-AdRiver-
BiskviT написал 24 минуты назад к новости С миру по нитке [24.04.2019]: # Угу! И Предисторией тоже.
Suzume написала полчаса назад к новости С миру по нитке [24.04.2019]: # Интересно, кто-то заинтересуется Underwater Cities наконец?..
ZhiganovAlexander написал час назад к игре Bloodborne: The Board Game: # Это специфика жанра, в нем есть либо попсовые игры из топа, либо редки...
valdar написал час назад к мысли на тему Gloomhaven в пластике или Как я научился не волноваться и полюбил 3D-принтинг: # автор - молодец.
Starchear написал полтора часа назад к игре Запретное небо: # "Запретный остров" в свое время еще был неплохим кооперативом, за счет...
С миру по нитке [24.04.2019]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Hobby World издал...
Обзорная башня [23.04.2019]
В этом выпуске: руководство по чёрному кодексу карточной игры «Кодекс», впечатле...
С миру по нитке [22.04.2019]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Ближайшие планы к...
«Хеллбой» уже на сайте Crowd Games
Открыт предзаказ на русскую версию игры «Хеллбой»!
С миру по нитке [20.04.2019]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «МИФ» издал игру ...

Journeyman

1000 дней на «Тесере»: bootty

13 апреля 2019

Информация

добавить
проекты 1000 дней на «Тесере»
Дата: 13 апреля 2019
Оценка пользователей
8.78102
-

Сегодня у нас в гостях bootty, ещё один пользователь «Тесеры», который перешагнул рубеж — 1 000 дней на сайте! 

 

 

— Привет! Вкратце расскажи о себе, для тех, кто с тобой не знаком.

 

— Привет, Глеб! Меня зовут Сергей. Попробую представиться в стиле игры «Две правды и одна ложь»: во-первых, у меня нет чувства юмора, во-вторых, я носил женские колготки, и в-третьих, я люблю слушать группу «Пающие трусы». В остальном — обычный любитель (и коллекционер — если посмотреть, какой процент игр достаётся хотя бы раз в год) настольных игр, заМКАДыш в очередном поколении, айтишник и хозяин «Гнезда аиста».

 

— Расскажи историю происхождения твоего ника.

 

— История этого ника скрыта глубоко в веках, а точнее, в прошлом, XX-м. Достоверно известно одно — корни уходят к персонажу из песни «Красная плесень» — кровавому буткачу. Другие ники прижились меньше, хотя коллеги по первой работе и некоторые знакомые из интернета знали меня под ником «пряниk».

 

— Зачем ты играешь в настольные игры?

 

— Если перефразировать Портоса, то «я играю, просто потому что я играю!»

 

В школе и институте (да и сейчас временами) мне нравилось решать «задачи со звёздочкой» и на оптимизацию, над которыми необходимо было поломать голову. Интересные настольные игры — это тоже своеобразные задачи на оптимизацию действий, где можно пошевелить извилинами. Некоторые говорят, что настольные игры могут научить людей чему-то, но я склонен считать, что это скорее удел максимум бизнес-игр, а обычные настолки могут научить только играть в настолки. Зато они дают возможность посидеть с друзьями или с детьми, то есть выполняют развлекательные и коммуникативные функции.

 

 

— Философский вопрос: способны ли настолки сделать человека лучше, или они для этого не предназначены, и не стоит ожидать от них такого эффекта?

 

— Думаю, наоборот — человек может в жизни держать себя в руках и скрывать какие-то свои черты характера, но в процессе игры он более расслаблен… И вот на этом расслабоне человек может проявить свои скрытые отрицательные качества, пусть и в формате игры. Это не касается отыгрыша в ролевых играх, но может проявиться, когда человек хочет победить любой ценой.

 

— На твой взгляд, на протяжении стольких лет что больше всего поддерживает в тебе интерес к настольным играм?

 

— Только люди, которые играют в игры со мной. Игры — это не про миплов и не про миньки, это про общение с людьми с общими целями и интересами.

 

— Где ты проводишь большинство своих партий: дома в кругу семьи/друзей или в игровом клубе, а может, какой-то другой вариант? Посещаешь ли вообще игротеки или клубы?

 

— Добрая половина партий проходит дома в кругу семьи или друзей. Недавно сбылась мечта — организовать место, где можно собирать на игры друзей и знакомых, и теперь у нас есть «Гнездо аиста» (Stork Nest). Это домашние встречи не по расписанию, но по возможности и договорённости, они в основном проходят на выходных. Мы рады и новым игрокам, которые готовы соблюдать базовые правила настольного этикета.

 

Другая половина партий — это настольные кэмпы и выставки, партии у друзей, в кафе и так далее.

 

— Опиши самую комфортную обстановку для настольных игр. Что там точно должно быть и чего быть не должно?

 

— Вопрос сложнее, чем кажется, потому что идеал недостижим, но к нему надо стремиться. Там однозначно должна быть сама настольная игра. В полной комплектности и в достойном состоянии (без краплёных карт, например), протекторы обязательны. Предполагается, что должен быть подходящий по размерам стол: качественный офисный стол обязан выдерживать двоих, а качественный стол для настолок обязан выдерживать полный комплект игроков + игру со всеми дополнениями. И игронайзером. Удобные стулья. Хотя нет, лучше кресла. Потом само помещение: просторное, достаточно светлое, не холодное, с хорошей вентиляцией и подходящей влажностью воздуха, чтобы картон не пошёл винтом. Желательно, чтобы этот стол в помещении был один, дабы никто за соседними столами не мешал. И ко всему этому великолепию осталось приложить такую малость, как игроков. К ним требований меньше — они всего лишь должны идеально знать правила разложенной игры, не должны есть, пить, курить, дурно пахнуть, громко дышать, чихать на компоненты, болтать не по делу, спорить, думать дольше меня. Ругаться матом разрешено только в том случае, когда мой ход слишком хорош, чтобы оставить его без реакции. Надеюсь, ничего важного не упустил…

 

 

—  Как ты пришёл к мысли о создании «Гнезда аиста»? И есть ли какие-то планы по дальнейшему развитию или текущий формат тебя полностью устраивает?

 

— Мне очень нравится концепция «Поигралок в ...», которые раньше регулярно посещал и которые устраивает Боря Байков aka Velve (с которым, уверен, обязательно стоит сделать подобное интервью). На этих игротеках познакомился с большим количеством замечательных людей, с которыми при возможности играю и сейчас. Я попытался организовать нечто подобное с учётом доступных мне возможностей, и даже при выборе новой квартиры это было одним из основных требований :) Но если Боря в дополнение к настольным играм регулярно водит ролевые игры, то у меня в этом отношении пока тишина.

 

В целом текущий формат меня устраивает, но из-за нашего расположения за МКАД, пусть и всего в километре, не все готовы приезжать часто. Как уже сказал, встречи обычно не по расписанию, но есть идея проводить большие игротеки раз в несколько недель. Есть планы пройти несколько кампаний в настольные детективы: сейчас потихоньку проходим «Шерлока», далее на очереди свежеподаренное «Место преступления», а потом маттрейдовский «Descent». Возможно, это интервью привлечёт новых игроков.

 

— Как часто удаётся играть в настолки? Насколько тебе достаточно времени для игр или хочется, чтобы его было больше? Считаешь ли ты настолки в некотором роде зависимостью (игрозависимостью)? Были ли попытки/мысли бросить это дело. (И если да, то почему? И почему не получилось?)

