| Две необычные игры на любой случай | |
| Друзья, а у нас уже вовсю продаются две небольшие и весьма необычные игры | |
| Башня анонсов | |
| Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время. | |
| Идут сборы на Lord of Loot | |
| Кооперативное семейное приключение с героями, монстрами и магией. | |
| Идут сборы на Threshold | |
| Настольная версия MMORPG. | |
| Метод - игра по сериалу на CrowdRepublic | |
| Кооперативный детектив по культовому сериалу "Метод" от Юрия Ямщикова, Сергея Го... | |
| игры |
Цивилизация Сида Мейера
Sid Meier's Civilization: The Boardgame (2002) |
| клубы |
100гранник (Закрыт)
|
| Дата: | 06 февраля 2013 |
![]() |
| 8.9052 |
![]() |
- |
Конечно, старое издание, за авторством Гленна Дровера, не такое уж и старое, а новое, придуманное Кевином Уилсоном, уже не совсем новое. Старую «Цивилизацию Сида Мейера» ещё можно найти в Сети в продаже, а новую даже в наших магазинах. И так уж получилось, что у меня есть оба издания. Но так и будем их называть — старая и новая.
Старым изданием обзавелся совсем недавно, в конце декабря 2012 г. И, кстати, это к новому году никакого отношения не имеет. Единственная коробка, которая попала в моё поле зрения, была переправлена из оренбургского отделения «Мосигры» в уфимское, можно сказать по спецзаказу ))
Как только открылась коробка и на свет выглянули солдатики в литниках и карта, кулачки мои сжались и с шипением «Моя прелесть» коробку я отобрал себе. До этого момента ещё сомневался в покупке, но теперь просто не мог позволить ей уйти в другие руки, хотя попытки отобрать были. Потом друзья стали просить рассказать об отличиях и играбельности обеих версий. Партнёры по играм смогли уже сами оценить обе игры, а для тех, кто не пробовал, эта статья и написана.

Возможно, кто-то уже пытался сравнить оба издания, но я специально не искал эти материалы, чтобы не писать под воздействием чужого мнения.
Итак, «Цивилизация» vs «Цивилизация». Что сразу бросается в глаза — размер коробки. Творение Дровера значительно больше. И тяжелее, кстати. При открытии коробки тоже бросается в глаза отличие подходов — в старой версии нет воздушных карманов и коробка полностью заполнена компонентами. А в новой воздух занимает не больше половины коробки. Без этого бесполезного пространства игра смотрелась бы на полке куда менее внушительно. А кроме того, приятный процесс вырезания солдатиков из литников растянулся у меня на 2 вечера и это было здорово ))



Сравнивать эти игры очень трудно, слишком уж разные получились. Для начала попробую пересказать, что понравилось больше, а что меньше в каждой.
Прочтение правил старого издания показало, что играть по простым правилам можно только если собрались любители лёгких и не очень конфликтных игр. Хотя непонятно, зачем такой компании «Цивилизация». Есть немало более подходящих игр, от которых и удовольствия будет больше. В общем, простые правила сразу были выкинуты и никогда не игрались.
Сложность процесса в обоих издания примерно близкая. Несомненный плюс старого издания в максимальном количестве игроков — 6, против 4 в новом. Но при таком раскладе 1-2 игрока будут выжаты с поля довольно быстро, так что подумайте заранее, чем их занять.
Наибольший шок был, пожалуй, при рассмотрении компонентов старого издания — как нет рас? Вообще никаких? А в новой есть. Но это решается, хотя и с некоторой натяжкой, случайной раздачей 1 технологии каждому. И сразу второй шок — технологии общие. Например, если я придумал математику, то все могут строить катапульты, заплатив 10 монет (в античности). Но важный момент — если строят мои оппоненты, то я получу 5 монет из банка за каждую катапульту. И это уже здорово.
Особенная приятность — дерево технологий. В старом издании оно есть. И даёт немало возможностей для повышения своего благосостояния. Если пытаться проследить логику в открытиях нового издания —какое изобретение что позволяет открыть в будущем, — то она не прослеживается. Попробуйте объяснить вот такой расклад, например:

А вот схема старого издания:

Теперь о главной прелести старого издания — солдатиках. Когда на тебя идёт 4 флажка, то как-то и не страшно. Так что разведка в новом издании как будто и не работает. А если видно, что к городу подбираются 3 катапульты, конница и пехота, а ты не уверен, что успеешь защититься, делается очень неуютно. На фото идут примерно соизмеримые армии.


