-AdRiver-
Yogsotot написал 12 минут назад к игре World of Warcraft: Настольная игра: # Добрый день! Продаю один экземпляр, игра играна раза 3-4, коробка немн...
Evgenii написал 12 минут назад к игре Raiders of the North Sea: # Здравстуйте. Подскажите, а чем отличается первое от второго издания?
DIC написал 20 минут назад к игре Cyclades: # У меня со всеми допами, и всё лежит в куче зипов, особенно муторно зда...
Siar написал 22 минуты назад к игре Azul: # Неужели нельзя хотя бы поставить ограничение на спам? Скажем, не более...
Waller написал 25 минут назад к игре Космическая тревога: # Играл соло, вдвоем, большим составом. 4-5 - треш и угар, паника и наиб...
С миру по нитке [25.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки издательс...
Опрос «Настольные игры сегодня»
Масштабное исследование индустрии настольных игр.
С миру по нитке [24.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Звезда» осенью 2...
Портал в мир приключений [24.05.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: Н...
С миру по нитке [23.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинка издательс...

Ardenis

Септикон: битва за угар

Статья опубликована в рамках конкурса «Рыцари круглого стола 2014», 12 апреля 2014

Информация

добавить
игры Септикон
Дата: 12 апреля 2014
Оценка пользователей
8.3644
-

Бей первым и никогда не останавливайся на полпути — таков закон кочевников, и они абсолютно правы.

Гарри Гаррисон, «Смертоносные миры»

 

Жанр Tower Defense — редкий гость в настольных играх. В то время, как у любителей компьютерных игр есть масса возможностей почувствовать себя Доблестным Защитником Цитадели, отбивающим орды мерсских зохватчегов, будь то реализации на движках популярных игр (Warcraft) или отдельные игры (Kingdom Rush), среди настолок навскидку приходят на ум разве что Stronghold и «Блиндаж». Согласно канонiчным правилам жанра, всё перечисленное выше — это «асимметричные» игры, когда один игрок находится в осаде, а другой (AI на PC) её ведёт... Однако есть и симметричный вариант — два замка, которые одновременно генерируют войска для уничтожения вражеской цитадели и выстраивают защиту от чужих орд. На компьютере реализация этой идеи вылилась в DotA, а в настольном мире появился «Септикон»

 

ALL YOUR BASE ARE BELONG TO US


Правда, здесь нет фентезийных монстров и средневековых замков, их место заняли ядерные ракеты и орбитальные станции (которые здесь называются «Септиконами»). И это, скорее, плюс — ведь придаёт игре дополнительной оригинальности, как и «ретро-футуристическая атмосфера а-ля FallOut и Bioshock», заявленная в описании (и воплощенная в иллюстрациях). Собственно, уже одно это словосочетание способно повлечь за собой повышенное слюноотделение и занесение в вишлист. В моем случае всё зашло ещё дальше — во время очередного междугороднего обмена настолками мне предложили новенький «Септикон» в обмен на бывалый Small World. Сомнений в том, что обмен будет оправдан, практически не было — ведь помимо жанра и антуража игра должна была порадовать большой вариативностью, и ничего, что она строго на двоих игроков (хотя есть версия на четверых любителей гигантомании). Меня должно было насторожить разве что количество еврокубов (а я не люблю чистые евроигры, связанные с экономикой), но тогда я не обратил на это особого внимания (звучит тревожная музыка).

 

А теперь мы попробуем со всем этим взлететь


Так вот, здесь 166 деревянных разноцветных еврокубиков, радующих глаз! Это станционные ресурсы и снаряды, а временами и то, и другое. Практически все цвета радуги, на которых возложены различные функции (отмечу, что здесь перечислена только часть из доступных игроку):

  • Красный (ракеты) — запуск ракет (спасибо, кэп).
  • Уранжевый (оран) – создание БОЛЬШИХ АТОМНЫХ РАКЕТ КЛАССА «КУЗЬКИНА МАТЬ».
  • Жёлтый (энергия) — пиу-пиу лазерами, анти-пиу-пиу щитами и перехват сателлитов.
  • Зелёный (биомасса aka офисный планктон) — вербовка шпионов и запуск термитных мин.
  • Белый (митол!) — ремонт станций и запуск сателлитов.
  • Синий (кислород) — ввод в игру новых миплов-клонов.
  • Фиолетовый (биодроны) — запуск десантных капсул со злыми миплами.

А ещё, как вы уже могли заметить, кроме кубиков есть миплы, которые могут быть клонами, биодронами или шпионами (на выбор игрока). Причём их можно вооружать одним из трёх видов оружия и убивать двумя из них (ибо взрывчатка — только для разрушения станции).

 

А ещё в игре есть 6 элементов паззлового поля, которые моделируют 2 станции и кусок открытого космоса между ними. Именно на поле расположена куча значков, символизирующих отсеки станции, выполняющие различные функции. Здесь же располагаются еврокубы и миплы, да и собственно здесь всё и происходит. Полиграфия годная (логотип игры в космосе вообще шикарен, хоть и немного мешает играбельности), поле стыкуется отлично, но на стыках относительно уязвимо.