 

— Обычно удаётся поиграть раз-другой среди недели вечером во что-то уже знакомое, а на выходных устроить заплыв и пуститься во все тяжкие на несколько часов. В месяц в среднем выходит 40–50 партий, включая филлеры. Здорово, когда получается играть чаще, но деньги на настолки сами себя не заработают.

 

Что касается игрозависимости… Если верить ВОЗ, то лудомания — это болезнь, конечно же! Да, здесь не фигурируют ставки (турниры оставляем за скобками) и реальные деньги (если забыть про цены на коробки), но прокручивать в голове сыгранную партию — вполне обычная ситуация. Правда, такое чаще бывает после каких-то эпичных партий, а не после филлеров.

 

— Какие жанры ты предпочитаешь? Есть ли любимая тематика?

 

— Мои игровые предпочтения меняются со временем. На заре увлечения интересно было играть в евро, любуясь тем, как механика игры связана с темой, и пытаясь найти оптимальную стратегию в каждой игре. Сейчас же скорее сяду сыграть или в несложный абстракт, или в интересное амери, чем в очередное «меняю камень на овцу» или шило с мылом на ПО. Конечно же, остались любимые игры типа «Viticulture» или «Caylus», в которые играю с большим удовольствием, но современные евро c кучей механик и салатом очков в конце вызывают скорее любопытство на тему того, что вообще нового может появиться в играх, какие механики или тематики, чем желание играть в них регулярно.

 

— Есть ли жанры, в которых ты ощущаешь сейчас нехватку хороших игр или во всех жанрах обратная картина — хороших игр так много, что не хватает времени все попробовать?

 

— Интересных игр предостаточно, а вот со временем часто беда, и на некоторые игры иногда непросто найти игроков.

 

 

— При выборе между старой любимой игрой и новой очень интересующей что скорее ты предпочтёшь и что повлияет на выбор?

 

— Если это новая и очень интересующая меня игра, то выбор вполне очевиден. Отказаться от такой новинки имеет смысл только в том случае, когда никто не знает правила достаточно хорошо, чтобы рассказать их остальным. Вдруг после партии у меня станет на одну любимую игру больше?

 

— Что для тебя важнее в играх: победа или участие? Часто ли ты прикладываешь все усилия, чтобы победить в партии?

 

— Лучше проиграть умному сопернику, чем выиграть у дурака. И желательно, чтобы этот умный соперник не был твоим врагом по жизни.

 

Насчёт победы любой ценой — это не ко мне. Победы за счёт кингмейкинга или ошибок другого игрока тоже радости приносят мало. Самый смак — это провернуть какую-нибудь хитрую или красивую комбу, которая принесёт победу или просто запомнится надолго, ради этого стоит и постараться. Либо за счёт дипломатии, но здесь мои успехи скромнее.

 

— Самый запомнившийся эпизод за время увлечения настольными играми (ситуация на игре/турнире)?

 

— Наверное, сверхрезультативный ход в игре «Dungeon Twister», который позволил разом вывести из игры самых опасных персонажей противника — Колосса и Мага с заряженным файрболом. Если вкратце (для игравших): Механорк поворачивает комнату, мой Маг файрболом выносит вражеского, двигается взад-вперёд и подбирает файрбол, запускает его в Колосса, после чего Механорк возвращает комнату в исходное положение… Это было весьма красиво! Мне нравится, когда за один ход за счёт предварительной подготовки можно перевернуть ход партии полностью. В свою пользу, конечно же!

 

 

— Что должно произойти, чтобы ты сел играть в варгейм?

 

— А мы считаем варгеймами «War of the Ring», «Root» и «Battlelore» с «Memoir ’44»? (Не слишком холиварный вопрос, как думаешь?) Если считаем, то ничего дополнительно не нужно. Если нет, то ответ довольно стандартный — должен найтись варгейм, свободное время на него и человек, который хорошо знает правила, может их хорошо рассказать (это далеко не всегда совпадает!) и готов отвечать на повторяющиеся вопросы и прощать новичку даунтайм. Осенью удалось попробовать «Strike of the Eagle», и это был довольно интересный опыт. Теперь жду, когда разложу свою коробку «Twilight Struggle».

 

— Какого размера, на твой взгляд, должна быть оптимальная настольная коллекция?

 

— Такого, какого тебе позволяют твои финансы, место в квартире и твоё свободное время. Большинство настольщиков совмещают два хобби — игры и коллекционирование, и каждый ищет свой баланс для коллекции. У меня в данный момент около сотни игр, не считая дополнений, но половина из них на стол попадает реже раза в год, к сожалению.

 

— Как ты относишься к статистике сыгранных партий? Ведёшь ли её?

 

— А иначе откуда бы я знал количество игр и число партий? :) Да, веду около трёх лет на BGG и саму коллекцию игр, и статистику партий. Это позволяет мне думать, что я не какой-нибудь там раздолбай, просто любящий поиграть, а серьёзный респектабельный человек с солидным хобби. (Шутка!)

 

 

— Самое большое разочарование (игра, которая не оправдала при близком знакомстве возложенных на неё ожиданий) и наоборот (не хотел играть, а потом радовался, что уговорили)?

 

— Чаще не нравились игры, к которым не было особых ожиданий, вроде нудной «Assassin's Creed: Arena» или странной «Mad Zeppelin». Иногда не заходили высоко оценённые многими игры — «Мёртвый сезон», «Момбаса», «Брасс», старый «Ужас Аркхэма» (на восьмерых!), «Звёздные империи», «Библиос»… Но самым большим разочарованием была, пожалуй, «Space Cadets: Dice Duel». Ожидалось что-то вроде «Капитана Сонара», но в космосе, а по факту игра оказалась безостановочным кубомётом, в который часть участников наотрез отказалась доигрывать.

 

Приятным открытием (уже в наступившем году) могу назвать очень атмосферный кооператив «7th Continent». Недавно удалось разложить «Food Chain Magnate» и повторить «Indonesia» — игры с очень спорными оформлением и эргономикой и не самой любимой мной механикой аукциона, но при этом с простыми правилами и элегантной экономической моделью.

 

— В какую игру из тех, в которые ты часто играешь, тебе хочется играть меньше всего, а с какой обратная ситуация — очень хочется, но получается совсем редко или не получается?

 

— За последний год такими играми были «Кворриорс», «Cthulhu Realms» и «Hero Realms» — домашние просили. Партий по 10–15 в каждую наиграл, но колодстрои — это не моё, к сожалению, даже если к ним прикручивают поле или интересную тему, как в «Tyrants», «Clank» или «Тортуге-2099» (в девичестве «Герои меча и декбилдинга»). А не получается играть в ряд больших игр, таких как «Dungeon Twister», «Kemet», «Dungeon Lords» и другие, которые требовательны к опыту игроков и времени.

 

— Самая недооценённая и переоценённая игра у нас и вообще в мире по твоему мнению?

 

— Кто сказал «Серп»? :) Не боясь навлечь на себя гнев народных масс, могу назвать переоценёнными большинство евроигр, которые выходят в последние годы одна за другой. Это и «Гранд-отель «Австрия», и «Во славу Одина», «Великий западный путь», «Момбаса», «Орлеан», «Марко Поло», и прочая, и прочая… Да, в них встречаются интересные механики, у большинства из них красивые компоненты, и я могу сыграть в них при случае, но сейчас они кажутся мне по большей части такими же скучными, как обзоры, которые на них пишут на «Тесере».

 

А вот одна из моих любимых игр, «Dungeon Twister», недооценена, хотя кому в наше время нравятся шахматы, пусть и в фэнтезийном сеттинге?..

