качестве игрового процесса, упакованного в не очень яркие с современной точки зрения коробки. Некоторым играм «везёт», и их либо уже переиздали, либо переиздадут в ближайшее время. Это «Тикаль», который увидел свет почти 20 лет назад (в 1999!), обновлённое издание обещает в скором времени выпустить «Звезда»...
Два издания «Тикаля»: новое и старое
... Это «Brass» (игра 2007 года), её новая редакция (прямо скажем, главным отличием этой редакции является новый дизайн, соответствующий новым трендам), недавно локализованная и получившая очень тёплый приём у игроков; это переиздание «Города синей луны» (издание 2006, с моей точки зрения, гораздо аутентичнее); это Glen More, которую пообещали переиздать в следующем году (вышла в 2010). Другим играм повезло не так сильно, однако бывают и чудеса.
Например, не так давно сначала один, а потом и ещё несколько пользователей «Тесеры» (я тоже к ним присоединился) открыли для себя Urland (игра 2001 года), которая привлекает своим очень необычным процессом. В клубе «Настольный город» она так всем понравилась, что по ней даже сняли летсплей. Ну а такие игры, как «Викинги» (2007 год), Hansa Teutonica (2009 год), Troyes (2010 год) вспоминаются на страницах дневников и отчётов достаточно регулярно, и это вполне заслуженно. Один из авторов «Викингов», М. Кислинг, до сих пор (а он и один из авторов «Тикаля») умудряется удивить игроков, ведь именно он выпустил в прошлом году «Азул» и блестящую Heaven & Ale, которая, хотя и не была столь раскручена, как состязания «облицовщиков», заслуживает внимания всех любителей евро. Автор Hansa Teutonica, А. Стединг, в этом году выпустил многообещающую Gugong, а один из создателей Troyes, С. Дюжарден, также регулярно выпускает новинки, хотя лично для меня именно Troyes остаётся лучшей из его игр. Благодаря такой активности авторов их прежние «детища» не успевают сильно покрыться пылью, ведь каждая новинка побуждает нас поинтересоваться и тем, что её создатель предложил игрокам ранее.
Но есть некоторые игры, которые или упоминаются крайне редко, или вообще не упоминаются, и поэтому они почти забыты сегодня. И мне бы хотелось в канун праздника вспомнить о тех настолках, рейтинг которых не зашкаливает и которые не входят в современные топы, но по-прежнему заслуживают внимания игроков.
Игра Boomtown вышла в 2004, и её авторами являются мэтры Бруно Катала и Бруно Файдутти, которые подарили нам множество увлекательных настолок. Только сочетание этих имён должно побудить каждого настольщика хотя бы попробовать процесс, упакованный в небольшую коробку, содержащую колоду карт, монеты, стилизованные под покерные фишки, два кубика d6 и немного «дерева».
Всё наполнение коробки
По сюжету, мы осваиваем Дикий Запад и развиваем старательские городки (каждый свой), которые группируются вокруг добычи золота в шахтах. Весь процесс строится на механике аукциона: игроки делают ставки на карты, которые предлагаются в каждом раунде для покупки, сбор определённых комбинаций повышает наши шансы на золотодобычу (все шахты помечены цифрами от 2 до 12 и после броска кубика в конце раунда приносят своим владельцам некоторое количество денег), а некоторые карты позволяют наживаться на других игроках или усложнить им жизнь (например, «Динамит» позволяет уничтожить шахту другого игрока). Игра проходит быстро и азартно, иногда в процессе торговли игроки настолько увлекаются, что готовы купить карту, которая не даст никакого особого преимущества, но зато и не достанется сопернику, который её очень хочет.
Городок активно развивается
Поэтому именно в умении найти баланс между алчностью и экономией и заключается главная «фишка» этой игры. На момент написания статьи игра занимает 1508 место на BGG, что очень неплохо с учётом времени выпуска.
В игре Québec (2011 год), авторами которой являются Pierre Poissant-Marquis и Philippe Beaudoin, мы тоже занимается строительством, но механика здесь строится на оптимизации размещения своего архитектора (немного ареаконтроля) и использовании строителей, число которых ограничено. Собственно, это достаточно глубокая экономическая стратегия, поскольку можно выстраивать цепочки действий с далеко идущими последствиями, в число которых входят как бонусы от построек, так и получение ПО в конце каждого раунда-эпохи.
