Обзорная башня [19.03.2024] | |
В этом выпуске: обзоры игр «Виконты Западного королевства» и Altar Quest, а такж... | |
С миру по нитке [19.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Новинки — «Моё ч... | |
Проект «Тесера» ищет партнёра | |
Меня зовут Тимофей Бокарёв, я — основатель «Тесеры». Я ищу партнёра и готов пере... | |
С миру по нитке [15.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Издательство «Лавка игр» открыло предзаказ на «Виконты западного королевства» | |
Издательство «Лавка Игр» открыло предзаказ на полное издание игры «Виконты запад... |
игры |
Чёрный ангел
|
персоны |
Себастьен Дюжарден
Alain Orban Ксавье Жорж |
компании |
Pearl Games
|
Дата: | 24 февраля 2020 |
8.7268 |
- |
Black Angel. Снова хорошая настольная игра, которая на этапе предзаказов оказалась не так востребована российской аудиторией, как хотелось бы локализаторам. Внутренней кухни я не знаю, но, как обывателю, мне кажется, что нераскупленные две трети коробок в момент, когда до конца кампании осталась неделя — это не походит на успех. Как, почему, по каким критериям большинство настольщиков выбирают поддерживаемые проекты, остаётся непонятным. Сегодня затронем этот вопрос в данном обзоре «Чёрного ангела», игры от авторов Troyes (TOP-72 на данный момент), родительницы механики «агрессивного использования» вражеских кубов.
Помимо Troyes эти авторы приложили руку к таким известным проектам как Ginkgopolis и Deus. То есть опыт в создании настольных игр у них положительныё, и, как геймдизайнеры, ребята себя показали, так что доверие к ним имеется. Почему же «Ангела» не оценили (по крайней мере, пока) у нас на родине, ведь даже средний балл на BGG у него выше, чем у названных выше вышедших давным-давно игр? Тут, я думаю, дело в подаче. Как и в случае с ещё одно хорошей коробочкой, Anachrony, оформление, тема, дизайн — всё это вкупе дало не самый эффективный результат в продажах. При том, что сами игры очень годные: внезапно обнаружил, что «Анахронность» в топе на 48-м месте и, что ещё важнее, на 36-м в топе стратегических!
Что там, что в Black Angel процесс довольно навороченный для понимания. Вернее, даже не то чтобы навороченный, а именно что не интуитивно понятный — всё сваливается сразу и не хочет складываться в упорядоченную структуру. И вот через это приходится поначалу продираться. Но дело в том, что понимание о том, что «хрен его знает, как в это играть» приходит только при прочтении правил и последующей раскладке игры. Рейтинг сложности у обеих игр почти что четвёрка из пяти, что как бы намекает. Однако вряд ли это интуитивное отторжение у публики — есть ещё кое-что общее у обеих игр. Оформление. Оно — на любителя и… Давайте об этом поговорим позже, а то что-то вступление затянулось, пора к обзору перейти.
Тема в евро — моя излюбленная кукла для битья. Редко когда авторам удаётся не то что нарисовать нечто правдоподобное, но даже хотя бы чуть-чуть прикрыть торчащие во все стороны формулы и цифры. Black Angel в этом плане для меня где-то на середине шкалы «шито-белониткости»: он, как и положено евро, очень математичен, и тема слабо это прикрывает, однако она настолько оригинальна, что вполне затмевает этим остальное.
Итак, игроки влезают в шкуру искусственных интеллектов, управляющих кораблём земных колонистов, летящим к планете, призванной стать новым пристанищем человечества. Цель — не только довести корабль до места назначения, но попутно наладить контакты с четырьмя цивилизациями, обитающими в окрестностях. Собственно, налаживание этих контактов и активность в разработке и отладке полученных от пришельцев технологий является путём к победе. Ведь чрезвычайно важно доказать всем, что вы самый лучший и умнейший ИИ, способный обыграть не только человека в шахматы, но и пришельцев в их «блёрпаббол» (или как у них называется их самая древняя стратегическая игра).
Игровое поле, плюс элементы второго игрового поля. Ага, в игре два игровых поля:
Фишки-роботы игроков, плюс стартовые три технологии на брата:
Большие пластиковые кубы, с гранями 0-2-1-1-3-3:
Ресурсы в виде красных кубов (металлолом), кристалликов (названных в игре просто «ресурсы») и летающих тарелочек, представляющих летающие тарелочки, в которые, кстати, удобно запихиваются ваши роботы и бороздят на них просторы космоса:
Куча плашек технологий, приобретаемых игроками по ходу партии и расширяющих их возможности:
Карты контактов с космическими цивилизациями:
Планшеты игроков:
Ну, и сам корабль «Чёрный ангел», летящий по полю-космосу:
О, это трудный параграф для Black Angel, объяснять все тонкости и нюансы правил желанием не горю, так как сложно и объёмно это будет, лучше уж рулбук внимательно прочтите. Здесь же постараюсь обрисовать картину общим мазком, для общего понимания.
