| Идут сборы на Chaosphere: Etonak Vanguard | |
| Кооперативное космическое приключение во вселенной Universal Legends. | |
| Идут сборы на Theocratia | |
| Евро-цивилизация про соревнующихся демиургов от Тачини. | |
| С миру по нитке [30.10.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы старино... | |
| Второй ежегодный студенческий конвент Board Game Future | |
| Анонс ежегодного конвента BGF. Мероприятие намечено на 15 ноября 2025 года. | |
| Идут сборы на Netherwatch | |
| Хоррор с дедукцией, в котором оперативники не перестают бороться с демоном даже ... | |
| игры |
Fallout: Новая Калифорния
Fallout. Настольная игра |
| компании |
Hobby World
Fantasy Flight Games |
| Дата: | 04 февраля 2019 |
![]() |
| 7.4166 |
![]() |
- |
Вавилонов М.
Обзор настольной игры «Fallout. Настольная игра»
Картонный pip-boy заказывали?
Истории человечества нет конца, ибо борьба за выживание — это война, что идёт вечно.
А война… Война не меняется. С зарождения человеческой расы, когда наши предки впервые раскрыли убийственную силу камня и кости, кровь проливалась в различных целях: во имя бога, ради правосудия или просто в припадке бешенства.

Уже не в первый раз в своих обзорах я обращаюсь к теме переноса (портирования) игр между «виртуальной» и «картонной» платформами, и, если присмотреться к анонсам и грядущим релизам, то в дальнейшем этот тренд будет только развиваться, постепенно сплетая миры настолок и видеоигр. Сегодняшний объект нашего пристального исследования носит гордое имя «Fallout. Настольная игра», и, по мнению некоторых авторитетных изданий, вполне способна на равных конкурировать с номерными частями серии.

Скромные богатства пустошей...
Забегая немного вперёд, отмечу, что стандартное описание Fallout, как постапокалиптической RPG в открытом мире с возможностью развития собственного персонажа и нелинейным сюжетом, справедливо и для её картонного воплощения. Игроков ждёт путешествие по знаменитой Американской пустоши, выжженной ядерной войной, со всеми знаковыми атрибутами: убежищами, рейдерами, супер-мутантами — в общем, всем тем, что греет душу всякому знатоку системы S.P.E.C.I.A.L. Сыграть в настольный Fallout может от одного до четверых игроков, но прежде, чем начать, следует определиться с персонажем, за которого предстоит играть. Выбор велик: от канонического выходца из убежища до обезображенного радиацией гуля, от одного вида которого становится не по себе. Каждый из персонажей обладает различными стартовыми навыками и предметами, так что к выбору лучше подходить с умом. Например, «изгой из Братства» с самого начала игры облачён в силовую броню, что позволяет, начиная с ранних этапов игры, бросаться в бой; однако, есть тут и негативная сторона — тяжёлая броня затрудняет перемещение владельца, в связи с чем данный персонаж имеет всего одну единицу движения вместо двух. Помимо выбора игрового персонажа, игрокам следует определиться и со сценарием, от которого зависит раскладка игрового поля и основная сюжетная линия.

Один в поле воин, особенно если этот воин тяжело бронирован и вооружён
Примечательно, что Fallout — это не привычный кооператив, хоть и имеет внушительное количество черт, присущих данному жанру, а вполне себе соревновательная игра, хоть и без прямого конфликта между игроками. Вместе с тем в нём присутствует возможность как единоличной победы, так и совместного проигрыша, условия которых зависят от избранного сценария. Каждый из них открывает перед игроками столкновение между различными группировками, будь то борьба радикалов из «подземки» с высокоразвитым «Университетом» и внедрёнными ими «синтами» из четвёртой части, либо каноничное противоборство «Братства Стали» и «Анклава». Какую историю не предпочли бы игроки, сюжет всегда будет отсылкой к оригинальной видеоигре, а зачастую позволит взглянуть на мир игры и её обитателей с неожиданной стороны. Выжившим по ходу партии предстоит примкнуть к одной из сторон конфликта, причём их выбор остаётся тайным для остальных участников, а затем помочь выбранной фракции достичь значительных успехов на просторах пустошей. Забавно, что верность в радиоактивной пустоши — пустой звук, нет ничего проще, чем отказаться от данной клятвы и присягнуть противоположной фракции: преданность в пустоши — ничто, победа — всё!

За систему S.P.E.C.I.A.L., экипировку, счётчики здоровья, опыта, радиации и состояний отвечает вот такой удобный планшет. Ниже расположены слоты как для используемого снаряжения, так и переносимой добычи.
Система подсчёта очков и определения победителя в игре достаточно сложна, в основном игроки получают победные очки за увеличение влияния одной из фракций, из-за чего отрыв между сторонами конфликта наверняка окажется выгоден кому-либо из игроков, однако если одна из них достигнет максимального влияния, то все выжившие проиграют. Благодаря подобным нюансам просчитать победителя оказывается непросто. Лично мне такая необычная система выявления победителя показалась крайне удачным решением: в первой половине партии игроки в принципе не задумываются о путях к победе и в своё удовольствие исследуют мир и развивают персонажей, а вот ближе к концу начинается настоящая гонка, а перетягивание каната становится всё более значимым. Подобный подход позволяет глубже погрузиться в мир игры, выводя на первый план ролевую, приключенческую составляющую игры, отодвигая соревновательный элемент ближе к финалу партии. Учитывая достаточную продолжительность партии — более 2,5 часа, — смена приоритетов позволяет не заскучать в процессе.