 

— Да, сильное заявление. Вот так вот взять и опустить кучу евро оптом. Неужели ни одна евро-игра за последние годы тебе не понравилась? Тогда назови последнюю евро-игру, которую ты можешь назвать интересной. 

 

— Не сказал бы, что опустить… Это всё замечательные игры, несомненно! Просто сейчас уже it’s not my cup of tea. Через несколько сотен игр начинаешь ценить не только красоту оформления, разнообразие механик и количество способов получения очков в одной игре, а скорее изящность или тематичность. В давнем споре «механика vs тема» для меня сейчас важнее второе. Исходя из этого лучше я сыграю очередную партию в одну из любимых игр, чем вторую в «Альтиплано» или «Момбасу». По канону, после такого заявления должна набежать толпа любителей евро, которая заклюёт и меня, и это интервью :)

 

 

— Есть ли настольные игры, выхода которых очень ждёшь?

 

— После Нового года до меня дошли, наконец, «Сумеречная борьба» и «Шерлок». В «Шерлока» уже успел отыграть несколько дел ранее, но у меня не настолько хороший английский, чтобы в полной степени получать удовольствие от игры. От «Сумеречной борьбы» ожидаю возможности играть с сыном на русском языке и заинтересовать историей — глядишь, там и варгеймер вырастет… Из прочих объявленных игр жду возможность сыграть в «New Frontiers» по вселенной «RftG».

 

— Назови лучшую для тебя игру 2018 года и почему она заняла это место.

 

— Если говорить про вышедшие в 2018 году игры, то назову «Reef» от автора «Century» — простая абстрактная игра, в которую могу сыграть с ребёнком, с родителями, с коллегами, с начинающими настольщиками, с гиками. Она ещё более элегантная, чем первый «Azul», пусть и не такая красивая, а скорее напоминающая яркий детский конструктор. В неё запихнули простой игровой процесс и малое время партии, но при этом игра требует оптимизировать каждый ход и открывает широкое поле для принятия тактических решений.

 

Если смотреть только локализации, то здесь первое место у четвёртого издания «Сумерек империи». В предыдущие не играл, но в данной игре сошлись много факторов от космической тематики до модели пошаговой 4х. Сыграл пару партий и сыграю с удовольствием ещё.

 

— И какие игры ещё войдут в топ-3 этого года для тебя? И назови свой топ-3 всех времён на данный момент.

 

— Если брать игры, в которые первый раз сыграл только в 2018 году, то сюда войдут «TI4», «Владыки Эллады» и второе издание «Войны кольца», где-то на подступах к топу остались кооперативы «Gears of War» и «Spirit Island». Топ-3 на все времена назвать очень сложно, так как отличных игр гораздо больше, чем три. Если выбирать хотя бы для десятки, то в него точно попадут такие игры, как «Nexus Ops», «Claustrophobia», «SW: Rebellion», «Kemet»…

 

— Где чаще всего ты покупаешь новые игры, изменилось ли количество покупаемых игр после ощутимого повышения их стоимости, стал ли ты тщательнее выбирать игры для покупки?

 

— Разумеется, падение курса рубля заметно ударило по покупательской способности всех настольщиков, да и сами игры стали «богаче» и дороже. Если несколько лет назад купил за 4К «Nexus Ops» + «Seasons» и ещё «Oddville» «на сдачу», то сейчас 3–4К — это цена одной не самой большой коробки в магазине, не говоря уже про игры вроде «TI4» или «SW:R». Можно было бы покупать игры на «Эссене», но с большой вероятностью успешная игра получит локализацию в ближайшие год-два, плюс, на выставке цена издательства не всегда оправдана — на тот же «Azul» (даже на старый) на волне хайпа цена в евро в 2018 году была выше, чем в предыдущем.

 

— Расскажи историю своей самой удачной и/или неудачной покупки настолки.

 

— Самыми удачными покупками с точки зрения количества сыгранных партий будут покупки «Battlelore» и «Плоского мира». Первую коробку увёл из-под носа у пары знакомых настольщиков на распродаже в Enter, ради второй пришлось ехать в Раменское, зато обе коробки регулярно достаются и радуют интересными партиями. А неудачные покупки обычно уезжают по Маттрейду :)

 

 

— Сейчас, когда игры стали дороже, возникла, система обмена играми — «Маттрейд». Как ты к этому мероприятию относишься и участвовал ли сам? Какие видишь способы улучшить «Маттрейд» и избежать ситуаций с участниками, которые не выполняют свои обязательства?

 

— Отличное мероприятие, спасибо Ивану Лашину и его «миньонам», которые помогали последние разы. Принимаю участие с самого первого трейда, кажется, и обменял уже несколько десятков коробок. Обычно не очень много коробок в итоге задерживаются в коллекции, а при помощи МТ можно попробовать разные игры, не тратя на них деньги. По результатам обменов в коллекцию попали такие игры, как «Коридор» (злой дуэльный абстракт, люблю его), «Космические дальнобойщики» (попробовал локализацию и выменял дальше, чтобы потом получить английскую версию), «Imperial Settlers», «GOSU» и некоторые другие, ждут своей очереди добраться до стола «Descent», «Клинок и Колдовство».

 

Идей с возможными улучшениями море, начиная от стартового взноса и поручительства, но для реализации их организаторам понадобится заметно больше усилий, чем сейчас.

 

— Что для тебя процесс продажи старых игр и покупки новых? Всегда ли расстаёшься только с тем, что не понравилось, или иногда приходится избавляться от того, что нравится, но играть не с кем? Какие эмоции вызывает покупка новых игр? Насколько тщательно ты подходишь к этому вопросу?

 

— В последние пару лет стараюсь не скупать всё подряд, особенно когда дело касается очередного евро, потому что его с большой вероятностью можно будет попробовать позже, если оно действительно так хорошо. Некоторые неплохие игры покидают коллекцию по обмену или за деньги именно по той причине, что понимаю — в это со мной играть не будут :) Или буду играть в копию друзей.

 

К покупке новых игр стал относиться более взвешенно, но иногда во мне просыпается шопоголик, и тогда вот я стою перед стендом «Portal Games» через полчаса после закрытия очередного дня «Эссена» и пытаюсь купить у пана Игнация «Cry Havoc». А после покупки вскрою коробку, разложу по пакетикам, и… сыграю за год партию в копию друга, продам коробку другому, причём в коробке не окажется пары нужных жетонов, я буду писать издателю, чтобы он выслал их новому владельцу коробки, и тот через пару недель получит милое письмо с этими жетонами и «жетоном второго игрока». Очень забавно, как мне кажется.

 

 

— Насколько, на твой взгляд, неотъемлемая часть настоящего гика — это стремление постоянно пробовать что-то новое? Нет ощущения, что сейчас, с выходом большого количества новых игр, у многих появляется «гонка за новинками», когда люди, не успев распробовать одну игру, уже покупают следующую?

 

— Есть два типа людей: одни хотят играть в одну игру сто раз и стать мастером, другие хотят попробовать сто разных игр. Вторых людей становится больше, и причин может быть несколько. Это и ускорение ритма жизни («давай, поторопись, ты можешь пропустить самое интересное!»), и лавинообразное увеличение числа игр вокруг, особенно локализаций, и общая беда нашего времени — люди хуже концентрируются на том, что делают, начиная с детского возраста, то есть страдают от синдрома рассеянного внимания. Меня это тоже затронуло, но от подобных гонок за новинками хорошо лечат настольные конвенты — выставки и кэмпы. На них можно попробовать большое количество новинок и уже после этого решить, что из них тебе действительно интересно иметь в коллекции.

