-AdRiver-
zhe2045 написал 5 минут назад к игре Хеллбой: # Всем привет. Подскажите что нибудь про дополнения слышно? Или игра на ...
Crazy_Murloc написал 12 минут назад к игре Tapestry: Plans & Ploys: # Цитата: "Дополнение к "Эпохам" будет со вторым тиражом базы. Но по сро...
AlonZo написал 26 минут назад к игре Machina Arcana: # Стартовала финансовая кампания. Насколько понимаю, игру лучше покупа...
CosmicD написал полчаса назад к игре Осквернённый Грааль. Падение Авалона: # Как обычно, играем с другом в разномастные данж-краулеры. И сразу к Ав...
polarturkey написала полтора часа назад к игре Fief - France 1429: # Кто-нибудь играет во фьеф с допами тамплиеров и тевтонцев? Ну и кресто...
Обзорная башня [22.09.2020]
В этом выпуске: интервью с Адамом Квапинским, 2-я и 3-я части записок разработчи...
Магазинчик ужасов
Старт сборов на Dire Alliance: Horror и Blacklist Miniatures: Horror Series 1 на...
Голосуем кошельком [17.09.2020]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
С миру по нитке [16.09.2020]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки: «Экспрес...
Обзорная башня [15.09.2020]
В этом выпуске: рейтинг дополнений и Древних 2-й редакции «Ужаса Аркхэма», 1-я ч...

Ksedih

Обзор Deep State

Много лет ТОП-1 BGG — настолка про холодную войну. Вот и русская Deep State подкатила, с той же темой. Вдруг выстрелит?, 01 августа 2019

Информация

добавить
игры Тайная власть. Новый мировой порядок
персоны Константин Селезнёв
Дата: 01 августа 2019
Оценка пользователей
8.4659
-

Сегодня в обзоре очень... необычная игра. Необычная сразу по нескольким пунктам. Во-первых, её разработчик — русский, Константин Селезнёв. Известен сообществу по играм «Септикон», «Настолье», «Кошмариум» и — некоторым — по новой Master of the Galaxy. Во-вторых, я в неё играл на английском языке, так как русской версии на тот момент не было. И, в-третьих, у настолки очень уж оригинальная тема — тайное мировое правительство. Собственно, она так и называется — Deep State.

 

Почему коробки Селезнёва выходят сначала на английском, а потом на русском и почему он делает настолько оригинальные игры — я не знаю. Зато могу обозреть свеженькую Deep State по горячим впечатлениям, так сказать. И да, настолка получилась у него опять оригинальной как тематически, так и механически. Именно механику постараюсь разобрать максимально подробно ниже, так как тут есть о чём поговорить.

 

Сами посудите, все прошлые проекты автора отличались необычностью: «Настолье» — про мир маленьких существ, живущих на столах/полах/шкафах у нас дома; «Септикон» — про сражение недвижимых космических станций и клонов, обслуживающих их; «Кошмариум» — игра про создание кошмарных снов. Ну, вы поняли. Механически все они тоже с изюминкой. Вот и Deep State...

 

 

О чём это?

 

В названии вся суть — настолка про борьбу тайных организаций, сражающихся за мировое господство. Каждый игрок представляет собой главу такой организации и должен подмять под себя весь мир (набрав больше всех очков =D). Сделать это нужно посредством оказания влияния на различные аспекты жизни общества, начиная от науки и заканчивая разрешением военных конфликтов. В качестве декораций выбрана «холодная война», судя по всему ради иностранных покупателей коробки, так как они эту тему страсть как любят.

 

Собственно, это эдакий евро-карточный табл-билдинг, где карты представляют собой те самые институты, правительства, банки, проблемы мирного населения и прочие элементы жизни. Кто их будет контролировать и разрешать (в случае конфликтов), тот и молодец, тот и большой брат, а в итоге — «царь во дворца».

 

 

Что в коробке?

 

Коробка, в которую играл я, была на английском, и компоненты, судя по всему, там не финальные, о чём говорила вырубка. Но что отфоткал, то и будет ниже. Наверное, примерно то же самое вы сможете увидеть и у нас на полках, только на русском языке и с более качественным картоном.