Проход по водным секторам. Новое издание грешит сильным упрощением — изобрели мореходство и идём по воде аки по суху. В старом нужен флот. И любой корабль несёт не более 3 подразделений. Так что для масштабной высадки на другой континент нужен большой флот, а в дороге его могут и потопить вместе с армией. Сначала тратим ход на погрузку, потом ход на разгрузку. Присутствует некоторый элемент при высадке — морской сектор граничит с несколькими сухопутными секторами и точное место высадки не будет известно противнику.
Конечно, странно, что конница в старом издании движется со той же скоростью, что и пехота с артиллерией. Но и в новом скорость даётся всей армии, даже если она состоит только из конницы.
Схема боя чертовски похожа. Можно сказать, что в новом издании используется принцип старого, но с выключением кубика. В старом же сила подразделения определяется броском кубиков + модификаторы. Количество кубиков зависит от эры, в которую войска производились. Чем ближе к нашему времени, тем больше кубиков. Так что какую сторону примут противники рандома, уже понятно ))
Отдельно стоит сказать о переходе в новую эру — в старом издании это довольно значимое событие. Все оставшиеся технологии прошлой эры дешевеют в 2 раза, чудеса перестают работать, а старых воинов можно продать за 1/5 цены. Новые всегда существенно сильнее, хотя и дороже. И переходят все сразу, как только куплено хоть одно открытие новой эры (не забываем о дереве технологий, так что это не так просто). Переход в новую эру тоже хороший и действенный инструмент ослабить противника, обложившегося эффективными чудесами света.

Карта. Старое издание радует большей картой, весьма похожей на карту мира с историческо-абстрактыми названиями. В новом картой служат квадраты с сеткой ячеек 4х4. И заготовьте место побольше. Новое издание можно разложить на среднем столе, площадка для карточек войск и построек уместится на паре табуреток, а остальную мелочь тоже можно разложить вокруг. А старое издание требует действительно большой стол и дополнительное место для компонентов.

Победа. Оба издания предлагают 4 варианта победы. И тут отличия очевидны. В новом игрок, выполнивший условия победы, сразу становится победителем. В старом победу дают только за 2 условия — тотальное завоевание (все поселения на карте принадлежат одному игроку) и технологическую/космическую (запуск корабля к Альфе Центавра). Ещё 2 — дипломатическая (постройка ООН) и военная (программа «Союз-Апполон») дают игроку возможность объявить конец игры, а дальше победа считается по очкам (поселения, технологии, чудеса, бонусы). С ними надо аккуратно, это тоже неплохой инструмент протянуть игру и добавить себе очков до окончания игры.
Реиграбельность. При первом рассмотрении новое издание кажется по этому пункту более привлекательным — в каждой игре карта отличается от многих предыдущих, смена расы приводит к изменению стиля игры. В старом же карта неизменна, рас нет. В защиту старого издания хочу сказать, что расстановка первых поселений по принципу «Колонизаторов» и наличие в каждом секторе случайно выбранного маркера исследований неплохо компенсирует эту ситуацию.
Определение критического ресурса в старом издании каждый ход даёт кому-то из игроков дополнительную прибыль, причём весьма ощутимую. Какой ресурс окажется у вас в начале игры — непредсказуемо, как и результат броска двух кубиков. Так что просто не удастся повторить сценарий игры при всём желании.
Краткое резюме. При игре создаётся впечатление, что старый вариант делал поклонник первой «Цивилизации Сида Мейера» (как, в общем, и сказано в правилах от имени Гленна Дровера). В итоге получилась интересная, но несколько перегруженная игра. Лично меня это не напрягает, а даже радует. Новое издание выглядит как попытка сделать игру проще, удобнее, а также подходящую для игры менее увлечённым людям. На мой взгляд попытка удачная. Условности в настольных играх — вещь совершенно нормальная, вопрос скорее в том, напрягают они в процессе или нет.
А вот сказать, какая из них лучше, не могу. Цепляют обе, каждая по-своему. Иногда появляется желание спаять из двух эти шедевров один идеальный. Но это только после, а не во время игры ))