 

— Если бы была возможность заново прожить настольную жизнь, были бы знакомые тебе игры, в которые ты ни в коем случае не стал бы играть, или моменты, которых бы обязательно избежал?

 

— Интересный вопрос… Очень многое зависит не от того, в какие игры ты играешь, а то, с кем ты в них играешь. Возможно, не садился бы играть в какие-нибудь игры с людьми, которым эти игры точно не зайдут. Как пример — есть отличный, по моему мнению, америтреш «City of Thieves», в который нужно играть строго с дополнением и не как в евро, считая оптимальные ходы и каждую монетку, и от которого одна компания, в которой играл, плевалась, а другая была в восторге. Поэтому в целом ответ отрицательный — «ни о чём не жалею!».

 

 

— Как ты оцениваешь деятельность наших локализаторов? Покупаешь ли локализованные игры? Какие игры ты бы хотел увидеть локализованными?

 

— Наши локализаторы в первую очередь преследуют свои собственные интересы — это логично. На русском выходят (или хотя бы заявляются) почти все новинки среди еврогеймов, и их часто неплохо раскупают, но в последнее время чувствуется перенасыщение евро. Вместе с тем мало кто готов рисковать деньгами и выпускать америтреш и варгеймы, ибо к тому моменту, когда издатель созреет, все желающие уже приобретут и сыграют в оригинал, при этом для большинства не будет проблемой играть на английском языке, поэтому в случае локализации коммерческий успех проекту вовсе не гарантирован.

 

Сам покупаю игры на русском, но не очень часто. Вот свежий «Nemesis» взял бы себе на русском, но после пробы — по отзывам привлекают и тематика, и механики. Точно взял бы локализованный «Седьмой континент» со всеми дополнениями, наверняка взял бы «Особняки безумия», если бы был уверен в том, что дополнений не придётся ждать годами.

 

— Составь, пожалуйста, два топа: в первом пусть будут наши издательства по количеству купленных игр их производства, в во втором издательства по интересности выпускаемых проектов для тебя, соотношению цена/качество и клиентоориентированности в совокупности.

 

— Первый топ будет не очень большим — локализаций в коллекции не очень много. Штук по пять игр от «Hobby World» и «GaGa Games» (причём большая часть не куплена, а попала по «Маттрейду»), чуть меньше от «Лавки игр», по паре коробок от «Звезды», «Краудов» и т. п. Если брать иностранные издательства, то здесь явным фаворитом будет «FFG».

 

Из-за не очень большой выборки второй топ будет некорректным. Мне нравится подход «Лавки игр», но большая часть их локализаций были у меня раньше на английском. С «Гагой» был неприятный опыт в плане того, что дополнение к «Стальной арене» не совместимо с первым тиражом базы, и это проблемы самих игроков (да, я знаю про conversion kit). Из зарубежных был интересный опыт с «Матаготом», которые за три попытки прислали мне миниатюру для «Кемета», недостающий маркер для дополнения к «Кикладам» и планшеты игроков на английском для «Комнаты 25».

 

Если рассматривать только «вкусные» проекты, то попаданий в последнее время не очень много по причинам, которые уже озвучил — засилье новых евро, которые сейчас проходят мимо меня.

 

— Как тебе кажется, смогло бы издание дополнений/паков существенно повлиять на популярность у нас ЖКИ?

 

— Существенно — вряд ли. На мой взгляд, для ККИ (особенно) и ЖКИ в первую очередь важна турнирная поддержка (хотя бы со стороны игровых сообществ), а уже потом их локализация.

 

— Назови три самых успешных/хороших отечественных игры на твой взгляд.

 

— Из отечественных считаю «Войну миров» очень неплохой игрой, несмотря на нелюбовь к декбилдингам в целом. Ещё понравился «Смартфон» Ивана Лашина. Обе игры выставлялись в «Эссене» и имели там определённый успех. Остальные отечественные игры либо не пробовал, либо они дотягивают максимум для неплохих семеек, при этом ничем не выделяясь на общем фоне.

 

— Какую игру ты бы издал первой, если бы стал руководителем одного из отечественных настольных издательств?

 

— Такую, которая принесла бы издательству максимальную прибыль, разумеется! И чтобы это позволило выпускать игры, которые интересны более узким кругам игроков.

 

 

— Какие три игры ты бы хотел увидеть локализованными с помощью софинансирования?

 

— Мне кажется, что очень большие шансы на успех могли быть у «7th Continent», «Mission: Red Planet», «Clash of Cultures», «Claustrophobia 1643», возможно, переиздания «Battlelore»  (2ed.). Но это при условии, что выпустят не только базовые коробки, а все дополнения (там, где они есть). Первые две или три взял бы себе в коллекцию на русском, остальные уже есть, хотя русские карты для «Battlelore» купил бы.

 

— Хотелось бы тебе как-то улучшить коммуникацию между игроками и издателями или этого не требуется и пусть каждый занимается своим делом?

 

— Что нужно издательствам от игроков? Подозреваю, что деньги. Но это не точно.

 

Что нужно игрокам от издательств? Интересные игры по доступным ценам, поддержка после продаж, в том числе турнирная, своевременный выпуск дополнений. Если у издательства есть план, когда какая игра выходит в продажу (или на предзаказ), какая будет цена (или хотя бы диапазон), есть чёткая политика по выпуску дополнений и проведению турниров, правила игры выкладываются до начала предзаказа, то этого будет более, чем достаточно, чтобы люди могли планировать свои траты заранее. Да, эти планы могут корректироваться, но не глобально.

 

— Мне кажется, что в прошедшем году несомненно самое значимое событие в нашем настольном сообществе — локализация «Глумхевена». Насколько ты согласен с этой точкой зрения? Что эта локализация значит для тебя лично? Принял ли ты участие в кампании по сбору средств на игру? Да/нет и что повлияло на это решение?

 

— С одной стороны — это локализация лучшей игры согласно рейтингу BGG. Все желающие приобщиться к хиту смогли сделать это с помощью предзаказа и без оглядки на знание языка, и это прекрасно. В отличие от большинства евро, отчёты по «Глумхэвену» публикуются регулярно, и многим игра действительно понравилась. Сам долго сомневался, вписываться в кампанию или нет, и в итоге решил, если игра действительно так хороша, то смогу купить её позже, когда буду уверен, что смогу найти время и компанию для прохождения. С другой стороны, в отчётах и сообществе часто задают вопросы по тем или иным аспектам правил игры, то есть игра хоть и хороша, но не идеальна хотя бы с точки зрения простоты правил. Вдобавок ко всему, «Мрачная гавань» — относительно свежая игра, до этого уже выпускали на русском и «Серп», и новые «Сквозь века», и «Пандемию. Наследие» (о планах локализации «Покорения Марса» объявили, когда игра ещё не была даже в первой сотне BGG, кажется), поэтому локализация новой редакции «Сумерек империи» и выпуск старичков «Сумеречной борьбы» и «Шерлока» мне видятся тоже весьма значимыми событиями.

 

— Насколько ты согласен с мыслью, что нынешний момент можно назвать «золотым веком» настольных игр у нас, когда локализуется большинство современных мировых хитов и игр, прошедших проверку временем, да и отечественные разработки сделали качественный шаг вперёд?