Итак, есть два игровых поля, где происходит действо:
— Сам корабль «Чёрный ангел», где разложены все жетончики и активируются игроками четыре доступных действия: полёты, ремонт, уничтожение пришельцев, разработка технологии.
— Окрестный космос с фигуркой нашего корабля по центру, летящего в пустоте, которая не так уж пуста, а очень даже населена тремя расами, взаимодействия с которыми станут нашей основной деятельностью. Космос является основным игровым полем и одновременно таймером окончания партии, так как по мере продвижения к цели он изменяется, и рано или поздно на горизонте покажется та самая планета, являющаяся финальной точкой путешествия «Чёрного ангела».
В свой ход игрок выполняет всего полтора действия, но он настолько насыщен раздумьями, что залипать над возможностями и просчётами наперёд своих и вражеских ходов приходится часто подолгу, особенно по неопытности. Вроде, и действий всего нечего — полететь куда-то на амбассадорской шлюпке, изучить технологию, починить корабль, сразиться с пришельцами, — но комбинаций и выборов настолько много, что голова может взорваться прежде, чем вы найдёте оптимальный (как вам кажется) вариант.
Основная механика игры — это активация действий кубами со значениями от 0 до 3. Чем выше цифра, тем более эффективно выполняется действие. При этом кубы после броска можно крутить за ресурсы, кубы можно воровать у противника, на кубы влияют технологии — много, в общем, способов повлиять на них, так что о великом рандоме говорить не приходится. Верчение кубами вообще большой пласт игры, на котором держится всё остальное. Помимо базовых четырёх действий, впоследствии появятся ещё и действия на планетах пришельцев. Это очень похоже на — если кто играл — активацию городов в «Путешествиях Марко Поло», когда у вас в дополнение к доступным для всех действиям появляются особенные на игровом поле.
Если же отбросить центровую механику Black Angel-а, то у игры можно легко выделить две главные фишки, помимо базовой активации кубами:
Механика, вроде бы, знакома по другим играм («Путешествия Марко Поло», например): получаем доступ с планетами и теперь можем дополнительно делать что-то эффективное. Но есть одна интересная особенность: изменяющееся поле. Так как космический корабль медленно, но верно движется вперёд, то наши роботы-амбассадоры, высаженные на планеты, рано или поздно выйдут из радиуса связи, и возможность взаимодействовать с планетой потеряется. Поэтому в Black Angel-е есть ещё пласт планирования тайминга выхода планеты за пределы связи и потери дополнительных возможностей. Рассчитывать свои полёты приходится тщательно, словно вы в ЦУПе сидите.
Дополнительная фишка планшета игрока — туда же запихиваются особые технологии, которые по ходу игры не дают ничего, но в конце приносят победные очки. Причём их можно запихнуть в матрицу таким хитрым способом, что очков они принесут немало.
Итого по правилам: в свой ход активируем личный планшет-матрицу, берём куб, активируем им что-то, типа исследования технологий или полёта в космосе, потом смотрим, как то же самое делают противники. При такой постановке вопроса ходы должны бы были делаться мгновенно, но возможностей и вариантов действий много, поэтому даже в свой ход можно залипнуть, просчитывая будущие раунды и оглядываясь на оппонентов, которые могут поднагадить, забрав нужный кубик или улетев «Чёрным ангелом» дальше в космос, оставив вне радиуса действий ваших послов на планете у пришельцев.
Настольная игра Black Angel из тех самых коробок, в которые приходится основательно погружаться, чтобы понять получше, как тут всё работает. Мне потребовалось партии три, прежде чем я запомнил всякие мелкие нюансы, хотя обычно не нахожу сложными любые настолки. Обосновано это, на мой взгляд, как раз тем, что вариативность в каждой мелочи игры очень высока, и нельзя сказать что это хорошо, когда дело касается обучения правилам. По большей части сумбур вызывает именно оригинальность взаимодействия с игровым полем-космосом, которое не просто «застраивается» картами-планетами, открывая дополнительные варианты действий, но и динамически изменяется, периодически закрывая дополнительные возможности. Причём контролируется этот процесс самими игроками.
Фишка очень крутая, особенно для тех, кто любит в евро взаимодействие, ведь ваши ходы напрямую влияют на остальных игроков. В какой-то мере партию можно ускорять или замедлять, гадить противникам, выхватывая у них полезные кубы, влиять на самого «Чёрного ангела», убирая/добавляя туда агрессивных пришельцев (да, не рассказал ничего про них), мешая остальным игрокам пользоваться какими-то действиями.
Помимо прочего полёт в космосе выглядит весьма анатуражно, да ещё и необычно механически для настолок, в которых не так много подобного изменения игрового поля по ходу партии. А планшет-матрица совсем вынес мне мозг в паре последних партий, когда я решил сыграть на чёрных очковых технологиях. Нужно было не просто выполнять условия этих технологий (они представляют собой обычные задания, типа «имей в конце игры того-то и побольше»), но и суметь довести их до края планшета (та самая мини-игра с передвижением тайлов по матрице).
