Обзорная башня [19.03.2024] | |
В этом выпуске: обзоры игр «Виконты Западного королевства» и Altar Quest, а такж... | |
С миру по нитке [19.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Новинки — «Моё ч... | |
Проект «Тесера» ищет партнёра | |
Меня зовут Тимофей Бокарёв, я — основатель «Тесеры». Я ищу партнёра и готов пере... | |
С миру по нитке [15.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Издательство «Лавка игр» открыло предзаказ на «Виконты западного королевства» | |
Издательство «Лавка Игр» открыло предзаказ на полное издание игры «Виконты запад... |
игры |
Звёздные Войны: Внешнее кольцо
|
персоны |
Тони Фанчи
Кори Конеска |
компании |
Hobby World
Fantasy Flight Games |
Дата: | 08 апреля 2020 |
9.4487 |
- |
Несмотря на захлёстывающие в последние годы рынок потоки новинок от только что образовавшихся и не очень игровых издательств, FFG продолжает держать марку и периодически выплывает на поверхность, как большой кит, выпуская что-то эдакое, тяжёленькое и интересное. Сегодняшнюю коробку, Star Wars: Outer Rim (она же «Звёздные войны: Внешнее кольцо») отношу именно к этой категории. Настолка не является тяжеловесом, которыми так славилось (-ится) издательство, но это тот самый экземпляр, из старой доброй линейки игр, уникальных по своей сути: настоящий америтреш, при этом с сочными механиками, заточенными под приключения. Помимо прочего, эти приключения не пытаются отнять лавры компьютерных игр или ролевых, а остаются тем, чем им положено — настольными, способными объединить за столом игроков на условные час-два времени, за которые предоставляют полноценный законченный контент.
Определение, подходящее ЗВ:ВК, всплыло у меня само собой после первой же партии — это Runebound в космосе. С другими механиками, с интересными плюшечками, но суть игр очень близка. У обеих есть несколько отличительных особенностей — это довольно быстрые партии, высокая соревновательность и при этом интересный для подобной категории игр нарратив. Я называю подобный жанр приключенческой америтреш-гонкой. И сегодняшняя коробка пришла, чтобы пошатнуть пьедестал своей фэнтези-конкурентки. Рассказывать, удалось ли новинке превзойти мои ожидания, обогнать или не дотянуть в чём-то до соперницы, буду в этой статье.
Скажу сразу, что эти две игры вряд ли станут соперницами в прямом смысле, так как кому-то совершенно точно понравится одна больше другой — темой ли, механиками ли, не важно. У меня они обе в коллекции, и отдавать предпочтение в выборе «во что бы сегодня приключенческо-соревновательное поиграть» — ни одной из них не выходит. Обе зашли чрезвычайно хорошо, но по понятным причинам сейчас у меня в приоритете новинка, так как в старушку Runebound наиграно столько часов (особенно если вторую и третью редакции вместе брать), что подсчитать страшно (и всё равно, заметьте, она с удовольствием достаётся с полки).
Если вы не знали, но хотите понять суть америтреша, смело берите в качестве примера «Звёздные войны: Внешнее кольцо». Сегодня буду рассказывать, как в очередной раз негодяйский издатель FFG посредством своего умения делать настолочки данного жанра отожмёт у вас деньги и вам это понравится.
Что такое вселенная Звёздных войн, объяснять в настоящее время, думаю, не нужно никому. Коробка ЗВ:ВК призвана погрузить игроков в один из аспектов знаменитого мира — в будни контрабандистов, пиратов, охотников за головами и прочих авантюристов. Каждый игрок натянет на себя личину одного подобного персонажа и начнёт бороздить просторы космоса на своём личном корабле в попытках прославиться и стать самым известным наёмником.
Игра про условных «индиан джонсов» и «ханов соло». Про Харрисона Форда, в общем. Вам предстоит возить незаконные грузы с планеты на планету, освобождать заложников из тюрьм Империи, взрывать повстанческие склады, охотиться и сражаться со всяческими известными и не очень персонажами вселенной, делая «пиу-пиу» из бластера, и размахивать… нет, не световым мечом, а вибро-топором и вибро-ножом. Про простых парней игра — никаких этих ваших штучек с Силой и прочей фигни. Только старые добрые гранатомёты, ракеты, бомбы, плазменные щиты и другое высокотехнологичное оборудование.