 

Также я без понятия, как... перевели на русский термины с английского в русской игре, поэтому называть буду всё по-своему. Итак:

 

Сорок деревянных миплов-шпионов и здоровенная деревяшка первого игрока:

 

 

 

Карты-цели. Пачка из полусотни карт. Являются основным движком настолки:

 

 

Планшеты глобальных организаций, куда можно внедриться. Их четыре и они участвуют в каждой партии:

 

 

Колода тайных целей: бонусные ПО только для вас, если выполните условия:

 

 

Кучка вспомогательного стаффа, вместе с памятками:

 

 

Как в это играть?

 

Пожалуй, самый интересный для меня пункт в обзоре Deep State, так как в правила вчитывался долго, пытаясь разобраться, что к чему, ведь процесс не совсем обычен. Да, когда сыграешь пару-тройку партий, всё встаёт на свои места, но поначалу вникнуть было посложнее, чем обычно, хотя когда рассказываешь кому-то на словах, звучит просто. Проблема ли это книги правил или просто от того, что мозг привык к стандартизированным паттернам (у Селезнёва своя атмосфера), сказать сложно, но, мне кажется, трудности были именно из-за необычности процесса. Это как с Root-ом, где тоже приходится вникать «с нуля», так сказать.

 

Итак, у игровой системы есть два базиса: это карты, за контроль которых идёт борьба, и агенты — это такие 10 миплов вашего цвета, их нужно посылать на различные задания (карточки, приносящие очки). На начало партии у вас 3 человека в штабе, и ещё 7 можно нанять из резерва.

 

 

На стол каждый раунд выкладывается 8–9 карт текущих возможностей что-то прихватизировать + постоянные локации, куда можно отправлять своих агентов в любой партии. Посылаем мы их, чтобы фармить очки. Но вот способов добычи последних несколько:

 

  • Сбор карточек, которые приносят сами по себе ПО. Обычно это какие-то общественные институты (типа лабораторий, банков, правительств). Отправляем туда n-ное количество агентов и захватываем контроль. Смысл в том, что на каждую такую карточку нужно послать не менее n агентов, причём соперники попытаются заслать больше, чтобы перехватить власть. В конце фазы действий у кого там больше человечков, того и тапки, тот и доит условный институт ядерной физики, получая с него ПО в конце партии.

 

  • Разрешение всяческих конфликтных ситуаций — то есть отправка агентов в «горячие точки» (назовём их так условно), это такие большие карточки, приносящие сразу много очков. Отличие от первого пункта в том, что сюда нужно засылать сразу большу́ю пачку агентов и бо́льшая часть из них не вернётся к вам в строй, а поляжет. При этом здесь никаких дополнительных свойств нет и перехватить контроль нельзя, в отличие от первых карт — мы просто жертвует агентами и получаем гору ПО (агентов впоследствии можно будет нанять новых из резерва).

 

Мини-доп, который лежал в коробке. Всякие спецагенты, способные делать что-то крутое.

 

  • Проникновение в различные глобальные структуры, типа ООН или всемирной сети. Представлено особыми планшетами, на которые все игроки могут выставлять агентов (безвозвратно) за определённую плату (своя для каждого планшета — будь то жертва агентов или необходимость иметь в своём распоряжении карточки с определёнными значками) и получать за это пассивные преимущества. Например, быстрее прокручивать свой пул агентов, чтобы в строю их было больше, чем у остальных; или тянуть больше карт действий; и т. д. По факту, это шансы прикупить себе пассивных способностей и прокачать свою организацию.

 

  • Разыгрывание хитрых карточек из руки. В конце каждого раунда можно выложить на стол одну из выданных рандомно в начале партии 4-х карточек спецколоды. Фишка в том, что они могут дать много ПО за определённые выполненные условия на столе или как-то по-другому наградить вас в процессе партии. Минус же в том, что чтобы выложить такую карточку, у вас должны быть выполнены условия, типа «иметь под контролем три правительственные структуры (красные карты)» или «иметь лабораторию». Другими словами, это некие тайные цели на партию для каждого игрока, выполнив которые и следуя условиям которых он сможет поиметь дополнительный профит.  

 

Собрал сет из банков и прочих дорогостоящих штук + фондовая биржа (лицо чувака просто безумно на арте). 

