| С миру по нитке [23.09.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Когда приедут,... | |
| Идут сборы на Hellbringer: Bestiary & Forbidden Spells | |
| Карточный данжен кроулер в духе "Дьябло". | |
| Идут сборы на игру Interstellar Adventures | |
| Кооперативная головоломка про исследование космоса. | |
| Идут сборы на B.E.L.O.W.: Asylum | |
| Элитные агенты сражаются с потусторонними ужасами в психушке. | |
| Идут сборы на Druid Path | |
| Карточная соло игра про приручение зверей-Бистборгов и борьбу с темными друидами... | |
| игры |
Звёздные империи
|
| компании |
Wise Wizard Games
Hobby World |
| Дата: | 09 октября 2014 |
![]() |
| 8.9167 |
![]() |
- |
В далёком будущем человечество расселилось по Галактике и разделилось на три ветви: Звёздную Империю, Торговую федерацию и Технокульт. Как нетрудно догадаться, особой любви и тёплых чувств между ними никак не наблюдалось… И даже появление на сцене расы Чужих — этих, не мудрствуя, стали называть просто Слизнями, — ситуацию не изменило.
Само собой разумеется, что все радостно (кто-то более, кто-то менее) начали готовиться к большой победоносной войне. Но ей ещё предстоит разразиться, а пока в Галактике имеет место быть тот самый пресловутый худой мир. Будущие альянсы пока только складываются, а полевые командиры космоса — так сказать, звёздные кондотьеры — охотно берут в свои отряды любых наёмников.
Поздравляю. Один из таких кондотьеров — это вы.
Именно таков сеттинг игры «Звёздные империи» (в оригинале Star Realms). Игры, которой выпала нечастая судьба — стать успешной ещё до своего выхода на рынок.
Дело тут в том, что это первый и пока единственный проект компании White Wizard Games — ради которого компания и была затеяна, а средства на издание игры были собраны через всем известный Kickstarter. Было то в 2013 году, проблем с деньгами не возникло… И, надо сказать, игра все ожидания оправдала — на данный момент (а эти строки написаны в начале октября ’14) «Звёздные империи» занимают в рейтинге BGG весьма высокую 117-ю позицию. За границей уже два тиража разлетелись как горячие пирожки, готовится третий… А между тем в Росcии вышла локализация от «Мира хобби».
Одним из авторов игры является Роб Догерти — соавтор Ascension, кто не знает, а ещё про-игрок Magic the Gathering, — и он утверждает, что ставил своей целью создать колодостроительную игру, в которой геймплей максимально напоминал бы коллекционные карточные игры (ККИ) типа той же MtG. Цель не новая. Удалось ли разработчику её достигнуть? На мой взгляд, да. Давайте взглянем подробнее.
В глаза сразу бросается необычный форм-фактор: маленькая коробочка (в локализованном варианте её размеры всего лишь 10×15×4 см), рассчитанная на двух игроков. Если предполагается играть более чем вдвоём, то на каждую следующую пару играющих нужна дополнительная коробка. Из чего следует, что первичным считается всё же дуэльный вариант… Хотя, если заглянуть в правила, то там найдётся много интересного не только для двоих. Можно даже устраивать самые настоящие рейды.
Я употребил слово «дуэль» не зря — это боевая игра. Можно сказать, америтреш в мире декбилдинга. Который, если кто не в курсе, начинался как махровый еврогейм — ну, в «Доминион», наверно, все играли. Если вспоминать боевой декбилдинг, то это замечательный Nightfall, а америтреш-декбилдинг — Ascension… Опа!
Ну да, ещё один проект, в котором Догерти был соавтором. При внимательном рассмотрении оказывается, что механики «Империй» и «Возвышения» весьма схожи… но «Империи», отдать должное разработчикам, получились намного глубже и динамичнее. Хотя и какими-то… Несколько менее душевными, что ли.
Что представляет собой игровой процесс? У каждого есть хитпойнты — в правилах они названы «очками влияния», а по-русски так можно сказать короче: понты. (: Каждый пропущенный удар эти понты сбивает (чем больше пропущено, тем, понятно, обиднее) — и конец игры наступает, когда кто-то выведет всех своих оппонентов в разряд беспонтовых.