При всём при этом, несмотря на приключенческий дух, ключёвой особенностью игры является её цель — победа над оппонентами в кратчайшие сроки. Победные очки здесь зовутся славой, и тот, кто достигнет отметки в 10 единиц первым, объявляется самым прославленным и знаменитым наёмником галактики.
Как обычно для FFG — всё отлично. Не дорого-богато, конечно (ведь мы же уже ждём дополнений?), но вполне достойно насыпано контента.
Планшеты игроков из толстого картона, с выемками под бегунки репутации и маркер славы:
Двусторонние планшеты кораблей из тонкого картона. 12 штук — четыре стартовых корабля и восемь уникальных:
Куча-куча карточек всех мастей — начиная от персонажей и оружия/оборудованяи для корабля, заканчивая десятками карт планетарных квестов:
Различные жетончики, свойственные всем играм, но FFG особенно ими славилось раньше, насыпая кучи для всего и вся. Особенно хочется отметить жетоны имперских кредитов (деньги местные) — если кто помнит, я в обзоре Pret-a-Porte не так давно хвалил тамошние деньги, так вот здесь валюта так же крута. Не качеством и толщиной картона, как в Звёздовской версии настолки про модные платья, но своей формой. Обалденно прикольно, посмотрите сами:
Далее идут восьмигранные кубы кастомные, использующиеся в игре повсеместно и чуть ли не ежеходно. Интересная расцветка выбрана. Может быть, это что-то значит для фанатов Звёздных войн, для меня же это просто необычный выбор издателя:
Кучка жетончиков всяких, выкладываемых в начале партии на поле/планшеты игроков. Патрули, персонажи, сами герои, которыми управляют игроки:
И, наконец, куски карты космоса, которая собирается каждый раз по-новому, изменяя расположение планет относительно друг друга. Элемент необычный тем, что в собранном виде представляет собой полукруг. Стильно-тематично, чё:
Игра весьма быстрая — около 30 минут на игрока. Если недолгий для приключенческого жанра Runebound для вас был слишком быстрым, то «Звёздные войны: Внешнее кольцо» покажется просто мгновенной. Разработчикам тут удалось подурезать процесс, но в хорошем смысле. В Runebound за счёт интересной боёвки время игры продолжительнее. В ЗВ:ВК все проверки производятся одним-двумя бросками восьмигранников.
Общие механики у настолки простые: игроки по очереди совершают ходы, заключающиеся в передвижении по галактике, от планеты к планете, покупке-продаже оборудования/товаров из колод карт с различными приблудами для кораблей и героя, в взаимодействии с персонажами вселенной, известными и не очень.
Механически это выглядит примерно так: перемещаем по полю фишку персонажа, расплачиваемся местными денежками за понравившуюся карточку, лежащую у одной из колод с товарами, затем тянем карточку из одной из специальных колод, чтобы прочитать, что с нами произошло и с кем мы встретились. По простоте явственно «Ужас Аркхэма» напоминает, только выборов чуть больше на этапе вытягивания карт.
Собственно, в этом несложном процессе «подвигался, зачитал карту-другую» и состоит игра. Да ещё проверки на кубах, проводящиеся в один бросок зачастую. Вспомните аналогичный Runebound (третий), там примерно то же самое с небольшими усложнениями. И поверьте, это всё, что нужно для отличной истории, складывающейся в каждой партии по-разному. Никаких сложных механик, никаких исключений из правил — просто летаете по планетам, читаете карточки, выполняете задания своим наёмником, побрасывая кости, и получаете удовольствие от приключений.
Великолепные. Если вы играли и любите Runebound, любите не просто историю, но и соревнование, то новая коробка станет свежей струёй в коллекции. Играется очень быстро, правила простейшие, и при этом мы действительно получаем небольшой рассказ о становлении своего персонажа. Вот мы начинаем партию и летим на своём корабле выполнить стартовую работёнку; вот на очередной планете встречаем и подбираем себе на корабль напарника; вот перевозим груз, чтобы просто подзаработать; а вот везём уже контрабанду, дабы прослыть самым смелым, ловким и умелым и получить очко славы; а теперь мы решили поохотиться на патрульные корабли Империи/Альянса/Синдиката; затем взяли жетон-задание на голову парня с другого конца галактики... Историй можно понаписать целую кучу.