 

Итак, если пройтись по правилам коротко и наглядно, то получается как-то так:

 

В свой ход у нас ровно одно действие — переместить n-ное количество миплов по игровому полю: либо из своего резерва в свой активный пул, либо уже активных агентов на какие-то карты. В конце раунда можно разыграть карту задачи с руки, для которой перед этим нужно выстроить базис.

 

Когда у нас накопится достаточно большой активный запас агентов (а копятся они каждый ход потихоньку), их можно пустить в расход, отправив в «горячую точку» (и загрести пачку ПО), либо внедрив во всемирные организации (и получить пассивную силу).

 

Круговорот миплов совершается 8–9 раундов, после чего случается подсчёт всего, что вы насобирали. Сравнить это можно с любой подобной карточной игрой, с той же Race for the Galaxy.

 

Стартовая рука из четырёх тайных целей.

 

Впечатления

 

Так что же такое по сути Deep State и чем она может привлечь потенциального игрока? И сейчас разговор не о том, нравится ли вам тема или нет, мне вот, например, совершенно неинтересна и даже отталкивающая, сказал бы. Разговор о том, чем Селезнёв смог удивить на это раз и смог ли? Почему я говорю удивить? Да потому, что каждый раз, раскладывая любую его игру, понимаю, что настолкостроение в России не только есть, но ещё и имеет свой уникальный дух. Хотя тут, скорее, заслуга Константина и его авторского почерка. Каждая его настолка отличается своей особой... подачей. Это на каком-то эмоциональном уровне ощущается.

 

 

Да, она зачастую не уникальна и не придумана с нуля, ну, по крайней мере, опытный настольщик всегда сможет найти хоть какие-то аналоги в мировой практике (хотя вот для «Септикона» я до сих пор не нахожу сравнения). Однако в завершённом продукте выглядит как-то по-новому. Вот и сидя за Deep State, вы совершаете не очередные действия «послать рабочего, чтобы получить 2 дерева», а отправляете агента, чтобы перехватить контроль над лабораторией (карточкой) — то же самое, вроде бы, но по-другому. Планируете, сколько вам потребуется агентов через ход — так же, как и в сотнях других настолок, но опять же по-особому. Словами не очень передаётся, но что-то в этом есть. Просто евро, просто распределяем миплов, но с особым духом.

 

Знаете, не хочется приписывать игре то, чего в ней нет, а словами ощущения передать достаточно сложно, поэтому могу лишь сравнить новую коробку с другими того же авторства. Если вы пробовали «Септикон» или «Настолье», то точно знаете, чего ждать. Не механически, нет. Эмоционально. Хотя и механически вышеупомянутые игры (и сегодняшняя пациентка) отличаются от всего, во что я играл ранее. В «Тайной власти» осуществляется беспрерывный круговорот миплов в природе, которые здесь являются единственным ресурсом, и за счёт этого настолка играется свежо. Получилось что-то типа мипл-плейсмент-аукциона.

 

 

В остальном же механически тут всё стандартно для табл-билдинга. Но уникальность коробки заключается в нескольких путях набора очков и общей концепции с пулом шпионов. У игрока фактически есть набор из 10 миплов. Некоторые сидят в штабе и всегда доступны, остальных нужно нанимать или ждать возвращения с других операций. И вот этот вот менеджмент агентов — особая фишка взаимодействия с игрой. Такого не могу навскидку вспомнить нигде. Каждый ход вам нужны люди, чтобы выполнить операцию, но их нужно занимать и работой над другими проектами, и «убивать», отправляя решать конфликты, и тратить на занимание постов в организациях. Всё остальное крутится вокруг этого. Возможностей что-то сделать несколько, но в ход вам дают выбрать только одно, в результате чего динамика очень высокая.

 

Второй особенностью является планирование и выбор пути, по которому пойдёт ваша организация. Планирование нужно делать на раунд, так как все 8–9 выложенных карт доступны для обзора с самого начала, и следует понимать, что с ними можно будет сделать (и так каждый раунд). Что потребуется противникам и за что стоит побороться? В какую организацию вступить? Ту, которая даёт тайных агентов, или ту, которая ускоряет оборот ваших собственных? Может, стоит отыгрывать от карт на руке и пытаться выложить их, чтобы набрать ПО за задачи? В общем, есть где подумать.