 

— «Золотой век» для кого — для издательств или для игроков? Особенно если помножить количество локализаций на количество игр… Локализация мировых хитов выгодна как игрокам, так и самим издательствам, но последние кампании показывают, что евро уже избыток, и даже если предзаказ прошёл успешно, то часть коробок лежит в пыли. С проверенными хитами дела пока обстоят хуже, а с отечественными разработками всё совсем плохо: даже если учитывать отдельные успехи авторов на ниве создания игр, которые продаются на Западе, до постановки на поток таких игр очень далеко. Некоторые предлагают подходить к отечественным авторам с другими мерками и не сравнивать их с иностранными, но почему? Почему там малоизвестный автор может выпустить «Lords of Hellas» + «Nemesis» или «Gloomhaven», а наш удел, за редким исключением — это простые семейки или патигеймы?

 

— Как бы ты оценил текущее состояние нашего настольного сообщества и какие шаги стоит предпринять, чтобы оно становилось более массовым и зрелым, или пусть всё идёт своим чередом?

 

— У нас масса замечательных людей, которые на энтузиазме делают очень много для популяризации хобби (здесь должна быть шутка из статьи из цикла GCC от Андрея Аганова про то, чем настольщик отличается от сектанта — сектант не дарит родственникам на все праздники Библию). Эти люди организуют неофициальные турниры и настольные кэмпы, открывают свои клубы и лавочки, организуют сборы на локализации и заказы из-за рубежа, да и в целом несут свет в массы. На таких людях и держится игровое сообщество. Но революция — не наш путь, общество само должно дойти до того, что настольные игры — такое же приятное и интересное хобби, как многие другие, а вариант привлечения в магазины новых людей рекламой «Монополии» и «Уно» мне кажется хоть и работающим, но устаревшим.

 

— Дай, пожалуйста, своё определение гика-настольщика. Каким багажом он должен обладать, чтобы носить это звание?

 

— Это человек, который хорошо разбирается в настольных играх (и постоянно расширяет свои знания), любит в них играть, в идеале готов при необходимости помогать другим настольщикам, и при этом не ведёт себя как м##ак. Всё, этого достаточно.

 

 

— В каком издательстве настольных игр ты бы хотел работать и кем?

 

— В своём собственном и генеральным директором, разумеется! И чтобы каждый год отечественные авторы нам приносили по пять убийц «Глумхэвенов» и «Сумерек империи», и мы выпускали их сначала на русском, а потом продавали на Запад. И чтобы у нас был собственный завод, и иностранные издатели могли бы уверять своих бэкеров в том, что игра изготавливается на том же заводе, что и оригинал. При этом не уточняя, что материалы при этом для изготовления используются подешевле, чтобы повысить маржу снизить цену для потребителей.

 

— С какими целями ты посещал выставку в Эссене, всегда ли удавалось выполнять все задуманные планы и какие впечатления остались от этого мероприятия?

 

— В первую очередь было интересно сравнить «наш» «Игрокон» и «их» Эссен. Только посетив такое глобальное мероприятие — около 190 тысяч гостей за 4 дня в 2018 году по данным организаторов, — можно оценить, насколько в данный момент развито наше хобби в Европе. На выставке есть стенды и наших компаний, но тон задают вовсе не они. По духу выставка похожа на последний «Игрокон», а с точки зрения суеты после введения входных билетов в Гостинке было даже получше. В целом же на конвенте, кроме суеты, царит атмосфера настольного праздника, все участники очень доброжелательные, а размах впечатляет неподготовленного человека.

 

Конечно же очень интересно попробовать некоторые новинки, хотя прошлой осенью специально почти ничего из них не стал везти из-за уверенности в том, что большинство хитов локализуют. Плюс ко всему, «Эссен» заточен под любителей евро, для которых там рай при условии знания английского языка.

 

Поездка в Эссен — это своеобразное настольное паломничество, и каждый сам должен решить для себя, насколько ему это интересно. Расстраивает только то, что в связи с ростом числа посетителей уже в начале года найти жилье в Эссене за вменяемые деньги сложно, скорее всего, из-за этого в 2019 году выставку придётся пропустить.

 

 

— С кем из разработчиков ты бы хотел встретиться и о чём поговорить?

 

— На эту тему у меня тоже есть забавная история. В 2016 году поехал на свой первый «Эссен», и вот на второй или третий день ехал утром на U-Bahn в сторону выставки. На городском вокзале в вагон набилось очень большое количество людей, и передо мной в числе прочих сел один пожилой с виду мужчина. Его лицо мне сразу показалось знакомым, и через пару станций я сообразил, кого я в нём узнал — это был Уильям Аттиа, автор игр «Caylus» и «Spyrium». Забавно то, что в 2014–2015 годах я писал пару статей про него на «Тесере» для участия в конкурсах: перевод интервью с ним и статья на тему почерка геймдизайнера. В вагоне приставать к нему не стал, но когда вышли на конечной, то подошёл и поинтересовался, не ошибся ли я (нет). Пока шли до входа на выставку, успел рассказать, почему его узнал, и задать несколько вопросов. Он рассказал, что приехал на выставку в частном порядке — посмотреть новинки, встретиться с друзьями, и всё такое…

 

На той же выставке отстоял очередь больше часа за автографом на коробке «Канагавы» к Бруно Катала и иллюстратору игры (так долго из-за того, что очень хотелось получить не только автограф автора, но и рисунок художницы на коробке в подарок). Так вот, по Бруно было заметно, что он уже устал от толпы людей, желающих получить автограф или сфотографироваться, но при этом он никому из желающих не отказывал — для меня это стало отличным примером того, как профессионал относится к своей работе, хотя при всём этом это такие же люди, как и мы, игроки.

 

Если вернуться к вопросу, то у меня нет каких-то конкретных вопросов к геймдизайнерам, но при этом читать их интервью про работу обычно очень интересно.

 

— Какие российские/мировые настольные ресурсы ты регулярно читаешь? Есть ли те ресурсы/блоги, к чьему мнению в оценке игр ты прислушиваешься?

 

— В целом мне хватает «Тесеры» и BGG. На заре увлечения играми очень нравилось читать «2 фишки», затем других авторов — Юру Тапилина, Александра aka Scafandr, ребят с «Настолкомании», потом постепенно переключился на Владимира из Латвии, и сейчас более-менее регулярно читаю только его. Плюс, различные сообщества «ВКонтакте», в первую очередь, «Играем в настолки», куда иногда сам кидаю отчёты о сыгранном.

 

 

— Смотришь ли какие-нибудь видеоматериалы по настольным играм? Твоё к ним отношение?

 

— Нет, у меня скорее отрицательное отношение к видеоматериалам. Но это не негатив по отношению к тем, кто снимает видео — они все огромные молодцы, но просто это не мой формат. Иногда могу посмотреть видео с конвента, на котором не могу быть сам. Крайне редко — посмотреть видео с правилами игры, если надо уловить общую мысль и потом уже смотреть нюансы в правилах. С прочим контентом предпочитаю знакомиться в текстовом виде, но от картинок не откажусь, конечно.

 

— С какой целью ты заходишь на «Тесеру»?

 

— Найти правила игры на русском, если лениво переводить с английского. Найти владельца, чтобы задать вопрос или купить игру. Почитать статьи, дневники или комментарии, чтобы принять решение о том, насколько мне будет интересно сыграть в игру. Редко — что-нибудь написать самому.

 

— С чем связано то, что ты сам мало пишешь на «Тесере»?

 

— В первую очередь из-за отсутствия времени. Если есть выбор между тем, чтобы сыграть во что-то и написать про что-то, то в 99 % случаев выберу первое. Последние полгода пишу краткие заметки о сыгранном в домашней группе, из неё идут репосты в группу «Играем в настолки», и по ощущениям это даёт больше обратной связи, чем даст аналогичная заметка на «Тесере». Во вторую — слишком много обзоров игр, направленных на продвижение вала локализаций. Есть несколько блогеров, которые с разной степенью успешности с этим справляются. Жизненный цикл игры на «Тесере» чаще всего похож на историю игры «Tiny Epic Gloom Imperium» 2.0, и мне обычно не хочется в это влезать.