Кроме понтов, есть два вида ресурсов: сила и деньги. Первую как раз вкладывают в удары по оппонентам, вторые в торговлю. Потому что действует основной принцип декбилдинга: вы начинаете с простенькой персональной колодой, затем по ходу игры совершенствуете её и тут же параллельно этой колодой играете. В отличие от евро-декбилдинга, здесь состояние колоды в конце игры не играет ни малейшей роли: всё определяется исключительно понтами либо их отсутствием. (:
Каждая карта представляет собой либо космический корабль, либо базу. Корабли играются однажды в свой ход и затем уходят в персональный сброс, базы остаются в игре и приносят своим владельцам какую-то пользу. Ну, вроде как артефакты в коллекционных карточных играх.
Всё это звучит достаточно похоже на концепцию «Возвышения», но не будем торопиться с выводами. Отличий более чем достаточно.
Прежде всего, в «Звёздных империях» очень сильно развита фракционность. В «Возвышении» фракции вроде бы и есть, но карты объединены в них лишь по функциональному сходству — полноценную фракцию со внутренним взаимодействием представляют собой лишь Механики, да ещё в одном из дополнений как-то цепляются друг к другу Жизнепоклонники, вот и всё.
В «Империях» всё честно — помимо функционального сходства, карты внутри фракций допускают активное взаимодействие, заметно (очень заметно!) усиливая друг друга. Как уже говорилось, всего имеется четыре фракции: Звёздная Империя, Торговая федерация, Технокульт, Слизни. В них немножко по-разному делается упор на сочетание боевой мощи, генерации денег и добора карт в руку, а кроме того, каждая фракция имеет три уникальных, только ей присущих свойства. Одно распространённое (реализованное несколькими картами) и два редких (присутствует лишь на одном-двух видах карт).
Звёздная Империя умеет заставлять оппонентов сбрасывать карты с руки, ограничивая тем самым их действия. Такие вот они злобные. Редкие возможности — замена карт на руке имперца и боевой бонус всем его кораблям.
Торговая федерация умеет увеличивать собственные понты. Такие вот они изворотливые. Редкие возможности — делает свежекупленные корабли быстродоступными и даёт в руку дополнительные карты за имеющиеся базы.
Слизни умеют выбрасывать из игры предлагаемые для покупки корабли и станции, делая их недоступными для других игроков. Такие вот они мерззсские. Редкие возможности — дают карты в руку за разыгранные в свой ход слизневые карты и позволяют халявно приобрести корабль на топдек.
Технокульт позволяет выбрасывать из своей колоды («утилизировать») ненужные слабые карты. Такие вот они рациональные и умелые. Редкие возможности — умеют копировать другие корабли и могут построить станцию, являющуюся универсальным союзником для любых фракций.
Упоминание о союзнике требует пояснения. Дело в том, что каждая карта игры может иметь от одной до трёх способностей:
Последним типом способностей нельзя пренебрегать! Это та самая соломинка, способная переломить хребет верблюду… И бросать такие соломинки в верблюдов-оппонентов придётся часто. Разумеется, с обдумыванием — окажет ли это заметный эффект, может ли ещё понадобиться изгоняемая карта, и есть ли у неё вообще шанс быть разыгранной ещё хоть раз.
Сочетания фракций реально работают и позволяют выстраивать определённую линию игры. Скажем, альянс Технокульта и Слизней — это безудержная прокачка боевой мощи колоды, плюс, некоторые средства ограничить развитие соперников. Альянс Империи и Федерации — умеренная боевая мощь, но зато обеспеченные тылы (в виде наращиваемых понтов), и гадости соперникам на сброс карт с руки. Ну и так далее.
Скажу ещё и о базовых картах игры. Их всего три вида: «штурмовик», «разведчик» и «исследователь». Первые два примитивны, это стандартная основа декбилдинга. А вот «исследователь» при всей кажущейся простоте вовсе не так прост!
Эффект «исследователя» дословно означает следующее: «Получите +2 к торговле. Изгоните эту карту: получите +2 к бою».
Представьте, что вы разыграли такого «исследователя», и карта находится в игре. У вас есть аж целых три варианта, как ей воспользоваться.
Во-первых, можно ничего с ней не делать, и она в конце хода обычным образом пойдёт в дискард. Вы получите всего лишь стандартные «+2 к торговле».
Во-вторых, можно её изгнать. Вы получите ещё «+2 к бою», но уже разрешившиеся «+2 к торговле» никуда не делись. Изгнанный «исследователь» по правилам возвращается в свою торговую стопку, и стоит он как раз две деньги, так что можно тут же выкупить его обратно и положить в дискард. Сухой остаток — «+2 к бою», полученные от карты, правда, не розыгрышем, а сбросом с руки.
В-третьих, можно разыгранную карту изгнать, получить оба эффекта, но деньги потратить на что-то другое. В этом случае «исследователь» даст вам «+2 к бою» и бонус к апгрейду — это «что-нибудь другое» купить.