Например, я в последней партии играл за дроида, целью которого был подбор команды из двух других дроидов. Приземлившись всего на парочке планет за несколько ходов, я достиг желаемого (очень повезло, что встретил безработных дроидов), и мы решили всей троицей заняться контрабандой, так как прикупили себе ещё и грузовой корабль. Тусовались в основном в секторе с хаттами, брали у них задания и всячески дружили с ними (плюсовая репутация), и самое забавное то, что три раза, когда пытались протащить контрабанду, нас три раза ловили эти же хатты, и дабы не портить с ними отношения, приходилось платить нехилые взятки, уходя по деньгам в минуса, но продолжая наращивать славу.
Однажды, приземлившись на одной из планет, я пошёл в казино и спустил там все свои небольшие деньги, но в следующий же ход туда же прибыл один из противников и тоже, зайдя в сие прекрасное заведение, начал играть. Причём играл за столом со мной (задание у него такое было). В итоге я вышел из казино, увеличив своё первоначальное состояние в пять раз и обчистив врага до нитки =)
По пути однажды мы подобрали ещё одного дроида — и нас стало четверо на корабле. Перевозя очередной груз, корабль попал в туманность, где столкнулся с огромным космическим чудовищем, об которое, несмотря на усилия четырёх роботов-пилотов, и разбился, но благодаря прокаченному навыку моего персонажа был быстро восстановлен. Приземлившись на очередной планете хаттов, я получил отличное предложение от работорговцев продать одного из членов моей команды. Недолго думая — так как сумма предлагалась как раз недостающая для покупки нужного оборудования — мы без зазрений совести (мы ж роботы) продали одного из своих товарищей.
В это время где-то поблизости один из соперников — тоже знатный авантюрист (мы шли с ним вровень по славе) — с командой двух друзей на борту получил два жетона-задания на головы своих приятелей. А так как игра про негодяев, то он, недолго думая, скрутил обоих и отвёз заказчикам, чем прославился окончательно как законченный подонок и готовый на всё за деньги персонаж. К тому же победил таким образом — десяточка славы оказалась у него в кармане =)
В общем, ради этих самых историй и играют в такой америтреш. Star Wars: Outer Rim генерирует массу подобного нарратива, даже хочется отчёт (-ы) по ней записать, типа аналогичных по Runebound-у.
Как приключение, очень зашла мне настолка. Поначалу представлялось, что карточек не так уж и много, и захочется дополнений поскорее. Но оказалось, что за партию прокручивается не так-то много всего из колод. Основной составляющей новых приключений являются карточки планет, которые тянутся, если игроку хочется побродить по местным барам. При этом для каждой планеты своя колода из десяти карт, и сдаётся мне, может быть, вы их увидите все за десять партий, и то это случится, когда вы играете вчетвером и каждый игрок будет тянуть что-то из планетарных колод. Да и то, лично поучаствовать во всех приключений не удастся. Мне до сих пор, спустя 11 раскладок, попадаются всё новые и новые приключения и персонажи.
Рано или поздно они всё равно все заучатся наизусть, но тут беды не вижу, это всё же игра-песочница, в которой важен каждый отдельный заезд. Конечно же, без дополнений не обойдётся, и лично я только за, обязательно заимею себе. Можно сказать даже, что жду с нетерпением, но честно, мне пока что огромное удовольствие доставляет изучение галактики из базовой коробки. Даже, знаете, такая мысль посетила, что хочется именно что исследовать сначала базу досконально и лишь потом, когда каждый уголок будет знаком, добавить то, что там напридумывают разработчики дальше. Надеюсь, серия будет жить и превратится во что-то подобное Runebound 2ed, с новыми локациями и большими механиками.
Что ещё особенно радует в игре помимо нарратива, так это чрезвычайно быстрые ходы. Как уже написано выше, паттерн «передвинул фишку -> купил/продал карту с рынка -> поприключался -> потянул карту с заданием/общением» происходит чуть ли не моментально. Для примера последняя партия на двоих у нас заняла 75 минут, с раскладкой, уборкой, с долгими разговорами/обсуждениями происходящего и перерывом на чай. Самыми продолжительными являются задания-квесты, где нужно сделать не один бросок кубов (как обычно), а последовательную серию. Но это опять-таки обычно занимает максимум три броска и несколько секунд времени.