 

— Вот, кстати, да. У тебя же есть замечательная «История одного хита». Расскажи, как тебе пришла идея и сколько усилий потребовалось на её воплощение? Есть ли какие-то задумки на продолжение?

 

— О, это была спонтанная работа, как и почти все мои редкие статьи на «Тесере». В этот раз импульсом послужило небольшое обсуждение (кажется, в чате группы «Играем в настолки») на тему узнаваемости стиля авторов обзоров, мол, наберётся ли хотя бы пяток уникальных. В большинстве случаев я могу назвать автора обзора ещё по анонсу или первому абзацу, и то обсуждение стало своеобразным вызовом. Сначала была идея сделать компиляцию в духе известной подборки «Красная шапочка в стиле разных авторов», потом решил, что будет ошибкой пропустить издательства и других колоритных авторов, и так родилась мысль «сделать» целую игру. Радует, что в данном случае статью в целом приняли тепло на «Тесере», не развели очередной холивар и даже смогли помочь Даше узнать всех авторов.

 

Хотя, если уж совсем честно, то все куски — это прямые цитаты с небольшими изменениями ради вписывания в заданную тему и подчёркивания «фишек» авторов, но не чтобы их обидеть или задеть, разумеется. Пара дней ушли на подборку и переделывание текстов, ещё день на подбор иллюстраций и оформление статьи. Получилось, наверное, не идеально, и не всех авторов смог включить, зато свою жажду творчества утолил. Судя по последнему комментарию издателя, тема закрыта, а там кто его знает...

 

Есть не до конца сформированная идея на статью для Good Content Challenge, но этот проект заглох в далёком 2015 году, успев полюбиться многим, но, к сожалению, забуксовав на одном из участников.

 

 

— Твоё мнение о «Тесере»? Чего сейчас больше всего не хватает ресурсу вообще и именно тебе?

 

— Такой ресурс, как «Тесера», безусловно нужен, особенно для новичков. Однако сообщество «Тесеры» не очень дружелюбно к ним: этого ресурсу больше всего и не хватает — дружелюбия. На втором месте — удобство использования, но в этом направлении подвижки хотя бы заметны.

 

— Как ты считаешь, с чем связано ощутимое уменьшение количества интересных статей и дневников на «Тесере»? Что можно сделать чтобы улучшить ситуацию?

 

— Люди начинают вести свои блоги, группы, пытаются делать контент на более удобных для этого платформах. «Тесера» — это всего лишь первый шаг для большинства настольщиков. Часть из них начинают описывать свои впечатления от попробованных игр, не разобравшись до конца в возможностях и специфике ресурса, и нарываются на негатив со стороны более продвинутых участников. Потому что здесь так принято. В итоге на сайте в качестве авторов остаются только самые толстокожие из них или те, кто пишет максимально нейтрально или обобщённо. Содержание остальных статей удивительным образом совпадает со временем выхода на наш рынок локализаций, и это только подстегивает «гонку за новинками», после окончания сбора на которые либо тишина, либо лишь стон о качестве компонентов или перевода.

 

Сейчас, если посмотреть статьи, то большинство из них имеет всего от 50 до 100 оценок, тогда как зарегистрированных пользователей десятки тысяч. Даже если активных пользователей всего 2–3 тысячи, то почему только 1 из 20–50 оценивает труд авторов?

 

Как можно улучшить ситуацию? Мотивировать людей создавать качественный контент любыми способами, организовывать пользователей — устраивать конкурсы, «субботники», предоставить удобные инструменты для самовыражения. Тогда количество пишущих может подняться с 0,1–1% до 3–5%, и это уже будет довольно большая цифра!

 

— Вот мне тоже любопытно, что большинство самых интересных материалов имеют меньше ста оценок, это действительно примерно столько их читает или множество людей просто не видит смысла ставить оценки?

 

— Могу ответить только за себя. Правило № 10 метасатанизма гласит, что «оценка — это закамуфлированный приказ». И когда читаю десятый, сотый обзор с единственной целью продать мне и остальным очередную локализацию, то с чистой совестью либо не ставлю ничего, либо ставлю единицу, потому что цели обзора не совпадают с моими ожиданиями. Эта единица вряд ли сделает погоду в общей оценке, но честно выражает моё отношение к ситуации.

 

Ты, кстати, замечал, что больше всего оценок и комментариев среди статей на «Тесере» сейчас получают либо твои интервью с пользователями, либо большие обзорные статьи по уже известным и популярным играм/жанрам/вселенным (с аналитикой или описанием игр серии), либо развёрнутые отчёты о партиях? Да, у таких статей не всегда высокие средние оценки, но объём обратной связи отвечает на вопрос, что действительно интересно пользователям.

 

— Каких материалов тебе больше всего не хватает на «Тесере», которые заставили бы тебя заходить сюда чаще, читать и писать здесь больше?

 

— Наверное, было бы интересно видеть больше аналитики по любимым играм, но не на уровне самых очевидных вещей в стиле «важен каждый ход», как иногда бывает, а серьёзных разборов. Сам никак не продолжу писать гайд по «Dungeon Twister», но останавливает то, что интересно это будет лишь нескольким пользователям. Буду очень рад, если возобновится Good Content Challenge, остановившийся на «несчастливом» числе.

 

Кроме того, могут заинтересовать материалы не только от игроков, но и от авторов и издательств про создание игр, про какие-то случаи в процессе работы. Например, на «Хабре» есть блог «Мосигры», где они рассказывают не только про игры, но и про свои процессы; читать его безумно интересно, несмотря на то, что их ассортимент максимально далёк от меня.

 

— На «Тесере» токсичное комьюнити или вполне нормальное в духе современных реалий?

 

— На «Тесере» вполне нормальное токсичное комьюнити в духе современных местных реалий. Потому что не все могут пройти мимо, когда в интернете кто-то не прав. Вернее, пройти могут не только лишь все, мало кто может это делать. Но так как единственный способ для выражения несогласия — это комментарии к статьям или дневникам, то регулярные бугурт-треды обеспечены.

 

 

— На твой взгляд, тролли на «Тесере» — это обуза, от которой надо стараться избавиться, или фишка, придающая определённый шарм? Кто, на твой взгляд, за время пребывания на «Тесере» заслуживает звание «Тролль №1»?

 

— Тролли есть в любом сообществе. Избавишься от одного, и на его месте появится новый. Для того, чтобы избавиться от них полностью, каждый должен сам убить тролля в себе, но в случае «Тесеры» это крайне маловероятный вариант. В чём причина? В повальной анонимности и безнаказанности интернета. В желании видеть себя и своё хобби среди интеллектуальной элиты общества. В желании отдельных людей чувствовать себя умнее, важнее, значимее, чем другие, а искоренить это желание очень непросто. Сам иногда сталкиваюсь со жгучим желанием оставить едкий ответ, но обычно стираю написанное перед тем, как отправить. Шарма в троллинге нет никакого, эти люди зачастую выглядят просто смешно: «Вот, посмотрите, какой дурак предыдущий комментатор и какой умный я». Тролль «Тесеры» №1 — это всегда тот, кто написал последний комментарий с целью потроллить оппонента.

 

По своему опыту модерации на других ресурсах могу сказать, что можно попробовать вынести подобные споры в отдельный тематический раздел форума и не пиарить его на главной странице сайта. Большинству троллей будет достаточно самоутверждаться там перед другими троллями, а остальные пользователи не будут страдать от токсичности.