 

 

При этом это игра из той когорты, где нужно знать колоду. Да, тут карточки повторяются по несколько раз, но чтобы осмысленно понимать, что ты делаешь, нужно — помимо того, что сыграть пару раз, чтобы прощупать механику — пользоваться хотя бы памяткой, чтобы знать, что вы ещё можете захватить, а за что бороться уже не стоит. Колода задач тоже подлежит изучению, так как есть стратегии на её прокрутке и доставанию оттуда нужных карточек. Поначалу можно ограничиться и теми четырьмя картами, выдающимися в начале партии, но для конкурентной игры этого мало. В этом плане опять с RftG можно сравнить, где допустимо играть по наитию, с тем, что дают, но только осознанный поиск и подстраивание под определённую стратегию приводят к победе.

 

Третья особенность, она же, по-моему, самая главная вытекает из второго пункта — в Deep State очень напряжённое соперничество с другими игроками. Партии на двоих и четверых отличаются очень сильно. На самом деле я не знаю, зачем играть вдвоём, когда режется львиная доля заложенного в игру фана, основанного на противоборстве, заключённом в перетягивании каната при борьбе за карты. Механика настолки так явно подталкивает к соперничеству и перебиванию ставок врагов, что в партиях на двоих для меня было абсолютно непонятно, «что тут делать без соперников»? Игра из оперы «невозможно соло». Да и на двоих, ну, очень вольготно и просторно.

 

Как бы игра пытается масштабироваться и при большем количестве участников расширяет колоду копиями карт, однако... Однако центральный механизм «три карты для борьбы на ход» никуда не девается. Поэтому вдвоём вам совершенно не за что бороться, в то время как вчетвером соперники начнут грызть глотки друг другу за заветный значок на карте, если понимают, для чего он нужен и как важно его захватить и не дать сделать того же противникам. Я, конечно, утрирую, и ощущения нехватки соперничества в дуэлях возникает именно после игр полным составом — вдвоём вполне можно раскладывать Deep State, но пока вам придётся поверить мне на слово — это совсем не то, что вчетвером. Дух соперничества и «я здесь буду первым!» проходит через всю игру, поэтому чем больше народа, тем сочнее замес.

 

Ставки мипло-агентами в разгаре.

 

Итог

 

Кому же можно посоветовать эту игру, не считая западной евро-аудитории: с такой-то рисовкой и темой? (Интересно понаблюдать, как игра соберёт за бугром.) «Тайная власть» придётся по вкусу людям, любящим просчитывать всё наперёд, основываясь на раскрывающейся в начале раунда информации. Случайности здесь практически нет, лишь в микро-дозах. Немного тайной информации на руках, а дальше только ваши ставки, господа, и открытый стол с равными для всех возможностями.

 

Любители изучать игры тоже порадуются. Я, например, несколько партий не мог допереть, чем так хороша организация шпионов (нет, логику я понимал, но казалось, что есть более приоритетные цели), и попросту игнорировал её, упирая в другие области. Но затем как-то попробовал их и — оценил, после чего стал пользоваться постоянно. В общем, не сразу доходишь до некоторых тонкостей.

 

P. S. Думаю, если Константин Селезнёв станет знаменитым на большом рынке автором, его будут точно так же, как и Хватила с Кницией, узнавать по почерку. Он уже доказал не одной игрой, что он у него особенный. Прям готов ставку делать, что каждая его игра будет подаваться в каком-то необычном сеттинге и с известной механикой под каким-то новым углом. Так что остаётся только пожелать ему успеха на западном рынке и новых хороших игр (жду «Септикон 2» или нечто подобное).

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Arhiserg написал год назад: # скрыть ответы

" Вот и, сидя за Deep State, вы совершаете не очередные действия «послать рабочего, чтобы получит 2 дерева», а отправляете агента, чтобы перехватить контроль над лабораторией (карточкой) – то же самое, вроде бы, но по-другому."

А можно и наоборот:
- в "Тайной власти" ставишь фишку, чтоб забрать карточку",
- в "Агриколе" отправляешь старшего сына на лесопилку, чтобы принести еще досок для достройки изгороди".