Именно подобная комбинация истории и простой в своей сути механики даёт понять, что авторы отлично понимают, как создавать настольную игру, а не «аналог/замену» компьютерной. Сдаётся мне, именно так и должна выглядеть простенькая RPG-настолка. Не многотомная отжирающая массу времени на изучение правил ролевая система, не затягивающееся на десятки сессий прохождение кампании, а настолка. Как она есть. В общем, вы поняли, что мне Star Wars: Outer Rim очень понравилась, так что давайте поговорим немного о некоторых механиках, чтобы совсем уж понятно было, что вас ждёт в коробке.
У каждого игрока на старте есть корабль и персонаж со своей способностью. У каждого корабля и персонажа на их листах напечатана миссия, за выполнение которой начисляется очко славы (читай победное) — условно «победи в трёх боях». Но миссия выполнится, и нужно будет брать очки где-то ещё, ведь их нужен десяток для победы. И если с кораблём проблема решаема — можно купить новый и выполнять уже его миссию (у всех кораблей они разные), — то персонажа поменять по ходу партии нельзя. Поэтому есть ещё несколько способов получения славы.
Сражения против патрулей (уж не знаю, как во вселенной Звёздных войн их называют контрабандисты, наверное, тоже по-пацански как-то, типа «мусора»). Летим на своём кораблике и, встретившись с патрулём, курсирующим по галактике, кидаем кубы два раза — один раз за себя, второй за патруль. В результате либо получаем деньги/славу, либо нам навешивают и отправляют прохлаждаться на починку. Способ прославиться неплохой, но рискованный, так как бои дело такое — сами знаете, как бластерные/лазерные лучи летают по космосу в Звёздных войнах, шанс их попадания в цель малопредсказуем. Конечно же, есть всякие приблуды на ваш корабль на рынках планет, начиная от наводящих компьютеров и щитов и заканчивая новыми пушками, дающими лишние кубики в бою и подкрутки результатов.
Ещё один способ — перевозка грузов с планеты на планету. И если на обычных товарах можно просто срубить немного денежек для закупки оборудования, то за незаконный груз мы будем получать ещё и славу. Контрабандисты мы или нет? Прославиться таким образом можно, но это долго, могут поймать и «побить» или «пошлину/взятку» затребовать (опять кубами решается), да к тому же эту контрабанду нужно ещё отыскивать. Тут тоже есть всякое оборудование и персонажи, которые способны улучшить наши шансы и профит от незаконной торговли.
Третий вариант — брать жетоны охоты, то есть заказы на поимку/убийство конкретных персонажей. Дело тоже хорошее, особенно с учётом того, что за поимку некоторых перцев дают сразу по два победных очка. Но тут снова риск, ведь искомый может и лицо вам набить (особенно Чубака, ух ненавижу этого вуки), набросав положительных результатов больше, чем вы. К тому же искать цель по всей галактике надо, а потом везти пленённого заказчику. Самое забавное здесь, что цель может быть уже у вас на корабле, в качестве члена команды, или же на корабле противника. В последнем случае можно убить сразу двух зайцев: и цель замочить, и лишить врага ценного помощника.
Номер четыре — работа. Это те самые задания, отправляющие вас на разные планеты, где нужно что-то сделать, типа диверсии на базе Альянса, и проверяющие различные навыки героев. Навыки — это что-то типа перков. Например, «механика», «пилотирование» и тому подобное. Если их у вас нет, то шанс выполнить нужный бросок на кубах менее 5 % (а бросков в задании может быть и несколько), если же вы или любой из членов команды обладает навыком, то шансы резко повышаются. Работа — это для меня самая интересная нарративная часть Star Wars: Outer Rim, так как карточки такие выдаются на разных планетах и чуть ли не каждую партию они попадаются разные, ведь облететь удаётся их не очень много.
Последний вариант — покупать дорогущие карточки из специальной колоды. Они дают очки славы просто за своё наличие у вас на корабле. Например, модный голографический стол для игры в «шахматы» (сам брал его в одной из партий) даёт очко, если у вас в команде не менее трёх персонажей. Типа вы становитесь известны как знаменитая «банда игроков в дежарик». Или хромированный корпус корабля, дополнительно прославляющий вас каждый раз при выполнении задания — мол, смотрите какая у меня сияющая «тачка». Или пафосная вызывающая одежда с плащом, которая даёт +1/+2 очка славы за хорошие отношения с фракциями игры. Кстати, о репутации.