 

— Раньше на «Тесере» можно было минусовать комментарии. Насколько тебе не хватает этой функции сейчас?

 

— Я за возможность выражать любую оценку, а не только положительную, и вообще за полную открытость оценок статей, комментариев и вообще всего. Полагаю, что это будет более качественной обратной связью для авторов и комментаторов, т. е. позволит оценить, кому и насколько интересен твой материал или полезен комментарий, или же эта оценка — просто плод работы твоих персональных хейтеров или фанбоев.

 

— Есть ли пользователь «Тесеры», с кем бы тебе хотелось прочитать интервью в этой рубрике? И какой вопрос ты бы ему задал?

 

— Думаю, мне и другим твоим читателям было бы интересно почитать про организацию какого-нибудь комьюнити, игрового клуба или конвента с нуля и до текущего состояния, например, трёхлетний путь «Арены эмоций» или «Поигралок в…», рассказ кого-нибудь из организаторов «Игрокона» или что-нибудь в этом духе.

 

 

— Напоследок, как умудрённый опытом человек, дай какое-нибудь напутствие Тесеровцам.

 

— Глеб, от лица бывших и будущих интервьюируемых благодарю тебя за то, что не бросаешь это начинание! И пожелание к остальным обитателям «Тесеры»: играйте только в те игры, которые вам интересны, и только с теми людьми, с которыми вам комфортно! Желаю каждому дожить до рубежа в 1 0000 дней на «Тесере» и обязательно пообщаться с Глебом — вы можете удивиться, узнав о себе что-то, о чём ранее даже не задумывались!

 

— Сергей, огромное спасибо за интервью! До новых встреч на просторах «Тесеры» и, надеюсь, не только здесь.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Darenka написала 10 дней назад: # скрыть ответы

Интервью отличное, порадовало, что и вопросы появились новые, да и ответы есть дюже интересные.
Но за державу (то есть евро игры) обидно...

bootty написал 10 дней назад: # скрыть ответы

Почти любая игра найдет своего игрока! Локализуемые евро тоже хороши, но я к ним уже остыл. Это не проблема игр, это изменение лично моих вкусов! И я лучше сыграю в не очень интересное мне евро с интересными игроками, чем наоборот - игры вторичны, люди первичны :)

Slim_Slam_Snaga написал 10 дней назад: # скрыть ответы

А вот это любопытно. Почему нельзя с интересными людьми просто общаться? Даже, если находить их через настолочки...

Darenka написала 10 дней назад: #

Потому что эти самые люди увлекаются настолочками и хотят в них играть))

Darenka написала 10 дней назад: # скрыть ответы

Да, я тоже лучше сыграю в не очень интересное мне амери, но с интересными мне людьми, чем наоборот))

Ogro написал 10 дней назад: # скрыть ответы

А еще лучше - играть с интересными людьми в интересную игру, и не тратить время на неинтересные составляющие.

Ну а если уж стоит такой странный выбор, то ИМХО важнее играть с интересными игровыми оппонентами, а уж какими они человеками являются вне игрового стола - дело вторичное.

Slim_Slam_Snaga написал 9 дней назад: # скрыть ответы

Я как бы об этом и намекал - интересный человек это для вкусной беседы, а для интересной игры должен быть хороший соперник. Называет ли он тещу мамой мне искренне все равно.

Darenka написала 9 дней назад: # скрыть ответы

и ездит ли с ней на Chudo-Ludo тоже всё равно? ;)

Slim_Slam_Snaga написал 8 дней назад: # скрыть ответы

Ай, хорошо!

Раскроем эту тему, если Глеб до меня доберется)))

Darenka написала 7 дней назад: # скрыть ответы

да, хочу интервью с тобой!))

Journeyman написал 6 дней назад: # скрыть ответы

Уже было... Но повторить не возбраняется.

Slim_Slam_Snaga написал 6 дней назад: # скрыть ответы

Смотри сам, если кому-то интересно, то можно освежить на отметке в 2К

Ogro написал 6 дней назад: #

Наверное будет интересно в разрезе "эволюция увлечения: от 1000 к 2000"

Darenka написала 6 дней назад: #

конечно нужно освежить, то уже совсем старенькое)

Slim_Slam_Snaga написал 6 дней назад: #

И нам нужен Саша Б., у него за 3К и мы хотим знать думы нашего Императора в канун эпохи перемен

ivan111 написал 9 дней назад: #

> игры вторичны, люди первичны :)

Соглашусь: заметил, что уже года 3 как остыл к новинкам в пользу тех игр, что уже есть в коллекции, и больше стал ценить сами партии и время, проведённое за игрой в хорошей компании.

WiNchiK написала 6 дней назад: # скрыть ответы

Интервью - огонь! Два дня читала))

bootty написал 6 дней назад: #

Аня, осталось доехать до Гнезда! ;)

sputnik1818 написал 10 дней назад: # скрыть ответы
Две цитаты...

"Однако сообщество «Тесеры» не очень дружелюбно к ним: этого ресурсу больше всего и не хватает - дружелюбия."

"И когда читаю десятый, сотый обзор с единственной целью продать мне и остальным очередную локализацию, то с чистой совестью либо не ставлю ничего, либо ставлю единицу, потому что цели обзора не совпадают с моими ожиданиями. Эта единица вряд ли сделает погоду в общей оценке, но честно выражает моё отношение к ситуации."

Не хватает дружелюбия, а поставлю ка я единицу... Вот собственно в этом вся Тесера...

Desert_witch написал 10 дней назад: # скрыть ответы

Быть недружелюбным к новичкам - не айс.
Быть недружелюбным к совершенно явным не новичкам, которые с загадочной улыбкой Тодда Говарда уговаривают тебя купить какую-то коробочку - это по крайней мере можно понять. =ъ

sputnik1818 написал 10 дней назад: # скрыть ответы

Вот какая разница? Либо ты дружелюбен, либо нет. А делить пользователей на новичок/старичок ну так себе позиция

eatoreded написал 10 дней назад: #

Дружелюбие на тесере можно распространять любыми оценками!
Вы этого не видите тк, судя по профилю, не дружелюбны к хейтерам => не дружелюбны => ничего не знаете о дружелюбии.

А делить пользователей на дружелюбный/недружелюбный ну так себе позиция

FinnTroll написал 10 дней назад: # скрыть ответы

Тут у меня возник вопрос: какую минимальную оценку материалу можно поставить, оставаясь в рамках дружелюбия?

scafandr написал 10 дней назад: #

если мне что-то не очень понравилось, но я человека знаю и уважаю его, ничего не ставлю. не обязательно всем ставить оценки

sputnik1818 написал 10 дней назад: #

Прочитать материал, потом ставить оценку материалу. А не наоборот...

bootty написал 10 дней назад: # скрыть ответы

Дима, как по мне, то скорее твой комментарий только подтверждает мои слова :)

Ты немного передернул мои слова, чтобы упрекнуть меня в недружелюбии. Поясню, если выше недостаточно явно сказал - меня смущает то, что обзор, написанный для рекламы продукции издателя во время предзаказа и за деньги издателя, не содержит даже пометки "на правах рекламы", как это делают в ряде изданий, как печатных, так и электронных. И те же самые новички (часть из них) верят, что читают полностью объективный материал.

sputnik1818 написал 10 дней назад: # скрыть ответы

Так не лучше ли прочитать материал и поставить ему объективную оценку?
Или написать отзыв о том, с чем не согласен в обзоре?
P.S. Ох уж эта "забота" о новичках :)

bootty написал 10 дней назад: # скрыть ответы

Потому ты считаешь, что я ставлю оценку, не глядя на отчёт? Я захожу, пробегаюсь по статье, вижу очередной отчёт по шаблону... В совокупности с отсутствием пометки "на правах рекламы" ставлю объективную (на мой взгляд) оценку в конкретной ситуации. В чем заключается недружелюбии?