Процесс построен так, что подразумевает очень широкое взаимодействие с противниками и в плане получения одной из карт, которая в течение эпохи даст преимущества в определённой сфере, и в плане размещения своих маркеров-строителей, которые после завершения строительства уходят в специальные области, определяющие получение ПО. При этом правила очень логичны и легко объясняются, так что игра уже с первой партии движется динамично.
Сейчас игра занимает 1093 место в общем зачёте на BGG.
Есть такой достаточно плодовитый разработчик игр — Мартин Уоллес, в активе у которого есть и хиты («Анк-Морпорк», «Брасс»), и «крепкие середнячки» (Via Nebula, «Steam. Железнодорожный магнат»), и неудачные разработки (Mythotopia). А есть у него и достаточно позабытые сегодня если не 100-процентные хиты, то, как минимум, игры, не уступающие по напряжённости и увлекательности процесса тому же «Лондону».
Одной из таких настолок является Tinners’ Trail, вышедшая в 2008 и посвящённая будням шахтёров в Англии, чем обусловлено некоторое сходство этой игры с «Брассом». Но всё-таки здесь наша первоочередная задача — добывать медь и олово и выгодно продавать их. Процесс добычи ресурсов представлен очень наглядно, нам даже придётся откачивать воду из туннелей, чтобы получить доступ к полезным ископаемым. А уж конкуренция на рынке сбыта делает каждую партию напряжённой и заставляет игроков хорошо подумать перед тем, как предпринять какие-то шаги.
Партия в разгаре
Да, сегодня Tinners’ Trail занимает 498 место на BGG, что для игры десятилетней давности очень неплохо, но вспоминают про неё, судя по всему, очень редко.
Когда мы познакомились с игрой Constantinopolis (2010 год, автор — Giancarlo Fioretti), мы очень удивились, что у неё такой низкий рейтинг на BGG (1369 место), и убедились ещё раз, что FFG может создавать не только игры, состоящие из кучи больших и маленьких допов, но и вполне самостоятельные произведения. Возможно, такой низкий рейтинг обусловлен механикой аукциона, которая, кроме того, что не всеми любима, здесь ещё и реализована таким образом, что не возникает противостояния, подобного аукциону в «Кикладах». Но после прохождения этого этапа процесс нигде не тормозит, а развитие своего планшета очень захватывает.
Взаимодействие здесь достаточно традиционное для игр на торгово-экономическую тему (перехватить постройку, получить контракт и т. п.), но в результате у каждого возникает свой уникальный район, развитие которого определяется умением игрока распоряжаться производством ресурсов и успешно реализовывать их. И хотя может показаться, что этот процесс весьма традиционный для такого типа игр, он обладает определённой самобытностью, которая и делает Constantinopolis не похожей на другие настолки.
Здесь нам и предстоит возводить новый район города
Мартин Уоллес, о котором уже шла речь выше, любит создавать серии игр (например, по книгам Т. Прачетта планировалось создать три игры), и одной из таких серий у него стала экономическая «транспортная» серия, в которую входит игра Automobile, изданная в 2009 году.
Пожалуй, если бы её выпустили в обновлённом виде по образцу «Брасса», Automobile сразу бы поднялась в рейтинге BGG, где сейчас занимает 347 место (что для игры почти десятилетней давности не так уж и плохо). Тема постепенного развития определённой отрасли реализована в игре очень хорошо, хотя при этом в правилах содержится довольно много нюансов, за которыми с первой партии будет достаточно сложно уследить.
В этом плане, безусловно, настолки, выпущенные 10 лет назад, сильно проигрывают современным, в которых всё организовано так, что можно сразу погружаться в процесс: разветвлённая и интуитивно понятная инфографика, правила, которые не требуют разъяснения всех нюансов, «прозрачные» связки между действиями и их результатами. В Automobile придётся поломать голову над оптимизацией своего развития, при этом конкуренции между соперниками отводится очень заметное место, что и делает игру напряжённой и увлекательной.
Тема различных гонок в последние годы вновь стала актуальной. Одна за другой выпущены Flamme Rouge, El Dorado, нашедшие своих поклонников (к обеим настолкам уже вышли дополнения), переиздана Downforce. Мне тоже всегда нравилась «гоночная» тема, поэтому в своё время очень заинтересовался игрой Snow Tails, созданной малоизвестными авторами Fraser Lamont и Gordon Lamont и выпущенной в 2008 году.