Это довольно хитрый подход к стандартным картам, которые в декбилдинге обычно довольно унылы. Придумавши такой финт, разработчики, помимо прочего, уменьшили количество карт в коробке и тем самым снизили цену на игру…
Ещё одно отличие от «Возвышения» — базы. Да, они подобны артефактам: будучи однажды разыгранными, лежат себе на столе и приносят какую-то пользу. Но, что весьма существенно, их можно атаковать. Причём некоторые базы являются аванпостами — пока хоть одна такая есть в игре, атаковать её владельца нельзя, все атаки прежде всего идут на аванпосты… И если сил на их уничтожение не хватает, то могут пропадать зря. Базы, не являющиеся аванпостами, атаковать не обязательно… Но, как правило, это очень-очень желательно. В общем, придётся неоднократно чесать репу на этот счёт.
Ну и, наконец, ещё одно существенное отличие. В ряде обзоров (как российских, так и зарубежных) мне доводилось встречать такое утверждение: какая, дескать, разница, снимать победные очки с общего пула или с чьего-то персонального? Сути это якобы не меняет, всё равно же условием окончания игры является исчерпание пула.
Так вот, разница есть, и ещё какая! Всё просто: в «Возвышении» у игроков нет средств влиять на очковый пул, кроме как брать из него очки наградой за убиение монстров. В «Империях» же такие средства есть — это ключевое свойство Торговой федерации! Мне доводилось видеть реальные партии, в которых слабенькие торговые флоты ме-е-е-е-едленно, но методично выносили сильномогучих технокультистов со слизнями — просто в силу того факта, что торговцы оперативно зализывали раны, а их противники такой возможности не имели.
Ничего подобного в «Возвышении» выстроить нельзя, там просто нет и не может быть аналогов такой стратегии. А тут запросто. Хотя партия получится затянутой, что для «Империй» не очень типично. Это всё же яростная и очень динамичная боёвка.
И, кстати, очень хорошо сбалансированная! Попробуйте-ка пройти кампанию в компьютерной версии, и вы сразу это прочувствуете. Казалось бы — в стартовой колоде бота-соперника заменена всего одна карта, причём на что-то не особо сильное… А чтобы его в таком виде победить, придётся уже очень сильно постараться! Попробуйте-попробуйте, благо это бесплатно! Сайт игры находится здесь, там есть ссылки на версии для разных платформ.
Компьютерная версия получилась просто великолепной. На халяву вы получите возможность сражаться со слабеньким искусственным интеллектом (вполне достаточно, чтобы понять суть игры и оценить её привлекательность лично для вас) и пройти часть кампании (шесть миссий) на стандартном уровне сложности. Заплатив денежку, вы получите онлайн-партии, средний и мощный уровни искусственного интеллекта, плюс, дополнительные девять миссий кампании и возможность проходить её на высоком уровне сложности (мало не покажется!).
Что самое интересное, денежку достаточно заплатить лишь единожды, и вы получите продвинутые возможности на все платформы разом. Сделано просто и изящно: разлочка наступает по факту входа в онлайн-лобби, а зарегистрироваться там можно лишь из уже разлоченной версии. Искусственный интеллект на мощном уровне реально силён, и вам понадобится несколько десятков партий, чтобы научиться играть с ним на равных…
В общем, White Wizard Games на все сто процентов отработали доверие, оказанное им на «Кикстартере». Не придерёшься. Игра получилась реально шикарной.
Если же говорить о локализации, то к «Миру хобби» придраться традиционно можно — их переводчики традиционно криворуки.
Чтобы не ходить далеко за примером… Ну, вот среди карт Торговой федерации появился загадочный «Катер». Заглянув в оригинал, находим исходник этой карты — Cutter. Переводчик явно не имеет ни малейшего представления о существовании такого типа парусного судна, как куттер. Их специфические мореходные качества (высокая маневренность и парусное вооружение, позволяющее ходить очень круто к ветру) делали куттеры идеальным вариантом для оборотистой каботажной торговли, контрабанды и береговой охраны. Судя по художественному тексту карты, представленный картой корабль обладает сходными качествами, потому так и назван. К счастью, на механику игры подобные ляпсусы не влияют, но, как говорится, осадок остался…
А чисто технически локализация выполнена хорошо — применительно к моему экземпляру я не смог придраться по качеству. Карты нормальные, плотные… Ну, протекторы, конечно, крайне желательны, так это везде так. Можно брать, достойно получилось. И, главное, оперативно.