Как оказалось, в Black Angel можно сыграть на активном использовании пассивных свойств планет, а можно и на активных планетах мощно поднять очков, а можно вообще углубиться в технологии на матрице и ловко получить в конце партии под 30 очков только на них (наверное, можно и больше, но у меня получилось так). В общем, взрывайте себе мозг, как вам больше нравится. Это большой плюс для любой настолки, когда авторы позволяют выбирать свой путь как игроку заблагорассудится, независимо от условий на поле.
Но это же поначалу и минус, так как, окунувшись в море возможностей, новичок просто теряется в потоке информации и не знает, что ему делать. Именно поэтому сложность у игры на BGG выставлена на уровне 3,81/5.00. Держать в уме нужно не только кучу вариантов действий, но и вероятности, когда оппоненты могут украсть ваши кубы / ускорить партию / оставить за бортом ваши планеты / заблокировать какие-то действия агрессивными пришельцами. Для успешной партии нужно всё помнить и хорошо понимать, что происходит на поле.
Но ничего страшного, вышенаписанное всё-таки утрированно, и игрок обычный так или иначе разберётся и погрузится во всё это действо через какое-то время. Да, Black Angel напичкан тактическими и стратегическими возможностями, неким таким, знаете, ласердовским, когда у вас голова лопается. Но при этом коробка остаётся вполне доступной, например, мне, который Ласерду часто не переваривает. Вы можете упарываться и высчитывать каждый свой ход от начала и до конца. А можете следовать текущим тактическим задачам, хватая очки то там, то здесь, пользуясь преимуществами пассивных «быстрых» планет, возможности которых не нужно просчитывать на 6 ходов вперёд: просто высадились на поверхность и взяли свои 6–7 очков через несколько ходов, или 6 космических шлюпок (один из ресурсов игры), не прилагая больше усилий.
Ясное дело, как и в любой хорошей стратегической игре, с опытом игроки учатся комбинировать все доступные возможности (планшет, активные и пассивные планеты). В качестве примера можно привести какую-нибудь Terra Mystica, где в итоге всё не столь очевидно, как может показаться, где нужно научиться правильно читать игровое поле, текущие и будущие возможности на нём.
Что ещё можно сказать о Black Angel, чем он примечателен в плане впечатлений? Определённо это полуагрессивное взаимодействие. Мало того, что идёт постоянное воровство кубов, и есть механика защиты от этого, в нашей компании встречались игроки, которые весьма обижались, если кто-то, например, ускорял игру, продвигая «Чёрного ангела» к финишной планете, «смывая» оставшиеся позади эффективные планеты оппонентов, не давая их активировать. В итоге такие игроки не успевали реализовать какие-то свои планы и расстраивались. Но тут надо понимать, что динамически изменяющееся поле — механика не столь обычная и поэтому не сразу всеми читаемая и просчитываемая. По-хорошему, к ней привыкаешь и начинаешь понимать, когда, что и как может произойти, только после нескольких партий. Отталкиваясь от этого знания, можно строить успешные планы на игру.
Black Angel — плотное по взаимодействию евро, в чём-то агрессивное, без разрушений физических всяких, но с разрушениями ментальными: планов, задумок и стратегий, что порой куда более серьёзно. Самое важное здесь, что взаимодействие это ничуть не случайно, а просчитываемое и открытое. Всегда можно понять кто что хочет сделать, оттолкнуться от этого и придумать контр-план, враг придумает свой контр-контр-план и… Понесётся майнд-гейм, в общем, который и заставляет игроков сидеть и думать за этой игрой.
Настолка хороша, не только вобрала в себя механики «Труа», но и привнесла свои интересные идеи — одно поле-космос, меняющееся в процессе партии, чего стоит (очень мне понравилось), плюс планшет-матрица с технологиями. Да, это всё то же евро, что мы видим обычно, но… В этом «но» всегда кроется истина, то самое, почему в свежие новинки интересно играть. Мне всё время кажется, что ничего нового уже не придумать и что всё уже было, но нет — вот выходит очередная коробка, и оказывается, что у людей кучи идей, ждущих лишь хорошей реализации.
А насчёт локализации и сборов — печально, что тут сказать. Всякий треш (во всех смыслах слова) порой собирает нужные суммы, а дельные проработанные проекты остаются долгое время без внимания. То же самое с «Анахронностью» было, а сейчас и в ТОПе высоко сидит, и у нас ребята распробовали. Думаю, так же и с Black Angel случиться, но.
Думается мне, не зря европейские издательства приклеивают к своим настолкам однотипные темы средневековья / торговля / фермы. Именно они продают. А стоит чуть отступить от массовых вкусов потребителей: вот вам космическое путешествие («Чёрный ангел»), или вот вам путешествия во времени («Анахронность») — и привет, продаж нет. Грустно.
Ладно, закругляюсь, об основном рассказал, что есть в игре. Оригинальные фишки, много взаимодействия и планирования. Любители напряжённого думательного евро с постоянно меняющимися условиями и множеством вариантов «где урвать очков» останутся довольны.