Интерес к ней возник благодаря очень высокой оценке в блоге Гравицапы. Несколько лет назад она наконец-то оказалась в моей коллекции и полностью оправдала ожидания. Итак, перед нами гонки на собачьих упряжках, поэтому в игре имеются разнообразные заснеженные трассы, на которых встречаются порой ели, и небольшой личный планшетик, символизирующий наши сани. Механика довольно проста: сыграл в свой ход нужное количество карт и продвинулся на соответствующее количество клеток.
Но хитрость в том, что при этом необходимо произвести определённые арифметические действия, чтобы не только получить хорошее ускорение, но и правильно вписаться в поворот. Иначе сани получат повреждения (в виде карт, засоряющих руку), а это сильно затруднит продвижение к финишу. В этом плане Snow Tails очень похожа и на Flamme Rouge, и на El Dorado (в обеих играх мы двигаемся при помощи карт, однако складывать и делить ничего нам не нужно), хотя противостояние в первой мне кажется более жёстким. А поэтому и сама игра становится более напряжённой.
Поэтому единственной причиной, по которой Snow Tails сейчас занимает 628 место в рейтинге BGG, я считаю год её издания. А в остальном она ни в чём не уступает новым «гоночным» настолкам.
Сколько дополнений может быть выпущено к евро-игре? Если она очень популярна, то, наверное, два-три. А если потом все дополнения вместе с базой объединены в один биг-бокс? Пожалуй, на такую игру стоит обратить внимание, если до сих пор с ней не знаком.
Я имею в виду Fresco, созданную Wolfgang Panning, Marco Ruskowski и Marcel Süßelbeck и вышедшую впервые в 2010 году в издательстве Queen Games, которое до сих пор с завидной регулярностью выпускает огромное количество настолок (при этом большинство из них проходят совершенно незамеченными). Но Fresco точно стала исключением в своё время, да и сейчас она занимает 253 место в общем рейтинге, что само по себе можно назвать достижением. Fresco — семейная игра, поэтому в ней есть и красивое оформление, и приятная тема (будни художников — отличный выбор), и несложные правила, и отсутствие жёсткой конкуренции (хотя иногда можно довольно сильно подпортить планы сопернику, особенно если его подопечные любят «поспать по утрам», то есть ходить последними).
В игре есть много деталей, которые делают её увлекательной и заставляют игроков поразмыслить. Например, механика выбора своих действий: каждый игрок выбирает несколько действий за ширмой, а потом все одновременно вскрываются, и может оказаться, что кто-то очень сильно прогадал с выбором.
А механика обмена одних ресурсов на другие (как, например, пшеницы на хлеб в «Агриколе») здесь элегантно замаскирована под смешивание цветов и получение новых оттенков, что, конечно же, добавляет игре тематичности. В общем, я бы отнес Fresco к нестареющей классике настолок.
Возможно, мне просто нравятся игры на выкладывание тайлов, потому что Alhambra покорила меня ещё в то время, когда у меня не было возможности её купить и я сделал ПнП (это как раз такой тип игры, который подходит для такого формата: тайлы строений печатаются на картоне, деньги на бумаге потоньше, берётся мешок и пара каунтеров из другой коробки — и вот уже у вас готовая игра).
Автором её является Дирк Хенн, известный так же как создатель Shogun, которая до сих пор (игра 2006 года!) занимает 136 место в общем рейтинге. Alhambra вышла раньше на три года и сейчас занимает 409 место, что, по-моему, совершенно неправильно. Трудно объяснить, чем игра так хороша, ибо впечатления сугубо субъективны, однако, поскольку к ней вышло пять дополнений, затем всё вместе было переиздано в виде биг-бокса, а кроме того вышли карточная версия и версия на кубиках, я полагаю, что такие впечатления об Alhambra сложились не только у меня. Сам процесс, на первый взгляд, очень незамысловат. По факту у нас всего три возможных действия: взять деньги; купить и разместить тайл здания; перепланировать свою Альгамбру (это последнее действие, по сути, выполняется, только когда уже совсем некуда пристроить новые тайлы). Главная прелесть, как и в любой тайловыкладывательной игре, в размещении плиток разных зданий таким образом, чтобы получить как можно больше ПО. Но при этом в Alhambra нужно ещё и балансировать в процессе выбора денег. Дело в том, что у нас представлены денежные единицы разных «государств» (они отличаются по цвету), а тайлы на рынке выкладываются в области, каждая из которых соответствует определённой единице, и купить за другую «валюту» нужный тайл не получится.