Да, я не пишу после каждой такой статьи "Почему не пишете, что это реклама?", потому что думаю, что мои комментарии ничего не изменят.

sputnik1818 написал 8 дней назад: #

Твою позицию понял)

KittenLS написал 10 дней назад: # скрыть ответы

Да вот возьму и соглашусь, лучше уж прямо написать что не согласен, чем в тихую накидывать 1-ки.

drolya написал 10 дней назад: # скрыть ответы

Какая разница?
Вы хотите увидеть 10 сообщений с " Не согласен" или "Я против", вместо того, чтобы увидеть -10 ?

Slim_Slam_Snaga написал 10 дней назад: # скрыть ответы

Потому что «сказать в лицо» vs анонимка?

В моем понимании если ты приходишь в публичное пространство, взбираешься на табуреточку и начинаешь что-то задвигать, будь готов и к помидорам, особенно если материал не ахти или пишешь ты так, что лучше бы не писал.

drolya написал 10 дней назад: # скрыть ответы

Ну а в моём видении - это спам, который не позволяет почитать действительно стоящие сообщения с мнениями об игре

Slim_Slam_Snaga написал 10 дней назад: #

А это уже техническая (и не только) проблема Тесеры - флуд активно смешивается с иной информацией.
Администрация в посл время типа решает проблему, но нужен скальпель, а не примочки из травяного сбора

Mollari написал 10 дней назад: # скрыть ответы

А можно определение "действительно стоящих сообщений"?
И пожалуйста универсальное, подходящее для всех в любых ситуациях.

А иначе смысл у твоего сообщения - 0, что делает его тем самым спамом, в осуждение которого оно написано.

drolya написал 10 дней назад: #

В первую очередь - это вина человека, который решил оставить этот комментарий, а не вина "площадки", на которой он решил его оставить.

drolya написал 10 дней назад: # скрыть ответы

Наверное уместным содержанием будут: мнения о механиках, о компонентах, обсуждение правил и тд, а не обсуждение в стиле " Я не согласен", без привязки доводов, обсуждение локализации "ХВ" и тд на странице игры.
М-м-м?

Mollari написал 10 дней назад: #

Мнение о мехяниках, обсуждение правил - в комментариях к конкретной статье? Ты ничего не попутал, ммм?

Michael написал 9 дней назад: # скрыть ответы

Продажные блогеры требуют дружелюбия к продажным блогерам! :)

Просто написать искренние впечатления об игре и написать статью с целью увеличения продаж игры - это две большие разницы. И обычно это видно невооруженным взглядом.

sputnik1818 написал 8 дней назад: # скрыть ответы

И Миша тут как тут со своей любимой песней про продажных блогеров
Лучше пусть будет вменяемая продажная статья от Кседиха, чем искренние впечатления от человека, который двух слов связать не может, или который после первой партии пишет - "Игра сломана - несите следующую"

dimsoul написал 8 дней назад: #

Забавно, скорее противоположная мысль приходит. Лучше прочитаю несколько противоречивых "сырых" отзыва-впечатления, чем какой-либо обзор. Особенно нравится открывать на BGG оценки с комментариями и читать их подряд, в таком разнообразии впечатлений представление об игре, кажется, интересным образом фокусируется, легче понять, понравится ли тебе игра (особенно учитывая, что тут же под рукой другие оценки этих же пользователей другим играм). "Игра сломана - несите следующую" - тоже ценное мнение, несмотря на то, что может быть ошибочным, потому именно в множестве других таких же наивных и не очень впечатлений можно выцедить какие-то значимые лично для тебя качества игры. Любое такое мнение как точка координат в пространстве, где ты можешь постепенно увидеть очертания чего-то существенного и важного (для себя). Обзор же это всегда нечто (то самое мнение или работа для издателя, промежуточный вариант) расширенное самой "обзорностью", то есть определенной традицией и тоном корректно описывать геймплей, некой литературной работой. Это не лучше/хуже того, что я описал ранее, но с такими текстами сложнее справляться в контексте выше описанных поисков, обычно это и вправду скорее "описание", чем впечатление или замечание об игре.

fonfrost написал 8 дней назад: #

Скоро глядишь и 2 тыс. будет... Очень рад знакомству с Сергеем и членами его семьи - во всех отношениях позитивные люди, с которыми приятно не только играть, но и просто общаться.

ZavKaf написал 9 дней назад: # скрыть ответы

Пригласили автоблогера на презентацию нового авто - он поел, попил, прокатился, описал впечатления от авто и мероприятия - всё ОК.

Пригласили техноблогера на презентацию гаджета - он поел, попил, пощупал девайс, описал впечатление от девайса и мероприятия - всё ОК.

Выслали коробку с игрой настольному блогеру - он не поел, не попил, но поиграл и описал впечатления - ЛОВИ, НЕГОДЯЙ, ЕДИНИЦУ!!!111

eydrian написал 9 дней назад: #

Да в общем-то первый и второй вариант такой же не ок, в каком-то смысле.

Azrail написал 9 дней назад: #

Когда то раньше следил за техникой и гиками на youtube. Когда они стали блоггерами - перестал, скатились потому что сразу. Картинка стала красивше, а текст стал рекламным буклетом, ну может ещё тех описанием.:D И зачем такой контент.

bootty написал 8 дней назад: # скрыть ответы

Грустно быть настольным блогером, если верить этому сообщению... Только в других областях блогеры работают немного не так, к слову: посмотрите внимательно хотя бы на блог Экслера — он и девайсы обозревает, и автомобили иногда тестирует.

И у меня речь идёт про другого сферического блогера в вакууме. Про такого, который получил от издателя коробку перед предзаказом, проделал определенную работу и написал рекламный обзор, показал заказчику, выложил обзор во время предзаказа и получил за это деньги. Нет никакого инструмента, чтобы отделить такой обзор от впечатлений независимых игроков, а ценность таких обзоров лично для меня очень низка. Но уже несколько человек видят проблему в том, как лично я их оцениваю. По какой причине?

Вдогонку — не готов сказать, для кого нынешняя Тесера удобнее — для игроков с целью обмена мнениями или для издателей с целью продвижения своих продуктов.

ZavKaf написал 8 дней назад: # скрыть ответы

Как я понял (по ссылке на экслера) у тебя претензия не к происхождению обзора, а к его качеству.

Плохой обзор - не важно сделан он за деньги или нет остаётся плохим обзором.

Но ставить хорошему обзору низкую оценку лишь по той причине, что он появился во время предзаказа кажется неправильным.

bootty написал 8 дней назад: #

Нет никаких абсолютных "хорошо" или "плохо". Можно говорить о том, нравится или нет, полезно или нет, удобно или нет, и т.д.

Тебе это "хорошо", а мне — "нет". Даже если сотне других людей это "хорошо", то разве мне от этого станет "хорошо"? Или все всё должны оценивать одинаково?

Я не понимаю, что ты хотел сказать своим первым сообщением. Или это был всего лишь вброс?

fonfrost написал 8 дней назад: #

Так по этому наш ватный техно, авто и игро и прочий блогин уже давно вызывает только смех, а жирный Тоха, Вилса и т.д. и т.п. уже давно стали притчей во языцех...