В игре существуют четыре фракции: Альянс, Империя, Хатты, Синдикат. С каждой из них могут быть нейтральные, хорошие или плохие отношения, в зависимости, чьи задания вы выполняете, кому гадите, уничтожая патрули и т. д. Репутация влияет на квесты, отношение к вам некоторых персонажей, готовых или не готовых присоединиться к команде, а также на действия патрулей относительно вас.
Ещё есть секретные задания — это такие карточки, держащиеся взакрытую. Зачастую они требуют какого-то взаимодействия между игроками. То, что попадалось лично моим героям: сделать подляну другому игроку, отняв победное очко, но опустившись в репутации у одной из фракций; обокрасть игрока, сперев у него с корабля груз; поджечь кораблик другого игрока, сделавшись таким образом славным охотником за другими славными наёмниками.
В общем, вариантов, что делать, масса. Именно поэтому о том, что Star Wars: Outer Rim — это чистая песочница, даже спорить нет смысла. Одна из самых нарративных игр, которые мне встречались. Это вам не Descent, где главное — это тактика на поле боя и хождение по клеточкам; это не «Ужас Аркхэма», являющийся кооперативным страданием и историей об унижении игроков коробкой; это и не «Особняки безумия» с условно заскриптованными сценами, проходить которые интересно первый раз, но.
ЗВ:ВК — это история в стиле вселенной, где один корабль может поспорить с целой организованной системой военных. История о приключениях авантюристов, которым может сойти с рук даже ограбление босса преступного синдиката планетарного масштаба. История, в которой один негодяй благороднее другого и старается превзойти соперника в удачливости и «школьной» крутизне, надев более блестящую броню.
Сравнивая игру с моим любимым Runebound-ом, могу отметить, что разработчики постарались привнести побольше непосредственного взаимодействия, заточили на это некоторые миссии, секреты. При этом механически оно осуществляется гораздо более просто. То есть в «Рунбаунде» есть всего пара миссий на взаимодействие, при этом смысла их выполнять мало того, что практически никакого, так ещё и встретиться на карте с другим игроком проблематично. Здесь же это не только реально, так ещё и механика того же передвижения и рынков способствует.
Кстати, о рынке. Рынок представляет собой шесть колод карт, с одной всегда вскрытой из каждой, доступной для покупки. Если в Runebond нужно было идти в определённый город за определёнными вещами, чтобы получить конкретную шмотку, то во «Внешнем кольце» открытые карты доступны на любой планете в любом конце галактики. То есть тематически это можно обыграть так, что в далёком будущем конвейерные товары есть везде. Но фиг бы с ним, с объяснением, главное, что подобная механика позволяет заниматься вам своими делами, брать любые миссии и лететь на понравившуюся планету, не беспокоясь о том, что на заработанные деньги вы не сможете прикупить приглянувшуюся пушку, ведь она на другом конце галактики. В копилку песочницы.
Игрок реально может выбрать любую стезю «развития». Конечно, чтобы побороться за победу (10 очков славы), придётся рассчитывать, что для вас выгоднее сейчас, но выбор этот обычно сильно не ограничен. Ну, захотелось вам рискнуть — прикупите корабельную пушку и летите сбивать фракционные корабли. Не хотите выхватить шальной выстрел бластера, разваливающий ваше корыто? Тогда грузите товар и безопасно плывите с ним в тишине космоса, попутно подбирая ещё какую-нибудь работёнку. На выбор, кстати, ещё и персонажи влияют. Например, тот же Хан Соло имеет задачу приторговывать краденным, и способность его ускорять полёт корабля в этом только помогает.
Для америтрешеров «Звёздные войны: Внешнее кольцо» строго обязательна на опробование. Хотите приключений, вам сюда. Не любите кубы, и они вам платят ненавистью? Хм, тогда лучше сюда не соваться, ну, или хотя бы не соваться слишком часто в рискованные задания/бои, где броски строго обязательны. Я с удовольствием наиграю ещё десяток-другой партий до выхода допа и со вкусом проглочу и его.
Настолка быстрая по времени, с несложными правилами, песочностью, с множеством рандомных событий, бросков кубов и прочими атрибутами отличного треша. При этом, как и Runebound, предлагает вызов игрокам в плане «просчитай, как действовать эффективнее и быстрее оппонентов».
P. S. А ещё коробка предлагает соло-режим с наёмником-ботом. Это, если вам грустно и вам никто не нужен, чтобы побыть самым лучшим контрабандистом, поможет «написать» свой маленький приключенческий рассказ.