 

Возможно, бойню вызвала не урановая конкуренция, а тщетная попытка уничтожить голографическую рекламу

 

А ещё в комплекте прилагаются два красивых полупрозрачных шестигранника. Здесь должна прозвучать тревожная музыка для ненавистников механики «кинь-двинь», но я её не слышу, так как не являюсь таковым %)

 

А ещё — картонные жетоны сателлитов, энергощитов и повреждений. Вот где-то на этом этапе знакомства с игрой восторженное «ух ты, сколько всего» может трансформироваться в озадаченное «ох блин, сколько всего».

 

Ведь ещё к игре прилагаются правила и памятки, а также разбор сферической партии в вакууме. Всё это призвано помочь разобраться в имеющемся разнообразии... В теории. На практике же лучше ещё дополнительно распечатать официальный 9-страничный FAQ. Увы, некоторые куски информации есть только в памятке, но не в правилах, и это поначалу сбивает с толку, как и вычурные литературные сентенции в тех местах, где хотелось бы получить однозначные ответы. Всё-таки в этом плане мне больше нравится оформление правил Galaxy Trucker, когда шутки-прибаутки не отвлекают от попыток разобраться в игровом процессе. 

 

Глупый мипл робко прячет тело жирное в ресурсах... Пардон, я не отвлекаю? %)

 

И вот здесь располагается прям-таки идеальное место для того, чтобы перейти от краткого обзора компонентов к ещё более краткому разбору правил. Тем более, что для меня, как для относительно олдскульного геймера, геймплей важнее графики. Конечно, не настолько, чтобы играть исключительно в абстракты, но всё же, если красивые компоненты могут вызвать интерес к игре, то поддержать его сможет только хорошая механика.

 

Механика же здесь завязана в том числе на D6: каждый ход мы бросаем этот «генератор случайных чисел» и двигаем одного из миплов по клеточкам станции на выпавшее число — активируем соответствующий отсек, боевой или не очень (тут множество вариантов, чем шандарахнуть или защититься от вражеского шандараха в случае боевого отсека и производства/обмена ресурсов в случае небоевого) или же выводим наводчика на поверхность (пока не выведем — никаких шандарахов) — все враждебные боевые единицы, которые могут это сделать, наносят друг другу повреждения — передаём ход.

 

Казалось бы, царство рандома, но миплов у нас несколько, и в начале игры мы вольны их расставить так, чтобы на каждый бросок могли сделать что-нибудь интересное (у новых клонов выбор тоже будет, хоть и ограниченнее). Так что позиции миплов — это один из ключевых моментов в игре. Вторым я бы назвал планирование. Конечно, можно хаотично постреливать в противника с помощью наводчиков всем, что подвернётся под руку — от лазеров до биодронов с ракетами и термитными минами вперемешку, не думая о ресурсах... Но в таком случае они могут кончиться до того, как будет выполнено победное условие, и тогда весёлые пострелушки превратятся в унылое восстановление ресурсов и починку станций («Хьюстон, у нас проблемы»), с чем лично я столкнулся в первых партиях. Помочь избежать этого должна заметка, написанная автором игры, где он рассказывает, как не затянуть партию.

 

Он узрел только край солнца, и оно уже ослепило его

 

Итак, в двух словах я бы охарактеризовал жанр «Септикона», как боевое евро. Изначально я рассчитывал, что в игре будет больше боя, чем евро, но соотношение боевых и производственных отсеков практически 1:1 как бе намекает. Поэтому, несмотря на то, что бросков кубиков тут больше, чем в том же Galaxy Trucker, рандом здесь призван добавить отнюдь не хаотичного веселья, а скрипа мозгам игроков. То есть кубики выступают, скорее, ограничителем количества решений, чем способом внести разнообразие в игру (это не баг, это фича). Иначе паралич анализа был бы обеспечен. Но даже с таким ограничителем количество действий, доступное игроку, впечатляет. И чем больше миплов на станции игрока, тем больше вариативность. Так что с разнообразием в игре проблем нет, как и с возможными тактиками боя, однако война должна быть подчинена экономике, а её наличие, увы, вызывает у меня скуку. В общем, лично я оказался в какой-то мере разочарован игрой, но это не значит, что она плоха, всё же о вкусах не спорят. Да и партий сыграно не так уж много, возможно, у меня ещё будет шанс получить достойный игровой угар от «Септикона» %)

 

Впрочем, я бы не отказался поиграть в облегчённо-агрессивный вариант «Септикона», в котором было бы меньше копания в ресурсах, больше противостояния. Возможно, здесь могут помочь хоумрулы. Например, двигать двух миплов сразу по двум броскам кубика для ускорения игры. Или каждый ход начинать с добавления одного из ресурсов на выбор игрока. Или добавить ключевые точки, которые нужно повредить для уничтожения станции (кстати, можно реализовать режим Capture The Flag)). В конце концов, можно просто уменьшить поле и дать возможность игроку использовать сателлиты в качестве боевых снарядов:

 

Брюки превращаются... в космический adBlock


Здесь же стоит отметить, что в своё время планировалось создание iPad-версии «Септикона». Для таких комплексных игр цифровой формат — отличный вариант! Хотя бы потому, что не нужно сверяться с правилами, если возникают непонятки. Однако на данный момент такой версии нет. Добавлю, что кроме базовой коробки, существуют ещё и мини-дополнения, появившиеся всвязи с кампанией на «Кикстартере» — уникальные герои и научные карты. Возможно, с ними игра обретает совсем другие оттенки, но на данный момент проверить это у меня нет возможности. Имхо, в качестве будущих дополнений сюда неплохо вписываются карточки событий, как в том же Galaxy Trucker (3x combo!). Хотя с другой стороны, есть риск перегрузки информацией. Впрочем, опять же, внедрение допов — это дело вкуса.

 

Наконец, хотелось бы поделиться прошлогодней репликой автора игры из обсуждения в группе ГРаНИ, посвящённого пустотам в мире настольных игр, в которой он допускает возможность создания новой игры в сеттинге средневековья (с учётом опыта «Септикона»):


«Два замка на движке «Септикона» — в принципе, ничего сложного. Нужно будет ввести несколько родов войск в качестве отрядов, отправляемых на штурм, и замедлить их скорость сближения. Убрать лазеры, оставить катапульты-ракеты. Отказаться от хрупкой экономики, порезать число складов, завязать победу на проникновение внутрь большого количества войск. В качестве кастомизации можно ввести карты, выкладываемые на поле, содержащие стены, башни, что-то ещё, они заменят механику наводчиков. Возможно, и какие-то мастерские с производственными отсеками, арсеналы.»

 

Резюме: «Жить хорошо, а хорошо жить ещё лучше». Вполне возможно, что в будущем у меня появится возможность сыграть в «Септикон» (10X COMBO!!!) моей мечты, однако даже то, что уже есть — вполне неплохо, учитывая совокупность всех факторов.

 

Фото-сопровождение статьи: Roman Novodvorskiy

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Waller написал 4 года назад: # скрыть ответы

Обзор хороший, фотографии вообще офигенные. Аффтару зачот и 100 грамм.

По опыту игры создались впечатления, что возможны несколько видов окончания партии:
1) новичок, который не вкурил еще в игровой процесс, проигрывает опытному сопернику;
2) двое колбасят друг друга из последних сил, и кто первый доколбасил благодаря ДАЙСУ, тот и молодец;
3) звездный десант - это наше все; к тому же, десантниками играть веселее всего, ИМХО;
4) хоумрулы хоумрулят, самый адекватный вариант; введение секторов, уничтожение которых означает проигрыш, считаю необходлимым в базовых правилах.

Ardenis написал 4 года назад: #

спасибо, не пью, автору фоток передам)

соглашусь насчет веселой десантуры (3), а по поводу победных секторов (4) подумал, что по сути в какой-то мере ими можно считать склады, перерезание доступа к которым влияет на победу, о чем я не упомянул в статье. с другой стороны только что пришел в голову вариант со взрывоопасностью некоторых точек (эдакие атомные реакторы), которые взрывались бы, как ядерная ракета (и хорошо бы, думаю, если бы диагональные клетки тоже задевались)

MisteriG написал 4 года назад: # скрыть ответы

То бишь ресурсы-ресурсы-ресурсы-один раз пиу. Повторять до победного конца одной из сторон))

Ardenis написал 4 года назад: #

Ну не совсем так, я написал, что соотношение примерно 1:1) Наверное стоило бы расписать это более подробно, но так как Гравицапа и Petsar в свое время сделали по Септикону обстоятельнейшие обзоры (прикреплены к карточке игры), то я решил свой сделать максимально кратким, так как не люблю повторяться.

В общем, этот момент щаз немного распишу. Дело в том, что практически каждое действие требует определенного ресурса или даже двух-трех, а начинаем мы с определенным запасом, который в принципе можно единовременно потратить на серию залпов из всех пушек, но эта серия должна быть рассчитана максимально убийственно, потому что может оказаться, что добивать нечем, а противник может починиться и ответить. Так что пропорциональность и последовательность "пиу-ресурсы" - исключительно на совести игрока, но стоит забывать, что без ресурсов не будет никаких пиу)

Waller написал 4 года назад: #

Скорее так: пиу-пиу-пиу... упс... ресурсы-пиу-ресурсы...

Tirkator написал 4 года назад: # скрыть ответы

Война подчинена экономике. Ага, нет экономики = нет войны ))

Спасибо, читал не без удовольствия.

Ardenis написал 4 года назад: #

кстати, вспомнил, что c Эклипсом у меня в свое время была похожая история, хотя там менеджмент ресурсов происходит по-другому)

спасибо за отзыв, рад стараться)

Avalanch написал 4 года назад: # скрыть ответы

Спасибо, обзор по деловому понравился.

Ardenis написал 4 года назад: #

спасибо за спасибо)