Ksedih написал год назад: # скрыть ответы

В принципе согласен. И в той же Агриколе я тоже вижу как старший сын идёт на лесопилку, если что. Просто здесь как-то всё... не так, странно поначалу, вот и хотелось передать это ощущение. Вроде бы евро еврой, но чуть необычно (почерк Селезнева).

Но вообще да, после того как освоишься, это превращается в круговорот миплов в природе, не совсем стандартный, но всё же не америтреш с солдатиками.

Arhiserg написал год назад: # скрыть ответы

да ладно, ведь хотелось добавить уникальных свойств рекламируемому продукту :)
Меня покоробил этот прием, поэтому не смог пройти мимо.

DeriusDen написал год назад: # скрыть ответы

Часто в играх миплы выступают в качестве ресурса, который "выставляется" на поле и затем возвращается. В "Тайной власти" это иначе. Агенты (миплы) выступают как ограниченный ресурс, который вкладывается, теряется, наращивается и так далее, количество агентов для выполнения чего-либо варьируется в широких пределах и плюс зависит от карт, и для агентов нет прямой механики "ячейка-ставить-сюда". В сумме, "Тайную власть" даже нельзя причислить к worker placement, будь то хорошо или плохо =), хотя параллели провести можно.
Мне показалось, вот это имеется в виду в статье. Действительно, вроде всё понятно, а словами выразить сложно = )

Arhiserg написал год назад: #

Да, тут воркер плейсмента лишь отдельные элементы. В "Тайной власти" несложный аукцион за карты, в котором агенты выступают восполняемой валютой.

Плюс за валюту можно покупать бонусные ПО в виде тайных операций и прокачивать силу основных действий (в виде глобальных проектов, там же и ПО).

В игре, конечно же, есть интересные механики, но в целом, замените агентов на монетки, - и все станет выглядеть намного привычнее.

Ksedih написал год назад: # скрыть ответы

В мои рекламные продукты я играю с удовольствием и рассказываю о том, чем они меня зацепили, и почему про них вообще рассказал. Я ж не рекламирую какие-нибудь Раджи Ганга или Гугонги (хотя они тоже кому-то нравятся), заметьте.

Пишу после партии, только отыграли 15 минут назад ещё раз. Серьёзно - продукт весьма самобытен со своей системой тайных карт и этой механикой ресурсы-агенты + общий ряд карт. Вот про них я пытался как-то развернуть мысль в статье, но, как всегда не вышло, походу. Прям выстрелит проект, думаю, на Западе, причём не только из-за темы. Игравший человек себе пошёл заказал =)

Priceless написал год назад: # скрыть ответы

Десять партий минимум, говоришь, отыгрываешь? Ясно-понятно

Ksedih написал год назад: #

А что не так? Надо 15?

ver написал год назад: # скрыть ответы

Подскажите пожалуйста, а взаимодействие между игроками заключается только в "мипл-аукционе"?

Arhiserg написал год назад: #

прямого конфликта не увидел, только мешать друг другу на аукционе и с помощью некоторых карт союзов.

Ksedih написал год назад: #

На самом деле взаимодействие тут идёт в плане посчитать сколько у соперника будет агентов на следующий ход и попытаться что-то не дать ему взять. Так как все борются за один ряд карт - и ценные из них не все - часто интересы пересекаются. То есть прямого конфликта нет, но, как и написал в статье, он постоянен на уровне просчёта и перетягивания на свою торону важных карточек.

Плюс секретные карты, с руки которые разыгрываются, часто про "у кого больше такого-то цвета карт в конце партии, тот молодец". Но это опять про захват картонок из центрального ряда.

В общем, взаимодействие плотно-опосредованное, как-то ударить больно врага нельзя.

Atinlay_Igpay написал год назад: # скрыть ответы

Это же надо было еще придумать так высмеять все теории тайного заговора разом. Автор красавчик, с чувством юмора у него все в порядке)

Vitalez написал год назад: # скрыть ответы

На автора игры и статьи уже послали два мипла. Будете шутить про тайное правительство, и на вас пошлем.

scafandr написал год назад: # скрыть ответы

если автора послали на два мипла, было бы обиднее

sputnik1818 написал год назад: # скрыть ответы

на Огурчик Рика

Arhiserg написал год назад: #

Мьсе знает толк в извращениях