Слабакам тут не место — сразу станут добычей рейдеров и мутантов, а вот одиночки с большой пушкой чувствуют себя вполне комфортно
Приключения игроков разворачиваются на просторном игровом поле, которое создаётся случайным образом, однако с некоторыми особенностями, которые будут зависеть от избранного сценария. Ради выживания игрокам придётся путешествовать по пустошам: к счастью или нет, последние, несмотря на название, густо заселены различными незнакомцами, торговцами и, конечно же, монстрами. За встречу с первыми двумя отвечает специальная колода контактов; зачастую путешественнику будет предложен выбор, последствия которого могут аукнуться игроку в будущем. Выбор, как правило, состоит из простого пути, который может принести небольшое количество карт добычи, а также возможность поторговаться, и более прибыльного, но и более опасного решения, в ходе которого придётся пройти проверку навыков. За проверки отвечает адаптированная система S.P.E.C.I.A.L: с помощью кубиков выживший должен выбросить определённое число успехов, а при наличии подходящих навыков или предметов можно перебросить любое число кубиков, либо иным способом повлиять на результат броска. Похожим образом проходят и столкновения с монстрами, однако в данном случае выживший, используя V.A.T.S. (тоже бросок кубика), должен попасть в уязвимые места на теле противника, и тут снова на помощь приходят система S.P.E.C.I.A.L и всевозможные вспомогательные атрибуты. В «Fallout. Настольная игра» достаточно обширный выбор предметов, брони и оружия, которые способны в значительной мере облегчить выживание в ядерной пустоши, а также создать свой уникальный способ взаимодействия с игрой, всё ненужное же можно выгодно продать за местную валюту — крышки, — чтобы приобрести что-то более подходящее под избранный стиль игры.

К путешествию по ядерным пустошам готовы!
За сюжет игры отвечает специальная колода «заданий», каждая из карт которой пронумерована для того, чтобы путешествие игроков не превратилось в набор случайных слабо связанных между собой контактов с окружающим миром. Благодаря такому решению за развитие истории можете не беспокоиться, каждый квест имеет логичное начало и завершение, что, однако, не исключает игрового выбора: большинство заданий можно выполнить разными способами, за что полагается не только различная награда, но и соответствующее изменение игровой обстановки. Например, вы можете отыскать небольшую деревушку, жители которой страдают от голода, в дальнейшем цепочка заданий предложит игроку обучить последних охоте или же торговле, каждое из решений имеет собственные последствия, с которыми игроки столкнутся впоследствии.

Местная колода заданий имеет вполне внушительные размеры — более 180 карт!
Перейдём к выводам. Удалось ли создателям перенести на стол атмосферу знаменитой видеоигры, либо перед нами очередная поделка по мотивам, созданная исключительно как коллекционная забава для поклонников серии? Определённо — да, даже правила выполнены и написаны в формате брошюры для выходца из убежища. Адаптированные системы получения опыта, S.P.E.C.I.A.L и V.A.T.S., борьба фракций и все прочие атрибуты Fallout не выглядят добавленными для галочки, авторы игры постарались органично вплести это в сущность настолки. В настольном варианте отлично переданы главные фишки оригинальной видеоигры — путешествия по радиоактивным пустошам, наполненным интересными событиями и встречами, опасность монстров, жаждущих расправиться с одиноким путником, а также вечная борьба фракций за власть, удачно подтверждающая лозунг: «Война никогда не меняется». В Fallout достаточно много возможностей: при первом знакомстве с игрой буквально разбегаются глаза, так что фанаты комплексных приключенческих игр останутся довольны. Однако, безусловно, настольный Fallout имеет некоторые проблемы, среди которых плоская боевая система, ограниченное количество сценариев, которое не самым положительным образом влияет на реиграбельность от партии к партии. Последняя проблема, в принципе, стандартна для игр издательства FFG. Однако, если провести сравнение с тем же «Древним ужасом», то в Fallout мы хоть и имеем те же четыре сценария (как и Древних в «ДУ»), но даже первый обучающий сюжет в «фоллыче» полноценен, в отличие от урезанного Азатота, и не требует дальнейших расширений, как было с «Забытыми тайнами». Традиционно проблему ограниченности сценарного контента призваны решить дополнения; к слову, первое уже вышло и называется New California. Оно добавляет сразу два новых сценария и целых пять персонажей, а также новые тайлы местности, оружие и навыки; думаю, как обычно вопрос локализации дополнения будет зависеть от успешности базовой игры.

В дополнении можно будет сыграть за бойца Анклава и даже за робота-помощника!
Итог: настольный Fallout — достойная настольная RPG, выделяющаяся среди конкурентов необычным сеттингом, а также удачным переносом механик оригинальной видеоигры в настольный формат. Благодаря несложным правилам, это отличный выбор для новичков в настольных играх, тем более, что многие аспекты, перенесённые из видеоформата будут интуитивно понятны игрокам, знакомым с оригиналом.

Если данная картинка не вызывает у вас ассоциаций с «Гравити Фолз», вы имеетe значительно более высокий шанс по достоинству оценить «Fallout. Настольная игра».