С таким денежным набором тайл дворца за 11 никак не купить
То есть на руках желательно иметь разные денежные единицы, разного номинала, а ещё иметь возможность пристраивать к своей Альгамбре тайлы, которые, естественно, должны представлять собой некую цепочку, отвечающую заданным в игре условиям. И вот тут есть над чем поразмыслить. И выбор каждый раз предстоит сделать непростой! Поэтому я думаю, что Alhambra и сегодня может вызвать интерес у игроков.
Игры Ш. Фельда делятся на две категории: «Замки Бургундии» и все остальные. И среди этих остальных одним игрокам что-то нравится, другим что-то не нравится, но часто в обсуждениях упускается из виду одна игра, которая уж если и не затмевает «Замки», то всё же прочно закрепилась в первой сотне игр на BGG (73 место). И совсем недавно на «Тесере» было отрадно прочитать дневник, посвящённый игре Trajan (https://tesera.ru/user/484959/journal/1362781).
Эта настолка вышла одновременно с «Замками» в 2011 и представляет собой предполагающую мозголомные расчёты и хитрые комбинации классическую смесь разных механик, которая так часто удаётся Фельду и которая составляет главную «фишку» его творений. Безусловно, игра относится к «сухим» евро, и заявленная тема очень условна. Но в процессе игры, пытаясь выстроить цепочку действий, ты напрочь забываешь об этом. Описывать правила не имеет смысла, они представляют собой набор действий, каждое из которых влияет на все остальные, определяет путь развития игрока и может стать частью удачной цепочки.
Вот этот планшет позволяет сделать сразу три действия при желании
Это означает, что в свой ход можно выполнить только одно действие, а можно и два, и три, и даже четыре, если комба сложилась. И как раз стремление создать такие цепочки действий и определяет приложение максимальных усилий на протяжении всей партии. При всём желании я не могу провести параллель ни с одной из современных настолок, в которой действия были бы так плотно «пригнаны» друг к другу (возможно, некоторые игры А. Пфистера близки к этому). Так что игра точно не утратила своей актуальности и поныне.
В комментариях к Warrior Knights на «Тесере» написано, что игра устарела и т. п. Видимо, пользователи BGG с этим тоже согласны в большей мере (886 место). Но вот я никак не могу назвать эту игру неактуальной, хотя она и издана в 2006. Во-первых, среди авторов, кроме Derek Carver и Pierre Clequin, числятся Б. Файдутти и К. Конеска. Во-вторых, это действительно масштабная стратегия, включающая в себя не только ареаконтроль и схватки, но и дипломатию, и политику, и даже экспедиции (всё это роднит ее с Runewars», автором которой является всё тот же очень мною уважаемый К. Конеска; между играми можно найти и другие параллели в механике, например, колода карт судьбы).
Обилие компонентов обещает масштабную и увлекательную партию
В-третьих, об игре позабыли, потому что купить её можно только на барахолках, и неофиты игровых пространств просто не имеют возможности с ней познакомиться. Несомненно, на фоне Star Wars: Rebellion (кстати, автор снова К. Конеска) Warrior Knights смотрится громоздко. В «Восстании» не нужно долго изучать правила, игроки освоят их по ходу партии, а в «Рыцарях» так не получится: буклет с правилами довольно внушительный и содержит немало подробностей, запомнить которые не всегда легко. Но после первой партии всё становится на свои места, внутренняя логика игры проясняется и напряжённость за столом возрастает.
Можно долго описывать достоинства Warrior Knights, но я просто скажу, что игра мне очень понравилась и я очень рад, что мне удалось купить дополнение к ней. И добавлю, что, по моему мнению, она не уступает второму изданию A Game of Thrones: The Board Game, которая обосновалась в первой сотне на BGG и привлекает множество игроков в первую очередь сеттингом (если что, «Игра престолов» мне тоже нравится не меньше, но это игра для шестерых, а вот в Warrior Knights играть можно даже вдвоём, хотя в этом случае партия, конечно, будет развиваться совсем не так, как при игре вчетвером и больше). Так что не стоит отказываться от возможности сыграть в Warrior Knights только потому, что она издана 12 лет назад. А вдруг она вам понравится?
Пусть в новом году у всех будет не только хлеб насущный, но и настолки, которые не дают спать нашему разуму и будоражат нашу душу! Хороших игр, захватывающих партий, изящных комбинаций и интересных соперников!
Фото взяты с сайта https://www.boardgamegeek.com.